Реклама: Планируете отдых? http://kirillovka.ua/place/baza-malta/ - база отдыха Мальта в Кирилловке для вас!

Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь 

Краткое описание р.Андома (Вологодская обл.)

Куликов Е.Ю.


Общие сведения.

Река Андома протекает на севере Вологодской области. Ее исток лежит к востоку от Онежского озера на высоте приблизительно 240 м над уровнем моря (оз. Белое), а устье находится на восточном берегу Онежского озера на высоте 33 м над уровнем моря. Длина реки от истока до устья примерно 170 км. Река расположена в зоне южно-таежных смешанных лесов (ель-сосна/осина-береза) и течет по слабовсхолмленной моренными грядами равнине, пересекая эти гряды река образует множественные перекаты и пороги.

Населенные пункты на реке встречаются только в нижнем течении, представляют собой небольшие деревни, частично нежилые, на остальной части Андома посещается в основном местными рыбаками и охотниками. Туристов практически нет (по сведениям местных), что связано, скорее всего, с одной стороны - с относительной труднодоступностью района, а с другой - с отсутствием информации. Единственное упоминание об этой реке есть в книге “Водные маршруты Вологодской области”, изданной в 1972г. Там предлагается маршрут с подъемом по реке Самина и дальнейшим волоком в бассейн Андомы. Полезной информации в этом описании немного.

Описываемый участок реки принадлежит к среднему и частично к нижнему течению и охватывает наиболее спортивную часть реки (по наличию препятствий и величине уклонов русла реки), хотя, вполне вероятно, не самую интересную в сысле рыбы-грибов-ягод. При описании, также как и в походе, использовался “Атлас Вологодская область”, изданный в 1998 году на картографической фабрике им.В.В.Дунаева масштаба 1:20000. При определении расстояний по карте вдоль реки использовался измеритель с раствором 0.5см и вводился поправочный коэффицент извилистости 1.3, что в целом, сравнивая с графиком движения, оправдано.

Длина маршрута 90-95км, перепад высот примерно 150 м (средний уклон реки 1.7 м/км). Описание приводится для низкого, практически меженного, уровня воды (по сведениям местного населения). Маршрут был пройден в октябре 2000 г на надувной байдарке Ласточка – 11 (Куликов Е.) и байдарке Таймень – 2 (Рогов М., Голубцов А.). При прочтении полезно смотреть на соответствующую карту.

Транспорт

До города Вытегра (Вологодская обл., тел.8-81746-21303 справка автостанции, тел 8-81746-22222 справка города) автобусы из городов Вологда (раз в сутки, отправление в 10.00, тел. 8-8172-750452 справка автостанции), г. Подпорожье (раз в сутки, проходящий из Санкт-Петербурга, тел. 8-81265-20339 справка города Подпорожье), г. Петрозаводск (четыре раза в неделю). Далее автомашина (примерно 80км, можно попробовать позвонить 8-81746-21301, спросить Володю и попытаться заказать машину заранее) до моста через Андому дороги Вытегра-Андомский погост-Янишево. Дорога осенью 2000 года представляла из себя развалившийся грейдер, то ровно и сухо, то ямы и лужи – легковая машина проезжает, но плохо (есть два-три места, где практически не проезжает) а любые грузовики, Уазики, Нивы, возможно Газели – без особых проблем (80 км – около 3-4 часов езды в нашем случае на Уазе).

Обратно выезд с этой же дороги, по предварительной договоренности или попутным автотранспортом - участок Андомский погост-Вытегра (30 км) довольно оживленный (в среднем 1-2 машины в час, еще, по словам местных, вечером и утром ходят вахтовки), кроме того можно попытаться договориться с машиной в д.Перевоз или д.Андомский погост. В Андомском погосте в нескольких домах есть телефон, можно по договоренности позвонить (нам удалось позвонить в Вытегру и договориться с машиной в 7 часов вечера в полной темноте), магазина нет. Из Вытегры автобусами до Вологды, Подпорожья или Петрозаводска. При необходимости в г.Вытегра можно заночевать в гостинице недалеко от автостанции (номер стоил около 70 рублей с человека).

Возможный вариант заброски (по сведениям от местных в Вытегре) – автобусом или машиной из Вологды или Вытегры до большого поселка Девятины (Белый ручей или Депо – все говорят по-разному, есть в атласе “Вологодская обл”), который находится на трассе Вологда-Вытегра, оттуда рано утром, чуть ли не в 5 утра, ходит поезд по узкоколейке до Янишево (примерно 60 км), от Янишево или пешком, или машиной до Андомы 7-8 км.

Описание.

Пройденный нами маршрут начинается от моста через Андому автомобильной дороги Андомский погост-Янишево. Собираться удобно рядом с дорогой или на лугу (слегка заболоченном) на правом берегу. Лес от воды метрах в 100-150, по берегам покосы. Ниже автомоста Андома спокойная, почти без течения, река с водой торфяного оттенка шириной 25-30м в невысоких берегах. В 300-400 м от моста ниже по течению к правому берегу подходит лес, видимый от моста, (ель-береза-осина) в котором можно вполне сносно переночевать, что актуально при позднем прибытии на реку, до этого места можно доплыть и в темноте.

Далее берега повышаются, левый - более высокий, на нем покосы, следы стоянок и спускающиеся к воде тропинки. На правом - лес подходит вплотную к воде. Через 2.5-3.0км от моста река разбивается на несколько рукавов и образует перекат-шиверу длиной 60м, перепад около 0.6 м, может потребоваться проводка. После переката - спокойная вода, течение малозаметное, места для стоянок есть практически везде, ширина реки от 10-15м до 60-70м, по берегам лес (покосы исчезают), временами заболоченный. Через 10-11км от автомоста река расширяется до 250-300м, образуя озеровидное расширение (обозначено в атласе), левый берег которого более высокий, на нем видны следы стоянок рыбаков. По видимому, этот участок реки активно посещается местными рыбаками и охотниками. В камышах стоят брошенные жерлицы, а по берегам лежат вполне целые лодки. Через 2-3км (13-14км от автомоста) после этого места высота берегов увеличивается 10-15м, река сужается до12-17м, течение усиливается, в русле камни, дно каменистое, появляются перекаты и небольшие шиверки, разделяемые короткими плесами. Все они преодолеваются с ходу, местами может потребоваться проводка. Скорость течения на плесах 2-4км/ч, на перекатах существенно выше. Эта череда перекатов тянется на 2-3км и заканчивается одиночным порожком с крутым сливом 0.5-0.6м (при высокой воде его может и не быть). После перекатов вплоть до озера Речного (18-19км от автомоста) препятствий нет. Река течет опять в невысоких, иногда болотистых берегах (1-1.5м от воды), покрытых смешанными лесами. Места для стоянок (на 1-2 палатки) найти можно.

Озеро Речное имеет максимальную длину порядка 1км и ширину 300-400м. Восточный берег (напротив впадения Андомы) высокий (10-15м), поросший елово-березовым лесом, сухой. Выход из озера находится в северной части озера и хорошо заметен. Ширина реки на выходе 50-60м, течение слабое. После озера через 1-1.5км на протяжении 2-3км по правому берегу тянется верховое болото (есть в атласе), поросшее сосной, по левому - заболоченный лес, мест для стоянок нет. Через 5-5.5 км развалины плотины – по берегам слева и справа видны остатки срубов, заполненные камнями, очень мелко – проводка метров 10-15. Дальше берега начинают повышаться до 15-20м относительно уровня воды, река петляет, течение усиливается, появляются перекаты, в русле много отдельно лежащих валунов, ширина реки в среднем 20м, местами приходится проводить. Лес по берегам смешанный с преобладанием хвойных пород деревьев. Такой характер река сохраняет почти до правого притока р.Юга (13-14км от озера Речного). В районе притока Юга и ниже характер реки незначительно меняется – берега понижаются, река становится шире (35-50м), появляются длинные (по 1.5-2км) плесы с очень слабым течением, разделенные перекатами длиной по 300-400м с неявновыраженной струей, сильно забитым камнями руслом и значительной скоростью течения. Так продолжается на протяжении 10-11 км (до 23-25км от озера Речного), потом ближе к мосту тракторной дороги через Андому (32 км от озера Речного, обозначен в атласе), перекаты практически сливаются в один непрерывный. Берега достаточно высокие, ширина реки до 60м, появляются песчано-глинистые обрывы высотой 3-5м, мест для стоянок хватает. В 2-2.5км выше моста на правом повороте реки перед левым притоком (р.Саменжа, есть в атласе) первая достаточно явно выраженная шивера длиной 100-200м с небольшими валами до 0.4м и камнями в русле. Проходится сходу под левым берегом. Напротив притока на правом берегу - заброшенные покосы и железный вагончик с печкой и нарами (с воды не виден). Моста тракторной дороги на самом деле не существует, но на местности его остатки определяются достаточно четко и могут служить ориентиром (собственно там остатки от двух мостов разного времени строительства). Начиная от развалин тракторного моста и до деревни Денин Угол (с воды не видна) на протяжении 18-19км река падает приблизительно на 90м (уклон около 5м/км). Какие-либо отдельные препятствия на этом участке выделить сложно. В целом все препятствия можно разделить на две группы: первая – это мелководные перекаты с неявновыраженной струей при ширине реки до 60-70м (среди кучи камней разнообразнейших форм и размеров течет немного воды), вторая - достаточно мощные шиверы с небольшими валами (до 0.4-0.6м) и маленькими бочками (0.3-0.4м) за обливными камнями и иногда весьма замысловатой линией движения при ширине реки 15-20м. В низкую воду на Ласточке идется почти все (из-за ее малой уязвимости для камней и хорошей маневренности), можно идти без просмотра, на Таймене-2 часть перекатов или шивер приходится проводить и/или просматривать. Локальных сливов и длинных плесов на этом участке нет. Скорость течения в шиверах и на перекатах большая, на мой взгляд до 3-4м/с. Река часто делает крутые повороты – свыше 90-100 градусов. Временами попадаются упавшие в воду деревья, чаще на поворотах, однако завалов нет (деревья эти, как правило, здоровенные ели метров по 25-30, если не больше, с невообразимым количеством ветвей, в низкую воду частично лежат на берегу, частично висят). Берега каменистые, высокие до 40-50м относительно уровня реки, покрытые смешанным лесом, местами песчано-глинистые обрывы до 15-20м высотой, встречаются участки ядреного ельника практически без подлеска (видел с воды два или три – очень симпатично). Не доходя до деревни Денин Угол 3-4км на левом высоком, обрывистом берегу стоит памятник и деревяный крест погибшим туристам водникам из Питера (по сведениям местных).

Ниже деревни Денин Угол лес отходит от воды на 200-300м, вдоль реки заросли ольхи и черемухи, по берегам брошенные избы, течение слабое, отдельные перекаты, галечные пляжи, иногда река делится на несколько проток, в д.Перевоз (11-12км от д.Денин Угол) автомобильный мост дороги Андомский погост – Янишево. Дальше дорога до Андомского погоста идет практически все время вдоль реки, по берегам тянутся покосы и выпасы скота, река перегорожена сетями. Заканчивать маршрут можно в любом месте, где есть удобный выход из воды и дорога подходит близко к реке, при необходимости место для стоянки найти можно, хотя с дровами могут быть проблемы. От д.Перевоз до Андомского погоста (10-13км) есть стоянка на левом берегу в отдельных елках (через 4-5 км после моста в д.Перевоз) фактически на обочине дороги, также, вероятно, можно встать ниже по течению в массиве леса по левому берегу рядом с д.Марино. Возможно продолжение маршрута до Онежского озера, где по словам местных, хорошие песчаные пляжи, скалы и очень красиво - район горы Андомской и дер.Ольково, куда из Вытегры проложена автомобильная дорога.

Некоторые соображения

1.Объективная опасность. При низкой воде объективная опасность невелика – мал расход воды. Хотя есть несколько мест где заниматься самосплавом опасно. Сплошная ненаселенка – в случае чего по местным лесам и болотам можно 15км идти дня два-три. Поэтому ремнабор, учитывая шкуродерность реки, должен быть солидным, чтобы не остаться с развалившейся шкурой километрах в 30 от ближайшего населенного пункта.

2.Паводки. Судя по словам местных жителей, по ободранным льдом деревьям и по остаткам мусора на ветках весной вода поднимается на 2-3м в верховьях реки и на 4-5м в низовьях. При такой воде Андома должна превращаться в паводковую реку, наклоненную до 5м/км, со всеми вытекающими – большие валы, мощные прижимы на поворотах, навалы на вышеупомянутые ели и полное отсутствие камней. На мой взгляд, если к нашему уровню воды налить еще полметра, то речка станет явно интересней.

3. Подъезды. Далеко. Ничего другого не скажешь. Заранее договорившись с машиной, можно до реки добраться за сутки (из Москвы) – вечером выехал, на следующий день вечером на воде, если ловить машину на месте, то почти двое суток (скорее всего придется ночевать в Вытегре). В любом случае – неделя плюс выходные с дорогой. Если забрасываться в самые верховья (по карте там есть автодорога), то можно удлинить маршрут почти в два раза и идти на две недели, в этом случае соотношение дорога/поход будет лучше. Необходимо учитывать, что весной в разгар половодья дорога может быть просто затоплена, впрочем как и узкоколейка из Белого ручья.

4.Стоимость. Машина от Вытегры до реки стоила 1000 рублей (начало октября 2000), но вполне возможно дешевле, так как мы спешили и у нас не было выбора, от Андомского погоста до Вытегры эта же машина обошлась в 300 рублей. Остальные цены на транспорт приводить смысла нет – все можно узнать в справочных. В Вытегре есть неплохой бар-кафе “Белые ночи” (рядом с гостиницей) где можно недорого поесть (80-100рублей с человека – пару салатов, суп и два горячих блюда) и напиться местной водкой (10рублей -100грамм) или питерским пивом (10-15рублей за бутылку).

5. Выбор плавсредства. В низкую воду – что-нибудь надувное или пластиковое, возможно и КНБ(КНК), желательно покороче,так как чтобы идти чисто, надо крутиться. На каркасных байдарках – проводки будет достаточно, да и клеиться придется, однозначно. Немаловажно, что в отличии от Карелии все камни более-менее окатаны, и последствия от контактов с ними не так печальны, как можно было бы ожидать. К сожалению, даже на Ласточке-1 местами, очень редко, но приходиться проводить.

Впечатления капитана Тайменя. (Рогов М.)

В такую низкую воду сплав на Таймене – сомнительное удовольствие. На больших участках реки каждую минуту контакт с несколькими камнями. Регулярно байдарка садится сразу на 3-4 огромных обливных валуна, практически не заметных с воды. Наверно, только чудом не сломали каркас, хотя многие заклепки повылетали. После двухчасового перехода по сплошной шивере – заклейка дыр в течение 10 часов. Несколько полукилометровых проводок тоже не доставили радости. Спортивных, опасных мест, повышающих уровень адреналина в крови было немного, зато постоянная морока с перетаскиванием байды через камни, вылезание-залезание в отсек.

Как уже было сказано, повышение уровня воды на полметра сделало бы сплав более интересным. Да и времени на прохождение маршрута потребовалось бы гораздо меньше.

При оптимальном стечении обстоятельств, думаю, что за 2-4 дня эти 95км реально проскочить. Хотя, при большем увеличении уровня река может стать сложной.

Из положительных впечатлений хочу отметить не замусоренные берега, не захламленное русло. Не часто удается попасть на такую глухую речку без местных и туристов.

Впечатления капитана Ласточки-1.(Куликов Е.)

Для Ласточки-1 камни, мелководье и быстрое течение не являются столь серьезной помехой как для каркасных байдарок. Однако необходимо заметить, что на половине препятствий при низком уровне воды контакт с камнями неизбежен и даже сквозь надувное дно и коврик довольно чувствительно получаешь по заднице (впрочем, никаких повреждений Ласточка не получила). Аварийных ситуаций у меня было две – один раз меня лагом вынесло на здоровый обливной валун прямо перед сливом высотой 0.5-0.7м, как не кильнулся, сам не понял, второй раз кильнуло уже в самом конце маршрута на ровном месте – поворот, протока, течение 6-7км/ч, по берегам густые кусты и поперек бревно над водой в 40см, в общем, типичный весенний подмосковный вариант.

Река оставила хорошее впечатление, даже в такую низкую воду. Для начинающих на Ласточке-1 самое то, есть где покаться, есть где рыбу половить и грибов-ягод пособирать. Неплохие, можно сказать даже отличные, берега – незагажены и местами на холмах еловый лес без подлеска, по которому можно гулять, почти как в парке.

Недостаток – длительность и дороговизна(относительная) заброски.

Комментарий.У Тайменя общая длина дырок (после двух бутылок Богатырской на троих за обедом под горячее и двухчасовой шиверы) составила 60-70см, а то и меньше, если их шить и клеить – ну 3 часа, ну 4 часа максимум. Можно, конечно и 10, да и 20 часов – тоже не предел, зависит от методики. Подложенный под кильсон коврик и трезвые капитан с матросом – простые и действенные меры привели к тому, что за оставшиеся два дня пути на которые пришлось основное падение реки, появилось пару дырок общей длиной 15-20см.

   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |