Несколько слов о сплаве по р. Чарыш.

Схема-лоция р. Коргон
Схема-лоция р. Кумир
Общая карта-схема района сплава

Давно это было, семь лет назад… К сожалению, записи о походах я начала вести только с 98 года, так что текст этот написан по девичьей памяти…:))

Ехали на поезде до Барнаула 3 суток, потом на кукушке до Бийска, оттуда ловили автобус или грузовик, который бы согласился повезти нас в горы.  Автобус, нанятый до обеда, потащил нас «короткой»  дорогой (через Солонешное) , в результате мы заблудились, в одном селе нас обстреляли (на автобусе остались следы то ли пули, то ли картечи, всем пришлось залечь на пол автобуса, водила погасил фары, и только так мы уехали без потерь... ), и один раз чуть не съехали в пропасть – дорога была ужасна.  То-есть на карте она как бы есть, а на деле теряется в горах, превращаясь после Солонешного в плохопроходимую раздолбайку – 5 км в час. Вывод – ехать в Усть-Кан  надо по обходной (с востока, через Шебалино), более длинной, но нормальной дороге. В общем, приехали мы в Усть-Кан уже глубокой ночью, и сразу отошли на пару километров – местные, мягко говоря, приставучи и нелюбезны. Русские деревни появляются лишь ниже по течению, когда река выходит из Горно-Алтайска.

Чарыш – длинная алтайская речка, берущая  начало в ледниках Горного Алтая и заканчивающая свои дни в  степи – там она впадает в Обь. Почти на всем протяжении, кроме самых низовий, Чарыш имеет весьма бодрое течение, очень холодную воду, густо заросшие берега у воды, облизанные камни. Вокруг – лысоватые сопки, покрытые мелкой сухой травой,  местами – красивые  утесы, о которые бьется вода. В низовьях на пути есть озера и разливы.  На широких галечниках очень много яшмы;  если хотите набрать   этого поделочного камня, самая дорога на Чарыш.  Вода  холодна. В верхах, думаю, градусов 7. Стоять в воде долго невозможно, еще и потому, что течение очень сильное.  В струе выше колена – женщину запросто сбивает с ног + лупит по ногам камнями, которые вода тащит по дну.  В первой четверти  реки я бы сравнила температуру с температурой Белого моря: залез – выскочил.  Лучше ходить по воде в гидре, но тогда у кого из байдарастов они были?...

Средняя катергория Чарыша летом – «2».  Сама я думаю, что для байды это «трешка», так как ошибка в такой холодной воде и на таком быстром течении может стоить куда дороже, чем в Карелии на подобной шивере.  Речка хороша для каяков и КНБ. Хотя экстремальщикам она может показаться скучной; все уважающие себя  каякеры прутся на ее притоки, Кумир и Коргон. В прошлом году, насколько я помню, там кто-то погиб.   На кате я бы не стала ехать на Чарыш – в низах неинтересно, верхи мелки и завалисты, не нетаскаешься, серединные шиверы полны камней.  Можно сплавляться, кстати, на надувнушке.

Мы  шли на трех непроклееных, без фартуков, Тайменях, и одной КНБбешке, тогда еще  бывшей в диковинку.  Таймени – с резиновой шкурой, под кильсонами пенок не было, шмотки увязаны в потертые гермы-"серебрянки": с такой экипировкой пришлось на третий день (от Усть-Кумира, кажется) объехать порядка 40 км злобных шивер на грузовике, который ловили сутки. Лодки не разбирали. Собственно, если бы мы их не объехали, то в 3 недели однозначно бы не уложились - просчет адмирала. Думаю, мы бы шли эти шиверы несколько дней,  постоянно клеясь и чинясь.  Так как все самое интересное я просидела   в кузове грузовика, то и фоток шивер, соотсно, нету... Частично их видно на  видеороликах - снято то место, откуда мы уехали.

Верховья Чарыша – быстрая ледяная  струя  в каменном ложе,  масса завалов, поворотов и прижимов. Ширина русла – 10-15 метров. Река постоянно меандрирует,  превращаясь то в мелкий шкурник,  то в глубокую, опасную и сильную струю. Полно поваленных елок.  КНБ кильнулась в ледяную воду в первый же день два раза; спасались спиртом и тем, что на солнце  жарило 30-35 градусов (резкоконтинентальный климат, ночью бывает аж до +5, так что спальник  надо брать хороший!). Уплыла часть жрачки и посуда, топор успели словить. Пили мы "чарышевку" - медицинский спирт, разведенный водой из реки и приправленный порошковым соком "Зуко."

Мужики шли в проводку, имея на ногах лишь кеды и неопреновые носки. У меня и того не было, я ходила по берегу и в основном снимала.  Через пару дней  русло углубилось, и течение стало еще более жестким;  проводка местами уже была по  самое не хочу – бедные ребята аж звенели!  Много было и обносов, иногда по совершенно диким берегам, заросшим травой, кустарником и редкими деревами.

Места очень живописные, гористые, лысоватые, довольно дикие.   Туристов не встретили ни разу, местные – в основном конные пастухи.  По пути встречаются села, обозначенные на карте. Около них на ночь лучше не вставать; зато попутно можно купить свежих яиц, хлеба и тп (что мы и сделали в крупном селе Чарышское). В верховях стоянки возможны  в основном на многочисленных песчано-галечных косах, а высохшие коряги по берегам были отличным топливом.  Ниже появились полее пристойные  места для лагеря. Про клещей мы тогда не думали; сейчас, наверное, они там есть, и  ходить по зарослям следует осмотрительно. Мошка появлялась только к вечеру и жужжала до заката.  Но так как места там в основном открытые, то не сильно докучала. Гораздо опаснее на Чарыше солнце -  я обгорела так, что меня поливали «Пантенолом» :)

Рыба – только хариус - на блесну, мушку и кузнечика не ловилась категорически. Местная пацанва ловила хариуса на «кораблик», и то он мелкий там, и не сильно жадный. Уже тогда хариус частично был заражен описторхозом, пришедшим из Оби. Ниже появляются таймешки – ловятся они реально на проводку (воблер) по глубинам между перекатами-порожками. На рыбу закладываться в этом походе не советую. Леса, как такового нет, соотсно – грибы-ягоды в пролете, правда, в низовьях как-то ели  малину и ежевику, прямо с воды.

Отсутствие даров природы компенсируется экзотической красотой реки.  Можно делать радиальные выходы в горы и долины.  На пути была пещера, которую  увидели с воды на вершине сопки. Лазили в нее. Кое-где виделись следы бывших разработок – то ли аметистов, то ли нефрита. Покопались бы, но уже  не успевали уложиться в график...

Очень опасны грозы  в долинах – молнии  жуткие, бьют прямо в вводу по прямой, лучше пережидать их в прибрежных кустарниках. Где-то с середины маршрута  для байдарки  становится неопасно, но глядеть все равно надо в оба – течение остается сильным, прижимы к скалам – коварные, камни торчат отовсюду, а большинство притопленных не видно в быстрой воде. Но камни все в основном гладкие. Водопадов и  локальных порогов со сливами, типа Карельских, на Чарыше нет. Перепад воды в первой половине реки практически всегда ровный и довольно сильный, что порождает бесконечные шиверы. К низу они исчезают, петли реки становятся положе, русло достигает ширины 30-50 метров. По берегам много наносного «мертвяка» - судя по нему, весной на Чарыше творится настоящая чертовщина …:)

Плыли мы в общей сложности дней 11. Внизу река уже течет в голых степях, что тоже весьма колоритно. Для тех, кто не видел - просто философское откровение :)) Села - русские. Длина водной части маршрута составила порядка 270 км, вылезли мы в крупном селе Краснощеково. В селе погостевали,  попилии молочко рыжих алтайских коров и купили отменного алтайского меда – пожалуй, лучшего в стране – по вкусовым качествам и экологии! Оттуда на «козле», набившись туда как селедки,  уехали до Курьей, а там пересели на рейсовый автобус до Рубцовска, где есть ж/д станция. (Учтите:  эпизод с отъездом напрочь выпал из моей памяти, мы на "козле", возможно, добрались до Змеиногорска, а  уже  оттуда на автобусе...)

Весь поход (Москва-Чарыш-Москва) занял три недели. Это был мой последний поход в  качестве матроса :)