Дмитрий Фоменков.
 
Байдарочный маршрут Ландех - Лух (70 км)

Маршрут: пос. Нижний Ландех  - р. Лух (15 км) пос. Талицы (10 км) - пос. Фролищи (50 км)

Время 28 апреля - 2 мая 2000 г.


Две байдарки, «Таймень - 2» и «Салют - 3». Восемь человек, из них двое детей - десять и одиннадцать лет. Уровень воды средний (в конце апреля было очень тепло, и к началу мая вода стала спадать).

 карта


Общая характеристика


      Общая характеристика взята из описания маршрута М. Поляковым 29.04.95 - 01.05.95 из Интернета.
      Описание маршрута также базируется на отчетах М. Полякова и Г. Байды.
Лух - совершенно замечательная река на стыке Ивановской, Нижегородской и Владимирской областей. Очень живописные места, чистые и малонаселенные.   Хорошие сосновые и смешанные леса. В среднем течении Луха (то есть на описываемом участке) много удобных стоянок. Река достаточно популярная среди туристов, но проблем с выбором места не будет. Один из лучших маршрутов для средней полосы России.


Заброска


    На автомобиле ГАЗель от Н.Новгорода через Заволжье, Пурех, Пестяки до пос. Н.Ландех.  После Пуреха нужно ехать в направлении Чкаловска до реки Троца и деревни Карабасиха. Затем надо свернуть налево - там хорошая прямая дорога до Пестяков. Дорога Пурех - Пестяки, обозначенная на картах, которая идет через деревни Боброво, Белая, Шалаево, в весенне-осенний период, а также после дождей проходима лишь для тракторов, так как идет через поля или поле - так нам сказали местные жители. Самостоятельно мы ее не нашли, нет ни одного указателя, а местные указывали на другую дорогу, по которой мы и ехали.
     Расстояние от Н.Новгорода до Н.Ландеха около 200 км. Доехав до моста в поселке Н.Ландех, нужно свернуть налево и доехать до мостков. У реки стоит банька, правда, не действующая. От моста это недалеко. Тут удобно делать стапель и собирать байдарки. Места много, хватит и для 10 байдарок.


Ландех
28 апреля
      Стартовали в 16.00 (Прибыли в поселок в 14.30, собрали байды, перекусили). На другом берегу, напротив стапеля, шикарный вид на церковь (фото 1., 8) Вообще Ландех ужасно петляет возле поселка, речка очень мелкая. Даже весной было видно илистое дно. Много стоит заборчиков и сеток, но они не мешают движению. Заборчиков и сеток достаточно по всей реке, и на Лухе они тоже есть. Приходишь к выводу, что летом Ландех действительно не проходим. От поселка Ландех течет по заболоченной местности, но место для стоянки найти можно. Пройдя одну шикарную стоянку, на которой, судя по всему, «турье» уже начало «открывать сезон под углом 40%», моя дочь затем прозвала их «кричащие и шумящие», мы через десять минут ходу встали на ночевку. Время было 17.00, прошли около 5 км. Вода была теплая, светило солнце, поэтому некоторые искупались. Подняв флаг «Берегите природу - твою мать», мы тоже открыли сезон. Дальше все как обычно - обед, водка, шашлык, песни под гитару, отбой. (Шашлык народ велел отметить особо - обалденный.)

Ландех - Лух
29 апреля
    Утром отошли в 11.00. Действительно, на ночевку лучше вставать до моста узкоколейки или сразу после него, но тут проходит автомобильная грунтовая дорога, «идущая в брод» рядом с мостом. До моста узкоколейки будет разрушенный, свисающий над водой, навесной пешеходный мост. Дальше места для стоянок и тем более для ночевки, найти труднее. Ниже по реке, в километрах двенадцати от поселка, есть шикарная стоянка, мы там обедали. Встали на обед в 12.30, отошли в 14.30. Коряг, завалов, труб, столбов, расчесок, которые могли бы испортить настроение, на реке не наблюдалось. Через два километра Ландех впадет в Лух (фото 2, 3, 4). В разлив очень красиво, по сравнению с летом, стоит сфотографировать. Летом место впадения Ландеха в Лух, для тех, кто идет по Луху, менее заметно - при низкой воде можно проглядеть. Где-то через километр будет «Березовая аллея», река идет по прямой вдоль берез (фото 5). После аллей, их две, на правом высоком берегу будет стоять памятник. До деревни Взвоз останется пройти, кажется, километр-полтора. После деревни, пройдя ЛЭП, будет видно водонапорную башню Талиц.

       Вскоре будут и сами Талицы. Там можно  пополнить продукты, есть три магазина. Строится новый автомобильный мост. Труб и бревен не было видно, но лучше под старым мостом идти вторым слева пролетом. После Талиц (фото 6) проблем со стоянками не будет, хотя на майские праздники количество байд на реке напоминает демонстрацию. Через пять-десять минут после Талиц будет очень красивый левобережный Крутой Яр, на нем еще прикреплена коряга, напоминающая человечка. Примерно через 5 км от Талиц на участке протяженностью около двух километров есть отличные стоянки, где можно делать дневки. Но, к сожалению, все стоянки этого участка были заняты, и мы встали чуть ниже в 18.00. На правом берегу небольшой пляжик, столик, костровище. Ориентир последней хорошей стоянки этого участка - река резко поворачивает вправо, слева - заводь, с противоположной стороны заводи в нее впадет ручеек, через него есть мост и идет грунтовая дорога. На карте дорога обозначена. Места потрясающие, очень красиво.


Лух
30 апреля
      Утренний дождик не испортил настроения. Ветер разогнал облака, появилось солнце, но заметно похолодало и усилился ветер. Двинулись дальше в 10.30. Вскоре, часа через два ходу, река поворачивает резко влево и течет, можно сказать, назад, как бы огибая полуостров. Перед поворотом, прямо по ходу, заводь. Из нее есть протока в реку. Сам остров - с высоким правым берегом, на нем растут молодые березки, если войти в заводь и идти через протоку, можно увидеть беседку. С самой реки она не видна. Дальше ориентир - железный сарай на левом берегу и ЛЭП. На карте она не обозначена. Ниже места очень хорошие, стоянки со столиками и даже навесами. В 13.30 встали на обед, отобедав, двинулись в 14.30. Когда появится хижина из хлама на левом берегу с надписью «Подумай, нужен ли ты здесь», целесообразно искать место для дневки. Начинается участок длиной около трех километров с прекраснейшими стоянками. До моста-узкоколейки у Фролищ осталось около 10-15 километров. Турслеты и «Звездочки», проходят теперь ниже Фролищ. На ночевку встали 18.20 на левом берегу рядом с устьем реки Пурежки. Тут к реке подходит дорога, а в 200 метрах есть жилье. Хорошая стоянка на правом берегу была занята. Погода портилась. Стало заметно холоднее, хотя и светило солнце. Дул сильный порывистый северный ветер. Ниже до моста-узкоколейки стоянок нет, вернее, есть одна - метров 800 до моста, с реки ее не видно, но к ней тоже подходит дорога и весной она подтоплена. Летом же ниже речки Пурежки вставать не стоит, так как уже чувствуется близость цивилизации. Ходят люди, молодежь катается на мотоциклах, грибники роятся.
       Вечерний ужин был праздничным - Пасха, пили чай с вафельным тортиком. (Христосовались же утром, каждый взял по вареному яйцу.) Затем с детьми играли в футбол и вышибалы. Группа поддержки, а именно гитарист, слишком быстро отрубился, выпив совсем немного.


Лух
1 мая
       Встали поздно. В небе летали «белые мухи». Пасмурно, по-прежнему дует сильный северный ветер, холодно. Так как Фролищи рядом, торопиться некуда - отошли в 11.30. Прошли три километра, появился мост-узкоколейка. У опор много топляка. Ниже моста, справа, есть хорошая стоянка. Напротив - «форт» с трубами, но не стоит забывать, что Фролищи рядом. От моста до Фролищ 7 километров. После ЛЭП река поворачивает налево, и открывается вид на монастырь (фото 7). На левом берегу, где ЛЭП, памятник стоял, летом 1998 года его видел. Весной 2000, как ни смотрели, не увидели. У автомобильного моста народ собирал байдарки, видимо, ждал машину, так как до станции от автомобильного моста далеко, а вот переговорный пункт рядом. Прошли еще километра четыре и встали в 13.30. Ориентир - ЛЭП через реку, метров триста от остановки еще одна ЛЭП. На месте остановки летом понтонный мост. Отошли немного от берега и поставили палатки, стали разбирать байды. У реки встать было невозможно: холодный северный ветер продувал насквозь. Снег шел весь день до следующего утра. Дети лепили снеговиков. Взрослые собирали дрова, жгли костер. Просушить байды на месте не представлялось возможным.


Лух
2 мая
       Утром по снежку да по морозцу сели на «кукушку» (поезд - дизель с двумя плацкартными вагонами, иногда добавляют еще один, но это может быть и товарный вагон). От реки до станции метров 400. «Звездочку» в этот раз, как нам потом сказали, провели по укороченной программе. Из-за холодов 1 мая народ уже разъезжался. Стоит также узнать точное расписание кукушки. У нас было наиточнейшее: «кукушка» уходит в 9.00. Но, зайдя на станцию, узнали, что завтра она уйдет в 8.30. В деревне у машиниста, видимо, свое понятие о расписании. После холода в «кукушке» было хорошо натоплено, мы мирно дремали. «Кукушка» идет до станции Ильино около 1 часа и всегда подходит к электричке на Нижний Новгород.
     Поход так быстро пролетел, и в город вовсе не хотелось.
 




   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |