Андрей Феденюк aka Хрю

Чуя-Катунь 2000

(воспоминания)

Уровень воды: Чуя – немного выше среднего, Катунь - низкий.

Участники:

К1 – катамаран Fox-400 (Raftmaster)

Феденюк Андрей, он же Хрю (капитан)

Симаков Вася

Феденюк Петя

Кульберг Серега

К2 – катамаран «Тритон-2»

Никоненко Андрей

Гротов Саня

Так сложилось, что в 2000 году нас набралось всего 6 человек, причем не смогли поехать двое весьма опытных члена команды. Мы позаимствовали у знакомого тритоновскую двушку, и, после некоторых раздумий, выбрали в качестве маршрута Чую с Катунью. Прочтение отчетов и описаний этого маршрута вызывало некоторое недоумение, так как одни описывали Чую довольно спокойно, а у других встречались «пульсирующие 4-хметровые валы» и прочие ужасы. В общем, мы подумали, что если будут ужасы, то мы их обнесем, так как экипажи получились сильно перетасованные и не имели возможности сгрестись. Особенности заброски я описывать не буду, они общеизвестны, однако, если заброска осуществляется через Бийск, то советую прикупить там газетку «Деловой Бийск», в ней полно объявлений об извозе по ценам ниже, чем у привокзальной мафии. С помощью этой газеты мы быстро нашли водителя, который довез нас до места (мы не стали доезжать до Чибита, а высадились где-то в 10 км выше порога Сумрачный. Приехали мы во второй половине дня, застапелились, поужинали и завалились спать.

Ch01.jpg – вся группа у костра. Слева направо: Саня, Андрей (Никоненко), Серега, Вася, Андрей (Феденюк), Петя.

Выплыли на следующий день после обеда (очень долго спали, затем паковались) с целью доплыть до «Буревестника» (времени у нас было с большим избытком, так что торопиться было некуда). После того, как доплыли до «Сумрачного» и прошли его первую половину, я сбегал до «Буревестника» и обнаружил там большую группу отдыхающих. Было решено встать на стоянку, погулять по окрестностям и поесть земляники.

«Сумрачный» - простой (3 к.с.), но довольно мощный в нашу воду порог. Струя с валами и локальными бочками. В середине порога, у правого берега улово, где можно зачалиться. Просмотр по правому берегу. Можно идти сходу.

На следующий день дошли до «Бегемота». Прохождение «Буревестнике» снимали на фото и видео, «Ярбалыкский» не запомнился.

«Буревестник» - несложный (3 – 3+ к.с) порог. Желателен просмотр. Начинается на резком правом повороте. 1-я ступень – справа мелкая шивера (из-за мутной воды камни видны плохо), слева надводные и полуобливные валуны. Удобнее идти по центру. 2-я ступень – сужение с валами. Просмотр по правому берегу. На правом берегу – обилие стоянок.

ch02.jpg – К1 в «Сумрачном» ch03.jpg – К2 в «Буревестнике» ch04.jpg – где-то между «Буревестником» и «Бегемотом»

С утра шли «Бегемот» - один из трех наиболее сложных порогов на маршруте.

«Бегемот» - сложный (5 к.с.) порог. Просмотр обязателен. Можно выделить 5 ступеней. Наиболее сложны первые 100 м порога, включающие 1-3 ступени. 1 ступень – слив 1.5 м с бочкой между опорами моста, 2-я – резаный слив около 1 м с бочкой, у левого берега пологий язык, 3-я – слив сложной структуры с обливным (в нашу воду) зубом ближе к правому берегу, 4-я – слив около 1 м, более пологий слева (у нас посреди слива торчало бревно, впрочем не опасное). За 4-й ступенью – обширное улово у левого берега. 5-я ступень – резаный слив около 1 м с котлом по центру, есть спокойный проход... угадали! слева. Далее простая выходная шивера. Просмотр возможен по-видимому обеими берегами (мы – левым).

Первой пошла 4-ка. Успешно проскочив первую ступень, дали затянуть себя слегка вправо и, в результате во второй ступени попали в бочку, которая отбросила нас еще вправо. Ничего не оставалось делать, как пройти третью ступень между зубом и правым берегом. Тряхануло нас там изрядно: на заходе там оказался пологий слив с крученым валом, сразу за которым был еще один слив, на этот раз крутой и хорошей бочкой. После того, как кат разогнался на первом сливе, он на полной скорости влетел в бочку как в стену, встал на носовую свечку, но не перевернулся. За 4-й ступенью встали на страховку. Экипаж двойки, пронаблюдав данное зрелище, прошел порог, облизывая левый берег, без приключений.

ch05.jpg – К1 прошел 1-ю ступень ch06.jpg – он же в 3-й ch07.jpg – К2 в 4-й ступени (снято с воды)

Далее плыли все сходу «от забора до обеда», то есть до ужина. Все препятствия доступны для движения сходу. Запомнился «Слаломный» (3+ к.с.) – длинный порог с обилием камней в русле, требующий активного маневрирования. Еще запомнилось, как К2, ради развлечения влезавший во все попадающиеся локальные бочки на реке, в конце концов заехал на «пьедестал» посреди реки.

ch08.jpg – и в походе есть время почитать

На следующий день у нас вторая изюминка реки – пороги «Турбинный» и «т/к Горизонт». Мы не послушались лоции, которая рекомендовала для просмотра «Турбинного» сначала вылезти на берег у какого-то километрового столба, а потом пилить хрен-знает-сколько до порога, и, как оказалось, правильно. Начало порога и место для чалки пропустить невозможно. При первом взгляде порог впечатляет – не ясно, где же здесь чистый проход, однако при внимательном рассмотрении оказывается все не так уж и сложно.

«Турбинный» - сложный (4 - 4+ к.с.) порог. Просмотр обязателен. Представляет по сути слив сложной структуры. Перепад на пороге – не менее 3 м. Начинается на резком левом повороте. На заходе разделен скальным островком (камнем его назвать язык не поворачивается) на две основные протоки. Посередине левой протоки находится большой полуобливной бульник, который делит сильно вспененную струю еще на две части, далее, за ним, уже в спокойной воде торчит скальный обломок. Правая протока практически прямая, но более крутая, причем более половины струи утыкается в конце в здоровенный бульник у правого берега. Просмотр правым берегом. Правым же берегом можно дойти до находящегося в полукилометре ниже «Горизонта».

Проходить решили самым левым вариантом. На 4-ке мы хотели проделать хитрый фокус: залезть в уловцо у левого берега перед самым сливом. Однако квалификации (или схоженности) экипажа не хватило и в результате пришлось позорно пройти порог кормой вперед. Экипаж 2-ки решил не выпендриваться и прошел чисто.

ch09.jpg – «т/к Горизонт» общий вид слива ch10.jpg – К1 идет ж##ой вперед ch11.jpg – «К2 почти не виден»

После прохождения «Турбинного» мы перекусили и пошли смотреть «Горизонт». Мдаа... Прижим радостных эмоций не вызывает. Решили идти левым вариантом.

«Турклуб Горизонт» - сложный (5 к.с.) порог. Начинается в скальном каньоне со стенками до 20-25 м. Вначале русло разделено грядой камней на две протоки. В правой – крутой слив не более 2 м (с полки каньона трудно определить масштаб препятствий, посему оценки очень грубые), в левой - бочки и обливные камни. После гряды струя образует пологий слив (высоту я не смог оценить, так как неясно откуда считать) с мощным пульсирующим пенным валом, высоту которого я бы оценил метра в два. Затем бОльшая часть струи упирается в скальную стенку правого берега. Отбойного вала нет. Оставшаяся часть струи на выходе образует пенный вал и плавно переходит в выходную шиверу.

Мы недооценили мощность бочек в левой части струи и поплатились за это. Бочка в самом начале порога тормознула 4-ку и закусила один баллон, после чего кат врезался в скальную стенку левого берега, развернулся, влетел лагом в следующую бочку, где его чуть не кильнуло и зашел в пенный вал кормой (опять, блин!). Когда вал оказался позади, можно было бы спокойно идти по центру струи, но не тут-то было. У одного носового оторвало коленный ремень, и он завалился между баллонов, а второго просто вымыло из упоров. Пока первый принимал вертикальное положение, а второй, удерживаясь на опоре, влезал в упоры, время было потеряно и мы въехали в прижим. Правда мы спокойно из него выехали, но все равно неприятно. Но двойка отколола не менее интересный финт. Ребята зашли практически вплотную к гряде камней, их слегка подразвернуло входной бочкой и они сели на обливник, который планировали пустить между баллонов. Кат вяло съехал с обливника, полез в щель между камнями гряды и благополучно выполз в правую протоку. После чего оставшаяся часть порога была пройдена чисто.

ch12.jpg – К1 на грани киля после столкновения со скалой ch13.jpg – опять ж..., пардон, кормой ch14.jpg – «правая протока все же лучше левой» ch15.jpg – К2 и пенный вал ch16.jpg – К2 на выходе из порога.

На этот день нам хватило и мы остановились на левом берегу сразу за «Горизонтом».

ch17.jpg – пока люди работают, снаряжение загорает!

На следующий день мы с Васей пересели на 2-ку, а Андрюха с Саней, соответственно, на 4-ку. Весело проплыв выходные шиверы, впали в Катунь, доплыли до Ини, где скупили большую часть пива, и встали на шикарном пляже, где-то между р. Яломан и «Ильгуменским». Ужин с пивом – это, конечно, вешь!

ch18.jpg – почти пальмы

На следующий день дошли до «Ильгуменского». На берегу толпы отдыхающих, глазеющих на прохождение порога разными группами.

«Ильгуменский» - простой (3 к.с.) порог. Сужение русла с валами до 3 м и слабой бочечкой в конце. За порогом длинный плес.

Четверка спокойно покатилась по порогу (ощущение – как по морю плывешь), и встала на «страховку» у правого берега. «Страховка» представляла из себя зачаленный за камни кат и трех балбесов, развалившихся на нем и травящих байки. Вдруг раздался свист видеооператора и из за скального выступа плавно выплыла кильнутая двойка с улыбающимся Саней на баллоне. Оказалось, что их положило косым валом, и оторвавшийся от ката Андрюха, обнаружив себя в улове и не обнаружив в пределах видимости ката, просто вылез на берег. Противоположный. Пока балбесы-«страховщики» (в числе них был и автор этих строк) отчаливали кат и напяливали каски, Саня с двойкой успел солидно отплыть (там хоть и плес, но несет хорошо, кто бывал на Катуни, знает). Попытки зачалить, а тем более поставить на ровный киль груженую двойку одним человеком успеха не принесли, и Саня, не переставая улыбаться, дождался, пока мы его догоним и затолкаем в улово. Подобрав Андрюху с левого берега и Васю (оператора) с правого, поплыли дальше и встали на очередном пляже.

ch19.jpg – К1 в «Ильгуменском»

С пляжа как раз снималась коммерческая группа, предложившая нам доесть оставшуюся после обеда «уху». «Уха» фактически оказалась кашей из картошки и консервированного лосося, которую мы с удовольствием слопали. Не успели мы отвязать рюкзаки, как к пляжу подошла еще одна коммерческая группа (шедшая, как и мы, Чую-Катунь), и нам пришлось потесниться. Вечером посидели с гидами и русскими клиентами у костерка. На следующий день была дневка с баней, правда баню все время сдувало ветром.

После дневки поплыли дальше, проплыли Кадринскую трубу (красивые места) и доплыли до Шабаша.

«Шабаш» - несложный (3+ - 4) порог. Состоит из двух ступеней. В первой на заходе несколько бочек, оставляющих проход справа и пологий слив с пульсируюшим «покрывалом» (то ли бочкой, то ли валом) левее центра. Вторая ступень – дорожка валов в сужении, на заходе слева слабые бочки, справа вплотную к берегу слив с мощной бочкой.

При прохождении 1-й ступени «Шабаша» четверкой по центру, на заходе зацепили одну из бочек кормой, в результате чего Васю смыло, пожевало в бочке и покувыркало под «одеялом». Он вылез на берег даже раньше, чем зачалился кат. Двойка прошла вплотную к правому берегу. На второй ступени немного снимали.

ch20.jpg – К1 во второй ступени «Шабаша»

Далее на реке заметных препятствий нет. Плыли, изредка залезая в упоры, дабы не вывалится в шиверах. Одно из интереснейших мест нижней Катуни это так называемые «Пни» - пороги(?) «Тельдекпень-1 и –2». Одну из стоянок мы устроили непосредственно перед «Пнями», где к нам присоединилась группа из Самары на 2-ке и каяках, шедшая с Урсула. С утра я решил попробовать прокатиться на каяке. Пока я плавал в улове 3´4 м, все было хорошо, но, попытавшись выйти на струю, я тут же залег. Сработали катамаранные рефлексы, и через несколько секунд я стоял на берегу с веслом в одной руке и «Церрой» в другой.

ch21.jpg «Тельдекпень-1» ch22.jpg – он же

Далее сплав становится еще более спокойным, последнее заметное препятствие до Чемала – порог «Еландинский». Свинчивались мы из Чемала, причем на ночевке у нас сперли 3 литра меду. В Чемале свинчивается огромное количество народу, поэтому лучше заранее договориться выброске где-нибудь в Бийске.

ch23.jpg – «анаша, анаша, до чего ж ты хороша!»

Если есть какие-то замечания по тексту, пишите andy@oxylipin.ibch.ru