Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь 

 

Дневник.

 

Фраза похода:     Ух, как плющит … 

                            А косить-то надо!

 

09 июля 2001 г. (понедельник)

 

В 13:20 по расписанию прибыли в Новосибирск на Хабаровском поезде. Быстро выяснили, что уехать на местном поезде до Бийска не удастся, т.к. билетов на него на неделю вперёд нет. В течение часа подобрали для нашей группы на привокзальной площади пассажирскую газель до Бийска за 3000 (или 3300) рублей. Загрузились довольно плотно, снаряжения немало, и примерно в 15:00 выехали.

Дорога до Бийска — хорошо асфальтированная трасса. Приехали в Бийск около 00:00 часов. Подбрасывать нас дальше до Горно-Алтайска водитель отказался, ссылаясь на то, что ему к утру нужно вернуться в Новосибирск. Разгрузились на привокзальной площади. Здесь утром, к приходу поезда из Новосибирска в 08:00 – 08:30, нас должна встретить машина МЧС из Горно-Алтайска.

Идти звонить по телефону в МЧС ночью поленились, как потом выяснилось зря (круглосуточный телефон 3-4 км от привокзальной площади, ночью, по незнакомому городу).

Народ быстро перекусил и в основном завалился спать на рюкзаках под навесом летнего кафе. А некоторые до утра пытались пить пиво, в результате, когда утром из кафе вежливо попросили, там была забыта гитара. Больше ни каких эксцессов не возникло.

 

10 июля 2001 г. (вторник)

 

Утром всё-таки съездили на трамвае на почту и позвонили в МЧС, узнали, что нас ждут, что машина вышла, что это за машина и как зовут водителя. Автобус пазик пришёл в назначенное время. Водитель сказал, что обещанный КАМАЗ не успевает и поэтому встретит нас где-нибудь дальше на Чуйском тракте. Мы загрузились и поехали в Горно-Алтайск в МЧС (хотя при погрузке не все из пивших пиво смогли поднять свои рюкзаки).

Около 11:00 мы были уже в Горно-Алтайске в МЧС. Поговорили о наших планах, зарегистрировались, оплатили заброску. Договорились о месте и дате выброски, осуществив её частичную предоплату. А также оплатили страховку на группу. В начале первого поехали дальше на том же автобусе, планируя пересесть на КАМАЗ в посёлке Акташ.

Автобус взбирался на перевалы с трудом, поэтому ехали небыстро. Прибыли в Акташ уже после 18:00 и около получаса искали КАМАЗ, который, как выяснилось, нас уже заждался. Примерно в 19:15 поехали дальше на КАМАЗе. Уже когда стемнело, остановились на ночь за посёлком Саратан. Быстро сварили ужин и вырубились. Утром надо проехать вверх вдоль Башкауса сколько получиться.

 

11 июля 2001 г. (среда)

 

Утром быстро позавтракали и в 09:00 поехали дальше. Суслики разбегаются из-под колёс машины. Погода отличная, воздух наполнен запахами трав. Проехали 3-3,5 км выше правого притока реки Йолду и упёрлись в небольшую болотину (которая на карте изображена пунктирным ручейком), через которую водитель ехать отказался. Немного подумав, решили не настаивать и выгрузиться здесь, т.к. остался только первый каньон Башкауса, в котором по слухам есть завал и пара простых порогов.

Выгрузились примерно 11:20, попрощались с водителем (который сказал, что будет нас встречать в конце маршрута)  и перетащились немного вверх по течению на удобную поляну на берегу. Сегодня сборка катамаранов и отдых. После обеда суда собраны, купаемся, гуляем по окрестностям, Олег с Вовой катаются по перекату немного выше стоянки. Всем хорошо.

 

12 июля 2001 г. (четверг)

 

Начинаем сплав. Вода в Башкаусе низкая. Перед стартом сфотографировались. В 10:30 вышли, через 1,5-2 км – первое препятствие: каньон «Идульгемский».

 

Перед стартом.

 

Вход в каньон на правом повороте реки, ориентиром может служить высокий травянистый склон левого берега, в нашу воду перед входом – галечный островок. Просмотр удобен по правому берегу. На входе два слива высотой не более 1 м, расстояние  между ними ~10 м. Струя бьёт в скалу левого берега и, отражаясь, уходит во второй слив. Далее примерно  на расстоянии 50-100 м слалом между камней на слабой струе, после – препятствий нет. Длина каньона ~300 м, ширина реки 15-20 м, высота скал 20-25 м.

Это у нас первое препятствие. Выставляем страховку и фото-страховку. Все прошли успешно для первого раза, хотя попытка кильнуться была.

Через 200-250 м после каньона – порог «Ловушка» (№55). Нужно чалиться к галечной отмели правого берега. К порогу подошли в 12:00. Порог начинается на правом повороте и имеет две ступени: вторая ступень заканчивается в отвесных скалах с обоих берегов. Порог мощный. Выставляем страховку, обносим вещи и успешно проходим порог. Олег с Вовой проходили на гружёном катамаране. После порога справа впадает приток Йолду.

После порога глубоко, можно даже попрыгать с 3-4-х метровой скалы правого берега, вода в Башкаусе не холоднее 12 градусов. В 13:40 идем дальше. Примерно 20 минут сплава по спокойной воде до моста через Башкаус. После моста примерно 1 час 10 минут сплавляемся до устья правого притока Каратёш, река часто разбивается на протоки, в некоторых протоках может потребоваться проводка. Затем идут однотипные шиверы.

В 16:30 заканчиваем сплав у порога «Обманка» перед каньоном «Змейка». Встали на хорошей стоянке на левом берегу, в лесу, непосредственно перед порогом «Обманка». Пообедали, побродили по окрестностям, осмотрели порог и каньон. Ночью шел дождь.

 

13 июля 2001 г. (пятница)

 

Утром погода хорошая, солнечная. Вышли как всегда. Сплав начали с порога «Обманка», воды мало, поэтому для «четвёрки» в первой трети порога – габаритный непроход. Ее сразу занесли в середину порога за скалу, которая в отчётах с нормальным уровнем воды описывается как остров. Все «двойки» прошли порог успешно, «четвёрка» прошла оставшуюся часть порога, вскользь ткнувшись левым баллоном в скалу левого берега и, как выяснилось, пробив небольшую дырочку в баллоне. Затем все успешно прошли каньон «Змейка». В нем нет препятствий. Высота стен каньона 25-30 м, длина не более 1 км. Каньон очень красив. Но в нем возможны завалы и отдельные застрявшие брёвна, поэтому перед прохождением его желательно просмотреть (мы сделали просмотр по левому берегу). Прохождение порога «Обманка» и каньона «Змейка» заняло у нас около 2-х часов. После каньона мы заметили дырку в «четвёрке» и зачалились к левому берегу перед заходной шиверой в каньон «Открытый». Шивера начинается через 100 м после «Змейки». Было решено заклеить «четвёрку» и, заодно, пообедать.

После шиверы река сужается в скальных берегах до 2-х метров, образуя габаритный непроход. Перед сужением у левого берега есть небольшая суводь, где можно зачалиться, пронести катамараны метров 10-15 и спустить на воду сразу после узости в небольшую суводь. Гена и Паша всё-же решили попробовать пройти это горло на разгруженном катамаране. Вписаться не получилось, и экипаж и судно были вытащены страховкой.

Далее в каньоне «Открытый» серьёзных препятствий нет, отвесных и непрерывных скальных стенок в каньоне нет. Длина каньона около 1,5 км. Прохождение проблем  не составило. Затем река упрощается и через 30-35 минут сплава на правом берегу – посёлок Саратан.

После посёлка примерно 1,5 часа сплава до порога №72 «Предбанный». Из препятствий на этом участке – несколько шивер перед устьем правого притока Артуркол. Они были пройдены с ходу с взаимостраховкой. Ориентиром порога «Предбанный» служит скальное сужение. Перед этим порогом встали на стоянку на левом берегу, в 17:30.

 

14 июля 2001 г. (суббота)

 

Вышли, как обычно, в 10:30. Порог «Предбанный» прошли с взаимостраховкой. Порог представляет скальный коридор с несколькими простыми сливами и прижимами к скальным стенкам, длиной около 100 м.

После порога плёс 150-200 м, у правого берега галечная отмель, от середины отмели на крутом правом повороте начинается Саратанский каньон. Мы зачалились в суводь у левого берега в начале заходной шиверы перед правым поворотом. Сходили просмотрели вход в каньон, до «камня преткновения», наметили точки страховки. В нашу воду можно зачалиться в каньоне за 50-70 м до порога «Камень преткновения» (№73). На наш взгляд осмотр порога с левого берега вполне оправдан, т.к. перед самым порогом и после него возможен простой спуск к воде, что с правого берега сделать нельзя. На входе в Саратанский каньон на правом повороте нужно проходить правым краем струи, затем на левом повороте бочка проходится левее центра. Дальше прямой участок 100 м в скалах, в конце него мы зачалились к левому берегу. Выставили страховку после «камня преткновения». Порог начинается шиверой, огибающей слева крупный обломок скалы и переходящей в слив. Затем вся струя, отражаясь от скального выступа левого берега, бьет в «камень преткновения» и большая часть уходит левее его.

Первыми проходили Гена и Наталья. Они не смогли уйти от камня влево, как планировали, а ушли успешно вправо, где в нашу воду после «камня преткновения» прохода не было, и им пришлось переставить кат через камни и встать на страховку с воды. Вторыми проходили Андрей и Паша, им удалось уйти налево, хотя касания о «камень преткновения» они не избежали. Третьими проходили СанСаныч и Александр, они прошли чисто, как планировалось. Потом шли Олег и Вова, которые выбрали излишне сложную линию движения на заходе. Эту линию им реализовать не удалось, в результате Вова остался на камне посреди реки, а Олег один зачалился к правому берегу, уйдя направо от «камня преткновения». Невысокий уровень воды и конфигурация струй позволили Олегу успешно снять Вову с камня на свой правый берег, и в дальнейшем экипаж продолжил сплав. «Четверка» прошла успешно, правда слишком увлеклась уходом от «камня преткновения» и, уже пройдя его, слегка задела носом левого баллона скалу левого берега.

 

      

 

 

  

 

 

            Ниже порога следует несколько сливов, затем река успокаивается. Через 400-500 м сплава, после ручья, впадающего водопадом с правого берега, мы заметили хорошую стоянку с песчаным пляжиком на левом берегу. Имея хороший запас по времени, решили на сегодня остановиться и устроить полуднёвку с баней.

Встали в 13:30. Все уже начали разгружать катамараны, ожидая замыкающий кат Олега и Вовы, когда они неожиданно показались из-за поворота кверху килем, удивив всех и ожидая, когда их выловят. Но всё-же чалиться им пришлось самим. На этом их «приключения» в этот день закончились. Баня удалась. Чуть выше стоянки нашлось много спелой голубики. С дровами проблем не было.

 

15 июля 2001 г. (воскресенье)

 

Вышли, как обычно, в 10:30. Погода неплохая, солнце, но вокруг тучки. Через 200-300 м сплава подошли к порогу «Трэк» (№74). Ориентир – заметное сужение русла в невысоких скалах. Осмотр по правому берегу. Порог представляет собой слив с камнями в центре русла, которые делят струю на две примерно равные части. Правая часть более удобна для прохождения, и здесь прошли все наши катамараны.

За порогом начинается узкий скальный коридор длиной около 1,5 километров. Ориентиром следующего серьёзного порога «Интеграл» (№75) является плёс в расширении русла. В конце плёса необходимо зачалиться к правому берегу для просмотра порога. Все так и зачалились, кроме Гены с Натальей, они прошли примерно 70 м дальше окончания плёса и встали к левому берегу. Это позволило им (при нашем уровне воды) подстраховать с берега первый проходивший катамаран (т.к. в конце порога струя уходит к левому берегу), а затем провести видео съёмку с более удобной точки.

Порог начинается на правом повороте реки. В русле много скальных глыб. В конце порога – сужение русла до 5-6 метров. Мы проходили порог сначала в левой половине русла, а затем уходили к правому берегу.

Следующий порог в каньоне – «Проводка» (№76). В нашу воду проходы были на пределе габарита. Порог представляет собой слив высотой более 1,5 метров, разделенный камнем на две части. Правая часть более чистая, где мы и прошли. «Четвёрка» чиркнула правым баллоном по скале и пробила небольшую дырку, вскоре замеченную нами. «Четвёрка» и одна «двойка» сделали остановку на мелкий ремонт, а остальные прошли немного дальше и в устье ручья с водопадом на левом берегу начали готовить обед.

Временами моросит дождик. Когда мы подходили после ремонта, вода в котелках закипала. Пообедав, вышли в 15:30, каньон вскоре закончился.

Встали на стоянку у кромки леса, в месте, где дорога идущая на Саратан из Улагана, начинает подниматься на перевал. Это примерно в 3-х километрах от Улагана. Народ начал разбирать катамараны, готовясь к переезду на Чулышман. Ещё при заброске на Башкаус мы узнали, что в этом году хорошо сделали дорогу на Язулы, что позволило нам не идти пешком, а заехать на Чулышман по этой дороге. Правда, это решение добавило к сплаву Шавлинское ущелье на Чулышмане, но препятствия ущелья соответствуют категорийности заявленного маршрута.

            Вечером после ужина сходили в Улаган поискать на завтра машину. Машину толком не нашли, потому что в поселке по случаю воскресенья почти все были пьяные. Ещё сходили на почту и позвонили домой и в турклуб (сообщили, по какому варианту идем маршрут).

 

16 июля 2001 г. (понедельник)

 

Утром провожаем СанСаныча и Сашу Терентьева, они уезжают домой. Ловим попутку до Улагана, с ними едет Гена для поиска машины до Язулы. Всё упаковано начинается томительное ожидание.

В пятом часу подъезжает машина, водитель говорит, что Гена договаривался, что он нас подбросит до Саратана, но Гены почему-то нет. Принимаю неправильное решение ехать (надо было кого-нибудь оставить дождаться Гену).

Водитель провёз нас за посёлок, видимо здесь придётся ночевать. Мы с Вовой идём в Саратан искать машину до Язулы. Часа полтора поисков результата не дают. Водитель проезжающей машины говорит, что Гена с ним договорился, но, не найдя нас на месте, сам остался на берегу. Вова уезжает на попутке за Геной. Я продолжаю поиск машины. Где-то через час удалось договориться на утро с одним из водителей.

Возвращаюсь на стоянку. Стемнело. В десятом часу подъезжают Вова с Геной, только удача помогла им встретится. Ужин и спать, сегодня все понервничали, завтра – в путь.

 

17 июля 2001 г. (вторник)

 

Утром мы с Вовой идём в сельсовет покупать бензин водителю (80 литров – 560 руб.). За работу водила берёт 1000 рублей. По дороге до Язулы 70-75 км, а нам только до моста, т.е. на несколько километров ближе. Едем заправляться на другой конец посёлка, там часа полтора ищем заправщицу, и в итоге водила занимает бензин у кого-то из местных. Набрав попутчиков из посёлка, около 13:00 мы всё-таки выезжаем. Все говорят, что ехать часов 5-6. Наш водила едет довольно быстро. На перевале Ажу нам пытаются намекать, что за перевал надо бы выпить, но мы не поддаёмся. Спуск в долину Чулышмана очень крутой; машина 2 или 3 раза за один приём не вписывается в поворот. С дороги открываются прекрасные виды на Язулы и Чулышман. В общем, нас довезли где-то за 3,5 часа.

Разгружаемся на левом берегу Чулышмана, метров 10 не доезжая моста. Спускаемся к реке, ставим лагерь, собираем катамараны. Вечером к нам подъезжают на лошадях двое местных охотников, возвращавшихся из тайги. Они довольно дружелюбны. Из разговора понятно, что их интересуют, в принципе, две вещи: спиртное и верёвки толще 10 мм.

Чулышман производит на нас впечатление более могучей реки, чем верховья Башкауса, и воды в нём здесь намного больше. Народ идет прогуляться и посмотреть на Язулы, посёлок всем понравился. Нашим там рассказывают про злых тувинцев, которые воруют лошадей.

Да, ещё днем мы знакомимся с егерем заповедника Сергеем (он оказывается наш земляк и единственный в округе постоянно живущий там русский), он зовет в гости к себе на кордон недалеко от Чертова моста. Мы отказываемся, чтобы не соблазнять себя видом Чертова моста, и говорим, что планируем в будущем как-нибудь там побывать.

С прогулки все приходят довольные. Всё, спать – завтра сплав.

 

18 июля 2001 г. (среда)

 

Утром погода отличная, вышли как всегда. После шиверы перед мостом, примерно 10-ти километровый спокойный участок, на котором встречаются четыре шиверы (препятствия №1-4), легко проходимые сходу. Затем порогом «Мини-Каша» (№5) начинаются препятствия Шавлинского ущелья. До него шли часа 1,5. Ориентир на порог светлая крупная осыпь левого берега. Для разведки следует причаливать к левому берегу после правого поворота. "Мини-Каша" это мощная шивера средней сложности с небольшими сливами длиной около 300 м. Проходили поочередно тандемами с взаимостраховкой. Олег с Вовой сели на камень, но в этот раз снялись с него удачно. Где-то здесь у Олега родилась фраза «заходим за яйцеобразный камень». Остальные катамараны прошли успешно.

 

Пр. №6 – шивера "Катушка" расположена на прямом участке реки и представляет собой "горку" длиной около 100 м. Струя четко выражена и идет по обливным камням, образуя ряд коротких невысоких сливов. Разведку можно делать с любого берега.

Пр. №7 простая шивера.

Пр. №8 шивера с прямым чистым сливом. На правом берегу высокие конгломератные столбы с валунами на вершинах.

Пр. №9 – длинная шивера средней сложности. Крупные камни, сливы, но проходы достаточно широкие.

Пр. №10 – порог "Поперечный". Вход в порог расположен на правом повороте. В пороге остров с деревьями, на верхней стрелке острова залом. Правая протока маловодна, и на выходе из нее вода фильтруется через густую гряду камней. Левая протока более засорена на входе, но в середине и в конце протоки формируется довольно чистая струя.

Пр. №11 – шивера. Находится перед устьем р. Абдулукем. В русле круглые обливные камни, особенно у правого берега. Струя выражена хорошо.

Пр. №12 – порог-шивера "Длинный". Мощная шивера с круглыми валунами начинается местным левым поворотом. Затем идет прямой участок с обилием больших камней, после чего шивера переходит в короткий порог длиной 60 м на местном правом повороте. В пороге сильный навал на большой центральный камень. Левая часть русла на повороте замусорена камнями. Проход в правой части.

Пр. №13 – шивера средней сложности. Начинается у красноватой осыпи правого берега. Проходили левой протокой. В конце шиверы круглый полуобливной камень. Проход справа. После шиверы поставили лагерь на высокой полке правого берега.

Пр. №14 – весьма крутая шивера длиной около 100 м.

Пр. №15 – шивера длиной около 500 м. Проход в центре, затем нужно смещаться вправо и снова в центр, с небольшой локальной лавировкой.

Пр. №16 – порог "Стадо бегемотов". Ориентиром на порог служит остров с деревьями. Порог можно топографически разделить на три ступени: вход, состоящий из ряда сравнительно широких ворот и невысоких сливов в них (река здесь делает левый поворот, проход есть под левым берегом); середина, начинающаяся косыми воротами (струя перемещается под правый берег под крутой склон-прижим, левая часть русла – крупные глыбы); выход перемещение струи в центр, обилие мелких камней справа, сужение русла, узкие ворота между двух обливных камней, вал и, наконец, слабый прижим к скалам правого берега. Под левым берегом большие красные камни, затем крутой красноватый склон напротив большого улова, где удобно чалиться. Разведка и страховка по левому берегу.

 

            Весь участок до порога «Стадо бегемотов» (№16) шли без просмотра с взаимостраховкой катамаранов. Порог «Стадо бегемотов» быстро просмотрели и затем прошли. «Четвёрка» при прохождении правым баллоном сильно наехала на камень, но её удались удержать от возможного киля. Остальные прошли успешно. Сразу после порога на левом берегу остановились на обед.

 

Пр. №17 шивера. Начинается на правом повороте, сразу после пр. №16. Расположена на прямом участке реки. Длина около 200 м. Перед левым поворотом чалка на левый берег для разведки пр. №18.

Пр. №18 – порог "Стадо бегемотов II". Начинается на крутом левом повороте. Состоит из двух ступеней. Первая большое падение реки, в русле большие глыбы. Затем вторая ступень: крутой местный правый поворот напротив отвесной скалы левого берега. Водоскат с валами. На выходе у левого берега большая плита, за которой мощная бочка. Ниже порога короткий участок быстрой чистой воды. Огромный камень "слон" в центре реки ориентир на пр. №19. Чалка для разведки пр. №19 на правый берег. Страховать прохождение первой ступени пр. №18 лучше с левого берега, а 2-й ступени с правого.

Пр. №19 – порог "Черный клык". Получил свое название от огромного правобережного камня черного цвета, по форме напоминающего клык и расположенного в конце порога. Порог начинается у камня-"слона" (отсюда видно устье р. Нижний Кулаш). За "слоном" каменистый остров. Левая протока мелководней, но проходима. Правая протока шире. В начале ее несложная шивера, а на стрелке находится гряда камней, лежащая по диагонали к правому берегу. Эта гряда отжимает поток вправо. Затем короткий участок быстрой воды и крутой слив через все русло, которое здесь зажато до 8-10 м. Ниже центра слива, ближе к правому берегу стоит крупный камень клык, разделяющий струю на две части. Левая часть струи сравнительно чистая. Правая же на входе в слив сваливается водопадом через обливные камни.

Пр. №20 – простая шивера, расположенная в 100 м ниже пр. №19. Начинается напротив устья р. Нижний Кулаш. В русле крупные глыбы, но струя выражена четко, и проблем с прохождением нет.

Пр. №21 – простая двухступенчатая шивера. Начинается через 40-50 м после пр. №20 у острова с деревьями, перед которым стоит большая глыба серого цвета. Река делает здесь правый поворот. Основная протока левая. Затем через 40 м быстрой воды вторая ступень шиверы, представляющая собой короткий слив с обливными камнями. Сразу после него чалка к левому берегу для разведки сложного порога №22.

 

            Препятствия с №17 по №21 мы так же, как и большинство предыдущих, шли тандемами с взаимостраховкой, после каждого порога дожидаясь всех катамаранов. Надо сказать, что мы планировали встать на стоянку у порога «Кульминация» (№22). Пройдя шиверу, мы на «четвёрке» зачалились к правому берегу и, видя, что впереди серьёзное препятствие, пошли просмотреть его по кромке крупноглыбовой осыпи. Пока мы ходили просматривать это серьёзное препятствие, все перешли на левый берег, зачалились немного ниже и начали разгружаться. Мы тем временем наметили линию движения для «четвёрки», которую при прохождении удалось выдержать, правда, с одним незапланированным телемарком. И только пройдя порог, я понял, что это была «Кульминация». «Четвёрка» встала на страховку после порога. Увидав это дело, остальные обнесли вещи и на разгруженных катах стали проходить порог. В общем, прохождение прошло успешно. Основная линия движения вдоль правого берега, в заключительной части пересечение струи к левому берегу, с последующим выходом по центру. «Кульминация» самый сложный порог Шавлинского ущелья требует обязательного просмотра для определения линии движения среди нагромождения обливных и полуобливных камней. Пройдя порог, все почувствовали необходимость встать на стоянку, что мы и сделали, пройдя ещё 200-300 м. Встали на левом берегу на неплохую стоянку в лесу, не доходя устья ручья, текущего из озера Сукбак. Вокруг стоянки растёт много смородины.

В пор.Кульминация.

 

19 июля 2001 г. (четверг)

 

Утром выходим как обычно. У нас солнце, хотя вокруг ходят грозовые тучи. Прошли порог и шиверу без просмотра. Впереди порог «Пустячок» (№25). Просмотрели, поставили страховку. Все прошли порог хорошо, правда, все катамараны из-за отбойного вала и бочки от слива чуть выше выбрасывало на обливной камень слева, и в последний слив они уходили кормой.

 

Пр. №25 – порог "Пустячок" – средней сложности. Начинается возле большого левобережного камня пологим сливом. В правой части русла много обливных камней, проход под левым берегом. Через 50-80 м в центре реки вертикально стоящий камень, напоминающий парус. Слева от него обливные камни. Справа ворота между "парусом" и большим обливняком. Затем через 15-20 м вторая гряда камней. Из ворот струя устремляется прямо на большой камень, напоминающий пирамиду, от нее мощный отбойник. Далее свал воды влево, где расположена мощная бочка. Это основной слив порога.

 

            После Пустячка на правом повороте мощная шивера (№26) с прижимом к скалам правого берега. Далее следует 3-4 простых шиверы, долина расширяется, и в Чулышман впадает крупный правый приток Шавла. Шавлинское ущелье – пройдено. Остановка на обед в устье Шавлы. После впадения Шавлы воды в Чулышмане значительно прибавляется. Но на участке примерно 10 км вперёд (до порога «Бегемот») препятствий, кроме перекатов, нет. Через 2,5-3 км после устья Шавлы на правом берегу кордон Чордо Алтайского заповедника, там есть радиосвязь. Сразу после кордона на левом берегу встретили несколько семей (с детьми) из Новосибирска, которые пришли сюда пешком и отдыхали уже два дня, а ещё через пару дней собирались сплавляться на резинках по Чулышману до Телецкого озера (с обносом сложных порогов). Пообщались с Новосибирцами, попили чайку и пошли дальше. Долина Чулышмана очень красива, широкая после Шавлы, за Чордо постепенно сужается, сжимаемая высокими скалами. Неожиданно по долине реки подул сильный порывистый встречный ветер. В общем, до порога «Бегемот», с остановками, шли довольно долго, больше 2-х часов.

Порог "Бегемот" технически простой, но с мощным валом до 1,5 м. Состоит из трёх ступеней с разрывом 70-100 м. В русле отдельные крупные глыбы. В начале порога посередине реки камень, похожий на бегемота. Порог прошли сходу, и сразу стали искать место для стоянки. Но долго не могли договориться и поэтому встали только километра через три, на левом берегу, примерно 700 м не доходя скальной стенки на правом берегу на левом повороте реки. Метров 200 ниже нас стояла группа велотуристов из Москвы, пять человек. Они приходили к нам, часть нашей группы уже в темноте нанесла ответный визит.

 

20 июля 2001 г. (пятница)

 

Утром встали на час позже обычного, угреблись вчера. Около 10:00 мимо нас «проехали» велотуристы, пожелали им удачи. Начал моросить дождик. Вышли в 11:30. На скальной стенке правого берега хорошо видны две светлые жилы. За этой стенкой река разбивается на протоки, а за крутым правым поворотом нужно быть внимательным впереди, за левым поворотом "Труба". Сразу за левым поворотом чалимся в маленькую бухту у галечного левого берега. Здесь находится хорошая поляна, и при необходимости можно ставить лагерь. Мы же делаем разведку "Трубы".

Порог "Труба"(№32) мощный порог с ярко выраженной струей. В русле отдельные камни, проходы между ними широкие и чистые. Ниже "Трубы" спокойный плес длиной около 80 м. Проходим порог, чалимся и просматриваем шиверу «Предкаша». Намечаем место чалки и стоянки на левом берегу перед порогом «Каша».

"Предкаша"(№33) мощная шивера с обилием обливных камней и валом до 1 м. Шли "Предкашу" левой частью струи. Зачалились к намеченному месту разгрузились в 13:00.

            Вместо того, чтобы поставить палатки, сразу пошли смотреть «Кашу». Увлеклись и просмотрели по берегу весь порог, обратно возвращались по тропе обноса. Как только вернулись, началась гроза. Быстро поставили палатки и переждали.

За ужином обсуждали планы на завтра. К окончательному решению не пришли, оставили до утра.

 

21 июля 2001 г. (суббота)

 

Утром встали как обычно, погода отличная, солнечная. За завтраком решили, что «Кашу» не идёт один катамаран, из участников Вова и Наталья. Соответственно, одну из «двоек» заносим на страховку, в конец первой ступени порога. Начинаем прохождение около 12:00.

Порог "Каша".( Длина участка 2 км. Перепад высот ~40 м. Средний уклон ~20 м/км. Ходовое время  6 часов.) Cамый сложный порог на нижнем Чулышмане. Обнос по тропе левого берега, хорошая стоянка у тропы обноса. Непрекращающаяся цепь мощных сливов, пенных ям, валов, навалов на отдельно стоящие камни на протяжении около 2 км. Порог, по описанию В.Мустафина, можно условно разделить на 5 ступеней. Это деление условно, большинство групп проходит порог в четыре приёма. Варианты и возможность прохождения порога сильно зависят от уровня воды. Тщательно просмотрев порог, было принято проходить порог тремя катамаранами четвёркой и двумя двойками. Ещё одна двойка заранее обносилась в места возможной страховки с воды.

Первый участок начинается длинной мощной шиверой на большом уклоне. На выходе вода в пологом мощном сливе наваливает на большой подводный камень, образуя большую водяную подушку, ниже которой пенная яма. После слива быстроток до 70м. Хорошее место для чалки в улове левого берега. В конце первого участка была выставлена страховка с воды и берега. Чалка возможна к обоим берегам, мы чалились к левому. Все катамараны успешно прошли первую часть вдоль правого берега. На четвёрке был прямой разрез оболочки примерно 15см, ремонт занял 20-25 минут.

 

      

 

Второй участок около 200м. Основной слив во второй половине ступени. Слив многоступенчатый, через глубинные плоские плиты. Сливы широкие, мощные, оканчивающиеся пенными ямами. В конце участка возможна чалка в суводь у левого берега между крупными обломками скал, куда мы и чалились. Можно зачалиться и напротив в суводи у правого берега, в начале правого поворота. Все катамараны прошли второй участок успешно. Четвёрка заходила в основной слив вдоль левого берега, а далее выходила в центр. Двойки проходили сливы вдоль правого берега.

 

      

 

Третий участок около 300м. Состоит из двух частей. Первая - до правого поворота, вторая - после поворота. Первая часть имеет ряд мощных сливов под правым берегом, оттуда струя по всей длине правого поворота наваливает на левый берег. После быстротока длиной 50м вода уходит под правый берег. Здесь мощным сливом через всю реку начинается вторая часть третьей ступени. Слив находится между береговыми камнями правого берега и грядой крупных валунов слева. По нашему мнению наиболее сложный участок. Линия движения была намечена вдоль левого берега, в том числе и по внешнему треку прижима к валунам левого берега на правом повороте. Перед прохождением пришлось убрать торчащее из валунов, почти до середины намеченной для прохождения струи, бревно. В конце участка на левом берегу у маленькой суводи была выставлена страховка, в основном что бы помочь зачалиться, перед следующим участком порога. Одна двойка и четвёрка успешно прошли участок, хотя четвёрка чуть не ушла дальше. Двойка Андрея и Паши кильнулась после прижима в сливе вначале левого поворота. Слаженный экипаж сумел быстро поставить катамаран на ровный киль и зачалить к правому берегу, не уйдя на следующий участок. Береговую страховку необходимо ставить на правом берегу.

Четвертая ступень самая короткая и простая. Начинается после третьей почти без перерыва. Представляет собой мощный чистый водосток в центре русла. Пятая ступень начинается длинным шиверистым участком с множеством камней в центральной части русла, которые разбивают струю на две части: правая более забита камнями, менее мощная, левая - чистая, мощная, ярко выраженная, идет под левым берегом. В конце левого поворота начинается длинный водосток, который на выходе с силой бьет левой половине своей части в подводный камень и образует при этом водяной гриб высотой 2-2.5м. В правой части мощная двойная бочка. Через 50м удобное место для чалки в улов левого берега. Отсюда до конца порога еще 200м валов, камней, небольших сливов. Четвёртый и пятый участок все катамараны прошли успешно.

В 18:00 закончили прохождение порога «Каша». Вытащили катамараны на берег. Усталые, но довольные, возвращаемся на стоянку по тропе обноса. Обсуждаем «Кашу» и отмечаем прохождение. Ночью идет дождь, слышно, как с осыпи на правом берегу изредка скатываются камни.

 

22 июля 2001 г. (воскресенье)

 

Утром собираем рюкзаки и несём их по тропе к катамаранам. На тропе нас застаёт небольшой дождик. Решаем перед выходом на воду пообедать, чтобы через час не отвлекаться. Сегодня можно остановиться пораньше – у Натальи день рождения. За 15-20 минут прошли три шиверы, и зачалились на левый берег для просмотра порога «Ворота» (№38).

Порог образован двумя большими скальными обломками, перегораживающими реку. Единственный проход у левого берега. На скальные выходы мощный навал. Порог средней сложности. Очень опасный из-за возможности попадания судна в щель между центральной скалой и дном, а также между обломками скал. Об опасности порога говорят и многочисленные таблички на скалах левого берега. После обсуждения решили, что проходить порог будет один экипаж, Андрей и Олег на «двойке». Ставим страховку. Заход вдоль левого берега, прохождение состоялось. Остальные каты, как решили ранее, обносим по правому берегу, оттуда порог выглядит менее страшно – совсем по-другому.

Далее на участке 2,5-3 км прошли три шиверы средней сложности (препятствия №39-41). Причалили к правому берегу в устье правого притока Куркуре, метрах в 150-200 от устья на нём находится очень красивый водопад. После осмотра водопада пошли дальше, погода солнечная, в лицо подул сильный порывистый ветер, на плёсах он почти останавливает катамаран. До препятствия №42 простой шиверы почти 4 км плёса. После шиверы идём ещё километра 1,5-2 и встаём на правом берегу на поляне у водопада высотой не менее 30 м на правом притоке Карасу. Напротив на левом берегу начало подъёма на перевал Катуярык. Отдыхаем. Отмечаем день рождения Натальи.

 

23 июля 2001 г. (понедельник)

 

Утром не торопились, ждали когда солнце повернётся к палаткам. Вышли в 11:00. Дальше на реке до каскада Туданский препятствий нет, кроме перекатов и плёсов. Километра через два от места стоянки мост через Чулышман у зимовья Катуярык. Ещё через 500 м впадает правый приток Катуярык. По карте на притоке два водопада 20 и 40 м. Идём посмотреть первый водопад, каждый очередной водопад красив по-своему. К сожалению, второй водопад не видно, надо подниматься вверх и как-то обойти скалы, в общем, не пошли. Олег на водопад не ходил, а пытался загорать, но его топтали муравьи, и он ругался на всю поляну: «Что, сволочи, другой дороги не нашли!».

Примерно через 3 км первое препятствие Туданского каскада простая шивера (№43) с крупными надводными камнями, но несильным течением. Порог №44 и шиверу проходим без просмотра. Впереди сложное препятствие порог «Туданский» (№46).

Вход в порог разделен двумя крупными скальными обломками на три части. Ниже левого слива в русле лежит еще одна глыба, на которую наваливает вода из этого слива и, отразившись, уходит вправо, соединяясь со струей среднего слива. Средний слив прямой, высотой до 1 м. Правый проход маловодный. Далее после 50 м быстротока слив через большую обливную плиту. Перед сливом прижим к скальному обломку справа. Ниже идет цепочка мощных валов и бочек до конца порога. В нашу воду правого прохода нет. Перед порогом на левом берегу обедаем и готовимся к прохождению.

Начало порога проходили по-разному: половина группы левым, половина средним (по средней и низкой воде правым) сливом. «Двойки» проходили разгруженными. Далее препятствие №47 шивера средней сложности с подводными и надводными камнями в русле. Есть крутые невысокие сливы и вал до 1,2 м, но проходы везде широкие, а струя четко выражена. Идём без просмотра. После шиверы короткий плёс, и на левом повороте начинается порог «Коварный» (№48).

Встаём перед порогом на полке левого берега, чуть выше и в стороне проходит дорога, но стоянки оттуда не видно. Андрей немного порезал палец, и Олегу, наконец, удалось применить аптеку. Вова снова ремонтирует весло. Народ занимается кто чем – отдыхают.

 

24 июля 2001 г. (вторник)

 

Утром собрались и отнесли шмотки за порог, получилось так, что экипаж «четвёрки» ушёл дальше всех. Когда мы возвращались, то увидели бегущего навстречу Пашку, который кричал «Весло!!!» и показывал на реку. И тут мы увидели в заключительной части порога весло, кильнувшийся катамаран и Гену с Натальей. Пашка на спасике ринулся спасать весло, что ему удалось. Всё кончилось хорошо. «Коварный» проявил себя. Остальные катамараны прошли без приключений.

Порог "Коварный". Вход в порог перегорожен грядой больших валунов. В центре сильный навал на камень. Правее мощный косой слив. Далее 50 м спокойной воды, еще один мощный слив, навал на гряду камней от левого берега, цепочка мощных валов. На выходе узкие косые ворота из двух обливных камней.

            После порога «Коварный» небольшой плёс, за ним шивера средней сложности. Метров через 300-500 со скал правого берега срывается водопад, скорее всего на притоке Верхний Кулузун. С воды водопад лучше виден, если пройти по Чулышману ниже и оглянуться.

Далее на реке "Итыкайские шиверы". На заходе большое количество надводных и подводных камней по всей ширине русла. Мощные валы, бочки, навалы на камни. Интересный, оригинальный, слаломный и длинный порог-шивера. Очень техничный. Всем понравился, есть, где кильнуться, а на камни можно намотать любое судно. Затем, практически до устья правого притока Чульча, идут, постепенно упрощающиеся, разделённые плёсами 200-600 м, шиверы.

В устье Чульчи мы и останавливаемся около 15:30. По дороге нам встретились туристы с вновь работающей турбазы в устье Чулышмана на Телецком озере, которых везут километров пять выше Чульчи и оттуда сплавляют на 6-8 местных катамаранах. (Нам рассказали, что через озеро снова начал ходить их теплоходик, два раз в неделю, билет стоит 250 руб., а нанять катер на 2-3 человек, как нам рассказали велосипедисты, стоит 2000 руб.)

            Ну, вот и закончился сплав. Сегодня отдыхаем, делаем баню. Отмечаем день рождения Толи. Завтра планируем сходить к водопадам на Чульче.

 

25 июля 2001 г. (среда)

 

Утром идём на водопады, Вова и Олег остаются на стоянке. Мы не знаем, где проходит тропа, если она есть. Сперва пытаемся идти по левому берегу Чульчи. Тропа, вначале хорошая, постепенно начинает пропадать, а затем и вовсе заканчивается у первых скал левого берега, уходящих в воды Чульчи. Я сдуру пробираюсь по пояс в воде вдоль скал, держась за них. За мной прошли Неля и Толя, остальные повернули назад. Они вернулись к устью, перешли вброд Чульчу, и нашли тропу на правом берегу. (Как выяснилось по ней и надо идти к водопадам, примерно 10 км, путь занимает 4 часа в одну сторону.) Тропа не простая, во многих местах проходит высоко по скалам и осыпям. Идти по ней нужно осторожно. Но часть нашей группы благополучно сходила к водопадам и вернулась. Всем понравилось, но времени полюбоваться красотами было очень мало. Во второй половине дня несколько раз принимался дождь, и небо заволокло тучами. Мнение большинства, что на эту радиалку надо планировать два дня и ночевать у водопадов.

            Мы втроём, оставшись на левом берегу, продолжали идти к водопадам, без тропы, по берегу, обходя скалы верхом по лесу. Это даётся с большим трудом, т.к. в лесу очень густой подлесок, состоящий, в основном, из колючих кустов: крыжовник, акация, смородина и др. (на левом берегу леса почти нет). В середине дня нам это изрядно надоело. Мы нашли небольшой плёс и с Толей переплыли Чульчу, на пределе. Я понял, что Неле удачно переплыть вряд ли удастся, и я вернулся обратно. Толю отправил к ребятам (он встретил их на тропе ещё по дороге туда), а мы попытаемся всё же дойти, надеясь, что после водопадов есть место, где можно безопасно перейти реку. Мы шли до 17:00, когда с берега увидели ребят, идущих по тропе обратно. Тут мы всё же решили, что пора возвращаться, раз не удалось, времени уже много. Пошли обратно, стараясь, по возможности, лишний раз не спускаться к реке, не терять высоту. Но вернуться мы не успели, несколько раз промокли под дождём и с кустов. Хорошо, что у меня всегда есть нож и герметически упакованные спички. Заночевали, костёр развели без проблем, дежурили у него по очереди.

           

26 июля 2001 г. (четверг)

 

Утром с рассветом мы быстро пошли к нашей стоянке, и успели вовремя, пока нас ещё не ушли искать. Все были рады, что у нас случайная автономка завершилась хорошо. Отдыхаем до обеда. На «четвёрке» переправляемся на левый берег Чулышмана, куда вечером за нами должен приехать КАМАЗ. Часть группы идет посмотреть на магнитный камень, который, как нам сказали инструкторы, находится приблизительно в 8 км по дороге и немного в гору. Дойдя по дороге до посёлка Ко (~8 км), узнали, что до камня ещё не меньше 20 км (до следующего посёлка 5-6 км, а камень по середине между ним и посёлком, который ещё дальше километрах в 25-30). Поэтому отказались от этой затеи. Вечером упаковали всё, что можно. В 21:00 пришёл КАМАЗ. Водители рассказали, что всё время нашего похода за хребтом на Чуйском тракте идут дожди.

 

Церковь в пос.Ко

 

27 июля 2001 г. (пятница)

 

В 09:00 выезжаем. Едем через Катуярыкский перевал на Улаган, Акташ и дальше по Чуйскому тракту. Обедаем в Улагане, там есть музей: называется «Пызырык», что в переводе значит курган. Вода в Чуе поднялась метра на три, а в Катуни на два. Дожди действительно идут, на Семинском перевале попали в облако. До Горно-Алтайска не доехали. Заночевали после Шебалино, уже в темноте под дождём приготовив ужин на костре. Дождь шёл до утра.

 

28 июля 2001 г. (суббота)

 

Утром выехали около 08:30. Заехали в Горно-Алтайск, оплатили машину и к обеду были в Бийске. Снова за 3000 рублей нашли микроавтобус до Новосибирска (билет на рейсовый автобус без стоимости багажа стоит 190 рублей). И около 18:30 мы у ж/д вокзала в Новосибирске. Олег с Вовой уезжают в аэропорт. А мы выясняем, что билетов на поезда нет. Из-под носа ушёл какой-то совершенно пустой поезд на Москву, которого не было в расписании. Уехали до Омска, не дорого (172 руб. билет), в надежде, что там будет проще, т.к. поездов больше и есть прямой до Питера.

 

29 июля 2001 г. (воскресенье)

 

Ночью мы в Омске, с билетами ещё хуже. С трудом берём билеты из брони по безумной цене до Питера 2640 руб. (туда ехали в два раза дешевле, на поезде такого же класса). Собрали все деньги, что были, после покупки билетов на всех осталось примерно 180 рублей на жратву в дороге, больше чем двое суток. Но всё же едем, постели не берём, изредка едим растворимую лапшу.

 

31 июля 2001 г. (вторник)

 

Нас встретили и развезли по домам.

 

            Поход окончен. И радостно и грустно. Прощай Алтай.

            Ты поразил меня собой. Ты красив, в тебе чувствуется мощь и сила.

            Горы и солнце, зелёные воды Башкауса, быстрый и тёплый Чулышман.

            Поражает отсутствие комаров и мошкары.

            Алтай незабываем: на полях много кузнечиков и саранчи,

            Много коров и оставляют они много дерьма,

            Которое быстро высыхает и почти не даёт запаха.

            Помнится только запах трав.         

 

 


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |