Сергей Буткевич
Опыт сплава на рафте по р. Большая Лаба

(осень 95)


     Планируя осенний поход на Кавказ, мы рассчитывали выйти на маршрут совместно с уже поднатаревшей в использовании рафтов командой "Магрипа". Но судьба распорядилась по-своему, и в октябре на Кавказ мы отправились опять самостоятельно.
     Объектом наших притязаний стала река Большая Лаба. На этот раз нас шестеро, а в качестве судов - наш "уже бывалый" рафт модели "595" и каноэ "Егерь-Лосево".
     1-й день. Приехали поездом в Невинномысск, оттуда автобусом добрались до поселка Архыз (на р.Зеленчук). От Архыза на автомашине по долине реки добрались к перевалу Пхия.
     2-й день. Устроив лагерь под перевалом, поднялись вверх на разведку. Погода стоит облачная, временами проходит сильный дождь, тропы размывает прямо на наших глазах.
     3-й день. Дождик прекратился, это позволило нам без особого труда взять перевал Пхия (б.к. 2100 м). Спускаемся вдоль одноименного ручья. От самого перевала идет тропа до пос. Пхия, который стоит на берегу Большой Лабы. От перевала до реки примерно 25 км. За четыре часа мы прошли примерно половину пути. Один человек несет в рюкзаке рафт (без днищевых баллонов), другой - каноэ, остальные - их вещи и остальное снаряжение. Временами менялись рюкзаками.
     4-й день. Утром выпал снег. Продолжаем спускаться вдоль ручья. Если бы не частые завалы, до Пхии можно было бы сплавиться на каноэ. За пять часов дошли до берега Большой Лабы.
     5-й день. Собрали и надули лодки. Во второй половине дня начали сплав. Воды мало, река постоянно разбивается на протоки. Несколько раз суда садились на мели, часто приходилось обносить завалы. Через час довольно напряженного сплава рафт основательно застрял в завале. Вытаскивая рафт, экипажу пришлось искупаться, и, решив, что на первый день приключений нам достаточно, двумястами метрами ниже мы зачалились около приличной стоянки.
     6-й день. За три часа сплавились до каньона "Сосновый", уклон реки постепенно увеличивался, ширина уменьшалась, начали появляться валы высотой до метра и небольшие бочки. После моста скорость течения и высота валов еще больше возросла. Двумя километрами ниже небольшого селения по левому берегу - начало каньона. В самом начале него - порог "Прощай, Родина" (два слива - 1 и 1.8 метра, за первым мощная стоит бочка). Перед порогом разбиваем базовый лагерь.
     7-й день. Первую попытку преодолеть порог решили осуществить вшестером на пустом рафте. В бочке четверых выбросило за борт. Двоим из них удалось ухватиться за обвязку, остальные ушли в порог самосплавом. Второй, более пологий, слив и бочку рафт прошел практически без задержки, возможно этому поспособствовали зацепившиеся за обвязку члены экипажа. Ниже второго слива небольшой плес, затем несколько простых сливов и бочек. После них нам удалось догнать самосплавщиков и, уже вместе с ними, зачалиться к берегу. По берегу вернулись вместе с рафтом в лагерь.
     8-й день. Двоим из нас, по срокам, надо было спешить в Москву и они, забрав с собой каноэ, уехали. Оставшиесь вчетвером, мы решили пройти порог еще раз, но - с вещами. В первой бочке за бортом опять оказалась половина экипажа, уйдя самосплавом в следующий слив, после которого им удалось быстро выбраться на берег. Рафт подкусило в бочке, но оставшиеся в нем члены экипажа, зацепившись, вытянули судно и зачалились в ста метрах ниже. Дождавшись подошедших по берегу самосплавщиков, пошли дальше.
     Длина каньона 3 км, много сливов высотой до 0.8 м и небольших бочек, зачалиться практически негде. В километре ниже каньона "Сосновый" начинается еще один, в конце которого, по описанию, "после подвесного моста - слив высотой 2.5 м", поэтому, мы несколько раз чалились и просматривали реку. Нашли остатки подвесного моста, но слива в 2.5 не обнаружили. В каньоне, правда, есть из препятствий - несколько сливов по 1-1.2 метра, довольно мощных бочек и сужений до 10 м. Общая длина второго каньона примерно три километра, далее еще два - плес, затем мост, и в 1.5 км ниже него - каньон "Соленые скалы".
     9-й день. Первую часть каньона мы прошли на разгруженном рафте (вещи спрятали в лесу). Быстрое течени, много камней, сливов высотой до 1.5 м и бочек. Пустой рафт очень легко управляется. Половину каньона (примерно 3 км) прошли минут за пятнадцать. От сплава получили огромное удовольствие, так как, наконец, экипаж отработал слаженно. Причалив, оставили одного человека у рафта и втроем вернулись за вещами.
     10-й день. Во второй половине каньона препятствий почти нет, течение медленное, видимо, сказывается подпор порога на выходе из "Соленых скал". Порог мощный, из двух ступеней, с общим падением около трех метров. Вторая ступень - сплошная пена, прямо посередине слива торчит большой камень, по сторонам его проходы не шире 1.5 м - для рафта узко. Порог решили обнести. После "Соленых скал" река выходит на равнину. Проплыли два с половиной часа и встали на ночевку.
     11-й день. Опять начинаются протоки и мели, но завалов нет. Идем около четырех часов до поселка Курджиново. Среди препятствий - перекаты и несильные прижимы. Последние километры до моста река сильно замусорена, попадается арматура, которой мы пробиваем один из четырех днищевых баллонов. У моста чалимся, разбираем и сушим рафт.
     12-й день. Уезжаем автобусом в г.Курганинск, где садимся в поезд. Поход для нашего "Агенства Бендера" завершен.
     По возвращению в Москву узнаем, что ребята из "Магрипа" отправиляются на Белую, желаем им успешного сплава. Для нас Белая - задача на следующий сезон.