Игорь Романенко

Карпатское турне - 2002 (Прут, Белый Черемош и Черный Черемош)

Оригинал отчета находится на сайте
www.greblo.org.ua

Майские праздники в этом году удались на славу! Столько выходных подряд давно уже не выпадало. Воспользовавшись случаем, мы неплохо провели время, поездив по Карпатам и сплавившись по самым известным карпатским речкам. А вы теперь можете прочитать наш дневник.

Итак,

28.04.2002

Мы с женой гуляем по Ивано-Франковску. Солнце, хорошее настроение и мой День Рождения. Я и не ожидал встретить его так – спокойно, никуда не спеша. Бежал, бежал куда-то больше, чем полгода. И вот долгожданная остановка. Хорошо! Мимо идут улыбающиеся люди. В храмах служба, ведь сегодня – вербна недiля.

Завтра должна приехать наша компания и мы поедем на Черную Тису.

Переночевали мы в леске на окраине Ивано-Франковска, на берегу реки Быстрица.

Прут

29.04.2002

Около восьми утра приходит поезд с ребятами – Костей Абрамовым, Женей Букановым, Олей Ляховой, Димой Пашко, Женей Балтером и сестрой Жени Буканова из Львова, Леной. Они привезли наши каяки, весла. Спасибо им! Садимся в дизель Ивано-Франковск – Рахов и узнаем, что мы едем не на Черную Тису, как договаривались, а на Прут. Это для нас не самый хороший вариант, ведь Маша – совсем начинающий каякер, без опыта бурной воды и хотелось бы "раскатать" ее на чем-то более простом, чем Прут. Ну ладно, решено, так решено.

Путь до Яремче, куда мы направлялись, занял около двух с половиной часов. На Пруте в эти дни происходили соревнования "Прут-2002" и мы решили поставить палатки на поляне, где стояли и участники соревнований. За десятку поймали грузовик, который и забросил нас туда, куда нужно. Стали мы прекрасно, прямо возле Яремчанского водопада, на территории турбазы "Гуцульщина".

В тот день мы не забрасывались для катания вверх по реке, а лишь потренировались на участке быстротока недалеко от нашего лагеря – потраверсировали струю, позалазили в небольшую бочечку. Она оказалась достаточно злой – киляла, я даже один раз отстрелился (с перепугу, наверное).

30.04.2002

В этот день начались более интересные события. На грузовике мы забросились выше по Пруту, в район санатория "Кремiнцi" и сплавились вниз до Яремче. Нас было 11 человек – семеро на каяках и четверо на спортивном катамаране "Тритон".

Прут на участке от санатория "Кремiнцi" до Яремчанского каньона не очень сложен. Основная масса препятствий – шиверы и пороги до 2 категории сложности. Они достаточно легко читаются с воды и проходятся с ходу. Количество их достаточно велико, плесы между ними коротки, поэтому достаточно трудно, да и нет необходимости описывать каждый порожек по отдельности. Однако, должен сказать, что вода, по которой мы шли, была средняя и ниже. Вполне возможно, что ситуация изменится при высоком уровне воды.

На данном участке из общей массы порогов и перекатов выделяются два порога – "Водопадный" и "Косой". Порог "Водопадный" расположен недалеко от начала сплава. Ориентиром его может служить подвесной мостик над рекой. Внимание! Мостик расположен уже после основного слива порога. Чалка и осмотр порога – на правом берегу.

Порог начинается с метрового слива через всю реку, идущего сразу после небольшой заходной шиверы. Слив проходим и под левым, и под правым берегом. Под левым берегом он проще – надо просто сливаться прямо и рубиться через бочку. Под левым берегом слив косой и требует точного захода. Но даже при точном заходе каяк кладет или ставит на полусвечку. Так что вставать надо уметь! Сразу после основного слива идут сливы помельче, через камни, так что если положит в начале, то может и протащить по камням. Метров через 50 после основного слива порога идут еще сливы через всю реку высотой около полуметра. Обносить "Водопадный" долго, так что нужно пробовать его проходить. Для катамарана он криминала не представляет, а на каяке можно и кильнуться.

"Водопадный" шли все, кроме Маши Романенко, которая испугалась и закомплексовала. А зря! Под левым берегом он не так уж сложен. Правда, Дима Пашко кильнулся, но его быстро вытянули. Маша же обнесла основной слив, а дальше все прошла.

Четких ориентиров порога "Косой" я не помню. Он расположен где-то в середине сплавного участка, после достаточно длинного плеса. Порог представляет собой ряд из двух косых сливов через всю реку по 0.5 метра каждый, идущих с интервалом 15 метров один после другого. Причем оптимальная линия движения предполагает прохождение первого слива под левым берегом, затем траверс струи под правый берег и прохождение справа второго слива. При нашей скорости потока это можно было сделать вполне нормально.

После турбазы "Яремче" на правом берегу начинается самая интересная часть сплава – Яремчанский каньон. Тут нас покинули Виталий Вексельштейн и Маша Романенко. Виталий уже катался здесь в течение двух дней, килялся и даже ухитрился подвесить свой каяк на сосне над рекой! Поэтому идти в каньон он не хочет. А Маша испугалась и решила, что каньон еще не по ее уровню. Итак, в бой пошли все оставшиеся. Посмотрим, что это за каньон.

Начинается все это безобразие с достаточно мощной шиверы со сливами длиной около 150 метров. Сразу после шиверы идет слив высотой около 1.5 метра вокруг огромного обливного камня. Слив проходим как под левым, так и под првавым берегом. Сразу после слива идет чистая вода около 30-40 метров, так что время на вставание имеется. А дальше очень желательно зачалиться к левому берегу для просмотра порога "Прикарпатский".

Порог "Прикарпатский" – наиболее интересное препятствие каньона. Он представляет собой два слива, идущих один после другого с небольшим интервалом (около 20м). Первый слив находится между двумя большими камнями (так называемые "Щеки") и просматривается плохо. Один из камней имеет отрицательный наклон и при неправильном заходе туда может и потянуть, и положить. Естественно, слив осложнен бочкой, косой и достаточно мощной при высокой воде. Сразу после первого слива струя через серию небольших бочечек несет ко второму. Однако есть возможность зайти в улово возле левого берега, созданное большим камнем, отдышаться и прицелиться. Второй слив более впечатляющ, чем первый. Он имеет высоту около метра, осложнен бочкой, а еще правый берег после слива имеет ярко выраженный отрицательный уклон. Поэтому второй слив желательно проходить возле левого берега, отрабатывая в бочке и остерегаясь косых струй. Сразу после второго слива – плес, где вполне реально организовать спасработы.

"Прикарпатский" все прошли нормально, без килей. Далее, после плеса- быстротока, идет метров 100 валов, не очень высоких, но ощутимо кусающих. Потом на протяжении метров 200 до железнодорожного моста и чуть дальше какие-то небольшие сливы, бочечки, валики. Короче, расслабляться некогда.

После этого, за железнодорожным мостом – снова плес, где можно отдышаться, а затем порог под названием "прижим Довбуша". На входе в порог – несколько сливов, которые лучше всего проходить ближе к правому берегу, а затем основная струя несет прямо вдоль скалы правого берега. От скалы стоят косые валы. Короче говоря, самый натуральный мини-прижим, а в большую воду и не мини. От прижима надо стараться уходить сразу после сливов в стартовой части порога, и такой маневр вполне реален.

После этого каньон заканчивается. Далее идет несколько шивер. Та, которая перед автомобильным мостом, достаточно мощная и требует маневра (сначала под правый берег, потом под левый).

Наконец, после автомобильного моста расположены два слива через всю реку с бочками. Сливы косые, бочки мощные. Но все вполне реально проходимо при наличии минимальных зачатков каячной техники. Да, кстати, в данном месте нужно уметь вставать, поскольку метров через 50 после второго слива, под пешеходным мостиком, расположен Яремчанский водопад. Если вы не хотите проходить его без осмотра, то все же лучше зачалиться к левому или правому берегу – чалка проблемы не представляет.

Все до водопада мы прошли, а вот водопад проходить не стали. Высоковат (высота около 8 метров) и камни натыканы беспорядочно. Страшновато, все же, туда соваться.

1.05.2002

Снова катались на том же участке, что и вчера. Мне уже было скучновато всюду, кроме каньона.

Вечером уехала киевская команда водников, участвовавшая в соревнованиях на Пруте. Вместе с ними уехал Костя Абрамов. Завтра поедет домой сестра Жени, Лена из Львова.

На вечернем совещании было решено, что мы перебрасываемя на Черный Черемош как на более простую учебную речку, где наши начинающие каякеры будут учиться элементам управления лодкой на бурной воде.

Черный Черемош

2.05.2002

На Черный Черемош мы забрасывались через Ворохту. И знаете, такой способ заброски мне понравился гораздо больше, чем через Черновцы или Коломыю.

Утром Виталий Вексельштейн отвез нас, наши вещи и каяки к железнодорожной станции в Яремче. Спасибо, Виталий! Около 11 утра мы загрузились в дизель и меньше, чем через час, были в Ворохте.

Там возникла заминка с поиском машины. В Ворохте был будний день(!) и все машины были в разъездах. Наконец, нашли некоего мужика с фургончиком-микроавтобусом, который согласился отвезти нас прямо в село Зелене на Черный Черемош за 80 гривен. Каяки в фургон не влазили, впереди было только два места для пассажиров. Поэтому мы ехали с открытой задней дверью, откуда торчали четыре каяка, в фургоне были навалены рюкзаки, между которыми приютились люди. Мы с Машей сидели впереди, но на нашу долю тоже досталась нагрузка. Дело в том, что катамаран, который вообще не влез никуда, был сдут, а баллоны с каркасом размещены на крыше фургона, и кое-как привязаны веревками. Никакого верхнего багажника или даже намека на него у фургона не было. Нам с Машей водитель вручил "страховочную" веревку, к которой был привязан катамаран и которой мы должны были удержать его, если он начнет сползать.

Каждые пять минут во время нашей поездки мне приходилось на ходу по пояс высовываться из окна водительской кабины и поправлять катамаран, который неустанно ездил по крыше. Дорога шла через перевал-водораздел между Прутом и Черемошем. Пока мы ехали вверх, наш кат еще кое-как держался, но когда поехали вниз, он пополз с крыши быстро и неумолимо. Только удерживая "страховочный" конец и остановившись, мы избежали падения катамарана на землю. Тут мы с водителем вылезли, привязали уже все гораздо лучше и нормально доехали до Черного Черемоша.

Агитируя всех приехать на Черемош, я напирал на то, что вода в Пруте уже падает, а в Черемоше ее должно быть больше. Когда я увидел реку, то понял, что оказалась справедливой поговорка "за что боролись, на то и напоролись". Вода в Черемоше была. Но какая! Мощный мутный поток несся вдоль дороги, по которой мы ехали. Все камни были залиты. Никаких намеков на шиверы не было. Вместо порогов Гуки, Белая Лошадь, Дземброня в реке стояли мощные ряды валов - прямых, косых, с пенными гребешками и без. Мое каякерское сердце радостно заныло при мысли о катании на этих валиках. Но, с другой стороны, было непонятно, как будут сплавляться здесь наши начинающие каякеры - Маша и Дима, которые киляются очень легко и еще не умеют уверенно вставать. А улова на реке, хотя и есть, но небольшие, скорость потока высока - унести их может далеко!

Помню свою реакцию, когда я увидел впервые Черный Черемош в 2001 году при низкой воде. Опыт мой был невелик и я был так шокирован увиденными порогами, что иногда думал - а не лучше ли быстренько отсюда свалить? Однако, прошел все, правда, с килями. А теперь вода была значительно выше. Я смотрел на испуганную Машу, сидящую рядом со мной. Пойдет ли она по Черемошу?

Мы прибыли на место около двух часов дня. Вывод по заброске через Ворохту таков: этот путь попадания на Черный Черемош гораздо проще, быстрее и дешевле, чем через Черновцы, Выжницу и тому подобные места. При условии, что вы найдете машину в Ворохте. Для этого нужно либо предварительно договариваться с водителем, либо ехать в выходной день - тогда больше свободных машин.

Закончим с лирикой, перейдем к описанию Черного Черемоша по высокой воде. Мы быстро поставили лагерь, поели, поболтали с моими знакомыми-катамаранщиками, проплывавшими в это время по реке. И около половины пятого три каякера - Евгений Буканов, Ольга Ляхова, Игорь Романенко - отправились от моста в селе Зелене на покорение порогов Черного Черемоша.

О том, что характер реки в этом сезоне существенно отличается от прошлогоднего, я догадался, как только попробовал траверсировать поток. Скорость течения была такова, что сносила даже тогда, когда я упирался изо всех сил. В прошлом году удавалось держаться против течения и даже идти вверх. Сделав несколько безуспешных попыток, сдаюсь, нахожу улово за камнем и жду Женю с Олей.

Вот они стартовали; мы втроем отправляемся к порожистому участку Черемоша. Первый порог, Верхний Дземброня, находится сразу после впадения левого притока - речки Дземброня. В прошлом году перед порогом была явственная шивера, в этом году ее нет и в помине - все под водой. Только валы чуть-чуть больше. А вот сам порог есть. Линия движения в нем не имеет смысла - глубоко сейчас везде. Никаких сливов, бочек практически не видно, есть только валы. Но зато какие! Большие, маленькие, прямые, косые, окатывающие с головой или поднимающие на гребень. Рубимся через порог в обход самых крутых волн. Прошли. Мне кажется, что Оля немного шокирована. Да, поток намного мощнее, чем на Пруте.

Через 100 метров начинается Средний Дземброня. Для данного уровня воды все пороги похожи - валы. В конце порога островок на правом повороте, при нашей воде можно идти левой и правой протокой. В правой глубже, направляюсь туда. На плесе оглядываюсь. Жени с Олей не видно. Стою на отмели, ожидаю. Где-то через пол-минуты они появляются. Оля уже без каяка, идет самосплавом, держа весло и лодку. Вот она цепляется рукой за корму каяка Жени, тот все время кричит: "Держись, Оля, держись!" Пытается выгрести к берегу на плесе, но поток неумолимо тащит их дальше, в Нижний Дземброню. Я кручусь рядом, но пока помочь ничем не могу - все на себе тащит Женя.

Уже в пороге Жене удалось затолкнуть Олю с каяком в улово. Я зашел в следующее, вылез из каяка и помог ей отлиться. Кажется, все нормально. Но Оля шокирована. Все произошло в течение какой то минуты-двух, а она уже прошла самосплавом метров 500! Да, скорость потока не маленькая!

Идем дальше, проходим порог Нижний Дземброня, а затем и Белую Лошадь, где валы еще выше и ощущения слегка похожи на американские горки.

Проходя под подвесным мостиком после Белой Лошади, поневоле думаешь - стукнешься каской или нет. Чалимся сразу после мостика, к левому берегу, после впадения притока Быстрец. Дальше нам предстоит преодолеть Верхний Гуки (Гучок)и Нижний Гуки.

Похоже, первый сплав по Черемошу вверг Олю в состояние испуга. Глаза у нее по пять копеек, она опасливо расспрашивает о предстоящих порогах. В конце концов, принимает решение дальше не идти. Думаю, что, учитывая ее настроение, данное решение было единственно правильным. Оля еще наверстает свое на следующий день.

Оставляем грустную испуганную девушку на берегу возле дороги и продолжаем двигаться дальше. Итак, Гучок. Помню, в прошлом сезоне была заходная шивера с валами, затем слив с бочечкой на правом повороте, затем, после быстротока, ряд косых сливов и легкий прижим к камню-постаменту на левом берегу. Шивера с валами есть. Да еще с какими! На воде с каяка они выглядят очень впечатляюще. А вот слив практически не заметен. Вместо косых сливов стоят ряды косых валов, обливной троллейбус практически залит, но прижимает к нему сильнее. Катамарану надо быть внимательным в этом месте, а на каяке легче.

Порог Нижний Гуки начинается через 200 метров после Гучка, на левом повороте реки. Начинается с прижима к камню, расположенного ближе к правому берегу. При нашей воде русло стало значительно шире и от камня уйти очень легко. Помню, дальше были сливы, бочки, валы. Сейчас, как и везде стоят одни валы. Самые большие из валов в тех порогах, по которым мы шли на Черемоше.

Все, прошли! Еще несколько поворотов, несколько шивер и мы видим Neoplan россиян на левом берегу. Чалимся туда. Здороваемся. Встречаю знакомых по прошлому году - Игоря Пересецкого и Стаса Шлыка (ака Зеленый). Попытался найти Игоря Архипова, с которым предварительно списывался, но того не было.

Длина участка, пройденного нами, около 9 километров. А прошли мы его за 37 минут! И это включая спасработы. Прикидываю скорость реки, выходит около 12-13 километров в час. Неплохо.

Вверх идти не так весело. Машины по дороге вдоль реки практически не ездят, особенно к вечеру. Берем каяки на горб и начинаем возвращаться. Прошли около километра, а уханькались капитально. Вдруг из-за поворота появляется знакомая "Нива". Это Виталий Вексельштейн вместе с другими нашими знакомыми решил тоже переброситься на Черемош! Через некоторое время Виталий, завезя вверх людей и вещи, вернулся и подвез нас и Олю. Очередной раз ты нас выручаешь, Виталий. Спасибо тебе большое.

Вот мы и в лагере. Приятно после насыщенного событиями дня полежать возле костра. Мне уже даже не верится, что еще утром я был на Пруте. Тихий вечер вокруг, над нами - огромное звездное небо, которое подпирают сосны на карпатских вершинах. Светятся далекими звездочками огоньки хат в селе. Хорошо здесь!

Строим планы на завтра. Наш катамаран слегка порван, надо заклеивать его. Этим и будем заниматься утром. А потом - кататься, кататься и кататься, почти по Ленину.

Жаль, что я не повстречал сегодня Игоря Архипова. Как оказалось, встретить его мне суждено было на следующий день. Но это уже совсем другая история.

Дземброня

3.05.2002

На следующее утро мы продолжили катания. Затратив некоторое время на ремонт и сборку катамарана, в 12 часов мы стартовали от нашего лагеря напротив села Зелене в следующем составе: Женя Буканов, Оля Ляхова, Игорь Романенко на каяках, Женя Балтер, Дима Пашко, Маша Романенко и девушка по имени Оксана на катамаране. Дима и Маша, хоть у них и были свои каяки, под впечатлением нашего рассказа решили проехать раз по реке на катамаране, посмотреть пороги.

Оля - молодец. Справилась со своим вчерашним страхом и идет спокойно, уверенно. Безо всяких происшествий и приключений мы скатываемся по порожистому участку Черемоша и вот мы - возле автобуса москвичей.

Там уже сборище народа и оживление. Москвичи вместе с моими друзьями-катамаранщиками договорились с водителем грузовика о заброске наверх. Тот обещал сделать две ходки и забросить всех.

Вот подъехала машина. Желающих уехать много. Россияне закидывают в кузов каяки, киевляне катамараны. Очевидно, что с первой ходкой мы не уедем. И вдруг Игорь Пересецкий махает мне рукой: "Залазь!" Мне до сих пор стыдно перед нашими ребятами за этот поступок, но соблазн был слишком велик - я с каяком запрыгнул в грузовик, а они остались на дороге ждать, когда машина приедет во второй раз. Что ни говори, а каяк развивает в человеке такие качества, как индивидуализм или даже эгоизм.

Еще раз быстро скатываюсь по порогам до "русского" автобуса. Грузовик только приехал сверху и загружается (теперь вы можете представить скорость течения). Снова лезу туда со своим каяком. Несмотря на мою вину перед нашей компанией, меня милостиво берут.

И тут произошла долгожданная втреча с Игорем Архиповым. Он сам подошел ко мне и заговорил, опознав меня по адресу сайта, написанному на моем каяке. По псевдониму Олд Паддлер я представлял Архипова намного старше, он оказался молодым и жизнерадостным человеком. Игорь сразу же перешел к делу - прямо сейчас он хочет сплавиться на каяках по речке Дземброня, притоку Черемоша, впадающему перед порогом Дземброня. Времени на принятие решения мало, сразу же соглашаюсь и подбиваю на эту авантюру и Машу.

Заезжаем в лагерь еще за одним каяком и Машиными причендалами и заезжаем на несколько километров вверх по Дземброне. Осматриваем речку. Она совсем узенькая (метров 10), но уклон больше и и течение быстрее, чем в Черемоше. Кое-где ветки деревьев низко нависают над водой, образуя расчески, иногда встречаются завалы. Ну и камни, камни все время.

Нас четверо. Уже в машине знакомлюсь с Димой Соломатиным из Петербурга (так называемым "Слоном"). Игорь идет на Prijon Fly, Дима на Pyranha Prozone. Маша нервничает, но Игорь с Димой обещают страховку, что они, действительно, сделали очень качественно.

Сплав начинаем возле мостика у лесопилки. Игорь и Дима стартовали и практически мгновенно зачалились в уловах. Я и Маша в шоке. До того, как я это увидел, я думал, что ни на Черемоше, ни на Дземброне никаких уловов нет, а тут: Казалось бы, маленький кустик или камешек в воде, а ребята уверенно становятся за ним! Смогу ли я сделать такое? У меня и лодка подлиннее, и умения поменьше. Стартуем и мы с Машей.

Попробовал "попрыгать" по уловам. Получилось! Теперь я увидел, как в действии выглядит методика "движения из улова в улово". Это, действительно, очень эффективно.

Ребята идут впереди, "прощупывают дорогу", затем Маша и замыкаю я. Каждый контролирует идущих за ним. Периодически зачаливаемся в уловах, просматриваем участок реки впереди. Уклон и скорость течения высоки, расслабляться некогда.

Первый раз Маша кильнулась под расческой. Речка неглубокая и она быстро выбралась на берег. Пытаюсь затолкать каяк к берегу, у меня это плохо получается. Лодку перехватывают Дима с Игорем, которые "запихивают" каяк в ближайшую суводь быстро и эффектно. Отливаемся и идем дальше. Метров через 400 - второй киль Маши в результате неудачного наезда на камни. Каяк опять идет самосплавом. Заталкиваю его очком на ветки лежащего в воде дерева. Затем вытаскиваем лодку на веревке с карабином.

Далее сплав продолжается в прежнем режиме, но уже без килей. Несмотря на наши опасения, нигде нет сплошных завалов через реку, а места для маневра хватает. Вот уже виден мост над Дземброней при впаденнии ее в Черемош. Под мостом я неожиданно киляюсь. Речка, действительно, мелкая, поскольку, находясь под водой, чиркаю костяшками пальцев о камни на дне. Тренировки не проходят даром - встаю быстро.

Недолгим, но интересным получился сплав по Дземброне. Мне он понравился намного больше, чем сплав по Черемошу. Вспоминаю, как москвичи расхваливали свой прошлогодний сплав по речке Быстрец - другому притоку Черемоша. Отсюда напрашивается вывод - для каякера представляют несомненный интерес не только крупные известные реки Карпат, но и их более маловодные притоки - ведь для каяка глубина речки не так критична.

Далее продолжаем сплав по Черному Черемошу. После Дземброни река некоторое время кажется просто гигантской. Игорь и Дима крутятся в бочках, серфят на валах. Пытаюсь с переменным успехом посерфить и я.

В Нижней Дземброне Маша киляется. И опять страховка на высоком уровне - Игорь "доставил" девушку на берег практически мгновенно. Мы же с Димой затолкали каяк к противоположному берегу. Далее Игорь перевез его к Маше "трамвайчиком".

Жена сидит на берегу и идти дальше отказывается. Вспоминая вчерашнее настроение Оли, соглашаюсь с Машей, отдаю ей деньги на машину вверх и еду дальше с ребятами.

Сплавились мы далее без приключений. В лагере россиян меня приняли дружелюбно, угостили чаем со всякими вкусностями. А Игорь предложил завтра идти с ними на Белый Черемош! Белый Черемош! Это несбывшая мечта моего прошлого года. Как я могу упускать такую возможность? Но надо договориться и о наших ребятах и я оговариваю с Игорем, что со мной будут еще два каякера. Оставляю свой каяк у москвичей, мне на нем завтра сплавляться по Черемошу, и иду "домой". Завтра у меня будет Белый Черемош!

Но это опять предмет для новой истории.

Белый Черемош

К сожалению, наши ребята решили на Белый Черемош не идти. Они еще не накатались на Черном. Итак, мы разделяемся. Утром мы с Машей покинем их. Вечером мы предварительно прощаемся с ними.

4.05.2002

Встаем рано утром, быстро собираемся и делаем завтрак. После этого Маша с рюкзаками остается ждать рейсового автобуса Буркут - Верховина, на котором она доберется до россиян. Я же сплавлюсь туда же на нашем каяке, оставшемся в лагере (помните, один каяк уже лежал внизу, у москвичей).

Через 40 минут мы снова вместе. Приехал грузовик, который должен завезти каякеров в верховья Белого Черемоша, а "московский" автобус Neoplan отправится в низовья реки, на стрелку Белого и Черного Черемоша возле села Устерiки. Маша почему-то решила, что на Белый Черемош ей рано и едет на автобусе на запланированную стоянку.

Вчера, при разговоре со мной, Игорь как-то неуверенно сказал, что на Белый Черемош, наверное, поедут не все. Как он ошибался! И каков был мой шок, когда я увидел стандартный грузовик, около двадцати каяков, каркасную байдарку и байдарку "Ласточка", которые надо было погрузить туда! Но, кроме этого всего, в грузовик нужно было засунуть все экипажи перечисленных суден.

Моему непросвещенному разуму задача показалась неразрешимой. Я запаниковал и стал предлагать различные варианты, чтобы часть людей доехала до Устерiки на автобусе, а там забросилась наверх на грузовике. Но мои российские коллеги проявили настойчивость и изощренную изобретательность в упаковке каяко-человеческих единиц в несчастный грузовик. Большинство лодок поставили на корму, прислонив к задней части кабины и привязав веревкой. Некоторые положили на дно - на них будут сидеть люди. Каркасную байдарку присобачили сбоку, также привязав веревками.

Но самое увлекательное, как всегда, впереди. Момент истины наступил, когда в грузовик начали загружаться люди. Под ободряющие крики: "Потеснее! Да все влезем! Ну, давай еще, двигайся!" народ плотно запаковывался в кузов. При этом в самом невыгодном положении, с моей точки зрения, оказались первые садившиеся - народ после них размещался прямо на их конечностях, поскольку места в грузовике просто не было.

Смелый эксперимент удался. В кузов поместились все. Грузовик медленно тронулся.

Об этой поездке я до сих пор вспоминаю с ужасом и внутренним содроганием. Двадцать один человек, разместившийся в кузове друг на друге, образовали причудливую мешанину рук, ног и прочих частей тела. Диалоги типа: "Это твоя нога?" - "Ты знаешь, я ног не чувствую, но по кроссовкам, похоже, моя" - "Так убери ее у меня из-под мышки!" были нормой. На Стасе Шлыке (Зеленом) разместились сразу три девушки, которые во время пути раскладывались все удобнее для себя и участливо спрашивали: "Зелененький, ты еще жив?" Лучше всего было тем, кто стоял, поскольку на них никто не сидел. Так и ехали, сначала по асфальту до Устерiки, потом по грунтовке над Белым Черемошем, где-то около двух часов.

Самое интересное началось, когда грунтовая дорога пошла резко вверх. Тогда те, кто находился в кузове выше, начали неумолимо сползать на задних. В кузове резко образовалось большое свободное пространство, а задние держались сами и держали передних каким-то чудом, как Штирлиц в известном анекдоте. Потом грузовик резко накренился вправо. Народ резко покатился туда. Резюмируя, скажу, что все прелести этой поездки тяжело описать словами, но у меня сложилось впечатление, что я хотел бы ездить немного более комфортно.

А, между тем, те, кто не успел далеко улететь от правого борта машины, узрели на реке достаточно сложный каньон. Они возбужденно описывали: "Слив, бочка за ним, через метр еще слив, и так все время" У половины народа резко пропало желание идти по Белому Черемошу, начиная выше этого каньона. Когда грузовик остановился, эта половина стала просить отвезти их вниз, к тому месту, где каньон заканчивается.

В результате осталось человек 14, каяки и "Ласточка". Игорь, как руководитель группы, принял решение: "Идем тремя группами" В каждой группе было по 4-5 плавсредств. Руководителем первой группы был Игорь Архипов, второй - Стас Шлык (Зеленый), третьей - Игорь Пересецкий. Каждая группа должна была идти участок реки, чалиться в уловах, ожидать следующую группу, страховать ее, а затем двигаться дальше. Игорь шел впереди, осматривал реку и, если необходимо, командовал чалку и осмотр препятствия с берега.

Я комплексовал. Мне казалось, что те, кто остался на каньон, были сплошь и рядом суперкрутыми каякерами, а меня будут вытягивать из каждой бочки по дороге. На мой вопрос: "А я в какой группе?" - Игорь ответил: "С нами пойдешь" "С нами" значило с Игорем Архиповым, Димой Соломатиным и неизвестным мне усатым мужиком в очках, всю дорогу в грузовике хохмившим и рассказывавшим анекдоты. Первым шел Игорь, вторым Дима, третьим я, четвертым этот самый мужик. "Как тебя зовут?" - спросил он. "Игорь", - ответил я. "Меня Слава", - отрекомендовался мужик. Так я познакомился с Дядькой Захаровым.

Итак, мы пошли. Никто толком не знал, что представляет из себя данный каньон. В действительно он оказался легче, чем был в моих представлениях. Я не помню всего в точности, поскольку был здесь первый раз, а записывать по ходу времени не было. Но все равно было весело. Было много килей и были спасработы практически от начала и до конца каньона.

Началось все с киля парня, который шел на короткой родейной лодке. Его остановило и заварило в бочке. Он отстрелился, каяк понесло дальше. И этот каяк выловил я! Для меня это была первая поимка каяка. Гордый тем, что я такой крутой, я стал вылезать из своей лодки крайне небрежно, в результате накренил ее, налил туда воды а сам шлепнулся коленом на камни. Колено болит до сих пор. Дима Соломатин помог вылить воду из моего и из пойманного каяка; затем каяк "трамвайчиком" отправили на другой берег, где находился кильнувшийся.

Двинулись дальше. Но вскоре Игорь остановил группу. На пути оказался достаточно сложный слив, затем еще один, с достаточно сильной бочкой за ним. Проходили его с поочередной страховкой каяками. Неожиданную неприятность доставила народу косая бочка, следующая метров через 20 после этих двух сливов. В ней легло человек шесть, несколько не смогли встать.

Я смотрел на это все и думал - неужели там так сложно? Я-то точно пройду все дело чисто и красиво. Основные сливы я действительно, прошел вполне нормально. А вот во время прохождения косой бочары меня поставило на полусвечку с креном вправо. Только оперся и выровнял каяк, как меня ставит на новую полусвечу с креном влево. Снова опираюсь, выезжаю из бочки. Да, не так тут все просто.

Долго вылавливали каяки, весла кильнувшихся. Долго ожидали, пока народ пройдет сливы. Дальше было уже проще. Слалом между камнями, маленькие бочечки, сливчики. Каньон пошел на убыль. А затем нас встретила та часть нашей группы, которая не шла каньон и дожидалась нас в его конце.

В целом, пройденный каньон можно, с моей точки зрения, оценить третьей категорией сложности. Думаю, что при более высокой воде его сложность будет возрастать.

Дальше до Устерiки идет длительный, около 20 км, прогонный участок с достаточно несложными порогами. Однако наши новички, коих среди нас было немало, накилялись и там. Так что для меня была обширная практика спасработ. Кстати один раз залег и я. В одном из порогов брызгами от вала сместило контактную линзу в одном моем глазу. Я шел до конца порога, осматривая все одним глазом. Как следствие, видимость была не полной и меня положило косой волной. Но вставать, слава богу, уже умею и спасработы не понадобились.

Подуставшие, но довольные, мы приближались к Устерiки. Завтра - Пасха и народ в окрестных селах активно готовится к ней. На одном из подвесных мостиков над рекой стояли дети и что-то кидали в каякеров. Бросили в меня. Круглый предмет ударился о корпус лодки и упал в воду. Я подобрал его. Это было искусно раскрашенное куриное яйцо - так называемая "писанка". До этого я видел такие вещи только в музеях и на сувенирных раскладках. До чего красивая она была! К сожалению, мы с Машкой случайно сели на этот подарок этим же вечером и раздавили его. Мне было очень жаль.

В лагере на стрелке рек мы были около семи вечера. Весь сплав по Белому Черемошу занял около 6 часов. Из них часа два мы потратили на прохождение двух-трехкилометрового каньона.

По моим ощущениям, на Белый Черемош надо забрасываться выше, чем забросились мы. Мне кажется, мы упустили ряд интересных препятствий, идущих выше пройденного нами каньона. Но мы были вынуждены сделать так, поскольку в конце сложного участка нас ожидала группа новичков, а к вечеру мы обязательно должны были попасть в место стоянки.

Каким богатым событиями получился для меня этот день! Еще утром я сплавился по порожистому участку Черного Черемоша, днем побывал на Белом, а вечером ночую в лагере возле Устерiки. Завтра же россияне планируют переброску на Прут. Мы поедем с ними.

Водопад

5.05.2002

Я смотрел на ЭТО и мне не хотелось ТУДА.

По моим впечатлениям, перепад воды на водопаде в Яремче - метров шесть, хотя где-то я читал, что восемь. Слив не отвесный, а покатый, где-то под углом в 45 градусов, а в последней части, может быть, и чуть круче. Однако это не облегчает прохождения водопада, поскольку камни в нем натыканы столь беспорядочно, что оптимальную линию движения определить тяжело.

Несколько дней назад, когда я уже был здесь, вода была выше и все камни водопаде были залиты водой. Сейчас дело обстоит немного не так - под левым берегом они обнажились и едва заливаются. Москвичи говорят, что в предыдущие годы вода была еще более низкой и они прыгали в водопад под правым берегом, там был единственный путь для прохода. Сейчас этот вариант кажется сомнительным - в нижней части водопада, как раз поближе к правому берегу притаился пенный котел, которого нет по более слабой воде.

Наверное, вы поняли, уважаемый читатель, что мы опять в Яремче. Сюда мы перебросились со стрелки Черемошей вместе с россиянами, воспользовавшись их любезным приглашением. Сегодня Пасха, по селам ходят нарядно одетые крестьяне, друг к другу в гости, даже местные мальчишки, несмотря на жару, в костюмчкиках.

Весь день ушел на переброску. Никакого катания и прыжков сегодня не будет. Отдыхаем.

Нет, ТУДА я не пойду. Нема дурних.

6.05.2002

Наш лагерь стоял на поляне правого берега, возле окончания Яремчанского каньона. Вечером или ночью из продуктовой палатки Игоря Архипова стянули несколько кульков со сладостями - стоял сразу возле входа.

Позавтракав, мы с каяками на плече направились по дороге к началу каньона. Идти пришлось около километра и устали прилично. Тяжеловато было нам с Машкой, она у меня мелкая, нести наши два каяка. Тащили их по очереди, сначала один, потом другой. Спасибо, потом нам помогли догнавшая нас Лена Архипова, жена Игоря, и ее подруга Ира.

Вода упала очень заметно. Это чувствовалось уже в самом начале каньона. Далеко не такой грозной выглядела заходная шивера и слив после нее. Все равно там кильнулся кто-то из новичков. Быстро провели спасработы. "Прикарпатский" стал тоже попроще, но и тут произошли несколько килей. Страховка, как всегда у Архипова, на уровне. Я, в основном, наблюдал за Машей, но она шла все уже достаточно уверенно.

Дальше была цепочка спасработ в шивере после "Прикарпатского". Мне даже удалось отбуксировать к берегу человека! Хм, делаю успехи.

Подошли к "прижиму Довбуша". Здесь тоже народ килялся, была спасаловка. Запомнилось совместное прохождение порога моей женой, Машей Романенко и Вячеславом Захаровым. Начинали они с интервалом, но пошли разными путями и в середине порога дядька Захаров неожиданно догнал Машу и наехал своим Циклоном на ее Дьяблу; так они и ехали до конца порога, успешно пройдя все выходные валы. Все посмеялись и отделались легким испугом.

Далее была наша стоянка на правом берегу. Тут оставили свои каяки все, кто не хотел идти водопад, а восемь или девять каякеров и экипаж "Ласточки" двинулся дальше. Среди этой компании был и я. Нет, нет, я не хотел проходить ЭТО, я хотел только посмотреть.

Вот мы возле водопада. Архипов наметил линию движения, с заходом от левого берега на центр, а потом проход основного слива под левым берегом. И пошел. Правильно зашел в первый слив, попал в центр, тут его неожиданно пытается развернуть, Игорь восстанавливает линию движения и точно входит в основной слив. Произошло все описанное в считанные секунды, может, даже быстрее, чем вы это прочитали. Наградой Игорю стали аплодисменты зрителей на берегу.

Дальше по очереди пошли все остальные. Народ избрал себе более простой и надежный путь прохождения, с заходом еще ближе левому берегу, где воды поменьше, сползанием до середины водопада по полуобливным камням, а затем прыжком в последний слив.

Прошли Игорь Пересецкий, Зеленый, дядька Захаров (его развернуло в процессе и он проходил основной слив кормой), Александра .

Я смотрел на происходящее и думал: "Да ну его, черт с ним, зачем мне нужен этот водопад". Затем в какой-то момент надел каску и пошел к каяку. "Будешь проходить?" - спросил меня Дима Соломатин. "Да", - ответил я.

Как идти? По надежному пути, как идет народ, сползая по камням? Или попробовать пойти путем Игоря, чтобы было красиво? Этот вопрос я решил, уже когда одевал юбку. Попробую пойти, как Игорь. И твердой рукой я направил свое корыто в ту точку, откуда стартовал Игорь.

Далее события развивались очень быстро и, к сожалению, без моего контроля. Как-то мгновенно я оказался в центре водопада и так же мгновенно меня развернуло кормой вперед. "Буду идти задом, как Захаров", - мелькнуло в голове. Сделал насколько вялых кормовых гребков, а уже через секунду меня перевернуло. Почувствовал, как меня быстро и неумолимо, килем вверх, тянет в основной слив, как я падаю туда. Страха, почему-то, не было.

Затем я понял, что все закончилось и я уже внизу. Обождал, пока стихнут вокруг пузырьки пены, чтобы наверняка быть не в бочке. И встал со второй попытки. Как ни странно, я не ударился ни обо что, будучи под водой.

Народ в на берегу облегченно вздохнул. Все испугались не в тот момент, когда я кильнулся, а тогда, когда долго не подавал признаков жизни. Ведь никто не знал, что я ожидаю, пока меня вынесет из бочары. Что-то кричал Слава Захаров. Мне улыбались и махали рукой друзья-каякеры, прошедшие водопад. А мне было просто я хорошо оттого, что я жив. И еще досадно за свое прохождение.

Впрочем, может быть, и хорошо, что все прозошло так. Как справедливо замечал Валентин Юрин, каяк является судном, которое абсолютно четко показывает тебе, что ты умеешь и что не умеешь делать на бурной воде. И неудачные прохождения, как правило, являются как раз следствием недостаточно развитой техники, опыта и так далее: Ведь сориентировался в аналогичной ситуации Архипов, не дал потоку водопада развернуть его лодку. А мне не хватило быстроты реакции, умения ориентироваться в потоке. Резюмируя, скажу - надо тренироваться, тренироваться и тренироваться.

Дальше было прохождение парня из Ярославля на Векторе, который проскочил через самый пенный котел, сделав несколько опор. И было экстремальное прохождение "Ласточки" кормой назад. Но все завершилось благополучно и все получили удовольствие.

Никакие прохождения в этом походе не выматывали меня так, как этот прыжок. Безусловно, он стал кульминацией нашего "карпатского турне"...

На следующий день наши пути с ребятами из России разойдутся - мы разъедемся по домам. А сегодня мы сидим с ними в колыбе, отмечаем окончание нашего похода и на душе чуть-чуть грустно. Спасибо вам, наши новые российские друзья за то радушие и гостеприимство, которые вы нам оказали!

Вместо окончания

Вот и все, уважаемые читатели. Закончилась наша майская эпопея в этом году. Она была напоена солнцем, свежей зеленью и добротой Карпат. Во многих местах мы побывали, много увидели и узнали. Я надеюсь, что вам было так же интересно читать наши сочинения, как нам было в наших приключениях.

Но, надеюсь, не закончилась на этом нить походов в нашей жизни. "Нет дороге окончанья".

До следующей встречи!

Игорь Романенко,
сайт


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |