ОТЧЕТ

о водном  (катамараны) туристическом походе

пятой категории сложности

 по Алтаю  (р.Башкаус и р.Чулышман),

совершенному с  06 июля по 01 августа 2001 года.

 

 

 

Маршрутная книжка № _45/01_

 

Руководитель группы: Виноградов М. Н.

Адрес руководителя: г. Санкт-Петербург,

       ул. 3-я Советская, д. 22, кв. 28

 

 

 

1. Справочные сведения о походе

 

1.1.    Краткая справка

 

Вид похода – водный

 

Средства сплава – четыре двухместных и один четырёхместный катамаран

 

Район похода – республика Алтай

 

Подъезд к началу маршрута: поезд С.-Петербург – Москва – Новосибирск, автобус Новосибирск – Бийск, автомашина Бийск – Горно-Алтайск – п. Акташ – п. Улаган – п. Саратан – верховья р. Башкаус .

 

Нитка маршрута: сплав по р. Башкаус (от пр. притока р. Мукурачик до п. Улаган), автомашина от п. Улаган до моста на р. Чулышман (после п. Язула), сплав по р. Чулышман до устья пр. притока р. Чульча.

 

Отъезд с маршрута: автомашина устье р. Чульча – п. Улаган – п. Акташ – Горно-Алтайск – Бийск, автобус Бийск – Новосибирск, поезд Новосибирск – Омск –    С.-Петербург.

 

Общая протяженность активной части маршрута  190 км.

 

Продолжительность маршрута  17  дней (без подъезда и отъезда).

 

Сроки похода: 11 июля – 27 июля 2001 года (без подъезда и отъезда).

 

Численность группы – 12 человек.

 

Маршрутная книжка_45/01_

 

Выпускающая организация: Санкт-Петербургский Городской Туристский Клуб

 


1.2. Состава группы

 

№ экипажа, тип судна

Фамилия, имя, отчество

Дата рождения

Домашний адрес

Туристский опыт

Обязанности в группе

1

2

3

4

5

6

7

1

№1 катамаран

Четвёрка

 

Виноградов

Михаил Николаевич

01.08.1962

Санкт-Петербург,

ул. 3-я Советская, д. 22, кв. 28, тел. 277-17-67

IV Р Кольский п-ов,

III Р Приполярный Урал, III Р Карелия, V У Саяны

Руководитель

2

№2 катамаран

Двойка

Я кубенко Генадий Николаевич

31.01.1962

Санкт-Петербург, Пушкин

ул. В. Шишкова, д. 24, кв. 58, тел. 466-40-59

V Р Тянь-Шань

Зам. Руководителя

Видео-оператор

3

№1 катамаран

Четвёрка

Виноградова

Нелли Николаевна

26.01.1962

Санкт-Петербург,

ул. 3-я Советская, д. 22, кв. 28, тел. 277-17-67

IV У Кольский п-ов ,    III У Приполярный Урал

Участник

4

№3 катамаран

Двойка

Холодкевич

Олег Игоревич

08.03.1974

Санкт-Петербург, Пушкин

ул. Ленинградская, 85/12-159, тел. 476-40-65

IV У Кольский п-ов ,    III У Приполярный Урал

Участник

5

№2 катамаран

Двойка

Холодкевич

Светлана Александровна

19.10.1973

Санкт-Петербург, Пушкин

ул. Ленинградская, 85/12-159, тел. 476-40-65

IV У Кольский п-ов ,    III У Приполярный Урал

Медик

6

№4 катамаран

Двойка

Я кубенко Павел Генадьевич

26.04.1982

Санкт-Петербург, ул. З.Портновой, д.17/1, кв.315

IV У Кольский п-ов ,    III У Приполярный Урал

Участник

7

№1 катамаран

Четвёрка

Волков Анатолий Николаевич

1956

Санкт-Петербург, Невский проспект, д.156, кв.51

III У Карелия

Участник

8

№1 катамаран

Четвёрка

Лубневский Иван Иванович

16.08.1964

Санкт-Петербург,

ул. Фрунзе, д. 19, кв. 65,

тел. 277-17-67

IV У Кольский п-ов ,    III У Приполярный Урал

Видео-оператор

9

№3 катамаран

Двойка

Дунаев Владимир Иванович

24.02.1959

Санкт-Петербург, ул. Ленская, д.8/1, кв.209, тел. 525-10-14

IV У Кольский п-ов

Ремонтник

10

№4 катамаран

Двойка

Бушуев Андрей Николаевич

1962

Санкт-Петербург, ул. Ленинградская, д.15, кв.9

V У Тянь-Шань

Участник

11

№5 катамаран

Двойка

Шестипёров Александр Александрович

1950

Санкт-Петербург, Детскосельский бульвар, д.19, кв.55

V Р Тянь-Шань

Участник

 

12

№5 катамаран

Двойка

Терентьев Александр Анатольевич

1957

Санкт-Петербург,  Комендантский проспект, д.40, кор.3,  кв.184

V У Тянь-Шань

Участник


2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОДА

 

2.1. Выбор маршрута и подготовка к походу

Выбор маршрута определялся, прежде всего, желанием группы побывать в новом районе.

            Группа в нынешнем составе сформировалась в 1999 году. Вместе мы прошли маршрут III категории на Приполярном Урале (р. Балбанью – р. Кожим – р. Левма – р. Уса) летом 1999 года и маршрут IV категории на Кольском полуострове (р. Уйма – р. Харловка) летом 2000 года.

Участники похода хорошо знакомы друг с другом. Слаженность действий в критических ситуациях неоднократно проверялась в «боевых» условиях.

Дополнительную проверку суда и экипажи прошли весной 2001 года в Карелии на р. Тохмайоки (н/к с элементами V категории сложности).

Личное и групповое снаряжение прошло многократные испытания в предыдущих походах. Кроме того, известно, что однотипные суда успешно проходили маршруты V-VI категории сложности.

Поскольку было известно, что сложность препятствий нарастает постепенно концу маршрута, это позволяет набрать к сложным препятствиям соответствующую форму и грамотно без спешки спланировать их прохождение. Постепенному набору формы участниками  способствовал также низкий уровень воды в Башкаусе.

Разработанный график движения удалось выдержать, поход закончился успешно и к установленному сроку.

 

2.2. Пути подъезда и возвращения

Добирались через Москву. Из Санкт-Петербурга выехали в ночь на 06.07.2001. В 13:20 09.07.2001 по расписанию прибыли в Новосибирск на поезде Москва-Хабаровск. Быстро выяснили, что уехать на местном поезде до Бийска не удастся, т.к. билетов на него на неделю вперёд нет. В течение часа подобрали для нашей группы на привокзальной площади пассажирскую газель до Бийска за 3000 (или 3300) рублей и примерно в 15:00 выехали.

Дорога до Бийска — хорошо асфальтированная трасса. Приехали в Бийск около 00:00 часов. Подбрасывать нас дальше до Горно-Алтайска водитель отказался, ссылаясь на то, что ему к утру нужно вернуться в Новосибирск. Разгрузились на привокзальной площади. Здесь утром, к приходу поезда из Новосибирска в 08:00 – 08:30, нас должна встретить машина МЧС из Горно-Алтайска. (О машине договорились заранее еще из С. Петербурга.)

Утром съездили на трамвае на почту и позвонили в МЧС, узнали, что нас ждут, что машина вышла, что это за машина и как зовут водителя. Автобус пазик пришёл в назначенное время. Водитель сказал, что обещанный КАМАЗ не успевает и поэтому встретит нас где-нибудь дальше на Чуйском тракте.

Около 11:00 мы были уже в Горно-Алтайске в МЧС. Поговорили о наших планах, зарегистрировались, оплатили заброску ( 9800 руб.). Договорились о месте и дате выброски, осуществив её частичную предоплату. А также оплатили страховку на группу ( 2100 руб.). В начале первого поехали дальше на том же автобусе, планируя пересесть на КАМАЗ в посёлке Акташ.

Автобус взбирался на перевалы с трудом, поэтому ехали небыстро. Прибыли в Акташ уже после 18:00 и около получаса искали КАМАЗ, который, как выяснилось, нас уже заждался. Примерно в 19:15 поехали дальше на КАМАЗе. Уже когда стемнело, остановились на ночь за посёлком Саратан.

Утром в 09:00 поехали дальше. Проехали 3-3,5 км выше правого притока реки Йолду и упёрлись в небольшую болотину (которая на карте изображена пунктирным ручейком), через которую водитель ехать отказался. Немного подумав, решили не настаивать и выгрузиться здесь, т.к. остался только первый каньон Башкауса, в котором по слухам есть завал и пара простых порогов.

Выгрузились примерно 11:20 11.07.2001 и перетащились немного вверх по течению на удобную поляну на берегу.

 

Для переезда с Башкауса на Чулышман воспользовались новой дорогой на Язулы, что позволило нам не идти пешком. Правда, это решение добавило к сплаву Шавлинское ущелье на Чулышмане, но препятствия ущелья соответствуют категорийности заявленного маршрута.

Из Улагана 16.07.2002 около 17:00 уезжаем на Саратан машиной ( 300 руб. на группу). Ночуем в Саратане. Утром 17.07.2002 идем в сельсовет покупать бензин водителю (80 литров – 560 руб.). За работу водила берёт 1000 рублей. По дороге до Язулы 70-75 км, а нам только до моста, т.е. на несколько километров ближе. Едем заправляться на другой конец посёлка, там часа полтора ищем заправщицу, и в итоге водила занимает бензин у кого-то из местных. Набрав попутчиков из посёлка, около 13:00 мы всё-таки выезжаем. Все говорят, что ехать часов 5-6. Наш водила едет довольно быстро. На перевале Ажу нам пытаются намекать, что за перевал надо бы выпить, но мы не поддаёмся. Спуск в долину Чулышмана очень крутой; машина 2 или 3 раза за один приём не вписывается в поворот. В итоге, нас довезли где-то за 3,5 часа.

 

            В 21:00 26.07.2001 в устье р. Чульчи встретили заказанный КАМАЗ МЧС. Выезжаем в 09:00 27.07.2001. Едем через Катуярыкский перевал на Улаган, Акташ и дальше по Чуйскому тракту. Обедаем в Улагане, там есть музей: называется «Пызырык», что в переводе значит курган. Вода в Чуе поднялась метра на три, а в Катуни на два. Идут дожди, на Семинском перевале попали в облако. До Горно-Алтайска не доехали. Заночевали после Шебалино, лагерь ставили уже в темноте.

Утром 28.07.200 выехали около 08:30. Заехали в Горно-Алтайск, оплатили машину и к обеду были в Бийске. Снова за 3000 рублей нашли микроавтобус до Новосибирска (билет на рейсовый автобус без стоимости багажа стоит 190 рублей). И около 18:30 мы у ж/д вокзала в Новосибирске. Олег с Вовой уезжают в аэропорт и через несколько часов вылетают в С.-Петербург (билет обходится 4200 руб. на человека). А мы выясняем, что билетов на поезда нет. Из-под носа ушёл какой-то совершенно пустой поезд на Москву, которого не было в расписании. Уехали до Омска, не дорого (172 руб. билет), в надежде, что там будет проще, т.к. поездов больше и есть прямой до Питера.

Ночью мы в Омске, с билетами ещё хуже. С трудом берём билеты из брони по безумной цене до Питера 2640 руб. (туда ехали в два раза дешевле, на поезде такого же класса). Собрали все деньги, что были, после покупки билетов на всех осталось примерно 180 рублей на еду в дороге, больше чем двое суток. Но всё же едем, постели не берём, изредка едим растворимую лапшу.

В Питере – вечером 31.07.2001.

 

***По рассказам встреченных в устье Чульчи туристов с турбазы, через Телецкое озеро снова начал ходить теплоходик турбазы, два раз в неделю, билет стоит 250 руб., а нанять катер на 2-3 человек стоит 2000 руб.

 

 

Обзорная  схема маршрута.

 

 

 


3. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

3.1. График движения

 

Дни пути

Дата

Участок пути (от - до)

Протяженность, км

Ходовое время, час

Характер пути,  

 естественные препятствия, опасные участки

Метеоусловия

1

2

3

4

5

6

7

 

1

11 июля

стапель

 

 

 

 

Сборка судов на правом берегу р. Башкаус.                В 1-1,5 км ниже правого притока р. Мукурачик.

Солнечно и жарко Твоз  25-30˚С, небольшой  ветерок.

2

12 июля

от стапеля  до каньона «Змей-

ка»

 

17

 

6

Сплав. Каньон «Идульгемский», порог «Ловушка», через 20 мин. – мост, далее река часто делится на протоки, после пр. притока р. Каратёш – шиверы, встали на левом берегу перед каньоном «Змейка».

Солнечно и жарко Твоз  25-30˚С, небольшой  ветерок. Вечером дождик, ночью дождь.

3

13 июля

Каньон «Змей-ка» - порог

«Предбанный»

 

 

24

 

6,5

Сплав. Каньон «Змейка», каньон «Открытый» (с обносом входа в каньон – негабарит), встали на левом берегу перед порогом «Предбанный».

Солнечно и жарко Твоз  25-30˚С, утром сильный порывистый ветер.

4

14 июля

Порог «Пред-

банный» - ~500м ниже пор. «Камень

преткновения»

 

1,5

 

3

Сплав. Порог «Предбанный», вход в Саратанский каньон – порог «Камень преткновения», встали 300-500 м ниже порога на левом берегу. Полуднёвка.

Баня.

Солнечно и жарко Твоз  22-27˚С, небольшой  ветерок

5

15 июля

Каньон Саратанский –

3км не доходя

п.Усть-Улаган

7

 

5

Сплав. Пороги в Саратанском каньоне, встали, 3 км не доходя посёлка Усть-Улаган. Разборка судов.

Солнечно и жарко Твоз  22-27˚С, в середине дня небольшие  дождики.

6

16 июля

 Усть-Улаган –

п.Саратан

 

«23»

 

автомашина

Доехали попутной автомашиной до посёлка Саратан. Поиск автомашины до п. Язула.

Солнечно и тепло Твоз  22-27˚С, небольшой  ветерок

7

17 июля

п.Саратан –

мост после

п.Язула

«70»

автомашина

Переезд от п. Саратан до моста через р. Чулышман ниже п. Язула. Сборка судов на левом берегу выше моста.

Солнечно и тепло Твоз  22-25˚С,  ветерок, вечером кратковременный дождик.

8

18 июля

Мост на дороге

к п.Язула – после пор. Кульминация

 

27

 

6,5

Сплав. От моста до Шавлинского ущелья – шиверы.

Сложность порогов Шавлинского ущелья нарастает

постепенно пор. Мини-Каша, Стадо бегемотов-1, Стадо бегемотов-2, Чёрный клык, Кульминация. Встали после пор. Кульминация на левом берегу.

Солнечно и тепло Твоз  22-27˚С.

9

19 июля

От порога Кульминация –

после  порога

Бегемот

32

7,5

Сплав. Порог Пустячок и заключительные шиверы Шавлинского ущелья. Устье пр. притока р. Шавла, кордон Чордо, до порога Бегемот препятствий нет. Встали на левом берегу в ~1 км ниже пор. Бегемот.

Солнечно и тепло Твоз  22-25˚С, слабый ветер, стороной прошла гроза.

10

20 июля

От пор.Бегемот

-

до пор. Каша

6

1

Сплав. Порог Труба. Встали на левом берегу перед порогом Каша. Осмотр порога Каша и тропы обноса. Полуднёвка.

Переменная облачность, Твоз  20-22˚С, сильный ветер, весь день кратковременные дожди.

Ночью проливной дождь.

11

21 июля

Порог

«Каша»

2

6,0

Обнос  порога «Каша».

Солнечно, Твоз 20-25˚С,

вечером дождь.

12

22 июля

От пор. Каша

-

до правого при-

тока Карасу

12

4,5

Сплав. Шиверы, порог Ворота, шиверы. Встали на правом берегу у водопада на правом притоке Карасу, напротив подъёма на Катуярыкский перевал.

Солнечно, Твоз 20-25˚С,

сильный ветер.

13

23 июля

От правого притока Карасу

-

до порога

Коварный.

18

5,5

Сплав. Шиверы, порог Туданский. Встали на стоянку на левом берегу перед порогом Коварный.

Солнечно и тепло Твоз  25-27˚С, слабый ветер.

14

24 июля

Пор.Коварный

-

устье правого

пр. р.Чульча

24

6

Сплав. Порог Коварный, Итыкайские шиверы. Встали на правом берегу в устье р. Чульча.

Солнечно и тепло Твоз  25-30˚С, слабый ветер.

15

25 июля

Радиальный выход к водопадам на

реке Чульча

20

8

Радиальный выход к водопадам на р. Чульча. Тропа проходит по правому берегу, пройти к водопадам по левому берегу не удалось.

Солнечно и тепло Твоз  22-25˚С, слабый ветер, кратковременные дожди.

16

26 июля

антистапель

 

Переправляемся на левый берег Чулышмана, где проходит дорога. Разборка судов.

Солнечно и тепло Твоз  25-30˚С, слабый ветер.

 


3.2. Техническое описание маршрута

 

Настоящее описание составлено применительно к условиям малой воды реке Башкаус и относительно малой в реке Чулышман. Для удобства маршрут в описании разделен на участки, отличающиеся по характеру препятствий. Препятствия нумеруются по ходу движения. (Нумерация совпадает с большинством прочитанных перед походом отчётов.)

 

 

3.2.1. Верхний Башкаус от правого притока р. Мукурачик до поселка Усть-Улаган

 

Длина участка  52 км. Перепад высот  ~300 м. Средний уклон 5,77 м/км.

Ходовое время 20 часов 30 минут.

 

Первое препятствие: каньон «Идульгемский» – через 1,5-2 км после начала сплава. Вход в каньон на правом повороте реки, ориентиром может служить высокий травянистый склон левого берега, в нашу воду перед входом – галечный островок. Просмотр удобен по правому берегу. На входе два слива высотой не более 1 м, расстояние между ними ~10 м. Струя бьёт в скалу левого берега и, отражаясь, уходит во второй слив. Далее примерно на расстоянии 50-100 м слалом между камней на слабой струе, после – препятствий нет. Длина каньона ~300 м, ширина реки 15-20 м, высота скал 20-25 м. Катамараны не разгружали. Страховку осуществляли спасконцами с берега, после заходных сливов и в конце каньона..

 

             

Идульгемский каньон.                       Идульгемский каньон.

Заходной слив.                                  Заходной слив.

 

                      

Идульгемский каньон.                      Идульгемский каньон.

Второй слив.                                     После второго слива.

 

Через 200-250 м после каньона – порог «Ловушка» (№55). Нужно чалиться к галечной отмели правого берега. Порог начинается на правом повороте и имеет две ступени: вторая ступень заканчивается в отвесных скалах с обоих берегов. Порог мощный. Проходим на разгруженных катамаранах (один катамаран не разгружался). Страховку осуществляем с берега спасконцами после первой ступени и в конце порога. После порога справа впадает приток Йолду.

 

             

Порог «Ловушка».                            Порог «Ловушка».

Первая ступень.                          Конец первой ступени.

 

После порога глубоко, можно даже попрыгать с 3-4-х метровой скалы правого берега. Далее – примерно 20 минут сплава по спокойной воде до моста через Башкаус. После моста примерно 1 час 10 минут сплавляемся до устья правого притока Каратёш, река часто разбивается на протоки, в некоторых протоках может потребоваться проводка. Затем идут однотипные шиверы. Сплав до порога «Обманка» перед каньоном «Змейка» занимает около 1,5 часов. Непосредственно перед порогом «Обманка» на левом берегу в лесу есть хорошая стоянка.

В пороге «Обманка» по малой воде для «четвёрки» в первой трети порога – габаритный непроход.

 

Непроход для червёрки

в начале порога «Обманка».

 

 Ее сразу занесли в середину порога за скалу, которая в отчётах с нормальным уровнем воды описывается как остров. Все «двойки» прошли порог успешно, «четвёрка» прошла оставшуюся часть порога, вскользь задев левым баллоном скалу левого берега. Затем все успешно прошли каньон «Змейка». В нем нет препятствий. Высота стен каньона 25-30 м, длина не более 1 км. Каньон очень красив. 

 

     

Вторая ступень порога             Начало каньона

«Обманка».                    «Змейка».

 

              

Следы паводка в начале            Каньон «Змейка».

каньона «Змейка».                                       _

 

Но в нем возможны завалы и отдельные застрявшие брёвна, поэтому перед прохождением его желательно просмотреть (мы сделали просмотр по левому берегу). Прохождение порога «Обманка» и каньона «Змейка» заняло у нас около 2-х часов. Катамараны не разгружали. Страховку осуществляли спасконцами с берега.

Через 100 м после «Змейки» начинается заходная шивера каньона «Открытый». После шиверы река сужается в скальных берегах до 2-х метров, образуя габаритный непроход. Перед сужением у левого берега есть небольшая суводь, где можно зачалиться, пронести катамараны метров 10-15 и спустить на воду сразу после узости в небольшую суводь. Попытка пройти это горло на разгруженном катамаране окончилась неудачей, и экипаж и судно были вытащены страховкой.

 

Конец заходной шиверы

в каньон «Открытый».

 

                      

Вход в каньон «Открытый».                 Попытка пройти.

 

                

Пройти не удалось.            Спуск на воду за  непроходом.

 

Далее в каньоне «Открытый» серьёзных препятствий нет, отвесных и непрерывных скальных стенок в каньоне нет. Длина каньона около 1,5 км. Прохождение проблем не составило. Затем река упрощается и через 30-35 минут сплава на правом берегу – посёлок Саратан.

После посёлка примерно 1,5 часа сплава до порога №72 «Предбанный». Из препятствий на этом участке – несколько шивер перед устьем правого притока Артуркол. Они были пройдены с ходу с взаимостраховкой. Ориентиром порога «Предбанный» служит скальное сужение.

Порог «Предбанный» прошли с взаимостраховкой. Порог представляет скальный коридор с несколькими простыми сливами и прижимами к скальным стенкам, длиной около 100 м.

 

В пороге «Предбанный».

 

После порога плёс 150-200 м, у правого берега галечная отмель, от середины отмели на крутом правом повороте начинается Саратанский каньон. 

 

 

Начало Саратанского каньона.

 

Мы зачалились в суводь у левого берега в начале заходной шиверы перед правым поворотом. Сходили просмотрели вход в каньон, до «камня преткновения», наметили точки страховки. В нашу воду можно зачалиться в каньоне за 50-70 м до порога «Камень преткновения» (№73). На наш взгляд осмотр порога с левого берега вполне оправдан, т.к. перед самым порогом и после него возможен простой спуск к воде, что с правого берега сделать нельзя. На входе в Саратанский каньон на правом повороте нужно проходить правым краем струи, затем на левом повороте бочка проходится левее центра. Дальше прямой участок 100 м в скалах, в конце него мы зачалились к левому берегу. Выставили береговую страховку на левом берегу после «камня преткновения». Порог начинается шиверой, огибающей слева крупный обломок скалы и переходящей в слив. Затем вся струя, отражаясь от скального выступа левого берега, бьет в «камень преткновения» и большая часть уходит левее его.

 

              

Первый слив в пороге                      Перед «Камнем преткновния».

«Камень преткновения».                                                                 _

 

Первая «двойка» ушла вправо, где в нашу воду после «камня преткновения» прохода не было, и им пришлось переставить кат через камни и встать на страховку с воды. Остальные экипажи прошли левее «камня».

Ниже порога следует несколько сливов, затем река успокаивается. Через 400-500 м сплава, после ручья, впадающего водопадом с правого берега, мы заметили хорошую стоянку с песчаным пляжем на левом берегу. Чуть выше стоянки нашлось много спелой голубики. С дровами проблем нет.

 

Стоянка в Саратанском каньоне.

 

Через 200-300 м сплава после стоянки – порог «Трэк» (№74). Ориентир – заметное сужение русла в невысоких скалах. Осмотр по правому берегу. Порог представляет собой слив с камнями в центре русла, которые делят струю на две примерно равные части. Правая часть более удобна для прохождения, и здесь прошли все наши катамараны.

 

        

Порог «Трэк».                                 Прохождение порога «Трэк».

 

 

За порогом начинается узкий скальный коридор длиной около 1,5 км. Ориентиром следующего серьёзного порога «Интеграл» (№75) является плёс в расширении русла. В конце плёса необходимо зачалиться к правому берегу для просмотра порога. Все так и сделали, кроме одной «двойки», которая прошла примерно 70 м дальше окончания плёса и встала к левому берегу. Это позволило экипажу (при нашем уровне воды) подстраховать с берега первый проходивший катамаран (т.к. в конце порога струя уходит к левому берегу), а затем провести видео съёмку с более удобной точки. Порог начинается на правом повороте реки. В русле много скальных глыб. В конце порога – сужение русла до 5-6 метров. Мы проходили порог сначала в левой половине русла, а затем уходили к правому берегу.

Следующий порог в каньоне – «Проводка» (№76). В нашу воду проходы были на пределе габарита. Порог представляет собой слив высотой более 1,5 метров, разделенный камнем на две части. Правая часть более чистая, где мы и прошли.

 

         

Заход в порог «Проводка».      В пороге «Проводка»

 

         

В пороге «Проводка»              Конец Саратанского каньона

 

Вскоре после устья ручья с водопадом на левом берегу каньон закончился.

Закончили сплав в месте, где дорога идущая на Саратан из Улагана, начинает подниматься на перевал. Это примерно в 3-х километрах от Улагана.

 

3.2.2. Река Чулышман: от моста п. Язула, Шавлинское ущелье, до пор. Каша

 

Длина участка 65 км. Перепад высот  ~ 475 м. Средний уклон  ~7.3 м/км.

Ходовое время 15 часов.

Перед стартом на Чулышмане.

 

После шиверы перед мостом, примерно 10-ти километровый спокойный участок, на котором встречаются четыре шиверы (препятствия №1-4), легко проходимые сходу. Затем порогом «Мини-Каша» (№5) начинаются препятствия Шавлинского ущелья. До него шли часа 1,5. Ориентир на порог светлая крупная осыпь левого берега. Для разведки следует причаливать к левому берегу после правого поворота. "Мини-Каша" это мощная шивера средней сложности с небольшими сливами, длиной около 300 м. Проходили поочередно тандемами с взаимостраховкой.

·         Пр. №6 – шивера "Катушка" расположена на прямом участке реки и представляет собой "горку" длиной около 100 м. Струя четко выражена и идет по обливным камням, образуя ряд коротких невысоких сливов. Разведку можно делать с любого берега.

·         Пр. №7 простая шивера.

·         Пр. №8 шивера с прямым чистым сливом. На правом берегу высокие конгломератные столбы с валунами на вершинах.

·         Пр. №9 – длинная шивера средней сложности. Крупные камни, сливы, но проходы достаточно широкие.

·         Пр. №10 – порог "Поперечный". Вход в порог расположен на правом повороте. В пороге остров с деревьями, на верхней стрелке острова залом. Правая протока маловодна, и на выходе из нее вода фильтруется через густую гряду камней. Левая протока более засорена на входе, но в середине и в конце протоки формируется довольно чистая струя.

·         Пр. №11 – шивера. Находится перед устьем р. Абдулукем. В русле круглые обливные камни, особенно у правого берега. Струя выражена хорошо.

·         Пр. №12 – порог-шивера "Длинный". Мощная шивера с круглыми валунами начинается местным левым поворотом. Затем идет прямой участок с обилием больших камней, после чего шивера переходит в короткий порог длиной 60 м на местном правом повороте. В пороге сильный навал на большой центральный камень. Левая часть русла на повороте замусорена камнями. Проход в правой части.

·         Пр. №13 – шивера средней сложности. Начинается у красноватой осыпи правого берега. Проходили левой протокой. В конце шиверы круглый полуобливной камень. Проход справа. После шиверы поставили лагерь на высокой полке правого берега.

·         Пр. №14 – весьма крутая шивера длиной около 100 м.

·         Пр. №15 – шивера длиной около 500 м. Проход в центре, затем нужно смещаться вправо и снова в центр, с небольшой локальной лавировкой.

·         Пр. №16 – порог "Стадо бегемотов". Ориентиром на порог служит остров с деревьями. Порог можно топографически разделить на три ступени: вход, состоящий из ряда сравнительно широких ворот и невысоких сливов в них (река здесь делает левый поворот, проход есть под левым берегом); середина, начинающаяся косыми воротами (струя перемещается под правый берег под крутой склон-прижим, левая часть русла – крупные глыбы); выход перемещение струи в центр, обилие мелких камней справа, сужение русла, узкие ворота между двух обливных камней, вал и, наконец, слабый прижим к скалам правого берега. Под левым берегом большие красные камни, затем крутой красноватый склон напротив большого улова, где удобно чалиться. Разведка и страховка по левому берегу.

 

            Весь участок до порога «Стадо бегемотов» (№16) шли без просмотра с взаимостраховкой катамаранов. Порог «Стадо бегемотов» быстро просмотрели и затем прошли. «Четвёрка» при прохождении правым баллоном сильно наехала на камень, но её удались удержать от возможного киля. Остальные прошли успешно.

·         Пр. №17 шивера. Начинается на правом повороте, сразу после пр. №16. Расположена на прямом участке реки. Длина около 200 м. Перед левым поворотом чалка на левый берег для разведки пр. №18.

·         Пр. №18 – порог "Стадо бегемотов II". Начинается на крутом левом повороте. Состоит из двух ступеней. Первая большое падение реки, в русле большие глыбы. Затем вторая ступень: крутой местный правый поворот напротив отвесной скалы левого берега. Водоскат с валами. На выходе у левого берега большая плита, за которой мощная бочка. Ниже порога короткий участок быстрой чистой воды. Огромный камень "слон" в центре реки ориентир на пр. №19. Чалка для разведки пр. №19 на правый берег. Страховать прохождение первой ступени пр. №18 лучше с левого берега, а 2-й ступени с правого.

·         Пр. №19 – порог "Черный клык". Получил свое название от огромного правобережного камня черного цвета, по форме напоминающего клык и расположенного в конце порога. Порог начинается у камня-"слона" (отсюда видно устье р. Нижний Кулаш). За "слоном" каменистый остров. Левая протока мелководней, но проходима. Правая протока шире. В начале ее несложная шивера, а на стрелке находится гряда камней, лежащая по диагонали к правому берегу. Эта гряда отжимает поток вправо. Затем короткий участок быстрой воды и крутой слив через все русло, которое здесь зажато до 8-10 м. Ниже центра слива, ближе к правому берегу стоит крупный камень клык, разделяющий струю на две части. Левая часть струи сравнительно чистая. Правая же на входе в слив сваливается водопадом через обливные камни.

·         Пр. №20 – простая шивера, расположенная в 100 м ниже пр. №19. Начинается напротив устья р. Нижний Кулаш. В русле крупные глыбы, но струя выражена четко, и проблем с прохождением нет.

·         Пр. №21 – простая двухступенчатая шивера. Начинается через 40-50 м после пр. №20 у острова с деревьями, перед которым стоит большая глыба серого цвета. Река делает здесь правый поворот. Основная протока левая. Затем через 40 м быстрой воды вторая ступень шиверы, представляющая собой короткий слив с обливными камнями. Сразу после него чалка к левому берегу для разведки сложного порога №22.

 

            Препятствия с №17 по №21 шли тандемами с взаимостраховкой, после каждого порога дожидаясь всех катамаранов.

·         Пр. №22 – порог «Кульминация». Основная линия движения вдоль правого берега, в заключительной части пересечение струи к левому берегу, с последующим выходом по центру. «Кульминация» самый сложный порог Шавлинского ущелья требует обязательного просмотра для определения линии движения среди нагромождения обливных и полуобливных камней. Просмотр порога экипаж «четверки» осуществлял с правого берега, остальные – с левого. «Четверка», первой пройдя препятствие, встала на страховку ниже порога. «Двойки» проходили порог разгруженными.

·          

 

      

 Прохождение порога «Кульминация».

 

 

Порог и шиверу (№23, 24) прошли без просмотра. Впереди порог «Пустячок» (№25). Просмотрели, поставили страховку. Все прошли порог хорошо, правда, все катамараны из-за отбойного вала и бочки от слива чуть выше выбрасывало на обливной камень слева, и в последний слив они уходили кормой.

·         Пр. №25 – порог "Пустячок" – средней сложности. Начинается возле большого левобережного камня пологим сливом. В правой части русла много обливных камней, проход под левым берегом. Через 50-80 м в центре реки вертикально стоящий камень, напоминающий парус. Слева от него обливные камни. Справа ворота между "парусом" и большим обливняком. Затем через 15-20 м вторая гряда камней. Из ворот струя устремляется прямо на большой камень, напоминающий пирамиду, от нее мощный отбойник. Далее свал воды влево, где расположена мощная бочка. Это основной слив порога.

 

       

Проходим порог «Пустячок».

 

        

Проходим порог «Пустячок».

 

 

В конце Шавлинского ущелья.

 

После Пустячка на правом повороте мощная шивера (№26) с прижимом к скалам правого берега. Далее следует 3-4 простых шиверы, долина расширяется, и в Чулышман впадает крупный правый приток Шавла. После впадения Шавлы воды в Чулышмане значительно прибавляется. Но на участке примерно 10 км вперёд (до порога «Бегемот») препятствий, кроме перекатов, нет. Через 2,5-3 км после устья Шавлы на правом берегу кордон Чордо Алтайского заповедника, там есть радиосвязь. Долина Чулышмана очень красива, широкая после Шавлы, за Чордо постепенно сужается, сжимаемая высокими скалами. Из-за сильного порывистого встречного ветера до порога «Бегемот» шли довольно долго, больше 2-х часов.

Порог "Бегемот" технически простой, но с мощным валом до 1,5 м. Состоит из трёх ступеней с разрывом 70-100 м. В русле отдельные крупные глыбы. В начале порога посередине реки камень, похожий на бегемота. Порог прошли сходу.

Через 3-4 км на скальной стенке правого берега хорошо видны две светлые жилы.

 

 

За этой стенкой река разбивается на протоки, а за крутым правым поворотом нужно быть внимательным впереди, за левым поворотом порог "Труба". Сразу за левым поворотом чалимся в маленькую бухту у галечного левого берега. Здесь находится хорошая поляна, и при необходимости можно ставить лагерь. Мы же делаем разведку "Трубы".

Порог "Труба" (№32) мощный порог с ярко выраженной струей. В русле отдельные камни, проходы между ними широкие и чистые. Ниже "Трубы" спокойный плес длиной около 80 м. Проходим порог, чалимся и просматриваем шиверу «Предкаша». Намечаем место чалки и стоянки на левом берегу перед порогом «Каша».

"Предкаша" (№33) мощная шивера с обилием обливных камней и валом до 1 м. Шли "Предкашу" левой частью струи.

 

3.2.3. Река Чулышман: пор. Каша

 

Длина участка 2 км. Перепад высот ~40 м. Средний уклон ~20 м/км.

Ходовое время  6 часов.

 

Порог "Каша".Самый сложный порог на нижнем Чулышмане. Обнос по тропе левого берега, хорошая стоянка у тропы обноса. Непрекращающаяся цепь мощных сливов, пенных ям, валов, навалов на отдельно стоящие камни на протяжении около 2 км. Порог, по описанию В.Мустафина, можно условно разделить на 5 ступеней. Это деление условно. Варианты и возможность прохождения порога сильно зависят от уровня воды. Посмотрев на порог, совершили обнос по хорошей тропе по левому берегу. Тропа проходит довольно высоко по склону. Обнос занял почти целый день.

 

       

Первая ступень порога «Каша».            Вторая ступень порога «Каша».

 

            

Четвёртая ступень                  Вид стропы обноса порога «Каша»

порога «Каша».                                                                              _

 

3.2.4. Нижний Чулышман до устья р. Чульчи

 

Длина участка 54 км. Перепад высот ~260 м. Средний уклон ~4,81 м/км.

Ходовое время 16 часов .

 

 

За 15-20 минут прошли три шиверы, и зачалились на левый берег для просмотра порога «Ворота» (№38). Порог образован двумя большими скальными обломками, перегораживающими реку. Единственный проход у левого берега. На скальные выходы мощный навал. Порог средней сложности. Очень опасный из-за возможности попадания судна в щель между центральной скалой и дном, а также между обломками скал. Об опасности порога говорят и многочисленные таблички на скалах левого берега. После обсуждения решили, что проходить порог будет один экипаж, Андрей и Олег на «двойке». Ставим страховку. Заход вдоль левого берега, прохождение состоялось. Остальные каты, как решили ранее, обносим по правому берегу, оттуда порог выглядит менее страшно – совсем по-другому.

 

              

Прохождение порога «Ворота».

 

Далее на участке 2,5-3 км три шиверы средней сложности (препятствия №39-41). С правого берега в Чулышман впадает приток Куркуре, метрах в 150-200 от устья на нём находится очень красивый водопад.  После осмотра водопада пошли дальше. До препятствия №42 простой шиверы почти 4 км плёса. После шиверы идём ещё километра 1,5-2 до водопада высотой не менее 30 м на правом притоке Карасу. Напротив на левом берегу начало подъёма на перевал Катуярык.

 

              

пр. приток Куркуре       пр. приток Карасу        пр. приток Катуярык

 

Дальше на реке до каскада Туданский препятствий нет, кроме перекатов и плёсов. Километра через два от притока Карасумост через Чулышман у зимовья Катуярык. Ещё через 500 м впадает правый приток Катуярык. По карте на притоке два водопада 20 и 40 м. Идём посмотреть первый водопад, каждый очередной водопад красив по-своему. К сожалению, второй водопад не видно, надо подниматься вверх и как-то обойти скалы.

Примерно через 3 км первое препятствие Туданского каскада простая шивера (№43) с крупными надводными камнями, но несильным течением. Порог №44 и шиверу проходим без просмотра. Впереди сложное препятствие порог «Туданский» (№46).

Вход в порог разделен двумя крупными скальными обломками на три части. Ниже левого слива в русле лежит еще одна глыба, на которую наваливает вода из этого слива и, отразившись, уходит вправо, соединяясь со струей среднего слива. Средний слив прямой, высотой до 1 м. Правый проход маловодный. Далее после 50 м быстротока слив через большую обливную плиту. Перед сливом прижим к скальному обломку справа. Ниже идет цепочка мощных валов и бочек до конца порога. В нашу воду правого прохода нет.

Начало порога проходили по-разному: половина группы левым, половина средним (по средней и низкой воде правым) сливом. «Двойки» проходили разгруженными.

Далее препятствие №47 шивера средней сложности с подводными и надводными камнями в русле. Есть крутые невысокие сливы и вал до 1,2 м, но проходы везде широкие, а струя четко выражена. Идём без просмотра. После шиверы короткий плёс, и на левом повороте начинается порог «Коварный» (№48).

Порог "Коварный" проходили на разгруженных судах. Вход в порог перегорожен грядой больших валунов. В центре сильный навал на камень. Правее мощный косой слив. Далее 50 м спокойной воды, еще один мощный слив, навал на гряду камней от левого берега, цепочка мощных валов. На выходе узкие косые ворота из двух обливных камней.

            После порога «Коварный» небольшой плёс, за ним шивера средней сложности. Метров через 300-500 со скал правого берега срывается водопад, скорее всего на притоке Верхний Кулузун. С воды водопад лучше виден, если пройти по Чулышману ниже и оглянуться.

 

 

        

В пор.Туданский четверка.              В пор.Туданский двойка.

заходит в ценре                                     заходит слева

 

        

В пороге Туданский.                        Двойка в заходном сливе.

 

 

        

Окончание пор.Туданский.               В пороге Туданский

 

 

Далее на реке "Итыкайские шиверы". На заходе большое количество надводных и подводных камней по всей ширине русла. Мощные валы, бочки, навалы на камни. Интересный, оригинальный, слаломный и длинный порог-шивера. Очень техничный. Есть, где кильнуться, а на камни можно намотать любое судно. Затем, практически до устья правого притока Чульча, идут, постепенно упрощающиеся, разделённые плёсами 200-600 м, шиверы.

В устье Чульчи заканчивается водная часть маршрута.

 

В устье Чульчи.

 

3.2.5. Устье р. Чульчи – водопад – устье р. Чульчи

 

Длина участка 20 км. Перепад высот ~300 м. Средний уклон ~30 м/км.

Ходовое время 8 часов.

 

По правому берегу Чульчи идет тропа. По ней и надо идти к водопадам, примерно 10 км, путь занимает 4 часа в одну сторону. Тропа не простая, во многих местах проходит высоко по скалам и осыпям. Идти по ней нужно осторожно. Часть нашей группы благополучно сходила к водопадам и вернулась. Всем понравилось, но времени полюбоваться красотами было очень мало и погода начала портиться. Мнение большинства, что на эту радиалку надо планировать два дня и ночевать у водопадов.

На левом берегу Чульчи также есть тропа, вначале хорошая, но постепенно начинает пропадать, а затем и вовсе заканчивается у первых скал левого берега, уходящих в воды Чульчи. Попытка части группы пройти по воде вдоль этих скал не увенчалась успехом.

 

           

         У водопадов на р.Чульча

 

          

Переправляемся на леый берег Чулышмана.

 

 

3.3. Обеспечение безопасности на маршруте

 

Безопасность в водном походе обеспечивалясь следующими мерами:

1.       Разработка и соблюдение оптимальной тактики прохождения маршрута.

2.       Совершенствование техники управления судами.

3.       Подбор индивидуального спасательного и защитного снаряжения.

4.       Обеспечение надежной страховки на маршруте.

 

Намеченный район путешествия и выбранный маршрут были тщательно изучены перед походом по литературе и отчетам. График движения был составлен с учетом характерных особенностей маршрута, что позволило участникам равномерно распределить силы и в хорошей  форме подойти к наиболее сложным учаскам.

 

Техника управления судами совершенствовалась участниками похода в совместных менее сложных путешествиях и в ходе тренировок в течение подготовительного периода.

 

Защитно-спасательный комплект включал в себя индивидуальные спасательные жилеты, каски, гидрокостюмы и защитные костюмы.

 

При прохождении сложных препятствий применялась страховка с берега с помощью спасательных концов или комбинированная страховка в зависимости от характера препятствия.

 

 

 

4. ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ

 

4.1. Итоги похода

Группа полностью и в установленные сроки прошла маршрут V категории сложности по рекам Башкаус и Чулышман. Были пройдены все препятствия. Группа показала хорошую техническую подготовку и слаженность действий.

            Участники, не бывавшие прежде в этом районе, получили опыт прохождения Алтайских рек. Группа познакомилась с одним из интереснейших районов нашей страны.

 

4.2. Выводы

Маршрут интересен со спортивной и географической точек зрения. Сложность препятствий на реке нарастает постепенно, что дает возможность постепенно привыкать к воде, оттачивать технику прохождения порогов. Маршрут может служить промежуточным этапом при подготовке к более сложным путешествиям.

Тактика прохождения маршрута была разработана верно. Реальный график движения полностью совпал с запланированным.

Рацион питания в 600 грамм на человека в день оказался вполне достаточным.

 

 

 

5.      ЛИТЕРАТУРА

 

 

1.                   Водные маршруты СССР. Азиатская часть. -М: Физкультура и спорт, 1976

2.                   Водные маршруты Алтая и Саян. Киняев В.В., Мазуров В.В.,  Паршиков М.И.

3.                   Отчёт по р.Башкаус , 1984г., рук. Русинов

4.                   Отчёт по р.Башкаус , 1981г., рук. Семёнов В.А.

5.                   Отчёт по р.Башкаус – р.Чуя , 1987г., рук. Тихомиров С.Г.

6.                  Отчёт по р.Богояш – р.Чулышман , 1998г., рук. Верхотуров М.А.

7.                  Отчёт по р.Башкаус – р.Кадрин – р.Катунь , 1999г., рук. Вахов А.И.

8.                  Картографический материал. http://vmk.ugatu.ac.ru/tourism/geomap/common.htm

9.                  Отчёт по р.Чулышман , 1994г., рук. Волков А.В.

10.               Дненик. Чулышман – Башкаус. А.Васильева  1995г.

11.               Дненик. Чулышман – Башкаус. А.Ершова  1995г

 

 

Дневник похода.  ( будет немного позже)

 

Mail: watermul@mailru.com


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |