Тех.отчет

р. Исьма 14 – 15 апреля 2001 года.(Е.Куликов)

Участники

Е.Куликов, П.Кубашевский, О.Мысловская – все на Ласточках-11.

Краткая характеристика маршрута.

Длина р.Исьма от д.Симбухово до устья – 33-36 км, от устья до г.Боровска по р.Протве – 12 км. Уклон на участке д.Симбухово – устье лев. притока Ильятенка свыше 1м/км , на участке устье лев. притока Ильятенка – устье р.Исьма около 1 м/км. Маршрут проходим только в половодье, в это время на большей части река представляет из себя достаточно быстрый поток через кусты, деревья, завалы. Обносных завалов при такой воде (40-50см ниже максимума паводка в этом году) практически нет – все можно обойти(проползти) по краям через затопленный лес. На маршруте есть четыре препятствия, заслуживающих отдельного упоминания: бобровый завал перед перекатом в 4-5 км от д.Симбухово, плотина-мост в д.Василисино, порог над трубой газопровода перед д.Глинки и мощная шивера неясного происхождения в лесу около д.Князево длиной около 80-90 м с валами до 0.8м и деревом поперек на выходе. В целом на мой взгляд речка проще Волгуши, хотя и не намного.

Заброска

1.Москва-Белорусская – г.Можайск эл.поезд отпр. 6.57 (из М.-Белор.)

2.г.Можайск – г.Верея автобус отпр. 9.40 (из Можайска)

3.г.Верея – д.Симбухово частный извоз по договоренности.

Тех.отчет

Выезд из Москвы на эл. 6.57. В поезде полно народу вплоть до самого Можайска. В Можайске автостанция прямо рядом с ж/д вокзалом. Покупаем билеты до Вереи. В Верее ищем таксиста, что оказалось, на удивление, непростым делом. Через 30 минут находим мужика, который готов везти в д.Симбухово за 150р.

В 11.20 мы на месте. Сразу за мостом через реку вниз по течению отходит дорога, вымощенная бетонными плитами, по ней через 150-200м удобное место для сборки. Река течет по пойме залитой водой, ширина русла 3-5м, скорость течения 6-7 км/ч. Собираемся и в 13.00 выходим. Исьма сильно петляет среди деревьев, стоящих в воде. Основные препятствия – бревна поперек с узкими проходами под берегами и прижимы к кустам. Сплав достаточно интересный, но для Ласточки-11 при движении на отрицательной скорости проблем с прохождением практически не возникает. Около 14.30 подходим к первому обносному завалу. Бобры свалили несколько толстых осин с правого обрывистого берега. Обносим по левому берегу метров 50-60. Сразу за завалом быстрина с небольшими стоячими волнами. Дальше Исьма течет через великолепный смешанный лес до д.Варварино. В р-оне Варварино река входит в пойму шириной метров 100, заросшую ольхой и ивами и начинает петлять сквозь завалы и кусты. Достаточно часто приходиться уходить с основной струи шириной 3-4м в пойменные, залитые водой деревья и кусты для обхода завалов. Течение по-прежнему остается быстрым. Примерно через 1.5-2км после д.Варварино течение начинает замедляться, русло расширяется до 20-30м – сказывается подпор плотины-моста в д.Василисино. Естественно, специально для нас на этом участке сильный встречный ветер. Какие-то рыбаки сетями ловят рыбу. В Василисино приходим примерно в 16.30. Перед плотиной небольшой пруд. При нашей воде пологий слив чуть больше метра, можно идти как в правый, так и в левый проем. После слива проносная бочка и участок быстротока с небольшими валами. Лучше перед проходом просмотреть. Мы шли в правый(фото 11 ). Глубина на перегибе около 40 см. За плотиной река опять разгоняется до 6-7 км/ч. В 17.00-17.20 огибаем по большой излучине дачный массив прямо на берегу реки, дачи стоят пустые – еще не сезон. Неприятно выглядят затопленные электрические розетки вдоль берегов (видимо летом используются чтобы качать воду). На выходе из дачного массива – действующий коровник прямо у воды. Затем река входит в неплохой лес, тянущийся на 1.5-2км. Глядя на карту, решаем ночевать т.к. дальше большой безлесый участок. В 18.00 встаем на ночевку на левом крутом берегу высотой метров 15 в конце лесного участка. Наверху полоска ельника с дровами, за ней поле с пятном нерастявшего снега – для воды (из реки пить как-то не хочется).

С утра подъем в 8.00. Выходим в 11.00. Солнце, однако не жарко. В районе 12.00 проходим д.Гуляй-Гора и д.Клин. Около деревень по берегам помойка и в русле бревен, больше чем в лесу. Левый приток Ильятенка проплываем не заметив. Течение слабеет до 4-5 км/ч. В 13 часов с небольшим подходим к газопроводу, обозначенному на карте перед д.Глинки. Над трубой(?) слив шириной метров 5 и высотой 0.6м, за сливом валы и сильная струя наваливает на правый берег под обрыв и на березу с кустами, впрочем места для ухода более чем достаточно ( фото 99). Долго (около 1.5часов) идем через д.Устье – постоянно приходиться идти на отрицательной скорости, иногда возвращаться против течения, прячась в улова за деревьями, для поиска другой протоки. В д.Спас-Косицы очень красивая церковь, видная с воды по правому берегу. Где-то в 15.40 перед д.Князево подходим к нетривиальному для этой реки месту. Исьма поворачивает направо, левый берег крутой, лесистый, высотой около 30 м. За поворотом виден перепад воды около 0.5м, затем валы и слышен шум, окончание всего этого не видено за изгибом русла. Чалимся метрах в 20 от начала и я иду смотреть. На берегу родник и известняковые осыпи. Оказывается это шивера длиной метров 80-90 с большим перепадом и приличными валами (как потом оказалось около 0.7-0.8м). На выходе с правого берега лежит здоровое дерево с несколькими стволами и кучей веток,остается проход под левым берегом шириной около 1м, который прикрыт нависающими кустами, растущими на левом берегу. Скорость течения около 10-12 км/ч, все бурлит и в пене. Возвращаюсь, рассказываю обстановку. Иду первым. Сваливаюсь с первого слива на отрицательной скорости и оказываюсь сильно удивлен высотой валов, первое впечатление: сейчас перевернет в валах. Начинаю интенсивно грести, набираю скорость, становится лучше, ныряю под кусты, встаю в улово в 30 м от поваленного дерева. Смотрю как проходит Павел. Чисто.

Он встает в улово чуть выше меня под другой берег. Ждем Ксюху. Ксюха вылетает на из-за поворота и идет прямо на дерево под правый берег, испугавшись кустов. Машу рукой в сторону левого берега, она разворачивает Ласточку поперек, в валах показывается дно, устояла, но отчаянная попытка не удалась, лодка цепляет за ветки дерева, опять показывается дно, отчаянный крен на дерево, весло уплывает, лодка стоит на одной из толстых веток уже ниже основного ствола. С трудом подбираюсь по грудь в воде, держась за дерево, как можно ближе и передаю ей весло, подобранное Пашей из воды. Попытка слезть с ветки моментально заканчивается килем. На струе мелко – чуть выше пояса, Ксюха встает на ноги, ее тут же сбивает с ног, и она с Ласточкой отправляется в плавание, но ненадолго, через 30 м течение ослабевает и ей удается, оттолкнувшись ногами от дна выбраться на берег. Паша второй раз подхватывает весло, Ксюха выливает воду из лодки и мы идем дальше. Скорость течения увеличивается до 7-8км/ч, бревна, прижимы идут один за одним, несколько раз приходиться уходить в боковые протоки, так как основная струя завалена, постоянно цепляя то одним, то другим бортом за деревья и бревна. В д.Маламахово-Аграфенино затопленный бетонный мост, через который сверху приходится провести. Ниже течение ослабевает, русло становится чище, хотя несколько завалов присутствует, и в 17.40 мы входим в Протву, которая в этом месте имеет ширину около 70-80м и приличное течение. Встаем на обед до 19.00. Звоним в Москву, Паша договаривается с супругой о встрече нас в Боровске. В 20.30, практически в темноте, мы приходим к автомосту в Боровске, пройдя последние 12км по Протве.

Выезд

Из Боровска до ст. Балабаново ходят автобусы. Из Балабаново эл.поезда до Москвы Киевской. Нас забрали на автомашине от моста в Боровске. До Москвы около 2х часов езды.