Лоция реки Чирка-Кемь (2001)
(от Тикши до Борового)

 


Маршрут был пройден в августе 2001 года по лоции С.Я.Коцота www.lib.ru/TURIZM/chirkem4.html ,

которая и была взята за основу при составлении настоящего опуса.

 

Маршрут в данном варианте имеет 2 кс для небольших катамаранов и каяков и 2усл- 3кс для байдарок типа Таймень с обносом порога Тахко-падун. 

 

При прохождении маршрута использовалась карта «двухкилометровка» из атласа Республика Карелия, в лоции также отражены ориентиры и пороги, которые не присутствуют на этой карте.

 

ЗАБРОСКА

 

Поездом из Москвы до станции Надвоицы. Прибытие 19.02. На наш взгляд надо ехать именно до Надвоиц, а не до Кочкомы, как рекомендуется в других источниках. В Кочкоме могут возникнуть проблемы с машиной. А в Надвоицах это уже бизнес- всегда есть отвественный человек на вокзале, который по телефону вызовет походящую вам машину. Мы уехали через 15 мин на буханке-УАЗике за 1,5 тыс рублей без торга, ехать 110 км, из них последние 20 по гравию. Заброску проще осуществлять прямо до Андроновой горы, а не до озера в Тикше (иначе получится поселок и дополнительная лопата).

 

Мы пользоались следующим вариантом заброски:

Телефон в Надвоицах - 81431 38080 Зотиков Александр.

Адрес: Надвоицы

ул 50 лет Октября

д43 кв 19


 

Лоция от Андроновой Горы

 

км

Подвозят прямо к воде, переезжают реку. Стоянки, удобные для стапеля как справа, так и слева. В русле быстроток, вызванный остатками разрушенного моста. По ходу движения в течении 100-500 метров есть еще несколько средненьких стоянок, затем берега низкие. Через 2 км реку пересекает ЛЭП.

До Челозера еще 1-2 км, река широкая. 

4км

Войдя в Челозеро следует повернуть левее, впереди по курсу будет проем в линии леса. Надо идти в его правый край, левее видимой горы (в лоции Шилова- Еловой горы) там и вытекает Чирка-Кемь. Изба в начале Челозера, которая есть на карте, на самом деле отсутствует. Стоянки на Челозере есть справа в месте истока реки и по левому углу озера (по ходу движения).По Челозеру 3 км ходу. 

7 км 

После Челозера река по прежнему широкая, с низкими берегами. 

8 км

Через 1-2 км по ходу от Челозера находится новый ж/д мост (нет ни на карте, ни в большинстве описаний), за ним пара перекатиков, река делится на несколько проток, наиболее надежный и быстрый проход по левым протокам, в остальных- мелко.

11 км

Далее за ними автомобильный мост (проход во второй справа пролет, лучше осмотреть). После мостадва несложных порожка (Лоухи и еще какой то). Заход справа, потом смещаться по основной струе влево (справа будет мель). Через 1 км плеса первый серьезный для байдарок порог Хауда (III кс).

12 км

Порог Хауда. Расположен на небольшом левом повороте, длина около 100-150 метров. В конце порога у левого берега расположен остаток ряжевой стенки, к ней есть очень небольшой прижим. Осмотр полезен как с правого, так и с левого берега, обнос по правому. Заход в порог под правым берегом. Далее по основной струе (мелкие валы и бочки), ближе к левому берегу, на выходе бочка 0.5-1 метра, пройти можно как справа, так и слева, а можно и через.

Справа после порога есть две хорошие стоянки (расположены подряд). От Хауды до порога Кривой 500-800 метров. Начинаеся в конце прямого участка реки, слева стоит табличка про туркомплекс, справа уже видны довольно высокие скалы.

13-14 км

Кривой (III кс). Просмотр возможен с обоих берегов, нам кажется что лучше с левого. Порог имеет длину около 250 метров и расположен на крутом изгибе реки влево. На входе следует идти под правым берегом (слева -мель) , затем отгребаться от расположенной справа ряжевой стенки и уходить ближе к правому берегу, так как слева мель и возможны несколько застрявших топляков. Основная струя заходит в бочку-вал 0.5-1 метра, которую можно обьехать через вал слева от бочки. Справа от бочки мелко, дальше после бочки валы 0.5-1.5 метра и порог кончается, а река поворачивает направо. Отсюда100-150 метров до Тахко-падуна (III-IV кс, НА двухкилометровке НЕ ОБОЗНАЧЕН!). Тахко-падун- просмотр с левого берега, чалка в заливчике перед ряжевой стенкой по левому берегу. Обнос по правому берегу, проводка байдарок по мелкой протоке-канализации у правого берега. Порог имеет суммарный перепад около 4-ех метров, основная ступень это подковообразный слив через всю реку, высотой 1.5 метра. В центре- ощутимый котел, в других частях слива проносные косые бочки. Проход справа возможен только по большой воде (мелко) и не является спортивно-интересным (IMHO). Прыжок в центре в котел возможен также только по большой воде (но котел будет ощутимо мощней), так как по центру много острых камней, а чуть левей здоровенный «петух». Надежный проход под левым берегом вдоль ряжевой стенки (не прижиматься), затемперед грядой мелководных камней слева поворачивать и прыгать. Дальше идти в выходную бочку (0,5-1 метра), резко смещаясь вправо (слева будет мель). Страховку проще выставить в уловепосле выходной бочки по правому берегу. Страховку морковкой после основного слива можно проводить с ряжевой стенки левого берега, но ее эффекктивность скорей всего пригодится только для очистки совести.

На этом участке реки есть несколько стоянок. Первая из них, прямо перед порогом Кривой, по левому берегу. Там стоит табличка (.....туристический комплекс, платные стоянки через 1 км). После порога Кривой стоянка есть на очень высоком правом берегу. Оборудованная, с великолепными видами. К ней можно занести вещи по тропе от начала порога или вверх по скале, зачалившись сразу в улове справа после порога. Еще одна-две стоянки есть по правому берегу сразу после Тахко-падуна.

После Кривого по левому берегу располагается туристический комплекс, на его территории стоянки платные. Есть дома, рыборазводный заливчик, иногда может работать баня и столовая. Подходит дорога, есть лодки и даже небольшой пароходик. После Тахко-падуна продолжительный плес (около 13 км), через 500-800 метров

15 км

после порога высокий островок со стоянкой. Через 4-5 км длинный узкий болотистый островок (шли левым вариантом), 

20 км

через 400-500метров после него слева длинный мыс с хорошей стоянкой, а после мыса справа остров с 2мя избами (а также и остатками деревни Клепогоры) истоянками. Далее еще около 5 км по плесу,

25 км

река постепенно сужается, слева приходит приток Няугу (некоторые называют его Ледма). Приток выглядит как узкий залив, образующий с направлением движения угол 130-140 градусов.

Через 1 км после притока река проходит через некое подобие затопленного перекатика, затем через 1 км порог Ледмозерский I (I+ кс), шум которого слышен задолго.

27 км

Ледмозерский I

Заход под правым берегом (слева мелко), есть небольшие минибочки на входе, далее посновной струе и валам (камней не обнаружено), ближе к левому берегу, не попадая в прижим к ряжевой стенке левого берега. Длина порога- 75-100 метров. Чалка у правого берега прямо у порога, осмотр там же, но тропа не очень удобна и много кустов. Через 800-1000 метров порог 

Ледмозерский II (II кс).

28 км

Ледмозерский II

Осмотр и чалка с левого берега. Заход под правым берегом, далее по основной струе, на выходе есть бочка (перед ней некоторые могут усмотреть слив около 50 см), после нее валы. Не надо прижиматься к левому берегу, где есть достаточное количество мелей. Длина порога- 100 метров. Сразу после порога справа и слева есть хорошие оборудованные стоянки (включая баню). Далее следует около 12 км плеса, сначала река разливается в круглом заливчике 400х800 метров, вкотором есть несколько заболоченных травянистых островков. Наиболее кратчайший путь прохождения- держаться правого берега. Через 3-4 км плеса левый берег представляет собой заболоченный березняк, 

33 км

а справа- большая каменная плита-платформа, уходящая в воду. Почти сразу после этого справа есть стоянка, а слева под углом 90 градусов впадает приток Хяме. После него слева расположен островок, а через 500 метров слева впадает 

34 км

следующий приток- Растас, после него (100-150 метров) слева песчанный пляж и стоянка. Далее река поворачивает направо на 90 градусов и через 1 км по правому берегу избушка и сарай. Река опять широкая, еще около 4 км лопаты. 

39 км

Далее в течение 1 км река течет среди многих мелких травянистых островков (ситник и осока) и постепенно сужается; делится на две протоки (идти правой) и поворачивает направо, потом изгибается влево- порог Кильбо (I кс). 

40 км

Порог Кильбо

Заход ближе к левому берегу, потом перегребать к правому (слева появляются большие мели, а основная струя идет прямо в каменную гряду). В пороге есть много камней, скорость течения довольно велика. Есть небольшие минибочки, валы невелики. После этого через 300-500 метров- небольшой перекатик, затем еще через 500 метров река поворачивает налево (по левому берегу 2 избы)- порог Омос.

42 км

порог Омос (I кс), на самом деле перекат, можно не просматривать, идти по основной струе. Через 1.5 км слева видны остатки ряжа, справа небольшой каменистый заливчик, удобный для чалки. Это ориентиры порога Никутный (или Никутт).

44 км

порог Никутный (III кс).

Вход по центру, далее смещяясь вправо через бочку-вал (примерно 1 метр), далее можно сместиться ко второму ряжу у левого берега и пройти еще через одну бочку у левого берега (1 метр) или идти по центру по валам и минибочкам. На выходе валы, слева мелковато, есть минибочка. Протяженность всего порога 300-400 метров. Страховку на кате/байде можно организовать только сразу после порога в правом улове. Морковкой можно страховать сразу после заходной бочки с правого берега.

Сразу после порога справа есть средненькая стоянка. Далее река немного петляет и через 1 км расположен порог Железные Ворота.

45 км

Железные Ворота (I+ кс), имеет 5 ступеней (порог и 4 переката)

входная ступень более мощная, есть валы и минибочки. Можно идти без просмотра (длина 50 метров), далеее на протяжении 300-500 метров еще 4 ступени из перекатов, есть довольно много камней, но можно идти по основной струе даже при низкой воде. Далее река делится на протоки (идти в левую), в них Островной порог.

46 км

Островной порог (50 метров, I кс),бурный перекатик; по основной струе и валам без просмотра. При проходе по левой протоке сразу после порога вправо уходит заливчик с песчанным выходом, направо уходит еще одна протока, а в самом заливчике 3 травянистых островка, по заливчику идти прямо. На выходе из него

47 км

порог Битуш (I кс), длина 100м, идти по основной струе по валам, навыходеслева в воде лежит большой скальный обломок неправильной формы.

50км 

Небольшоерасширение,около 0.5 км,затемрусло сужается, а река поворачивает влево, перед поворотом в русле остатки плотины (несколько камней и бревна) – ориентиры порога Грядовый

49 км

порог Грядовый (II кс)

сужение русла, издалека слышен шум порога. Есть маленькие каменистые островки (могут быть залиты по большой воде). Идти по центральной стре, есть две минибочки и валы, проход относительно нормальный и даже в малую воду имеет мало камней. Если хочется просматривать, то с правого берега.

50км 

Порог Раух (перекатик). Проход по основной струе (в других местах камни). Течение небыстрое, просмотр не нужен.

51км

Порог Елоха (II кс).Первая ступень - каменистый перекат, вторая через 100м с перепадом немного поболее, слива там нет, есть минибочки и валы, требуется некоторый маневр, так как есть много обливняков..

51,5 км

Порог Ручей.

Дина 50-100 метров, напоминает перекатик, но в рсле есть обливняки (читаютсяводы). Вход по основной струе. Осмотр с правого берега.

Через 300 метров сложный для байдарок порог Ракконен (Рокк).

52км

Порог Ракконен (IIIкс)

Чалка для осмотра в каменистом заливчике справа, там на берегу стоит табличка желтого цвета (“…что-то там про природу, лес, пожары”- ориентир порога). С воды порог напоминает просто мелкий перекат, но падение ОЩУТИМО ВИДИМО. Основная струя уходит к левому берегу (справа мель), а затем треком идет к правому берегу и выносит к мели и большой обливной платформе. Вход слева, затем идти по центру. На выходе и в русле много обливняков, сигнальщиков выставлять неудобно, после просмотра их тоже все не упомнишь, так что приходится читать с воды. В пороге также есть много минибочек, но они все несерьезны и проносные. Страховка с правого берега морковкой и в улове справа сразу же после порога каким нибудь сплавным средством.

54 км

Заболоченный остров. Идти правым вариантом. Река поворачивает налево, правый берег очень высокий, с песчанными пляжами, по нему на протяжение 500 метров есть по крайней мере 5 хорошо оборудованных стоянок.

57 км 

Появляются острова, которые называют Старое Сосно (на карте неподписан). Река делится на протоки и образует Сосновые пороги (IIкс), с воды читается проход влево, но там плита и мель, лучше идти в перекатик справа (потребуется проводка)- длина 50 метров. Далее ступень длиной 100 метров с несколькими бочками (мелкие), быстрым течением и большим количеством камней в русле, требует маневра, а для байдарок возможно и осмотра. Далее через 50 метров после изгиба реки вправо и прихода справа другой протоки небольшой перекат (без просмотра)

60 км

Река делится на несколько проток, разных по количеству воды- Сотые острова. Такой участок продолжается около 3 км. Возможно, ближайший путь идти по всем левым протокам (есть перекаты), но мы прошли по правым, где на глаз было больше воды (в других протоках возможны мели и завалы).

61 км

Порог Елисей на прямом участке реки, Iкс, на самом деле перекат, просмотр не нужен.

62 км

Почти сразу река начинает плавно изгибаться влево и начинается 2 километровый порог Олений (IIкс, трешку ему дают только за длину). Это шивера с большим количеством камней, внутри порога хорошо сохранились ряжвые стенки. Идти все время по основной струе. Все камни довольно хорошо читаются с воды, просмотр и сигнальщики не могут принести ощутимой пользы.

66 км

ВторойЛоухи порог на реке- перекат, не требующий просмотра.

67 км

ПорогГоршок (III кс). Ориентиры- каменистый заличик и ряж справа. Если подходить под левым бергеом, то будет еще видно и ряж в центре порога. Чалка и осмотр справа. В центре был ряж, который сдерживал воду (раньше в пороге были большие валы), а теперь его промыло и вода течет также слева от центрального ряжа (прохода там нет, мели). Вход по центру, далее уходить впритирку к центральному ряжу, затем после бочки-вала (почти в районе окончания ряжа) быстро смещаться к ряжу на правом берегу и идти по валам (слева на выходе обливняки и мели). Протяженность порога150 метров.

68 км

Два переката длиной по 40 метров, идти по валикам и основной струе.

Далее до Борового идет широкая река, порогов и перекатов нет, с местами заболоченными берегами, на полпути (74 км) встречаются островки, пейзаж ну никак не похож на лесотундр. Как было прочитанно в одной из предыдущих лоций.

76 км

После заливчика справа река резко заворачивает влево. В этот момент на левом берегу видна избушка.

78 км 

Поселок Боровой. Домов особо с воды не видно.Чалка лучше всего сразу после первых строений-сараев на полянке после песчанного пляжика слева (видна линия электропередач), туда подходит дорога из деревни (500 метров) и от станции (1 км, идти через деревню). Впереди виден грязно-красный автомобильный мост.

 

Выброска с маршрута

Из Борового ходят прицепные вагоны до Петрозаводска, ТОЛЬКО по четным дням (около 20.00). Они едут до Ледмозера и цепляются к поезду Костомукша-Петрозаводск. Вагоны до Петербурга из Борового не ходят (2001 год).

Один из вариантов- взять машину и уехать в Костомукшу (106 км), нам это обошлось в 1000 руб без торга за УАЗик –.

Из Костомукши есть ежедневный поезд до Петрозаводска (уходит 21.30, прибывает в 12.00) и поезд по четным дням до Петербурга (уходит где то в 19.30, прибывает в 16.00). Проблем с билетами нет. Можно сразу купить билеты на поезд из Петрозаводска в Питер, Москву или из Питера в Москву.

Другой вариант- выброска из Борового на машине до города Кемь (240 км). Там больше поездов, хороших, удобных и разных. Но такая выброска и стоит дороже.

Машину можно попытаться заказать в местном леспромхозе (АТЦ), у местных жителей или даже в отделении милиции (мы так и сделали).

В Боровом есть много магазинов и даже мини-рынок, можно купить любые продукты в разумных пределах, работают многие из них с 8.00-10.00 иногда до 24.00.


Для связи и вопросов смело и уверенно используйте

serggriv@mail.ru; Сергей Гривенников

   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |