Шесть часов по Волгуше, или и дольше века длится день.

(14 марта 2002)

Команда: Таня О. (Ехидна) и Костя Ш. (Нырок)

Сплавсредство: Т-2 "Ехидна"

Пойти на Волгушу было решено еще давно, только сборы почему-то проходили как обычно в первом часу ночи: спаковали барахлишко, изучили лоцию Дмитрия Кувалина и отчет "Когда зубы чеканят дробь или день начинающего водника", попили пивка, а также обнаружили нехватку одного бортового крепежа и части запасного весла (добрали впоследствии от многострадальной Т-3 "Нырок").

Воскресенье, 7 утра. Вы только вдумайтесь в это словосочетание. По-моему, "выходной" и "семь часов" - две вещи не просто несовместимые, но даже противоречащие всей сути мироздания. Тем не менее, после первой кружки кофе жизнь начала приобретать вкус и цвет. Благо все было спаковано в машину вчера ночью и утром, прихватив только термосок и бутеры, мы отчалили в сторону реки...

Долетели за час-полтора. Машину оставили на базе отдыха Шиблово (100 руб/день). Для идентификации берега, где нам предстоит окончить маршрут, была выставлена бутылка водки... пустая... чужая... а жаль. Дальнейший поиск частника для заброски в д/о подводников Горки занял около часа. В итоге отловили какого-то мужика на шестерке, который согласился нас туда забросить.

Стапель проводили на левом берегу моста над Волгушей на территории военного городка. Рядом с нами собиралось еще два каякера и двое байдарочников с новой байдарой. Собрались и спаковались мы за 40 минут и встали на воду в 13:15. Каякеры к этому моменту уже бороздили неведомые просторы Волгуши.

Через пять минут гребли нас вынесло на небольшое водохранилище перед плотиной. Предварительный осмотр препятствия показал, что проход на байдаре возможен, но только один раз. Весь слив пришлось бы ползти брюхом по бетону, а потом благополучно воткнуться носом в бочку и затонуть. Поэтому мы решили форсировать ледяной затор, который образовался около плотины, подобраться к ней максимально близко и обнести. Байдарка-ледокол - это сильно. Весла молотят ледяную корку, киль скрипит по катку (мы как раз в этом году пропустили сезон катанья на коньках - наверстали). Титаник отдыхает!!!

Первый обнос, первый мат, первые синяки. За что люблю Таймени, так это за удобство обносов :))) Дальше начался "шанхай". Мерзопакостное место, надо отметить. Сточные трубы, навесные мостки, завалы, обносы. Впечатление производит грустное - речку жалко, хотя все это и придает определенный интерес сплаву. В какой-то момент мы с местными жителями даже разгребли один завальчик. Дальше начинается лесной участок с периодически встречающимися расческами и завалами. Во время завалов мы с завистью думали о каякерах, для которых обносы и перепрыгивания через бревна особого труда не составят. Э-эх! Каякер байдарочнику не товарищ.

Сплав сам по себе очень интересен - резкие повороты реки на 90, 180 градусов (обычное дело), прижимы, коряги, торчащие из воды, шиверы и быстрины. Пару раз мы были на грани оверкиля - байдарка под напором прижима шла на боку, а все наши попытки кинуть вес на противоположную сторону останавливались густой стеной кустов. На ссадины и царапины внимание мы перестали обращать после первых 10 минут сплава.

Повсюду видны следы зубов бобров. Ох уж я бы этим зверюгам!!! И Пришвину бы досталось ("весь день помогал бобрам строить плотину... очень болят зубы"). Понастроили плотин, а нам таскай... И вот наконец-то долгожданная "восьмерка". Решили просмотреть. Вроде, нестрашно. Зашли в правую протоку. Под мостом еще можно грести и набирать скорость. Бултых! Слились. Супер и скорее грести, так как "бешенный удав" (привет "Дню начинающего...") все-таки там есть. Слалом чистой воды, особенно для Т-2. Прошли чисто, только в одном месте сели на отмель (образовалась прямо посреди реки). Скорость, брызги, препятствия - 100% адреналина.

Вторая "восьмерка" явно поинтереснее. Проходить ее без просмотра не стоит. Шли по левой протоке, т.к правая завалена. Стремный момент - бетонные плиты, торчащие справа на сливе, слева при заходе. Надо придерживаться точно серидины протоки. Сливаться очень интересно. Сначала тебя бросает под мостом, потом со всей дури врубает носом в бочку и недюже заливает в лодку (лучше ходить с фартуком). Сразу после слива надо резко брать правее, т.к. прямо перед сливом - отмель и коряга, на которую можно очень нехило сесть (что мы и сделали)...

Несколько раз возникала идея сняться с маршрута, т.к. солнце уже почти село, от снега в лесу тянудо холодом. Время клонилось к вечеру, а данные о времени пути до конечной точки маршрута варьировались от часа до трех по разным лоциям и словам местных жителей. Тем не менее мы дошли до конца. Вы не поверите, какая радость были при виде бутылки, которая служила для нас финишом. Никогда бы не подумал, что буду так рад пустой бутылке :)))

С момента причала до момента полной погрузки в машину прошел час. Дома мы были в 23:00. Маршрут пройден. Мы молодцы!!! Мы еще обязательно вернемся на Волгушу и Вас с собой возьмем.

Разрешите оспасибить Д.Кувалина за прекрасную лоцию.