![]() |
|
Клуб Туристов МГТУ им.
Н.Э. Баумана
г. Плесецк
– пос. Янгоры – р. Подломка – оз. Кожозеро – р. Кожа –
-пос.
Усть-Кожа –дер. Порог-
ст. Вонгуда – ст. Нименга – р. Чусрека – р. Илекса – оз.
Водлозеро – р. Вама – р. Водла – пос. Водла – пос. Шальский
– г. Петрозаводск
Руководитель:
Дягилев Д.В.
г.
Москва, ул. Планерная, 7-1-127
тел.
496-20-38, e-mail:
Отчёт составил:
Дягилев Д.В.
Маршрутно-квалификационная
комиссия ФСТ-ОТМ рассмотрела
отчет и считает, что поход соответствует __________категории
сложности.
Поход
может быть зачтён всем участникам и руководителю.
Москва, 2002
г.
Оглавление.
3.График
движения группы по маршруту.
7.Техническое
описание рек Подломка и Кожа.
9.Техническое
описание рек Чусрека, Илекса, Вама и Водла.
Станция
Вонгуда – станция Нименга
Станция
Нименга – мост через р. Чусреку
пос.
Водла – пос. Шальский – пристань Шала
Пристань
Шала – г. Петрозаводск
13.Тактика
движения группы по маршруту. Проблемы смешанной группы (катамаран + байдарки).
14.Смета
расходов на группу из 12 - 14 человек.
16.Материалы,
использованные при составлении отчёта.
Приложение: Фотоматериалы
Вид
туризма
|
Водный |
Категория
сложности
|
Третья
|
Район
путешествия
|
Архангельская
область и Центральная Карелия
|
Нитка
маршрута
|
г.
Плесецк – пос. Янгоры – р. Подломка – оз. Кожозеро – р. Кожа
– пос. Усть-Кожа –дер. Порог-
ст. Вонгуда – ст. Нименга – р. Чусрека – р. Илекса – оз.
Водлозеро – р. Вама – р. Водла – пос. Водла – пос. Шальский
– г. Петрозаводск
|
Протяжённость
сплава
|
470
километров
|
Продолжительность
|
27
дней, из них 20 дней сплава и 2 днёвки
|
Количество
участников:
|
14
человек 12
человек |
Средства
сплава
|
4
КНБ, «Таймень-2 ПВХ», КАТ-4
Со
второй части маршрута сошли 2 человека и КНБ |
Время
проведения похода
|
12
июля – 8 августа 2002 года
|
Уровень
воды
|
Ниже
среднего
|
Проводящая
организация
|
Клуб туристов МГТУ им. Н.Э. Баумана
|
Адрес
хранения отчёта
|
Г.
Москва, ул. Б. Коммунистическая, 17, БиблиотекаМГЦТК
|
Маршрут
рассмотрен
|
МКК
ФСТ-ОТМ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на Коже – капитан, далее – матрос байдарки [1] |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мста 2у, Кереть 3у |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Длина водной части маршрута ~ 470 километров.
Р. Подломка берёт начало из оз. Шидмозера и впадает в оз. Кожозеро. Это неглубокая быстрая речка с обилием мелких каменистых шивер и перекатов. Проходит через озёра Лопозеро и оз. Жилое, собирает несколько притоков, в том числе и р. Никодимку, тоже пригодную для заброски на оз. Кожозеро. По низкой воде самым сложным препятствием на реке является длинная (~15 км.) цепочка перекатов и шивер, включающая в себя порог Оленьи Рожки. Глубина реки здесь порой ниже колена, быстрое течение и ощутимое падение. Большей частью проводка.
Р. Кожа – левый приток р. Онеги, берёт начало из оз. Кожозера. На довольно небольшой длине 96 километров перепад составляет 120 метров. В районе пор. Падун, пор. Щурус и пор. Кямус река прорезает кряж Ветреный пояс. Все препятствия на Коже образуют четыре каскада:
Р. Чусрека – левый приток Илексы. Неглубокая глухая река, протекающая до впадения притока Большой Енгиш в болотистых берегах. Вскоре берега становятся суше и приветливее в плане стоянок. На реке много завалов и песчаных мелей. Начиная с порога «Каля», река находится уже на территории национального парка «Водлозёрский».Так же территории этого заповедника принадлежат реки Илекса, Вама и оз. Водлозеро.
Р. Илекса берёт начало из оз. Калгачихинского в Архангельской области, так же находящегося на Ветреном поясе. Придлине207км Илекса имеет падение на 43 м. Уровень реки постоянен и поддерживается стоком с болотирегулирующимвлияниемозерКалгачихинского, Монастырского, Тун, Лузского.Из 13 порогов,на которых рекав основномитеряетразностьвуровнях,наиболее серьезное препятствие представляют толькопор. Охтомпорог ипор. Калакундинский.
Оз. Водлозеро – самое крупноев восточной Карелии (площадь368 кв. км,длина 36,2км, ширина15,6 км).Его берега высоки и сухи. На акватории до200 островков с ягодниками. Отдельнуюэкскурсию стоит сделать к памятникудеревянной архитектуры -Ильинскому погосту (деревянная церковь 1660 года).
Р. Вама – 25км и р. Водла – 30км - самая интересная вспортивном отношении часть маршрута. Падение 1.36 м/км, расход воды 130 куб.м/с. Р. Вама вытекает из оз. Водлозера. Река Водла образуется при слиянии р. Вамы с р. Сухая Водла. Уровень воды в реках Вама и Водла регулируется Вамской и Суховодлинской плотинами.
Что касается переброски, то данные о транспорте из посёлка Шаста устарели. Сейчас, по словам местных, в шастинском леспромхозе практически не осталось машин. А возможностей уехать из Нименги – больше чем достаточно.
При выборе маршрута мы преследовали следующие цели:
·Пройти интересный сложный маршрут
·Побывать на реках Архангельской области
·Усовершенствовать технику управления судами на порогах
·Создать организованную сплочённую группу для дальнейшего участия в более сложных походах.
От Москвы до станции Плесецкая удобнее уезжать скорым поездом №016 ЯА «Москва – Архангельск», который уходит от Ярославского вокзала в 1207и прибывает в Плесецк на следующий день в 0402. О машине до Подломки мы договаривались заранее из Москвы:
8-(81832)-64729 Рудик
или
8-(81832)-64044 Юра
Нас встретили на автобусе ПАЗ. Дорога занимает ~9 часов. Дорога плохая, проходит через несколько колоний-поселений и колоний строгого режима – пос. Янгоры. Юра и Рудик – туристы из Североонежска, бывали на Коже неоднократно, поэтому у них можно получить много полезной информации. На реке мы были уже в 1410.
Насчёт других способов заброски на Подломку можно узнать в лоции М.А. Афанасенкова «Подломка – Кожа, 2001 год» (См. пункт 16).
Через пять минут после отплытия на высоком правом берегу могила – обелиск со звездой. Ещё через пять минут начинаются отдельные перекаты с частичной проводкой. По берегам – лиственный лес. Мест для стоянок нет. Иногда в русле встречаются поваленные деревья, но завалов нет. Через три часа после отплытия – островок в крутом правом повороте. Правая протока заросла травой. От него до Лопозера – полчаса сплава. На перемычке с Лопозером (правый берег) – хорошая стоянка: с одной стороны река, с другой – озеро. Всего от места стапеля до озера – 15 километров. Сразу за стоянкой – протока в Лопозеро.
Через полтора километра – озеро Жилое, по нему – около пяти километров. Берега пригодны для стоянок, есть несколько рыбацких изб. Вход в Подломку на противоположном конце озера в левом заливе. Он сильно зарос камышами, мелко.
Через полчаса начинается длинная серия перекатов, разделённых уловами. На протяжении пяти километров почти сплошная проводка. Мест для стоянок мало. После перекатов – короткий плёс, приток слева.
Вскоре опять перекаты. Опять проводка. Появляются стоянки по обоим берегам. Уклон постепенно растёт, с обоих берегов выходят скальные плиты. Перекаты плавно переходят в порог «Оленьи рожки». На некоторых коротких участках можно ехать верхом на байдарке, но большей частью - проводка. Сильное течение, скользкие камни, очень мало воды. Длина порога – 8 километров. За порогом, напротив впадения ручья Белый, – хорошая высокая стоянка (левый берег).
После порога – двадцатиминутный плёс с отдельными галечными мелями. После него – часовая цепочка перекатов, уже более глубоких, практически без проводки. Перекаты чередуются с плёсами, встречаются разбои с островами. Между островами – мели, самые глубокие протоки – у берегов. От конца перекатов – около десяти километров плёса с отдельными мелями и брёвнами в русле до впадения р. Муромки слева. На стрелке перед впадением – хорошая высокая стоянка.
После притока – плёс с отдельными перекатами. Река становится глубже и шире.
После плёса – разбой с большим количеством островов, за ним – последняя цепочка перекатов: перекат, короткий широкий разлив и ещё один перекат. Более глубокие, чем предыдущие. Через полчаса – мелкий перекат, последний на этой реке. Дальше до самого Кожозера идёт спокойный глубокий плёс. Река становится широкой и спокойной. За час до озера слева впадает р. Никодимка.
Утромна озере поднимается высокая волна, утихающая к вечеру.
Огибая мыс, следует пройти мимо небольшого островка, откуда виден вход в залив. В нём так же есть место для стоянки на левом берегу, напротив Кожпосёлка. В Кожпосёлке – развалины монастыря (сейчас он действует и восстанавливается), а также пост егеря. В Кожпосёлок можно не заплывать, оставив его справа. В этом случае экономятся деньги за пребывание на территории Кожозёрского заповедника. Вход в Кожу нужно искать, держась левого берега залива.
|
|
|
|
|
|
|
|
Длина порога – 1,5 километра. Начинается цепочкой
перекатов, мощность которых постепенно нарастает. Уклон растёт. После первой
ступени порога на правом берегу – остатки мельницы. Вторая и третья ступень
– самые мощные. В пороге много камней, высокие валы. Достаточно жёсткий
слалом между каменными грядами. Большую роль играет то, что на маршруте
этот порог – первый и отнюдь не самый простой.
Нашей группой порог проходился в первую очередь катамараном, обеспечивающим страховку байдарок с воды, фотосъёмку, а так же, если требовалось, сигнал. Байдарки шли друг за другом, выдерживая дистанцию и перечаливаясь после трудных участков по уловам. Такая тактика прохождения протяжённых препятствий использовалась нами и в дальнейшем. (См. пункт 13.) |
После порога за небольшим островком на правом берегу
– хорошая стоянка. Через 10 минут после стоянки – два острова, мелко. Ещё
через пять минут – порог «Кривой».
|
|
|
|
|
|
|
|
По сути – мелкий перекат. В левом повороте реки
– остров, основная струя – в правой протоке. Чище оказалось в левой.
|
Через пять минут слева впадает р. Виленьга, вскоре
ещё один левый приток. Начинается входная шивера «Падуна».
|
|
|
|
|
|
|
|
Сложная линия движения, много камней, постепенно
нарастающая мощность. Перед шиверой на правом берегу табличка «ПАДУН -
ОБНОС» - поставлена за километр до «Падуна». На всей шивере – ПРЕДЕЛЬНОЕ
ВНИМАНИЕ!
На правом берегу появляются большие каменные выступы (лбы). Чалиться сразу после довольно заметного правого поворота в небольшом улове правого берега. Мощность шиверы увеличивается, слышен грохот «Падуна», видно, как впереди высокие скалы зажимают реку в узкое ущелье шириной всего несколько метров. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Для байдарок непроходим. Очень красивый водопад.
Описывать не буду, достаточно один раз посмотреть… Обнос по хорошей тропе
~200 метров.
Катамаран порог также обносил. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Выходная
шивера «Падуна». Очень мощная. Килевым байдаркам трудно выйти на струю,
не вылетев на гряду, что чревато поломкой байдарки. Разумнее обнести вместе
с «Падуном».
У нас порог проходил только катамаран и плоскодонный «Вьюн». За порогом – стоянка. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Мощная каменистая шивера. Отделена уловом от предыдущего
порога.
|
За поворотом после короткого плёса начинается длинная (~40 минут) цепочка шивер.
|
|
|
|
|
|
|
|
В шиверах мощная струя, много камней. Непрерывный
слалом. Самые сложные шиверы – ближе к концу цепочки
Плёсов практически нет, шиверы разделены уловами. Много хороших стоянок. |
На двадцать минут вода успокаивается. После плёса – перекат с островом, за ним – порог «Долгий».
|
|
|
|
|
|
|
|
Мощная шивера с обилием сухих камней, плит и обливняков.
Сложная линия движения.
|
Далее – длинный плёс с отдельными перекатами, разбоями из островов и мелями.
|
|
|
|
|
|
|
|
Остров. Основная струя в левой протоке. После
первого слива (проход ближе к острову) резкий уход под самый остров. Перед
порогом на левом берегу неплохая стоянка.
|
После порога – длинный плёс с отдельными мелями
и перекатами (в том числе порог-перекат «Кобылка»). Через полтора часа
после порога – три острова. Видно, что правая протока перегорожена заколом.
Идти в самую левую протоку, в ней так же закол. Обнос по острову. На левом
берегу – пост рыбнадзора. Перед заколом спрятать удочки!
После закола – длинный глубокий плёс (~ 1 час 10 минут). После плёса начинается входная шивера порога «Щурус».
|
|
|
|
|
|
|
Просмотр (или обнос) по правому берегу обязателен! |
Начинается
шиверой. Идти по ней сходу мимо таблички «ЩУРУС ОПАСНО» на правом берегу
и резко чалиться в улов правого берега за первым выходящим с
правого берега каменистым мысом.
Порог находится в высоком скальном сужении. Перепад составляет 4,5 метров на 30 метрах длины. Крутой двухступенчатый слив сложной структуры. Сильная вода, закрученные языки. Может представлять опасность в плане травматизма, а также опасность для жизни. За порогом на высоком левом берегу – памятник. У нас порог проходился катамараном. После неудачной попытки прохождения порога «Вьюном», во время которой участник Мужельский получил травму колена, сплав по порогу на байдарках был прекращён. Страховка обеспечивалась одним метателем «морковки» с берега, и катамараном, вылавливающим вёсла. Струя после порога выносит в большой улов правого берега. Над порогом удобная стоянка: две избы, одна из которых занята рыбнадзором, стол, скамейки. Также несколько стоянок есть и на следующих порогах. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Сразу за «Щурусом». Очень мощная шивера с обилием
камней в русле. Порог начинается сливом под правым берегом, причём перед
сливом байдарку сильно прижимает под правый берег (карман), а после слива
буквально набрасывает на каменную гряду слева. Слалом в поисках струи.
Оканчивается воротами, образованными выходами пород железняка с обоих берегов,
между которыми чистые валы. Бочка слева от струи – грязная (плита, наклонённая
к потоку). Желательно просмотреть конец порога, чтобы наметить себе ориентир
для чалки к просмотру «Сиваньги» с левого берега.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сразу за «Железными воротами». После несложной
входной шиверы – остров, левая протока разбита на две скалой. В каждой
протоке слив. За правым сливом – шкуродёрная шивера. За средним – мель,
но слив проходим. Идти удобнее в левый слив. Это слив ~ 0.5 м. с плиты,
лежащей неглубоко. Вовремя сойти со струи в слив, так как поперечная струя
сильно жмёт на скалу, разбивающую протоку. После несильной косой бочки
за первым сливом уходить в чистый слив около скалы. В выходной шивере чистые
валы. За порогом на правом берегу – памятная доска, на левом – памятник.
|
После «Сиваньги» - десятиминутный плёс до порога
«Чопуй-1»
|
|
|
|
|
|
|
|
Первая ступень – чистые валы, в конце – прижим
к гряде у левого берега. Вторая ступень –мелкая
шивера.
|
После короткого плёса с отдельными мелями – порог
«Чопуй-2»
|
|
|
|
|
|
|
|
Перекат с небольшим прижимом под левый берег.
|
Почти сразу за последним порогом – порог «Каменный
остров», сливающийся с порогом «Кямус».
|
|
|
|
|
|
|
|
Шивера. В правом повороте на левом берегу между
двумя скалами зажат песчаный пляжик. Для просмотра «Кямуса» можно чалиться
к нему, но удобнее – в улове левого берега к основанию большого каменного
мыса (перед мысом!).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Порог начинается полукруглым сливом 0,5 м. Заход
из улова левого берега между двумя сухими камнями, являющимися хорошими
ориентирами. Далее – достаточно крутой слив 1,5 метра. Под чётким языком
слива неглубоко лежит хребет, идти по языку нельзя. За сливом в обе стороны
от хребта – сильные косые бочки. Струя после первого слива вносит байдарку
лагом в левую косую бочку. В этом и состоит основная сложность порога.
Выходная шивера – мощная, с обилием камней. Рекомендуем заходить в шиверу ближе к левому берегу. Проход справа возможен при более высокой воде, при нашей был шкуродёр. Вход в шиверу желательно посмотреть. Нашей группой главный слив проходился неоднократно каждым судном. Один раз произошёл переворот «Тайменя» в левой косой бочке. Страхующего за сливом катамарана оказалось достаточно, чтобы не дать аварийному судну с экипажем уйти в шиверу. За главным сливом – удобная чалка к тому же мысу левого берега. Над порогом хорошая оборудованная продуваемая стоянка. Для катаний – короткий обнос. |
За выходной шиверой «Кямуса» стоянка на левом берегу. После в островах – короткий мощный порог.
|
|
|
|
|
|
|
|
Мощная короткая шивера с ощутимым падением. Много
обливняков,манёвр. Шкуродёр.
|
Далее идёт длинный плёс с отдельными отмелями и перекатами. Через два часа после порога №17 – сарай на правом берегу, исписанный надписями. Ещё через 20 минут – следующий порог.
|
|
|
|
|
|
|
|
Вход по струе, валы. Далее – в правую протоку
острова с наваленным плавником.
|
После порога – новый разбой. В левой протоке – порог «Юг». Для осмотра чалиться к левому берегу. Здесь же – неплохая стоянка.
|
|
|
|
|
|
|
|
Начинается шиверой, заход в центре, далее – ближе
к острову. Оканчивается мощным сливом с сильным пенным котлом. Опасность
представляет зуб, лежащий на струе прямо на гребне слива. Требуется манёвр,
чтобы упасть в слив рядом с зубом, так как при сильном сходе со струи влево
сильно жмёт на второй зуб, ограничивающий слив.
Рекомендуется сигнальщик. Выходная шивера – мощная, с обилием обливняков. |
Сразу за выходной шиверой «Юга» - порог «Котёл».
|
|
|
|
|
|
|
|
Мощная шивера. Перед резким поворотом струи налево
из-под правого берега нужен очень неслабый манёвр.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мелкие шиверы. Ближе к концу ослабевают, превращаясь
в длинные мелкие перекаты.
|
На левом берегу – нежилое село Петровское, которое посещается бывшими жителями в период сенокоса и ягодно-грибного сезона.
Через сорок минут после Петровского в Кожу справа впадает р. Сывтуга. Лес отступает от берегов. До самой Усть-Кожи – спокойный глубокий плёс среди заливных лугов.
Посёлок Усть-Кожа находится на впадении Кожи в р. Онегу, на стрелке, на левом берегу Кожи и Онеги. Удобнее приплывать с утра. Чалиться – на левом берегу Онеги за пристанями. Здесь удобно разобрать байдарки (хотя место для антистапеля – не из лучших). Во время антистапеля следует сходить в посёлок и договориться насчёт катера.
Два раза в неделю (утром, в 600, по понедельникам и субботам) от Усть-Кожи до Порога ходит рейсовый теплоход «Заря». Но на катере плыть удобнее и дешевле. С капитаном можно договориться на удобное для группы время, причём катер подплывёт либо к самой ближней к группе пристани, либо прямо к группе, если позволит уровень воды. В Усть-Коже есть магазин и почта.
От пристани посёлка Порогдо станции Вонгуда можно найти грузовик за 100 – 200 рублей. В посёлке есть три магазина, почта. На станции так же есть магазин и коммерческий ларёк.
После 1700 к станции подходит рабочий поезд «Емца - Малошуйка», состоящий из тепловоза и общего вагона. Билеты покупаются у проводника до станции Нименга.
С переброски участники Мужельский и Липгарт уехали в Москву, ввиду травмы, полученной Мужельским в пор. «Щурус».
От Нименги до моста через Чусреку идёт укатанная лесовозная дорога. Машину найти не сложно. Нас вёз Игорь на бортовом ГАЗ-66 с тентом. Он живёт сразу за переездом (на другой стороне железной дороги). Существует возможность заказать у него машину заранее. По тел. 3-47-46 с кодом г. Онега нужно передать родителям Игоря, когда, куда и сколько человек собираются ехать. (От Нименги также можно забрасываться и на Никодимку).
Мы на реке были в 2210.
Вскоре после моста плёс сменяется мелкими и довольно шустрыми перекатами. Река здесь заросла камышами (даже в перекатах), а протоки между постоянно встречающимися островками – узкие, местами для катамарана был негабарит по ширине.
Через шесть километров от места стапеля справа порогом впадает р. Большой Енгиш (порог не видно, но хорошо слышно). С этого места Чусрека становится заметно шире и глубже. Через полчаса река поворачивает налево, оставляя в повороте небольшой круглый разлив, похожий на озеро.
Через 20 минут – развилка, идти налево. Сзади остаётся, улов, в котором есть место для стоянки и рыбацкая изба. В протоке – мелкий перекат, проводка.
После переката река выходит из островов. Следующим перекатом начинается порог «Каля». Воды в нём мало. Большой перепад несколькими крутыми сливами. Наша группа проходила порог следующим образом: по всему порогу были расставлены матросы байдарок, которые ловили нос у лодки, управляемой только капитаном, и направляли его в нужный слив, а также проталкивали застрявшую в сливе байдарку дальше. Для катамарана – проводка.
После порога – крутой поворот налево. В повороте на правом берегу оборудованная стоянка. Вообще, начиная с этого места, берега Чусреки пригодны для стоянок почти на всём еёоставшемся протяжении.
Через полчаса начинается десятиминутная цепочка перекатов, более глубоких, практически без проводки. Далее следует получасовой плёс с отдельными песчаными мелями.
За плёсом в островах начинается новая цепочка порогов-перекатов, продолжающаяся около пятидесяти минут. Ощутимое падение, достаточно сильные струи. Временами приходилось вылезать из байдарки.
Далее следует плёс с огромным количеством песчаных отмелей, приходится двигаться зигзагами, толкаясь веслом от дна. Иногда встречаются упавшие деревья.
Через полчаса после трёх отдельных перекатов – хорошая стоянка: чалка к пляжу на правом берегу напротив левого притока.
Далее в реке встречается много отдельных брёвен, перегораживающих русло. Способ прохождения во многом зависит от изобретательности группы.
Примерно через час плёса – первый большой завал. Удобный обнос по левому берегу, есть место для стоянки. У нас обнос занял полтора часа.
Далее часовой плёс, в русле по-прежнему встречаются брёвна, деревья, мели. После плёса – короткий завал. Обнос по правому берегу – сорок минут.
После завала русло сужается, река сильно петляет. Через пять минут слева впадает р. Пеможа – широкое заболоченное русло с островами. Почти сразу на левом берегу – хорошая оборудованная стоянка. От неё – час плёса с мелями и брёвнами до следующего короткого завала. Обнос по правому берегу двадцать минут. Через пять минут новый завал. Обнос по высокому правому берегу. Хорошая тропа, но очень неудобно затаскивать суда на глинистый обрыв, около которого глубоко. Обнос занял у нас около часа.
Далее через сорок минут плёса (по-прежнему с брёвнами и мелями) – короткий завал. Можно пролезть и без обноса. Катамаран прошёл завал, вооружась топором. Сразу за завалом – перекат, выход из которого перегорожен неглубоко лежащими брёвнами, на них сидели все.
Через двадцать минут – короткий завал, обнос по правому берегу. На обносе – последнее место на Чусреке, где можно встать.
От завала – полчаса плёса до впадения в Илексу. Река сильно петляет среди высоких берегов. Леса нет – то ли луг, то ли болото.
Вскоре – остров, идти в любую протоку. Дальше река разбивается на много проток, в которых легко заблудиться. Сначала мы шли в правую протоку, потом по всем широким. На последней развилке, где все протоки одинаковой ширины, идти надо в правую (левая уходит заметно в сторону), после чего сразу свернуть налево в Тунозеро.
Озеро довольно сильно заросло камышами, однако азимутом ~200° в них угадывается протока, разъезженная, видимо, кроме туристов работниками заповедника.
Сразу после выхода из озера в Илексу, на правом берегу – оборудованная стоянка. Через километр от неё – пост егеря на левом берегу.
Обязательным условием пребывания на территории национального парка «Водлозёрский» является регистрация посетителей и получение ими регистрационной карточки. Поэтому лучше самим подплыть к егерю и получить разрешение. Стоимость: 50 рублей с человека за десять дней + 75 рублей с удочки за рыбную ловлю. После уплаты даётся квитанция и больше денег платить нигде не надо.
Дальше до Носовских перекатов – четырёхкилометровый плёс с хорошими оборудованными стоянками ближе к перекатам. Сами по себе перекаты – в островах, самые чистые протоки в основном справа.
После перекатов – шесть километров плёса до Монастырского озера. На плёсе встречаются разбои: идти всегда по широким протокам, никуда не сворачивать. Река выведет к озеру сама. Перед самым озером на левом берегу – стоянка.
Далее – 15 километров по озеру Монастырскому и озеру Ик. Здесь обязательны карта, компас и юбки.
От входа в Илексу из озера до впадения слева р. Выжига – шесть километров плёса, на котором встречается пара оборудованных стоянок. От впадения Выжиги – три километра плёса до Лузских порогов. В середине плёса – стоянка на правом берегу.
Пороги проходятся вначале правыми протоками островов, там струя мощнее и чище, хотя слева проход тоже возможен. В порогах ощутимое падение, камни, небольшиевалы.
За порогами на правом берегу – стоянка.Через шесть километров плёса влево уходит узкая протока к деревне Луза. Перед ней стоит указатель следующего содержания:
р. Тяга
д. Луза – 6,5 км.
Радиостанция
Тур. Приют
Через километр – остров, идти в левую протоку. В ней – начало Охтомпорога. На входе – мало воды, частично проводка. Дальше мощность и падение увеличиваются. Порог несложный и интересный, идётся без просмотра. Он состоит из трёх ступеней. После первой ступени, в улове правого берега – стоянка.
После порога – цепочка перекатов, тоже достаточно интересных, сильно запутанных между островов. От них – часовой плёс до порога «Неглинка». Над ним при желании можно встать, хотя стоянка – не из лучших. Порог – в левой протоке острова,по сути – короткий перекат. Примечателен тем, что находится на границе областей, за порогом – Карелия.
От «Неглинки» недолгий плёс до цепочки перекатов, именуемой «Гайпорогом». «Гайпорог» не примечателен ничем. За порогом можно встать на правом берегу. От «Гайпорога» 7,5 километров плёса до порога «Калакундинский».
Порог «Калакундинский» начинается крутым высоким сливом, впрочем, воды в нём мало, но с камней байдарку скидывает, и она с необычайным грохотом сваливается вниз. Выходная шивера – с камнями и валами. Порог идётся без просмотра.
За порогом на левом берегу – остатки деревни Калакунда. На месте разрушенной часовни поставлен крест в память о деревне. Есть оборудованное место для стоянки.
После короткого плёса – остров, идти в левую протоку. В ней начинается цепочка перекатов, последняя на Илексе. За перекатами спокойный глубокий плёс с множеством оборудованных стоянок. По нему – семь километров до впадения слева р. Новгуды. На стрелке – некое подобие стоянки. Через пять минут на левом берегу – пост егеря.
Почти сразу за постом – развилка, идти в левый рукав. Через ~ 3,5 километра от развилки – рыбацкая изба справа. Почти сразу за ней – протока вправо, идти по левой. Через полтора километра нужно выйти правеек озеру, после чего повернуть налево к избам.
Через три километра река упирается в большой остров, на котором удобно встать и дождаться вечера, когда на Водлозере стихнет волна.
Остров нужно обходить правой протокой, От него – два километра до впадения Илексы в оз. Водлозеро. Перед озером есть несколько стоянок.
устье Илексы – о. Ильинский погост12 км.
о. Ильинский погост – о. Шуйостров15 км.
о. Шуйостров – Вамская плотина.13 км
Желательно зарезервировать два запасных дня на случай плохой погоды.
Обнос плотины по хорошей тропе ~ 100 метров.
|
|
|
|
|
|
|
|
Выходная шивера Вамской плотины. Чистые валы.
|
За порогом на правом берегу стоянка. Лучше на ней не стоять, т.к. она часто используется местным населением для пикников.
|
|
|
|
|
|
|
|
Сразу за вышеописанной стоянкой. Чистые валы,
струя между каменистых отмелей, правый поворот.
|
За перекатом – удобные стоянки на обоих берегах. На этих стоянках желательно не оставлять на ночь вещей у костра. Местные говорят, что шпана промышляет воровством.
Далее
– километровый плёс.
|
|
|
|
|
|
|
|
Высокие чистые валы. После порога сразу чалиться
в улов левого берега для просмотра порога «Раккой»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Две ступени. Первая ступень – ощутимое падение,
большие валы, основная струя – вдоль правого берега.После
первой ступени – улов под левым берегом.
Заход во вторую ступень левее центра. При просмотре обратить внимание на зуб, находящийся прямо на струе. Слив с бочкой, потом неожиданно сильно прижимает на торчащую справа из воды плиту. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Короткий и мощный порог сразу за «Раккоем». Высокие
чистые валы.
|
От порога №5 до следующего порога – короткий спокойный плёс.
|
|
|
|
|
|
|
|
Ориентир
порога – большой остров. Порог – в левой протоке, в правой - шкуродёр
Порог начинаетсяшиверой с хорошим заметным уклоном: камни, валы. Основная струя ближе к острову. Затем резкий уход траверсом влево от мели, об которую разбивается основная струя. Дальше по струе в слив (плохо читается, много обливняков) и поворот налево – выходная шивера: мощная струя, много камней, сложная линия движения. Улов под левым берегом. Вторая часть шиверы – чистые валы. Порог оказывается мощнее, чем кажется при просмотре. Во время нашего прохождения три байдарки налетали на камни, одну из них начало вязать на камне «галстуком». Обошлось без серьёзных поломок, однако, порог заставил обратить на себя внимание. |
После второй части выходной шиверы – короткий плёс до моста. На правом берегу – стоянка.
|
|
|
|
|
|
|
|
Чистый слив в пролёте между сваями.
|
Через
десять минут плёса – приток справа, через пять минут после него - небольшой
перекат, вскоре за ним начинается порог «Вам».
|
|
|
|
|
|
|
|
Два мощных слива через каменные гряды, валы, обливняки,
зубья.
|
Далее
идёт спокойный, по сравнению с порогами, семикилометровый плёс. За ним
в правом повороте реки – безлесный остров, проход по любой протоке. В следующем
же повороте перекат, за которым порогом «Кривой» начинается длинная цепочка
мощных порогов.
|
|
|
|
|
|
|
|
Между порогами практически нет плёсов. Мощность
постепенно нарастает. В порогах сливы между каменными грядами, валы, обливняки.
Сложная линия движения. Много хороших стоянок.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Последний в вышеописанной цепочке порогов. В этой
цепочке он один из самых сложных и замысловатых в плане линии движения.
Главным ориентиром являются остатки заколов, расставленных по порогу. Мощная
струя, лавировка.
|
После
спокойного двухкилометрового плёса – очень красивый древний мост. Струя
уходит под него перекатом, плавно переходящим в порог «Боровой».
|
|
|
|
|
|
|
|
Шустрое лавирование, валы, обливняки.
|
От «Борового» ~ 2,5 километра плёса до слияния Вамы с Сухой Водлой.
Сразу за стоянкой – небольшой перекат с валами вдоль левого берега. За ним нужно чалиться под левый берег для просмотра порога «Верхневамский».
|
|
|
|
|
|
|
|
Порог – в левой протоке очередного острова. Начинается
пологим сливом под левым берегом, далее – слалом: уход от каменных гряд.
Желательно досмотреть порог до конца, из-за наличия на струе пары очень
неприятных камней.
На тропе просмотра много малины и смородины,оставшейся, видимо, от деревни Нижняя Половина. |
Через 100 метров плёса река перегорожена каменной грядой – порог «Нижневамский».
|
|
|
|
|
|
|
|
Заход в порог – под самым левым берегом, далее
– шустрое маневрирование для попадания в узкие сливы между камнями.
|
Через 2 километра плёса – порог «Нетомский», перед которым налево уходит пересохшая протока, а на острове около протоки – стоянка с баней.
|
|
|
|
|
|
|
|
Проход по струе, небольшие валы. За порогом –
песчаная отмель у правого берега.
|
Через 3,5 километра плёса – порог «Киньский», за двести метров до которого – короткий перекат в правом повороте.
|
|
|
|
|
|
|
|
Мощный порог с большим падением. Сложная линия
движения, валы, обливняки, зубья.
|
Далее пороги идут цепочкой, в промежутках – короткие плёсы.
|
|
|
|
|
|
|
|
По характеру похож на «Киньский». Быстрая лавировка.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Большое падение, валы, обливняки. В конце – шустрый
манёвр между камнями и несколько неожиданный хороший слив с бочкой. Мы
шли порог сходу, но возможно, стоит посмотреть с правого берега.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Небольшие валы, камни. Идти по струе.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Начинается чистыми валами, заканчивается гладким
широким сливом с высоким закрученным валом сразу за ним. Порог не сложен,
но очень эффектен для фотосъёмки.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По струе. Чистый слив с валами.
|
На правом берегу – урочище Верхний Падун – полуразрушенная изба, стога сена. Примерно через пять минут плёса – порог «Падун». Хорошо слышен, но слив абсолютно не видно с воды. Следует держаться правого берега, чтобы вовремя зачалиться в улов перед сливом.
|
|
|
|
|
|
|
|
Двухметровый водопадный слив через всю реку. Внешний
вид сильно зависит от уровня воды. Здесь приведено описание для уровня
воды ниже среднего. Следует заметить, что сложность порога не меняется
в зависимости от уровня воды. В большую воду слив мощнее, однако,проходится
в любом месте, а камни на заходе не мешают судну разогнаться. При нашем
уровне воды слив был достаточно мощным, однако для прохода оставалось всего
два места: справа и в центре. Сложность добавляло то, что заход плохо видно
с воды, а камни при подходе к порогу не давали возможности хорошо разогнаться
байдаркам. Ошибка же с заходом однозначно приводит к поломке байдарки.
При проходе справа: водопадный слив 1,5 м. с бочкой, и сразу – ступенька 0,5 м. с бочкой. Бочки немного косоваты в разные стороны. Чистый язык достаточно узкий, нужен точный заход. При проходе в центре – косой узкий язык двухметрового водопадного слива. Мощная бочка. Справа на язык налезает кусачий закрученный вал. На входе в слив сильно жмёт на правый зуб. Над порогом хорошая стоянка, удобная тропа обноса для катаний. Наша группа стояла на пороге полуднёвкой. Порог был пройден неоднократно каждым судном, произошло несколько оверкилей байдарок, однако отсутствие выходной шиверы и спокойный плёс за порогом сделали очень удобной страховку катамараном с воды. ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПОРОГА СЛЕДУЕТ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ ОБРАТИТЬ НА РЫБОЛОВНЫЕ СЕТИ, РАССТАВЛЕННЫЕ ЗА СЛИВОМ. У НАС СЕТЬЮ ПОЛНОСТЬЮ БЫЛА ПЕРЕГОРОЖЕНА СТРУЯ ЗА ЦЕНТРАЛЬНЫМ СЛИВОМ. ИЗ СООБРАЖЕНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВРЕМЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ПОРОГА НАМ ПРИШЛОСЬ ЕЁ СНЯТЬ, НЕ СПРАШИВАЯ СОГЛАСИЯ РЫБАКОВ. |
После порога на левом берегу – урочище Нижний Падун, а через пять минут слева впадает приток – р. Кумбаса. От «Падуна» - двадцать минут плёса с островами (идти вдоль левого берега) до порога «Осиновец». Он находится в левой протоке разбоя с большим островом.
|
|
|
|
|
|
|
|
Во-первых, следует отметить возможность прохождения
порога по правой протоке при более высоком уровне воды. Там порог был бы
намного интереснее и сложнее.
В левой протоке – сложная линия движения, валы. В правом повороте протоки – гряда через всю реку. На выходе – месиво из камней и валов. За порогом – хорошая стоянка на левом берегу. |
После короткого плёса – порог «Боровник».
|
|
|
|
|
|
|
|
Короткий мощный порог: чистый слив с валами.
|
Через двадцать минут плёса – порог «Ируганский».
|
|
|
|
|
|
|
|
Пологий чистый слив, небольшие валы.
|
От порога – полчаса плёса до посёлка Водла на левом берегу. Река здесь разбивается островами на протоки. Сперва следует идти по самым широким протокам, однако при подходе к очередному порогу надо идти в самую правую протоку и чалиться к острову.
|
|
|
|
|
|
|
ОПАСНО! |
Самая левая протока мелка и непроходима. Основной
порог расположен в центральной и правой протоках. Справа проход возможен
при более высокой воде – большое падение, мощная струя, сложная лавировка
между камней и заколов. При нашем уровне воды правая протока была полностью
перегорожена заколами.
В левой протоке порог намного мощнее и полноводнее: крутые неравнобокие сливы друг за другом, закол, перегораживающий треть струи за сливом. Однако разведкапорога выявила,что закол, у правого берега, чтобы его не смыло, закреплён двумя стальными тросами, пересекающими струю на уровне воды прямо за сливом. Вероятность оверкиля байдарки в сливе оченьвелика и стальные тросы представляют огромную опасность для экипажа. (По нашим подсчётам аварийный экипаж вынырнет из-под байдарки аккурат в районе тросов, расположенных на уровне шейного позвонка…) ТАК КАК ОПАСНОСТЬДАННОГО
ПОРОГА ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕКРЫВАЛА СПОРТИВНЫЙ ИНТЕРЕС ОТ ЕГО ПРОХОЖДЕНИЯ, ПОРОГ
БЫЛО РЕШЕНО ОБНЕСТИ. Следует отметить, что, по словам местного населения, вся рыболовная система в пороге «Печки» меняется и совершенствуется рыбаками из года в год. При разведке порога следует обратить особое внимание на способ крепления заколов и наличие рыболовных сетей в пороге. Если бы не искусственные препятствия, порог был бы крайне интересен в спортивном отношении. Суда мы сносили по острову в центральную протоку, в улов за заколом. Из улова выход в мощную слаломную шиверу с большим падением, категория трудности которой – «3». |
За шиверой на левом берегу – песчаный пляж, на котором удобно закончить маршрут. На ночь желательно выставить дежурных, а вещи не разбрасывать по лагерю.
О машине мы договорились с Геннадием, у него бортовая «Газель» с тентом. Живёт он в доме №13 за автобусной остановкой. Уехав в ~ 900 (задержались до утра в связи с поломкой машины)мы прибыли в Шальский ~ 1130. Паромом перебрались на другую сторону Водлы к пристани.
Проблем с билетами на «Комету» не возникло во многом благодаря мужичку, который за 30 р. привёл нам кассиршу, продавшую билеты. Вообще, билеты на «Комету» бронируются за три дня до отправления судна, в день отправления продаются оставшиеся билеты, а за полчаса до отправления билеты уже не продают. За багаж платить отдельно, прямо на «Комете».
«Комета» ходит два раза в день: утром ~ 1000 и вечером в 1855. На вечерней «Комете» мы прибыли в Петрозаводск в ~ 2100.
Поезда до Москвы уходили на следующий день вечером. С билетами, как всегда, никаких проблем.
Поезд опоздал в ПЛЕСЕЦКУЮ на час.
8-(81832)-64729 Рудик
или
8-(81832)-64044 Юра
Ехали на автобусе ПАЗ ~ 9 часов. В 1410 подъехали к реке.
Заплатили 11500 р. В стоимость вошли ещё и пропуска в зону.
Мы отплыли из Усть-Кожи в ~ 1130, прибыли в Порог в ~1300.
Мы договаривались с Игорем. Он живёт в доме около переезда, справа от железной дороги, если смотреть против хода привёзшего в Нименгу от Вонгуды поезда. У Игоря бортовой ГАЗ-66 с тентом. Существует возможность договориться с ним заранее: по тел. 3-47-46 с кодом города Онега нужно сообщить родителям Игоря, сколько человек и когда прибудут в Нименгу.
Мы уехали от станции в ~ 1915 и прибыли на реку в ~ 2210. Машина обошлась в 3600 р. на группу из 12 человек.
Так же существует возможность договориться с начальником гаража леспромхоза. Чтобы попасть в гараж, нужно пройти от моста по дороге, идущей вдоль реки, по течению Водлы. Последний забор по правой стороне – забор гаража.
У Геннадия нам машина обошлась в 2000 рублей, уехали из Водлы в ~ 855, приехали в Шальский в ~ 1135. Высадились на левом берегу Водлы, около лесозавода. Рядом – пристань, к которой часто подплывает паром. Стоит 5 р. с человека. Пристань Шала – на правом берегу реки.
За багаж мы платили отдельно уже на «Комете». Перед посадкой в «Комету» весь багаж надо перенести на заднюю пристань (самая дальняя площадка по течению реки), так как грузовой отсек «Кометы» останавливается именно там.
«Комета» идёт по времени 1 час 20 минут. Билет стоит 141 р. 75 к. с человека. Весь багаж нам обошёлся в 978р. 42 к.
Из Шальского можно уехать до Петрозаводска автобусом, но дорога занимает восемь часов. Автобус ходит раз в сутки, стоит дороже «Кометы».
Поезд опоздал в МОСКВУ на 30 минут.
По правилам, продажа билетов по станции ПЕТРОЗАВОДСК на все проходящие поезда в сторону МОСКВЫ начинается после того, как поезд проследует станцию КЕМЬ. Мы купили билеты на сто восемьдесят первый в полдевятого утра.
На плёсах байдарки, конечно, уходили вперёд, но на развилках или перед препятствиями поджидали катамаран. На остановках на обед, еда готовилась во время ожидания катамарана. Аналогично – с ужином.
Напорожистых же реках, катамаран всегда шёл впереди. По нему с байдарок можно было судить о характере порога и линии движения. После препятствия катамаран становился на страховку, а порой зависал в пороге для осуществления фотосъёмки или сигнала байдаркам.
Именно наличие в группе катамарана помогло байдаркам проходить длинные связки порогов на Ваме и Водле без просмотра. Во многом это определилось и полученным группой опытом – здесь полезной оказалась пройденная на этом же маршруте р. Кожа.
Расходные материалы (аптечка, ремнабор и т.д.)~ 4 000 р.
Транспорт на маршруте:~ 28 000 р.
Итого:~ 49
000 р.
Маршрут оказался тяжёлым как в физическом, так и в психологическом плане. Сказалась его большая протяжённость (~ 470 км.) и продолжительность (27 дней). Конечно, свою роль сыграло и полное отсутствие «населёнки» на первой части маршрута. Реки Кожа, Вама и Водла впечатлили своими порогами, идущими друг за другом практически непрерывно. Отсутствие плёсов на довольно длинных (по карельским меркам) порожистых участках также сильно повлияло на сложность маршрута.
Хотелось бы сделать несколько выводов из прохождения этого маршрута нашей группой
.
В целом, маршрут понравился, он оказался очень полезен как для участников, так и для руководителя группы.
Группа туристов МГТУ им. Н.Э. Баумана достойно завершила водный сезон 2002 года.
qЛ. Плечко, И. Сабанеева "Водные маршруты СССР. Европейская часть", М., ФиС, 1973 г.
qОтчёт
№5406: М. Афанасенков.«О Т Ч Е Т о
водном походе IV к.с. по маршруту: Москва - ст. Нименга – оз. Лудозеро
- р. Никодимка -р. Кожа - оз. Кожозеро-р.
Кожа- прист. Усть-Кожа - прист.
Порог - ст. Шаста - р. Чусрека - р. Илекса - оз. Водлозеро-р.
Вама- р. Водла - пос. Водла - г.
Петрозаводск – Москва», 1993 г.,
qМ.
Афанасенков. «Лоция Подломка
– Кожа, 2001 г»,
qД.
Дунаев.«Отчет о водном путешествии
четвертой категории сложности по рекам Архангельской области и республики
Карелия», 1995 г.,
qТуристская
Водная Энциклопедия - Архангельская область. Бассейн реки Онеги,
qТуристская
Водная Энциклопедия – Карелия. Реки, впадающие с востока в Онежское озеро,
![]() |
|
Лента | Форумы | Клуб | Регистрация | События | Слеты | Маршруты (Хронобаза) | Фото | Хроноальбом | Видео | Радио Статьи | Лодки | Турснаряжение | Тексты | Отчеты | База треков | Творчество | Марфа Московская | Марфа - рассказы | Заброска | Пойду в поход! | Карты | Интерактивная карта | Погодная карта | Ссылки | Поиск | Реклама | База | |