Отчет о водном походе 5 (пятой) категории сложности по рекам

Кекемерен и Чон-Кемин

Совершенном с 29.04 по 09.05.2005года
Группой туристов в количестве 12 человек
Маршрутная книжка № 1\4-601

Руководитель: Некрылов Алексей Алексеевич
info@luzor.ru
Москва 2005

Оглавление

Паспорт маршрута
Выбор маршрута
Состав участников
График движения
Подъезды и отъезды
Сведения о районе путешествия
Перечень определяющих препятствий
Лоция и техническое описание маршрута
Выводы и рекомендации

Паспорт маршрута

1. Проводящая организация: Самодеятельная группа туристов под руководством Некрылова А.А., г. Москва.
2. Место проведения: Киргизия, Тянь-Шань
3. Вид туризма: водный
4. Категория сложности: пятая
5. Протяженность активной части маршрута: 144 км.
6. Общая продолжительность маршрута: 11 дней
7. Ходовых дней: 8 дней
8. Сроки проведения: 29.04.2005 по 09.05.2005
9. Нитка маршрута: Москва – г. Бишкек – р. Кекемерен – оз. Иссык-Куль – р. Чон-Кемин – г. Бишкек – г. Москва
10. Средства сплава: кат 4х местный №1 (3500 л. Рафтмастер фокс 804)
Кат 4х местный №2 (2200 л. самодельный «Ёжик»)
Кат 4х местный №3 (2500 л. Рафтмастер фокс 400)
11. Уровень воды: р. Кекемерен – паводковый (180 – 200 куб.м\с)
Р. Чон-Кемин малый (30-35 куб.м\с)
12. Средняя температура воздуха: днем +15…+22С
Ночью +6…+9С
13. Средняя температура воды: р. Кекемерен +6С
Р. Чон-Кемин +9С

Выбор маршрута

Я неустанно признаюсь в своей любви к замечательному месту на земле – к Киргизии.
Намаз ( водитель фирмы Horizon Travel, который возил нас в этом походе) рассказал мне байку:
-Однажды БОГ решил оделить своих детей землями. Англичанам и Японцам острова выделил, Русским - «шестую часть земли», неграм отдал Африку, Китайцам – Китай, Американцев сослал на другой конец света… Всем досталось, а Киргиз в это время, как обычно пьяный лежал. Когда прочухался кинулся к Богу. Господи, кричит, а как же Я. Ну Господь плюнул, выругался и поселил его в Киргизии. «на пользуйся, для себя придерживал, да делать нечего…»
Уже второй год подряд, я начинаю сезон с полноценного похода по Тянь-Шаню, пользуясь чудесными транспортными, климатическими и природными возможностями Киргизии.
Желание пройти этот маршрут, было озвучено еще в Ноябре, однако немало сомнений вызывали события конца марта в этой республике. Наверное мало кто в нашей стране с таким жгучим интересом и заинтересованностью следил за происходящим там… Все предыдущие поездки говорили – Это самая спокойная и доброжелательная республика бывшего СССР, а наша пресса публиковала фотографии фанатиков в оранжевых банданах, грабящих магазины…
Но выбор был сделан к счастью в пользу – ЕХАТЬ!
Для части участников этот маршрут имел значение как спортивное мероприятие (скатывание экипажа, проверка на воде нового катамарана перед более сложным, осенним походом), для части поход был выходом на новый уровень спортивного мастерства, но для абсолютно всех участников - возможность отключиться от забот Мегаполиса, а значит Отдых.

Состав участников

Слева направо: Ермолаев, Лосинский, Пичугина, Цербаев, Козьминская, Некрылов, Сулькин, Шишкина, Титаренко, Собинов, Короткий, Батов.

1. Некрылов Алексей Алексеевич 6у-Обихингоу, 6у-Чулышман-Башкаус, 6у-Сарыджаз, 6у-Кекемерен, 6у-Андийское Койсу, 5р-Чаткал, 5р-Чон-Кемин руководитель кат 4-1
2. Пичугина Елена Владимировна 6у-Обихингоу, 6у-Чулышман-Башкаус, 6у-Кекемерен, 6у-Андийское Койсу завхоз, кат 4-1
3. Короткий Сергей Николаевич 6у-Обихингоу, 6у-Кекемерен кинооператор, кат 4-1
4. Сулькин Родион Симонович 6у-Обихингоу, 6у-Кекемерен участник кат 4-1
5. Батов Сергей Николаевич 5у-Сандалаш-Чаткал, 5у- М.Нарын-Нарын, 5у-Китой участник кат 4-2
6. Шишкина Анна Игоревна 5у-Чон-Кемин, 4у-Урик медик кат4-2 лоцман
7. Лосинский Максим Игоревич 5у-Чон-Кемин, 4у-Урик реммастер кат4-2
8. Собинов Сергей Юрьевич 3(5)-Б.Лаба-М.Лаба-Уруштен, 4у-Харамурин, 2(6)-Белая участник кат4-2
9. Титаренко Илья Михайлович 5у-Шавла-Аргут-Катунь, 4у-Чуя-Катунь участник кат4-3
10. Козьминская Екатерина Игоревна 2(6)-Белая, 3(5)-Мзымта, 3(5)- Б.Лаба участник кат4-3
11. Ермолаев Сергей Станиславович 5у-Чон-Кемин, 4у-Урик участник кат4-3
12. Цербаев Олег Теймурович 5у-Чон-Кемин, 4у-Урик участник кат4-3

График движения
День пути Дата Участок маршрута

км Способ передвижения
1 29.04 Г.Москва – г. Бишкек   Самолет
2 30.04 Г.Бишкек- р.Кекемерен
Стапель
  Автомашина
3 01.05 Р. Западный Каракол –
Пос. Кажамкул
12 Сплав
4 02.05 Пор. Прорыв – пор. Слив 5 Сплав
5 03.05 Пор. Мост – пор. Лестница 5 Сплав
6 04.05 Пор. Моби – Дик –
пор.Тура-Гоин 2
Переезд на оз. Иссык-Куль
27 Сплав
Автомашина
7 05.05 Радиальный выход 22 Пешком
8 06.05 Переезд на р. Чон-Кемин
Стапель
Прохождение пор. Каменоломня
4 Сплав
Автомашина
9 07.05 Пор. Ералаш – пор. Зеленый
– 8й каньон
23 Сплав
10 08.05 8й каньон – стрелка с р. Чу
Переезд в г. Бишкек,
аэропорт Манас
46 Сплав
Автомашина
11 09.05 Г. Бишкек – г. Москва   Самолет

Подъезды и отъезд

Учитывая ограниченность во времени наша группа старалась максимально использовать транспортные возможности региона.
От г. Москва до г. Бишкек и обратно мы добрались на Боинге 737 Киргизской
авиакомпании «Itek Air»
Вылет из Москвы (Домодедово) в 10-20
Вылет из Бишкека 06-15, прилет в аэропорт Внуково
Стоимость билета в 2конца 299USD (вместе с бронью и пр. обошлось в 9500р)
Надо сказать, что за перевес и негабарит мы заплатили еще 300USD туда и 270USD обратно на группу.
Все переезды на территории Киргизии на машине ЗИЛ 131 с кунгом, а так-же разрешения на пребывание в стране и Чон-Кеминском запаведнике нам обеспечивала хорошо известная фирма «Horizon Travel» (тел +996-312-64-51-47, horizon@elcat.kg), это обошлось нам примерно в 1200USD при общем пробеге машины в 1300км.
Могу смело рекомендовать всем собирающимся в Киргизию руководителя этой фирмы – Сергея Воронина, как очень ответственного и добросовестного партнера!
Важно заметить, что в связи с ремонтными работами проехать на р. Кекемерен через тонель на перевале Тюз-Ашуу можно только в ночное время!

Сведения о районе путешествия

Киргизия
Площадь: 198500 кв. км
Население: 4893 тыс. чел.
Язык: Киргизский, русский
Валюта: Киргизский сом
Время: Московское +3часа
Телефонный код: +996
Виза: для граждан России не требуется
Посольство: Москва, ул. Б. Ордынка, 64, тел. (095)237-48-82
Въезд на территорию с 23.03.05 по загранпаспорту

Киргизия – среднеазиатская Тоскана: страна удивительных пейзажей. Они являются главным туристическим достоянием страны. Исторические достопримечательности довольно редки. Это курганы – могильники, крепостные руины и городища, оставшиеся в Бишкеке со времен Великого шелкового пути.

Сложности
На территории Ферганской долины и к западу от г. Ош действуют организации исламистов, ответственные за ряд терактов в Оше и Узбекистане. Периодически происходят вооруженные столкновения боевиков с правительственными войсками. Вдоль границы с Узбекистаном в районах действия боевиков установлены минные поля.

Р. Кекемерен


Образована слиянием стекающей с хребта Таласский Алатау р. Суусамыр и стекающей с хребта Джумгал-Тоо р.Западный Каракол
Река Кекемерен - один из крупнейших притоков Нарына (правый). Географически относится к внутреннему Тянь-Шаню, вследствие чего имеет более теплый и комфортный климат.

 

номер гидропункта по справочнику

Длина реки от истока, км

Уклоны, м/км

Хар-ки водосбора

Среднемес.расходы
куб. м / c

Месяцы

Средний

Средневзв.

Площадь кв. км

Нивальная зона %

6

7

8

9

10

 

53

147

14

9.7

8440

менее 1

223

178

106

63

47

Р.Чон-Кемин (кирг. Чонг-Кемин)
Река берет свое начало на Чилико-Кеминской перемычке и течет между Заилийским Алатау и Терскей-Алатау (район Северного Тянь-Шаня) по территории Киргизии. Возможна заброска как в верховья с территории Казахстана, так и снизу более удобным вариантом из Бишкека. Вдоль всей реки проложена дорога. Река находиться на территории Чон-Кеминского заповедника, поэтому надо быть готовым заплатить за разрешение 100сом с человека и 150сом с автомашины.

 

номер гидропункта по справочнику

Длина реки от истока км

Уклоны, м/км

Хар-ки водосбора

Среднемес. расходы
куб. м / c
Месяцы

Средний

Средневзв.

Площадь кв. км

Нивальная зона %

6

7

8

9

10

 

103

70

21

17

1070

10

35

43

39

21

12

Среднегодовой расход воды - 20.1 м3/сек.
Длина сплавной части по р. Чонг-Кемин - 157 км.
Средний уклон - 14 м/км.

Растительность
На Тянь-Шане ярко выражена вертикальная поясность
растительности. Выше увеличивается количество кустарников шиповника,
жимолости, барбариса, смородины, облепихи - особенно вдоль русла рек и их
многочисленных притоков. Встречается береза, осина, ива. Еще выше начинается
хвойный лес: тянь-шаньская ель и пихта. Выше границы хвойного леса
располагаются субальпийские и альпийскйе луга, которые являются прекрасными летними пастбищами.

Животный мир
Животный мир очень разнообразен. Здесь встречаются горный козел, горный
баран (архар), кабан, сурок, барсук и зайцы. В реках и притоках водится форель и маринка. А еще много лошадей, которые дают КУМЫС!

Рыбка Маринка в объятиях Браконьера Ермолаева

Перечень определяющих препятствий

Название препятствия> Категория
сложности обычно
Категория
сложности у нас
GPS Координаты начала препятствия
  Р.Кекемерен      
1. Пор. Прорыв N 42°05.918'. Е 074°06.973'
2. Пор. Слив N 42°05.545'. Е 074°07.692'
3. Пор. Мост N 42°05.303'. Е 074°08.094'
4. Пор. Лестница N 42°04.570'. Е 074°08.373'
5. Пор. Моби-Дик N 42°01.855'. Е 074°09.810'
6. Пор. Кашкасу N 41°55.403'. Е 074°10.714'
7. Пор. Тура-Гоин 2 N 41°55.014'. Е 074°.13. 802'
  Р. Чон-Кемин     Далее привожу координаты, взятые из отчета М. Верхотурова, по причине севших батареек
8. Пор. Каменоломня 42.816690 76.442170
9. Пор. Ералаш 42.809890 76.433150
10. Пор. Мельница  
11. Пор. Баня  
12. Пор. Повицкого  
13. Пор. Зеленый 42.784180 76.370720
14. 8й каньон 42.774740 76.331080

Препятствия №№ 4, 5, 6,7 не были пройдены нами из-за паводка, препятствие №13 не было пройдено группой из-за недостатка времени.

Хочется сказать несколько слов о том, что координаты наш ленивый лоцман не приводил к карте, а просто взял из своего маленького желтого приборчика, поэтому естественно получилось расхождение с координатами, приведенными в отчете М. Верхотурова, например:

"Прорыв" 42.098820 74.115200

Лоция и техническое описание маршрута

     На маршруте наша группа пользовалась материалами из отчетов С. Черника, М. Верхотурова и Р. Айбатулина, за что выражает им свою признательность и благодарность!

Синим цветом даны выдержки из этих отчетов, которые были вполне применимы к нашему уровню воды.

Курсивом выделен текст написанный нашим лоцманом Шишкиной Аней.
У нас в группе двое было без загранпаспортов, но, ничего, пропустили и их.
В Бишкеке мы встретились с журналисткой Times of Central Asia — Ириной Байрамуковой. И взяли ее с собой в поход.

Продукты, как водится покупали почти все (кроме дежурства Сулькина-Короткого) в Бишкеке. Учитывая похмельное состояние завхоза и «стеклянное»состояние руководителя раскладка была не очень адекватная — много огурцов, морковки, пшена. Все остальное было в дефиците.
Поменяли деньги, купили продукты, поели и поехали на Кекемерен. Выехали в 12 ночи, приехали на реку в 8 утра.

На заброске нам улыбнулось редкое в это время счастье – попить Кумыса!!!

И некоторые даже покимарили после этого на стапеле.
Стапель — мост через Западный Каракол недалеко от стрелки Каракола и Кекемерена.
Возвышение — 2098 м. N 42°10.879'. Е 074°02.829'

Как же все пьют! На этой почве прощелкали лоцию и маршрутку (подумали, что забыли ее в офисе Горизонт Тревел).
Мысли вслух: Замкнутый круг какой-то: с одной стороны, чем больше пьешь, тем больше вещей теряешь. С другой — чем больше пьешь, тем меньше тебя это волнует, поскольку тем меньше тебе нужно.
На реке — паводок. Расход — явно больше 100 кубов

1 мая. Пасха.
Лоция, слава Богу, нашлась. Стоило только не пить за завтраком.
Сегодня несколько человек (особенно Родик и Короткий) в ауте. Леха тоже — не фонтан.
До завтрака Ермолаев и Лосинский совершили крутую конную выездку на местных киргизских скакунах. Лошадки несли их бешеным галопом мимо заснеженных вершин Тянь-Шаня, пока Лосинский не спрыгнул, прервав, тем самым, конный забег. Обратно всадники шли пешком, радуясь, что остались живы. Кстати сказать, больше желание прокатиться на лошадках никого из группы не посещало.
Киргизы к нам регулярно заходят. Мы их чаем поим. Они почти все понимают по-русски, правда, говорят не все.



Единственное на маршруте неприятное общение с местными, которое в международный конфликт, конечно не вылилось:
- водка, пиво, сигареты – дай!
- У нас нету, мы спортсмены…

В этот день мы, наконец собрав катамараны, отчалили в 16.00 и 2 часа плыли по Караколу, плутая по разбоям и время от времени перекидывая катамараны через какой-нибудь не очень широкий кусок суши. На стоянку встали, миновав стрелку Каракола и Суусамыра, а также поселок Кожамкула (бывший поселок 8 марта, названный теперь по имени национального героя-силача).
Стрелка Каракол-Суусамыр. Расстояние до стапеля — 6,7 км. Высота — 2028.
N 42°07.358'. Е 074°03.729'.
Заночевали на левом берегу сразу за поселком Кожамкула.
Немного отметили Пасху, купив в указанном поселке несколько десятков яиц. В этот же день было легендарное овощное рагу, которое потом вспоминали весь поход. В местных магазинах практически ничего нет: ни хлеба, ни тушенки, ни сгущенки, ни колбасы.
Вода прибывает, за ночь на 15см
От места стоянки (т.е. от конца пос. Кожамкула) до первого порога — Прорыв — несложная шивера метров 400.
Порог Прорыв. Категория сложности — 6А
Высота — 2020. N 42°05.918'. Е 074°06.973'.
Длина порога 300м (за начало порога мы приняли дорожные знаки «Сужение дороги» и «Падающие камни» на левом повороте реки на левом берегу).
Порог расположен на S-образном изгибе реки (левый — правый).
По нашей воде порог представляет собой хаотическое нагромождение валов (до 3 м), бочек, обливных камней. В начале порога — гряда камней через всю реку. Далее участок быстротока, оканчивающийся мощной бочкой в левой части струи и рядом крупных бочек в правой части русла. Единственный чистый проход — вплотную к левому берегу. После этого на участке в 50 м хаотично разбросанные камни (полуобливные и обливные), бочки и валы. Вся струя постепенно смещается вправо, образуя в правой половине русла мощнейшую бочку после 3-метрового вала.
Прохождение.
Порог проходили все 3 катамарана. Сначала тандем — Некрылов и Батов, потом Титаренко. М. Лосинский проходил порог дважды: сначала на своем катамаране, потом, заменяя Катю, под командованием И. Титаренко.
Кат 4-1
Катамаран проходил порог вдоль левого берега, сделав 2 телемарка и местами переваливаясь через полуобливные камни.

Кат 4-3
Аналогично.


Кат 4-2
Заход вдоль правого берега, смещение влево перед первой бочкой, далее вдоль левого берега. Траектория была заложена слишком сложная для экипажа и было пару моментов, близких к аварийным.

После порога Прорыв шивера с валами до 2 м протяженностью 1-1,2 км.

Порог Слив. Категория сложности — 5В
Высота — 1966. N 42°05.545'. Е 074°07.692'.

Порог представляет собой горку, заканчивающуюся двумя бочками. Метрах в 10 до основного слива в левой части струи есть бочка, которую можно обойти слева по чистому языку. Далее через 10-12 м находится основной слив порога, по которому он и получил свое название. Это 3,5-метровая водяная горка, ограниченная справа большим куском скалы, оканчивающаяся мощным пенным котлом в правой половине русла и проносной струей с валами — в левой.
Потом еще 1,5-метровый вал. За Сливом под левым берегом есть полуобливной камень, затрудняющий прохождение под самым левым берегом. Правее куска скалы под правым берегом — канализационный слив, не проходимый в нашу воду.

Прохождение порога.
Кат 4-1 Под самым левым берегом, обходя все сливы по канализации. Не доходя до порога катамаран свалился лагом с одного из обливных камней и С. Короткий попал под слив и его смыло с катамарана. К счастью он сумел за него ухватиться, выпустив весло.
Катамаран зачалился непосредственно перед основным сливом и С. Короткий занял свое место со словами «Дайте подышать, придурки».

К4-1 зашел в конце концов точно в язык…

Остальные катамараны порог не пошли.

После порога Слив правый поворот и на прямом участке 150-200 м вдоль правого берега чистая струя с валами до 1,5 м. и небольшими бочками. Под левым берегом — хаотичное нагромождение обливных и полуобливных камней с возможностью прохода между ними. Дальше до порога Мост — шивера.
Встали на ночь на левом берегу после порога Слив.

Расстояние от порога Слив до порога Мост 750 м. Этот участок представляет собой шиверу с большими валами до 3 м. Категорийность шиверы — 5В-5С. (В лоциях этот участок обозначен как препятствие № 4, но по нашей воде это просто мощная шивера с валами, бочками, обливными и полуобливными камнями).

В этой шивере однако К4-2 был очень близок к килю, хотя и шел по канализации!

Порог Мост. Категория сложности — 5В-5С.
Высота — 1958. N 42°05.303'. Е 074°08.094'.
Ориентир порога — автомобильный мост с грунтовым покрытием, по которому, очевидно, порог и получил свое название. Собственно, это ни один мост, а 3 (третий сохранился в виде одной правой опоры). Первый мост автомобильный, второй — деревянный в аварийном состоянии.
Длина порога 250 м.
Сам порог начинается под мостом. Он расположен на S-образном изгибе реки (правый — левый). Под первым мостом валы высотой до 1,5 м. Под вторым — мощная бочка в правой половине реки. После этой бочки быстроток без валов — 50 м. После него по центру большой обливной камень с котлом. После камня реку перегораживает 2 гряды камней. Одна из них идет на уровне старой опоры третьего разрушенного моста. Вторая — от огромного обломка скалы у правого берега. За первой грядой мощная бочка по центру, а за второй — по центру котел и бочка в левой части русла. Справа — проносная струя (по которой мы и шли), быстроток метров 40 на левом повороте. Затем струя уходит под левый берег. После быстротока по центру треугольная скала и в 30 метрах за ней у левого берега большой камень, вдающийся в реку.

Прохождение порога Мост.

Кат 4-1 Втыкало!!!

Зашли возле левого берега, проехали оба моста левой третью струи. После прострелили вправо под правый берег и прошли там вторую гряду (возле огромного обломка), сделав телемарк перед сливом. В этот слив падали вплотную к камню полулагом (Некрылов даже хватался за раму). Вышли на свечке. Перед следующей бочкой, отработав назад, попали в правый ее край. С правого берега ушли на центр реки. Дальше прошли вплотную к большому камню на выходе из порога. Чалка на правый берег.

Кат 4-2 Втыкало!!!

Вышли из улова под левым берегом, сместились в центр левой половины струи и плыли прямо до нижней границы первого моста. После этого, развернув носы, на 30 градусов к правому берегу, обошли бочку под вторым мостом слева впритирку к ней. Прострелили к правому берегу. Доехав до уловов правого берега, развернулись носом вниз по струе. Все три слива прошли языками под правым берегом. Дальше, после третьего слива, сместились в левую часть струи. Дальше прошли слева от трегольной скалы и вплотную справа от большого камня на выходе из порога. Чалка на правый берег.

Кат 4-3
Обнос по причине плохого самочувствия одного из членов экипажа (Цербаева Олега).

Через 350 м. шиверы уровня сложности 5А-5В, начинается порог Ихтиозавр.

Ихтиозавр. Категория сложности — 5В-5С.
Высота — 1950. N 42°05.014'. Е 074°08.248'.
Длина порога — 70 м.

Порог начинается двумя большими камнями под правым и левым берегом, образующими сужение реки. Через 10 м. быстротока, струя разделяется здоровым обломком скалы, лежащим параллельно струе в середине русла, напоминающим ихтиозавра. Слева от него образуется пенный котел. Под самым левым берегом достаточно чистый язык, попасть в который чрезвычайно затруднительно ввиду нехватки места для маневра. Кроме того, основная струя валит на ихтиозавра.
Справа от ихтиозавра бочка. Под правым берегом струя упирается в группу обливных и полуобливных камней. Туда же валит и вода из бочки.
После ихтиозавра под левым берегом достаточно чистый проход по струе с небольшими валами.
Порог заканчивается за третьим большим скальным обломком в середине русла.

В нашу воду порог криминален. Камень «Ихтиозавр» фактически полностью залит водой. Попасть в проход под левым берегом крайне сложно, т.к. струя выносит прямо на хребет камня. Страховка после порога практически невозможна. Обнос всеми судами.

После порога Ихтиозавр 700-750 м. шиверы категории 5А-5С (валы, обливные и полуобливные камни, бочки). Потом порог Лестница.

Порог Лестница. Категория сложности — 6 C.
Высота — 1919. N 42°04.570'. Е 074°08.373'.
Длина кульминационной части порога 220 м.

Начало порога обозначается 2 крупными камнями по берегам. Между ними горка около 15 м, приводящая к подковообразному сливу через всю реку с мощными косыми бочками слева и справа с пенным котлом по центру.
Далее 30 м быстротока без валов, заканчивающихся мощной бочкой ближе к центру реки (около 8 м ширины). Справа и слева от нее — чистые языки. Через 20 м вспененной воды через всю реку идет 2-2,5 метровый слив с мощным пенным котлом в центре и косыми валами справа и слева.
В 10 м за сливом чуть правее центра реки — зуб, слева от которого быстроток 20-25 м, справа тоже быстроток около 30 м с косыми валами до 1,5 м.
В 15 м за зубом левее центра стоит длинный (5 м) обломок скалы поперек русла с мощным уловом за ним. Слив слева от камня заканчивается мощным косыми валами и через 30 м вода через обливную гряду камней сваливается в мощнейший пенный котел под левым берегом. Правая струя (язык) ограничен справа обливным камнем и через 15 м после плоского огромного полуобливного камня образует слив с мощным пенным котлом после него. Затем основная масса воды из правой и левой струй объединяется и через 15 м вспененной воды на уровне мощного котла под левым берегом через 2/3 реки — мощный, более чем 3 метровый слив, ограниченный слева обливным камнем в левой трети реки, справа — берегом.
В левой части слив образует мощную бочку (падая с обливного камня), в правой части — мощный пенный котел. В центре язык с пенным котлом после него.
Далее через 10 м после котла в правой части русла лежит гряда больших полуобливных камней, перегораживающих 1/3 реки. Основная струя уходит в центр и через 15 м после полуобливного камня завершается локальным котлом по центру реки. Слева и справа от него — чистые проходы. Затем участок быстротока метров 30 с косыми валами, завершающийся 3 метровым сливом практически через всю реку (в воротах между полуобливным камнем под левым берегом и самым правым берегом).
Надо сказать, что я описал бы это место несколько проще:
Цепочка валов и бочек 1.5-2м длинной 80-100м, заканчивается сливом через всю реку с котлом глубиной 3-3.5м, затем на 60метрах два котла по центру глубиной 2.5 и 3м соответственно, а затем второй слив через всю реку. Правая часть слива – котел 3.5-5м глубиной, а левая – водопад 2.5м с сильным подсосом под него. По центру язык, через десять метров привозящий в котел 2.5м, далее через 30м через всю реку стоячий вал 3м, далее цепь валов и бочек 1.5-2.5м на участке 300м.
Прохождение порога Лестница рассматривал только кат 4-1, но трезво взвесив все за и против от этой мысли отказался.

Обнос всеми катамаранами.

4 мая.
После порога Лестница — участок относительно спокойной воды — шиверы категории 5А-5В, перемежающиеся короткими участками быстротока.
Мы прошли еще 2,3 км до правого притока и порожка напротив него. Этот порог упоминается в лоции, но ни номера, ни названия не имеет. Однако в нашу воду — это препятствие 5В категории сложности.
От этого порога до начала каньона — 3,2 км.

Порог Моби Дик. Категория сложности — 6 С.
Высота — 1844. N 42°01.855'. Е 074°09.810'.
Длина порога 400 м.
Обнос всеми судами.
Порог Кашкасу. Категория сложности — 6 В.
Высота — 1730. N 41°55.403'. Е 074°10.714'.
Обнос всеми судами.
До порога Тура-Гоин от порога Кашкасу 3,7 км.

Порог Тура-Гоин. Категория сложности — 5В.
Высота — 1640. N 41°55.045'. Е 074°.13. 383'.

Через 580 м — порог Тура-Гоин 2.

Порог Тура-Гоин 2. Категория сложности — 6С.
Высота — 1619. N 41°55.014'. Е 074°.13. 802'.
В 20-00 загрузились в машину и поехали на оз. Иссык-Куль.

Ужинали в пос. Кочкорка в придорожном кафе.

4 мая ночью приехали на Иссык-Куль, где славно провели время до 6 мая.
Часть группы прошла радиальный выход в урочище Кабарга, часть группы посетила Замок – местную достопримечательность, а часть просто наслаждалась жизнью, купаясь в теплом источнике под цветущей яблоней.

06 мая встав в 4 утра и тепло распрощавшись с дядей Васей и его женой (это хозяева частной гостиницы, в которой у нас был базовый лагерь), мы поехали на р. Чон-Кемин. Учитывая наше фиаско на Кекемерене, было решено заехать не на п. Зеленый, а значительно выше, к началу п. Каменоломня. Подъезжая к п. Повицкого мы встретили группу туристов из Питера под руководством Олега Холодкевича, немного пообщались и поехали дальше.
Примерно в 11утра были на стапеле.
Стапель закончили примерно к 14-00, но очередной набор высоты (2250м) и ранний подъем подкосили здоровье у целого ряда участников… В итоге у двоих перебои с сердцем, а у троих с животом
В довершение неудач полил проливной дождь и пройдя за 2.5 часа пор.Каменоломня мы закончили сплав перед пор. Ералаш.
Пор. Каменоломня (5С). Уровень воды 30-35куб.м\с. Кульминационная часть около 600м. Четко выделяются три ступени. Первую проходили справа, вторую по центру, третью слева активно угребаясь от прижима под скалу, далее до правого притока около 200м шиверы. За притоком река успокаивается. До п. Ералаш 1км быстротока.
Страховали кат 4-1 гранатками с п.б. в районе конца 3ступени и в конце выходной шиверы, остальные два катера страховал кат 4-1. Фотосьемка, в учетом проливного дождя не проводилась.
Ориентир п. Ералаш – приток справа, надо зачалиться немного выше или непосредственно в устье притока.
Сразу за устьем притока на п.б. находится чудесная полка на которой мы и ночевали.
07 мая нами был пройден п.Ералаш и участок реки до п. Зеленый
С утра светило солнце, народ повеселел, просушился. Здоровье у всех поправилось вместе с настроением. Уровень воды в реке вырос после вчерашнего дождя на 10см, но это только упростило пороги. Расход 35-40кубов.
Пор. Ералаш (6А), длинна около 800м. Проходили с промежуточной чалкой.

К4-1, Ералаш 1я ступень

Первая ступень – длинная заходная шивера, заканчивающаяся двумя сливами через всю реку 1.5м и 1м, после них справа большое улово – место нашей промежуточной чалки.

К4-1 трек второй ступени

Вторая ступень – река после не крутого правого поворота сужается и некоторое время представляет из себя горку с валами, затем делиться грядой камней на две протоки. Правая прорывается несколькими сливами через камни по прямой, а левая под очень крутым углом заворачивает, образуя интегральный трек.

К4-2 начало 2й ступени

Левая протока более многоводна, хотя требует очень жесткого маневра. Примерно через 70м река вновь собирается в единое русло и всей своей мощью устремляется в прижим левого берега.

К4-3 на треке пор. Ералаш

Первую ступень проходили страхуя спасконцами, вторую кат 4-1 и 4-2 страховали спасконцами, кат 4-3 спасконцами и катером 4-2.

До следующего сложного порога "Мельница" на реке довольно мощный и протяженный шиверно-порожистый участок (от так называемого "Придорожного камня"- большого обработанного водой валуна - хотя какой их валунов "Придорожный" мы до конца не поняли). Ориентиры "Мельницы" - незначительный левый поворот и большой обломок скалы у правого берега. За скалой можно пристать для просмотра порога.
Порог "Мельница" (5С). Длина порога 300-350м. Дорога уходит вверх и в сторону от реки. Берега создают неглубокий каньон. Просмотр по высокой террасе П.Б. Порог начинается на плавном левом повороте русла шиверой, затем в русле разбросаны крупные полуобливные камни, со сливами между ними.

Пройден сходу тандемом кат 4-1 и 4-2, кат 4-3 зачалился перед порогом и просмотрев его с п.б. прошел подстраховываемый снизу.

Заход в пор. Мельница К4-1

Категорийность 5В, слаломного типа.

Порог "Баня" (5В-5С). Мы провели разведку с прибрежных камней Л.Б. (по лоции возможна разведка с правого берега, но довольно неудобная, так как на входе в порог правый берег - высокая конгломератная стенка). В начале порога несколько сливов, затем через 30м второй правый поворот, сужение русла. В этом месте по центру валун, рассекающий поток, и острые камни вдоль правого берега. Затем идет серия сливов и бочек. В конце по центру расположен большой камень, на который наваливает весь поток. За ним прижим к правому берегу, далее на выходе шивера. Длина порога ~250м.
В сужении проходили справа от валуна (якобы острые камни у нас были скрыты под водой) - далее по основной струе.

Пройден сходу всеми тремя судами, категорийность 5В, слаломного типа, взаимостраховка.

Порог "Ворота". Очень короткий порог, сразу после пор."Баня" образован большими валунами, между которыми слив с косыми валами. Порог сложности не представляет. Не понятно почему это место названо порогом - это скорее достопримечательность: стоят в реке две каменных глыбы межу которых течет река, ни сливов ни прижимов нет, скорость струи обычная.

Препятствие честно говоря просто не заметили на общем фоне сплава.

Далее до ГМС шиверы средней сложности. После ГМС за левым поворотом реки начинается шивера, которая переходит в преп.23.
Порог "Повицкого" (5С). Длина ~350 м. Просмотр с правого берега. Порог изобилует камнями, бочками. Вода довольно мощная. Заканчивается на правом повороте реки, за которым видна мель левого берега. На выходе из порога поток устремляется к правому берегу и наваливается по центру на скалу диаметром в 6 м. Далее река успокаивается.
На правом берегу над порогом находится памятник В.Повицкому, погибшему при прохождении реки 13.08.1979г.

Порог Повицкого (5С) проходили поочередно, предварительно просмотрев с п.б. Страховка гранатками.
Далее до п. Зеленый около 1.5 км сплава
7-ой каньон "Зеленый"
Длина 3-3,5 км. Глобальный просмотр препятствий с высокого правого берега, детальный просмотр наиболее сложной - заходной части каньона (пор."Зеленый") - по левому берегу.

Порог "Зеленый" (6В). Длина с заходной частью 400-500 м. Правый берег - высокий (до 200 м) конгломератный склон, левый берег - низкий, поросший лесом, в конце преп.24 оба берега сжимают реку высокими скалами. Заходная часть порога начинается на левом повороте, за которым идет сразу правый. Здесь начинается самая сложная и опасная часть порога. Вода разгоняется на прямом участке длиной 30 м и прыгает через гряду крупных скальных обломков, перегораживающую все русло. Чистых проходов нет. Высота сливов в разных местах до 2.5 м. Далее на левом вираже продолжительная горка из сливов и бочек, которая заканчивается мощным косым 2-2.5 метровым сливом. Через 20-30 м сильный навал на большой скальный обломок в правой части русла. Вся вода идет слева от обломка. Здесь начинается крутой правый вираж с навалом в конце на скалы левого берега и мощным 2-х метровым сливом.

Препятствие 25 (5С). Длина около 2,5-3 км. Следует сразу за преп.24, деление скорее смысловое - уклон становится поменьше. Сначала несколько крутых виражей со сливами, бочками, прижимами. Затем препятствие вырождается в мощную шиверу с большим падением и слаломом между камней и бочек. Примерно посередине после левого поворота есть мощная крутопадающая горка с обилием надводных и полуобливных камней.
К пор.Зеленый мы доплыли в 16-10, беглый просмотр показал, что пройти это препятствие без тщательной проработка нельзя и хотя порог вовсе не выглядел непроходимым, было решено обвезти порог и 7Й каньон.
"8 каньон" (5С). Длина каньона ~1,5 км, с входной шиверой ~2 км. Начинается за впадением ручья с правого берега. Берега в основном высокие обрывистые. В первой половине порога характерных мест нет: весь поток несется в нешироком русле, перепрыгивая через хаотически разбросанные затопленные камни. Далее есть три характерных ключевых места. Первое - две серые скалы посредине каньона, проход между ними менее 10 м. Второе - через 50 м сразу после правого поворота за первым характерным местом. Левая половина русла перегорожена обливным камнем плавных очертаний, имеющим форму сиденья ("розовый унитаз"). На камень есть навал. Третье - прижим к высоким черным скалам левого берега в конце порога. Уход от прижима осложнен надводными и полуподводными камнями и бочками.

Проходили сходу с взаимной страховкой. 8й каньон довольно мощное препятствие, требующее постоянного внимания и слаженности экипажа. Пожалуй это был наиболее эмоциональный участок нашего похода, хотя и не самый сложный. Сразу за каньоном остановились на ночлег. Место было не очень, проблемы с дровами, но время 19-20 и уже видимая населенка обязывали.

Постепенно каньон вырождается в шиверу средней сложности. До моста минут 15-20 сплава. За мостом начинается длинная и мощная шивера, которая с небольшими разрывами тянется на 15 км. Весь участок можно плыть с ходу.
Немного не доплыв до конца шиверы, вылезли на террасе П.Б., на которой разместились передвижные пасеки. Поскольку дальше по лоции начинался протяженный (40-50 км) участок разбоев и населенки, а 9-ое выходное ущелье Чон-Кемина не представляет особого спортивного интереса - решили здесь закончить маршрут по Чон-Кемину (повторяя в этом Верхотурова М). На пасеках можно недорого купить свежий мед.
Тем, у кого это единственная река на маршруте, конечно, для завершенности маршрута можно рекомендовать доплывать до устья Чон-Кемина и немного вниз по Боомскому ущелью р.Чу. (Из бесед с участником тверской группы позже мы узнали, что чуть ниже стрелки Чон-Кемина и Чу поперек реки стоит мощная бочка, в которой положило несколько катов. Осторожно!)

Все что мы проплыли после 8го каньона- можно описать одним словом – ВЫКАТ, или двумя – Ничего Особенного – шиверки, разбои, перекатики…

Выводы и рекомендации


Связка рек Кекемерен – Чон-Кемин несомненно является замечательным спортивным маршрутом. Изюминкой Киргизии. Наличие дорог вдоль рек делает возможным их прохождение в очень сжатые сроки. Мы заявляли этот маршрут, как поход 6кс, однако исходя из реалий, наша группа не предпринимала попыток прохождения трех основных препятствий маршрута – обнеся п.п. «Лестница», «Тура-Гоин», «Зеленый». Причины для этого были объективные (паводок на р.Кекемерен) и субьективные (плохое самочувствие нескольких участников и некоторые просчеты в планировании графика маршрута которые не оставили достаточного количества времени на прохождение п. Зеленый, если Вы планируете идти этот порог, закладывайте на это целый день!!!), поэтому маршрут может быть категорирован для нашей группы только 5кс. Запланированный нами маршрут при меньшем уровне воды в р.Кекемерен вполне может быть реализован в полном объеме в заявленные нами сроки, при нашем уровне воды прохождение реки требовало значительно больше времени (приходилось просматривать даже плесы), а категорийность большенства порогов резко (порой критично) выросла. Все время нашего пребывания на маршруте уровень воды продолжал возрастать на 15-30см в сутки и в последний день не дотягивал до уровня «пика паводка» всего 30см при ширине реки 80м.
Паводок был вызван грозовыми дождями, лившими все эти дни в верховьях реки и очень большим количеством снега, который еще не успел стаять.
Река Чон-Кемин в этом году тоже была значительно полноводнее, чем в прошлом, но там уровень воды все равно не дотягивал до того, чтобы называть его паводковым.
С точки зрения природных видов, Чон-Кемин своим левым берегом напоминает Алтай, а правым – типичная Азия.
Наши сроки прохождения этого маршрута нельзя считать оптимальными, т.к. невозможно прогнозировать уровень воды.
Стоит отметить, что прохождение по паводковой воде препятствий и даже «плесовых» участков р. Кекемерен, а так-же пор.Ералаш (6А) делает весьма опасным участие в группе людей без опыта 5кс и это необходимо учитывать в работе МКК.
Необходимо упомянуть и про посещение нами музея Кажамкула в одноименном селении (бывший п. 8марта).

Это бережно хранимый потомками и передаваемый от поколения к поколению эпос о могучем богатыре, жившем в начале прошлого века, который был способен поднять камень весом более 620кг. В глине сделан отпечаток его руки, рядом с которым наши руки выглядели детскими ладошками.
Наши переживания по поводу «революционной ситуации» в Киргизии на поверку оказались беспочвенными. Республика жила своей обычной размеренной жизнью, люди, которые нам встречались, были предельно доброжелательны и приветливы. Это чувствовалось не только вдалеке от Бишкека, но и в нем самом, и в аэропорту «Манас».
Отдельно стоит сказать, про посещение оз. Иссык-Куль. Красота его такова, что планируя поход по Киргизии, просто необходимо включать его в маршрут!!!
Мы провели также радиальный выход в урочище Кабарга к Водопадам, но погода была пасмурной и снимков этих мест у нас не вышло.
А счастье продолжает прятаться в термальных источниках!

Наша группа прекрасно провела время, и довольная вернулась в Москву!

Это было мое восьмое посещение Киргизии, уверен - НЕ ПОСЛЕДНЕЕ!


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |