Реклама: высококачественная металлическая мебель нашего производства

Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь 

Александр Ласкеев

 

 

ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

 

о водном туристском путешествии

четвертой с элементами пятой категории сложности

по рекам:

 

Иолдо - Нижний Кураган – Катунь

(Алтай)

 

 

 

Паспорт маршрута.

 

Вид туризма

Водный

Категория сложности:

(начало сплава от р. Осиновка)

Четвертая с элементами пятой

Район путешествия

Алтай

Нитка маршрута:

Гор. Барнаул – пос. Катанда – пеший переход до р. Осиновка и далее выше р. Хазинка (к началу Иолдинского каньона) – сплав по р. Иолдо, р. Нижний Кураган и р. Катунь до пос. Иня – гор. Барнаул

Протяженность:

O     пешей части

O     сплава

 

36 км

130 км

Продолжительность:

O     пешей части

O     сплава

 

4 дня

8 дней

Количество участников

8 человек

Средства сплава

2-местные катамараны

Время проведения путешествия

5-19 августа 2002 г.

Уровень воды:

O     на р. Нижний Кураган

O     на р. Катунь

 

Средний

выше среднего

 

 

 

 

 

Список группы.

 

1-й экипаж:

O     Павел Чверткин (руководитель), Москва

O     Елена Немцева, Москва

2-й экипаж:

O     Дмитрий Голых, Москва

O     Анастасия Москалева, Санкт-Петербург

3-й экипаж:

O     Роман Карпов, Ярославль

O     Александр Голубев, Ярославль

4-й экипаж:

O     Александр Ласкеев, Москва

O     Виктор Горожанкин, Самара

 

Участок от начала Иолдинского (Хазинского) каньона до начала Первого каньона был пройден только одним экипажем в составе Карпова Романа и Голубева Александра (Ярославский экипаж), остальные участники были задействованы в береговой группе поддержки, то есть фото- и видеосъемка, страховка, главным образом морально-телепатическая J ;-)))

Первый и Второй каньоны пройдены не были L ;-(((

Начиная от устья р. Караайры (конец Второго каньона) и далее все препятствия были пройдены всеми участниками группы.

 

График движения.

 

Дата.

День пути.

Участок пути.

Км.

ЧХВ

Краткое описание.

Средство передвижения.

05.08.

1

Гор. Барнаул – пос. Катанда

650

15

 

Автобус ГАЗ

06.08.

2

Пос. Катанда – р. Громатуха

13

3

Ярко выраженная тропа есть не везде. Это тот участок, на котором долина Н. Курагана достаточно широкая. «Тропа» проходит вдоль реки, иногда совсем по берегу, иногда значительно удаляясь. Продолжительных крутых подъемов, естественно, нет.

Автомобиль ЗИЛ-157

5

2

Начинается пеше-конная тропа, тайга становится более густой. Непродолжительные достаточно крутые подъемы, к р. Громатухе продолжительный некрутой спуск.

Пешком.

07.08.

3

Р. Громатуха – р. Кыргыз

14

8

После р. Громатуха начинаеся некрутой, но продолжительный подъем. А вскоре первый затяжной крутой подъем. Дальше тропа то круто поднимается, то спускается. Остановились не доходя около 1,5 км до р. Кыргыз.

Пешком.

08.08.

4

Р. Кыргыз – р. Ешту

5

4

После р. Кыргыз примерно через 300 м охотничья избушка. Дальше тропа начинает сильно подниматься, подъемы местами продолжительные, местами не очень. Значительный спуск перед р. Ешту.

Пешком.

09.08.

5

Р. Ешту – р. Осиновка

5

3

Сначала глобальный подъем, местами весьма крутой, затем крутой спуск к Осиновке.

Пешком.

10.08.

6

Р. Осиновка – р. Хазинка – р. Осиновка

7/3

2/6

После р. Осиновки тропа несколько раз значительно поднимается вверх и удаляется от реки, и спускается обратно к реке.

Иолдинский, Нулевой каньоны (4+…5+ к. с.)

Пешком/

/сплав.

11.08.

7

12.08.

8

Р. Осиновка – р. Ешту

4

3

Третий каньон, в т. ч. пор. Рекрут (3+…4- к. с.), Каскадер (4…5 к. с.).

Сплав.

13.08.

9

Р. Ешту – пор. Прорыв

9

2

Пор. Базовый (3+ к. с.), Кыргыз (4 к. с.).

Сплав.

14.08.

10

Пор. Прорыв

1

6

Пор. Прорыв (4…5 к. с.).

Сплав.

15.08.

11

Пор. Прорыв – пос. Тюнгур

34

5

Пор. Б. Притор (3 к. с.), Венец (3 к. с.).

Сплав.

16.08.

12

Пос. Тюнгур – р. Аргут

42

5

Пор. Аккемский прорыв (3 к. с.).

Сплав.

17.08.

13

Дневка

-

-

«Кафе «Аргут»

-

18.08.

14

Р. Аргут – пос. Иня

37

3

Идентифицируемых препятствий нет. Фон 1-2 к. с. Быстрое течение, местами валы

Сплав.

19.08.

15

Пос. Иня – гор. Барнаул

515

9

 

Микроавтобус ГАЗель.

 

 

Итого активными способами передвижения 166 км, в том числе:

 

O     пешком 36 км;

O     сплав 130 км.

 

 

Общие сведения о маршруте.

 

Река Нижний Кураган образуется при слиянии рек Иолдо и Осиновка (она же Караайры). Существует и другая версия, в соответствии с которой Н. Кураган образуется при слиянии рек Иолдо и Хазинка. Имевшаяся у нас карта (Усть-Коксинский район Алтайского края, М. 1:200.000) подтверждает первую версию.

Нижний Кураган стекает по северному склону Катунского хребта и впадает в Катунь немного ниже поселка Катанда. Питание реки – снеговое, ледниковое и дождевое. Наибольший расход – июнь – начало июля. В июле таяние снегов в верховьях заканчивается. В августе уровень воды заметно ниже июльского, однако, обильные осадки могут значительно повлиять на уровень воды.

Выше р. Осиновка (Караайры) начинается Катунский государственный заповедник, о чем извещает табличка на правом берегу р. Осиновки, сразу после моста через нее. Охранная зона заповедника начинается, судя по всему, после р. Кыргыз. В большинстве описаний указывается на необходимость получения разрешения для посещения заповедника и на то, что местные егеря или охотники, представляющиеся таковыми, требуют деньги и спирт за нахождение в охранной зоне (!) заповедника, причем, со слов авторов описаний, сей братии достаточно много и каждый изменяет границы заповедника и охранной зоны по-своему. Контора заповедника находится в Усть-Коксе.

Средний уклон р.р. Иолдо, Нижний Кураган превышает 20 м/км, в т. ч: средний уклон р. Иолдо (Н. Кураган выше впадения Осиновки) составляет около 40 м/км; средний уклон «стандартного» сплавного участка (от Осиновки до Катуни) приблизительно равен 12 м/км.

Первые попытки сплава по р.р. Иолдо и Нижний Кураган относятся, по доступным сведениям, к 70-м годам (прошлого века). По данным отчета В. Лысенко, первопрохождение Нижнего Курагана было совершено летом в 1975 году киевской группой под руководством Е. П. Правошинского. Дальше, до конца 1990-х годов по реке сплавлялись не каждый год (опять же, по доступным сведениям). В 2000 году на Н. Курагане сплавлялась группа Д. Кувалина, И. Архипова и др. Ребята сделали весьма качественное описание, которое доступно в интернете, благодаря чему на Н. Кураган народ потянулся: за время нашего сплава по Н. Курагану мы пересекались с 4-мя группами.

При сплаве от устья р. Осиновки маршрут по Нижнему Курагану принято классифицировать 5 к. с., мы же с этим не согласны (см. ниже). Если начинать сплав от начала Хазинского (Иолдинского) каньона, несколько выше устья р. Хазинки, сложность маршрута значительно повышается.

 

 

Определяющие препятствия маршрута.

 

 

Препятствие.

Категория сложности.

Длина.

Краткое описание.

Хазинский (Иолдинский) каньон

4+

1,5 км

Участок представляет собой сплошную шиверу с падением около 50 м/км. Можно выделить только одно препятствие – Йолдинский притор. Река поворачивает на 90° направо, половина воды бьёт в карман левого берега. Вторая половина Хазинского каньона представляет собой не каньон, а достаточно широкое ущелье с возможностью просмотра всех препятствий по берегу, а для опытной группы – с наплыва.

Нулевой каньон

5+

2…2,5 км

Очень сложное препятствие, уклон до 70 м/км. Узкий каньонный участок, возможность выхода на берег только в двух местах, просмотр самой сложной части возможен только при сплаве. Поток сильно забит  крупными камнями. Примерно в середине каньона – порог Водопад: неровный слив высотой »3м. Следующий порог требует сложного манёвра между камнями и в конце часть воды бьёт в карман, от которого обязательно нужно уйти.

Первый каньон

Обнесли все экипажи.

Второй каньон

Пор. Рекрут

3+…4-

30 м

Сначала в русле несколько скальных обломков, которые легко обходятся, потом косой наклонный слив около 1 м с поверхностной бочкой.

Пор. Каскадер

4…5

150 м

Сначала разгонная шивера, потом слив около 2 м. Причем, у обоих берегов и в центре вода сливается неодинаково. После участок быстротока с валами и бочками. Просмотр обязателен.

Пор. Базовый

3+

300…

400 м

Протяженный порог шиверистого типа. Много камней в русле, большие валы, сливы до 1 м, бочки.

Пор. Кыргыз

4

Более 500 м

Протяженный порог, множество камней в русле, большие валы, сливы до 1 м, бочки, значительный уклон, быстрое течение.

Пор. Прорыв

4…5

700 м

Сложный протяженный порог с быстрым течением, множеством сливов, бочками, валами. Множество камней. Требуется прилагать усилия, чтобы выдержать намеченную линию движения. Можно выделить 5 ступеней: 1…3 – наиболее сложные, 4 – несколько попроще, 5 – еще проще. Просмотр обязателен.

Пор. Б. Притор

3

50 м

Находится в скальном сужении, есть несколько небольших сливов (до 1 м), отдельные крупные камни в русле.

Пор. Венец

3

1 км

Протяженный порог шиверистого типа, характеризуется быстрым течением, значительным уклоном, в русле много камней, валы, небольшие сливы, бочки.

Пор. Аккемский прорыв

3

2 км

Протяженный порог на каньонном участке. Характеризуется быстрым течением, валами до 2 м, мощными бочками и сильной вертикальной турбулентностью (воронки, поганки и прочие «прелести» на сбойках). Чалка местами может быть затруднена.

 

 

 

Лоция и техническое описание маршрута.

 

Заброска к месту начала сплава.

 

Пешая заброска начинается из поселка Катанда (левый берег Катуни).

Из Барнаула (аэропорт, вокзал) или Бийска (вокзал) попасть в Катанду можно рейсовыми автобусами (сначала Бийск – Горно-Алтайск, а затем Горно-Алтайск – Катанда), либо заказать машину (автобус, ГАЗель и т. д.) в соответствии с потребностями группы. От Барнаула до Катанды около 650 км, занимает это до 15 часов.

Ехали мы на красном автобусе ГАЗ, нанятом на вокзальной площади в Барнауле. «Чуйский тракт» (федеральная трасса М-52 Новосибирск–Ташанта) вроде бы и асфальтовый, но весьма паршивый. В поселке Черга необходимо свернуть с Чуйского тракта. Дальше до Тюнгура, где дорога заканчивается, дорога на 2/3 грунтовая, есть и перевалы, и хлипкие деревянные мостики, и прочая местная экзотика. Вдоль дороги достаточно много харчевых заведений, особенно на Чуйском тракте. После, на грунтовке, - километров через 50 после Усть-Кана – в горах, в полнейшей глуши – аккуратненький свежевыстроенный деревянный домик, кафе «АЙСУРА», островок уюта в таежной глуши. Рядом строится еще что-то (может быть, гостиница). Дальше остановиться перекусить можно в районе Усть-Коксы.

В окрестностях Катанды есть 2 парома, один находится выше устья Н. Курагана, другой ниже. Переправляться необходимо на верхнем пароме (надо попасть на левый берег Н. Курагана). Оба парома с дороги не видно. Нужный паром можно найти следующим образом. Не доезжая по дороге метров 200…300 до моста через р. Б. Катанда (указатель есть) есть съезд с этой основной дороги (здесь она асфальтовая) направо в сторону реки. Метров через 50 после этого съезда справа от дороги есть небольшое кладбище, которое, впрочем, тоже не сразу угадывается. Этот поворот находится почти сразу после указателя на дороге «КАТАНДА». От асфальтовой дороги до парома по грунтовке пройти/проехать метров 300.

Мы были в Катанде около 1 часа ночи, водитель расположения паромов не знал, а «языка» в это время взять просто негде, и мы несколько раз, останавливаясь у каждого поворота в сторону реки, с фонариками бегали искать паромы. Нашли оба, на это ушло около 2-х часов.

Примерно в 5 часов утра, когда было светло, мы отправились в деревню, хотели нанять лошадок. Однако, местные жители сказали, что сейчас покос, и нас никто не повезет. Аналогичный ответ был получен в нескольких домах. Если есть желание нанять лошадок, следует найти дом местного егеря Козлова Ивана Анатольевича, и попытаться договориться с ним.

С лошадками мы обломались, но нашли машинку ЗИЛ-157 вместе с трезвым водителем, который согласился нас забросить километров на 13.

После переправы начинается грунтовая дорога, местами нормальная, а местами убитая, с ямами и значительными колеями. Проезд здесь возможен только на транспорте с повышенной проходимостью. Заканчивается «дорога» километров через 12-13 после парома, точнее, дороги как таковой здесь уже и нет – есть глубокий мох, растительность по пояс, достаточно широкие интервалы между деревьями.

До р. Громатуха остается порядка 5 км. Продолжительных крутых подъемов здесь нет, тропа может то подниматься, а после с тем же успехом сбрасывать набранную высоту. Но, тем не менее, общий глобальный подъем ощущается. Перед р. Громатуха тропа плавно спускается. Через Громатуху – брод.

Первые 13 км на машине мы проехали примерно за 4 часа. Дальше влезли в лямки рюкзаков и пошли. Эти 5 км мы, с непривычки ходить под хорошим грузом по тропе, прошли где-то за 2 часа и решено было остановиться. Тем более, что у Громатухи есть неплохая стоянка. Так как времени было около 3 часов дня, то после обеда решено было забросить часть груза дальше. Катамараны (рамы, шкуры, баллоны) были отнесены километра на три и оставлены после первого затяжного и крутого подъема. Вечером мимо нас проезжали верхом двое егерей (Иван, Павел), которые впоследствии помогли нам – подвозили часть наших вещей.

После р. Громатуха тропа несильно, но неуклонно поднимается, потом ненадолго выходит к реке, после бродит какой-то маленький ручеек, а дальше начинается первый крутой продолжительный подъем. Здесь тропа забирается на какой-то утес над рекой (предположительно, это в районе порога Б. Притор), здесь есть небольшой пятачок, где можно отдохнуть. Дальше, через несколько метров, тропа так же круто, как и поднималась, спускается к реке, здесь есть неплохая стоянка. Дальше тропа опять начинает медленно набирать высоту, здесь непродолжительные крутые подъемы чередуются с короткими спусками. За 1,5-2 км до р. Кыргыз тропа круто спускается к реке и недолго идет по острову (Н. Кураган здесь делится на протоки). Дальше тропа идет вдоль реки примерно метров 500 по ровному участку, справа от тропы избушка (судя по всему – необитаемая совсем), а слева, у реки, стоянка. Примерно через 1 км р. Кыргыз, через который есть деревянный мостик (несколько сбитых скобами бревен).

Вообще говоря, тропа неоднократно бродит совсем мелкие притоки, зачастую не отмеченные на 2-километровой карте (М. 1:200.000), которые, по нашему мнению, при долгом отсутствии осадков могут пересыхать совсем, и угадываются только по руслам.

От Громатухи до этой поляны с избушкой перед Кыргызом мы дошли примерно за 8 часов, т. е. полный ходовой день. Встали на поляне у реки. Тропа тут набита достаточно неплохо, на поляне трава высотой более 1 м, у реки растительность менее густая, очевидно, здесь стояли и до нас. Стоянка с тропы незаметна, ориентир – маленькая избушка справа от тропы. На следующий день утром часть группы отправилась за оставленными катамаранами, а другая часть группы перенесла вещи к р. Кыргыз. Здесь мы оставили часть продуктов, взяв с собой запас на 6 дней. До конца дня мы дошли до устья р. Ешту – около 5 км, потратив на это 4 часа. От Кыргыза до Осиновки уже знакомые егеря отвезли наши катамараны. Группа москвичей (???) на плоту, с которыми мы вместе начали пешую заброску и шли параллельно, решила начать сплав отсюда.

После р. Кыргыз примерно через 300 м есть поляна, на которой стоит избушка. От этой поляны в разные стороны расходится несколько троп, надо продолжать движение в том же направлении, откуда и вышли на поляну. Самая левая тропа – спуск к реке, метров 400, а вторая слева – нужная, на Ешту и дальше.

Кроме этой поляны (до и после нее) тропа несколько раз расходится, во всех случаях следует выбирать наиболее набитую. Кроме того, тропа на большем своем протяжении идет не по берегу реки, а на некотором удалении от него, местами на значительном.

После поляны с избушкой тропа (нужная) начинает подниматься, сначала несильно, а постепенно все круче. После подъема, в очередной раз открываются неописуемые пейзажи, а далее тропа спускается к р. Ешту, который впадает двумя протоками. Нижняя протока (левая) перед впадением абсолютно спокойная, бродится. Метров через 200 вторая протока – верхняя (правая) – бурная, крутопадающая, с мостиком, аналогичным тому, что на Кыргызе. Сразу после первой протоки Ешту (на острове) – хорошая стоянка.

После р. Ешту тропа начинает в очередной раз подниматься, причем почти сразу достаточно круто. Немного не доходя верхней точки тропы будет маленький ручеек (на карте не отмеченный) – как умно поступила природа, позаботилась о том, чтобы туристам было где утолить жажду. Метров через 500 после этого ручейка тропа проходит по почти что безлесой «полке», откуда открывается красивый вид на конец Второго каньона, и судя по тому, что горы несколько расходятся, угадывается впадение крупного правого притока (это Осиновка/Караайры, его самого пока не видно). Далее тропа спускается к Осиновке (Караайры).

Примерно в 150-200 м от места впадения в Кураган (слияния с Иолдо), есть мост через Осиновку, аналогичный двум предыдущим. Здесь же, перед мостом, очень приятная стоянка (левый берег Осиновки), если пройти выше моста еще метров 30, там так же есть полянка.

После моста на правом берегу Осиновки табличка «Катунский государственный заповедник», никаких упоминаний о том, что для входа необходимо разрешение, или что вход запрещен, нет.

На этой стоянке мы были около двух часов дня. Во второй половине дня ярославцы пошли выше, на разведку верхних каньонов, а остальной народ отдыхал.

После Осиновки (Караайры) почти сразу начинается достаточно крутой и весьма длинный подъем, после тропа спускается к реке (между Нулевым и Первым каньонами). Дальше тропа недолго идет вдоль реки, потом опять круто поднимается, и спускается к реке перед Нулевым каньоном. До Хазинки остается 1,5…2 км. После устья р. Хазинки – мост, и тропа переходит на правый берег р. Иолдо.

Суммарная протяженность тропы от Осиновки до начала Хазинского (Иолдинского) каньона около 7 км, которые без груза проходятся примерно за 2,5 часа.

 

 

 

Участок р. Хазинка – р. Осиновка (Караайры).

 

Описание составлено Александром Голубевым и Романом Карповым.

 

Хазинский каньон. Полностью весь участок не смотрели, т. к. тропа после перехода через р. Хазинку уходит на другой берег р. Йолдо и далее на перевал к озёрам. Стартовали примерно через 1 км выше устья р. Хазинка. Участок представляет собой сплошную шиверу с большим падением (около 50 м/км). Можно выделить только одно препятствие – это Йолдинский притор. Река поворачивает на 90°  направо, половина воды бьёт в карман левого берега. В нашу воду этот прижим обходился по внутреннему радиусу через обливные камни. Далее еще 500 м шиверы средней сложности. Перед мостом за 100 м небольшой порог с двумя сливами по 1 м. Чалка сразу за мостом, там каньон и кончается. Через 100 м после моста река делится на две протоки, проход по левой. В проходе из-за узости достаточно мощная струя с навалом на камни. Вторая половина Хазинского каньона представляет собой скорей не каньон, а достаточно широкое ущелье с возможностью просмотра всех препятствий по берегу, а для опытной группы с наплыва. В среднюю воду препятствие 4+ к. с. После выходного порога около 1,5 км шиверы со средним падением 10-12 м/км.

Нулевой каньон. Самое сложное препятствие на всём маршруте, представляет собой узкий каньонный участок длиной 2…2,5 км. Возможность выхода на берег только в двух местах. Просмотр самой сложной части возможен только при сплаве. Тропа обходит это место и, кажется, как будто река делает плавный поворот на 90°, на самом деле река их делает 3! Мы проходили этот участок тандемом (вместе с экипажем из группы алтайских туристов) без страховки с берега, т. к. там поставить её достаточно сложно. Это можно сделать, но лишь с правого берега, и то метрах  в 500-х от начала каньона. Самый опасный участок расположен как раз на этом повороте и после него ещё метров 400. Поток сильно забит  крупными камнями. Страховка только после участка, там как раз можно спуститься к реке и внизу пройти к водопаду. На этом участке нужно повернуть налево перед большим камнем в середине русла. Основная струя уходит направо, но там карман и торчащее из него бревно. Через 100 м после этого участка порог Водопад. Представляет собой слив 3 м. Проход слева впритирку к камню. У нас этого не получилось, в результате очень красивый киль. Сразу за сливом – 15 м спокойной воды, где легко можно поставить живца. Следующий порог, 5+ к. с., требует сложного манёвра между камнями и в конце часть воды бьёт в карман, от которого обязательно нужно уйти. В нашу воду край кармана был на уровне 40 см над водой, очень глубокий и с острыми краями. Этим порогом каньон кончается. В целом Нулевой каньон можно оценить препятствием 5+ категории сложности с учётом маленькой длины. Он требует детального просмотра  и сопоставление возможностей экипажа с условиями на реке и береговой обстановке. Нужно учесть то, что часть каньона необходимо идти только со взаимной страховкой. Вследствие очень большого уклона (до 70м/км) и обилия камней локальные препятствия имеют меньшую сложность, нежели участки, требующие постоянного слалома.

Далее около 1,5…2 км следуют шиверы с препятствиями средней сложности. Мы закончили сплав по р. Йолдо перед Первым каньоном из-за недостатка времени и сложности выхода перед Вторым каньоном, который мы заранее решили обходить. Первый Каньон сложности не представляет.

 

Участок р. Осиновка (Караайры) – р. Катунь.

 

Река Осиновка. Расход воды в месте впадения примерно в два раза меньше, чем в Иолдо. Уклон приустьевого участка заметен на глаз и составляет, по нашим прикидкам, более 50 м/км. После моста река делится островком на две протоки, которые примерно через 20 м сливаются. Правая протока совсем узкая, левая – основная. Местами по берегам есть скальные выходы высотой по несколько метров, русло густо усыпано скальными обломками различных форм и размеров.

В своей лоции 2000 года Дмитрий Кувалин пишет: «Много невысоких сливов, локальных бочек, мелкосидящих каменных зубьев, навальных надводных валунов. Категория сложности описываемого отрезка – IV…V. Необходим практически сплошной просмотр». Это описание достаточно полно характеризует нижний участок Осиновки.

Кроме того, в прошлом году группа из Обнинска «первопрошла» этот участок на катамаранах-2 (фамилию руководителя группы, к сожалению, не помню). Почему-то, ребята назвали приустьевой 200-метровый участок «порогом». Это нам не совсем понятно, поскольку здесь вся река – один очень протяженный порог.

При нас воды в Осиновке для сплава на катамаранах было, конечно, маловато. По приблизительным оценкам расход составлял около 10 м3/с.

 

Хороших мест для стапеля в устье Осиновки и рядом нет. Можно начать сплав от хорошей стоянки у моста, но для этого все равно необходимо обносить вещи к самому месту впадения, так как скрестись по камням, да еще и на груженом катамаране – удовольствие сомнительное. Совсем небольшое пригодное для старта пространство есть на левом берегу Осиновки и на левом берегу Н. Курагана, при самом месте впадения. Более того, к этому месту можно относительно нормально пройти. Но беда – слишком мало места, хватит от силы на пару катов-2, и еще можно палатку воткнуть между деревьями на ровном месте. Есть еще третий вариант – на стрелке Осиновки и Иолдо. Попасть туда весьма трудно, после моста надо повернуть налево и пробираться эти 200 м до Иолдо через весьма густой лес с упавшими деревьями, без какого-либо намека на тропу. Там есть около самой стрелки совсем небольшой ровный пятачок между деревьями, и, кроме того, рядом на берегу Иолдо на выходе из Второго каньона, небольшой «пляж» из булыжников.

Так как у нас было 4 катамарана-2, то мы собирались на стрелке. Поставить тут лагерь было негде, поэтому мы стояли у моста на левом берегу (это был наш базовый лагерь с 09 по 12 августа), а на стрелку переправили вещи по веревочной переправе, натянутой над самым устьем Осиновки.

Примерный расход Н. Курагана после слияния Осиновки и Иолдо, на наш взгляд, составлял 25-30 м3, и уровень воды был оценен как средний.

После слияния Иолдо и Осиновки, начинается участок, называемый Третьим каньоном. В каньоне почти везде с одного или другого берега, а местами и с одного, и с другого, можно ходить у воды по камням (при нашей средней воде). В соответствии с отчетом Владимира Лысенко (сентябрь 1983 г.), в каньоне выделяется 14 препятствий. На наш взгляд, подобное описание излишне. Реально, ступени выделить хотя и можно, но в этом нет необходимости, так как по сложности препятствия различаются незначительно (2…3+ к. с.). Исключение составляет последнее препятствие – порог Каскадер, который требует детального осмотра и страховки. Возможно, еще 1-2 порога можно посмотреть.

Примерно через 100 м после впадения Осиновки следует порог Рекрут, 3+…4- к. с., по отчету В. Лысенко №2 (здесь и далее нумерация препятствий даны по этому отчету). Длина порога около 30 м. Сначала в русле лежат несколько крупных скальных обломков, обойти которые при наличии минимальных навыков не составляет труда, потом идет косой наклонный слив – горка длиной метра 2 и высотой около 1 метра. Левую часть слива перегораживает каменная глыба, на которую есть небольшой навал. После слива – поверхностная бочка, пробивается легко, и небольшой навал на скалу правого берега. Просмотр желателен, возможен с обоих берегов.

Мы этот порог посмотрели, так как это первое препятствие, которое по лоциям выделяется как таковое. Смотрели с правого берега. Первый экипаж прошел без страховки и зачалился после слива у левого берега, остальные страховались с воды.

Далее следует участок минут на 15 сплава, с фоновой сложностью 2…3 к. с., на котором выделяются пороги №6 Просека, №9 Ледник, №10 Седой, №11 Подарок, №12 Страховой, №13 Неожиданный. Этот участок характеризуется достаточно быстрым течением (3-4 м/с), небольшими сливами (до 1 м), легкими прижимами, отдельными камнями в русле. Этот участок можно идти без берегового осмотра, периодически зачаливаясь в уловах, просматривая с воды и подстраховывая друг друга. При необходимости, зачалиться можно практически в любом месте и вылезти на берег. В начале порога №13 справа впадает ручей – это ориентир следующего порога №14 Каскадер, требующего обязательного осмотра.

Мы проходили этот участок сходу, периодически притормаживая в уловах и подстраховывая друг друга. В пороге, судя по всему №12, произошел оверкиль одного катамарана. Порог представляет собой косой пологий слив с прижимом к скале правого берега. Первые два экипажа прошли порог удачно и в улове у левого берега подстраховывали остальных. Третий экипаж после слива прижало к скале и перевернуло. Дальше, соответственно, спасработы. Спихнуть катамаран со струи и загнать в улово удалось только перед самым началом порога №14 Каскадер, порог №13 был пройден в аварийном режиме. Надо отдать должное кильнувшимся – ребята залезли на перевернутый кат и даже пытались грести к берегу, чем сильно облегчили задачу спасавшим: запихнуть один кат в улово несравненно легче, чем еще вдобавок ловить экипаж. Спасработы проводились силами первых двух экипажей, успешно прошедших порог №12, четвертый экипаж догонял ушедших вперед и созерцал сие зрелище J ;-)))

Порог Каскадер, 4…5 к. с. – сложнейшее препятствие третьего каньона. Ориентиры: в начале предыдущего порога, примерно за 100-150 м, справа впадает ручей. Порог начинается на слепом левом повороте. Осмотр возможен с обоих берегов, с левого лучше. Длина порога метров 150. Начинается порог разгонной шиверой, при этом в русле достаточно большое количество крупных скальных обломков, но основная струя течет практически прямо. Дальше поток переливается через гряду скальных обломков, образуя слив общим перепадом около 2 м. При этом основная центральная струя пробивается напрямую, образуя очень рваный слив (унитазного типа) с большим количеством острых зубьев. Можно сказать, что центральная струя сливается параллельно в три унитазоподобных слива: самый правый совсем узкий, средний и левый вроде бы пошире, на вид не на много шире катамарана. Средний и левый сливы разделены крупным валуном с острыми краями, на который очень сильно набегает центральная струя, обрываясь в обе стороны  и напрямую через камень. За сливом – мощный пенный котел, за котлом, судя по всему, под пеной камни. При прохождении по центру есть большая вероятность оверкиля, возможно, поломки судна. Уровень опасности – высокий, так как хотя линия движения, в принципе, видна, но нет никакой уверенности, что в слив удастся войти так, как задумано (и выйти из него, кстати, тоже) – слишком хаотично ведет себя струя перед сливами.

Кроме основной струи есть совсем незначительная струйка под правым берегом, при этом необходимо скрестись по надводным и обливным камням, проходы совсем узкие. Падение выбирается более плавно, есть слив около 1 м с котлом под скалой правого берега, несколько сливов поменьше. Если стараться обойти негабаритный участок, то есть большая вероятность быть захваченным основной струей и смытым в центральный слив. При нашей воде безопасные проходы под берегом были слишком узкими для катов-2.

И еще есть проход под левым берегом. Там проходы более широкие, хотя не везде чистые, так же есть опасность быть захваченным центральной струей. Несколько сливов высотой до 1 м, к камням хорошо прижимает. При нашей воде проход под левым берегом был, на наш взгляд, наиболее безопасным.

После слива, струя соединяется и еще метров 30 течет достаточно быстро, с валами до 1 м, незначительными сливами и бочками.

Категория сложности порога при прохождении по центру – 5, при прохождении под левым берегом – 4. Примерно такую оценку в своем описании дает Д. Кувалин. Прохождение порога через центр действительно значительно сложнее, чем у берега. Но, так как наиболее сложную часть можно легко обойти, то, может быть, порог стоит классифицировать 4 к. с. ???

Так как мы зачалили аварийный катамаран перед самым порогом к правому берегу, то осматривали порог здесь же, а после, и с левого берега. Проходить порог через центральный слив никто не решился – посчитали этот путь слишком опасным. Под правым берегом безопасные проходы были признаны негабаритными. После этого, траверсировав основной поток перед самым порогом, посмотрели с левого берега и прошли под левым берегом. Страховку и фото-, видеосъемку организовывали с этого же (левого) берега. Прошли все удачно.

В этот же день (12 августа), несколькими часами раньше, группа алтайских туристов на катамаране-2 прошла порог Каскадер через центральный слив. Как ребята потом говорили сами, они были на грани оверкиля, удержались они лишь за счет объема судна (около 3 м3).

После порога Каскадер еще минут 5 следует шиверистый участок 2…3- к. с., после чего Третий каньон заканчивается (долина заметно расширяется). После каньона на правом берегу на поляне избушка, рядом с которой стоянка.

Еще примерно через 5 минут сплава есть локальный участок, несколько сложнее основного фона здесь же. Это порог Аллигатор, 3 к. с., (по отчету В. Лысенко №18) представляющий собой локальный участок с заметным уклоном, большими валами (1…1,2 м), крупными камнями в русле, незначительными сливами. Просмотр не нужен, идется сходу. Длина порога метров 200.

Вскоре после порога Аллигатор в устье р. Ешту на левом берегу стоянка (уже упомянутая выше). Перед стоянкой левый берег – каменистый пляж.

На этой стоянке мы и встали. На сегодня сплав был закончен. Пройден Третий каньон. Ходовое время от Осиновки, с просмотром некоторых препятствий – около 3 часов, из которых чистое ходовое время – около 30 минут.

Почти сразу после р. Ешту следует шиверистый участок, с фоновой сложностью на уровне 2 к. с.

Далее долина опять сжимается, и в этом сужении находится порог Базовый, 3+ к. с., (№28). Длина порога метров 300…400. Порог представляет собой достаточно мощную шиверу со значительным уклоном (в соответствии с описанием Д. Кувалина 30…40 м/км). В русле есть много камней, сливы, местами до 1 м, бочки, валы. Траектория легко выбирается сходу, просмотр необязателен.

После порога Базовый долина расширяется и на протяжении 5..7 минут река течет достаточно спокойно, местами есть отмели и острова. Далее следует участок с фоновой сложностью 3 к. с., который Д. Кувалин идентифицировал как препятствия №34…№36. В лоции В. Лысенко пор. №34 и №36 вообще являются именными (Снежный и Верблюд, соответственно). Реально, этот участок весьма похож на порог Базовый, характеризуется аналогично: заметный уклон, быстрое течение, множество камней, местами сливы (до 1 м), бочки, валы. Как и в пороге Базовый – просмотр, на наш взгляд, не является необходимым, так как линия движения достаточно четко видна с наплыва.

После этого бурного участка река опять ненадолго успокаивается. Это – «затишье перед бурей», дальше следует порог Кыргыз.

Здесь мы остановились на левом берегу, и сбегали к избушке (около 500 м) за оставленными продуктами. Тут же, около избушки, и отобедали. Погода была плохая – если вчера дождь периодически выключался, то сегодня лил с утра не переставая, временами усиливаясь.

Вместе с продуктами, в число ненужных вещей были внесены и оставлены в избушке некоторые, на мой взгляд, весьма полезные при сплаве вещи. Например, неопреновый гидрокостюм Hiko Rafter JJL ;-))

От порога №14 Каскадер мы шли без осмотра, с ходу, подстраховывая друг друга. Порог Базовый и следующие за ним препятствия были пройдены успешно всеми экипажами.

Порог Кыргыз, 4 к. с., (№40), длина более 500 м. Это препятствие по своему характеру отчасти похоже на пор. Базовый и следующие за ним, но явно превосходит их по мощности. Протяженный порог, в русле множество камней (подводных, обливных, надводных), большие валы (до 1,5 м), сливы (до 1 м), бочки могут местами существенно тормозить судно, быстрое течение (4…5 м/с), значительный уклон. Кроме того, в нескольких местах на камнях смытые деревья, которые, впрочем, при некотором усилии, можно обойти, или, при возможности, заранее следует выбирать линию движения подальше от них. Периодически требуется уходить от одного берега к другому. Просмотр препятствия, на наш взгляд, необязателен, но при необходимости, возможен с левого берега.

Ни в одной из виденных нами лоций нет привязки порога к левому притоку, давшему ему название. При прохождении порога без просмотра, вообще говоря, не до притоков и мы его, естественно, не видели. По нашим прикидкам, р. Кыргыз впадает в Н. Кураган примерно в середине порога или в его второй половине.

После порога опять следует спокойный участок, местами река делится на протоки, на некоторых поворотах у внешних берегов встречаются заломы из смытых деревьев. Выбор протоки – всегда более полноводная, сплошных завалов нет. Проходится этот участок минут за 20.

Далее, после соединения всех проток, вдоль левого берега крупногалечная коса, плавный левый поворот реки (это ориентир порога №43 Прорыв – весьма сложного и опасного препятствия). Рядом с косой на этом же левом берегу есть стоянка. После косы следует простой порог (2+…3- к. с.) длиной метров 100, судя по всему порог №41. Далее следует непродолжительный плес метров 100…150, после которого, на плавном левом повороте, – порог №42 – простой (3- к. с.), длиной метров 50. Перед этим 42-м порогом необходимо зачалиться, лучше на левый берег, так как через 30 м после 42-го порога начинается порог №43 Прорыв.

Перед порогом №42 на левом берегу есть небольшой песчаный пляжик (в совсем большую воду он, очевидно, может быть затоплен), чалиться следует здесь. Здесь же есть место, пригодное для стоянки. Тут же проходит тропа, начинается она, судя по всему, от стоянки с галечной косой (перед порогом №41), и заканчивается так же неплохой стоянкой примерно через 150 м после окончания Прорыва. Судя по всему, эта тропа соединяется с основной тропой, которая здесь проходит на удалении от реки.

Порог Кыргыз мы прошли так же без просмотра, подстраховывая друг друга. Все экипажи прошли порог успешно. Встали на стоянку перед порогом №42, и в этот же вечер просмотрели порог №43 Прорыв.

Тропа проходит по левому берегу. Сначала, вдоль 42-го порога, она идет по берегу. Дальше начинается каменная осыпь крутизной до 45°. Здесь, на осыпи, тропа пропадает совсем, длина этого участка метров 200 (от начала первой  ступени и до середины второй). Дальше появляется возможность нормально ходить по камням вдоль воды, хаотичной осыпи здесь уже нет. А, примерно в середине четвертой ступени, появляется нормальная тропа, которая идет до стоянок в конце Прорыва. Правый берег на этом участке местами труднопроходим.

Порог Прорыв, 4…5 к. с., №43. В. Лысенко (отчет 1983 г.) и др. авторы выделяют 5 ступеней в пороге. Реально же можно абсолютно четко разделить порог на две части: первая – наиболее сложная, и вторая – несколько проще. Общая длина препятствия – метров 700. Осмотр необходим.

Первая часть. Начинается примерно через 30 м после порога №42. Посреди реки многолетний завал, слева от завала крутой слив высотой около 1,3 м с глубокой бочкой. Справа от завала река весьма мелкая, течет через камни, есть отдельные деревья, бревна. Длина этого участка около 40 м, дальше протоки соединяются. После соединения струя метров 50 течет  «относительно ровно», через камни, образуя большие валы, невысокие сливы (до 1 м), бочки, вся поверхность вспененная. Далее посреди струи, ближе к левому берегу в русле лежит крупный скальный обломок («троллейбус»), вода сливается с обеих сторон от него. Слева, между ним и берегом, слив шириной несколько метров с сильным прижимом к скале левого берега и торчащим бревном. Туда попадать не стоит. Справа от камня проход достаточно чистый и широкий, но, чтобы туда попасть, необходимо приложить некоторое усилие. Далее струя уходит вправо, следует «относительно ровный» участок быстротока длиной метров 50…70, после которого образуется достаточно мощная горка с перепадом более 2 метров и длиной метров 10. Судя по всему, перепад выбирается несколькими следующими друг за другом сливами высотой до 1 м. После горки – бочка, сильно тормозящая судно, но пробиваемая. Бочку, вообще говоря, можно и обойти, если проходить в притирку к скальному правому берегу.

На этом первая часть заканчивается. Общая длина этого участка около 300 м. На всем его протяжении требуется четко маневрировать. Судя по всему, этот участок включает в себя ступени 1…3. Сложность этого участка, пожалуй, ближе к 5-й категории… Этот участок является наиболее сложным и техничным при сплаве от Караайры (Осиновки).

После этого участка есть четко выраженный прогон длиной метров 50, а далее следуют еще 2 ступени (вторая часть).

Вторая часть характеризуется значительным уклоном, очень быстрым течением (собственно, как и первая), хаотично разбросанными камнями и скальными обломками, сливами (до 1 м), бочками, валами. Метров через 200 четвертая ступень заканчивается участком спокойного быстротока. Вскоре после начала ступени русло поворачивает налево, а в конце направо. В конце ступени под левым берегом большой улов. Здесь линия движения проходит, главным образом, ближе к правому берегу. Сложность этой ступени, на наш взгляд, - 4 к. с.

Далее следует правый поворот, после которого река делится галечным островком. Здесь находится последняя ступень Прорыва – пятая, наиболее простая в сравнении со всеми предыдущими. В правой протоке воды маловато, большая часть ее – слева. Категория сложности этой ступени – 3 к. с. Её длина – метров 100. После река успокаивается.

После порога хороших комфортных стоянок, как таковых, нет, но есть относительно ровное место, где можно разбить лагерь, с небольшими ровными участками для палаток. Хорошая стоянка есть на левом берегу метров через 200…300 после окончания порога (после ровного места, пригодного для лагеря).

На прохождение порога №43 Прорыв мы потратили целиком день. Вечером предыдущего дня, поставив лагерь перед порогом, мы лишь сбегали и посмотрели, что нас ждет. А сегодня утром мы отнесли вещи в конец порога, на ровное место, пригодное для лагеря. На обнос вещей ушло около 2 часов. Дальше, в течении 3…4 часов, мы не спеша, обстоятельно смотрели порог, продумывали каждый возможный проход, каждый камень, каждую струю… J

После долгого просмотра начали прохождение. Первыми шли Ярославцы, как наиболее опытный экипаж. Ребята проходили в связке первую и вторую ступени, и чалились у правого берега. Во время прохождения их страховали с левого берега морковками. Фото- и видео- отсюда же. Следующие два экипажа страховались еще и с воды. Потом эти три экипажа в том же порядке прошли третью ступень. Там, после горки, чалиться можно к обоим берегам. Далее последний экипаж прошел в связке от начала порога №42 до этого места (конец 3-й ступени). Всеми экипажами этот отрезок был пройден успешно. Так как этот отрезок представляет наибольшую сложность и, отчасти, опасность, его проходили наиболее осторожно. Дальше, 4-ю и 5-ю ступени, проходили без дополнительного просмотра, без береговой страховки, страхуя друг друга с воды. И, в конце четвертой ступени, произошел … очередной оверкиль одного из катамаранов, после того, как его навалило на камень L После пятой ступени аварийный экипаж был зачален силами трех остальных ;-)

После Прорыва долина расширяется, река успокаивается, следует участок шивер 1…2 к. с. Примерно через минут 40 сплава появляются крутые скальные берега. Здесь находится порог Большой Притор, 3 к. с., №50, просмотр необязателен. Порог находится в этом скальном сужении, есть несколько небольших сливов (до 1 м), отдельные крупные камни в русле. Длина порога метров 50. После порога долина опять расширяется.

Еще примерно через час сплава после Б. Притора следует порог Венец, 3 к. с., №53. Этот порог весьма похож на пор. Базовый – значительный уклон, быстрое течение, много хаотично разбросанных камней, валы, сливы, бочки. Просмотр, на наш взгляд, не обязателен. Длина порога около 1 км.

 

Далее до впадения в Катунь остается часа два сплава. На этом участке нет препятствий, которые стоит выделять отдельно. Здесь река часто делится на протоки, местами совсем мелко (требуется проводка). Сплошных завалов здесь нет, но есть на поворотах заломы, так же есть низко висящие расчески, отдельные бревна. Местами попадаются простейшие порожки и шиверки, сложность которых не превышает 2 категории.

Начиная от порога №43 Прорыв мы все шли без осмотра. Пороги Большой Притор и Венец идутся сходу, сложного там ничего нет. Общее сплавное время от Прорыва до Катуни составляет около 4 часов. После порога Венец с одним из катамаранов случилась беда – сломаны 3 из 4 продолин (!) J. Первые два экипажа ушли вперед и ждали нас уже на Катуни. Ребята же, заметившие сие обстоятельство уже отчаливши, весьма оригинальным образом зачалились – их просто выкинуло течением на завал на островке посреди русла, мы же, видя это, зачалились традиционным образом – подошли к островку сбоку. Ремонт  в «полевых» условиях и при отсутствии ремнабора занял у нас около 2 часов.

Таким образом, на Катуни мы все собрались уже около 6 часов вечера. До пос. Тюнгур остается около 10 км. Примерно в 8 часов вечера мы были в Тюнгуре, хотели там зависнуть на базе Высотник (правый берег), но это, как выяснилось, стоило бы нам слишком дорого. Тогда мы нашли дом в Тюнгуре, где хозяева согласились нас принять: комната на всех, баня и ведро молодой картошки – по 50 руб/чел = 400 рублей.

Уровень воды в Катуни, в сравнении с виденным нами 10 дней назад, сильно поднялся. Если тогда вода была прозрачная, то сейчас – темно-коричневая. Лопасти погруженного в воду весла не было видно.

Кроме того, в Тюнгуре есть почта, телеграф (телефон не обнаружен) и магазин, где мы пополнили запасы спиртного и сигарет J.

 

Участок р. Катунь до пос. Иня.

 

На пройденном нами участке есть только одно препятствие, требующее повышенного внимания – порог Аккемский прорыв.

От устья р. Н. Кураган до пос. Тюнгур около 10 км, занимает этот сплав (в режиме бревна) не более 1 часа. Препятствий нет, течение быстрое. В пос. Тюнгур есть почта, телеграф, магазин. Через реку здесь есть мост, по которому можно проехать на машине, в т. ч. и грузовой. На правом берегу Катуни сразу после моста есть турбаза «Высотник». Почти сразу, как на левом берегу кончаются последние дома поселка, справа впадает р. Кучерла.

От Кучерлы до следующего заметного правого притока р. Аккем остается километров 15, что занимает около 1,5 часов.

Порог Аккемский прорыв, 3 к. с., ориентиры – через 15 мин сплава после правого притока р. Аккем. Перед порогом река заметно сужается, появляются скальные выходы. Если на плесах выше ширина реки была от 30 до 70 м, то в начале прорыва русло становится немного шире 10 м. Протяженность порога – километра 2. По разным лоциям в пороге выделяется от 5 до 8 ступеней. Реально же, это каньонный участок с быстрым течением, судя по всему, повышенным уклоном. Основной характер препятствий – быстрое течение (5…6 м/с), валы до 3.5 м, бочки. Или еще вариант – посреди реки лежит обливной камень (в малую воду может быть и не обливной, а надводный), вода на него набегает, а после него падает с высоты 1…2 м и образует бочку, в которой хватит места одновременно для всех судов небольшой по численности группы (к примеру, нашей J ). Что радует, так это то, что по бокам остаются весьма широкие проходы для любых судов. Так же, производит сильное впечатление, выражаясь по-умному, вертикальная турбулентность. Катунские воронки и поганки на сбойках весьма мощные. В нашу достаточно большую воду груженный катамаран-2 чувствовал себя не очень устойчиво, находясь на сбойках. Следует так же сказать, что чалка не везде возможна.

Но, так как все эти «препятствия» достаточно легко можно обойти, и никаких криминальных и опасных мест там нет, то сложность порога, на наш взгляд, соответствует 3 категории.

После Аккемского прорыва до устья правого притока р. Аргут остается около 30 минут сплава. Характер тот же – быстрое течение (около 4 м/с). Препятствий на этом участке нет. На стрелке Аргута и Катуни находится очень приятная стоянка и здесь же – музей туристского творчества под открытым небом. Иногда это место называется «кафе «Аргут».

Утром встали мы поздно, позавтракали, и покинули гостеприимный дом. Часа через два мы были в начале Аккемского прорыва. Перед порогом устроили перекус на осыпном правом берегу. Смотреть порог мы не стали, просто старались идти вдоль берегов, по возможности объезжая неприятные места.

Коричневая вода, вообще говоря, читается достаточно плохо. Ну, видишь ты впереди себя, что поток поднимается метра на 1,5. Но, что это, просто вал, или камень с бочкой за ним - ??? J Таким образом, один раз не успев вовремя среагировать, мы залетели в бочку за таким камнем. Не знаю, каким образом, но нас не кильнуло. Поварило нас там секунд, наверное, 10, и выплюнуло. Хотя, как мне кажется, мы были на грани оверкиля J.

Короче говоря, порог всеми был пройден успешно.

Встали мы на стоянку, естесс-но, в кафе Аргут. В этот время там уже были алтайские туристы, чей экипаж вместе с нашим ярославским проходил верхние каньоны. Позже с Аргута сплыла группа из 5-ти человек: 3 каякера, если не ошибаюсь, англичане, и один кат-2 – гиды (ребята из Воронежа).

На следующий день устроили дневку и решили сбегать в радиалку на ближайшие вершинки на правом берегу Аргута. Это вместо радиалки на Аккемское озеро, которая изначально была запланирована, но впоследствии мы от этого отказались.

Далее до поселка Иня остается около 30 км, что занимает 3 часа. Препятствий на этом участке нет. Характер сплава – такой же: быстрое течение (3…4 м/с), отдельные камни в русле с бочками за ними и мощными поганками и воронками на сбойках, местами высокие валы.

 

Через поселок Иня проходит Чуйский тракт. Уехать можно либо на проходящем попутном транспорте, либо заказав транспорт в соответствии с потребностями группы из Бийска, либо на рейсовом автобусе. Автобус, по нашим сведениям, ходит один раз в день, в Ине он бывает рано утром, со слов местных жителей он может быть переполнен. Проходящий транспорт нам тоже не удалось поймать, хотя в нашем же присутствии небольшая группа уехала на проходящем маленьком (чуть больше божьей коровки) японском микроавтобусе. Сплав ребята закончили почти одновременно с нами. Нам же ничего не оставалось делать, как звонить в Бийск.

В поселке Иня мы были днем 18 августа. Так как в этот вечер уехать не удалось, то мы с почты позвонили в Бийск и заказали ГАЗель. На следующее утро на рассвете машина уже ждала нас, и в начале седьмого мы уже выехали. В Барнауле у вокзала мы были примерно в три часа дня.

Поселок Иня, вообще говоря, производит весьма неприятное впечатление. Связано это с опасной криминогенной обстановкой. Долго оставаться там, пожалуй, не стоит. Наши данные подтверждаются и другими группами, их описаниями.

Наша ночевка в Ине была вынужденной. В любой другой ситуации этого следует избегать.

 

 

 

Обеспечение безопасности.

 

Во время сплава, разведки препятствий и страховки все участники находились в спасательных жилетах и касках. При сплаве на каждом судне был готовый к использованию спасконец.

Первый и Второй каньоны на р. Иолдо не были пройдены ни одним экипажем.

Иолдинский (Хазинский) и Нулевой каньоны были пройдены только одним экипажем, остальные участники обеспечивали страховку и, по возможности, фото- и видеосъемку.

Порог №14 Каскадер всеми экипажами проходился по безопасной траектории вдоль левого берега. Первый экипаж проходил порог с береговой страховкой, остальные страховались так же и с воды.

Порог №2 Рекрут, №14 Каскадер и 1-я, 2-я и 3-я ступени порога №43 Прорыв проходились всеми судами по одному, с просмотром, с береговой страховкой спасконцами и, кроме первого экипажа, с воды.

4-я и 5-я ступени порога №43 Прорыв проходились после просмотра, без береговой страховки, с взаимной страховкой с воды.

Остальные препятствия проходились сходу, с взаимной страховкой. Из их числа следует выделить пороги №28 Базовый, №40 Кыргыз, №50 Большой Притор, №53 Венец и порог Аккемский прорыв на р. Катунь. Все эти препятствия весьма значительно выделяются на общем фоне. При прохождении этих препятствий сходу необходимо соблюдать осторожность. Группам, не обремененным излишками сплавного опыта, эти препятствия, очевидно, будет не лишним посмотреть.

При сплаве на маршруте было три оверкиля. Первый – в Нулевом каньоне при прохождении порога Водопада. Второй – в пороге №12, третий – в 4-й ступени порога №43 Прорыв. После каждого оверкиля проводились спасработы по вылавливанию экипажа, судна и пр. Во всех трех случаях удавалось избежать неприятных последствий.

Повышенное внимание мерам по безопасности необходимо уделять при сплаве в Иолдинском (Хазинском), Нулевом, Первом и Втором каньонах, а так же на порогах №14 Каскадер (в случае прохождения по основной центральной траектории) и №43 Прорыв. Страховка должна быть серьезной и продуманной. Все эти препятствия требуют обязательного просмотра.

 

 

 

Расходы.

 

O     Поезд Москва – Барнаул: если не ошибаюсь, около 1200 рублей (в один конец).

O     Самолет Москва – Барнаул – Москва: около 5600 рублей (авиакомпания «Сибирь», самый дешевый тариф, с фиксированными датами).

O     Автобус Барнаул – Катанда: мы забрасывались вместе с группой туристов-горников (ребята ехали до Тюнгура), вместе арендовали автобус ГАЗ на вокзальной площади в Барнауле. 13000 рублей на 19 человек. Там же можно найти любой транспорт в соответствии с потребностями группы. ГАЗель на этот маршрут стоит 7500…800 рублей.

O     Заброска от Катанды вверх по долине Н. Курагана: 1000 рублей, около 12 км от Катанды.

O     Стоянка в Тюнгуре (комната, баня, ведро картошки): 50 рублей с человека.

O     Выброска Иня – Барнаул: ГАЗель (звонили в Бийск), 6000 рублей.

 

 

 

Выводы и рекомендации.

 

Маршрут по рекам Иолдо, Нижний Кураган и Катунь представляет интерес как со спортивной, так и с познавательной точки зрения. К его достоинствам относятся удаленность от цивилизации, незначительное воздействие людей на окружающую среду, красивые ландшафты и интересные в спортивном отношении препятствия.

Если начинать сплав от р. Караайры (Осиновка), то маршрут, по нашему мнению, соответствует четвертой с элементами пятой категории сложности. Элементами пятой категории здесь являются пороги №14 Каскадер и №43 Прорыв. Если эти препятствия обнести, то маршрут следует классифицировать четвертой категорией сложности. Если начинать сплав от начала Хазинского (Иолдинского) каньона, то, с учетом обноса Второго каньона, маршрут соответствует пятой категории сложности.

Второй каньон – сложнейшее препятствие Нижнего Курагана. В доступных описаниях Второй каньон оценивается 6-й категорией сложности. Возможно, эта оценка близка к истине.

Интересным местом для «покатушек» является предустьевой участок р. Караайры (Осиновки) – очень большой уклон (более 50 м/км) и весьма небольшой расход (при нас был около 10 м3/с) делают его интересным для каякеров.

Интересным представляется пеший радиальный выход к Аккемскому озеру и к Аккемскому леднику (от Катуни вдоль р. Аккем). Изначально мы планировали сходить до Аккемского ледника, но по воле судьбы мы туда не попали.

Другой вариант радиальной пешки – после пешей заброски, от р. Караайры (Осиновка) вверх по р. Иолдо. Возможные варианты: до озера Иолдо, до Кучерлинского озера или до Аккема. Возможны и другие варианты. По нашему мнению, радиальный выход от Караайры до Аккема представляет наибольший интерес.

Возможны варианты подхода к месту начала сплава через долину соседней р. Кучерлы. На наш взгляд, этот подход не является оптимальным, так как значительно увеличивает протяженность пешки. Чтобы от пешки получать удовольствие, необходимо, для начала, избавиться от большей части экспедиционного барахла, вес которого составляет 40…50 кг на особь мужского пола и 30…40 кг для особи женского пола соответственно J ;-).

Оптимальное время для путешествия – с июня по август. При этом до середины июля, очевидно, следует рассчитывать на высокую или очень высокую воду. В августе воды значительно меньше чем в июле. В это же время вероятность теплой и солнечной погоды наиболее высока, однако, совсем исключить дождливой погоды нельзя.

Неторопливое обстоятельное прохождение маршрута занимает 2,5 недели (17 дней) от Москвы до Москвы, если лететь самолетом в оба конца и, соответственно, 3 недели (21 день) если ехать в оба конца поездом.

Пешая заброска до Осиновки занимает не менее 3 дней (у нас получилось за 3,5). Прохождение Н. Курагана от Осиновки до Катуни занимает 4 дня. В случае прохождения верхних каньонов целесообразно поставить базовый лагерь у моста через Осиновку, а с собой взять только суда и специальное снаряжение (пешка налегке от Осиновки до начала Хазинского каньона занимает около 2 часов). При таком раскладе на прохождение верховьев следует закладывать 2…3 дня. Сплав по Катуни… От Н. Курагана до Ини около 90 км – в режиме бревна за 8…9 часов, то есть за один световой день пройти можно….

Самым крупным недостатком маршрута, по нашему мнению, является необходимость пешей заброски, пусть небольшой (бывает и хуже), но все же. Однако, дело меняется в лучшую сторону, если удается в Катанде арендовать лошадей.

Естественно, в графике должны быть заложены резервные дни.

Заканчивать сплав, на наш взгляд, следует в поселке Иня. Катунь положительных эмоций не вызывает. L ;-(.

Реки Иолдо и Нижний Кураган были пройдены на плотах, четырехместных и двухместных катамаранах, каяках. Вот про рафты и каркасные сборно-разборные байдарки информации найти не удалось. Из всего этого перечня наиболее подходящими, на наш взгляд, являются двухместные спортивные катамараны малого и среднего объема (не более 1 м3) и полиэтиленовые каяки.

Следует так же заметить, что описание Д. Кувалина, уже многократно упоминавшееся, сделано весьма качественно. Во всяком случае, существенных расхождений описания с реальностью замечено не было.

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная информация:

 

Лоция р. Н.Кураган  с подробным описанием сложнейших препятствий

 

                    

 

 

 

                    

 

 

           

 

 

 

                    

 

 

 

 

                         

 

 

 

                           


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |