Светлая память погибшим ребятам...


 

Коллеги!

 

В различных форумах мы уже обсудили правильно ли было плавать с веслом, какой толщины должна быть веревка, какой должен быть спас и морковка. Все это хорошо и нужно. Я бы хотел сейчас затронуть еще один, наверное гораздо менее формализованный вопрос: как себя вел каждый человек и правильно он поступал. Об этом судить достаточно сложно, но я все же попробую.

 

* * *

 

Вся группа, посмотрев начало порогов (видимо около половины), решила перечалиться ближе к началу порогов, чтобы возможно еще раз все посмотреть. Была выставлена качественная страховка и для принудительной чалки, и на случай ухода судов в порог (страховка с воды Гассан и Черенков).

 

Итак, у последнего ката  (Курневич-Кулькова) через бревно происходит киль. Кулькова выпала из ката и сама быстро вылезла на берег. Аварийный кат начал уходить в порог и тутже сработала береговая страховка. Курневич видит спас конец в метре от себя, но кат, чтобы спастись, не бросает.

 

Правильно ли это? Видимо в тех условиях она решила, что да! Т.к. вроде бы ничего нештатного не происходит, килей она пережила достаточно, а кат жалко, за ней пошел самый сильный экипаж, да и вообще по всем антологиям несчастных случаев безопаснее оставаться в кате, чем уходить с него. При этом она могла не видеть водопада Спартак, который был достаточно далеко впереди, а может решила, что спасется еще до него. Сейчас мы понимаем, что ей надо было уходить с судна, но опыт и обстоятельства в тот момент говорили об обратном. Многие поступили также.

 

Гассан-Черенков отважно начали преследование. Ничего другого им не оставалось. Но в одном из первых серьезных мест они перевернулись. Понятно почему. Порога группа проходить пока не собиралась, его подробно не осматривали и тактики его прохождения выработано не было. Т.е. они пошли очень сложный порог «с листа».

Дальнейший самосплав трех человек был практически неконтролируемым, но даже не смотря на это, Гассан действовал абсолютно грамотно, пытаясь спасти двух своих товарищей. В какой-то момент он начал срезать вещи для разгрузки ката, что говорит о его полной адекватности ситуации. Затем, поняв невозможность оставаться с катом, покинул его.

 

Теперь вернемся к оставшейся группе.

По плану вся группа должна была перечалиться ниже по течению и начать прохождение порога. В результате перечалки последний катамаран лег, один участник успешно сразу выбрался на берег. Второй на кате и с веслом ушел дальше в порог, за ним тут же стартовал самый сильный экипаж. Оба ката быстро скрылись из виду и об их дальнейшей судьбе никто не знал. Т.е., вообще говоря, все шло, с точки зрения группы, если не штатно, то хотя бы достаточно контролируемо и больших опасений не вызывало. На фоне этого мнения группа решается через полтора часа ожидания перебираться на другой берег и ставить лагерь. Решение достаточно логичное, т.к. на этом берегу места не было, а проходить порог уже было поздно.

Итак, первый экипаж неплохо делает траверз, чалится на противоположный берег и ставит страховку. Стартует второй экипаж, но срывается и чалится ниже на этом же берегу. В этот момент группа понимает, что все не так просто, и, наверняка, начинаются некоторые разногласия. Это видно по тому, что Кулькова со вторым экипажем не пошла. Однако принимается решение повторить попытку. Вроде бы первый экипаж неплохо траверзнул реку, стоит страховка, ошибку, по которой не получилось в первый раз учли. Т.е. опять все контролируемо. Со второй попытки второй кат чалится.

Третий экипаж и Кулькова видимо долго обсуждали нужно ли переправляться. Мнения, я думаю, были следующие, что с пассажиром на раме переправляться тяжело, Кулькову оставлять одну неправильно, ночевать на этом берегу не хочется, вроде бы переправиться – это реально, тем более есть страховка, бояться совершить небольшую техническую перечалку (даже не прохождение порога) как неудобно и пр. Боюсь, что многие бы, как и они приняли бы решение переправляться. В результате: экипаж не перегреб струю и в последнее улово не попал, спасконец лопнул – т.е. череда технических ошибок, которые уже обсуждались.

Видела ли группа удар о дерево Захарова и киль ката непонятно – скорее всего, нет. В погоню за ними никто не ушел. И понятно почему – очень опасно + внизу должны быть уже два экипажа (их судьбы никто не знал), наверняка подстрахуют ушедший кат.

Итак, на окончание всех активных действий на воде расклад получился такой:

Утром выжившие встретились...

 

Какие ошибки были сделаны с точки зрения принятия решений всей группой в целом и каждым человеком по отдельности? Как вы видите почти все действовали абсолютно правильно и не поддавались панике. Я бы даже сказал, что все перемещения и действия людей после аварии, могут являться неким образцом поведения в подобных (не дай Бог) ситуациях. Очень не многие действовали бы так грамотно и хладнокровно. Ошибок, даже с нынешней точки зрения, практически не было!!!

Видимо основной причиной, как уже упоминалось, была недооценка сложности воды. Это ведь была уже категория не 3+, а все 5! А люди действовали и принимали решения исходя из категории 3+. С точки зрения этой категории все правильно! И Курневич осталась на судне, т.к. на 3 к.с. это самое правильное поведение. И каждый из нас не бросил бы судно с вещами. И перечалку делали тоже правильно, если бы это на самом деле не было 5 к.с. Из тактических ошибок я бы единственное отметил бы то, что группа не отправилась на поиски первых ушедших в порог катов. Даже если это не сложная река, все равно – могло произойти (и произошло) что угодно. Видимо должны были ребята прежде чем, начать предпринимать новые действия, пойти за товарищами. И кстати расстояние это позволяло – вся серия порогов была не более 10-ти километров. Это позволило бы избежать еще одной трагедии. Ну и конечно же технические проблемы, лопнувшая морковка и пр., что мы видели по обсуждениям в форумах.

Коллеги! Исходя из вашего опыта поправьте меня, если где ошибся. Что еще нужно учесть другим группам? Давайте подумаем вместе, как избежать таких страшных трагедий? К сожалению, это была не единичная авария с трагическим исходом, а целая череда событий, аварий и человеческих трагедий.

 

igric
igric@allmoscow.ru

О трагедии


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |