Река Гутара.

Восточный Саян

Это отчет отксерен мною (не полностью) 7 лет назад в Московской городской Тур-Библиотеке, но, к сожалению, титульного листа не сохранилось, и автор и год мне неизвестен. Думается, отчет давний, что стоит одна фраза «По слухам, район не энцефалитоопасный.»…Номер  отчета 2538.Оцифровано мною в феврале 2004 года.

Ася Гаврина

Весь маршрут можно разделить на два участка:первый - с. В.Гутара -с. Н.Гутара, длиной примерно 90-10 0км. второй - с. Н.Гутара - конец маршрута, длиной примерно 200 км.

Первый участок характеризуется большим количествомпрепятствий: рядом порогов и прижимов, длинных шивер и пе­рекатод. Начиная со второй половины первого участка слож­ность препятствий уменьшается, и после с. Н.Гутара они прак­тически пропадают. На втором участке сколько-нибудь существенных пре­пятствий не втречается за исключением порогов в средней части р. Тагул и завалов леса на крутых поворотах, но река сохраняет быстрое течение до конца маршрута.

Большую часть времени необходимо планировать на пер­вый участок. Здесь, помимо сложных препятствий, наиболее красивые места. Лучше маршрут планировать в конце июля или в августе. В это время по берегам масса грибов и ягод.  Из гроов нам попадались подосиновики , подберёзовики, сыроежки. Из ягод » чёрная и красная смородина, малина,  черника. Однако за гибами и ягодами надо уходить в лес хотя бы на 300 – 400 метров. Грибы ищите на опушках, а ягоды: смородину вдоль лощин и ручьёв, чернику на открытых подсохших участках.

На перекатах хорошо ловится хариус, в верховьяхкрупный до килограмма, ниже, где попадаются рыбаки, мельче. Местные жители иногда вылавливают тайменей. Кровососущих насекомых много,  но меньше, чем в Карелии или Кольском п-ве, правда здесь больше мошки. Клещи попадались нам два раза. Один раз в 1971 г. в районе Тагульских порогов, другой- в этом году, в районе шиверы №35.   Укусы последствий не имели. По слухам, район не энцефалитоопасный. Змей за всё время не видели ни разу.

Люди встречаются редко и в основном геологи, прав­да на Тагуле попадаются рыбаки. За весь поход   мы встретили три группы туристов - одну на байдарках, две - на плотах ия автомобильных камер.  В 1971 г. не встретили ни одной. По-видимому маршрут начинает приобретать популярность.

Место впадения Гутары в Тагул и Тагула в Бирюсу за­метить трудно гда и вообще ореинтироваться на реках, особенно на Гутаре бывает тяжело, поэтому мы надеемся, что некоторые  ориентиры, отмеченные нами в тексте, помогут группам, которые изъявят желание пройти по этому маршруту

(разрыв)

Она расположена справа от тропы. Если вдруг выйдете к озе­ру (оно слева от тропы ) вернитесь назад, примерно 300 мет­ров, и ищите указатель. Можно попытаться спуститься к водо­паду, однако для этого надо вернуться по тропе назад и там искать спуск, но помните, берега обрывистые, спускаться можно только по лощине соблюдая при этом максимум осторож­ности. На водопаде хорошо провести целый день,  а на утро отправиться в обратный путь, Помните,  что водопад освещён солнцем в первую половину дня, так что кино и фото-съёмки планируйте на это время.

Итак, поход на водопад окончен и вы снова на берегу р.Гутара,на аэродроме. Отсюда начинается водная часть маршрута.

Примерно через 1 км , на левом берегу расположен посёлок В.Гутара, а ещё через 1-2кы. первый порог. На этомучастке 6-7 перекатов, которые проходятся сходу. Вода настолько чистая,прозрачная,что первое время пока не/фивык-нешь, плыть трудно, т.к. под водой видна масса камней и трудно соориентироваться на какой они глубине.

И вот первый порог "Р о г" * (звёздочкой отмечены названия   данные нами,а номера в скобках соответствуют но­мерам на карте).

Река течёт протоками образуемыми песчанными и га­лечными островами. Перед островами мель. Слева прижим, нем­ного подмытая скала образует "рог". В русле много камней. Порог лучше осмотреть. Центральная протока мелкая, а правой можно идти без осмотра, т.к. русло чистое от камней, но на выходе стояки 0,6-0,7 м. Мы шли левым рукавом. За поро­гом справа    впадает один из рукавов р.Мурхой, а за ним пре­красное место для стоянки с песчанным пляжем.

Здесь, или немного ниже, целесообразно сделать ос­тановку на ночь, утрести вещи, устранить выявленные недос­татки в укладке лодки. Скорость воды у стоянки бкм/час.

До следующего порога 6 перекатов (2-7) которыеможно идти без просмотра. Третий из них(4) самый сложный; -много камней, при высокой воде стояки 0,5-0,6 м. После него впадает основной поток р.Мурхой. Следующий перекат(З) располагается в рукавах.

Порог "Ласточкин хвост".  (8) расположен на крутомповороте. Река резко уходит вправо и вниз. Левый берег низ­кий, каменистый, правый - высокий. В центре небольшой островок. Идти надо левой протокой. Лучше осмотреть по левому берегу т.к. с воды плохо виден вход и совершенно не видно нагро­мождение камней в конце островка. В дальнейшем на всём про­яжении порога (300м.) много надводных и подводных камней* Наиболее высокие стояки 0,7м.м. на входе и в средней части порога.

Через 1км. порог "Трезубец" * (9).

С лодки видно много рукавов, основная масса воды уходит влево, туда и надо плыть. Свернув, река резко ухо­дит вправо, сливаясь на три камня. Слева от протоки,до при­жима, небольшой улов. Можно остановиться на повороте и попы­таться осмотреть весь порог. Мы же без просмотра пошли по струе и,увидев прижим,свернули в улов,а дальше, оценив обстановку, разогнались, пересекли основную струю и прошли под правым пологим берегом, оставив камни слева. Справа после протоки отличное место для стоянки. При низкой воде можно проскочить сходу без захода в улов.

Следующие 6 препятствий (10 - 15) до порога "Бык" можно идти без осмотра, но основное внимание следуетоб ратить    на порог "Бычок" (II), следующий за первым перекатом. На выходе из него довольно большой камень. В рус­ле так же много различных камней и стояки 0,5-0,6 м. За ним, примерно через 1км  следует длинная 300 м. шивера(12) в рукавах, разделённых каменистым островом, покрытым лесом. При низкой воде правая протока практически пропадает. Под левым берегом скала идет с поворотом направо, здесь и надо идти. На входе стояки 0,5м. Плыть следует по центру, на выходе взять немного левее, чтобы обогнуть стояки, образо­ванные камнями и слиянием правой и левой проток. Обойти их справа, пересекая струю правой протоки, нельзя т.к. там мелко. Огибая слева,надо помнить,что под берегом гряда камней и поэтому, обойдя основные валы 0,7м, необходимо свернуть к правому берегу. При низкой воде проход несколько легче, чем в высокую воду.

Сразу же после нее снова сложная шивера(22) в видебуквы "Z", в центре довольно большой камень, а сра­зу за вторым поворотом стояки до 0,6м. Всё время приходить­ся   маневрировать,чтобы не налететь на камни. Последние две шиверы (21-22) целесообразно осмотреть.

Далее идёт несколько перекатов,на которых надо бытьочень внимательным. Перед(24) - два дома на левом берегу. Перед (26) ещё несколько домов. На выходе из (26) большие стояки 0,5-0,6м.,уходить от них вправо.

Ещё один простой перекат(27) и после относительноспокойного участка длиной 1-1,5 км. начинается сложная длин­ная шивера "Лабиринт" (28-29).

Вход относительно простой , но чёткой струи нет. Идти ближе к правому берёгу, но не прижиматься к нему. Через 100-150 начинается сплошной лабиринт камней и плит,найти чёткий проход трудно, часто приходится перева­ливать прямо через камни. Участок продолжается примерно 300 м. Затем река делает поворот налево,камней меньше,но внимания не ослабляйте. Справа, с высокого берега стекает ручей,образуя небольшой песчанный пляж. Здесь путь до ручъя 0,5 км. Ручей можно не заметитъ,но участок отделён от дру­гого относительно спокойной водой и после сплошных маневров это почувствуется. На первом участке стояки не более 0,5 м., но масса камней. Особенно тяжело идти при низкой воде.

На втором участке так же следует держатьсяправого берега. В конце мощный слив(29). Он появляется вне­запно ,поэтому надо плыть очень осторожно. Стояки накрывают с головой даже при низкой воде.

Далее метров 200-300 спокойной воды река делает поаорот налево. За поворотом порог «Сокол»(30). Целесообразно осмотреть по левому берегу. Порог короткий 100-150 м, много камней, но стояки не больше 0,5-0,6 м. Проход под правым берегом. За порогом небольшой плёс. На правом берегу отличное место для стоянки + баня. Здесь неплохо ловится хариус,а на притоке есть много чёрной смородины, но для этого надо отойти вглубь около километра. За плёсом сложный порог "Гутарский" (31) Река раздваивается, правая протока мелкая. В 1971г. мы проходили порог следующим образом.

После долгих обсуждений пришли к выводу, что един­ственно возможный путь прохода порога-по центру левой про­токи, так сказать "в лоб". Зайти в порог надо очень чётко, так как от этого в дальнейшем зависит ваша судьба. С воды плохо видно и необходимо выставить сигнальщика;

первый же стояк 0,7 м. захлёстывает лодку, а сле­дующий 1,2 м. накрывает с головой. На мгновение лодка пока­зывается из воды - мощный слив, и её накрывают стояки более .1»5_м^ .Если лвы благополучно миновали этот участок, то при первом же удобном случае приставайте к берегу. Это удаётся осуществить метров через 50-70 на повороте, т.к. течение

сильное, в русле много камней, а управлять полузатопленной лодкой дело далеко не простое.

Плыть без  фартука - слишком большой риск.    Маневрировать в пороге практически не удаётся, поэтому    очень много зависит от правильного захода.

В этом году вода была ниже и мы осматривали порогпо правому берегу.    Вход-по центру, затем уходили под пра­вый берег и, перед открытыми камнями справа, снова уходили в центр. Во всех случаях   порог необходимо осмотреть.

Измеренная нами скорость    за впадением правой про­токи   9км/час. Далее следует шивера около 200 метров.

Вскоре река раздваивается, плыть надо левым рука­вом. Будьте внимательны - здесь порог (34). Проходить надо по центру, не сбиваясь    к левому берегу, т. к. надо уходить вправо от подводных камней и стояков, которые могут накрыть с головой. Впереди довольно длинная 1,5 км. шивера(35). Её можно не осматривать, но помните, необходимо держаться левого берега, т. к. в конце поворота налево, под скалой у правого берега, прижим. Здесь впадает река "Красная". За поворотом небольшой улов. Слева галечный и песчанный пляж. Следующие перекаты(3б-40) можно идти без осмот­ра. Первые три следуют    один за другим, а пятый расположен б правой протоке реки. Вскоре длинная шивера (41), на вхо­де которой два больших камня образуют мощный косой стояк. Мы проскочили между камнями, набрав при этом в лодки при­личное количество воды. Слева есть небольшая песчанная бухта, где можно отчерпать воду и обсохнуть. Далее шивере длиться ещё около     1,5-2 км. Кругом масса камней, по­рой просто не представляешь где можно пройти. Проплыв один из участков , мы потом осмотрели его и так и не поняли-где нам удалось его проскочить. При высокой воде особых эмо­ций эта шивера не вызывала, но в этом году она нас просто  измотала. Вскоре река раздваивается. Идти левой протокой. После поворота видно несколько проток между небольшими каме­нистыми островами.    Впереди (42)    прижим, река уходит впра­во. Идти в прижим не следует, там мелко и много камней. Надо попытаться проскочить между островами. Однако сходу осуществить такой маневр и трудно. Мы пристали к левому берегу, оценили обстановку и подняв лодки немного вверх

по течению пересекли основную струю, попав 5 нужную наыпротоку.

Однако здесь    сильно поработать веслами,т.к.есть возможность сесть на мель у входа б протоку.

Ещё два переката,впереди угадывается какой-топорог  (43). Перед ним левый берег высокий, обрывистый, левый правый слегка возвышенный, заросший лесом. Однако проход простой - надо прижиматься к левому берегу. Здесь существует вроде бы ещё левая протока, но мы её не ис­следовали.

В дальнейшем, при высокой воде, мы насчиталиещё порядка 60-70 перекатов, той или иной сложности, до посёлка   Нижняя Гутара.    Подчас   их трудно различить, да и не имеет смысла, т.к. они проходятся без просмотра. По су­ществу это    просто быстрая река с массой надводных и под­водных камней; однако притуплять внимания не стоит. Мощных  сливов в дальнейшем уже нет,  за исключением участка    в среднем течении р.Тагул, где река прорываясь сквозь скалы образует ряд порогов,которые впрочем на фоне Гутарских являются приятным разнообразием после    спокойного участка ниже впадения р.Гутара в реку Тагул.

Однако при низкой воде, участок 1-1 отмеченныйна карте превращается в сплошную шиверу с большим    коли­чеством камней, раскиданных в шахматном порядке. Здесь мы встретили группу туристов,которые в щепки разбили свой плот.На всём притяжении требуется полное внимание.

Ниже села Н. Гутара перекаты практически пропадают,но река, как впоследствии Тагул и Бирюса, сохраняет довольно быстрое течение 6-7 км/час. За горелым лесом (см. карту) мы замерили скорость воды на перекате- 10 км/час., а в конце Тагульских порогов - 7/км.час. Заметить посё­ лок Нижняя Гутара не трудно. Он расположен на левом берегу реки. В устье р. Н.Ерма виден причал и будка, можно остановиться здесь, мы же проплыли ещё около 1,5 км,  (здесь река делает поворот всё время налево) и остановились в бухточке у дру­гого причала. Под словом причал подразумеваются какие-то колья вбитые в землю, несколько перевернутых на берегу лодок да домик(вероятно склад) проглядывающий сквозь листву. После   села Н.Гутара через 5-6 км. брошенный посёлок на правом берегу, а на Тагуле примерно через каждые 5 км. иабушки охотников и рыбаков, чаще пустые.

Каскад Тагульских порогов тянется примерно 20 км.Всего их насчитывают четыре. Но при низкой воде на протя­жении всех 20км. сплошная шивера, впрочем не сложная.

Интересное место в излучине р. Тагул. Здесь рекаогибает скалу, принимает форму подков. Часть группы пош­ла через перевал, с которого открывается чудесный вид и через 10-15 минут вышли к реке. Остальные плыли на лодках, затратив на это 30 минут. Всего в этом месте есть три пе­релаза, которые отмечены на карте. Наши стоянки отмечены на карте и мы были ими впол­не довольны, однако на маршруте много прекрасных мест, так что выбирайте, что больше по душе.

И наконец о "драматических" событиях нашегомаршрута.

4-1 шивера.    На втором участке, запутавшись в сплошном лабиринте валунов, все три лодки были прижаты к камням. Двум из них удалось выскочить на чистую воду ,  но одну байдарку крепко заклинило между двумя камнями. Лод­ка начала трещать и чтобы её окончательно не сломало, в днище пришлось прорезать дыру около метра.

Матроса смыло и его выловили на повороте реки,акапитан тем временем взывал о помощи. Метрах в 100-150 выше по течению был найден брод и где пешком, где с помощью спасжилета, добрались до по­терпевшего, С трудом оторвали лодку от камней, сломав при этом фальшборт. Под днище подвели пластырь из маленькой упаковки байдарки, чтобы закрыть дыру. Отчерпали касками воду.  К лодке привязали длинную верёвку и один из нас, взяв её в руку, поплыл к берегу. Оставшиеся быстро влезли в байдарку и тоже попытались пристать к берегу. Совмест­ными усилиями спасательная операция закончилась благополуч­но.

Из поломок наиболее существенными были следующие: Сильно сломан кильсон одной из лодок на 20 и 34- шиверах. На пороге "Бык" вырван руль при ударе о скалу.

Заключение

1.       Рассмотренный маршрут является достаточно
сложным и интересным. Требует от участников навыков в про­
хождении сложных порогов, умения быстро ориентироваться и
принимать решения на воде, т.к. просмотр всех сложных
участков реки займёт массу времени, да и не всегда бывает
эффективным. Даже осмотрев препятствие запомнить все ори­
ентиры практически невозможно. При низкой воде, с нашей
точки зрения, маршрут несколько сложнее,чем в высокую воду.

2.     Наша группа прошла все препятствия, хотя мы
слышали,  что другими группами   пришлось делать обносы и
проводки. Из возможных проводок и обносов вероятнее все­
го можно назвать следующие препятствия:

Морская Яма (проводка и, скорей всего,  обнос по левому берегу).

Гутара (проводка или обнос по левому или правому берегу).С меньшей вероятностью сюда можно отнести Бык. Помимо этого возможны проводки на шиверах и перекатах при посадке на камни или мель.

Наиболее сложными,с нашей точки зрения, являются следую­щие препятствия:

пороги "Бык",  "Морская Яма",  "Гутарский"; шиверы№ 20,21,22,28-29(лабиринт),34,41; участок 1-1 при низкой воде.

Общая схема реки с порогами (Лист 1-4)
Схема участка (Лист 2-4)
Схема участка (Лист 3-4)
Схема участка (Лист 4-4)
Схемы порогов "Ласточкин Хвост" и "Бык".
Схемы порогов "Морская Яма" и "Гутарский"