Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь

Чирко-Кемь 2004 Дневник

Авторы: Наталья Филаретова, Александр Губкин Е-mail: gubkin_alexandr@mail.ru

Записи велись во время похода. Редактирование – апрель 2005.
По сравнению с прошлогодним походом по Суне (Дневник по Суне 2003 в текстах Хронов) мы использовали отработанный вариант снаряжения и Щуку2. Состав экспедиции остался прежним: Наташенька Филаретова; Александр Губкин, Байдарка «Щука 2». Маршрут: Средняя Карелия Ст. Сонозеро - Тикша Сроки проведения мероприятия: 4 августа - 17 августа 2003 г. Используемые материалы: Все в Internet.
3 августа (вторник) 1 день Приехали на Ладожский вокзал. Поезд С.Петербург - Костамукша. Фотка: это мы на вокзале Мы погрузились в поезд без проблем и неспеша поехали мимо знакомых мест. Погода солнечная, теплая. В нашем вагоне ехали еще ребята с катом и байдами. Но они шли через Муезерку и в сжатые сроки. 4 августа (среда) 2 день Поезд пришел на станцию Сонозеро в 7ч.45мин. Погода солнечная, но прохладно с утра. Берем машину и за 150 р. доезжаем мимо кладбища до моста. У местных узнаем, что воды в речке налито много. Перед нашим приездом две недели шли ливневые дожди. Мужик нас не довез метров 200. Боялся завязнуть. Пришлось тащить шмутки до поляны довольно большой на берегу. Расположились с краю и начали стапелится. Поляна ниже моста по течению. Вдруг видим на мосту останавливается поезд (похоже московский) и из нескольких вагонов за мостом, на мосту и перед мостом вываливается масса людей с катами и рюкзаками. Это действо происходит в течение минут 10 - 15. Затем поезд свистит и уезжает. Массы народа начинают ломится в лес по берегам речки. К поляне от моста пройти нельзя напрямую - заросли и болото. Вскоре появляются гонцы. Оказывается, что это школа юных туриков из славного миста Кыева. Приглашаем их на поляну, поскольку поблизости другого подходящего места нет, а народ хочет здесь ночевать. А мы стапелимся, пьем чаек и грузимся В 13ч. отплыли. Несет прилично. Проходим П1. Вместо переката порожек с хорошими валами в конце. Меня на корме изрядно подбросило вниз-вверх. Но все удачно. Препятствие П2 - также из переката превратилось в порожек с поворотом налево. Справа камни. Прижимаемся к левому берегу и в конце порога косой вал нас аккуратно киляет. Медленно на боку выплываем в озерцо. Одно весло у меня в руке. Другого нет. Но я не волнуюсь - оно сделано непотопляемым. Ставлю байду на киль с воды (одно из преимужеств Щ2) и вижу до боли знакомый пакетик, проплывающий рядом. Хватаю его и закидываю в лодку. Это пакет с фотоаппаратом ФЭД. Как он ко дну не пошел? Пинаем байду к бережку. Тут я вижу весло, плывущее неподалеку. Залезаю в воду, благо день солнечный и теплый. Теперь мы без потерь. Сушимся, вычерпываем воду из лодки. Со Щ2 это не просто. Плывем дальше. В 15 часов подошли к первому завалу. Обнос слева. Берег песчаный и высокий. Перетаскиваем и перекусываем. В 16ч. 45 мин. плывем дальше. Вскоре перекат под мостом. Решаем, что пройти не удастся. Высаживаю Наташу с веслами, а сам пытаюсь провести байду под мостом, но течение очень сильное и кончается тем, что я самосплавом иду, держась за лодку. Сразу за мостом - камни и струя уходит влево. Держусь по струе и выплываю к левому берегу. Теперь приходится пересекать озерцо вплавь вместе с лодкой. Эх, и накупался же я. Причаливаю к берегу и иду выжимать одежку. У моста - могилка. Да, это настроение не улучшает. Вплываем в озеро Нижнее Шулгоярви. В 18ч. находим высокую стоянку. Много комаров и мошки. 5 и 6 августа (четверг и пятница) 3 и 4 дни (дневки) Погода жаркая. Наловили и пожарили рыбы. Ходили за грибами, нашли красный и сыроежек. Загорали на лодке. На Щ2 это удобно делать и насекомые не едят. Наша стоянка 1 фото. и 2 фото 7 августа (суббота) 5 день Вышли в 12ч. Прошли озеро Верхнее Шулгоярви. Перекат. В 14ч. порог П5. Воды очень много и несет прилично. В конце косые валы. Наташа идти не решилась и у меня появилась возможность получить фотки прохождения порога. Вот они: 1 фото. 2 фото. 3 фото. 4 фото. 5 фото. 6 фото. В 15ч. отошли от порога и через час были на втором завале. Фото завала. А справа тропа обноса. Тропа болотистая, с большими камнями и поваленным огромным деревом. А это вид после завала. В 18 отплыли и подошли к каскаду порогов. Перед первой шиверой стояли киевляне. Мы пробежались по бережку в поисках стоянки. Но там ничего подходящего, а перед шиверой в лесу высокая стоянка. Разгрузились, все перетаскали и стало грохотать. Успели натянуть тент, началась гроза по полной программе. Все стало грязное и пришлось наводить порядок. 8 августа (воскресенье) 6 день Отплыли в 13ч. 30 мин. Пасмурно. Прошли шиверу, в конце которой впадает слева рукав Чирко. Беспрерывная шивера - это Мансельгский каскад. Затем Сухой. При большой воде идентифицировать препятствия трудно. Несет хорошо и идет непрерывная напряженная рулежка. Где-то в средине, может быть перед Сухим, чалимся и отдыхаем. Препятсвия даже не пытаемся идентифицировать. Поэтому лавируем между камнями, в стиле спецслалома объезжаем два здоровенных обливняка, расположенных в шахматном порядке и видим слив между двумя наклонными плитами. Рулим со всех сил туда и устраиваем веселые покатушки. Вплываем на плес и начинаем соображать, что на Сухой это мало похоже. Чалимся к правому берегу. Идем осматривать и видим явную вторую ступень. Стало быть мы сходу проскочили первую ступень грядового. Начался дождь. Пошли осматривать вторую ступень. Вид слива с камней. Наташа опять пошла по берегу и фотографировала, а я пошел один. А это прохождение порога и слива. Проехали удачно. Через 500 метров - третья ступень. Опять еду один. Фотка 1. Фотка 2. Через 1 км. - порог Валунный. Вначале быстроток. Мы его проехали, а слив решили обнести. А это начало. А это конец. А это "канализация". Пока разгружались подъехали 3 мужика на таймешке-тройке и посмотрев с воды легко проехали. На противоположном берегу плеса оказалась хорошая стоянка. Там стояли ребята с катами. Пока мы обносились, они отчалили. В 19ч. 30 мин. встали. 9 августа (понедельник) 7 день (дневка) Варили кисель, жарили рыбу, ремонтировались. Сфотографировали порог с обратной стороны. Хорошо видна горка. Под вечер к порогу подошли 3 байды и кат двойка. Как оказалось, наши земляки. Пошла первая байда и легла на зубе в конце порога. Затем пошла вторая байда. Также легла. Затем - кат. Застрял на зубе, но все обошлось. Последняя байда прошла нормально. Ребята откачались и подъехали к нам. Время было позднее и мы предложили встать рядом. Места хватало. Они так и сделали. Поход у них сугубо спортивный. Киляются часто. Утопили весло, но у них было запасное. Спрашиваю: "Почему без осмотра идут?" Руководитель объясняет, что шел весной с приятелем, но Валунный обнесли. Не рискнули одной лодкой без страховки проходить. 10 августа (вторник) 8 день Стартовали в 12ч. Пасмурно, берега низкие. Перекат залитый водой. Лавируем между камешков. В конце переката на правом берегу видим наших земляков. Оказывается на этом перекате сломали весло. Спрашивают нет ли запасного у нас. Но идти одной лодкой и иметь запасное весло - накладно. На Керети мы тоже утопили весло и шли на одном. Около 13ч. были на завале. Простой обнос справа. В 14ч. уплыли. Когда мы отчаливали, подошли наши земляки. Весло они починили, стало лучше нового. Через 15 мин. разветвление. Мы повернули направо и попали в небольшое озеро. Поплутали и вернулись. Нашли речку и вскоре доплыли до завала. Его обошли справа. Обнос здесь не нужен. После завала сразу озерцо. В 16ч. 15 мин. вышли из озера. Справа есть, хоть и плохонькие, стоянки. Дальше следует несколько порогов и перекатов с хорошо выраженной центральной струей. Выходим к мосту. Перекусываем и проезжаем по правому пролету. В 17 час. 45 мин. отошли от моста. В 18ч. 30 мин. хорошая стоянка. До этого ничего не было. 11 августа (среда) 9 день (вынужденная дневка) Целый день идет дождь. Набрали сыроежек, пожарили. Набрали черники и ели со сгущенкой. 12 августа (четверг) 10 день Утром дождь. Вышли в 14 ч. Порог Сухой, который представлял собой 5-6 шивер. Еще порожки. Вид сзади. Наконец порог Ряжевый, который представлял собой шиверу с правым поворотом. В середине остров. Подплываем к правому берегу. Там уже наши знакомцы, трое на таймешке, которые лихо прошли Валунный. Вид с этого места открывается такой вид. Струя идет по левому берегу за островом. Наташа по струе ехать отказывается под предлогом того, что из-за острова ничего не видно. По правому берегу идет непроходимая болотина. Решаю прыгнуть в этот слив и спуститься по "канализации". Так и сделали. Доехали почти до конца и там встали. Здесь состоялся примерно такой диалог: ОН: "Что дальше?" ОНА: "Не знаю. А что ты предлагаешь?" ОН: "Толкнуться вперед и спуститься по порогу." ОНА: "По порогу я не поеду. Я не вижу, что там." ОН: "Тогда иди по берегу, а я проеду по порогу." ОНА: "Там не пройти. Там болотина и здоровенные камни. Завез меня и решил бросить в тайге." Пауза. ОНА: "У меня ноги замерзли в воде стоять." ОН (не очень дружественным тоном): "Садись в лодку. Поехали." Небольшая проводка и мы вваливаемся в струю и проходим большую часть порога. Затем еще два порожка. Встали в 18 ч. недалеко от старого моста. 13 августа (пятница) 11 день Утром опять дождь. Вышли опять в 14 ч. До устья Муезерки 30 мин. Затем плесы Момсоярви - пляжи с банями, но берег низкий. Встали на мысу между озером Момсоярви и Калмозером. Погода к вечеру стала прекрасной: светит солнце. Вид этого симпатичного места и его симпатичной обитательницы. 14 августа (суббота) 12 день (дневка) Погода замечательная. Соднце, но ветер северо-западный, холодный. Делаем на берегу, за ветром баню. Опять белую. Но бревнышки для пола резать лень и это сказывается. Просто ветки на холодном песке не спасают. Тем не менее банька получается хорошая. После обеда приехал катер с рыбнадзором. Но мы им не интересны. 15 августа (воскресенье) 13 день Решили дальше не идти. Наташе 17-18 на работу. Поэтому плывем до Тикши и оттуда собираемся уехать. Погода солнечная, но ветренная. В Калмозере волна. Пробираемся вдоль берега и ищем вход в оз. Новинка. Заплываем в залив, потом плывем обратно. Наконец находим проход. Здесь за лесом тихо. Подруливаем к косе у самого края Тикши. Видно, что это место для пикников у аборигенов. Решаем встать здесь. Разведка показала, что местное юное население брошено на плантации. Разбираем манатки и все сушим. Погода этому благоприятствует. Подруливают два мужика из поселка. Один вроде как егерь, а другой москвич, приехал в гости. Около часа добрадушно базарят и отваливают. Больше никого не наблюдалось. А мы антистапелимся. А это Тикша. 16 августа (понедельник) 14 день Договорились с машиной, но водителя вызвали срочно на работу. Он электрик и чинил трансформатор в поселке. Поэтому мы 2 часа погуляли по Тикше, а потом уехали в Ледмозеро. Наташа и я в Ледмозере. Приехали и начался дождь. Касса и зал были закрыты и мы устроились на крылечке. Потом выглянуло солнце, касса открылась, пришел поезд и мы отправились в Питер.