Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь 

КАК МЕДЛЕННО ПЛЫВЕТ, РАСТАЛКИВАЯ ЛЕД…

…или напутствие ретивым первопрохожденцам

Отступление редактора: р. Двиница течет в Вологодской области (ст. Семигородная), плавали в конце апреля 2002 года. Текст - Андрей Ладыгин, прислала Жарикова Наталия [NatalyZ@ROSNO.RU]. Лодка - "Вьюн". Река - паводковая.)

Речку эту на карте мы заприметили давно, но сколько ни искали по ней информации, ни в книжках, ни в Интернете, ни у знакомых ничего не почерпнули. Решили – почерпнем водицы прямо из нее. Непосредственно. Может быть, даже запишем за собой первопрохождение, если больше никаких отзывов не найдем. А заодно – откроем сезон-2002. Вопреки традиции, не в Подмосковье, а на самом таком настоящем Русском Севере.

Поезд Котлас – Москва высадил нас на станции Семигородняя часов около 6 утра. Высадил – мягко сказано: скорее, выплюнул. Платформа кончилась задолго до нашего вагона, слезать на рельсы было неудобно, в итоге я начал просто падать, а байдарка сверху – на меня. Отделались испугом. Хоть бы проводник помог… но, видимо, это не входило в стоимость нашего проезда.

До реки – порядка километра, сориентироваться нетрудно. Через поселок (довольно запущенный) слегка наискось от железной дороги (вперед и вправо) ведет мощенная плитами (по колее) улица Двиницкая, которая и выводит к реке. В конце улицы прямо на берегу стоит сложенный из тесаного камня дом с рухнувшей деревянной крышей. Полянку для сборки судна нашли без труда, хотя на берегу было полно снега.

Прохладно. Туман. Но река чиста и даже прозрачна, а бежит споро, что наводит на мысли о скором “сугреве” во время активного сплава. Собрали “Вьюн” не очень удачно, слегка с перекосом каркаса в носу шкуры, частично выправленном с помощью надувания-спускания баллонов. Опыта оказалось маловато: всего второй раз собирали, а на воду спускали вообще впервые. Но спустили – и быстро поплыли, чтобы окончательно не замерзнуть. Завтракать решили позже, когда выйдем за поселок, найдем подходящую полянку…

Первое препятствие практически не заметили: какие-то слеги и сваи поперек русла, а в глубине – огромные камни. Проскочили без труда. Затем реку перегородила настоящая изгородь. Через низкие центральные бревна не поползли, решили обнестись по острову, присыпанному снегом. Удалось без особого труда. Однако снег глубоковат – местами по колено. Но фотографировали байдарку на снегу со смехом и прибаутками: вот, мол, открываем-таки сезон. Если бы знали, что будет дальше…

Затор из льдин возле упавшего в русло дерева вновь вынудил причаливать и искать возможность обноса. Возможность оказалась исключена: снег был ВЫШЕ колена. Противоположный берег наглухо зарос кустами. Решили – ползем напрямик через лед. Проползли без труда. Встали перед мостом узкоколейки: еще до моста реку перегородил завал из бревен и льдин. Обносить вновь не стали: под насыпью “железки” глубочайший снег. Проползли на брюхе сквозь кусты справа. Два пролета под мостом свободны, но в низкую воду могут быть и непроходимыми.

Чистой воде и быстрому течению радовались недолго – с пару километров. Реку вновь перегородил завал – на этот раз только изо льда. Сунулись к правому берегу – там по пояс воды вперемешку с шугой. Слева – снег с подслойкой из воды, выход на берег есть, а вот место для спуска на воду не просматривается. Хуже другое – ниже первого виден второй завал, гораздо более основательный. А за ним – белое поле НЕВСКРЫВШЕЙСЯ реки.

Настало время чесать в затылке. Выбрались на сухой пятачок на левом берегу, развели костер, сварили суп и развесили вокруг уже промокшие носки. Выходов виделось два: выгребать против течения (достаточно мощного) вверх до моста узкоколейки и по ней пешком топать обратно в Семигороднюю или, понадеявшись, что завал впереди – последний, пробиться сквозь него и все же завершить маршрут хотя бы на следующей станции. Возобладало второе мнение.

Проползли на брюхе первый завал и некоторое время барражировали ниже него, сдвигая льдины. Было просто забавно принять участие в ледоходе. И лед пошел. Но недалеко: он просто пополнил следующий завал. Штурмом взяли его, выскочив на ледяное поле, и некоторое время просто скользили по нему, толкая байдарку. Прыгнули в лодку на чистой воде… и за поворотом снова уперлись. И тут со всей очевидностью встала мысль, что НАЗАД ДОРОГИ БОЛЬШЕ НЕТ.

Следующий завал обносили. Вернее, обползали по глубочайшему снегу на правом берегу – а под снегом ВОДА! Сползли на чистую воду лишь для того, чтобы переправиться на оттаявший берег и немедленно разводить костер: ноги просто деревенели. Пока согревались, предыдущий завал сдвинулся и подплыл к нашему, окончательно отрезав пути к отступлению. Следующему завалу не было видно конца, но обносились недолго: сползли в протаявшую полоску воды у берега и напрямик, сквозь затопленные кусты двинулись дальше.

А дальше – завалам и обносам мы потеряли счет. Где по льду, где по оттаявшим проточкам вдоль берегов, а где и напрямик по лесу, переползая через упавшие деревья, проваливаясь в снег ПО ПОЯС, а в воду – по колено… Холод уже не воспринимался, ноги – тоже. Ориентиров, хотя бы признаков присутствия человека просто не было, если не считать далекого шума железной дороги. Но это было слабым утешением: дойти до нее пешком с вещами на плечах было бы более чем подвигом.

За очередным поворотом заприметили бесснежное поле. Поняли, что на нем ВСТАЕМ: ни о каких поисках, казалось бы, близкой деревни уже не было речи. Но поворот брали с боем, т.е. с купанием (слава Богу – без переворота, иначе попросту лишились бы вещей). Берег оказался мокрым, как губка, но за елочками обнаружили стояночку с кострищем и столом со скамейками. Дрова искали уже в темноте, что, впрочем, было нетрудно: дров хоть отбавляй. Уснули с полным ощущением затерянности во Вселенной. Откуда-то из далекого далека, казалось, долетали звуки музыки, лай собак – а может, и вправду казалось?

Утром поле выбелил иней. Попытался покидать в открытый участок реки блесну – дохлый номер. Не берет ничего, а блесна, леска и кольца спиннинга покрываются льдом. С восходом солнышка согрелись, даже подразделись перед отплытием. Уверенные, что деревня не дальше, чем за поворотом, рванули по ледяному панцирю реки, как каюры на нартах. И спустя километр, изумленные, встали: реку пересекала высоковольтная линия, которой на местности НИКАК НЕ МОГЛО быть. Однако была, и неновая. Неужели мы уже в последней трети маршрута и через пару поворотов увидим деревни, до которых уже не чаяли дойти???

Но ни через два, ни через три, ни через четыре поворота деревень мы не увидели. И поняли, что либо в карте ошибка, либо, что самое страшное, мы еще В НАЧАЛЕ маршрута, и даже до ПЕРВОЙ на маршруте деревни еще далеко, а движемся до жути медленно. Взялись за дело с удвоенной энергией. Довольно долго успешно шли напрямик по кустам между берегом и полосой льда на середине реки. Периодически выползали на полосу и шли по ней, спускались на воду у другого берега или на оттаявший фарватер.

Очередной привал вынуждены были устроить, когда по колено в воде преодолели “шуговое” поле. На берегу обнаружилась едва заметная колея. Прямо на ней развели костер и развесили мокрое сушиться. Ходить по земле босиком казалось наслаждением – она была попросту ТЕПЛОЙ. Едва отогревшись, двинулись. И снова – завалы, завалы, завалы… В один из них буквально врезались на плывущих льдинах. Другой был настолько длинен, что не виделось конца. Обноситься по левому берегу не решились – показалось тяжело. Перебрались к правому, но далеко не продвинулись. Вначале преодолели волоком небольшой сухой мысик, но за ним не проплыли и десяти метров, как пришлось вновь волоком выползать на берег: оттаявшую протоку перегораживало несколько упавших деревьев. Здесь снег был особенно глубок, местами невозможно было даже идти. Влезли в лодку еще на берегу и сползли в воду по-тюленьи.

Где-то около 16 часов второго дня наступил некий предел. Мы застряли на середине реки, попытавшись с хода пробить очередной ледяной завал. Но – встали, причем прочно. Вперед лодка не движется, так как что-то мешает под днищем. Сзади ее подперла подплывшая льдина. Вправо, влево – тоже не сдвинуться. Попытка вылезти на лед и оттолкнуться хотя бы одной ногой не дала результата – нога провалилась под лед на всю длину, чудом удалось удержаться “на борту”. Хоть плыви к берегу – но оба их как назло совершенно непригодны даже для временного лагеря. С одной стороны – явно глубокий снег, с другой – пусть менее глубокий, но явно подтопленный водой. Ситуация – пат. Почему-то именно тогда подумалось: если погибнем, то – здесь. Как слезли, как рванули дальше, помнили плохо.

Ближе к вечеру справа начали показываться поляны и даже поля. Правая сторона реки очистилась немного шире левой, вода подтопила берега, лодку начало высаживать на мели. Кое-как перебравшись через затопленное бревно, мы вдруг прислушались: неожиданно очень отчетливо стало слышно ЖЕЛЕЗНУЮ ДОРОГУ! Это прибавило сил. Перед очередным завалом выбрались на мокрый, как губка, пятачок, за которым, отделенное полосой снега, начиналось поле. Ну, здесь хоть встать можно. А железная дорога оказалась еще ближе! Бросаю все, бегу на разведку. В открытом поле пробивает озноб. Бегу, стуча зубами. Выясняется, что обносить завал придется долго, но дальше, насколько хватает глаз, открытая вода, а на холме – какие-то неясные признаки то ли жилья, то ли строений. И поезда грохочут совсем близко, хотя и не видны. Ну, тут уж хоть на зубах, но доползем!

Пока бегал, Наташа продрогла окончательно, однако нашла в себе силы подкрепиться “Рябиновкой”, хлебом и даже развести костер. Увидев дымок, я понял – жить будем! Правда, от костра не могли отойти довольно долго – холодно становилось уже не от мокрой одежды, а лишь от мысли, что придется вновь садиться в лодку. Пока грелись и обсуждали, с какой стороны берем завал, льдины сдвинулись и единственно реальная правая протока оказалась забита. Пришлось все же обносить. Выволокли лодку в поле, но тут же бросили -–тяжело. Разгрузили и потащили волоком по траве – с полкилометра, не меньше. Бросили на берегу, помчались за мешками. Грузились уже при свете луны – но зато хоть согрелись, пока ходили. Да, вот что-то, напоминающее о присутствии человека: насыпи бывшего моста (может быть, того, что на карте обозначен как существующий?). Значит, чуть дальше – деревня. Решаем – идем (пока нет льда). Но лед подтвердился за ближайшим поворотом. Делать нечего – выгребаем против течения. Сил пока хватает, но при малейшей неточности лодку разворачивает. Зачаливаемся у насыпи бывшего моста и вылезаем на разведку.

В двух шагах от насыпи обнаруживается довольно заезженная грунтовка. С километр проходим по ней – и видим огни! Быстро упаковываем рюкзак, начинаем разбирать лодку и… понимаем, что НЕ СДЕЛАЕМ ЭТОГО. Во-первых, обоих бьет жуткий озноб (несмотря на то, что в сухое уже переоделись и допили “Рябиновку”, которой, впрочем, было всего сто грамм). Во-вторых, каркас лодки замерз и не расстыковывается: винтики ПРИМЕРЗАЮТ К ПАЛЬЦАМ. Бросаем эту затею, ставим палатку и мгновенно засыпаем.

Спим примерно до 7 часов утра. Яркое утреннее солнце кажется летним по сравнению с ночным морозом. Вдалеке слышится шум машины. Выбегаю на дорогу и вижу ГАЗ-66. Торможу, спрашиваю водителя: “Где мы???” А он с удивлением: “А как вы сюда попали???” Постепенно прояснилось: мы добрались только до деревни и станции Волонга (а накануне думали, что она – за ближайшим поворотом), что поезд в сторону Вологды пойдет в 16-30, что магазин (автолавка) проедет мимо нас (“на семёре”). С недоверием оценив возможность преодоления сего тракта на “семёре”, мы стали ждать… И она появилась, вернее, он – ЗиЛ-157. У потрясенных нашим появлением водителя и продавщицы купили буханку ароматнейшего черного хлеба, и по бутылке лимонада и “Ярпива”. Вино брать не рискнули, а колбасу и печенье надо было взвешивать, весы же у автолавочников находились в деревне. Решили быстро собраться и добежать до нее, пока они будут торговать. Но едва собрались, как обнаружили, что ЗиЛ ползет обратно. Взяли колбасу и печенье “на глаз” и потопали на станцию.

В деревне царило запустение. Множество брошенных и сгоревших домов. Доски тротуаров прогнили и поломались. Думаю, в распутицу здесь даже между домами непроходимо. Станция представляла из себя два настила из старых шпал справа и слева от путей. Ни расписания, ни даже названия, не говоря уж о билетной кассе… Но электричка (Коноша – Вологда) пришла почти вовремя, а билеты нам продали прямо в вагоне, что очень напомнило… Берлин.

Асфальтовые дороги, разноцветные машины, прилично одетые люди воспринимались как чудо. Вологодский вокзал встречал нас как беглых зэков: исцарапанных, обветренных, густо пропахших дымом, с потрескавшимися руками… Не будь рюкзаков – непременно бы замели… На еду в буфете набросились, как голодающие Поволжья. Билеты на Москву взяли на тот же котласский поезд, только на этот раз в купе. К принесенному проводницей белоснежному белью было боязно прикоснуться. И еще – все время очень хотелось пить, наверное, от переживаний. А вот есть в поезде уже не могли – уснули почти мгновенно.

Мораль: сезон открывать лучше все же не настолько на Севере. Это здесь зимы не было, а там, судя по всему, была. Во-вторых, искать “брод” заранее, т.е. добывать максимум информации если не о неизвестной реке, то хотя бы о ее районе. В-третьих, прислушиваться к голосу разума и вовремя отступать. Ведь, кажется, еще Наполеон учил: осторожность – лучшая часть мужества.

А вообще-то река – отличная! По характеру чем-то напоминает Нару в высокую воду, только значительно чище. Вода темная, густо настоянная на многолетнем лесосплаве, но прозрачная. И – глубокая: порой из лодки рукой дотягиваешься до берега, а с другого борта веслом не достаешь дна. И – повороты, веселое, бодрое течение… думаем, кто пойдет в майские – развлечется по полной.

И лодка оказалась отличной (тритоновский “Вьюн”). Что-то есть в нем от знаменитого “Фрама”: не затирается льдами, а выскакивает на них, как тюлень. Поначалу боялись: навалит на льдины, прижмет, положит… а потом осмелели настолько, что влетали в ледяные завалы с ходу, причем по самым бурным местам. От единственного навала на дерево и то отжались без труда. Впрочем, случись переворот – и этих записок не появилось бы. Но, слава Богу, обошлось. Отделались двумя царапинами на днище (несквозными) да приличным испугом. Словом, вспоминать еще долго будем, как медленно плывет, расталкивая лед…


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |