Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь 

УЗАКОНЕННЫЕ ОБЛАВЫ, или ЯКОРЬ ДЛЯ БАЙДАРКИ

 

Текст Кирилл Иванов, www.vslux.ru

 

Нужен ли байдарке якорь? Примерно так же как самолету стоп-кран. А нужен ли судовой билет для 4-х местного катамарана? Если так, тогда наверное, необходим и капитанский мостик. А техосмотр раз в год байдарки «Маринка»? Список несуразностей, с которыми столкнулись туристы в этом году можно продолжать до бесконечностей. А причина этому – новый КоАП и новые Правила плавания по внутренним водным путям РФ. 

 

С 1 января 2003 этого года введены в действие новые Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации. Соответственно, прежние, 85-го года, утратили свою силу. Новшество скажется на всех, кто имеет в своем распоряжении маломерные судна.
Новые правила, надо сказать, весьма существенно отличаются от прежних по структуре и содержанию.
Изменилось само определение маломерного судна. Под это определение попадают гребные лодки грузоподъемностью более 100, байдарки - более 150 и надувные суда - более 225 килограммов. Скоростным теперь является судно, скорость которого превышает 30 км/час. Ранее регистрация спортивных и военных маломерных судов (байдарки, каяки, катамараны, надувные лодки, спасательные, десантные плоты) не была предусмотрена КоАПом. Она и сейчас не предусмотрена. Просто такого понятия в КоАПе больше нет.

Изъятое из КоАП понятие спортивного судна, к которым, собственно, байдарки, катамараны и каяки должны относиться, превращает жизнь туриста в театр абсурда. Приравнять высокоскоростную моторную лодку к надувному плоту – равносильно тому, что приравнять мокик к гоночному мотоциклу, или запорожец к болиду «Формулы-1» (кстати, на них регистрационные номера кто-нибудь видел?).

В этом году ГИМС особенно активизировался в своей деятельности по отлову туристов, «незаконно» плывущих на байдарках и катамаранах. Кроме этого, известны прецеденты, когда плавсредство просто отбиралось у туриста (под видом «задержания»), что не входит в компетенцию ГИМС и противоречит законодательству.

ГИМС, воспользовавшись «дырой» в законодательстве, предписывают туристу зарегистрировать байдарку, каяк, катамаран в ГИМС и нанести название и бортовые номера на борт судна. Если на байдарке, катамаране, каяке, нет регистрационных номеров, или она, не дай Бог, вообще незарегистрирована, - турист сразу превращается в нарушителя КоАП. Скажем сразу: судя по всему ГИМС увидела для себя очень удобную кормушку: с туристов легко брать дань. И в заповедниках, и в псевдозаповедниках, и за удочку, и за шум… Теперь и за отсутствие зарегистрированной байдарки.

Далее еще интереснее. Каяк – словно машина – его водить надо уметь. И неважно, умеешь ты плавать или нет – главное иметь права на вождение байдарки. А на катамаране? А если четверо, то кто водитель?

Юрист и турист Михаил Трусков на сайте www.skitalets.ru дает интересную экспертизу абсурдности действующего законодательства в области регистрации байдарок и каяков.

«…Мы обязаны пройти в местном отделении ГИМС курс обучения вождения и получить удостоверение, разрешающим управлять маломерным судном. Это удостоверение мы обязаны постоянно иметь с собой при управлении судном, поскольку управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном, или передача управления судном лицу, не имеющему права управления, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда (п.2 ст. 11.8).
Вы будете смеяться, но та дискуссия, которая развернулась в нашем форуме насчет увеличения продольной жесткости байдарки "Щуки" прямо ведет нас по неверному пути (или по кривой дорожке), в конце которой нас ожидает все та же статья 11.8, которая прямо запрещает переоборудование судна и карается такими же штрафами.
Кто из нас не принимал на берегу речки 20-50 грамм горячительных напитков перед тем, как сесть за весла "маломерного судна"? Зря рискуете! Управление маломерным судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения, влечет наложение административного штрафа в размере от 15 до 20 МРОТ или (держитесь!!!) лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет ( п.1 ст. 11.10). При этом, уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 15 МРОТ или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет (там же, п.2).
Если кто из Вас не знает, что такое "установленный порядок медицинского освидетельствования", то скажу кратко - для его проведения необходим дипломированный врач и масса приборов и реактивов».


 Абсурд на регистрации и прав не заканчивается. Вот перечень, который прописан в судовом билете:

ОБЯЗАТЕЛЬHЫЕ HОРМЫ СHАБЖЕHИЯ СУДHА

  1. Сигнальные сpедства - эл. фонаpь.
  2. Спасательные сpедства - спас. жилеты, букс. тpос.
  3. Осушительные и пpотивопожаpные сpедства - чеpпак.
  4. Якоpное и шваpтовое устpойство - якоpь 3кг, якоpный тpос 15м, весло 2шт.
  5. Пpочее снабжение - мед. аптечка.

Приравняв байдарку к моторной маломерной лодке ГИМС требует наличия на ней якоря весом не менее 3 кг с длиной фала не менее 15 метров. Спросите любого туриста-водника, будет ли он брать с собой якорь и веревку?

Вот как прокомментировал один из спортсменов-туристов необходимость наличия якоря на борту байдарки: «Использовать якорь как средство повышения безопасности плавания применительно к байдарке - маразм и бред редкостный. Ни один спортсмен или турист не возьмет с собой орудие самоубиства: якорь при прохождении порога или при оверкиле вероятность поломать лодку приближается к 100 %, а получить вместо гребцов один или два трупа резко повышается». Якорь может дать по голове, а канат от якоря просто зацепиться или удушить самого туриста. Мало того, гребному судну предписывается нести белый круговой огонь. Я не знаю, как с точки зрения технологии может выглядеть белый круговой огонь на каяке.

 Рассчитывать на здравый смысл чиновников не приходится. По закону, если ты случайно перевернулся в катамаране в пороге, что весьма часто случается, или обошел лодку не слева, а справа – ты нарушитель. И проблема не только в абсурдности регистрации спортивных каяков, байдарок, катамаранов, но и в абсолютном отсутствии отработанной ее технологии. Сколько не обращались мы в ГИМС с вопросами о том, как зарегистрироватьразного рода самодельные суда, внятного ответа в большинстве случаев не получали. Равно как не получали внятного ответа на вопрос о необходимости наличия паспорта на самодельное судно (если я сам его сделал, мне самому на него паспорт надо нарисовать, или запатентовать его как новое уникальное изделие?)  Однако, должны отметить, что и среди чиновников ГИМС встречаются понимающие люди, прекрасно отдающие себе отчет в том, что каяк – это не надувная лодка, а волна 0,25 метра – это не волна на реке 4 к.с..

Несмотря на возмущенные заявления туристской общественности, пересматривать КоАП пока никто не собирается. Это знают в ГИМС, и это развязывает руки чиновникам и открывает неограниченные возможности для поборов на «внутренних водоемах» России. Однако остается надеяться, на выносливость туристов и на здравый смысл чиновников законодателей, которые обратят внимание на возникшее недоразумение.

июль 2003 г. 

 


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |