истории

В поисках санты клауса по карелии

Дементиевский Иван

Идол, стоящий возле Вепсского этнографического музея в Шелтозеро

Собственно - сама история

Скоро новый год, и под это дело хочу рассказать как мы в прошлом году, сразу после празднеств, сходили в поход в Карелию. Случилось это аккурат после нового года.
Праздник быстро закончился. Вы же знаете, как это бывает – не успели зажечь звёзды в небесах, да распить первый бокал – а на календаре уже первое января и жестокие муки душевные – ибо чуда таки не случилось. Дед мороз как водится и в этот раз не доехал до нас, а про снегурочку ходили какие то загадочные песни и что – то там про камчатку. В общем – всё как всегда.

Имея после новогодние выходные аж числа до десятого – решаем, - отправится в поход. И поискать заодно, этого Деда мороза с подарками чудесными.
Поскольку реки все давным-давно помёрзли, а до тех, что не помёрзли нам не дотянутся с нашим скромным бюджетом, проголосовав – решаем – пора вставать на лыжи (что - то до боли знакомый, блин, - лозунг) Подозрительно.
Недолгие сборы да старт. Не обошлось без как всегда. Ловим машину. С лыжами и рюкзаками загружаемся в машину – что - то выпадает – лыжи перекосило, потому что застёжка посеяна, лямка вдруг ослабла, рюкзак висит на одной лямке – сейчас грохнется. Зачем то напялили на себя и термобельё и костюмы теплозащитные. Не сварится бы. И чёртова шапка лезет на глаза.
Водитель неуверенно интересуется – куда это мы так, да с такими рюкзаками? Не вдаваясь в подробности - а покататься.

Как же не удобно собираться в зимние походы – толи дело летом…
В общем, таким клубком подкатили мы на вокзал, нашли шалаш из лыж (на все вопросы отвечаем – это мы растопку везём на всякий случай). Загрузка тоже отдельная песня. Лыжи то не гнутся и длинные причём. Ну ладно – разложились, рас сортировались.
Поезд - Москва – Мурманск.
Чёрт – как - то непривычно. Обычно на него садишься и с пивом да песнями по карельские речки. Теперь как - то не до пива. Коньячок-с. Он у меня везде. И во фляге. И в пластиковой поллитровке. И в чай коньяк. И с лимонами коньяк. Эххх - дед мороз – мы идём. Кстати народу в вагоне предостаточно. И понятие "челночники"– никто не отменял. Но вагон едет тихо – сказывается нагрузка предыдущих дней.

Петрозаводск. Та самая гостиница
Фото И.С. Дементиевского

В общем,… на следующий день мы оказались уже в Петрозаводске…
Дежавю. Как будто это уже всё было. Было, то было – да только летом – а нынче зима.
В Петрике нас догоняют ещё две лыжницы. Почему - то в красных кепках. Но без подарков. Провокаторы. Выяснилось, что дешевле снять номер в гостинице и там складироваться – нежели сдавать все наши пожитки в камеру хранения (времени до отбытия автобуса в сторону посёлка Кварцитный - навалом) В гостинице на нас смотрели долго. Слава богу, без реплик. На улице обозвали финнами. Какие же мы финны? Или настолько промерзли, что стали похожи? Особенно Васин с его валенками…

Петрозаводск и фины.
Фото И.С. Дементиевского

Культ программа стандартная – идём на набережную. Загадываем в ухо стандартные желания (выжить), фотографируемся на фоне замёрзшей Онеги, смотрим, как народ отрывается на лыжах с парашютами – оттягиваемся в кафе. Чай с коньячком, между прочим.

Петровская гавань.

Но время неумолимо.
Пора в номера. А в номерах сплошь рюкзаки да рюкзачища. Приодеться да пора на выход, пока переодевались – включили телевизор. Тысячу лет не видел телевизор. Шло что - то годов семидесятых. Забавно. Поразив ещё раз ресепшен своим футуристическим видом и криками – где этот Дед мороз… - гордо идём на автобусную базу. Вместится бы в автобус.
Надо бы сказать – что конечныё пункт нашего путешествия – деревня Шелтозеро и там, всякие музеи про народность такую – вепсы. До похода я вообще не знал – что такое есть. И простят меня за то, что не упомню всех названий, которые встретились нам по пути. В общем, так – выезжаем. Уже темно и если честно – страшно. Е моё – я ни разу не спал в лесу в палатке да при минус двадцати.
Да, надобно сказать вот ещё что, пока мы тряслись в поезде – познакомились с одним человеком, и нас пригласили переночевать в их доме, в Кварцитном. Автобус не заезжает в посёлок. Высадив на перекрёстке, дождался нашего выхода –«а вот и мы» – и умчался в темноту. И теперь, оставшись одни в ночной деревне, осознаём – каково это вот так вот – с лыжами…
Пути нам – километров пять до посёлка Кварцитный. Дошли достаточно быстро – растянувшись в длинную цепочку. В небе большущая луна и морозит не по-детски. Благодарю бога за то, что создал термобельё и тёплые подштанники. Бог пока отмалчивается. Деда мороза тоже не видать.

Ночёвка в летнем доме (я бы сказал - обжираловка неучтёнкой в летнем доме ночью). Надобы отметить что света там конечно не было, кроме свечей и вспышки которую я с собой брал
Фото И.С. Дементиевского

В доме, конечно, не топлено – дом летнего типа проживания, и единственный кто там есть – это огромный рыжий кот. Растопили мы местный котёл – да дыму больше чем тепла, посидели при праздничном столе. Выпили. Как водится, закусили, да спать – завтра пешка начинается. Даже думать об этом не хочется. Расстелил на полу спальник – да в чём был – баиньки. По-моему остальные так же, не раздеваясь.

Наверно один из самых отрицательных моментов в походах зимних – это позднее солнце. Оно поздно встаёт и достаточно рано садится, этим самым и лимитированы наши передвижения. Поэтому приходится подстраиваться. С утра вышли быстро на экскурсию к месту, где добывают камень. Справа Онега. Слева скалы, тут под снегом лежит тот самый камень.

Слева Онега. Справа Кварцитный. Из за испарений не видно восхода.
Фото И.С. Дементиевского

Онега, бухта Шокша, парит – не везде ещё замёрзла. Футуризм полный жителей не видно – морозец ядреный – мало не покажется.

Онега.

Рассмотрев все достопримечательности возвращаемся в дом, взваливаем свои тюки и, простившись с рыжим котом, удаляемся. Надо бы сказать – что всё делается не спеша, но без остановок – остановишься – холодно становится. У меня помимо рюкзака да лыж – ещё фото рюкзак. Взял с собой цифро зеркалку и всякие примочки – ставлю эксперименты по выживаемости техники в таких условиях. Наш путь сегодня – это назад вчерашние 5 км и через село Шокша . Далее углубляемся по накатанной от лесовозов дороге в лес – к Шелтозеру.

Шокша.
Фото И.С. Дементиевского

Больше на нашем пути до конечного пункта, судя по карте – ничего не предвидится. В деревне мы говорили с людьми. Нас считают ээээ - как бы это написать – да не обидеть. В общем – спортсменами. Ага. Именно спортсменами. Идём. То на лыжах. То с лыжами. Иногда так удобнее иногда и без них ничего. Особенно в горку. У нас же тут не сборище лыжников профессионалов!

Ну вот и лыжная прогулка (позади последний оплот цивилизации).

Почему - то в голове всё время вертится
мороз трещит и колется-
и больше ничего. Наверно это от переохлаждения. Спасаюсь коньячком. Но по чуть-чуть. Дорога то у нас дальняя. Перекус, где - то ближе к двум. Выглядит это примерно так. Скидываем рюкзаки в круг – садимся на них и начинаем лопать конфеты да из термоса чай горячий.

Обеденные посиделки на природе.
Фото И.С. Дементиевского

За это время мокрые от пота куртки со спины промерзают. И вообще – видок у нас. Влага оседает на всем, не побритом и потихоньку превращаемся в коренных жителей этих мест. Долго перекусывать нет возможности. Дело, как вы догадались не в количестве еды.

Снежные люди.

Идёт снег. Как попали в зону леса – стих ветер.
Если не обращать на мелочи внимания – красиво. Небо в низких облаках. Градусов пятнадцать. Это так сказать – щадящий режим. Прошли километров 10 - 15. пора бы и стоянку организовывать.
Мест конечно подходящих нет. А если и есть – то, сойдя с тропы проваливаешься местами по пояс. Поэтому далеко не углубляемся. Темнеет и надо торопится. Утаптываем всем стадом место под костёр, под палатки не так критично. И как только появляется огонь – становится совсем хорошо и уютно.
Правда, ещё одна проблема – вода. Снегу то вокруг полно – но набрать полный кан воды – это ж скока снега надо растопить! В общем заморочка. И постоянно хочется пить.
Спать в палатках мягко. Снизу сантиметров 30 снега – это минимум. Никаких коряг и прочей мелочи. Но вылезать надо осторожно – все внутренности палатки покрыты толстым слоем… - нет, не шоколада. А инея – оседает конденсат от дыхания, и если неосторожно тряхнуть – будьте, уверены – шмат инея вам за шиворот обязательно навалит. Спальник мой до минус 35 честно отработал - я не мёрз – правда, укутан я был по полной программе – наверно не хуже чем космонавты выходящие в открытый космос.

наш походный дом. Родные стены.
Фото И.С. Дементиевского

И тут начинается первая ломка. Выйти на улицу и сделать костёр. С непривычки болят ноги, причём в неожиданных местах – надо бы заметить. Да – забыл сказать – есть ещё одна специфика зимних походов. Весьма интересная. Не догадались?
Хе – хе – ну конечно же – ребята – это же поход за «кустики» Во первых листвы нет – всё видно… потом, сугробы – не соврать – иногда по пояс… В общем – кто как может, тот так и умеет. В такой весёлой обстановке наш лагерь просыпался – собирался.
Мимо нас, по дороге проехал трактор – сгребает снег, а потом прошли лесовозы. Мы снова одни. За ночь навалило порядком – наши следы почти скрыло, а сейчас слегка что - то кружит, стоит солнечный день и вроде не холодно.

Природа была фантастической красоты.
Фото И.С. Дементиевского

Снова оседлываю свои палки. Очень красиво (не я с палками - а вид вокруг красивый :)) ). Надеюсь, что фотографии получатся. Опыта зимних съёмок у меня нет, да собственно, фотоаппарат я этот купил перед новым годом. Всё было ровно и гладко - шли не печалились пока не случилось так – что надо было сворачивать с накатанной дороги и пройти несколько километров по живому снегу. Попробовав то там то тут – мы пришли к выводу – что не сможем. К тому же уже начало темнеть и решили оставить дилемму до утра.

Утром, посовещавшись, решили, что технически мы не готовы преодолеть последний участок до Шелтозера на лыжах - не у всех были бахилы, и лыжи были не широкие а обычные. Оставалось одно – возвращаться обратно до деревни Шокша и оттуда уже на автобусе попасть в Шелтозеро. С утра темп был взят весьма крутой. При этом выглянуло солнце. Видя такие красоты я не мог не фотографировать. Шёл замыкающим.

Такого я ещё не видел.
Фото И.С. Дементиевского

За этот день мы покрыли расстояние, которое прошли за два предыдущих. Наверно оттого что вошли в режим. К тому же у меня был общественный топор, а у Михалыча палатка, а мы не останавливались и остальным ничего не оставалось делать, как идти за нами. В деревне мы ещё застали рабочую столовку и буквально съели и выпили всё что там оставалось. Договорились с одинокой бабушкой, и она пустила всю ватагу к себе. Часть возжелала сходить в баню часть просто релакисровала. Вечером сидели, пили чай, кто вино и смотрели тв. За бортом было минус тридцать… С утра было очень холодно. И ещё темно. Автобус на Шелтозеро проходил мимо часов в восемь. Наверно мы расслабились и теперь давали дубака. – ну дед мороз – погоди. Долгожданный автобус. Еле втиснулись. Народу зачем то и почему то много. А тут ещё эти – с палками! Благополучно добрались до Шелтозера.

Шелтозеро.

Благополучно добрались до Шелтозера. В культурную программу входило посещение шелтозерского музея, там же мы были свидетелями выступления детского хора, притупились сувенирами из первых рук, и облазили всю деревню, убивая время, до автобуса. Температура была уже за минус 30.

Музей.
Фото И.С. Дементиевского

Обратным автобусом добирались до Петрозаводска. В автобус нас сначала не пускали – народу было много. Пришлось кому - то, стоя в проходе. Навалили кучу рюкзаков. И так пришлось трястись несколько часов. Вечерело.
От вида родного поезда чуть не прослезился. Его горящие теплые окна манили,… мечталось глотнуть горячего чаю. Кинуть куда-нибудь эти дурацкие палки и растянутся… Неужели мы едем в Москву!
Не верилось. И хоть деда мороза таки мы не словили – но романтики и приключений было выше крыши. А теперь, рассматривая фотографии, думаю – было просто здорово.