НЕЗАСЛУЖЕННОЕ НЕВНИМАНИЕ

или Как мы КАЛГОтились на реке Калге в июле 2003 года
Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь 




Идею Калги Артем начал продвигать еще год назад. И не без оснований: он бывал в Калгалакше и считал это место заслуживающим внимания, а, следовательно, и реку, ведущую к нему, - заслуживающей прохождения. Срок летнего отпуска (июль) мы согласовывали чуть ли не зимой. Однако утрясали его в последний момент: общей у всех выдалась только неделя.
Это, конечно, настораживало: хватит ли пяти-шести ходовых дней на малоизвестную (отчетов по Калге относительно немного) и довольно порожистую (некоторые препятствия в книге Шилова оцениваются аж «четверками»!) реку. Но выбора не было. Остальные «претендентки» на наши отпускные дни были либо длиннее, либо труднодоступнее. Кроме того, часть команды активно желала «моря» – вероятно, предполагая, что на берегу его нас ждут янтарные пляжи и пальмы, сгибающиеся под тяжестью фиников.


Итак, выбор был сделан в пользу Калги. Команда собралась такая:
Артем + Дима (экипаж КНБ Артема);
Василий Николаевич + Егор (экипаж «Свири»);
Наташа + Андрей (экипаж «Вьюна»).

Сроки проведения похода: 5 – 14 июля 2003 г.

Дневник


5 июля


Единственный день, оставленный нами на сборы, в итоге оказался практически полностью занят другими делами – причем настолько плотно, что до последнего момента не верилось, едем ли… Но вот наконец мы с Наташей шагаем на платформу электрички. На ней нас уже ждет Василий Николаевич – но почему-то без Егора. Оказывается, тот забыл паспорт и побежал за ним домой. «Благодаря» этому мы пропустили намеченную электричку и ждали следующей почти час. Правда, Егор вернулся не только с паспортом, но и с пивом, что скрасило бесконечное (как обычно ощущается в таких случаях) ожидание.
На вокзал прибыли на удивление вовремя: почти одновременно с пунктуальным Артемом. В противном случае нам досталось бы… пусть на словах… До посадки успели сбегать в Рамстор и купить продуктов в дорогу.

6 июля


Ночной Ленинградский вокзал забит водниками. Кто-то охраняет охапки труб, кто-то – груды рюкзаков с торчащими из них веслами. Наш поезд – в 1-17. У нас немало попутчиков, но, в основном, в других вагонах. В наш вагон селится еще одна группа, но до знакомства дело как-то не дошло.

Около полудня прибываем в Лодейное Поле и запасаемся копченым сигом, миногами и прочими местными деликатесами. А во время остановки в Петрозаводске участники совершают аж два рискованных марш-броска: Егор – в книжный магазин на площади перед вокзалом, Наташа – в продуктовый магазин в подвале вокзала (за напитками). Однако не прошло и трети (!!) времени стоянки поезда, как оба они уже вернулись с покупками.
Потом было еще много коротких и длинных остановок, причем чем дальше, тем больше народу вылезало из поезда на длинных, чтобы размяться и подышать воздухом. Сфотографировали на память вокзал в Медвежьегорске (причудливое зеленое здание). Пора бы уже и спать, но ночь белая, сон не идет, а вставать – в половине четвертого… С трудом забываюсь… но почти сразу чувствую, что меня будит Дима: пора!

7 июля


Поезд несется сквозь болотистое мелколесье. Оно простирается в обе стороны от дороги, насколько хватает глаз. Зеленые просторы перемежаются серо-стальными вкраплениями озер (утро – неяркое, облачное). Артем начинает узнавать места: отдельные казармы, мосты через Кузему (воды нет совсем!!) и Воньгу (вода, вроде, есть…). А вот и Калга, тоже, кажется, не пересохшая… Вещи уже в тамбуре. Станция Энгозеро: пора высыпаться наружу. Мы делаем это в одиночестве: коллеги-туристы либо вышли раньше, либо едут дальше.
Не успели выгрузиться, как подкатил УАЗик-«головастик» и предложил подвезти до воды. Мы даже цену не спросили. Да и идти оказалось всего минут 15. Дошли до озера и прямо у деревянного мостика начали стапель.

Собирались необычайно быстро и организованно (подгоняли комары). Некоторое дополнительное время заняла борьба со «Свирью», но в итоге все три лодки оказались на воде практически одновременно. Мне удалось найти несколько червей (которые потом весьма пригодились). Стартовали примерно в 8-00.
Едва вышли в озеро, как поднялся приличный ветер, разогнавший волну. Ну, к подобному нам не привыкать, перешли до нужного мыса довольно быстро, минут за 20 (это первый мыс с левой стороны), а вот повернуть… Ветер дул справа/сбоку, поворачивать же надо было налево, неминуемо подставив ему борт… Повернули. За мысом направление нашего движения поменялось вплоть до обратного, а вода стала спокойной и тихой. На оконечности мыса и со стороны залива на мысу есть стоянки, затем их некоторое время не будет.
За следующим (по правому борту) мысом повернули направо и бодро погребли вперед, но… уперлись в тупик. Развернулись, двинулись обратно и обнаружили, что в азарте выйти наконец в реку даже не обратили внимания на залив, уходящий вправо – а между тем даже на карте-двухкилометровке хорошо видно, что идти надо сюда… Вскоре залив завершился левым поворотом – и отчаянным каменистым мелководьем. В принципе, это место может служить «барометром» состояния реки: если вам удалось здесь пройти, не вылезая из лодок, значит, воды будет достаточно. Если не удалось – еще не поздно вернуться в озеро и двигать либо на Воньгу, либо на станцию. Нам пройти удалось, поэтому мы вскоре ощутили под днищами течение Калги.
Ощущали его недолго: едва река сузилась, как впереди прилично зашумело что-то весьма плохо просматриваемое. Пока «Вьюн» барражировал поперек струи на входе в препятствие (экипаж пытался выбрать место более удачной чалки, чем те, что предлагались местностью), Артем с Димой уже выбрались на левый берег и дошли до кульминационного места порога. Это были опоры старого (возможно, когда-то не достроенного) моста. Пролеты, ближние к берегам, были наглухо перегорожены застрявшими бревнами, кроме того, какой-то «доброжелатель» положил бревно и поперек единственного чистого прохода – прямо на уровне груди гребца. Возможно, местные жители используют это бревно для перехода на другой берег, впрочем, для этого, пожалуй, надо быть прирожденным канатоходцем.
Заход в пролет для не слишком маневренных байдарок осложняется двумя обливными камнями, лежащими практически вдоль по струе. Первый виден хорошо и служит ориентиром захода, второй мешает гораздо больше: он больше залит, хуже виден и отклоняет лодку вправо от необходимого курса (если идти правее камней). Если же брать левее, заход в пролет происходит по дуге, что тоже не упрощает курса. Далее следует чистый широкий слив (в озеро), в малую воду, возможно, осложненный камнями.
ДЛЯ ВСЕХ ГРУПП рекомендуем просмотр этого препятствия! Hеудачный заход в пролет (навал на опору, заклинивание) или очередное бревно, лежащее поперек (отруливать некогда, да и некуда) оставляют немного шансов. Для наиболее осторожных - возможен довольно корявый обнос по левому берегу (вроде, по правому - лучше, но мы не смотрели). Так как порог в имевшихся у нас лоциях и у Шилова названий не имеет, мы присвоили ему свое - «Шлагбаум».
Артему удалось убрать опасную перекладину, и мы пошли. Артему с Димой и В.Н. с Егором я посигналил, они успешно прошли справа от камней, причем В.Н. ухитрился чудом не задеть головой бревна, торчавшего из правой опоры моста… Наташа добросовестно (невзирая на отчаянно осаждавших ее комаров) отсняла прохождение «Свири» на видео, после чего мы с ней «взяли» порог левым маршрутом.
Далее следует озеро Песчаное. Слева/впереди есть стоянка, определенная нами по палаткам и дымку. Озеро преодолевается минут за 10. Выход из озера – практически строго по ходу течения впадающей в него Калги (чуть левее).
А за озером река совсем небольшая. С первых же метров она напомнила подмосковные речки весной: маленькая, шустрая, поворотистая. Только исключительно чистая и прозрачная, но - достаточно глубокая (по нашей воде). Никаких типичных карельских особенностей: скал, валунов… А какое веселое течение! Ох, давно его не встречалось…
Несколько резких поворотов – и снова слышен шум. На этот раз порог, хоть и длиннее, хорошо просматривается с воды. Пенная «горка» уходит в правый пролет деревянного автомобильного моста с дерновым покрытием – похоже, действующего. Пролет высокий, «горка» – чистая (в большую воду), оказаться в левом пролете или повстречаться с опорой можно только при большом желании. «Двойка». Для верности (особенно в малую воду) можно просмотреть – и, вероятнее всего, с моста. Оттуда же можно сделать эффектные кадры прохождения, если не полениться, как мы.
Еще несколько поворотов – и мы видим железнодорожный мост. Лоция обещает под ним (или перед ним) перекат, осложненный сваями. Сваи видели, перекат, видимо, был залит. Проходы чистые.
Снова повороты, повороты, повороты… лес отступает, река выходит на болотистую равнину – и справа становится видна не обозначенная на карте ЛЭП, а слева - широкий скальный выход-«лоб». На нем удобно пообедать (что мы и сделали), а вот насчет лагеря… Не знаю, удастся ли кому-нибудь вбить колышки палатки в голый камень. Но в аварийной ситуации место для стоянки сойдет.
Пока поглощали суп, я попытался покидать блесну и, конечно же, зацепил ее посредине реки. Пришлось подгребать к месту зацепа на лодке, однако блесна не освободилась (крепко вцепилась в бревно), и ничего не осталось, как лезть за ней, раздевшись ниже пояса. Отцепил – но только для того, чтобы через несколько минут оборвать ее – уже безвозвратно.
После нескольких петель по болотистой равнине река вновь вошла в лес – и тут же обрушилась вниз очередным порогом. Проход – под левым берегом, справа – гряда камней, обманчиво (весьма неглубоко) залитая большой водой. «Двойка» с натяжкой. Просмотр – только в малую воду.
Следующий порог – с поворотами, продолжения с наплыва не видно. Вначале плавный поворот влево, потом резко вправо – и тут струя выносит прямо на каменистый островок-завал по центру и гряду камней слева от него. Нужен резкий правый поворот, за которым тут же должен последовать левый, чтобы лодка не ушла под самый правый берег (там тоже камни). С удовольствием назвали бы порог Слаломным, если бы такое препятствие уже не существовало – правда, на другой, далекой от Калги реке. «Двойка» без натяжки.
Несколько сотен метров – и следует порожек, в котором мощная струя идет под самым левым берегом (справа почти до левого берега идет каменная гряда). «Единичка».
За порогом ненадолго останавливаемся: Артем и В.Н. оценивают повреждения своих лодок (не избежали посадок на камни). Артему приходится клеиться. Мы с Наташей барражируем под порогом, прочесывая акваторию блесной. Она постоянно цепляется, приходится подгребать и отсоединять. Наконец – первый трофей (щуренок весом 200 г). Решаем выпустить.
Устав от ожидания и комаров, идем вниз – и проскакиваем еще один порожек, похожий на предыдущий. Река здесь разделена островом на две неравные части, правая завалена бревнами, но с наплыва кажется, что проход есть. Чтобы подстраховать и направить в нужное "русло" «Свирь», которая должна была идти за нами, "зависаем" за порогом. Бросаю блесну под порог и вдоль течения. И небезуспешно: берет довольно крупная рыба, причем не щука. Вытаскиваю – язь примерно на 1 кг. "Свирь" благодаря нашим сигналам проходит верной дорогой, а порог получает название "Три сосны" (на острове - несколько высоких сосен) или "Язевый".
На некоторое время препятствия пропадают, и через несколько сотен метров река вливается в большое Поригозеро. Курс по нему - прямой, небольшие островки должны остаться справа. Выход из озера - влево за мысом, на котором есть подобие стоянки. Ориентироваться можно также по шуму переката.
Перекат, перерастающий в порожек, мы окрестили Озерным. Он имеет три ступени, причем третья в высокую воду почти не заметна. Остальные проходимы легко. Затем следуют еще несколько порожков, и река образует неширокую ламбину без названия. Когда Калга вновь входит в свое небольшое русло, на правом берегу прямо из болота вырастает длинный камень-грива, слегка поросший деревьями. Вылезаем, разглядываем. Сразу за камнем река поворачивает на 180 градусов назад, потом влево – и впадает в Пиртозеро. Красиво!

Перекусываем слегка сухим пайком, фотографируем растущие на камнях деревья и выходим. Время – 16-00, скоро пора будет думать о ночлеге.
В Пиртозере мы с Наташей немного отстаем: уж очень заманчивы места для заброса блесны. Вскоре попадается окунек, которого за малый рост отпускаем. Следом попадается окунек побольше (сопоставимый по размерам с ладонью) – таких мы берем! Но… наверное, нас уже заждались. Разворачиваемся и берем курс на выход из озера (островки на нем надо оставлять по правую руку).
А на выходе хорошо видна футболка на березе. Это – ориентир первого сложного (по Шилову - «четверочного») порога Грива. Чалимся справа, в русле маленького ручейка. Берега топкие, комаров – тучи. Вся команда уже на просмотре. Порог длинный, но рекомендуется дойти до его конца, который за крутым правым поворотом. В нем почти по центру торчит приличный «жандарм» – вот его желательно бы обойти… По нашей воде это, похоже, можно сделать и с обеих сторон, по малой – только справа. Перед поворотом слева – большой улов, куда, впрочем, соваться бессмысленно, разве только в аварийной ситуации (что, впрочем, менее реально, чем осознанный заход). Обливники в пороге разбросаны достаточно просторно и просматриваются с воды, а некое подобие бочки с мелким заходом (перед поворотом под правым берегом) если и не миновать, то преодолеть – безопасно. «Тройка».
Возвращаемся к лодкам и узнаем, что В.Н. с Егором намерены обноситься. Воспользовавшись случаем, вручаем Егору камеру и обозначаем точку съемки. В итоге прохождение было заснято, правда, без комментариев. Первым прошел «Вьюн», потом Артем с Димой. Они попытались - ради интереса зайти в левый улов, но обнаружили, что он очень мелкий. В результате этого маневра им пришлось обходить "жандарм" слева - впрочем, успешно. Потом они же перегнали вниз «Свирь». Тяжелого обноса не понадобилось.
Погрузились – и вскоре вышли в Первое Амбарное озеро. Некоторое время спорили о возможном выходе. Ориентиром его оказался мост через протоку во Второе Амбарное озеро. Сразу за мостом протока делает резкий поворот вправо, а на левом берегу обнаруживается стоянка. Поскольку дорога не производит впечатление оживленной (до утра по ней так и не проехало ни одной машины, а следы колес были явно многодневной давности), мы решили, что встать будет вполне безопасно. Тем более, что все уже прилично устали (не забывайте, что это был день нашего приезда, а перед ним – практически бессонная ночь), а тут и дрова, и ветерок…
Но… какая же усталость не отступит перед возможностью половить рыбу! Едва поужинали и поставили палатки, как мы с Егором и Наташей перебрались на мост. Егору был вручен спиннинг, мне досталась удочка. Вскоре Егор вытянул язя (чуть поменьше моего) и щучку (да, забыл сказать, что под Гривой мы «взяли» на блесну еще одного щуренка и выпускать уже не стали), а кроме того, котелок практически наполнился плотвой и окуньками… Не беда, что черви быстро кончились (как выяснилось потом, они частично расползлись по лодке): на хлеб рыба клевала столь же активно, даже окуни!

Ловля закончилась, когда Егор «повесил» блесну на ветку высоченной сосны. Да и пора уже было спать… Только В.Н. не поленился и все-таки сварил пойманную рыбу. Ели ее уже утром.

8 июля


Ночью в палатку через сетку проникла мельчайшая мошка. Хорошо, что стоянка была в целом не слишком комариной, а погода – достаточно прохладной, чтобы хоть немного прикрыться от кровососов. Найдя в лодке расползшихся червей, мы с Егором вновь отправились на мост, клятвенно пообещав мелочь больше не брать (а крупных складывать в майонезную баночку). Плотва и подъязки почти мгновенно ощипали наших немногочисленных червей, а единственный крупный «рыб» ухитрился… исчезнуть вместе с пакетом, куда его положили (!!). На блесну ничего поймать не удалось.
Вышли примерно в 11-00. На Втором Амбарном озере, в которое вошли всего через пару сотен метров, видели пару прекрасных белых лебедей, которые, взлетев, описали на наших глазах красивый круг, прежде чем исчезнуть за лесом. Выход из озера почти зарос тростником, до последнего момента кажется, что залив кончается тупиком. Наконец, короткая быстрая протока выносит нас в Третье Амбарное озеро – и слева на берегу мы видим небывалое чудо… техники?? Это – катамаран, гондолы которого сделаны из металлических корпусов то ли ракет, то ли торпед. Посадка предполагается внутренняя (в корпусах грубо прорублены по две «дырки»), управление – распашными веслами, сделанными из палок и фанерок. Гондолы изрядно помяты, видимо, недешево даются судну пороги…
Третье Амбарное озеро соединяется с Четвертым несколько более длинной протокой, в ней уместились аж два переката, правда, глубоководные. А вот на выходе из Четвертого издалека слышен заметный шум. Это, как мы поняли, характерная особенность Калги: шум слышен задолго до порога и долго – после него (так, на стоянке мы слышали шум пройденного вечером порога Грива). На озерах это дополнительно помогает ориентироваться.
Источником шума оказалась Неприятная шивера. Как-то так получилось, что «Вьюн» и «Свирь» на входе в нее немного отстали от лодки Артема, а когда догнали ее, впору было устраивать спасработы: КНБ прижало к камню и положило на струю. Решив, что чалиться поблизости негде, а с воды вряд ли чем поможешь, мы с Наташей рванули вниз на поиски подходящего места для сушки и ремонта – но продвинулись недалеко. «Вьюн» вылетел половиной корпуса на обливной камень и начал опасно поворачиваться и крениться. Мы уже почти хватались руками за днище, когда лодка неожиданно сошла с камня кормой вперед… чтобы тут же налететь на следующий. Дело осложнилось: повернув вокруг кормы, «Вьюн» застрял носом на другом камне и вновь стал пытаться опрокинуться… Чудом удержав равновесие, мы столкнули лодку и продолжили путь… «Свирь» взяла левее и прошла шиверу без проблем (еще бы: все опасности были уже «помечены»).
Сразу у конца шиверы – остов бани и большая вытоптанная стоянка на правом берегу. Судя по всему, шивера доставляет немало неприятностей сплавщикам: повсюду видны куски изоленты, резиновые заплатки. Непонятно откуда взялась в кустах… коробка из-под обуви с надписью «Сделано во Франции»… Дров на стоянке нет, В.Н. привез пару небольших стволов с другого берега.
От стоянки вверх к началу шиверы (или наоборот – от начала шиверы вниз) вдоль берега идет тропа, по которой мы дружно бросились к Артему и Диме. Застали их уже на берегу, собрали вещи (ничего не утонуло) и понесли всё к стоянке. Вдоль тропы встречаются еще несколько полянок с кострищами, но все они маленькие и добраться до них можно только по берегу (чалиться среди шиверы весьма коряво). Не знаю, рекомендовать ли просмотр препятствия, вроде, всё в нем читается с воды, нужно только быть внимательнее.
КНБ получила приличные повреждения: два стрингера согнуты, один сломан, из кильсона выломан целый кусок, у двух шпангоутов – надломы, в шкуре дырки, в том числе и в свежих заплатках, пробит один из баллонов. Кильсон реанимируем шинами из двух молодых деревец, остальное скрепляем стропой и изолентой.

Ремонт (вместе с обедом) продолжается с 14-00 до 18-00, но ночевать мы решаем все-таки дальше.
За первым же поворотом река разбивается на протоки. Лучше держаться левой, потому что в одной из левых проток шумит приличный порожек с мощной струей под САМЫМ левым берегом и дальнейшим «отвалом» от лежащего наискось в струе бревна. «Единичка».
Далее следуют несколько мощных, но несложных порожков, к каждому из которых мы, тем не менее, подходим осторожно: впереди – сложный порог Голяновского. Наконец, один из порогов явно уходит за поворот. Чалимся у красноватого глинистого обрыва на правом берегу. Здесь, прямо в воде (в малую воду – на отмели) сооружена каменка для бани. Все это оказалось ориентирами порога, который НЕ НАДО смотреть: за поворотом он кончается.
Продолжение следующего порога тоже терялось за поворотом. Вроде бы, по счету выходило, что это ОН… Но место возможной чалки перед непросматриваемым поворотом выглядело довольно доступным: за большим седловидным камнем у правого берега. Решаем идти, а если порог не закончится за поворотом – чалиться за камнем.
Так и вышло. За поворотом интенсивно бурлило и шумело вокруг больших обливных камней, образовавших «ворота». Чалимся! Какие же здесь ТУЧИ комаров!!! Да, все сходится с описаниями, вплоть до березки, которая «моется» в струе под правым берегом. Прохождение – слалом между большими обливными камнями, прыжок в небольшую бочку, курс – строго! – на кончик березки (она расположена над самой водой параллельно ей и перпендикулярно берегу, т.е. тоже «шлагбаум», только естественный) и далее – на вылет, по стоякам, держась центра (справа и слева могут обнажаться камни). По лоции - "четверка", мы оценили бы "тройкой". Все хорошо, все совпадает, все идется… но где же главный ориентир порога – памятник???
Ищем его долго, проходим вдоль порога до его конца и даже ниже – нет памятника… Нет даже чего-либо похожего, определяющего, что он здесь когда-то стоял… Только нарост на елке гигантский есть… Возвращаемся к лодкам и решаем идти, хотя бы это и не был порог Голяновского. Но тут обнаруживается, что памятник стоит в десяти метрах выше места, где привязаны наши лодки. Выходит, первую ступень мы проскочили без просмотра!
В.Н. вновь проявляет осторожность и намерен обносить «Свирь». По такому случаю Егору вновь вручается видеокамера. Он занимает выгодную позицию на огромном камне – и вновь прохождение порога запечатлено во всех подробностях. Без касания камней не обошлось, но, вроде, без очевидных пробоин… «Свирь» вновь не обносим: на этот раз места в ней занимаем мы с Наташей. Ух, как же тяжело она управляется после «Вьюна»! Березка хлещет нас далеко не кончиком, как в первый раз… Но – порог позади, и можно занимать места в своих лодках, пока нас окончательно не сожрали комары.
Заняли – но ненадолго. Вскоре реку перегородил небольшой, но непреодолимый завал. Обнеслись по левому берегу. Да, прямо перед завалом Егор видел на правом берегу лося. А нам с Наташей удалось поймать на блесну щучку побольше предыдущих.

Еще несколько поворотов – и река стремительно врывается в Калгозеро. «Гривка» сильного течения видна издалека. Поскольку время – 22-00, принимаем решение вставать на левом берегу. Стоянка здесь хороша всем, кроме одного: на ней нет дров. Мы с В.Н., пока не переоделись в сухое, решаем сплавать в начало большого заросшего залива, где видны сухостойные стволы. Помимо стволов, на нехоженом берегу обнаруживаются ГРОЗДЬЯ прошлогодней брусники. А мы уже знаем, насколько она вкусная!

Ужин проходит под записи авторских песен, так как гитару не взяли. Перед сном опрыскиваем сетку палатки «Аутаном». Это позволяет проспать ночь довольно спокойно.

9 июля


Утро – ясное, солнечное, ветреное. Комары атакуют, но вяло, не так, как тихим вечером. Стартуем в 11-30. Встречный ветер разогнал на озере приличную волну, но мы довольно быстро оказываемся под защитой берега. И вновь дилемма – куда идти? Прямо по ходу – явный тупик, заливы слева тоже завершаются стенами тростника… С трудом обнаруживаем протоку, которая ведет… фактически строго в обратном направлении. Постепенно, по началу течения понимаем, что это и есть река…
Здесь Калга долго, но активно петляет по болотистой равнине, утыканной редкими сушинами. Идущая впереди лодка Артема вспугивает оленя, нам с Наташей доводится увидеть его уже издалека – удаляющимся к лесу. Снова вдали слышится шум порожка. Река разветвляется между островков, возникает соблазн поиграть в прятки, но чем ближе лес и шум, тем настойчивее надо держаться левого берега. Первый после Калгозера порожек несложен, но мелковат (особенно в начале). Струя из-под левого берега несет под мост, пролет чистый.
Далее мощь и глубина порожков нарастают. Как правило, в начале и в конце каждого видны стоянки. Один порог – самый короткий, с большим обливным камнем посредине – действительно удобен для катания, но только, наверное, в большую воду.
С нетерпением ждем ориентира порога Офицерский – столбов заброшенной линии связи. Вот, вроде бы, что-то похожее на порог, продолжения которого не видно за поворотом… мощные валы… большие камни в центре русла… что-то было в лоции про две гряды «в замок»… Однако тормозить поздно. Пролетев серию валов, «Вьюн» неожиданно натыкается на камень и разворачивается поперек… мы мучительно удерживаем равновесие и пытаемся сдвинуться с мертвой точки, как вдруг прямо на нас вылетает шедшая следом «Свирь» - и тоже садится! На какое-то время нос «Вьюна» оказывается на деке «Свири» – но именно это столкновение и спасает нас: В.Н. спихивает свою лодку, а с ней разворачивается и сходит с камней «Вьюн»…
Уф-ф… можно и закурить… В.Н. снимает юбку, достает сигареты… но впереди, оказывается, продолжение порога, причем не менее бурное, чем его начало! Впрочем, выход достаточно чист и безопасен – по крайней мере, в «нашу» воду…
Чалимся к полянке на левом берегу и обмениваемся впечатлениями. То, что этот порог – третья по счету «четверка» («тройка», конечно же, не больше), сомнений не возникает. Но как быть с ориентиром? Где обещанные столбы линии связи – на дрова пущены? И что же теперь – в сложный порог без просмотра лететь?

Пока обсуждаем детали прохождения, Артем обшаривает «подпорожье» блесной, но безуспешно. Постепенно промокшие экипажи начинают подмерзать, да и обедать пора... Усаживаемся в лодки.
А за поворотом… прямо перед нами во весь рост встают столбы с явно видимыми изоляторами… и что-то шумит впереди… Немая сцена. Но это оказывается действующая линия электропередачи, а шумит порожек под мостом дороги Энгозеро – Калгалакша. Артем направляет свою лодку в левый пролет, мы идем в правый, настолько лихо уходя от обливного камня посередине, что «Вьюн» разворачивается на 180 градусов (мы, конечно, делаем вид, что так и надо, мол, тренировка это…). «Свирь» идет за нами и уходит от камня легко и непринужденно.
И вот уже справа за деревьями видны крыши Калгалакши. Река разливается заросшим озером, но потом собирается вновь и небольшим порожком впадает в последнее озеро – Домашнее. Отсюда видна уже вся Калгалакша. В центре композиции – мост, под которым порог, а за ним море. Но пока мы не видим бескрайней водной глади: вдали – только зеленые стены лесов, покрывающих острова.
Идем на левый берег, чалимся и высаживаемся на мусорной полянке с кострищем. Мы с Наташей, Артемом и Димой отправляемся в экспедицию в деревню. Результаты похода – автобус в Энгозеро будет в пятницу (сегодня среда), магазин закрыт на неопределенное время, знаменитой местной малосольной семги купить нельзя (она будет только к субботе). Осматриваем порожек под мостом (сейчас по нему нам выходить в море) и возвращаемся к лодкам и обеду.
Честно говоря, меня до последнего гложут сомнения: стоит ли нам выходить в море? Мало того, что там бывают волны (!!), так еще и вода соленая, а источники пресной по берегам найти не так уж и просто. Впридачу у меня сильно разболелась правая рука (в запястье), даже распухла, а ведь этой рукой я кручу весло, когда гребу (и это особенно больно).
Но делать нечего, решение принято, и мы запасаем пресную воду во все подходящие емкости. В прозрачной озерной воде видны совсем морские рыбки корюшки… Порог проходим легко, в чистый пролет почти у левого берега (без просмотра лучше не проходить, очень много камней на выходе, за мостом, причем тем больше, чем сильнее отлив). Сразу начинает пахнуть морем: водорослями, солью… Огибаем первый остров – и наконец ощущаем себя по-настоящему в море: волны, даже барашки. Но все равно горизонт пока закрыт лесистыми островками.
Через час хода зачаливаемся между камнями на одном из островов (а может быть, это и коренной берег). Бродим по полосе отлива (литорали) и рассматриваем морские диковины: водоросли-фукусы, мидии, кучки песка, созданные червями-пескожилами.

Все это очень забавно, но… Несмотря на конец дня, ветер и не думает стихать (верный признак ухудшения погоды), волны по-прежнему значительные, вдобавок продолжается отлив и лодки оказываются далеко от воды. Отдохнув, стартуем (время – 20-00). Где-то еще через час, вновь вымотанные волнами и прилично замерзшие (и прохладно, и мокро от брызг и волн), высаживаемся на очередных каких-то камнях и пытаемся ориентироваться. Судя по всему, мы на Г-образном островке на полпути до открытого моря. Вдали виднеется изба и белый катер возле нее – видимо, рыбацкий. Очевидно, до устья губы нам сегодня не дойти (вот если бы был штиль…), но еще час-другой идти можно, сил пока хватает. Правда, рука болит безбожно, и ветер пронизывает мокрую одежду насквозь. Ну, да при гребле согреемся.
Еще час пересекаем обширную открытую акваторию между островами и сворачиваем направо – в пролив, а в нем – огромные волны. Причем довольно быстро мы оказываемся в их эпицентре, т.е. посредине пролива. ОЧ-ЧЕНЬ НЕПРИЯТНО, оказывается, когда волна подкатывается к байдарке СЗАДИ и несет ее вперед, одновременно лишая равновесия... Как оказалось, в этом месте возникает так называемый «морской» порог, образующийся в прилив и отлив. В этот раз приливные волны шли против ветра и оттого выросли… С трудом перегребаем пролив и чалимся к монолитным камням большого острова. Здесь есть кострище, при желании можно поставить палатки. Но мы пока думаем только об отдыхе: сегодня вполне можно погрести еще часа два, только бы ветер стих…
Разводим костер, подтаскивая к нему то плавник, то сухие ветки. Дров в обозримой близости немного, но остров большой, не менее километра в длину. С дальнего его конца уже видно море. Определились по карте… но с предполагаемого нашего местонахождения должна быть видна всего ОДНА рыбачья изба, а мы их видим сразу ТРИ, причем вовсе не там, где должна быть обозначенная на карте… Но все остальные приметы сходятся: мы СОВСЕМ НЕДАЛЕКО от выхода в открытое море.
Удерживает только ветер. Уже настоящая ночь (естественно, белая), уже съеден ужин, уже наша «малая земля» осмотрена вдоль и поперек, а он все дует и дует – практически строго с севера. Решаем, что ждать погоды нам придется минимум до утра, поэтому ставим палатки.
Распаковав спальники, обнаруживаю, что они немного подмокли. Пытаюсь подсушить мокрые пятна у костра - и тут же прожигаю дыру размером с ладонь, из которой начинает интенсивно "сочиться" пух... Приходится лезть в ремнабор за иглой и ниткой. Но тут начал накрапывать дождь, и пришлось скрыться в палатке. Там я почувствовал, что сил на шитье уже нет, и мгновенно уснул.

10 июля


Окончательно проснулся только часам к 9. Дождь интенсивно барабанит по крыше, усиливаясь с порывами ветра. М-да-а, погодка... Из дырки в спальнике продолжает выделяться пух, поэтому возобновляю зашивание. Когда заканчиваю, вновь появляется желание поспать. В 11 часов снова просыпаюсь. Дождь становится реже, снаружи слышны голоса Артема и Димы и потрескивание костра. Надо разбудить совесть и вылезать.
К полудню все-таки вылезаю. Дождь мелкий, редкий, но продолжает идти. Небо затянуто. Ветер рвет верхушки деревьев, а облачную пелену - даже и не пытается. На берегу в воздухе висит мельчайшая соленая пыль. Но, правда, ветер немного изменил направление, и это вселяет надежду...
Постепенно просыпаются и встают все остальные. Завтракаем, обсуждая планы. Так как дождь перестал, ветер еще сместился, а сплошная пелена облачности стала немного неоднородной (пока без просветов), наши планы становятся все более смелыми. И в 16 чаосв мы все-таки стартуем, решив дойти морем до Куземы.
Но чем дальше мы выходим за острова и чем больше горизонт становится морским, тем сильнее дует ветер и выше - волны. Наконец, качать начинает уже на грани "фола". А до берега неблизко, мы пересекаем очередную акваторию. Проклинаю себя и всю команду за безрассудный авантюризм, но делать нечего - берег, к которому мы идем, ближе, чем "коренной". Зачаливаемся на мысу у рыбацкой избы и створного знака-треноги. Некоторое время от обиды за нелепость ситуации мне не хочется ни с кем разговаривать. Постепенно успокаиваюсь и делаю несколько снимков. Остальные заняты примерно тем же.

Судя по карте, мы находимся в районе губы Сельдяной или только что пересекли ее. А это ОЧЕНЬ далеко от того места, где мы должны были быть сейчас, чтобы гарантированно достичь Куземы к намеченному времени. И это без учета штормовых дней и другого форс-мажора... Решение очевидно без обсуждения для всех: идем обратно в Калгалакшу. Немного обидно, зато есть ощущение (нечастое у меня), что поступаем правильно.
Обратный путь оказывается легче. Ветер слегка стихает, а за островами уже почти гладкая вода. Вот и наш остров. Издалека замечаю на берегу большое белое бревно, которого, вроде бы, не было, когда бродили по берегу. Как выяснилось, издалека заметили это бревно все - но только Артем с Димой, шедшие впереди, вовремя поняли, что это - ТЮЛЕНЬ! Потому что "бревно" на их глазах неожиданно пришло в движение и, изгибаясь, поползло к воде и нырнуло. Мы издалека увидели только большой всплеск.
Через некоторое время любопытная глазастая голова зверя показалась в близости, доступной для съемки. Однако пока лезли в герму за камерой, тюлень снова исчез. Камеру решили не упаковывать - но в третий раз зверь показался всего на секунду, вынырнув между "Свирью" и лодкой Артема. Мгновенно оценив обстановку и почуяв опасность, тюлень нырнул и больше не показывался.
В пройденном накануне морском порожке течение вновь было невыгодным для нас: начался отлив. Больших волн уже не было, ветер стихал, но с образовавшимся течением пришлось побороться. Через час перехода зачалились у гладкой монолитной "набережной" и перекусили колбасой, печеньем и холодным чаем. Но пронизывающий ветер быстро загнал нас обратно в лодки.

Во время очередного перехода к нам подошли рыбаки на большом моторном яле и предложили купить у них свежую горбушу - но чуть позже, после проверки сетей. При разговоре о цене они сразу же поинтересовались наличием у нас спирта или водки. Но мы могли предложить только деньги, и они назначили 50 р. за килограмм рыбы. Договорились, что мы ночуем на озере Домашнем, и они, вроде, туда придут (но в итоге так и не пришли).
По пути к Калгалакше мы преодолели еще один морской порог. Пару раз передохнули прямо на воде, затем перед последним рывком высадились еще раз на берег. Ветер стих окончательно, вода местами стала как зеркало, начались шутки по поводу того, что неплохо еще разок попытаться выйти в море...
Последний рывок оказался довольно трудным. Местами море НАСТОЛЬКО ушло, что стало непроходимым для байдарок. Пришлось проводить их, проваливаясь чуть не по колено в ил. В одном месте наблюдали забавную картину: на берег острова вышла собака, подошла к воде и... неспешно побрела на берег, не проваливаясь даже по брюхо. За ней последовала другая... Уже у самой Калгалакши мы заметили на воде серо-пятнистого, еще пухового птенца чайки и хотели было догнать (чтобы погладить!), но его мамаша, да и другие птицы слишком уж агрессивно кричали и пикировали на нас.

Дошли до моста. Пытаться пробиться вверх по порогу не стали, а обнесли мост и спустили лодки в озеро Домашнее. Каким же оно показалось ДОМАШНИМ после продуваемого ветром острова в море! Впрочем, тишь и безветрие имели и другую сторону: нас атаковала ТУЧА комаров.

Стоянка на озере также оказалась очень комариной. Вдобавок на ней была куча мусора, оставленного местными жителями (туристы чугунков, кирзовых сапог и деталей мотоциклов с собой все же не берут). А по озеру еще курсировала лодка с какими-то пОдростками, которые ставили и периодически проверяли сеть... Поэтому, невзирая на комаров и усталость, пришлось еще и дежурить.

11 июля


Встал в 5 часов. Артем и Наташа только-только ушли спать, а Егор так и не стал ложиться. Дрова кончились, пришлось идти на поиски. Нашел сосну с обрублеными и высохшими ветками. Начал потихоньку собирать байдарку и вещи (боль в руке ужасно мешала). Около 8 часов народ начал просыпаться и выползать из палаток.
Ночь прошла спокойно, никто нас не "посетил". Подгоняемые комарами, мы оперативно покидали вещи в рюкзаки и нанесли еще один визит в деревню. Узнали, что машина пойдет на станцию в 11 часов. Вернулись, взяли рюкзаки и двинулись к правлению колхоза. Нас провожали двое пОдростков, которые подплыли к месту лагеря на лодке и разглядывали нас как инопланетян.
У правления уже кучковались местные жители, но в итоге в автобус погрузились только мы, водитель и всего одна местная девушка с сумкой не то почтальона, не то инкассатора. Билеты (вернее, единую на всех бумагу о посадке) нам выписали прямо в правлении, взяв за все - про все тысячу рублей. Оказывается, такова здесь такса за аренду автобуса группой. В правлении стоят внушающие уважение компьютеры (по крайней мере, внешне). Попытались узнать, можно ли арендовать катер до Куземы - нам деликатно отказали.
Дорога до Энгозера - гравийная, весьма посредственного качества. Неизвестно откуда на ней появляются довольно крупные камни, никто их не убирает. Автобус местами подбрасывает так, что головой едва не достаешь до потолка. Мы всерьез опасаемся за сохранность одного предмета в нашем багаже, который боится жары и тряски - а именно это сейчас угрожает ему в самой полной мере! Пару раз водитель останавливается, встретив едущих навстречу знакомых. До Энгозера добираемся без малого два часа. Подвозят нас прямо на станцию, где оказывается столько желающих ехать в Калгалакшу, что они буквально не дают нам выйти и выгрузить вещи! Но наконец мы у заборчика станции.
До ближайшего поезда на Москву - несколько часов, билеты пока не продают. На улице жара и комары, пытаюсь вздремнуть в зале ожидания, где прохладнее, но комаров там еще больше. Бродим по местным магазинам, скупая пиво, мороженое, джин-тоник, сладости и прочие глупости. Знакомимс еще с двумя туристами, которые шли на парусном катамаране по морю с севера и дошли до Чупы, дальше помешал тот же шторм, что не выпустил нас. Выясняем, что из Кеми уехать легче, чем из Энгозера, там останавливается больше поездов, вдобавок оттуда можно попытаться заброситься на Соловки. Мы решаем не ждать московского поезда, а ехать местной электричкой до Кеми, и берем на нее билеты.
Электричка опаздывает на час с лишним из-за ремонта путей. Вагон почти пустой, по пути подсаживаются только рабочие-ремонтники и редкие местные рыболовы. Половину дороги мы все крепко спим, просыпаясь только для того, чтобы взглянуть на пересекаемые реки. Наконец, где-то около 20-00 прибываем в Кемь.
Прямо на здании вокзала обнаруживаем объявление о движении теплохода "Василий Косяков" на Соловки: ежедневно в 8-00 туда и в 17-30 обратно. Это нас весьма устраивает, только надо где-то провести ночь или, по крайней мере, сдать вещи в камеру хранения. Решаем отправиться на пристань, чтобы узнать, нет ли каких дополнительных рейсов на Соловки сегодняшней ночью. Оказывается, тот же "Василий Косяков" пойдет туда в 0-00.
Пристань находится довольно далеко от вокзала, примерно в 12 км, в Рабочеостровске (пригороде Кеми). Таксисты просят за доставку до причала 150 рублей, причем на сам причал их не пускают: там стоит пост со шлагбаумом. С пристани идем пешком, машины долго не останавливаются. Потом останавливается один частник, пытаемся сторговаться за 100 рублей, он не соглашается, договариваемся о 120. Везет почему-то очень медленно и всю дорогу удивляется, мол, тут и комары, и не жарко, и сервиса никакого - а мы зачем-то сюда едем. Узнав, что в этом году мы здесь уже второй раз, удивляется еще больше, а когда мы сообщаем. что в прошлом году ездили в Карелию трижды, впадает в шок.
На вокзале быстро сбрасываем лодки и рюкзаки в камеру хранения и помещаемся в микроавтобус, где уже сидят люди, направляющиеся на пристань. На этот раз дорога обходится нашей группе в 200 рублей, но два такси (в одно мы бы не поместились) стоили бы дороже.
Погрузка на теплоход еще не началась: ждут группу, которая должна прибыть с московским поездом. На пристани тоже немало комаров. Наконец, группа прибывает и садится, затем пропускают всех желающих, тут же взимая плату - 250 рублей с человека. Экскурсанты, размахивая цифровыми аппаратами и простыми "мыльницами", устремляются на нос теплохода - фотографироваться, как на "Титанике". Отходим не раньше 1-00. Хочется спать, на палубе холодно. Спускаемся в трюм и располагаемся на лавках.

12 июня


Мне показалось, что спал долго, на самом деле - не больше часа. Меня разбудил Дима и сказал, что с палубы видны Соловки. Вылезаю, делаю несколько кадров и - обратно в трюм, досыпать. В следующий раз поднимаюсь, когда Кремль уже совсем близко и мы подходим к пристани.

Прибыли в 3-00. Сразу навалилась усталость, даже местные красоты не радуют, хочется завалиться под ближайший куст и заснуть. Но, во-первых, прохладно, во-вторых, покусывают комары, в-третьих, вроде, здесь так не положено... Ищем гостиницу. В первой нам отказывают. Во второй предлагают места за 1700 (!!) рублей (правда, на всех), и только до 11-00, когда заедет следующая группа. Нам это кажется дорого, тогда нас адресуют в частный сектор. Находим указанный дом, но обстановка в подъезде и коридоре такая... в общем, хочется побыстрее уйти, что мы и делаем. Возвращаемся в гостиницу, решив, что снимем один номер и будем отсыпаться по очереди, но оказывается, что ожидавшаяся группа уже загружается... Тут В.Н. обращается к администратору найти ХОТЬ КАКИЕ-ТО МЕСТА, чтобы передохнуть до утра... В итоге нам отводят "офис" (комнатку с двухместным диваном, где спит администратор во время дежурства) и "Каминный зал", где для остальных ставят четыре раскладушки. За такой отдых (тоже с обещанием освободить места до 11-00) платим по 100 рублей с человека. Засыпаем почти мгновенно, радуясь прежде всего тому, что в помещениях нет комаров.
Зато утром (собственно, это было уже второе наше утро за сегодня) нам удалось прямо в той же гостинице позавтракать - рисовой кашей, кофе, колбасой, яичками... Завтрак стоил 70 рублей с человека.
Двинулись на осмотр Кремля. Для начала обошли его вокруг. Затем вошли внутрь и побывали в музее. Потом разделились. Артем остался бродить по Кремлю, а все остальные, купив карту и побольше холодных напитков, отправились к ближайшей достопримечательности - Переговорному камню. До всех остальных знаменательных мест острова либо далеко, либо надо добираться только по воде.

Выбрались на пляж и устроили небольшой фуршет по поводу Дня рождения Наташи. Сидя на камнях по щиколотку в прохладной воде, пили шампанское (именно оно боялось тряски и жары!) и закусывали его самодельным вафельным тортом со сгущенным молоком (весь поход везли вафли в коробке от кинопленки). Торжественно вручили имениннице подарки: новый телефон и красивую походную фляжечку.
Пошли к Переговорному камню. Он оказался неблизко. С одного из морских заливов, встретившихся по пути, открывется красивый вид на маковки Кремля. Там, где дорога входит в лес и ветер стихает, тут же начинают осаждать комары. Поджидали они нас и у камня, поэтому мы только запечатлелись на память и двинулись обратно.

По пути, проходя одно из озер, Наташа, Дима и В.Н. решили искупаться. Нам с Егором пришлось ждать... ох, как же нас кусали в это время! С негостеприимного озера мы ретировались почти что бегом.
У Кремля встретились с Артемом и пошли к теплоходу: время приближалось к 17-00. На пристани собралось очень много народу, возникли сомнения, поместятся ли все. Вдобавок уже хотелось есть, но у пристани был только киоск с сувенирами/напитками/сосисками. Наконец, началась погрузка, вначале прошли три или четыре организованных группы, затем - "частники". Мест на лавочках на верхней палубе уже не было, в трюме сидеть не хотелось, поэтому мы расположились на старых шинах, наваленных на носу теплохода. Как выяснилось, наши места были не самыми неудобными. Удалось даже кое-как поспать. Зато вышли мы первыми - и сразу овладели двумя такси.
Как выяснилось, спешить нам было некуда. Разве что очередь в кассу за билетами до Москвы нам досталась более короткая, но все равно - билетов пока не давали. Да и когда начали давать, плацкартные достались нам только в 181-й пассажирский, который отправлялся утром (около 8-00). До этого времени надо было где-то пересидеть, и мы с Димой, Наташей и Артемом отправились на поиски гостиницы.
Рекомендованная нам гостиница "Кузова" оказалась недалеко, в бывшем военном городке. Однако нас в нее... не пустили, даже не открыли двери на настойчивые звонки и стук, хотя было очевидно, что внутри кто-то есть. Между тем в военном городке - несколько брошенных кирпичных зданий, напоминающих школьные... А жить негде... вот...
Вышли за городок, на берег Кеми, к дачным домикам. Можно было бы поставить здесь палатки, но разбирать рюкзаки, а потом ранним утром вновь их упаковывать не хотелось. Да и все равно пришлось бы дежурить, так как место оказалось оживленным. Без палаток же уснуть возможно было бы вряд ли, потому что комары так и сновали вокруг...
Следующей гостиницей оказалась турбаза, находившаяся тоже сравнительно недалеко, но... более не существовавшая как приют для странников: всю ее арендовали какие-то юрдические конторы. В общем, на вокзал мы вернулись ни с чем, смирившись с мыслью, что здесь нам и придется ночевать.
В кафе "Сугроб" (да-да!!) в том же зале еда уже во второй или третий раз кончалась как раз на нас. Пришлось довольствоваться соком с булочками. С наступлением ночи комары снаружи перебрались в зал ожидания и стали кусать потерявших бдительность спящих. По очереди вытягиваясь в лежачем положении на разложенных на полу байдарках, с трудом досидели до утра.

13 июля


В поезд погрузились быстро и без проблем. Заняли последние места в вагоне, не слишком удобно, зато окно открывалось! А жара началась ужасная... Поезд же, как назло, ехал медленно, как выяснилось позже, местами в контактной сети не было тока. На малюсеньких станциях вместо обычных минуты-двух задерживались иногда на полчаса... Впрочем, если бы не жара, нас это вряд ли интересовало бы: мы отсыпались за три практически бессонные ночи.
Некая активность у команды проснулась только к Петрозаводску. Поздним вечером, уже в темноте (такой непривычной!) добрались до Лодейного Поля и купили много копченой рыбы: щуку, двух сигов и еще что-то. Но есть в темноте было неудобно, поэтому пиршество отложили до утра.

14 июля


Утром долго не могли понять, где едем. Казалось, Москва где-то совсем близко, но, как выяснилось, не проехали еще и Бологого: отстаем от графика на три с лишним часа! Поэтому не спеша позавтракали копченой щукой. Из Бологого я позвонил на работу и договорился, чтобы сегодня меня не ждали - все равно доберусь только к вечеру. Так же сделала и Наташа. Остальные члены команды были еще в отпусках и потому никуда не спешили.
Так, вечером мы успели не только привести себя в порядок, но и напечатать походные фотографии. Часть из них вы видите на этой страничке.

РЕЗЮМЕ. Калга - приятная, в меру сложная река, как требующая определенного опыта для прохождения, так и позволяющая его достаточно безопасно повысить. Маршрут интереснее для байдарочников, не заскучают здесь и начинающие каякеры, а вот катамаранщики - не знаю... Для последних пороги будут проще, для остальных желательны просмотры, а при неуверенности - обносы. В целом речка не дает расслабиться, и в этом - второй смысл названия отчета. Морская часть маршрута чревата штормами, во время которых, думаю, не стоит рисковать, испытывая на волнах всплески адреналина. Лучше предусмотреть дополнительные штормовые дни. В любом случае не следует выходить в море без запаса пресной воды, рассчитывая на береговые источники: искать их трудно и долго. Идти на север, в Чупу смысла не имеет, оттуда уехать едва ли не труднее (и уж точно - дальше), чем из Калгалакши. А переход на юг, до Куземы потребует не менее 3-4 дней ХОРОШЕЙ гребли (без учета возможных штормов).

От имени и по поручению группы - Андрей
   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |