Чуя - Катунь'2000

Дневник похода, совершенного группой туристов
города Дзержинска Нижегородской области

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ

Категория сложности - 4.
Нитка маршрута : г.Нижний Новгород - г.Бийск - пос.Чибит - р.Чуя - р.Катунь - Чуйский тракт - г.Бийск - г.Нижний Новгород.
Уровень воды в реках Чуя, Катунь: очень высокий (паводковый).
Средства сплава: катамаран "Тритон-2" - 1, каноэ "Скаут" - 2.
Число участников: 6 человек.
Сроки проведения: 30 июня - 13 июля 2000 года.

СОСТАВ ГРУППЫ

"Тритон-2" (он же "Мамаду"):
Курносов Илья, он же "Интендант",
Карпович Сергей, он же "Карпыч";

"Скауты-2" (в связке, они же "Скутер"):
Иванчук Остап, он же "Фельдмаршал",
Ефимов Дмитрий, он же "Джон",
Пронченко Андрей, он же "Инженер",
Пичугин Андрей (пока без прозвища).

ВЫБОР МАРШРУТА

Вообще то, мы собирались на Урик, но, когда пришла пора брать билеты, выяснилось, что один член экипажа ехать не может, а у другого время ограничено 12 днями. Какой уж тут Урик? После всех сомнений и споров мы поняли, что при такой раскладке дальше Карелии - Кольского нам не уехать. Помог, однако, счастливый случай (насколько "счастливый" - читайте ниже). Случайно в один из выходных я включил телевизор и попал прямо на репортаж о "Чуя-Ралли-2000". Показывали прохождение "Бегемота". Внимательно просмотрев все до конца, я подумал: "А почему бы и нет?" Речка интересная, расход и категория подходящие, заброска с колес. После изучения расписания транспорта насчитал 6 ходовых дней. Год назад этого времени нам с лихвой хватило на сплав по Оне, Абакану. Обзваниваю джентльменов - все с энтузиазмом высказались "за", ехать на север, на самом деле, никто не хотел. Решено - берем билеты на Алтай.

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

30.06.2000 - отъезд из Нижнего Новгорода;
1-3.07.2000 - пересадка в Арзамасе на поезд до Бийска, прибытие в Бийск, выезд автомашиной по Чуйскому тракту в Чибит;
4.07.2000 - прибытие в Чибит, стапель, сплав по Чуе до притока Айгулак;
5.07.2000 - сплав до поселка Белый Бом;
6.07.2000 - сплав до порога "Турбинный", обнос порогов "Турбинный", "Турклуб Горизонт";
7.07.2000 - дневка, радиальный выход в горы;
8.07.2000 - сплав по Чуе до стрелки, сплав по Катуни до порога "Ильгуменский";
9.07.2000 - антистапель, выезд в Горно-Алтайск;
10.07.2000 - выезд в Бийск, Новосибирск, Киров;
11-12.07.2000 - дорога до Кирова, пересадка на поезд до Нижнего Новгорода;
13.07.2000 - прибытие в Нижний Новгород, Дзержинск.

ЗАБРОСКА - ВЫБРОСКА

Заброска. Выехали вечером 30 июня поездом Горький - Казань до Арзамаса, утром 1 июля пересели в прицепной вагон Москва - Бийск поезда Москва - Барнаул. Прибыли в Бийск 3 июля в 15.00 и пересели в заранее заказанную через Интернет "буханку" с прицепом (стоимость 3000 рублей). Прибыли в Чибит 4 июня в 1.00.
Выброска получилась очень тяжелой на всех этапах. Поймать машину на Чуйском тракте - серьезная проблема. Вышли на трассу в районе левого притока Большой Ильгумень 9 июля в 13.00. Первую машину удалось остановить только через 4 часа. Она была загружена, поэтому убрались не все. Фельдмаршал, Джон, Пичугин и я выехали в Горно-Алтайск, где заночевали в гостинице. Оставшиеся Интендант и Инженер просидели еще 5 часов и уже собирались заночевать, прежде чем им удалось тормознуть газон с пьяным водителем и выехать в Горно-Алтайск. Все вместе собрались 10 июля в 12.00 в Бийске на железнодорожном вокзале. На поезд никаких билетов не было, пришлось выехать в Новосибирск автобусом (который был без багажного отделения, поэтому 9 часов сидели на своих рюкзаках, которыми была завалена вся задняя площадка). Фельдмаршал из Новосибирска в Москву улетел самолетом. На железной дороге в западном направлении не было никаких билетов на ближайшие 3 суток. Потом сняли какую-то бронь, и нам удалось купить только 4 купейных билета до Кирова в прицепной вагон Новосибирск - Санкт-Петербург. Инженеру билета не хватило, поэтому его везли "зайцем" (это отдельная история, описание которой выходит за рамки данного повествования)! Получилось удачно - проводница ничего не заподозрила, хотя всем нам это стоило изрядных нервов. Прибыли в Киров 12 июня днем. С трудом купили плацкарт (на сей раз, на всех) на поезд Лена - Горький. В Нижний Новгород прибыли утром 13 июля.

ПОГОДНЫЕ УСЛОВИЯ

Большую часть дороги до Чибита ехали под дождем (как оказалось, весьма кстати - меньше перегревается двигатель машины). Утром 4 июля пасмурно, но сухо. К середине дня стало ясно. Все последующие дни - ясно, отдельные кратковременные дожди. Очень сильная, но короткая гроза была вечером 8 июля. Температура ночью около 15, днем 25-30 градусов.

ПУТЕВОЙ ДНЕВНИК

30 июня

Нижний Новгород. Московский вокзал. Стою на перроне и "дергаюсь": интервал между прибытием Дзержинской электрички и отправлением казанского поезда всего 20 минут. Пытаюсь успокоиться бутылкой "Балтики", но пиво быстро "подходит к концу" (во всех смыслах), а результат - ноль. Мужиков все нет. Наконец появляется шумная, слегка пьяная ватага с огромными баулами за плечами. Наши! Все в сборе, кроме Фельдмаршала, который едет в Арзамас из Москвы. В основном составе замена: вместо Ежика (нашего основного специалиста по самосплаву) едет Андрюха Пичугин, который пока еще не подозревает, в какую авантюру ввязался (поскольку его туристический опыт ограничивается Мстой и связкой Колласйоки - Уукса). А кто сказал, что будет легко? Попутно сбывается моя давняя мечта: формируется коллектив преферансистов, и появляется новое мощное оружие для "убийства времени" (к прежнему средству - игре в кости - уже выработался иммунитет).
Для успеха всего мероприятия необходимо тщательное соблюдение ранее нажитых позитивных традиций, поэтому, как только пейзаж за окном начинает меняться, мы приступаем к откупорке баллонов с пивом. Я режу бастурму - "козырную" закусь под любой слабо- или сильнотонизирующий напиток. Что может быть лучше, чем сидеть в компании добрых друзей в полупустом вагоне уходящего куда-то в ночь поезда, прихлебывать пивко и "тащиться" от мысли, что все 12 дней отдыха 4 категории еще впереди!

1 июля

Ночью человек должен спать. Вы так считаете? Вы ошибаетесь! Должен, да не обязан. Арзамас. Пустынный полуночный перрон. Приятная прохлада тонизирует тело и навевает на ум философское настроение. Устраиваемся в углу зала ожидания. Наш поезд через 5 часов, но не спать же, когда все только начинается. В привокзальном шинке докупаем пива, чтобы его запасов хватило до утра, и новоявленные преферансисты открывают сезон. Джон сначала с интересом наблюдает за развитием событий, но вскоре глубокий зевок ненавязчиво намекает нам о его намерении заняться охраной нашего имущества путем возложения на него человеческого тела. Возражений нет, для нас игра - превыше всего. Баталия продолжается.
За окном начинает светать. Скоро поезд. Дав рюкзакам оседлать нас, выходим на воздух. Встает солнце. Вместе с нами на перроне появляется большая группа детей в сопровождении нескольких инструкторов. Разговорились: они - пешеходники, идут на Белуху. И билеты у нас с ними в один вагон. Мда… А стоянка у поезда всего 2 минуты. Мы стоим и "чешем репу". Подходит состав. Команда группируется для решающего броска. В это время совершенно неожиданно открывается дверь нерабочего тамбура соседнего вагона, оттуда появляется Фельдмаршал и орет: "Паддлеры, ко мне!" Команда отдана, ее надо выполнять, думать будем потом. Торопливо втискиваемся в вагон "сзаду". Остап, довольный получившимся эффектом, рассказывает, что насчет детей был в курсе - в вагоне из Москвы едет еще один их инструктор. Пока пешеходники устраивались на своих местах, мы уже с наслаждением пили пиво, щедро подливая отличившемуся Фельдмаршалу. Постепенно бессонная ночь стала давать знать о себе, и мы тихо угомонились.
Послеобеденное пробуждение. У нас маленькое происшествие - у Инженера на пальце нагноение, а соответствующее средство мы забыли дома. К счастью, пешеходный доктор помогает выполнить все необходимые процедуры, мы же обеспечиваем только "анестезию". После успешного завершив процесса к дегустации "анестезии" подключаются все участники "вскрытия", и, как следствие, вечером весь вагон (включая нас) поет песни под гитару.

2 июля

Типичное вагонное времяпрепровождение (преферанс, кости, пиво, лапша, гитара) - одно из лучших средств, чтобы забыть слова "сисадмин", "доступ", "очередь печати" и прочую подобную ересь. Отпускники мы, и баста! На одной из остановок джентльмены, выйдя из вагона прикупить пива, решают угостить любителя экзотики Карпыча (то есть, меня) недавно появившейся "Балтикой №10". Какая гадость! Дайте-ка лучше мне вашего "Старого Мельника" - "старый" друг лучше новых двух!

3 июля

Остатки нашего состава находятся на отстойных путях Барнаульского вокзала - ждут Бийский "подкидыш". Интендант, Инженер и я решаем пойти прогуляться и поесть нормальной человеческой еды. Правда, процесс поиска подходящего заведения несколько затягивается, в результате Инженер решает нас покинуть и вернуться на вокзал. Мы, в конце концов, выходим на берег Оби - могучая река, побольше Волги в Нижнем будет. Наскоро перекусив в какой-то "рыгаловке", мы возвращаемся на вокзал. Состав уже подан. Остается последний рывок. Правда, не слишком быстрый - до Бийска ехать еще 4 часа. Резюме: если группа спешит - автотранспорт следует искать в Барнауле, можно сэкономить массу времени.
Бийск. Последний раз я здесь был в 1984 году (столько не живут!). Около вагона меня ловит извозчик - договоренность действует! Транспорт уже подан - "буханка" с прицепом. Время 15.00. Отстегиваем владельцу "на бензин", заезжаем в магазин за продуктами и - в путь. Впереди 460 км Чуйского тракта. Водитель обещает довезти часов за 12, т.е. приедем посреди ночи. Ладно, нам не привыкать - прорвемся.
По мере движения по тракту, небо постепенно затягивают тучи. Водитель говорит, что в горах с начала июня идут дожди. А мы то боялись, что будет мало воды: всю дорогу от Арзамаса до Бийска было ясно, солнечно и жарко. Вблизи поселка Манжерок дорога выходит на берег Катуни. Я смотрю на реку и пугаюсь: кажется, что вода сейчас начнет переливаться через берега. Мощнейший дождевой паводок. Трудно представить, сколько кубов сейчас здесь течет. Но вот, Катунь остается позади, а мы начинаем карабкаться на Семинский перевал. Дождь постепенно становится все сильнее. Видимость временами падает до 20 метров, скорость движения, соответственно, тоже. Водитель, однако, довольно хмыкает. Мы не понимаем, а он комментирует: в жару из-за перегрева двигателя на перевал иногда ползут по 4-5 часов, а мы доедем, меньше чем за час. Так и получается. Слева появляется белая стела - вершина. Дальше - проще. Дождь несколько стихает (впрочем, ненадолго), и у нас появляется возможность полюбоваться горами. Дорога постепенно спускается в долину Урсула. Тоже сплавная речка, правда, короткая и какая-то невнятная. По обеим сторонам долины пасутся многочисленные стада баранов. Интересуемся: "У вас, наверное, цены на мясо низкие?" Водитель, на полном серьезе, отвечает: "Нет. Вырезка стоит целых 37 рублей за кило". Мы начинаем давиться от смеха - это, как минимум, в 2 раза ниже, чем у нас. Наконец, Урсул остается позади, а нам предстоит подъем на очередной перевал, который короче, но значительно круче. Миновав его, мы едем вдоль Большого Ильгуменя - левого притока Катуни, к которой выезжаем уже в сумерках. В полумраке река выглядит как-то зловеще, словно предупреждая - не ходите, не надо. Дальше - мост, Иня, и вот мы уже в долине Чуи. Стрелка с дороги не видна. Впрочем, река тоже - полная темнота. Останавливаемся в Белом Боме. Приятный сюрприз - работает кафе. Устраиваем обильный ужин по совершенно "халявным" ценам. Водитель говорит, что ехать осталось немного. Мы же начинаем думать, что делать дальше. Время сейчас 00.00, и устраивать лагерь на незнакомой местности в полной темноте - бред. Выручает водитель, сказав, что в Чибите есть гостиница для дальнобойщиков. Это неплохой вариант. Через час мы - в Чибите. Благодарим водителя, и он сразу поворачивает назад. Это круто. В пути мы были 10 часов.
Мест в гостинице нет, но это для нормальных людей. После непродолжительных переговоров нам находят комнату, в которой хранится какой-то хозяйственный скарб. Мы аккуратно складируем его в угол, и устраиваемся на пенках на полу. Люкс! Фельдмаршал, лежащий с краю, предусмотрительно надевает на голову каску - вдруг на него ночью упадет что-нибудь из хозяйского имущества.

4 июля

Утро. Мы потихоньку просыпаемся и выходим из гостиницы. Все небо затянуто сплошной низкой облачностью, но дождь не идет. Это плюс. А где же Чуя? Кроме небольшого ручья никакой воды не видно. Из разговоров с местными выясняем, что обычное место стапеля находится около моста на въезде в Чибит, отсюда километрах в пяти. Мы озадаченно молчим - тащиться пехом нет никакого желания. Выручает владелец гостиницы: "Если "буханка" заведется - подброшу". "Буханка" заводится. Мы грузимся. В дороге завязывается разговор.

- Водитель: "А вы сами то откуда будете?"
- Мы: "С Нижнего Новгорода".
- Водитель: "Далеко… От гор, наверное, тащитесь?"
- Мы, дружно: "Конечно".
- Водитель: "А мне они - вот уже где. С детства на них смотрю".
- И после добавляет фразу, которую я запомнил, наверное, навсегда: "Лучше гор могут быть только бабы, на которых еще не бывал!"

Услышав это, мы так и "выпали"… А вот и мост через Чую. Приехали. Выгружаемся. Водитель, не взяв предложенных денег, уезжает. Мы, первым делом, смотрим с моста на реку: быстрый и мощный поток цвета "кофе с молоком" заливает прибрежную траву. Тоже неслабый паводок. Озадаченно переглядываемся. Попали - мало не покажется.
Приступаем к стапелю. Параллельно Инженер делает горячий завтрак. Это грамотно. У реки не, то чтобы, холодно, а как-то промозгло, и миска горячего супа однозначно придаст ощущения комфорта. Постепенно облака расходятся, и появляется солнце. Сразу становится жарко. Народ начинает раздеваться и загорать. Сборы идут своим чередом. "Мамаду" уже готов, а на "Скаутах" находят несколько мелких дефектов, устранение которых, впрочем, потребует некоторого времени. Мы с Интендантом, чтобы не слоняться без дела, решаем пойти посмотреть Чую выше Чибита, окончание Мажойского каскада. Сказано - сделано. Берем камеру, фотоаппарат и - вперед. Идти вдоль реки не получается, поэтому сначала выходим на тракт, а затем сворачиваем в поселок, чтобы перейти приток Чибитку по мосту. Тросовый пешеходный мостик через Чую в Чибите практически полностью разрушен: досок в настиле осталось очень мало. Ходить по нему - занятие для каскадеров и ненормальных. Наконец, Чибит остается позади. Дорога постоянно идет на подъем, и вскоре мы оказываемся на высокогорных лугах. Становится жарко. Река остается где-то далеко внизу. Даже шум не доносится. В редких разрывах между деревьями видны фрагменты сплошной белой воды. Понимаем, что никакого Мажоя нам не увидеть. Топали, однако, не зря: отсюда открывается величественная картина долины Чуи. Поснимав, мы поворачиваем назад. Гуляли мы в общей сложности 3 часа - неслабо. Уставшие, но довольные, мы возвращаемся в лагерь. Здесь уже все готово к отплытию. Быстро обедаем, упаковываемся в "гидры" и отчаливаем. Время 15.30. Да, что-то сегодня сборы затянулись.
Участок разбоев идем сходу, выбирая не более полноводные, а лучше просматриваемые протоки (сказывается прошлогодний онский опыт). Воды очень много, поэтому несет хорошо, завалов не наблюдаем. Наконец, все протоки собираются в одно русло. Ждем порог "Сумрачный". Вскоре видим на правом берегу щит "Улагарский район" - это оно. Чалимся в улово правого берега для просмотра. Дальше происходить неувязка, которая позже едва не обернулась серьезными неприятностями. Я невнимательно прочитал лоцию, и мне показалось, что порог "Сумрачный" находится напротив вышеупомянутого щита, а не за правым поворотом реки. Мы же до правого поворота обнаружили только небольшие валы. Какая жалость, порог-то залило - решили мы. Обнаружив за правым поворотом еще порог, решили, что это "Буревестник" (на самом деле, это был "Сумрачный"). Дальше последовал тщательный просмотр - ведь это первый серьезный именной порог. Сначала "Скутер" (как более мощное судно), а затем "Мамаду" прошли вдоль правого берега, избегая валов и бочек по основной струе. За порогом зачалились направо, чтобы перевести дух и порадоваться, как технично все получилось. Поскольку дальше лоция не обещала ничего серьезного, то решили, что первыми пойдем мы с Интендантом. Вышли. Довольно крутой левый поворот. Вправо уходит мелкая "канализация", изрядно замусоренная камнями и топляком. Нам туда не надо (знать бы, что именно туда и надо чалиться для просмотра), и мы уверенно продолжаем движение по основной струе. Правый поворот. Когда мы увидели, ЧТО там впереди, мы не испугались. Думаю, не успели. Только сразу поняли, что "слинять" уже никуда не удастся, и что ЭТО придется идти. Единственное осознанное действие - выровнять носы (у ката, конечно). Успели. Слив! Бочара… Звенящая тишина в ушах. Почему никто не сказал, что вокруг будет так много белых пузырьков? Всплываем посреди бочки. За бортом плещется привязанный котелок с остатками обеда. А нас начинает медленно тянуть назад, под слив. Если это произойдет, … Тащить кат в струю нужно с моей стороны, а я держу весло только посередке, тэшка выскочила из руки. И до нее еще нужно дотянуться. А мне, почему-то, безумно жалко содержимое того котелка, который полощется в воде. И подсознательно хочется сначала достать котелок, а уже потом тащить кат из бочки. Отчаянным усилием выбираю правильный порядок действий, боком-раком вылезаем на струю. Делаем дружный командный выдох полной грудью - соскочили. Наконец, вынимаю котелок. Под крышкой вместо риса с тушенкой плещется белесая жидкость. Позднее это назовут фирменным блюдом "Суп по-чуйски". Ничего, вечером, после тщательного кипячения, все это будет дружно "спорото" под водку. Но это будет вечером, а пока - мы еще на воде. Возвращаем котелок на "родину" и только сейчас обнаруживаем, что новенькая Хитачка, которая была просто зажата между вещей и даже не привязана, так там и лежит. Фантастика. Опять чалимся. Вскоре нас догоняет "Скутер", и начинается эмоциональный обмен мнениями.

- Карпыч (печально): "Это и был "Буревестник".
- Добрый Фельдмаршал: "Мне еще на предыдущей чалке показалось, что с лоцией не все в порядке".
- Интендант (с "наездом"): "А ты промолчал и рекомендовал "Мамаду" пойти первым?"
- Фельдмаршал (загадочно): "Я не был уверен…"
- Интендант (на сей раз восхищенно): "В такую жопу мы с Карпычем еще не попадали!"
- Инженер: "А мы ее заметили боковым зрением издалека и могли слинять. Но когда увидели, что вы полностью исчезли в пене, то Фельдмаршал сказал, что надо идти на выручку".
- Карпыч (с усмешкой): "Представляю, если бы нас затянуло назад под слив, а сверху еще бы вы "приехали". Шоу!"

Наконец, пар спущен - идем дальше. Обжегшись на молоке - дуют на воду. Понимаем, что с Чуей шутки плохи. Порог Ярбалыкский. Из осторожности, чалимся и смотрим: шивера средней сложности. Хотя вода весьма жесткая. Проходим. Впереди левый приток (много позднее по карте определили, что это была Эстула), чалимся рядом. Вода ледяная, но прозрачная и очень чистая. Наполняем все наличные емкости. Правый поворот. На правом берегу видим большую поляну, заросшую березами. Есть и сушняк. Похоже, пора на стоянку. Скоро начнет смеркаться, а адреналина на сегодня уже вполне достаточно.
Берег низкий - чалиться легко. Затопления не боимся, т.к. вода и так уже очень высокая - куда уж больше. Дорога проходит по полке, до которой метров 20-25 крупнокаменной сыпухи, так что беспокойства она не доставит. Лишь бы какой-нибудь шальной бензовоз не упал. Шутка! Принимаем по 50 капель, чтобы релаксировать. Потом еще. Однако шум реки расслабиться не дает и постоянно напоминает о сегодняшних приключениях. Всю ночь мне снится "белая вода".

5 июля

Утром Интендант пошел поснимать пейзажи и в полукилометре ниже по течению обнаружил впадающий правый приток Айгулак. Что-то знакомое. Лезу в лоцию - так и есть, скоро "Бегемот". Сообщаю экипажу, после чего у некоторых в глазах появляется нездоровый блеск.
Выходим. За левым поворотом аккуратно приближаемся к левому берегу, чтобы при виде моста сразу чалиться. "Улететь" не хочется, под ним первый слив. Река тащит мощно, и мост не заставляет себя ждать. По берегу идет отличная тропа, чувствуется, что многие используют ее не только для просмотра, но и для обноса. По мосту перебираемся на правый берег и дальше лезем по камням.
Я пытаюсь узнать картинку, которую показывали в репортаже о "Чуя-ралли", но не могу. Тогда вода шла только в центральный пролет моста, и было видно, что его опоры установлены на больших камнях в русле. Сейчас же вода "прет" во все пролеты, а деревянные опоры уходят прямо в воду. Понимаю, что, если бы по ТВ показали такой сюжет, то мы бы еще подумали, не поискать ли другой маршрут. Однако "мы имеем то, что имеем". Начинаем просмотр: на обозримом участке 5-6 сливов высотой около 2 метров с соответствующими валами и бочками. Особенно хорошо смотрится третья ступень. Видимых камней нет, все напрочь залито. В правой части русла идет достаточно сильный навал на берег. Видно, что порог не ограничивается видимым участком и продолжается дальше, за правый поворот. Посмотрев на все это безобразие, отчетливо понимаю, что мне туда совсем не хочется, о чем и сообщаю Интенданту. Он не удивлен. Интересуюсь мнением "скутеристов" и получаю не менее уверенный ответ - "идем". Что ж, все мы - взрослые люди…
Здесь надо упомянуть, что до последнего момента Андрей Пичугин не ходил просматривать пороги, объяснив это тем, что все равно ничего не понимает, а посему полностью доверяет членам своего экипажа. В данном случае экипаж сказал "вперед". Мы с Интендантом занимаем позицию для фото- видеосъемки и ждем дальнейшего развития событий. Еще до отъезда я предсказывал, что Чуя станет той рекой, которая кильнет "Скутер", уже много раз выручавший свой экипаж в сложных ситуациях. Стоит вспомнить хотя бы заход лагом в "Розового слона" на Ууксе. Но сейчас, глядя на ревущего "Бегемота", я все больше понимаю, что момент настал.
Вдали появляется яркая точка - вышли. Первый слив - под мостом. Прошли нормально. Нет, не совсем. Похоже, левые перегребли, в итоге - пируэт у правого берега. А собирались дальше идти под левым - тяжело будет выгребать туда, до второго слива недалеко. Цепляют краем - прошли. А вот и кульминация - третий слив. Правая гондола - на валу, левая - нет. Косой удар и мгновенный киль через диагональ. Фельдмаршал и Джон выброшены из судна и дальнейшую часть порога идут самосплавом, Инженер делает отчаянные попытки вылезти на перевернутый "Скутер", держась за отверстие для автоосушки, Пичугина не видно вообще. Наконец, Инженеру удается залезть на днище. Появляется Андрюха, похоже, после киля он оказался под судном. "Скутер" скрывается за поворотом, а трое самосплавщиков благополучно выбираются на левый берег. Слава тебе, яйцы! Мы, схватив аппаратуру, бежим к мосту. Через некоторое время появляется кто-то из принявших джакузи и сообщает, что Инженер благополучно зачалил "Скутер" в конце порога. Герой! Все хорошо, что хорошо кончается. Наконец экипаж вновь собирается вместе. У Инженера разбита губа - при киле получил рамой по фэйсу, у остальных - отдельные царапины и ссадины, но в целом - ничего страшного. Народ еще до конца не "отошел", поэтому воцаряется тишина. Каждый думает о своем. Попутно выясняется "мелкая" деталь: ударом волны открыло транец, после чего "Бегемот" откушал 16 банок тушенки. Видимо, сильно голоден был. С этим известием приходит разрядка - паддлеры начинают дружно ржать. Ладно, еды у нас много, не пропадем. Интендант подливает масла в огонь: "Инженер, пойдем еще раз на двойке". Не ожидавший такого подвоха Инженер резко замолкает, а потом осторожно говорит: "Да ты знаешь, мне на сегодня хватило". Других желающих тоже не находится. Вопрос закрыт, двойку мы несем. Затем - легкий перекус, после чего ко всем окончательно возвращается способность адекватно воспринимать окружающую действительность. Андрюха даже смеется: не везет мне с "животными" (этой весной он кильнулся в "Розовом слоне" на Ууксе).
Что ж, пора идти дальше. Река сильно упрощается: несложные шиверки чередуются с быстротоком. Следующий - "Слаломный". Наконец, доходим до крутого правого поворота в высоких берегах, чалимся и идем смотреть. Река становится подинамичнее, в русле появляются островки и камни. Ничего особо сложного не видно. Учитывая длину порога, решаем идти с промежуточными чалками, от поворота к повороту. Русло постепенно входит в ущелье (скорее, в овраг) с обрывистыми берегами. Впрочем, при необходимости зачалиться можно, хотя и не просто. Сначала выходит "Мамаду". Договариваемся проходить около левого берега, чтобы джентльмены могли запечатлеть нас. В какой-то момент лавируя между камней, не выгребаем, и нас утягивает к правому: фото не будет. Жаль. На левом повороте тормозим и ждем "Скутер". Чтобы не терять времени понапрасну, я иду вперед по берегу для просмотра следующего участка. Характер река не меняет. До поворота далеко, и топать не охота. Возвращаюсь к прибытию "Скутера" и делюсь наблюдениями. Теперь первыми идут они. Договариваемся о следующей чалке. "Скутер" отходит. Идя следом, мы видим, что они проскакивают поворот. Похоже, причалить не получилось. Значит, и нам ни к чему. После поворота характер сплава сильно меняется. Русло становится уже, а поток намного мощнее. Местами встречаются бочки, один вид которых отбивает всякое желание попадать туда. "Рулить" приходится весьма интенсивно. Описание порога в лоции совершенно не соответствует действительности по нашей воде. Никаких габаритных проходов с поворотами на 90 и более градусов. Все залито. Идет сплошной поток от берега до берега. Уходить приходится не от камней, а от мощных бочек и прижимов. Весьма неслабая шивера. Критической ситуация становится, когда впереди в русле появляется одинокий "жандарм", и мы не успеваем от него уйти, несмотря на все старания. Я готовлюсь к удару, но, к счастью, выясняется, что около камня мощный отбойник, и мы, словно на подушке, объезжаем его по периметру. Попутно замечаем, что, уйди мы от него в любую сторону, как намечали, пришлось бы проходить достаточно крутой слив, с воды совершенно незаметный, с весьма неслабой бочкой под ним. Неизвестно, чем бы это могло закончиться. Наконец, за "жандармом" видим причаливший "Скутер". Встаем рядом. Нас встречает тирада:

( . . . это лучше не читать . . .)
( Одумайтесь - еще не поздно! )

- Карпыч, ну ты нас и подъебнул! Это называется "ничего сложного"?! Да мы тут чуть не пизданулись!

Я начинаю понимать, что наврятли их монстр мог обогнуть "камушек" по периметру, выходит, они прошли слив с бочкой, и мало не показалось, несмотря на значительно большее водоизмещение. Как хорошо, что "Мамаду" туда не попал! Я эгоистично молчу и только улыбаюсь. Потом замечаю, что они - тоже. Значит, все-таки понравилось. Мерзавцы! Получается, что за "Буревестник" мы с ними расквитались. Итак, 1:1. Идем дальше. Еще некоторое время сплав остается напряженным, но постепенно мощь воды ослабевает, и появляются участки быстротока. Очередная чалка, на сей раз на левый берег. Вляпаться больше никто не хочет. Смотрим. В одном месте требуется достаточно точный маневр - крутой поворот вправо, скальные ворота широки, но половина их закрыта мощной бочкой, куда попадать никто не хочет, а заход осложнен разгонной шиверой. Все равно, это проще, чем уже пройденный участок. Все вписываются достаточно легко. Наконец "Слаломный" остается позади. Отличный порог, доставляет несколько весьма приятных минут. Наиболее сложный участок - в районе "жандарма". Дальше лоция ничего серьезного не обещает, и можно немного расслабиться.
Впереди видим мост - ориентир порога "Обманный". По лоции - сходу. Не тут то было. По нашей воде зазор маловат. В итоге - проводка в самом левом пролете. Верь после этого лоциям. "Веер", "Городовой" и "Безымянный" не опознали. Были какие-то шиверы. Попадаем в небольшой дождик и получаем возможность полюбоваться шикарной радугой. Красиво. Вскоре подплываем к Белому Бому. Здесь мы ужинали при заброске. При мысли о горячем гуляше с картошкой в животе начинает урчать. А почему бы нет? После сегодняшнего обеда "Бегемота" тушенка у нас в дефиците. Первым откушать идет экипаж "Скутера". Вскоре возвращаются сытые и довольные. Настает наш черед. К нам повторно присоединяется Инженер - не потому, что самый голодный, а потому, что в кафе "гуляют" алтайцы, и как бы чего не вышло. И точно, мы становимся свидетелями бесплатного спектакля: сначала аборигены обнимаются, а через 5 минут уже бьют друг другу рожи. Дети гор… Мы их не интересуем. И то, ладно. После сытного горячего обеда на душе становится легко и хорошо. Забавно: отсюда до Чибита мы ехали около часа, а сколько эмоций получили, пройдя это расстояние по воде. В принципе, уже можно подумать о стоянке. День получился весьма насыщенным. Вскоре видим на левом берегу большую ровную поляну. Годится. При чалке кто-то из "Скутера" не слишком удачно выходит в воду и окунается с головой - глубоко. Наконец, все на берегу. Можно расслабиться. Мы же приехали ОТДЫХАТЬ!

6 июля

Утро. Солнышко светит, птички поют. Пакуемся и проверяем снаряжение весьма тщательно - два дня на воде сумели внушить уважение к Чуе. Наша сегодняшняя задача - не улететь без просмотра в "Турбинный", который не имеет четких ориентиров. Но сначала предстоит прохождение порога "Иодринский". Игнорируя лоцию, в которой написано "сходу" (на сарае тоже написано…), чалимся перед мостом на левый берег. Мост высокий, но в некоторых проемах свисает проволока, за мостом - поворот русла влево, под правым берегом много камней самой разной величины. Проход по струе, постепенно смещаясь к левому берегу. Дальше - вполне прозаичная для Чуи шивера. В общем - все просто. Проходим без приключений. А дальше начинаются сплошные мучения: как пуганая ворона, мы чалимся перед каждым левым поворотом, а иногда и перед правым (вдруг в лоции ошибка). Угадываем раза с пятого. Крутой левый поворот, справа - глубокое улово с круговым течением. За поворотом - большой скалистый остров, разделяющий русло на 2 неравные половины: слева - побольше, справа - поменьше. Вода на повороте наклонена - заметно на глаз! По берегу подходим ближе к сливу. Впечатляет. При низкой воде правой протоки может и не быть, у нас же там течет не менее 2 метров воды. Слив весьма сложной формы кончается боем в выступ правого берега. Основная же масса воды уходит влево, где творится нечто трудновообразимое. Мощный слив заканчивается огромной бочкой, в которой легко уберется железнодорожный вагон. Пенная поверхность бочки находится выше уровня окружающей спокойной воды. Все это напоминает сброс электростанции средней мощности. Порог полностью оправдывает свое название. Мы стоим, словно зачарованные, наблюдая это буйство белой воды. Я предлагаю сразу дойти до "Турклуба Горизонт" и посмотреть, что там. Народ лениво соглашается. На небе - ни облачка, и в гидре становится очень жарко. Тем не менее, продолжаем идти вперед. Не близко. Наконец, мы на месте. Смотрится не так эффектно, как "Турбинный", но "задница", пожалуй, похлеще предыдущей. Слив сложной структуры в скальном каньоне заканчивается сильнейшим прижимом в карман правого берега. Русло реки здесь резко поворачивает влево. Если "лечь" в сливе и "улететь" в карман - все может закончиться очень печально. Потрясенные мощью двух последних порогов, мы долго стоим и молча смотрим на реку.
На обратной дороге стали обсуждать дальнейшие планы действий. Желающих идти эти пороги, кроме Интенданта, не нашлось, и его вопрос "Кто со мной?" опять остался без ответа. Значит обнос. Длина - около 2 км. Есть 3 варианта: классический - по тропе правого берега, усовершенствованный - по шоссе и неординарный - по левому берегу. У каждого - свои плюсы и минусы. Классический - наиболее очевидный, поэтому его использует большинство групп. Недостаток - тропа местами малопригодна для переноски неразобранного судна (особенно "Скутера). Вариант по шоссе, помимо плюсов (более удобно идти, возможность поймать машину), имеет два серьезных недостатка: существенно увеличивается длина обноса и необходим подъем снаряжения на значительно большую высоту от уровня реки. Идея третьего варианта нам не встречалась нигде и появилась прямо на месте. Инженер с Интендантом утверждали, что видели достаточно удобный спуск к воде с левого берега за "Турклубом". Идея варианта - сократить длину обноса, идя по дуге меньшего радиуса (поворот то левый). Пока мы спорили, какой выбрать, пару раз пробежались до "Турклуба" и обратно, чтобы уточнить детали. Наконец остановились на третьем, и приступили к его реализации. Ввиду того, что мы причалили в непосредственной близости к "Турбинному", то для обеспечения безопасной переправы на левый берег пришлось начинать с проводки судов верх по течению. Далее решили, что сначала переправляемся мы на "Мамаду" (как на более легком и маневренном судне) и ищем место для спуска к реке. В случае успеха за нами последует "Скутер". Чалка на левый берег достаточно сложна, русло на этом участке представляет собой прямую трубу с большой скоростью течения. Мысль о близости серьезного порога также вносит дополнительный мандраж. Намечаем два места для чалки: основное и резервное. В одно из них надо обязательно попасть - больше чалиться негде. Идем. Не без труда пристаем в первое из запланированных мест. Я остаюсь около судна, а Интендант лезет в гору и отправляется на поиски. Возвращается минут через 30, грустный. Увы, не нашел. Забегая вперед, скажу, что спуск все-таки есть в районе стоянки, но найдем мы его только завтра. А пока перспектива ясна - возвращаться на правый берег и идти, как все, по тропе. Заносим кат выше и переплываем назад, в улово. Единственная радость - можно снять гидру. Температура под 30 градусов, и в ней становится невыносимо. Наиболее неприятный участок тропы - над уловом. "Мамаду", освободив от вещей, проносим, поставив на ребро. Со "Скутером" этот номер не пройдет ни по весу, ни по габаритам. Поэтому его проводим по воде к краю улова и затягиваем по отвесному скальнику спасконцами вверх. Ох, нелегко! Ну а дальше - как рабы на плантациях: челноками вперед-назад. "Мамаду", "Скутер", шмотки, еще шмотки, дальше "Мамаду", дальше "Скутер", и т.д. Солнце печет как проклятое, на небе - ни облачка. Часам к пяти окончательно выдыхаемся. Ну ладно, осталось немного: спуститься к реке и переправиться. На противоположном берегу - отличная стоянка. Суда спускаем к воде спасконцами, транцы аккуратно свозим прямо по земле. Высокий берег, наконец, защищает от солнца - какое счастье. После переправы эмоций уже ни у кого нет. Единственное желание - полежать. Постепенно приходим в себя и начинаем ставить лагерь. Кто-то предлагает устроить завтра дневку. Большинство поддерживает - выдохлись. Ночью мне снится уже не белая вода, а пустыня, по которой мы с Интендантом зачем-то тащим катамаран. Маразм!

7 июля

Народ вчера не набегался и хочет залезть на гору. Лоси! У меня сама мысль, что нужно куда-то идти, вызывает отвращение. В итоге, мы с Интендантом остаемся в лагере выполнять хозяйственные функции, топить построенную Фельдмаршалом баню и пить водку, остальные пойдут в радиалку. Перед этим народ пробрался по берегу к ключевому месту "Турклуба Горизонт". И слив, и прижим под скалу впечатляют. Мы, конечно, не можем знать, что через неделю туда "улетит" чей-то бублик, и дело чудом обойдется без криминала. Это я прочитаю в Интернете уже по возвращении. На обратной дороге мужики попутно находят спуск с горы, позволяющий пронести и суда и вещи. Знать бы об этом вчера…
Наконец лагерь пустеет. Чертовси приятно лежать на берегу в тени, смотреть на быстротекущую воду и периодически пропускать "псяшечку" (50 г) водки. Нирвана.
Наши скалолазы вернулись часа через четыре, уставшие, поджаренные и довольные. Залезли достаточно высоко, так что, как на ладони, была видна вся долина Чуи и русло с порогами. Оценить результат их выхода мы с Интендантом смогли только дома, посмотрев видео и фото. Вечером будет баня и большой костер.

8 июля

А Чуи то осталось всего - ничего: шивера "Выходная". Надо сказать, весьма неслабая и протяженная - уменьшенный вариант порога "Слаломный". Идем сходу. А вот и стрелка. Хорошо заметно, как молочно-белая вода Чуи вливается в зелено-голубую воду Катуни и долго не смешивается. Воды очень много. Не река, а какое-то быстротекущее озеро. Ощущается простор. Последний раз оглядываемся на Чую, и - вперед. Много эмоций подарила нам эта река.
Сплав по Катуни совершенно не похож не сплав по Чуе: никаких камней, только валы, местами впечатляющие своими размерами, которые скрадывается панорамой реки. Только подплыв поближе, можешь оценить их истинную величину. Идти поначалу непривычно: стоит выскочить из струи, как сразу вылезаешь на поганку и дальше начинаешь делать какие-то трудно осмысливаемые движения, чтобы вернуться назад. Около моста в Ине чалимся - паддлеры хотят даров цивилизации, т.е. пива. Инициативная группа уходит в магазин и возвращается, опустошив его, как обычно, полностью. Попутно устраиваем небольшой перекус. Красота природы поражает, хотя сам характер сплава мне вскоре начинает надоедать: только и знай, что траверсировать от одного края струи к другому, по возможности не покидая ее пределов. Нечастые шиверы сложности не представляют. В районе Малого Яломана мощь шивер начинает возрастать, и местами уже можно встретить валы высотой до 3 метров. Появляется новое, ранее не изведанное, ощущение, когда катамаран, карабкаясь на такой вал, становится под углом градусов 60, и ты над его носами видишь воду с пенным барашком, а, перевалив через него, катишься вниз, словно по снежной горе. И так несколько раз подряд. За устьем Большого Яломана на шиверах уже приходится работать по-настоящему. Иногда попадаются валы, в которые мы сунуться не рискуем. Хотя, в отличие от Чуи, при желании и соответствующей сноровке все можно объехать. Постепенно небо затягивают тучи, а за горами начинает громыхать. Похоже, собирается неслабая гроза. Наша цель сегодня - порог "Ильгуменский", и мы продолжаем движение вперед. Гроза, к счастью, остается позади. А вот и похожие ориентиры. Причаливаем к левому берегу. Все место, хоть немного пригодное для палаток, огорожено, и стоят дачные домики - частная территория. Вскоре появляется владелец. Его условия: место под палатку 30 рублей, ночлег в домике - 80 рублей. У нас раскошеливаться особого желания нет. Варианты? Решаем перебраться на другой берег, если верить лоции - там должно быть хорошее место. "Хорошее-то, оно, хорошее", но по нему прошло не один раз не одно стадо, и найти незагаженный участок непросто. Есть и проблемы с дровами. Наконец, определяемся и идем смотреть порог. Хаотичное месиво валов по центру и у правого берега, у левого есть "канализация". Но на сегодня сплав закончен, и, более того, это наш последний ночлег на Алтае - завтра мы уезжаем. От того на душе становится немного грустно. Смотрим, как солнце садится за гору. Когда теперь это увидишь вновь?

9 июля

Утром переправляемся на левый берег и встаем на место, с которого вчера согнали. Собственник не заставляет себя ждать. Мы ему спокойно отвечаем, что через пару часов нас здесь не будет, и продолжаем сборы. Он понимает, что с нас ему ничего не "обрыбится" и удаляется. Инженер с Интендантом собираются на "Мамаду" идти "Ильгумень". Остальные игнорируют - наплавались! Удачно проходят два раза по валам в центральной части. Но вот и "Мамаду" возвращается на сушу. Благодаря сухой жаркой погоде нам удается высушить все снаряжение. Ну а дальше - пора на трассу. До нее около 1,5 км. Мы едем домой…

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. По высокой воде Чуя представляет собой одну из самых сложных рек в рамках походов 4 к.с. Категорийность порогов "Бегемот", "Турбинный" и "Турклуб Горизонт" превышает заявленную сложность маршрута.

  2. Группа оказалась недостаточно подготовлена технически для безаварийного прохождения препятствий и соблюдения запланированного графика движения. Как следствие, это привело к неполному прохождению маршрута (планировалось дойти до Чемала).

  3. Поиск попутного транспорта на Чуйском тракте представляет собой серьезную проблему. Предпочтительнее договариваться о времени и месте выброски заранее. При этом следует тщательно оценить возможность своевременного прибытия в назначенный пункт



Карпович Сергей
alfa@nts.nnov.ru

   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |