Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь

ФЕДЕРАЦИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА – ОБЪЕДИНЕНИЕ ТУРИСТОВ МОСКВЫ

река О  Б  И  Х  И  Н  Г  О  У  *  2004

Отчет о водном туристском путешествии
VI (шестой) категории сложности (катамараны)
по р. Обихингоу /Памир/, совершенном в сентябре - октябре 2004 года.

Город: Москва
Маршрутная книжка: 1/4 - 610
Руководитель группы: В.В. Власов

Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что
путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю
VI (шестой) категорией сложности.
МОСКВА * 2004 год.

__________________________________________________________________________

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Предисловие
Справочные сведения
Река Обихингоу и ее основные притоки (сведения о районе путешествия)
Подъезд и отъезд с маршрута
Подготовка к путешествию
Состав группы
График движения
Лоция и техническое описание маршрута
Обеспечение безопасности на маршруте
Материальное обеспечение, питание, финансовые затраты
Описание возможных познавательных радиальных выходов на маршруте
Выводы и рекомендации
Сводная таблица основных «точек пути» GPS («waypoints»)
Список используемой литературы
Карта района

_________________________________________________________________________

ПРЕДИСЛОВИЕ
/Власов Вадим/

Мне представляется целесообразным в самом начале отчета оговорить несколько важных моментов, дабы не возвращаться к ним по нескольку раз (во-первых), и сразу постараться ответить на возможные вопросы (во-вторых):

1. По поводу нумерации препятствий и правописания наименований.
В самых ранних (старых) лоциях р. Обихингоу пороги обозначались словом «точка».
Соответственно: порог №1 - назывался точка 1 (или, сокращенно, Т1), порог №2 - назывался точка 2 (или, сокращенно, Т2), и т.д., и т.п., и наконец - порог №34 – назывался точка 34 (или, сокращенно, Т34).
Затем свою лепту в лоцию (и наименование препятствий) вносили - по мере того, как посещали реку - такие корифеи водного туризма, как Телегин, Пунгар, Эглитис, Повицкий, Шишкин и многие другие. В процессе «пере/изменений» иногда имела место некая путаница в наименовании и нумерации препятствий (с которой столкнулась, в частности, наша группа при подготовке похода) – это с одной стороны. С другой стороны, за прошедшие годы, многие пороги изменились (некоторые перестали существовать), но появились и новые пороги.
Таким образом, та лоция, которую мы представляем в данном отчете, это – действующая лоция реки, с последовательной нумерацией существующих на сегодняшний день препятствий. Там, где это было возможно, мы «сопрягали» различные варианты нумераций.
Кроме того, мы составили достаточно полную таблицу зафиксированных нами точек GPS (очень надеемся, что данная таблица, безусловно, сильно поможет следующим группам!!).

При подготовке данного похода, сразу бросилось в глаза различное написание различных географических названий в прочитанных отчетах. При этом – с обозначением этих же мест на карте – иногда бывало вообще мало общего…
Мы пользовались картами Генштаба СССР, которые можно взять в Интернете, на сайте университета Беркли: картографический материал университета Беркли (U.C. Berkeley Libraries), http://www.lib.berkeley.edu/EART/topo.html Tajikistan, 1:100,000 Topographic Maps, Soviet Union, Sovetskaia Armiia, Generalnyi shtab, 1985-1991.
Мы считаем, что главное – это однозначно, без сомнений, идентифицировать какое- либо конкретное место, «привязав» его к карте (во-первых). Кроме того, рассудив, что Генштаб – организация в высшей степени серьезная и обстоятельная (во-вторых), мы приводим в нашем отчете «транскрипцию» всех местных наименований именно так, как обозначено на карте.
Например, варианты написания в различных отчетах: Ташт-Гург; Дашт-и-Гург; Ташти-Гург; и т.п. На карте обозначено: Даштигурк.

2. По поводу прилета в Душанбе, и взаимодействии с различными право/охранительными органами страны Таджикистан.
Мы специально прилетали сразу в Душанбе, так как это – самый короткий (и один из самых дешевых) путь попадания на интересующую нас реку. Кроме того, граница пересекается только один раз, причем в предназначенном для этого месте.
Мы специально прилетали в Душанбе в пятницу утром, дабы (при оформлении наших разрешительных документов) избежать ненужных субботне - воскресных «затяжек», проволочек и иных проблем.
Проконсультировавшись с принимающей нас фирмой «Транс Ариан», (их координаты – см. в разделе «Выводы и рекомендации»), и получив от них полный комплект необходимых документов, мы далее нигде специально не общались с представителями право/охранительных органов Таджикистана. Мы не заезжали в крупные кишлаки по дороге, не искали местных представителей милиции или СБ, и не ставили никаких дополнительных разрешительных отметок. Все орг/вопросы по дороге (в основном – с представителями местного ГАИ) решались нашими водителями, причем молниеносно. При этом надо отметить, что основные документы на всех участников, находились внутри машины у руководителя группы. Никаких эксцессов ни с кем из представителей власти!!
На реке мы старались вставать на ночевку исключительно в местах, трудно доступных для местного населения. То есть (в основном) – на левом берегу (поскольку по правому идет дорога), и вдали от мостов через реку. Таким образом, у нашей группы не было не то, что конфликтов, у нас фактически и контакты то, как с местным населением, так и с властными структурами страны – были сведены к минимуму.
(Кроме единственного случая, когда четверо участников нашей группы пошли заряжать аккумуляторы для кинокамеры в пос. Тавильдара, а в результате попали на местную свадьбу). Но и там - никаких осложнений не возникло.

3. По поводу «декретного времени» и скорости движения по реке.
Уже по дороге к месту стапеля, мы обнаружили - какой катастрофически(!) короткий здесь в горах световой день – к 6 часам вечера – уже темно! Поэтому нами было введено условное «декретное» время, по которому мы и жили (и все временные ссылки в описании на маршруте – даны по «декретному» времени).
Декретное время равнялось: минус 2 часа от местного. Таким образом, в тот момент, когда дежурные к 8.00 (декретного) вставали готовить завтрак – были еще легкие полу/сумерки (6.00 – местного), а когда мы, к 20.00 (декретного) заканчивали обустройство лагеря на ночлег – «выключали свет» (18.00 – местного).
У нас была «сильно сборная» команда, поэтому мы осознанно первую часть маршрута шли «достаточно не спеша» (значительно медленнее, чем могли бы), «притираясь» друг к другу, и стараясь создать одну из важнейших составляющих удачного прохождения сложнейшего маршрута – нужный микроклимат в группе.
Несомненно, сроки прохождения этого маршрута, могут быть короче. Об этом – в главе «Выводы…».

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Вид похода: водный

Район путешествия: Памир

Сроки путешествия: 24 сентября – 10 октября 2004 года

Нитка маршрута: г. Москва - г. Душанбе - р. Обихингоу (от устья р. Обимазор) - сплав по р. Обихингоу (до устья) – г. Душанбе - г. Москва

Категория сложности: VI (шестая)

Маршрутная книжка: № 1/4 - 610

Средства сплава: кат 4-местный (№1) = 3200 л., кат 4-местный (№2) = 3500 л.

Уровень воды: р. Обихингоу – средняя, (с «07» октября – паводковая).

Протяженность активной части: 140 км.

Средняя температура воздуха: днем +18... +25 C

ночью + 2... +10 С (трижды ночью были заморозки).

Средняя температура воды: + 2… +3 С

Условные обозначения:

- ЛП, ПП = левый поворот, правый поворот

- ЛБ, ПБ = левый берег, правый берег

- ЧХВ = чистое ходовое время

- МН = место ночевки

- GPS = точки на местности, координаты которых сведены в отдельную таблицу

РЕКА ОБИХИНГОУ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРИТОКИ

Маршрут проходит по Таджикистану, примерно в 300 км. к востоку от Душанбе. Река Обихингоу начинается слиянием рек Гармо, Киргизоб и Бохуд, образующихся в ледниках хребта Академии Наук у подножий пика Коммунизма. Отсюда река держит свой путь на запад между хребтом Петра Первого (с севера) и Дарвазским хребтом (с юга). Обихингоу сливается с Сурхобом, образуя Вахш.
Само название Обихингоу – это сложное слово. Аборигены называют реку просто – Хингоб. Если попытаться разобраться, то получается примерно следующее: Об – вода или река, Хин/Хинг - коричневый или мутный, Гоу - ущелье.

Площадь бассейна реки Обихингоу 6660 кв.км. длина 196 км.

Характерной особенностью бассейна Обихингоу помимо огромно высоты хребтов, особенно в верхней части бассейна (более 5500 м.), является широкое распространение в истоках ее притоков мощных ледников и фирновых полей. Общая площадь оледенения бассейна равна 712,4 кв. км.

Основные притоки: реки Киргизоб, Рагноу (Шахли-Суу), Фаркикуш и Обимазор. Озер в бассейне Обихингоу мало: всего насчитывается 12 озер, из которых 2 наиболее крупных озера находятся в бассейне р.Писода. Перед слиянием с Сурхобом р.Обихингоу вырывается из Нижнего ущелья. Долина расширяется, в русле снова, как и в средней части реки, появляются разбои, острова. Режим стока в верховьях Обихингоу характеризуется сравнительно постепенным увеличением расходов воды во время весенне-летнего половодья, которое начинается обычно в конце второй декады марта. Наибольший расход половодья наблюдается обычно в июле. Наибольший суточный расход составлял: 1290 куб.м. / сек. Минимальный расход воды наблюдается в конце зимы и составляет 38 куб.м. /сек.

Средняя годовая мутность воды Обихингоу в низовье реки превышает 4000 г/куб.м.

Бассейн Обихингоу - самый селеопасный в бассейне Вахша, в бассейне Обихингоу имеется около 30 рек, на которых зарегистрировано прохождение селей за последние 20 лет. В основном сели - грязекаменного типа. В некоторые годы на селеопасных реках проходит до трех грязевых селей в год.

Река Обимазор - самый крупный левый приток Обихингоу. Река Обимазор вытекает из Мазарского ледника. Первые 7 км, до слияния с рекой вытекающей из Дарвазского ледника, Обимазор протекает в узкой долине, заполненной ледниковыми отложениями, в крутом слабоизвилистом русле со средним падением 43 м/км.(!!).

Река Рагноу (или Шахли-суу) - второй по водоносности и величине площади бассейна правый приток Обихингоу. В верховье до впадения Карашура (пр.приток), река носит название Вайзирак затем, до устья левого притока Зюрюзамина - река называется Обикуликой, и только далее - Шахли-Суу. Долина Рагноу почти на всем протяжении представляет собой узкое ущелье. Русло Рагноу почти на всем протяжении узкое (8-15м), порожистое, местами загромождено валунами и обломками скал. Средний годовой расход Рагноу равен 20,8 м./сек. Бассейн Рангоу селеопасен. Сели здесь проходят обычно в июле и августе.

Река Киргизоб образуется слиянием двух рек, вытекающих из ледников Гандо и Девлохан. Протекает сравнительно широкой ледниковой долиной. Ширина русла - 10- 20 м. В начале августа расход воды = 53 куб.м. /сек.

Река Фаркикуш образуется слиянием многочисленных ручьев, вытекающих из 36 ледников. С понижением местности долина реки углубляется, на крутых склонах появляются леса из арчи, березы; вдоль берегов растет тополь, ива, шиповник. Перед впадением в Обихингоу в долине реки Фаркикуш растут деревья грецкого ореха, абрикоса, вишни и яблони.

Географические и гидрологические характеристики
(по материалам справочника "Ресурсы поверхностных вод СССР").

Название реки Место расположения гидропункта Длина реки от истока км Уклоны м/км Характеристики водосбора Среднемесячные расходы куб. м / c
Средний Средняя высота м 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Обихингоу  Верхний Сангвор 62 26  3990 12,1 11,3 13,2 13,2 24,6 69,2 148 156 87,1 30,5 17,6 14,0
Тавиль- Дара  141 12  3380           310 450 370 230 90 58 45
устье 149 13              440 592 498 248 112 71,9 56,7

ПОДЪЕЗД И ОТЪЕЗД С МАРШРУТА

Все варианты попадания на реку делятся на две основные группы (по способу попадания в Таджикистан): сразу прилететь в Душанбе (пересекая границу Таджикистана в этом случае, скажем так, по воздуху), или приехать куда-то (не в Таджикистан) и далее пересекать границу Таджикистана в каком-то ином месте (пешком, на машине, на вертолете).
Мы предпочли первый вариант (летели самолетом в Душанбе), хотя при этом и пришлось сотрудничать с неизвестной нам принимающей стороной – таджикской фирмой ЗАО «Транс Ариан» (г. Душанбе).
Сразу скажем о том, что об этом мы не только ни разу не пожалели, но и с большой теплотой и уважением вспоминаем сейчас об этом сотрудничестве. Все взятые на себя обязательства они выполнили полностью и в строго оговоренные сроки. Отдельная благодарность – Дмитрию Мельничкову, который «вел» нас от самого начала и до окончания экспедиции.

Отъезд с конца маршрута – также фирма «Транс Ариан» (и далее: самолет Душанбе - Москва).

Наш выбор способа заброски представляется оптимальным на сегодняшний день (несмотря на плату за перегруз в аэропорту), так как мы сразу имели на руках разрешительные документы, оформленные надлежащим образом местной фирмой, а также пересекали границу в надлежащем месте. Для сравнения отметим, что, например, группу белорусов под рук. Анатолия Юркевича, попытавшихся проехать в Таджикистан из Киргизии (тоже, кстати, на Обихингоу) на машине через кишлак Кичи-Карамык - попросту не впустили в страну!!

Далее (от Душанбе) варианта также два: вертолет и автомашина. Вертолет там нынче дорог - стоимость полётного часа на вертолёте МИ-8 МТВ – около 1350 долларов. Мы выбрали второй вариант и автомашина ГАЗ-66 довезла нас до Обимазора (ПП) примерно за 1.5 дня без особых приключений. Выше этого места дорога до кишлака Сыкат, куда мы и планировали доехать (как минимум) – отвратительная, а выше Сыката – уже только гужевой транспорт, как выразился наш водитель: «на осликах…». Хотя официально им уже не один год обещают расчистить и восстановить дорогу - чуть ли не до кишлака Арзинг, но - воз, как говорится, пока и ныне там…

ПОДГОТОВКА К ПУТЕШЕСТВИЮ

Подготовка к путешествию была достаточно традиционной и заключалась в выборе и разработке маршрута, сборе актуальных данных о маршруте и регионе, проведении собраний группы, совместных тренировочных выходах, изготовлении и ремонте снаряжения, составлении раскладки, комплектовании аптечки и рем/набора, покупке билетов и множестве иных, обычных на этом этапе, дел.

СОСТАВ ГРУППЫ

№№

Фамилия, имя, отчество Год рождения

Туристская подготовка

Перечислить походы, совершенные по данному виду туризма (У – участником, Р – руководителем) с указанием районов и категории сложности

Обязанности в группе

р. Б. Лаба – 2 (5) У р. Белая – 2 (6) У

р. Кекемерен - 6 У

Отв. за фото К-4 (№2)

Итак, экипажи, прошедшие р. Обихингоу в сентябре – октябре 2004 года, слева направо:

КАТ №1: Моин Дмитрий, Гончарук Максим, Власов Вадим, Жаров Антон.
КАТ №2: Короткий Сергей, Некрылов Алексей, Пичугина Елена, Сулькин Родион.

** МН - место ночевки

МН – устье р. Санговак

12.0

29.09

МН - 800м. ниже пор. «Килиманджарский»

5.0

30.09

МН – 150 м. ниже пор. «Лянгарский»

3.0

МН – 1.8 км. ниже Т25.

23.0

05.10

МН - сразу за щелью «Кафтаргузар»

14.0

06.10

МН - полка над второй ступенью Т34.

3.0

Переезд в г. Душанбе Вылет в г. Москву

автомашина самолет

ВСЕГО: 140 км.

Маршрут по реке Обихингоу условно можно разделить на следующие участки:

1. "Каньон Арзинг" или «Вершинный каньон». От места слияния рр. Гармо, Бохуд и Киргизоб до устья р.Обимазор. Расход воды в сентября: 15 – 20 м3/с. Длина участка - 32км. До кишлака Арзинг река течет по широкой долине, местами разбиваясь на протоки. Уклон - 7м/км. В 1км ниже кишлака начинается «Вершинный каньон» Обихингоу. Русло врезано в дно долины шириной менее 1км. Высота стен каньона местами достигает 50-70м. Левый берег почти на всем протяжении круто обрывается в воду. Правый берег недоступен лишь в местах выхода бомов. Средний уклон - более 20м/км.

2. Верхний участок или «Верхнее ущелье». Устье р. Обимазар - ГМС Лайрон . Длина участка 34 км, средний уклон 9,5 м/км. Основные препятствия: пороги «Лянгарский» и «Алисурхонский».

3. Средний участок. ГМС Лайрон -щель «Даштигурк». Длина 78 км., средний уклон 5,7 м/км. Этот участок реки проще всех остальных. Из препятствий следует выделить пороги: «Лангарский» (Преп. 62), порог под а/мостом ниже «Гурхамского», и «Езгандский».

4. Нижний участок или «Нижний каньон». Щель Даштигурк – устье р. Обихингоу. Длина 28 км, средний уклон 7,3 м/км. Эта часть Обихингоу наиболее сложна и опасна в прохождении. Река большей частью проходит в глубоком ущелье. Берега - крупные осыпи высотой до 100 м. Часто берега рассечены глубокими оврагами (саями) с отвесными стенами. Мощь реки на этом участке существенно возрастает. Пороги характеризуются труднореализуемой линией движения, обилием крупных камней в русле, очень мощной и жесткой водой, валами высотой до 1,5-2.0 м, пенными ямами. На этом участке расположено наиболее сложное на всей реке препятствие – порог «Т 34».

24 сентября 2004 года (пятница).

Раннее утро – мы в аэропорту г. Душанбе дожидаемся выдачи нашего багажа. Встречающая нас сторона - Дима Мельничков - оказывается строго на месте (приятно!). Грузим багаж в ГАЗ-66, отправляем захворавшего Алексея Некрылова в стоматологическую поликлинику и (с сопровождающим от фирмы) едем на базар завтракать и «затариваться» фруктами. К 13-00 все дела сделаны, Алексей получил помощь от стоматолога, с документами никаких проблем – все бумаги на руках. На всякий случай, местная сторона еще раз рекомендует: в разговоры с представителями власти не вступать (наши сопровождающие сами решают все быстрее и дешевле), а в случае «вопросов» обращенных непосредственно к нам - называть себя «официальной экспедицией из России». Машина трогается – здравствуй, Памир!!

Состояние Памирского тракта здесь – прекрасное, машина идет очень бодро. В этот день мы доехали до места под названием «Голубое озеро» (этакая чайхана в горах), где поужинали и заночевали. Учитывая асфальтовый цвет воды в реках Таджикистана, озеро возле этой (видимо бывшей советской) турбазы - действительно голубое с кристально прозрачной водой.

25 сентября 2004 года.

Позавтракали. Хозяин, осознавая стратегическое положение своего места, берет достаточно высокую плату за еду и кров – 45 сомони (в переводе - 450 руб. или 15 долл.) за все. Вместе с тем, получилось, что ужин с ночлегом и завтраком обошелся менее чем по 2 доллара с человека. Надо отметить, что общепринятая средняя цена за единицу товара или услуги в Таджикистане – 2 сомони. Выехали – около 7.30 (местное).

С брошенной военной техникой в ущелье Обихингоу - все в порядке

Дорога идет высоко над Обихингоу, по правому берегу, обходя осыпающиеся долины правых притоков. Потрясающе красивые виды вокруг!! После ответвления трассы (Памирский тракт ушел на левый берег Обихингоу), дорога стала хуже (причем – достаточно резко). Чем ближе под’езжаешь к долине Обимазора, тем она (дорога) – становится все затейлевее и затейлевее… Встречные путники дали информацию, что в районе кишл. Сыкат, до которого мы собственно, как минимум, и планировали доехать, она станет такой: «…как будто ее нет...!». Оптимистично…! Вечереет, около 16.00 (по-местному). Мы прикинули, что сегодня до Сыката можем и не доехать, значит – завтра еще пол-дня. Еще полдня-день – договориться о гужевом транспорте для заброски в Вершинный каньон. Еще день – подниматься вверх… (а ведь еще надо осликов и лошадей потом вернуть в Сыкат!!). С учетом того, что команда у нас – сильно «сборная» и тремя лишними днями мы совершенно не располагаем, принимаем решение: доехать до Обимазора (левый приток), откуда и начать сплав. Тем более – что река (по внешнему виду) - что называется «в своих берегах», а значит: воды в «Вершинном каньоне» будет совсем немного. Доехали до чудесной поляны, 300 м. ниже устья Обимазора. Берег совершенно пологий, никаких проблем с дровами. Растительность - тополь, облепиха. Разгружаться начали засветло, а пока перетащили вещи в лагерь, уже стемнело. Надо отметить, что рассветает и темнеет на Обихингоу очень быстро. Период рассвета и сумерек длится около 10 минут, что накладывает достаточно жесткие ограничения на распорядок дня.

26 сентября 2004 года.

С  т  а  п  е  л  ь. Памирская акклиматизация. Отдых от полуторадневной тряски в машине. Поедание привезенных с собой арбузов и дынь. Экипажи проверили катамараны на воде – все, вроде, приемлемо. Ввели «декретное» время (см. выше). Померили расход воды в реке: 40 куб.м./сек.

27 сентября 2004 года.

GPS = start

Первый день сплава.
Начинаем прохождение «Верхнего ущелья». Традиционно (для первого дня) долгие сборы.
Преп. 13. В некоторых лоциях: пор. "Обимазорский". Расположен сразу за устьем р. Обимазор на правом плавном повороте. ПБ - галечниковая отмель, ЛБ - конгломератный обрыв. ПБ – пологий на протяжении всего препятствия, дрова в изобилии.

Преп. 14. Шивера с навалом на два крупных камня на выходе. Длина шиверы ~100 м.

Преп. 15. Порог "Камни". Длина ~70м, находится на правом повороте реки. Справа русло перегорожено крупными камнями. Несложный проход у ЛБ.

Преп. 16. Шивера = 2,5 км., легко проходимая с хода.
Вдоль ПБ проходит дорога. Выбраться на нее можно, но не везде, т.к. местами ПБ очень обрывист. Еще через 1 км. - в русле появляются круглые камни. Это означает, что впереди Урфатинский каскад (Т 7).

Преп. 17. Порог "1-ый Урфатинский". Длина порога около 50м. Можно идти с ходу.

Преп. 18. Сразу за (17) - несложная шивера длиной около 700 м.

Преп. 19. Пор. "Верблюд"("2-ой Урфатинский"). Можно идти с ходу.

Преп. 20. Сразу за (19) - шивера длиной ~1.5 км. Можно идти с ходу.

Преп. 21. Сразу за (20) - порог "3-ий Урфатинский". Длина около 150 м. Можно - с ходу.

Преп. 22. Простая шивера. Длина - 4км.

Устье р. Урфати с воды плохо заметно. Перед устьем р. Писода (ЛП) шивера заканчивается, что означает конец Уфратинского каскада. В устье р.Писода - одна из лучших стоянок на маршруте. Великолепная рыбалка, обилие алычи, грецких орехов.

От р.Писода - традиционный радиальный выход на горное озеро Кызыл-Куль.

От устья р. Обимазор – до устья р. Писода шли = 45 минут ЧХВ.
GPS = PISOID

Расход воды = 50 м.куб/сек

Весь этот участок можно идти без просмотра. Пороги Уфратинского каскада на сегодняшний день сложности не представляют. Река на этом участке - почти непрерывная шивера (общий фон – 4 к.с.). Мы остались очень довольны своим прохождением (экипажи «врабатывались» без особых разногласий, суда не вызывали нареканий), и решили встать в устье р. Писода (поскольку наша задача сейчас – сработаться экипажами и установить нормальный микроклимат в команде).

28 сентября 2004 года.

На протяжении 3,5 км от устья Писоды - в русле Обихингоу встречаются лишь отдельные камни, после чего:

Преп. 23. Простая шивера.

Преп.24. (Т 8). Порог "Заключительный", сразу за (23). Можно идти с ходу.

Впереди - ярко выраженный скальный каньон.

Преп. 25. Бурный короткий слив перед входом в каньон - сложности не представляет. Длина каньона ~ 100м. Препятствий в каньоне нет (слабый прижим к ПБ). Через каньон перекинут мост. За каньоном - простой перекат.

На правом повороте слева впадает р. Лаур. В конце поворота расположен первый порог Санговакского каскада.
Преп. 26. Порог "Четыре камня". Образован четырьмя большими камнями. С воды виден достаточно простой проход у ЛБ.

Преп.27.(Т 9). Порог. Длина ~200м, образован скальным сужением и крупными камнями в русле. Начинается порог шиверой средней сложности. Проход - ближе к отвесному ЛБ. Можно идти с ходу.

Преп. 28, 29, 30, 31. – шиверы различной сложности и мощности.

Преп.32. Простой порог на левом повороте реки. ПБ почти везде - десятиметровый обрыв.

Преп.33, 34, 35
- шивера средней сложности.

Препятствия Санговакского каскада на сегодняшний день – также сильно размыты и (для подготовленной группы) особой сложности не представляют. Мы все шли с ходу.

Через 300 м справа впадает р. Санговак (двумя рукавами, с интервалом 30м.).

Ручей Санговак. Водные процедуры после сплава.

ЛБ - напротив устья р.Санговак - скальная стенка высотой 30м.
МН - в устье (и за устьем) р. Санговак на ПБ - неплохое место для лагеря.
GPS = LAG3SK
Через 70 м. после устья р.Санговак - начинается порог «Борин непроход»!!

29 сентября 2004 года.

Река впереди перегорожена большими скалами.

Заход в пор. «Борин непроход»

Преп. 36. Порог «Борин непроход» (5С, просмотр – ПБ, страховка – ПБ). Начинается через 70 м. после устья р.Санговак. Технически порог сложнее любого из выше/описанных. Длина порога ~150 м. Ширина проходов между камнями – вполне достаточная. По нашей воде – было несколько вариантов прохождения. Проходили по очереди, практически - одним и тем же вариантом. Первый кат – страховка с берега, второй – страховка с воды. Чалка после порога - к ПБ.

КАТ №2 перед ключевым местом пор. «Борин непроход»

Преп. 37 – 38. - не сложные шиверы, с достаточно сильным навалом на отдельные камни.

Впереди - ярко выраженный скальный каньон и преп. №39!!

К ПБ (до каньона) необходимо причалить перед правым поворотом, напротив начала обрывистой конгломератной стенки ЛБ. Впереди вход в каньон длиной ~400 м. На повороте перед входом в каньон - крутой перекат, свободный от камней, валы до I м, правый берег каменистая отмель (чалиться надо ДО отмели!). Просмотр по ПБ. Ширина каньона от 10 до 20 м. Высота стен до 50 м.

Преп.39. Порог "Малый камикадзе" (6В, разведка – ПБ, страховка – затруднительна). Расположен в середине каньона. Длина 50м. На заходе валы и затем косая бочка, мешающая точному заходу в ключевую часть. Ключевая часть расположена в сужении каньона до 6м: в середине щели камень-зуб, справа от камня габаритный непроход 1м, слева - проход шириной около 4м. В этой левой части один за другим (!) следуют 3 очень мощных слива (1,5 м. каждый) с мощнейшими обратными валами. При этом, в левой части захода в ключевое место, идет навал на отрицательную скальную стенку левого берега.

Просмотр порога по ПБ - очень тяжелый. У нас он занял более 1 час ЧХВ. Но он (просмотр) абсолютно реален, и идти это место без разведки - не следует. Для просмотра надо подняться по осыпи правого берега до дороги, которая проходит на высоте около 70м. Далее надо пройти по дороге и спуститься на полку в конце каньона. Это позволит просмотреть препятствие и наметить места чалок и аварийных выходов. Осыпи на просмотре - сухая глина (кустарник и надежные камни крайне редки), уклон достигает 50°. Просмотр требует обязательного наличия веревки (спас/конца) для взаимной страховки на отдельных участках.

Мы - после просмотра - перечалились на крохотную галечную отмель ПБ, которую наметили при просмотре, (отмель находится уже в самом каньоне, прямо перед порогом; в высокую воду ее, видимо, заливает), и еще раз наметили линию движения. Повторимся: идти без просмотра этот порог – не желательно!! Данное препятствие проходили тандемом. КАТ №1 шел первым, при этом КАТ №2 осуществлял видеосъемку, уже сидя в упорах, с воды у отмели в каньоне - на случай страховки при оверкиле. После успешного прохождения, КАТ №1 встал на страховку и съемку с воды у скалы правого берега. Успех прохождения практически полностью определяется правильной траекторией захода.

КАТ №1 в последнем сливе пор. «Малый камикадзе»

КАТ №2 перед ключевым местом и в финальной бочке пор. «Малый Камикадзе» (1)

КАТ №2 перед ключевым местом и в финальной бочке пор. «Малый Камикадзе» (2)

После каньона, перед правым поворотом реки, следует причалить к ПБ для просмотра п.40.

Преп. 40. Порог "Килиманджарский" (5В, просмотр – ПБ, страховка - ПБ). Длина ~100 м., находится на прямом участке реки. В конце порога слив через "обливник". Валы - до 1,5 м. Порог требует достаточно резкой лавировки между полуобливными камнями. Проходили тандемом без просмотра – все прекрасно читается с воды. GPS = KILIM

Пор. «Килиманджарский» (снимок снизу)

МН - в 800 м. ниже преп.40 на ЛБ. Близко кишлак. Приходили «гости» - три подростка. По-русски не говорят совсем. Постояли, посмотрели на лагерь, и достаточно быстро ушли. GPS = LAG4

30 сентября 2004 года.

За поворотом расположена цепь шивер, усложняющихся по мере приближения к р. Лянгар. Чалка для просмотра преп. 41 - выше устья р. Лянгар (правый приток). Лянгар – большой приток, а большой приток означает большой кишлак над ним, что было подтверждено большим количеством публики, появившейся на берегу при нашем прохождении. Уходя на просмотр, оставляйте у судов «сторожа», именно здесь пара детей схватила весло и попыталась убежать. Весло мы забрали обратно. При этом, совершенно непонятно - зачем им весло, ибо местное население панически боится местных рек, не говоря уже о сплаве.

Преп. 41. Порог. "Лянгарский" (6В, просмотр – ПБ, страховка - ПБ).
GPS = LYANGN.

Протяженность порога около 800 м. Напротив устья р. Лянгар – р.Обихингоу разделяется галечной отмелью на две протоки. В нашу воду была только левая протока, но русло правой протоки - также различимо. После заходной шиверы – гряда огромных камней в русле (камни - размером 5-6 м.).

Заход в пор. «Лянгарский»

Далее - ключевое место порога: большая центральная глыба и плита слева разделяют реку на три прохода. Сливаясь через эти проходы, вода образует огромный пенный котел за центральным сливом.

Ключевое место пор. «Лянгарский»

Идти можно любым вариантом, но глядя на центральный слив – как-то чувствуешь наименьшую уверенность. Основные два варианта прохождения ключевого места – слева или справа. В сливах между камнями – очень мощные бочки (!!). Первый катамаран (КАТ №1) заходную часть порога пошел под самым ЛБ, собираясь далее «простреливать» струю слева – направо (используя небольшие бочки и сбивки струй), перед упомянутой глыбой, чтобы попасть в правый слив. Но неожиданно (непосредственно перед началом выполнения маневра) катамаран левым баллоном сел на обливной зуб около ЛБ. Как выяснилось на анти/стапеле – почти метровый участок продолины диаметром 40мм был сплющен, как плоскогубцами. Мощная река!

Экипаж предпринимал энергичные усилия, дабы исправить ситуацию – при этом правый баллон катамарана периодически довольно сильно подтапливало… В результате, порвав оболочку левого баллона, КАТ №1 «слез»-таки с камня, и – в результате несколько несогласованных действий экипажа (во-первых), а также в связи с тем, что положительная скорость относительно струи уже отсутствовала (во-вторых) – был прижат к глыбе, и - «оверкиль не заставил себя ждать»(с). Перевернутое судно пошло в слив таки справа(!) от глыбы и практически сразу же было расклинено между камнями, находящимися ниже по течению. Экипаж был весь «в сборе»: двое на катамаране, а двое – рядом, держась за обвязку. Экипаж по катамарану, как по мосту, перешел на прибрежный камень, а затем – на берег. Катамаран продернули между камней веревками, подтянули к берегу и поставили на ровный киль. Несмотря на дыру в оболочке левой гондолы, воздухо/держащая ткань, к счастью, не пострадала. Из потерь – одно «ушедшее» весло. Экипаж КАТа №1 занял свои места, готовясь страховать КАТ №2 с воды.

КАТ №2 не повторил ошибок предшественников. Заходную шиверу они прошли – левее центра (но не очень близко от берега, дабы не сесть на зуб), и далее – используя большую положительную скорость катамарана – прыгнули в самый дальний (нижний по течению) левый слив. Чистое и уверенное прохождение!! Идти без просмотра этот порог – не желательно!

Пор. «Лянгарский». КАТ №1. Оверкиль, после которого катамаран идет в правый слив.

В связи с тем, что был необходим ремонт КАТа №1, встали на стоянку, 150 м. ниже порога, на ЛБ.
GPS = LAG5

Местное население «не очень довольно» нашим решением выбрать левый берег – лучи фонариков и камни различной величины «прыгали» по реке до глубокой темноты, а также на следующий день с первыми лучами солнца. Видимо, очень хотели общаться…

01 октября 2004 года.

Преп. 42. Простая шивера, около 200 м., сразу за порогом "Лянгарский".

За левым поворотом река входит в ущелье длиной около 300 м., в котором нет препятствий. Перед вторым правым поворотом русла (в ущелье) желательно причалить к ПБ (!!) – за поворотом преп.№43.
Преп. 43. Порог "Невидимка" (5С, просмотр – ПБ, страховка - ПБ). Порог длиной ~ 200 м мощный, пенные валы до 1 м, бочки. На заходе в центре русла большая каменная глыба. Большие обливные и полу/обливные камни в русле. Препятствие достаточно мощное!

КАТ №2 в пор. «Невидимка» (снимок снизу с воды)

Мы прошли «Невидимку» сходу, в связи с тем, что по тем лоциям, которыми мы руководствовались, определить ориентиры этого препятствия не представлялось возможным. Тем не менее, надо отметить, что линия движения в пороге хорошо читается с воды.
Преп. 44. Простая шивера ~400м. После шиверы река входит в узкое короткое ущелье, в котором нет препятствий. После выхода из ущелья впереди в русле видны крупные камни – это:
Мощная шивера, 400 м.

Затем, через 1 км препятствие:

Преп. 46. Простая шивера, 200 м. За преп. №46 расположен порог: «Лже-Алисурхонский».

Ориентиры преп. № 47: сразу за шиверой 46., на ПБ – мощный крупно-глыбовый селевой вынос породы красного цвета (камни, песок, глина – все красного цвета).

Преп. 47. Порог «Лже-Алисурхонский» (5В, просмотр – ПБ, страховка - ПБ). Порог длиной ~250 м. Мы проходили это препятствие сходу - линия движения в пороге хорошо читается с воды.

Через 700 м., после преп.47., на правом повороте – Преп. № 48 - мощная шивера, длиной 250 м. (и - также вынос породы красного цвета с ПБ). Далее – 800 м. спокойной воды. Далее – крутопадающая шивера на правом повороте (и - также вынос породы красного цвета с ПБ). Далее – 400 м. спокойной воды до начала преп.49 - порог «Алисурхонский».

Ориентиры преп. № 49: справа вынос породы красного цвета, напротив которого – на ЛБ - треугольная конгломератная обрывистая стенка.

Преп. 49. (Т 13) Порог «Алисурхонский» (5С, просмотр – ПБ, страховка -ПБ). GPS = LZHAN3 ПБ - крупные красноватые глыбы песчаника. ЛБ - три конуса из серовато-желтого конгломерата. Слева и справа от конуса - ручьи. Длина порога ~300 м. Порог отличает большой уклон русла, мощные пенные валы до 1.5 м. Практически весь порог находится на правом повороте русла. Порог проходили тандемом, в основном – ближе к ПБ.

Преп. 50 – 52. Простые шиверы. У левого берега, перед левым поворотом – серый камень-дом, высотой 7 м.

Ориентиры преп. № 53: ЛБ – галечная отмель и полка на высоте 4 м. ПБ – скалистая стенка желтого цвета. После местного левого поворота (на траверсе галечной отмели) – видно сужение русла через 100 м.

Преп. 53. Порог «Рагноусский» (5С, просмотр –ЛБ, страховка - ЛБ). 150м.

GPS = RAGNNA

Это сужение реки, образованное осыпавшимся правым берегом.

Порог не сложный, мощные валы.

КАТ №1 во входной и кульминационной частях пор. «Рагноусский» (1)

КАТ №1 во входной и кульминационной частях пор. «Рагноусский» (2)

Выход и чалка за пор. «Рагноусский»

Через 50 м. после порога «Рагноусский» – подвесной мост.

За 3-4 км до устья правого притока р. Шахли-Суу (Рагноу) река успокаивается. Шахли-Суу – самый крупный правый приток Обихингоу. До и после слияния Обихингоу и Шахли-Суу - достаточно мощная шивера. Цвет воды в Шахли-Суу – впечатляет!! Вода Обихингоу после слияния резко меняет цвет со светло-серого на мутно-мутно-серый. Наш план на день выполнен, поэтому - тем более, что слева замечательный пляж – встаем!!

МН - на полке ЛБ, напротив гидрологического поста (не работает). ПБ –скала. GPS_=_LAG6. После слияния Шахли-Суу (Рагноу) и Обихингоу пороги становятся «на порядок» мощнее!

02 октября 2004 года.

Средняя часть Обихингоу

Длина 78 км. Средний уклон 5,7 м/км (гидропост ГМС Лайрон - щель «Даштигурк»)

В начале участка река еще зажата между высоких берегов. Но высота гор в долине значительно меньше. Постепенно долина реки расширяется, река выходит из ущелья, меняется характер препятствий - это обычные перекаты, река меандрирует по долине, часто разделяясь на протоки.

Преп. 56. – не обнаружили.

Преп. 57-58. У металлического моста в пос. Миёнаду – простая шивера.

От преп. №57 до преп. №59 - 2 часа сплава ЧХВ.

Преп. 59. (Т 18). Порог. Находится в районе кишлаков Вуджун и Сайёд – не сложный, с хода.

Через 6 км от порога, с ЛБ к реке подходит Памирский тракт. Характер реки не изменяется - разбои, мели, длинные галечниковые перекаты. Нынешний мост Памирского тракта находится около устья р.Хайдара (к.Даштишур), выше к.Ефтау.

Преп. 60. (НОВЫЙ) Порог (5В, просмотр – ЛБ, страховка - ЛБ). В районе моста (перед- и после-) находится порог. Проход – ближе к ЛБ. Во время просмотра порога, необходимо, чтобы у катамаранов оставалось не менее двух человек из группы – кишлак и дорога по обоим берегам «дают» большое скопление народа.

МН - 3 км. ниже моста, на ЛБ – высокая полка ЛБ (в разбоях). Полка удобная, хотя вязанки дров и тропы говорят, что и сюда могут прийти «гости». GPS = LAG7.

03 октября 2004 года.

Преп. 61. (Т 20) Порог "Гурхамский". Протоки перед порогом собираются, как только река течет единым руслом, на правом местном повороте – преп.61. Порог не сложен, с ходу.

Необходимо быть внимательным!! Впереди мощное и сложное препятствие: Порог "Лангарский". В этом месте - судя по всему, из-за схода селя вдоль правого притока Обихингоу (р.Лангар), - образовался новый мощный (длиной метров 800) порог - «Лангарский».

Как и написано в отчете М.Верхотурова (2003 г.): «…никакого моста сейчас в этом месте нет, т.к. местность из-за селя сильно изменилась и на данный момент времени непонятно - как он мог здесь быть вообще…».

На начинающимся правом повороте виден увеличивающийся уклон и камни в русле. Это - несложный бурный слив, 70 м. Чалка перед ним – ПБ. С этой чалки виден каменистый правый берег и невысокий (5-6м) земляной левый берег.

Вход в пор. «Лангарский». Вид на первый слив.

С этого места начинается глобальный поворот реки направо.

За сливом - несложная шивера – 200м. Чалка - сразу после нее, на ПБ.

Преп. 62. Порог «Лангарский» (6В, просмотр – ПБ, страховка –ПБ). На левом, не очень высоком берегу (метров 8-10), расположен кишлак. 1-ая ступень порога –мощнейшая крутопадающая шивера, 150м. Затем, через 50м. - крупные камни в русле и резкое увеличение уклона: это - 2-ая ступень, длиной примерно 120 м. (…на обоих берегах собирается масса местного народу…).

Основная часть второй ступени пор. «Лангарский»

Оба катамарана прошли практически по одинаковой траектории: мощную шиверу (первую ступень) – практически по центру, вторую ступень – прыжок в основной слив чуть правее центра. Страховали только после второй ступени. Первый кат – всеми имеющимися спас/концами, второй катамаран – с воды.

Идти без просмотра это место – не желательно!

КАТ №1 в ключевой части пор. «Лангарский»

От конца преп.62 до моста в пос. Тавильдара – 15 мин. ЧХВ.

Мост: GPS = MOSTTD.

За мостом – разбои.

МН – 3 км. ниже моста, высокая полка ЛБ. GPS = LAG8.

В Тавильдаре, куда четверо из нас пошли подзарядить аккумуляторы к камерам, они неожиданно были приглашены на местную (таджикскую) свадьбу!

Свадьба в Тавильдаре

Гулял весь райцентр. Нас встречали и принимали, как официальную делегацию от России. Были рады нашему «визиту», посадили в свадебный президиум рядом с «аксакалами». Как «представители своего (российского) государства», мы подарили подарки молодым и подняли бокал за дружбу России с Таджикистаном. Впечатления сильные, фотографии и съемка этого мероприятия – занятные…

04 октября 2004 года.

Преп. 63. Не существует.

Разбои заканчиваются, русло реки перед ПП сужается. Примерно через 1.5 км –ЛП, за ним – ощутимо увеличивающийся уклон (!!) – это начинается заходная шивера преп.№ 64 !!

Мы зачалились после шиверы сначала на ПБ перед крутым правым поворотом (виден «убегающий» уклон). Но оказалось, что просматривать порог, вопреки описаниям (!!), гораздо удобнее с ЛБ. Пришлось перечалиться.

Чалка после заходной шиверы, перед входом в пор. «Езгандский»

Преп. 64. (Т22) «Езгандский» (6В, просмотр – ЛБ, страховка - ЛБ).

GPS = EZGZS2

На среднем участке Обихингоу это самый сложный порог. Длина - около 1 км. Представляет собой S – образную горку с редкими камнями в русле, с очень приличным уклоном!!

S-образность пор. «Езгандский» (вид от захода в порог)

Проходили тандемом, придерживаясь тактики «от улова к улову».

Идти без просмотра это место – не желательно!

Преп.65. 1 км. ниже преп.64 – не сложный прижим к ЛБ.

Преп. 66 – 68. Простые шиверы.

От преп. №64 до щели «Даштигурк» = 2 часа ЧХВ.

Преп. 69 - 70. Простые шиверы.

Нижняя часть («Нижний каньон») Обихингоу. Шель «Даштигурк» – устье р. Обихингоу.

Эта часть Обихингоу наиболее сложна и опасна в прохождении. Река большей частью проходит в глубоком ущелье. Берега - крупные осыпи высотой до 100 м. Часто берега рассечены глубокими оврагами (саями) с отвесными стенами. Мощь реки на этом участке существенно возрастает. На участке имеются скальные каньоны, в каждом из которых есть пороги. Со стоянками – по меркам современных «шестерочных» водников – здесь, как и на всем маршруте, проблем нет. И, хотя палатки чаще всего поставить принципиально негде, места, чтобы вольготно улечься между камнями – вполне хватает на всех.

На следующих двух фотографиях – типичные места стоянок (ночевок):

Типичное место ночевки.

Типичное место стоянки (ночевки).

Т 25. Щель «Даштигурк» - скальное сужение - около 100м. (хорошо видимое с воды), на крутом правом повороте, после впадения левого притока, у урочища Хасанигарбон. Ширина реки здесь уменьшается от 40м. до 15м. Перед щелью - мощная шивера с валами до 1,5м. В щели – порог «Даштигурк» (5С, разведка – ПБ, страховка – затруднительна).

Над щелью – навесной мост, с которого оптимальна разведка порога. В сливе порога – обливной камень. Слева от камня - несильный навал на скалы ЛБ. Справа от камня - каменный карман. Основная струя в конце шиверы тянет точно на "обливник". Свал воды с "обливника" - вправо. GPS = SHELDG

Щель и пор. «Даштигурк» (вид с чалки перед порогом)

Порог разведали двумя методами. Двое поднялись на мост (он в 15-18м над рекой), а один человек, страхуемый спас/концом, прошел по пояс в воде вдоль скалы правого берега. Порог (и последующую часть щели) проходили тандемом. Линия движения – однозначна, и хорошо намечается с моста (с реализацией задуманного – проблем не возникло).

Почти сразу за порогом начинается шивера, длиной ~ 150 м. Затем - река успокаивается, и через 1 км. – подвесной мост. Через 500м. после моста начинается несложная крутопадающая шивера (на левом повороте). На выходе из шиверы, слева - каменистый берег и хорошая полка для лагеря. В своем нижнем конце полка упирается в скальную стену, и река делает резкий поворот направо. Там, за правым поворотом - порог Т26.

МН - на левом берегу, 1.8 км. ниже Т25. GPS = LAG 9

05 октября 2004 года.

Т 26. Длина порога ~ 100м. Порог не сложный, проходили тандемом, без просмотра. Далее на протяжении 2,5 км следуют не сложные шиверы. Затем река делает плавный правый поворот, ЛБ на этом ПП – замечательная отмель для чалки. С этого места впереди видно скальное сужение, а на ПБ виден сай, который служит ориентиром порога Т27.

Т27. Порог «Голубое озеро» (6В, разведка – ЛБ, затем – ПБ, страховка – аналогично). Собственно - скальное сужение русла – это уже начало порога, и ЛБ по окончании сужения - это последнее место, где реальна чалка к ЛБ (хотя по более высокой воде – и она может стать проблемной). Ширина русла – 30м. По окончании скального сужения - впадает правый приток р. Дараоб. Но зачалиться в его устье уже нельзя – приток впадает буквально в первый правый слив порога! С этой чалки (под ЛБ) виден левый поворот реки и резкое увеличение клона. GPS = USTD27

Вход в пор. «Голубое озеро» (снимок с чалки перед ним). Справа впадает р. Дараоб.

Первая ступень порога – 650 м. Сливы – до 1.5 м., валы – под 2м., мощнейшие бочки. Точка окончания первой ступени: GPS = EX1S2.

Идти без просмотра это место – не желательно!

Мы проходили и первую, и вторую ступень тандемом, с промежуточными чалками. Страховка с берега – представляется здесь мало/эффективной. Очень мощная вода!

Вторая ступень – чуть менее мощная, отсутствуют сливы (но валы и бочки меньше не становятся), открытых камней нет.

КАТ №2 в середине второй ступени порога «Голубое озеро»

Заканчивается вторая ступень достаточно локальным порогом (может быть – это то, что осталось от пор. «Медный всадник»?): к скале ЛБ (высотой около 200 м.) – не сильный прижим, а у ПБ - возвышается достаточно большая черная скала. Прохождение этого места – между черной скалой и ЛБ -проблем не вызывает.

Дно долины в этом месте – около 80 м. Здесь можно (при необходимости) поискать место выхода на дорогу ПБ, но суда однозначно придется вытягивать на веревках. Выход из пор. Т27 – не сложная шивера.

Длина всего порога Т27 (от устья р. Дараоб – до конца) = 1 км.

Т 28. Слабый прижим к ЛБ (через 300 м. после Т27). ЛБ – скальная стена. Через 200 м. - подвесной мост.

После этого, на протяжении 1,5 км., в узком ущелье –шиверы различной сложности. Ориентиром очередного препятствия (пор. Т29) - служит скальное сужение русла. Высота скал в сужении ~ 20 м.

Т 29. Порог (5С, просмотр – затруднителен, страховка – затруднительна). Длина 50 м. Довольно резкая лавировка между больших валов и редких камней, плюс довольно крутой слив 1.2 м.

Проходили порог тандемом, со взаимо/страховкой с воды, реализовав две разные линии движения.

После порога - 2 км. шивер средней сложности.

Затем – скальное сужение, похожее на щель (надводный мыс ЛБ в этом сужении чем-то напоминает трамплин). Перед этим сужением – не сложная шивера. Но, заглянув за левый поворот (можно с воды), понимаешь, что это еще – не «Кафтаргузар».

А вот следующее скальное сужение (стенки каньона поднимаются высоко вверх!) - это щель «Кафтаргузар». С наплыва кажется - что река «зашла в тупик».

Щель «Кафтаргузар» (снимок сделан с середины порога)

Перед щелью – порог Т30 !!! Пороги до- и после- щели «Кафтаргузар» сильно изменились (относительно описаний 10 – 20 летней давности): порог до щели – в сторону усложнения, а порог после щели – в сторону упрощения.

Т 30. Порог (6В, просмотр – ПБ, страховка – затруднительна). Порог требует обязательного просмотра! От начала порога до входа в щель - 70м. Порог находится на прямом участке реки.

Порог Т30 «Кафтаргузар». Снимок снизу с середины порога.

В середине порога – мощнейшая бочка. Пожалуй, это самое мощное образование такого рода на всем маршруте (исключая порог Т34.) Миновать эту бочку представляется достаточно сложно, потому что правый вариант захода в порог сильно осложнен крупными камнями. Более того, попасть в нее (бочку) строго носами катамарана с хорошей положительной скоростью также проблематично, из-за структуры и направления предшествующих ей струй. Ниже бочки (практически в створе щели «Кафтаргузар») - большой обливной камень. С него необходимо «падать» только вправо, т.к. левая струя с него бьет под отрицательную скалу левого берега. Между бочкой и упомянутым обливняком – сплошная мешанина струй и валов.

В щели препятствий нет (но проходить ее «на спас/жилете» - …!!).

Щель насквозь не просматривается, видны лишь скальные стенки, уходящие в неизвестность… Обойти щель поверху по любому берегу – задача не на один час, если вообще выполнима в какие-то реальные сроки.

Психологического давления добавляет тот факт, что формировать штурмовой (смешанный) экипаж для прохождения этого порога – очень некомфортно, потому что чалки за порогом перед щелью – нет. Собственно – порог кончается уже в щели. Соответственно, оба катамарана в сборных составах должны целиком пройти щель, которая просматривается с места окончания порога метров на 10 – 12, а дальше – неизвестно что…

Исключительно по суб’ективным причинам, а также в связи с тем, что день клонился к вечеру, мы предпочли обнести упомянутые крупные камни ПБ (это фактически заходная ступень порога). Длина обноса – 10 м. Таким образом, суда оказались рядом с правым краем упомянутой бочки. С этого места оба экипажа стартовали, прошли оставшуюся часть порога, спрыгнув вправо с обливняка, прошли щель и зачалились сразу за ней, на каменную полку ЛБ (на ночевку). МН - GPS=LAG10

06 октября 2004 года.

Порог, находящийся сразу за щелью «Кафтаргузар», не сложен для прохождения, но чалиться надо сразу за выходом из щели! Просмотр этого порога – ЛБ. В русле - крупные камни, затрудняющие маневрирование.

Т 31. Через 400 м. после щели «Кафтаргузар». Порог "Интегральный прижим". GPS = INTP31

Правый берег в начале порога Т31 - конгломератная стена, в которой вода вымыла большую неглубокую каверну на высоте 4 м. Через 60 м следует - прижим к ЛБ, который представляет собой скальную стену высотой около 150 м. Через 80 м. следует еще прижим к отвесной конгломератной стене ПБ.

Порог «Интегральный прижим» (первые два прижима)

Порог сложен для прохождения, видимо, только в очень большую воду. Сейчас мы его прошли без проблем, тандемом, с разведкой с воды, с ходу.

Т 32. Порог, через 1 км. после Т31, на местном правом повороте реке. Видны крупные камни в русле. Порог можно идти сходу, но лучше просмотреть, тем более, что он короткий ( 50 м.), а сразу за ним необходима чалка(!) - сразу за поворотом, к ПБ. GPS = NASH32

Т 33. Порог (6В, просмотр – ПБ, ЛБ (вторая часть), страховка - затруднительна). Сразу - за Т32. Порог требует обязательного просмотра в связи с тем, что является предшествующим Т34! Длина порога (вместе с «разгонной» шиверой) – 300 м.

Порог начинается сразу за Т32, на прямом участке реки, мощной шиверой.

Шивера перед пор.Т33

Далее – местный правый поворот реки, а затем – местный левый поворот. В пороге – валы до 1.5 м., бочки, сложная мешанина струй. В выходной части порога на левом повороте – три огромных камня в русле –это ключевое место порога.

За порогом Т33 – шивера, длиной около 200 м. А далее - начинается порог Т34(!!!) GPS = NT34.

Мы проходили порог Т33 тандемом, с разведкой с воды, «от улова к улову». Вода стала уже очень мощной, и прохождение потребовало достаточно больших усилий.

Было около 14.00 часов нашего декретного времени. Суда были зачалены непосредственно за Т33. Группа пошла на просмотр Т34. Беглый 20-ти минутный осмотр привел к мысли, что вот прямо сейчас никто особенно сильно идти в порог не хочет… Что хорошо бы: разгидриться, пообедать, поставить лагерь, внимательнейшим образом все осмотреть, а там глядишь – «утро вечера мудренее» - к утру что-нибудь и «вытанцуется»… Сказано – сделано. Катамараны вытащили на берег там, где они были зачалены (сразу за порогом Т33), т.к. эта точка была оптимальной для старта при прохождении Т34. Правда, ходить до лагеря – далековато, ну да – не беда. Перешли маленький кристально чистый ручеек – ориентир Т34 – и нашли местечко для лагеря (МН). Оставшиеся пол-дня: максимально возможно-полная разведка порога и отдых.

Ориентиры порога Т34: - слева впереди видна широкая долина впадающего ручья (с выносом красной породы); - справа впереди - за сливом, у правого скального отвесного берега - виден (почти сливается с берегом) 15-метровый столб-останец слоистой скальной породы.

Ориентиры порога Т34

На протяжении шиверы, разделяющей Т33 и Т34, ЛБ - обрыв высотой 2-6 м, сложенный из конгломерата. Необходимо причалить к ЛБ до впадения левого притока (т.е. до правого поворота реки на 90 градусов).

Т 34(!!!). Порог (6С, просмотр – ЛБ, страховка – ЛБ, затруднительна). Через 200 м. за Т33. GPS = NT34. Обнос (да и просмотр далее второй ступени) препятствия затруднителен! Необходимо подняться по тропе, идущей вдоль ЛБ притока через колючие заросли до второй террасы, затем по тропе до сая (чтобы по нему, или по какому-нибудь из следующих на террасе, попытаться спуститься к воде). Длина обноса будет – более 1 км.

Мы сформировали две группы, которые ходили просматривать варианты возможного обноса. Все террасы и полки заканчиваются конгломератными обрывами от 40 до 70м, при этом сам путь до этих "мест возможного спуска" представляется достаточно опасным: приходится часто идти на четвереньках по краю полки, нависающему над обрывом. Повидав (в общем-то) всякие обносы, можно сказать, что: у нас не сформировалось четкого понимания, как здесь обносить катамараны (вне зависимости от степени их (катамаранов) разобранности)...

На террасе есть яблоневые деревья, миндаль, боярышник. Еще одна тропа вдоль ЛБ притока поднимается выше в гору и уходит в сторону от реки, на верхние террасы.

Вероятно, выбраться на тракт (ПБ) можно попробовать где-то на участке: конец Т31 - середина Т33, где (как нам кажется - по памяти), склоны ПБ были вроде бы поположе…, но внешний вид склонов и еще свежие и яркие воспоминания о буквально «шестерочном» просмотре порога «Малый камикадзе», говорят нам, что эта затея – не их легких!! Но, тогда (если пытаться выйти на тракт), к Т34 подходить не надо, так как уже перед его началом ПБ – это скала высотой метров 100, а тракт проходит где-то далеко за ней.

07 октября 2004 года.

GPS=LAG11

Наверное, правильнее сразу дать полное описание порога Т34, чтобы не возвращаться к этому неоднократно, и чтобы оно (описание) не получилось отрывочным и невнятным:
Т34(!!!). Порог (6С, просмотр – ЛБ, страховка – ЛБ, затруднительна).
В начале порога Т34 левый берег – также обрыв (высотой 2-5 м.), сложенный из конгломерата. Порог Т34 состоит из четырех ступеней:
Первая ступень: 0,5 метровый слив на прямом участке реки (сразу - за шиверой), за ним небольшая бочка, струя с валами ~1 м. и навалом на глыбы в правой части русла (около 100 м.). Затем – правый поворот реки почти на 90 градусов. В этом месте (на ПП) впадает упоминавшийся ручей-ориентир (левый приток).

пор. Т34. Первая ступень.

Вторая ступень: сразу за правым поворотом, на прямом участке реки – 3-х метровый водопад, за ним, через 20 м., мощнейшая бочка, еще через 50 м. огромный треугольный камень, перегораживающий почти все русло.

Два фото водопада второй ступени порога Т34. (1)

Два фото водопада второй ступени порога Т34. (2)

пор. Т34 - вторая ступень. Бочки после водопада и камень «запирающий» выход из ступени.

Проход есть и справа, и слева от запирающего камня (хотя попасть вправо, видимо, не очень реально…).

За второй ступенью – около 100 м. относительно спокойной (в масштабах Обихингоу) воды. Река на этом куске течет в скальном сужении, после чего вся левая часть русла перегорожена камнями. Это - начало третьей ступени. От конца второй ступени линия движения в третьей ступени – не видна. Но перед третьей ступенью есть чалка на ЛБ (практически единственная), и лучше ее разведать заранее по полкам и скале ЛБ, чтобы не проскочить… Зачалившись, здесь можно просмотреть и отстраховать оставшуюся часть порога. GPS = PLEXTS

Третья ступень: 150 м. крутопадающий участок реки, имеющий сложную структуру. Здесь надо заранее выбрать линию движения (по правой части струи или - по левой). Если условно разделить третью ступень на две половины, то получится следующее. Первая половина: в левой части русла – сплав в узком лабиринте камней, перегородивших реку (через маленькие сливчики, избегая навала на камни), в правой части русла – мощный слив сложной формы (высотой 1.5 м.). Дальше лежит большой камень в центре русла (он же разделяет русло на левую и правую части). Вторая половина: в левой части русла (левее упомянутого камня в центре) – слив высотой 2 м., и за ним (запирающий эту линию движения) огромный камень-дом, под который идет процентов 70 всей струи. В правой части русла (правее упомянутого камня в центре) – пульсирующий «котел» размером примерно 1.5 х 2.0 м., а также - не поддающаяся описанию мешанина (хочется написать слово – вакханалия) валов до 2-х метров, очень приличных бочек и внезапно взлетающих «петухов» от столкновения струй.

пор. Т34 – третья ступень. На ЛБ виден «камень-дом» на выходе из ступени.

Четвертая ступень: длинная и очень мощная выходная шивера, начинающаяся сразу за третьей ступенью. Ее протяженность - около 700 м. GPS = NT34EX
GPS = T34EXT

Итак, всю вторую половину дня 06 октября мы обсуждали наши шансы (во второй ступени). Кроме того, была предпринята разведка возможного обноса (см. выше), которая НЕ НАШЛА приемлемого варианта…!!! Проблема состоит еще и в том, что обнести водопад (начало второй ступени) – не сложно, но дальнейший старт из-под ЛБ – очень сложен из-за вероятнейшего навала катамарана тут же обратно на скалы ЛБ. При этом уклон реки в этом месте таков, что об успешном траверсе можно говорить только с приставкой «условно»…

Тем не менее, скорее всего, был бы сформирован штурмовой (смешанный) экипаж, который пошел бы на полное прохождение порога.

Но (!!) – все случилось иначе. Дело в том, что в ночь с 06 октября на 07 октября погода испортилась, и пошел первый (в этом походе) дождь. Все окрестные вершины еще с вечера заволокло туманом, а утром, сквозь завесу дождя, можно было наблюдать, как на некоторых еще вчера зеленых или серых вершинах, лежат шапки снега. Ночью дождь только моросил, но вдруг - резко «припустил», примерно с пол-седьмого утра. Завтракали – забившись под тент. Решили подождать пол-дня, в надежде на извечное русское «авось распогодится». Но к обеду начали происходить разительные перемены: река резко «вспухла» и поменяла цвет на темно-грязно-коричневый. Хрустальный приток (ориентир Т34) поменял цвет на почти черный. Вчера мы его перепрыгивали с камушка на камушек, а сегодня к обеду он так резко разлился, что без натянутых перил его стало невозможно перейти(!), и - главное - он «отрезал» нас от наших судов, которые по-прежнему были зачалены за Т33. Вода и в ручье, и в реке прибывала с каждым часом.

Река Обихингоу и впадающий ручей во время паводка.

Пришлось загидриться, одеть спас/жилеты и каски и, перейдя по перилам ручей, идти по мокрому осыпающемуся берегу к катамаранам и проводить (чтобы исключить даже минимальный риск) их до лагеря. А вот переправа 3-х тонных катамаранов через малюсенький вчера ручей – это отдельная «песня», снятая на видео. К вечеру (дождь потихонечку стихал и опять перешел в моросящее состояние, а уровень воды в реке повысился на 1 м. 20 см.!!) мы перечислили себе некоторые из главных «постулатов» нашего бытия:

- по паводковой воде мы, естественно, порог не идем;

- обнести всю вторую ступень (даже с частичной разборкой катамаранов) мы не можем, потому что далее негде спуститься по скалам и сыпухам к реке, не рискуя сломать себе шею;

- мы можем сидеть в этом каменном мешке и ждать, пока не спадет вода (при этом у нас есть спутниковый телефон (мы можем позвонить) – и, соответственно, никто не будет за нас волноваться);

- наверное, есть путь выхода прямиком к Сурхобу (по верхним террасам) с полным разбором судов, но мы его не знаем, а разведка (налегке!!) показала, что это – никак не «легкая развлекательная прогулка» (с);

- заносить суда назад, к Т33 или к Т32, с последующей перечалкой на ПБ и вылезанием на тракт, мы не будем, потому что оба этих процесса (и заносить, и вылезать) – в данных погодных условиях - реально опасны для жизни.

Расписав для себя такого рода диспозицию, мы с аппетитом поужинали и докурили последнюю пачку сигарет. Дождь кончился к 20.00. Воодушевленные, мы улеглись спать.

08 октября 2004 года.

Утро.
Дождя нет, и не было всю ночь. Тумана в горах тоже практически нет, и хорошо видно, как хребты гор, в которых мы «жили» еще неделю назад, обильно усыпаны снегом. Уровень воды в реке упал от вчерашнего максимума на 50 – 60 см., а цвет поменялся с грязно-коричневого на серый цвет бетона. Принимаем решение: обносить вторую ступень порога, ставить катамараны на скалу на уровне треугольного камня в конце ступени (см. описание ступени), и на загруженных катамаранах сползать «тюленьим спуском» в воду. Высота скалы в месте спуска при этом – около 30 см.

Задуманное удалось осуществить, можно сказать, с блеском. Сначала первый катамаран сполз в воду и успешно перечалился к началу третьей ступени, а затем тот же маневр повторил кат №2.

Третью ступень решили проходить левым вариантом. Сначала - слалом между камнями в левой части русла, выход к центральному камню на струе, и прыжок в левый 2-х метровый слив (под запирающий этот вариант камень-дом).

КАТ №1 в выходном сливе третьей ступени пор.Т34. (снимок из-под «камня-дома»)

Психологически этот выбор дался не очень просто, т.к. примерно под таким же громадным камнем мы уже килялись (см. описание преп. №41). Однако, после детального просмотра этой ступени, идти в правой части русла – не хотелось совсем!! Первый катамаран шел с береговой страховкой с ЛБ, второй – со страховкой с воды. Оба катамарана довольно сильно тряхнуло при падении со слива, но дальше – неожиданно легко – суда уходили чуть правее, избегая навала на камень-дом. Чалка для просмотра начала следующей ступени – сразу за большим камнем, на ЛБ.

Четвертую ступень порога проходили тандемом, «от улова к улову». Чалки на протяжении всей четвертой ступени есть, но все они, что называется – «боевые». GPS = T34EXT

Через 500 м. после четвертой ступени порога Т34, за левым поворотом, начинается каньон. Мы назвали его «Розовый каньон» - по цвету береговых скал.

«Розовый Каньон», длина - 300 м.

Т 35, Порог (5С, просмотр – ПБ, страховка – затруднительна). Начинается за крутым левым поворотом, прямо на входе в «Розовый каньон». Вся струя валит на два больших скальных обломка в центре и правой части русла. Проходили после разведки, тандемом, левее скальных обломков.

Т 36, Порог (5С, просмотр – ЛБ, страховка – затруднительна). Расположен через 150 м. за Т35, в середине «Розового каньона». Представляет собой два огромных, очень широких, обливняка - карниза, между которыми – невысокие сливы, сложной формы. Первый катамаран прошел препятствие с ходу, затем зачалился около камней, лежащих под скалами правого берега, и страховал кат №2 с воды. GPS = NT352

порог Т36. Снимок сделан снизу с воды.

Затем река выходит из Розового каньона, русло становится заметно шире. Через 700 метров река входит в длинный и глубокий «Конгломератный каньон».

в Конгломератном каньоне.

Безумно красивые конгломератные фигуры, фрагменты и целые замки окружают вас и справа, и слева. Каньон очень извилист, и – практически на каждом повороте – в нем весьма серьезные прижимы!! Хочется отметить, что они гораздо серьезнее прижимов в пороге Т 31 ("Интегральный прижим").

Т 37. Порог (5А, просмотр – ПБ, страховка – ПБ). Расположен на местном левом повороте. Крупные камни в центре русла. Слив 1.0 м. между ними.
GPS = KONG36

порог Т37.

На этом препятствия заканчиваются и можно спокойно наслаждаться окрестными красотами до стрелки с Сурхобом – началом Вахша.

Зачалились на ПБ Сурхоба. Удача: наш ГАЗ-66 уже стоит на оговоренном месте!!

«08» октября 2004 года, 16.30 (декретного) - анти/стапель.

Спасибо, ОБИХИНГОУ !!

Спасибо, ОБИХИНГОУ !! (у моста через р. Сурхоб)

Слева направо:
А. Некрылов, Е. Пичугина, В. Власов, А. Жаров, Р. Сулькин, Д. Моин, М. Гончарук, С. Короткий.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА МАРШРУТЕ

На предпоходной стадии обеспечению безопасности служили:
- тщательность в изготовлении личного и общественного снаряжения;
- комплектование судов спасательными средствами;
- тщательность в комплектовании аптечки и рем/набора;
- тренировки не только с целью отработки технических навыков, но и для установления в группе нормального психологического климата.

Во время путешествия:

- ежедневный осмотр средств сплава и личного снаряжения;
- осмотр препятствий и - при необходимости - организация страховки;
- соблюдение порядка движения на воде;
- выбор удобных и безопасных мест для стоянок;
- выполнение правил противопожарной безопасности;
- аккуратность при выполнении работ ножом, топором и пилой;
- тщательность пред/походной подготовки.

На протяжении маршрута случались мелкие травмы.
Серьезных аварий и чрезвычайных происшествий - не было.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Перечень личного снаряжения, общественного снаряжения и рем/набора группы был абсолютно стандартным для автономного похода.
Все катамараны были оснащены чалками и спас/концами, а также запасными веслами (из расчета: одно запасное весло на каждого, один спас/конец на двоих).
Была также составлена достаточно мощная аптечка, которая, слава Богу(!!), не пригодилась.

ПИТАНИЕ

В коротких походах при заброске «колеса в воду» особенно ограничивать себя не имеет смысла - мы пользовались раскладкой на 800 грамм.
Средняя калорийность рациона - 3100 ккал.

ФИНАНСОВЫЕ ЗАТРАТЫ

В наше время стремительно меняющихся цен, приводить доскональную смету, видимо, не имеет, большого смысла. Поэтому укажем коротко основные моменты:
- билеты Москва – Душанбе и обратно = 12’500 росс. рублей (на одного участника)
- доплата в аэропорту за «перевес» = эквивалент 10’000 росс. рублей (в каждом аэропорту)
- оплата принимающей стороне (за все услуги «брутто») = $ 1000 (на всю группу)
- стоимость раскладки = эквивалент $ 70 (на одного участника)

ОПИСАНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ РАДИАЛЬНЫХ ВЫХОДОВ НА МАРШРУТЕ

Радиальный выход по реке Обимазор (к древним могильникам)

В 18-20 км. от Сангвора вверх по реке Обимазор находится священное место мусульман, там расположен мазар святого Бурха. Летом мусульмане совершают туда паломничество. У паломников есть интересный обычай: они несут с собой небольшие камни за тех, кто по каким-либо причинам не смог придти туда и складывают эти камни в пирамиды, расположенные в 3 км. до мазара. Мусульмане при совершении обрядов в мазаре не любят присутствия посторонних («неверных» вообще не любят в мусульманских странах…).

Тропа идет по правому берегу Обимазора, и через два часа спускается в каньон большого правого притока. В долине Обимазора много развалин кишлаков. Иногда тропа вьется по очень крутому осыпному склону. На повороте реки могила муллы, украшенная шестом с привязанным к нему рогом архара. Отсюда до самого мазара - час хода. Мазар представляет собой круглое строение, в котором находится надгробие с глиняным барельефом. Вокруг мазара когда-то был большой кишлак Вахие, но около сотни лет назад он был покинут людьми из- за землетрясения. Обратная дорога занимает четыре с половиной часа, что на один час меньше, чем туда.

Радиальный выход на озеро Кызыл-Куль (к красным озерам)

Перейдя мостик через р.Писода, подняться по тропе левого берега, круто поднимающейся вверх на небольшое плато, где растут старые деревья грецкого ореха. Дальше надо подниматься по самой верхней тропе от плато. Тропа идет вдоль крутого склона долины и приводит к нижней морене, через которую прорываются три истока Писоды. После подъема по борту долины тропа выводит на плато, где пересекает два ручья. На гребне морен стоит металлическая снеговая рейка, возле которого можно снова найти тропу. Через полтора километра тропа приводит к третьей последней перед озером морене, украшенной одинокой аркой. Здесь тропа поднимается серпантином. От устья Писоды до озера - два с половиной часа ЧХВ. Со стороны Писоды - озеро изумрудно-зеленое, а со стороны перевала оно действительно красное. Любители острых ощущений могут искупаться в холодной воде озера. Ниже первой морены когда-то был лагерь геофизиков.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Группой пройден чрезвычайно интересный в спортивном отношении маршрут, полностью соответствующий заявленной категории сложности.

2. Группа прошла маршрут очень аккуратно и практически безаварийно, располагая колоссальным запасом времени(!!) – имеется в виду, что группа могла бы идти значительно быстрее (см. приведенный график), имея при этом достаточно времени и на организацию страховки (или обнос), и на ремонт снаряжения, и на отдых. Кроме того, нам очень хотелось иметь некий резерв времени на прохождение «Нижнего каньона», учитывая фактический более чем пятнадцатилетний период полного отсутствия какой- либо информации об этом участке. Морально мы здесь настраивались на некий иной режим, на режим «полу/первопрохода».

3. Все пройденные препятствия проходились участниками "на штатных местах", в стандартном составе экипажа.

4. Участники похода получили опыт преодоления сложных водных препятствий, технического построения движения и организации страховки.

5. Группой обнесено: заходная часть (10 м.) пор. Т30 и вторая ступень пор. Т34.

6. Мы ежедневно замеряли уровень воды в реке: на протяжении всего похода он был стабилен – вода не падала и не поднималась (кроме периода паводка, разумеется).

7. Планирование графика движения: мы считаем реальным сроком прохождения данного маршрута (при наличии у группы соответствующего опыта): на два - три дня быстрее нашего графика, то есть 8 – 9 сплавных дней.

8. Необходимо учитывать, что на реках Памира, по сравнению с реками Тянь-Шаня, более выражено ледниковое питание, и, соответственно – в случае жаркой погоды - наблюдается более резкий «солнечный» подъем воды. Кроме того, горы на Памире выше, поэтому дождевые паводки – более «могучи», чем на Тянь-Шане.

9. Также, в наше время, стоит уже, видимо, учитывать и общее потепление климата - в том плане, что весенне – летний паводок теперь длится чуть дольше и заканчивается «более плавно». Из этих соображений, рекомендуем идти данный маршрут: не ранее 12 – 15 сентября, но, и не позднее наших сроков.

10. Необходимо отметить чрезвычайно короткую продолжительность светового дня в горах в описываемые сроки. К 18.00 часам вечера – уже совсем темно! Причем, период и рассвета и заката очень коротки: не более 15 минут, что накладывает достаточно жесткие ограничения на распорядок дня. Поэтому мы рекомендуем: вводить «декретное» время, предельно тщательно планировать каждый день и пораньше вставать на ночевку. Наш распорядок дня был примерно таким (указываем наше декретное время): в 9.00 – 9.30 – завтрак, с 11.00 до 16.00 – сплав (после чего вставали на ночевку), соответственно – сразу к 16.40 – 17.00 - готовили обед, далее – «личное» время (включая просмотры, ремонт, планирование следующего дня и т.п.), в 19.30 – ужин, в 20.00 – отбой. Декретное время равнялось: минус 2 часа от местного. Таким образом, в тот момент, когда дежурные к 8.00 (декретного) вставали готовить завтрак – были еще легкие полу/сумерки (6.00 – местного), а к 20.00 (декретного) - «выключали свет» (18.00 – местного).

11. Препятствия «Верхнего ущелья» - относительно старых отчетов - достаточно сильно изменились в сторону упрощения. Препятствие №30 перед щелью «Кафтаргузар» - стало очень опасным!

12. Наши суда (3.2 т. и 3.5 т.) – не казались чересчур большими, особенно на второй половине маршрута. Как всегда – это дело вкуса, но хотим отметить, что мы категорически не рекомендуем идти этот маршрут на катамаранах – двойках.

13. Проблем с водой, с дровами и со стоянками на маршруте нет никаких. Более того, практически всегда есть возможность так встать на ночевку, чтобы к вам не приходили «гости». Другое дело, что четырехместные палатки нормально поставить нам удавалось далеко не всегда. Соответственно – половину ночей вы засыпаете, «живописно раскинувшись»(с) между огромных камней и глядя в бездонное памирское небо. Поэтому рекомендуем: взять на один групповой тент больше, чем вы берете обычно – на случай дождливой погоды на таких стоянках.

14. С нашей точки зрения тактика «базовых лагерей» на Обихингоу – «слабо применима», и – главное – не нужна, как не нужна она на всех реках, где есть щели и глубокие абсолютные каньоны (то есть там, где вернуться к вещам – уже колоссальная проблема).

15. Рекомендуем обратить внимание на возможность интересных радиальных выходов на маршруте (хотя сами мы не рискнули тратить на это время). Наиболее интересные (гипотетически) из них: вверх по р.Писода (до озер), вверх по р.Обимазор (до древних могильников), вверх по р. Рагноу (до каньона).

16. Страховка на многих порогах маршрута – скажем мягко – затруднительна, поэтому чрезвычайно важна «внутренняя» уверенность каждого экипажа.

17. О продуктах и питании. Абсолютные высоты в точке стапеля (и вообще на маршруте) относительно небольшие, поэтому мы использовали нашу стандартную автономную раскладку (3100 ккал), чем остались очень довольны. На время сплава выдавали мини-перекус «сухим пайком» (орешки, шоколад и т.п.), который каждый съедал, когда хотел.

18. Если в группе есть умелые рыбаки – вполне рекомендуем взять снасти для рыбалки.

19. Для выхода на маршрут нам представляется оптимальным наш способ: самолетом в Душанбе и далее - машина к точке начала сплава.

20. Очень рекомендуем фирму, с которой мы сотрудничали (вообще для осуществления заброски к началу любого маршрута в Таджикистане):

ЗАО «Транс Ариан», 734001, Республика Таджикистан, г.Душанбе, ул. Шотемура, 22. тел: + 992/372/36-11-39, факс: + 992/372/36-61-15. Генеральный директор – Басиров Эрадж Рассоевич. С ними мы все свои вопросы успешно решали через Дмитрия Мельничкова: , за что ему еще раз – отдельное спасибо!

21. С обменом валюты никакой проблемы в Душанбе нет.

22. Практика этого года показала, что при пересечении границы из Киргизии в Таджикистан могут возникнуть непреодолимые проблемы.

23. Очень рекомендуем иметь с собой GPS. Предпоходное планирование и ориентирование непосредственно на маршруте будут гораздо более полным и точным.

24. Мы брали с собой рации, фотоаппараты и кинокамеры (по одной – на катамаран). Рации местами были просто незаменимы!

25. Надо отдавать себе отчет в том, что река Обихингоу – в своем роде уникальна (в плане количества и многоводности впадающих притоков): мы начинали сплав при расходе 40 м.куб./сек., а заканчивали сплав при расходе – около 200 м.куб./сек.!!

E-mail руководителя похода:
Власов Вадим
travelling@tochka.ru

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ОСНОВНЫХ «ТОЧЕК ПУТИ» GPS («waypoints»)

№ п/п

PISOID

38°48.651’

71°07.004’

Лагерь 3, в устье р. Санговак (ПБ)

LAG3SK

LAG5

38°53.871’

71°03.473’

400 м. ниже пор. «Невидимка»

NEVID4

38°53.910’

71°02.520’

Порог «Лже-Алисурхонский»

LZHALS

38°54.090’

71°00.139’

300 м. ниже начала пор. «Алисурхонский»

LZHAN3

38°54.111’

70°59.712’

За 200 м. до начала пор. «Рагноусский»

RAGN NA

LAG8

38°42.284’

70°27.551’

200 м выше пор. «Езгандский»

EZGZS2

38°42.744’

70°26.717’

Окончание пор. «Езгандский»

EZGEXT

38°54.121’

71°00.741’

За 150 м. до щели «Даштигурк»

SHELDG

38°47.372’

70°13.939’

Лагерь 9 (ЛБ)

LAG9

38°47.905’

70°13.190’

За 50 м. до устья ПП р. Дараоб (начало пор. Т27).

USTD27

38°49.940’

70°12.095’

Выход из 1-ой ступени преп.№27 (650 м. ниже устья р. Дара-об)

EX1S27

38°49.933’

70°11.650’

За 50 м. до щели «Кафтаргузар»

SHKAFG

STRELK

38°52.211’

70°01.693’

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (и Internet - ссылки)

1. Водные маршруты СССР. Азиатская часть. -М: Физкультура и спорт, 1976.
2. Отчет по р.Обихингоу, 2003 г., рук. Верхотуров М.А., http://vmk.ugatu.ac.ru/tourism
3. Отчет по р. Обихингоу, 1982, рук. Ермошин Н.И., №4410 Библ. МГЦКТ.
4. Техническое описание р. Обихингоу, №4510 Библ. МГЦКТ.
5. Отчет р. Обихингоу, № 4929, Библ. МГЦТК.
6. Краснов А., Демиденко А., Леонтьев Г. Киргизоб и Обихингоу. «ВC» №20, 1985.
7. Батурин Н. Река Обихингоу. Препятствие №34. Газета “Вольный ветер” №2(5), 1992г.
8. Картографический материал университета Беркли (U.C. Berkeley Libraries), http://www.lib.berkeley.edu/EART/topo.html
9. Отчеты МГЦТК по р.Обихингоу, а также походы в этом районе (старые).

Для справки приводим список «контактов» в районе Памира и Тянь-Шаня (из отчета К.В.Петрова, kp_petrov@front.ru , 2003 год) с нашими комментариями:

Сергей Воронин Kyrgyz-Dutch Joint Stock Co. "Horizon Travel"Fax/tel.: +996 312 645147 <==== NEW Tel.: +996 312 645572 <==== NEW 27 Umetalieva str., Bishkek, 720017, Kyrgyzstan, CIS E-mail: horizon@elcat.kg  http://www.horizon.elcat.kg
  Сергей Воронин известен, видимо, большинству групп, проводящих поход в Средней Азии.Мы с ним в прекрасных отношениях. Естественно, что он был первым человеком, к которому мы обратились при подготовке похода. Его консультации были, как всегда –«на вес золота». Он, собственно, и порекомендовал нам Дмитрия Мельничкова. Мы полностью согласны с теми, кто считает, что подготовку к любому походу в Средней Азии следует начинать с контакта с Сергеем Ворониным.

Оказываемые услуги:
• Ответы на вопросы и всесторонняя поддержка.
• Посредничество при оформлении пропусков в погранзоны Киргизии и Таджикистана (возможно и других стран).
• Оформление регистрации в ОВИР Киргизии.
• Транспортные услуги.

Ёсиддинов Умаржон Ёсиддинов Умаржон Междунар. торгово-туристическая компания "Мундуз- турист". Кыргызская республика, 714000, г.Ош, ул. Советская, дом1. Ёсиддинов Умаржон Жамолидинович. Эл. Почта: osh_munduz@netmail.kg, Munduz_tourist@hotmail.com. Тел. Раб: (996-3222) 2-22-76, 5-55-00 Факс: (996-3222) 5-50-72, 5-66-18
  Мы также переписывались с ним, планируя поход на Обихингоу. Он не выказал не малейшей заинтересованности в работе на территории Таджикистана и запросил самую высокую плату (из тех фирм, с которыми мы общались)

Оказываемые услуги:
• Оформление пропусков в погранзоны.
• Транспортные услуги.

Michael Davis The Great Game Travel Company Limited http://greatgametravel.co.uk  Member of the Travel Trust Association: R9990 info@greatgametravel.co.uk  +992 (372) 246916 Tajikistan office +44 (1763) 220049 for UK office.
   Майкл Дэвис - представитель британской тур фирмы, занимающейся организацией туров по Таджикистану. Таджикский офис находится в Душанбе, сам он живёт там же. Часто ездит по всему Таджикистану и по Памиру в частности. Знает английский и таджикский языки. При невозможности писать на них, допустимо использование русского - видимо у него есть переводчик.

Мы также попытались переписываться с ним, планируя поход на Обихингоу. Он не ответил ни на одно из трех писем. Возможно – был в от’езде…

• Транспортные услуги.
Бардинов Бардин Таджикистан, ГБАО, р-н Ишкашим, к-к Рин, Бардинов Бардин Джумалихонович. Тел. (750600)4-15, (750600)1-49 Душанбе, ул. Рудаки 29, кв. 12, Джумалихонов Кубатхон. Тел. 992 (372) 24-64-34 (его брат)
  Владелец частной машины УАЗ(буханка). Живёт в Ишкашимском районе. Вывозил группу Петрова с Бартанга, а также обеспечивал контакт с местным населением.
Хасанов Садулло Our address in Uzbekistan: Tashkent, Farkhadskaya str. 20-8 Tel/fax: (+998 712) 50-87-37; mobile:(+998 71)187-93-21; Head office in Tajikistan: Dushanbe Tel:(+992 372) 24-09-06; Branch office in Khujand: tel: (+992 3422) 4-30-20; Branch office in Penjikent: tel/fax:(+992 3475) 5-31-34; tel:5-50- 88; E-mail: adventure@pamir-travel.com  E-mail: sadoullo@mail.ru  E-mail: sayoh@mail.ru  E-mail: khilmira@mail.ru  Web-site: http:/www.pamir-travel.com
  Мы также переписывались с ним, планируя поход на Обихингоу. Отвечал на задаваемые вопросы крайне невнятно и не регулярно Обозначал достаточно высокие цены на свои услуги. После двух- трех писем –просто перестал отвечать…

Оказываемые услуги:
• Транспорт - Рабочий день - 150 $ день простоя машины 80$.