ОТЧЕТ О ВОДНОМ СПОРТИВНОМ ПОХОДЕ

ПЯТОЙ КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ

ПО ТЯНЬ-ШАНЮ (оз. ИССЫК-КУЛЬ - пеший переход на р. ЧИЛИК - СПЛАВ ПО р. ЧИЛИК),

СОВЕРШЕННОМ С 16 ПО 29 СЕНТЯБРЯ 2002 ГОДА

 

 

Карты-кроки пешей части: -1-   -2-   -3-

Руководитель группы Сульдин Александр Борисович

Адрес руководителя: Тольятти, ул. 40 лет Победы 56-53

Маршрутно-квалификационная комиссия ТСС г. Тольятти рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено участникам похода и руководителю группы пятой категорией сложности.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

2.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОДА, ПОДЪЕЗДЫ, ОТЪЕЗДЫ, АВАРИЙНЫЙ ВЫХОД.

3.ОПИСАНИЕ ПЕШЕЙ ЧАСТИ.

4 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ГРУППОЙ МАРШРУТА.

5.ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

6 ЗАТРАТЫ НА ПОХОД(НА ОДНОГО ЧЕЛ.)

7.ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ

8.ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ССЫЛКИ

 

1.    СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

 

Вид туризма- водный

Категория сложности похода - пятая

Протяженность активной части похода : 145 км.

Пешая часть - 16 км.

сплав по реке Чилик 129 км

Продолжительность похода- 14 дней

сплав- 10 дней

пешая часть - 4 дней

Сроки проведения- с 16 по 29 сентября 2002 года

Средства сплава- 4-х и 2-х катамараны «Тритон»

Район проведения похода - Тянь-Шань, административный - Иссык-кульская обл. Кыргызстан, Алма-атинская обл. Казахстан.

Нитка маршрута :

Бишкек - Семеновка - заброска на автомобиле УАЗ вверх по Семеновскому ущелью на 25 км. - пеший переход через пер. Кугантор на р. Чилик - сплав по реке Чилик от устья р. Сев. Кугантор до поселка Саты - переезд до города Алма-Ата.

Условия проведения похода - низкий уровень воды.

  

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОДА, ПОДЪЕЗДЫ, ОТЪЕЗДЫ, АВАРИЙНЫЙ ВЫХОД.

 

При организации похода группа пользовалась отчетами С. Черника за 96г. и А. Лифанова за 97г., а также устными рекомендациями А. Сельвачева, совершившего поход в июле 2002г. Отчеты Черника и Лифанова весьма информативны и достаточны, но, к сожалению, у них была вертолетная заброска, а мы хотели забрасываться пешком с Иссык-куля. Описание пешей части в интернете не нашли. И в отличие, от выше названных товарищей, мы шли маршрут в сентябре в условиях низкой воды.

В своем отчете я буду использовать сведения из их отчетов (помечены курсором), со своими комментариями.

При организации путешествия у нас были опасения относительно того, что маршрут мы начинали в Киргизии, затем нелегально пересекали границу и заканчивали в Казахстане. Скажу сразу, что никто нас за незаконное пересечение границы не арестовывал.

В Кыргызстане и в Казахстане по прибытию необходимо зарегистрироваться в трехдневный срок. Отсутствие регистрации чревато большим штрафом и поборами со стороны полиции. С Киргизией все понятно - за три дня мы успеем покинуть ее пределы, а вот регистрация пребывания в Казахстане нас насколько волновала. Однако все решается достаточно благополучно по прибытию в Алма-Ату. Мы сразу же "сдались" местным властям. И нам заполнили бланк регистрации, правда несколько незаконно, т.е. деньги инспектор иммиграционной службы забрал себе. Это обошлось нам в 6,5$ на одного. Пункты регистрации есть на всех вокзалах. Советую обращаться именно в официальные пункты, а не к посредникам в лице инспекторов, которые работают на свой карман.

Следует помнить, что Кыргызстан и Казахстан - самостоятельные государства со своей валютой. Обменять доллары в городе, на трассе - не проблема. Однако в Сатах у нас возникли сложности с отсутствием тенге. Мы не могли купить даже сигарет. Рубли меняются в обменных пунктах в городах, однако представляют меньший интерес, например на трассе.

 

ПОДЪЕЗД.

Маршрут начинали в Бишкеке. Мы заранее договорились с фирмой "ТопАзия" в лице Александра Тяна. Он радушно встретил нас на вокзале, провел через таможенный контроль без какого-либо осмотра, заказал и подогнал к поезду Москва-Бишкек УАЗ-буханку. Причем, у УАЗа был верхний багажник, что позволяет перевозить и негабаритные грузы (например, каяки). До Семеновки (300 км по шоссе) и 25 км. вверх по Семеновскому ущелью (частично км. 4-5 без дороги)водитель попросил 80$. Советую обращаться к Александру Тяну. Его адрес:

Top-Asia travel agency

Address: 175 Toktogula str. 720001, Bishkek, Kyrgyzstan

Tel/fax 00996 312 211644

e-mail: topasia@imfiko.bishkek.su <mailto:topasia@imfiko.bishkek.su>

URL: www.bishkek.su/TopAsia <http://www.bishkek.su/TopAsia>

URL: www.topasia.kg <http://www.topasia.kg>

 

По пути водитель остановился на Иссык-Куле и мы имели возможность окунуться в его солоноватые волны. Рекомендую, после душного поезда замечательно возвращает к жизни.

 

До Семеновки можно доехать и рейсовым транспортом. Билет на автобус стоит около 2,5$.  Далее от Семеновки на автомобиле можно подняться вверх на верхние пастбища  до ручья Джелькарагай, и выше еще км. на 2,5 через мост через Джелькарагай вдоль р. Аксу.

На въезде в ущелье стоит шлагбаум - мы отдали 50 руб. с группы за въезд.

Дорога частично асфальтированая, хорошо накатана, даже легковые автомобили проезжают на пастбища.

Семеновка - достаточно большое село и найти в ней или на трассе транспорт наверх не составит труда.

В верховья Чилика возможна и экзотическая заброска снизу с Сатов на лошадях (ок 100 км.) Это займет 3-4 дня. Из беседы с местными жителями лошадей можно взять за 30$. (10$ за одну лошадь в день). Ну это как сторгуешься.

Также возможна пешая заброска с севера со стороны Алматы.

ОТЪЕЗД

Отъезжала группа с дер. Саты. Из Сатов утром в 6-00 идет рейсовый автобус типа КАВЗ на Алма-Ату. Стоимость проезда около 3$ (500 тенге, курс 1$=154тенге). Однако в день нашего прихода водитель с утра в рейс не пошел по причине собственной свадьбы, и мы попросили его отвезти нас вечером, оплатив полностью весь автобус (21 место), что вышло в сумму 68$ (10500 тенге) на группу.

Вариант отъезда с Бартогайского водохранилища несколько сложнее. Он описан у Черника:

«По дороге до трассы Алма-Ата - Кокпек 12 км. Два человека сразу уехали в Алма-Ату за оставленной там заброской на Чарын, еще два человека отправились на плотину искать машину, чтобы добраться до трассы. Остальные занялись разборкой катамаранов.

С машиной нам повезло, и к вечеру мы добрались до трассы.»

 

В принципе наиболее просто уехать из города Чилик (Шелек)в 100 км от Алма-Аты. Но более детально про этот вариант, и что из себя представляет выгребание до Чилика, не могу ничего сказать.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВОДУ Ж\Д.

 

Обратно мы уезжали из Алматы. Т.к. из Алматы до Самары нет прямого поезда, мы ехали до Уральска и оттуда 250 км. на автобусе. Весь проезд обратно у нас уложился в сумму 750р. (600р – плацкарт до Уральска (900р – купе), 150 – автобус до Самары). Это более чем в два раза дешевле, если ехать на московском поезде. Если для вас цена заброски-выброски критична, то советую ехать на местных поездах до Уральска, Актюбинска, Петропавловска и далее уже пересаживаться в нужном вам направлении. Кстати, наш товарищ с Подмосковья, с нами доехал до Актюбинска и пересел на поезд Актюбинск-Москва(правда не в целях экономии, а за компанию с нами), заранее в Алмате купив на него билет, что вышло вдвое дешевле, чем если садиться в Алматы сразу до Москвы.

На вокзалах и по городу надо всегда иметь при себе паспорт и не нужно ходить с большой суммой денег, ножами. Будьте готовы, что представители власти попытаются вас развести на «бабки». Особо бдительными нужно быть за час-полчаса до отправления поезда. По наработанному сценарию именно в этот момент вас захотят пригласить на досмотр личных вещей. Лучше заранее выйти на платформу и не привлекать к себе внимание полиции-милиции.

 

АВАРИЙНЫЙ ВЫХОД

 

Лифанов в своем отчете пишет:

«Аварийный выход с Чилика до 3 каньона сложен и возможен только через те же перевалы, через которые идет заброска. Ниже 3 каньона проще всего сплавиться до поселка Саты, откуда относительно несложно выехать в Алма-Ату.»

 

Мне все же представляется наиболее простым на всем протяжении Чилика аварийный выход не через перевалы, а вниз по Чилику до Сатов. Вдоль всего Чилика идет конная тропа до самих Сатов. К тому же в долине много пастухов и можно договориться насчет лошадей.

 

3. ОПИСАНИЕ ПЕШЕЙ ЧАСТИ.

 

Пешая часть маршрута начинается с верхних пастбищ в семеновском ущелье. Из ущелья переход на Чилик возможен через 3 перевала: Кугантор (3800,1А), Джелекарагай (3900,1Б), Сютбулак (3960,1А). Все они достаточно простые - скотопрогонные. Наиболее удобен пер. Джелекарагай. Через него выходишь к порогу "Изюминка" - традиционному месту начала сплава. Если идти через Сютбулак, то на Чилик выходишь ниже порога Ленинградский, т.е. пропускаешь один из определяющих порогов на реке.

Через пер. Кугантор выходишь на Чилик (точнее на его составляющую реку Джангырык) выше слияния с Талгаром и выше первого "непроходимого " каньона. Однако от Кугантора тоже возможен сплав. По длине путь через Кугантор - наименее длинный (10 км вверх и 6 км вниз), через Сютбулак наиболее протяженный (более 30 км.)

Мы выбрали вариант перехода через Кугантор, исходя из соображений:

1. нам хотелось посмотреть на первый каньон,

2. к этому перевалу наиболее близко смогла подойти машина

3. путь через Кугантор наиболее короткий.

И надо сказать, что не разочаровались в выборе, поскольку верхний участок до первого каньона выглядит с эстетической точки зрения весьма экзотично и не типичен для Чилика ниже.

УАЗ поднявшись на самое верхнее пастбище, переехал по мосту через ручей Джелекарагай и подняв нас вдоль р. Аксу насколько это было возможно (км на 2,5) высадил в небольшом лесу на берегу ручья. Пастухи предлагали лошадей, примерные цены 10$ за одну лошадь в день (как сторгуешья, Азия - там нужно торговаться). Лошадь берет на себя около 100 кг. груза. Но мы в первый день после обеда не хотели сразу же идти на перевал, не выспавшись, и решили в этот день пройти немного вверх под грузом, заночевать, отдохнуть и на утро решить вопрос с лошадьми. 

Однако, мы достаточно резво прошли до ужина приличный участок пути  и на следующий день вниз возвращаться за лошадьми  ни у кого желания не было и мы решили идти дальше без посторонней помощи.

Тропа хорошо набита, местами промаркирована турами и красной краской на камнях. Сперва тропа идет по орографическому левому берегу. Затем обходя бом, переходит на правый берег и опять возвращается на левый. Броды в наш сезон были достаточно простые, но если воды будет поболее, то они могут представлять определенную сложность. Далее тропа идет левым берегом до слияния трех ручьев Джеты-тор, Южн. Кугантор и Ашу-тор. Нужно идти по среднему ручью Южн. Кугантор, перебродив левый приток – Ашу-тор. Далее следует брод на правый берег Южн. Кугантора. Тропа резко начинает набирать высоту. В лесочке на берегу Южн. Кугантора мы и встали на ночевку. Последний раз развели костер, дальше до самой реки дров не будет.

Вскоре тропа опять переходит на левый берег Южн. Кугантора, а через некоторое расстояние опять на правый. Южн. Кугантор выше слияния переходится посуху, по камушкам. И правым берегом, местами довольно далеко отходя от ручья, мы дошли моренного выхода. Ручей несколько заворачивает на запад (налево по ходу нашего движения). Мы по тропе перешли на орографический левый берег, здесь нас застала непогода, и мы встали на ночевку в соседней с ручьем балке. Практически с этого места начинается подъем на перевал несколькими, так сказать, ступенями. Перевал имеет две седловины, разделенные гребешком. Справа – цирк. Левая (западная) седловина более ярко выраженная и есть искушение свернуть именно на нее, однако  спуск может быть проблематичным, поэтому идти с оврага следует вправо в сторону цирка, по маркированной тропе. Снизу уже виден укрепленный на перевале лом. Сама седловина узкая, метров 5, на перевале – памятник. Северный склон был покрыт снегом. Мы, траверсируя склон, спустились вниз под перевал. Внизу гребень-пупырь, далее либо справа по снегу обходить этот пупырь, что мы и сделали, либо по крутому склону слева (там собраны туры и просматривается тропа), серпантином спускаясь до границы ледника и камней.

Дальнейший спуск по морене до ручья Сев. Кугантор не представляет сложности. Ручей в начале у нас был пересохший, вода в нем появилась км. через 3-4. Здесь мы и встали на ночевку. Леса еще нет, только сухие колючки, прозванные мексиканскими кактусами, высотой до полуметра. На следующий день мы быстро дошли до Джангырыка, однажды перебродив ручей, и встали на стапель, метрах в 500 ниже

впадения Сев. Кугантора. Здесь уже можно развести костер из арчи, редкорастущей по склонам.

 

4 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ГРУППОЙ МАРШРУТА.

 

Участок № 0 От устья Кугантора до первого каньона – 15 км.

 

Участок от устья Кугантора до первого каньона весьма симпатичен. Река разработала русло шириной до полукилометра и разлилась многочисленными протоками. Вода чистая, прозрачная. Сперва берега безлесные, но после слияниия с Ю-В Талгаром на правом берегу появляются ели. Воды вполне достаточно для сплава. Сплав сложности не представляет, основные препятствия – мелкие перекаты, иногда требующие проводки. Перед первым каньоном следует встать на левом берегу на высокой узкой полке. Каньон в нашу воду непроходим из-за негабаритов, но вполне возможно, что для каяков он может оказаться по силам. Ничего криминального в нем мы не увидели, но по любому он превышает заявленную (5 к.с.) для Чилика категорию.

Обнос каньона осуществляли по тропе на левом берегу. Длина обноса около 3 км. Тропа дважды спускается к ручьям. При подъеме обносили в две ходки – сначала рюкзаки, затем катамараны, или наоборот. При спуске тащили весь груз разом.

Обнос занял 3 часа.

 

Участок № 1 Первый каньон – порог «Ленинградский»  - 10 км.

 

 От первого каньона до порога Изюминка следует цепь непрерывных шивер, с камнями в русле(4 к.с для нашей воды). Требуется четкое маневрирование.

 

Далее, чтобы не писать одно и тоже, я воспользуюсь отчетами С. Черника (С.Ч.) и А. Лифанова (А.Л.), добавляя замечания об характере препятствий, применительно к нашей воде.

А.Л.>

Несмотря на то, что первый участок реки от конца каньона "Непроходимый" (1 каньон) до “Ленинградского” каскада в такую воду безусловно стал проходимым, решаем катамараны выше не поднимать, поскольку сильные группы туристов отмечают невысокую техническую сложность препятствий.

 

Не соглашусь с Александром. Участок от первого каньона до порога «Ленинградский» достаточно интересен в техническом плане и проходим даже в низкую воду.

Этот участок весьма полезен для привыкания к воде.

 

С.Ч.>

На участке от устья р. Корумдык до правого притока р. Карасай средний уклон составляет около 20 м/км (длина 26 км, падение 520 м). Первое препятствие - Порог "Изюминка" (5А) (4 в малую воду)

Начинается сразу метров через 150 после устья Корумдыка. Порог короткий и достаточно простой, но на него следует обратить особое внимание, так как это самые первые метры сплава по реке. В середине русла ближе к левому берегу огромный камень, значительная часть потока бьет прямо в него, чуть ниже два камня поменьше. Проход в пороге ближе к правому берегу. После порога шивера длиной около 1 км, после которой

Порог "Бегемоты" (4С).

В русле большие камни, но проходы просматриваются легко и издалека. Через 800 м можно зачалиться для просмотра следующего препятствия -

Порог "Елочка" (5А). (4 в малую воду)

В русле много камней, линия движения несколько сложней, чем в предыдущих порогах.

Надо сказать, что эти пороги не выделяются на общем фоне реки.

 

C.Ч.:

Вскоре после "Елочки" долина реки сужается, скорость течения увеличивается, река делает левый поворот. Впереди - порог "Ленинградский", первый из сложных на реке Чилик.

 

Участок 2. Каскад порогов "Ленинградский" - конец "Чиликского каскада".

Протяженность - 8 км.

Ориентир порога – большой камень на террасе левого берега, видимый метров за 500.

Порог "Ленинградский" (5С). (5В по низкой воде)

Длина порога 2 км. Уклон 25-30 м/км. В русле много камней надводных и подводных, мощные сливы и бочки. Линия движения сложная. Каскад можно разделить на 4 ступени. 1 ступень - от начала порога до 1 гряды камней, перегораживающей все русло. На этом участке линия движения относительно проста за исключением прохода в самой гряде камней. Проход ближе к левому берегу. Собственно проход в этой гряде представляет собой прыжок с гряды, на которой есть достаточная водяная подушка. Перепад около 1,5 м.

Отмечу, что начинается первая ступень и сам порог узкими (не более 2,5 м.) воротами.

 2 ступень проще, хотя линия движения (ближе к левому берегу ) и проходит между камней и больших бочек. Кончается участок сразу за левым поворотом реки. После второй ступени порога километрах в 1,5 - 2 ниже по реке видны домики урочища Чилик. 3 ступень - самая сложная. Русло сильно засорено камнями. В самом начале в центре, ворота из двух больших надводных камней, проход между ними. Ориентир - 1-я каменная осыпь на правом берегу. Почти сразу за воротами два больших камня. Затем две гряды камней через всю реку с проходами ближе к правому берегу - 2-я каменная осыпь, и далее на левом повороте реки значительная гряда камней - 3-я каменная осыпь. Затем правый поворот реки - 4 ступень - заключительная мощная шивера, в которой очень много подводных и надводных камней, сливов, бочек, линия движения сложная. В конце порога через реку натянут висячий мост - здесь на левом берегу находится урочище Чилик.

Вскоре после порога "Ленинградский" от правого притока р.Сютбулак начинается серия сложных шивер -

Препятствие "Чиликский каскад" (5В). (5A в низкую воду)

Шиверы мощные, линия движения довольно сложная. Общая длина препятствия 4-5 км. Много надводных и подводных камней, сильные сливы, бочки. Сложность каскада нарастает постепенно. Тропа для просмотра имеется по обоим берегам. Уклон 25-30 м/км. После препятствия по следующего порога около 1 км несложной шиверы.

 

Третий участок: каньон "Медный всадник" - устье р. Кара-Кия.

Длина участка 19 км.

 

Порог "Медный всадник" (2 каньон) (5С). (5В в низкую воду)

Ориентиры начала второго каньона резкое сужение долины реки, отроги правобережных гор подходят близко к воде, на входе в каскад порогов на левом берегу красноватая осыпь. Длина каньона - около 300 метров, а длина каскада - 2 км. Просмотр удобен по левому берегу

Добавлю еще ориентиры. Горелый лес на правом берегу спускается к реке. На левом берегу на полянке пять высоких елей с тремя корнями, или наоборот, три ели с пятью кронамиJ. Здесь можно организовать ночевку. И каньоном этот участок в классическом понимании все же не является.

Уклон - 30 м/км. Разведку удобнее проводить по левому берегу. Порог "Медный всадник" - один из 4 сложных препятствий на реке Чилик. 1 часть порога представляет из себя слаломную трассу между камней. Река делает правый поворот. Можно выделить два мощных слива. После сливов большие бочки. Затем проход в ворота из двух подводных камней. Далее 2 часть порога - две мощные гряды камней через всю реку. Сливы высотой около 1,5 м. В первой гряде проход ближе к правому берегу, а во 2 гряде - ближе к левому. Затем река делает левый поворот и начинается 3 часть порога - самая сложная. Длина этой ступени 100 метров. Камни разного калибра перегораживают всю реку. По большой воде есть проход слева и по центру по обливным камням. Затем река делает резкий левый поворот и начинается 4 часть порога - сложная и мощная шивера. Сразу за левым поворотом в середине русла торчит крупный обломок скалы. Далее хаос сливов, мощных бочек и камней. Чистых проходов нет. Линия движения ближе к левому берегу, но движение в основном по обливным камням.

В нашу воду я бы не назвал бочки мощными, но покрутиться между камней пришлось достаточно интенсивно.

А.Л.:

Участок реки от конца каньона “Медный всадник” до устья реки Тюльки-Сай характеризуется большим уклоном, высокой скоростью течения, постоянными жесткими бочками, непрерывными грядами камней. Линия движения хорошо просматривается с воды, сплав по основной струе. За 3 км до р. Тюльки-Сай река дробиться на протоки, заканчивающиеся за 500 м до порога “Тюльки-Сай”(5B, в малую воду 4С), расположенного перед устьем одноименной реки. В устье реки Тюльки-Сай остатки разрушенного моста. Длина порога 400 м. Проходится по центрам сливов через ступеньки и бочки высотой не более 1,5 м. В конце порога очень сильный навал на крупный скальный обломок, проход слева. Порог переходит в шиверу, характерную упорядоченными сливами, грядами камней с чистыми и широкими проходами. Шивера завершается несложным порогом с черными скалами на правом берегу - порог "Черный". Длина порога 150 м. Его легко узнать по высоким 20 - метровым скалам на правом берегу. Пейзаж напоминает алтайский в районе порогов "Тельдекпень". За порогом шивера, далее - протоки между галечными островами.

 

Опять-таки в нашу воду пороги не выделяются на общем фоне реки и идутся без разведки.

 

Через полчаса сплава река собирается в одно русло, через нее переброшен мост.

 

Интересный, настоящий автомобильный мост с железными отбойниками, идущий в никуда.

 

Под мостом крутой вал, который обходится справа, далее стометровый каньончик. В каньоне отдельные валы (в малую воду в русле лежат камни). За каньоном скалы справа кончаются и река поворачивает налево. Здесь необходимо зачалиться к правому берегу - впереди порог “Зигзаг удачи” (5А). Можно зачалиться и перед мостом, но тогда прохождение порога займет много времени. Просмотр порога осуществляется по тропе правого берега.

”Зигзаг удачи” - начало порога на левом повороте реки. Длина порога 200 м. Правый берег пологий, левый - скальный бом. На входе в порог ворота, образованные крупными скальными обломками. Заход в ворота осложняет обломок скалы, на места которого в большую воду образуется мощная бочка. Ниже “ворот” от правого берега к левому идет гряда крупных надводных камней, между ними беспорядочно разбросаны камни поменьше. Проходы между камнями достаточно широки, но на большие камни идет сильный навал. В зависимости от уровня воды линия движения может быть различной. В малую воду целесообразнее заходить в ворота из-под левого берега или просто проходить левее ворот.

Через 3-4 км после порога два притока: справа - р. Карасай, слева - Аманжол. До устья р. Кара-Кия существенных препятствий на реке нет.

 

Четвертый участок: устье р. Кара-Кия - третий каньон - устье р.Орто-Урюкты.

Длина участка 17 км.

 

Сразу за устьем правого притока р. Кара-Кия река входит в ущелье, горы вплотную подходят к реке, начинается каскад порогов. Как правило, в нем выделяют 12 ступеней, из которых наиболее сложны пятая, шестая и седьмая ступени. От начала ущелья без предварительной разведки можно сплавляться не более одного километра. Оставшийся участок реки до пятой ступени необходимо просмотреть. Порог - водопад расположен за резким изломом русла реки, с воды плохо просматривается. Первые четыре препятствия каскада представляют собой пороги с сильным течением, в русле большие камни, в большую воду мощные валы.

Выделить первые четыре ступени отдельно сложно. Не доходя 100 м до начала четвертой ступени зачалились для просмотра к пляжу на левом берегу.

 

Пятая ступень - порог - водопад “Лошадиное копыто” (ф. 10, 11) - представляет собой прорыв в скальном сужении. Ширина русла 4-8 метров. Длина ступени 250 метров, основной части около 150 метров. Русло завалено огромными камнями - результат обвала правого берега. Перепад высоты в первой половине ступени около 20 м.

Более подробно описывать препятствие нет смысла. Мы его обнесли. Даже теоретически оно было непроходимо, в кульминационном месте было расклинено бревно.

Согласно отчетам Черника и Лифанова обнос производится по левому берегу.

С.Ч.:

 Обнос - 500 м по тяжелой тропе сначала по осыпи, затем между деревьями. Тропа спускается к воде сразу за водопадом.

 

А.Л.:

Обнос ступени возможен по тропе левого берега, идущей по каменистой осыпи на высоте 30 - 40 метров над рекой. Тропа, по которой необходимо обнести суда, была смыта дождями. Траверз осыпи был настолько опасен, что пришлось посылать на верхней страховке человека, который по остаткам тропы перешел через опасный участок и закрепил веревку за дерево на другой стороне осыпи. Обнос начался только после натягивания перил общей длиной 70 метров.

Сельвачев обносил с полной разборкой судов.

Тропа по левому берегу криминальна даже если ты идешь без груза. Мы решили обносить ступень по правому берегу. Перечалились на правый берег непосредственно перед порогом. В нашу воду зайти в улово за большим камнем правого берега особого труда не представляло, однако это было последнее перед порогом улово, поэтому мы использовали принудительную чалку. Кстати, и в большую воду согласно отчету С.Ч. перечалиться вполне возможно.

C.Ч.:Затем экипаж первого катамарана перечалился непосредственно перед порогом на правый берег.

По правому берегу обнос гораздо приятнее.J

Обнесли вещи и катамараны-двойки до улова перед левым поворотом реки. Четверка стартовала непосредственно после затычки практически со струи. Зашли кормой в бочку, затем развернулись и подчалили к оставленным вещам. Перечалились на левый берег и в симпатичном месте на пятачке около большого камня – традиционном месте ночевки водников, судя по остаткам гидрокостюма, встали на ночевку.

 

С.Ч.:

6 ступень 3 каньона

Ступень достаточно мощная. Есть прижим к скале правого берега. Перед крутым левым поворотом реки нужно остановиться у правого берега для просмотра Порога "Игольное ушко" (5В). (в малую воду 5А)

В пороге в центре русла камни и мощные сливы водопадного типа с бочками. Ощутимый бой в скалу левого берега. По малой воде проход либо между камней в центре ("ушко"), либо вдоль скалы левого берега. В большую воду можно пройти весь порог вдоль правого берега.

После этого порога в 3 каньоне сложных препятствий нет, однако по высокой воде 7 - 12 ступени слились в единую мощную шиверу с высокими валами, бочками, прижимами. Пейзаж уже существенно изменился: лес смешанный, а не полностью хвойный.

 

А.Л.:

По малой воде участок до реки Орто-Урюкты сложности не представляет. Обычно его проходят сходу тандемом. В нашу воду все камни на реке были залиты, а на месте многочисленных каменных гряд образовались мощнейшие бочки, вместо пологих сливов появились крутые валы до 3 метров высотой (ф.13). Линия движения с воды просматривается не везде. Участок можно оценить категорией сложности 5С - 6А. Участок проходили тандемом с зачалками к левому берегу перед всеми поворотами и просмотрами.

 

Пятый участок: р.Орто-Урюкты - р.Кутурга.

Длина участка 10 км.

 

За устьем р.Орто-Урюкты река течет в разбоях, в протоках возможны завалы. Перед впадением левого притока начинается каскад порогов “Слаломный” (5А, в малую воду 4С). Длина 8 километров, каскад заканчивается перед устьем правого притока р.Кутурга. Русло реки сжимается до 20 м., уклон заметно возрастает, в малую воду сливы до 1,5 м. высотой (в большую воду мощные валы), прижимы, мощные бочки. в малую воду во многих местах каскада гряды камней почти полностью перегораживают устье реки, с воды проходов в ступени не видно из-за большого перепада высоты. Наиболее сложные препятствия в середине каскада. Указать четкие ориентиры начала сложного участка невозможно, поэтому лучше при необходимости прибегнуть к просмотру всего верхнего участка. В большую воду в каскаде улучшается возможность маневра, линия движения определяется с воды, но увеличивается мощность порогов.

 

Шестой участок: р.Кутурга - пос.Саты

Длина участка 50 км.

 

За рекой Кутурга несложная шивера. Река разбивается галечными островами на протоки с частыми навалами на берег в местах поворотов. На этом участке возможны завалы. Берега покрыты кустами ивы и облепихи. Хвойных пород деревьев по берегам практически не стало. Через 1,5 км от устья р.Кутурга шивера из громадных песчаниковых камней - результат землетрясения. В малую воду проблем с прохождением нет, в большую воду этот участок можно просмотреть перед прохождением (категория 5А).

Вход в четвертый каньон расположен в 2 км ниже устья небольшого левого притока и хорошо просматривается с воды, течение перед каньоном не сильное. Длина каньона 2 километров. Каньон начинается скальным сужением длиной 200 метров и шириной 5 - 10 метров, затем русло несколько расширяется, река поворачивает сначала налево, а потом направо и каньон снова сужается. В малую воду в первом скальном сужении выраженный пологий слив с косой бочкой и навалом на скальную стенку правого берега, за сужением 100 - метровый участок спокойной воды, далее несильный прижим к скалам правого берега на повороте. В большую воду на заходе после мощнейшей бочкой вода сильно наваливает на правый берег, образуя водяную подушку, в 50 метрах ниже, в самом узком месте каньона река так же сильно наваливает на левый берег. Маневрирование на этом участке осложнено вертикальными возмущениями струи (поганками). Прижим к правому берегу на повороте довольно мощный, но река здесь достаточно широкая и позволяет легко от него уйти. Ниже прижима препятствий нет. В большую воду сложность препятствия 5С. Страховка возможна с правого берега перед прижимом.

После каньона долина реки расширяется до 1,5 км., начинаются разбои. От конца четвертого каньона до поселка Саты два часа сплава по спокойной воде. В поселке два магазина, почта, больница.

Мы решили закончить сплав в Сатах. Разобрали суда, заночевали у гостеприимного хозяина-бывшего учителя физики. Дом № 38 (на самом верхнем по течению краю деревни), на улице идущей параллельно главной дороге, чуть ниже. На следующий день выехали в Алма-Ату.

Для полноты картины добавлю описание дальнейшего сплава.

С.Ч.:

В 5 каньоне - сложных препятствий нет. Однако, шивера, усложняющаяся к концу, требует определенного внимания. За 5 каньоном минут через 20 сплава следует короткий 6 каньон "Ворота" (5А).

Длина около 400 м. В начале каньона шивера, ближе к концу мощный пологий высотой более 1м слив через реку. За каньоном мост и впереди 2 поселка: Алгабас на левом берегу, Жана-Талай на правом. Долина реки в этом месте очень широкая. Впереди виден 7 каньон ("Алгабасский"). Участок от порога "Слаломный" до начала 7 каньона шли без просмотра тандемом.

Заночевали перед началом каньона на левом берегу реки. Место довольно неудобное, так как берег сильно заболочен и много колючего кустарника. Лес на берегу давно уже целиком лиственный, встречается береза.

7 каньон.

В его середине сложный Порог "100 тысяч долларов" (6А).

Перед порогом две шиверы. Четких ориентиров кроме того, что порог расположен за резким левым поворотом реки, нет. Просмотр достаточно трудный, нужно проводить с левого берега. Дойти можно только до середины порога. Но просмотреть его возможно весь. В пороге нет надводных камней в середине русла, поэтому маневр несколько облегчен. Линия движения в связи с этим не очень сложная, но порог необычайно красивый и довольно мощный.

После просмотра прошли порог тандемом. Катамараны аккуратно выписали в пороге фигуру " доллара " и зачалились метрах в 200 ниже к левому берегу для небольшого отдыха.

7 каньон после порога "100 тысяч долларов" (5А) - не сложен, но очень красив и приятен для сплава: отвесные скальные стенки, сужения, не очень сильные прижимы. Каньон шли без просмотра, но очень внимательно. Прошли мост после каньона. Вскоре после моста впали в водохранилище, которое образовалось в результате постройки плотины в начале 8 каньона. Это место называется Бартогай, соответственно, водохранилище - Бартогайским. Место довольно унылое. Берега низкие, топкие. У берега ноги проваливаются в ил по колено. Недалеко от берега проходит дорога.

По дороге до трассы Алма-Ата - Кокпек 12 км.

 

5.ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

 

Даты  Дни   Участки маршрута                            Км      Способ передви-жения

16.09 1      Бишкек-Семеновское ущелье (пастбища)      325      автомобиль УАЗ

            до слияния трех ручьев                        3      пешком

17.09 2      до истока Юж. Кугантора                     5      пешком

18.09 3      до истока Сев. Кугантора               5      пешком

19.09 4      до Джангырыка, стапель                       3      пешком

20.09 5      до 1 каньона                             15      сплав

21.09 6      обнос 1 каньона                           3      пешком

            до пор. Изюминка                            7      сплав

22.09 7      до пор. Ленинградский, его прохождение      5      сплав

23.09 8      до пор. Медный всадник, полудневка        8      сплав

24.09 9      до пор. Зигзаг удачи                   15      сплав

25.09 10      ниже «Лошадиной ступени», обнос ЛС          10      сплав, обнос

26.09 11      ниже каскада пор. Слаломный               17      сплав

27.09 12      дневка

28.09 13      до Сатов                               50      сплав

29.09 14      до Алматы                                    250      автобус

 

 

6 ЗАТРАТЫ НА ПОХОД(НА ОДНОГО ЧЕЛ.)

 

Автобус Тольятти-Самара                        2х60руб. = 120руб

Ж\д билеты Самара-Бишкек                  2300руб. (купе), 1500руб.(плацкарт)

Автомобиль Бишкек – Семеновское ущелье      320 руб (10$)

Автомобиль пос.Саты – Алматы                  280 руб (8,5$)

Ж\д билеты Алматы - Уральск                 900руб. (купе), 600руб.(плацкарт)

Автобус Уральск-Самара                        150руб.

Регистрация в Алмате                      200руб.

Продукты на маршруте                      500руб.

Прочие общ. траты (поборы, завтрак на трассе,

оплата камеры хранения, комнаты отдыха, телефон и т.д)  300 руб.

 

ИТОГО                                     3970 руб (min),      5070 руб (мах)

                                          125$              160$ (курс 1$=32руб)

 

 

5.ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Река интересна как в техническом плане, так и в эстетическом.

Сезонность ее можно определить как август-сентябрь. В июле там паводковый уровень, сложность препятствий резко возрастает. В сентябре уровень низкий, сложность препятствий несколько уменьшается.

Многие препятствия легко читаются с воды, однако идут непрерывно и расслабиться не позволяют. Мы осматривали 1 каньон (обнос), пор. Изюминка (согласно рекомендациям Черника), пор. Ленинградский, Медный всадник, Зигзаг удачи, 4, 5 (Лошадиная ступень – обнос), 6 и 7 ступени третьего каньона. Все остальное шли без разведки.

Погода у нас - и это характерно для сентября – была сухая, солнечная. Днем тепло, даже жарко, однако вверху (выше третьего каньона) по ночам заморозки. И водичка тоже холодная. На пешке весьма вероятны осадки в виде дождя внизу и снега вверху. Иссык-куль, интенсивно испаряясь, формирует свой мокрый микроклимат, однако, через хребет облака перейти не могут (это было очень хорошо заметно на перевале) и поэтому за хребтом на Чилике сухо и комфортно.J

Река течет строго на восток и поэтому с утра солнце на сплаве несколько слепит. С другой стороны со слов Владимира Веретенникова, они в августе шли только по утрам, потому что после обеда уровень воды резко возрастал.

Мы шли не очень интенсивно, но в принципе, весь маршрут можно пройти достаточно быстро (по нашей воде дней за 5 вполне реально) и поэтому Чилик очень логично связать с Чарыном ниже Майнака. От Сатов до Чарына 30 км. по дороге.

Проблем с местным населением не возникало. Долина Чилика незаселена, однако чабанов, охотников много. Встретили и представителей власти в лице районного прокурора, начальника районной полиции и др. ответственных лиц. Они нас радушно встретили, никаких претензий к нам с их стороны не было.

 

8.ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ССЫЛКИ

 

1.  Отчет С.Черника о водном туристском путешествии шестой категории сложности (катамараны) по району Северного Тянь-Шаня (реки Чилик и Чарын), совершенном в августе 1996 г.

2        Отчет А.Лифанова о водном спортивном походе шестой категории сложности по Тянь-Шаню (реки Чилик - Чарын - Казан - Коксу), совершенном с 5 июля по 2 августа 1997 года

3        Устные рекомендации А. Сельвачева: "Iscander" <iscander@tesis.com.ru>

4        . Разные карты можно поискать тут: http://mapy.mk.cvut.cz/index_r.html

 

Группа также выражает благодарность Александру Тяну (фирма ТопАзия) Top Asia <topasia@imfiko.bishkek.su> и водителю УАЗ Нурдину.

 

ABSuldin (c) 2002.

 

 




   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |