Реклама: http://brokeravto.ru/avtozalog/


ПУТЕШЕСТВИЕ МАЗОХИСТОВ

Дневник похода по реке Койве (Северный Урал)

28 апреля – 8 мая 2003 г.

Выбрать такой маршрут для открытия сезона можно только из большой любви к экзотике. В самом деле, зачем тащиться в такую даль, когда подобную погоду и подобные реки можно найти и много ближе – в Карелии, на Валдае, в Ленинградской области. Все они многократно пройдены и описаны, их препятствия достаточно известны, чтобы хлебнуть на них серьезных неприятностей, и в то же время достаточно сложны, чтобы с удовольствием покататься. Наконец, поход по известному маршруту проще сравнивать, общаясь с друзьями и коллегами.

Что же такое Койва? Несложная (не выше II к.сл.) относительно горная река с быстрым и сильным течением и всего одним ярко выраженным порогом – Федотовским (в некоторых лоциях – Федосовским). Другие препятствия – перекаты и быстрины, навалы на затопленные деревья и кусты, развитая вертикальная турбулентность потока в нижнем течении. Весенняя (майская) погода на Урале, очевидно, холоднее, чем в средней полосе России: по берегам лежит почти нетронутый снег, разбросаны льдины недавнего ледохода, ночью температура падает существенно ниже нуля, днем сверху падает довольно холодная вода. Можно было бы рекомендовать маршрут для обучения новичков начальным элементам техники сплава, если бы не ярко выраженные “элементы” мазохизма: почти экстремальные условия природной среды, бесконечная дорога (несмотря на прямые поезда от и до Москвы, занимает больше суток в каждый конец), минимум “населенки” по пути (на случай аварийного схода с маршрута или хотя бы пополнения запаса продуктов), реальная опасность подцепить клеща, и не одного (Пермская область вся представляет из себя эндемичную зону). В довершение всего у нас на одной из стоянок украли каяк.

Что же в “плюсе”? Пожалуй, только красивые пейзажи и... то, что один из знакомых водников выразил словами “многолетняя зависимость”. Ну, не можем мы иначе…

Состав участников:

Артем (г.Москва)

Катя (г.Москва)

Гриша (г.Москва)

Маша (г.Москва)

Василий Николаевич (Московская обл.)

Наташа (Московская обл.)

Егор (Московская обл.)

Аня (г. Нижний Новгород)

и Андрей (автор отчета – также Московская обл.)

Суда:

КНБ “Свирь”

КНБ “Вьюн”

КНБ... (условно - КНБ Артема по имени владельца)

КНК “Тритон”

Катамаран-двойка “Тритон”

Экипажи постоянно менялись, так что “приписку” участников к судам произвести не представляется возможным.

Маршрут:

Москва - поезд до ст. Теплая Гора - сплав по рр. Койва и Чусовая (180 км) до г.Чусовой - поезд до Москвы.

Сроки проведения похода: 29 апреля - 8 мая 2003 г.

Дневник

29 апреля

К поезду практически все подъезжали порознь. Наташа в последний момент закупала в “Октопусе” подходящие под катамаран по размеру гермомешки. Нашелся один такой, что, будь материал потолще, его вполне можно было бы использовать как летний спальник на двоих. Добираясь до вокзала отдельно от Наташи, я вынужден был заказать такси, заодно по дороге подхватил Артема. В результате мы прикатили на крутейшем “Форде-Скорпио” с отделкой салона из красного дерева, тонированными стеклами и двигателем V6. Вот такие такси нынче приезжают по вызову!

Поезд “Северный Урал” Москва - Серов отходил в 16 часов с минутами. Разместились успешно - правда, через купе (плацкартное), так что приходилось периодически бегать друг к другу в гости. Это немного разобщало команду, но других билетов не было.

В 22 часа в Нижнем Новгороде к нам присоединилась Аня. Помимо рюкзака у нее был тяжеленный катамаран в мешке. Тут же за встречу открыли бутылку местного пива “Окское бочковое”. Забегая вперед, скажу, что, перепробовав практически все сорта пива на станциях по пути, “Окское бочковое” мы признали лучшим.

30 апреля

Утро было пасмурным. Второе (от выхода) купе и Аня проснулись раньше других и запаслись в Кирове местным пивом “Вятское” и картами. Тут же была начата “пуля”, которая продолжалась часа четыре. Мне было скучно бездельничать, великое творение великого У.Эко “Маятник Фуко” на ум как-то не шло, поэтому после традиционной овсянки пришлось чередовать наблюдение пейзажей за окном с досыпанием.

В Балезино заправились неплохим пивом “Чепецкое” и забавным набором из пяти 100-граммовых бутылочек с разными настойками местного производства. Дегустация длилась недолго. Проснулось первое купе и охотно (в лице Артема) к ней присоединилось.

Тем временем за окном пятна снега практически исчезли, выглянуло солнце и души настроились на оптимистический лад. Впрочем, преодоление Камы в Перми вновь насторожило: кое-где в реке плавал лед. В следующей по маршруту реке Сылве льда было еще больше. А за станцией Чусовская, когда поезд начал забираться в горы, снег лежал нетронутыми пластами...

Надо сказать, что в Перми в поезд грузились толпы катамаранщиков. Представитель одной из команд оказался в нашем вагоне. Из расспросов выяснилось, что идет он на Усьву, льда на реках скорее всего уже нет, но твердой гарантии этого он все же не даст. Наконец поезд подкатил к Теплой Горе.

Наш вагон оказался первым в соревнованиях на скорость выгрузки. Проводники других вагонов держали красные флажки минут пять сверх положенных двух. Наконец состав укатил... но путь к реке преградил длинный товарный состав. Пока совещались, обходить его или перелезать через тормозную площадку, местная женщина сказала: “Лезьте смелее, он тут навечно...”

Идти оказалось далеко и трудно. Улицы Теплой Горы (по крайней мере, в этой части поселка) оказались разбитыми и грязными. Местами через них бежали бурные ручьи. Загадочная темная фигура из-за одного забора трогательным голосом попросила: “Ребята, возьмите с собой...” А мы с завистью оглядывались на баню, топившуюся за тем же забором...

Для справки: идти к реке от станции надо вниз-влево, к мосту: на другом берегу реки есть поляны, удобные для сборки судов и ночевки. До моста мы добрались, только сделав две передышки. Место для лагеря выбрали слева от моста, так как справа уже стояла какая-то команда. Полянка нам досталась довольно ровная и сухая (вернее сказать, промороженная). Однако на ней не было ничего, хоть сколько-нибудь напоминающего дрова, поэтому, едва поставив палатки, отправились в лес.

Так как ночевка планировалась в виду поселка и невдалеке от другой команды, решили организовать дежурство. Принесенных дров до утра явно не хватило бы, но мы с Егором нашли-таки на берегу несколько бревен, одно из которых удалось сжечь, а на остальных можно было, по крайней мере, сидеть. Спать ложиться не хотелось при одной только мысли о холоде вдали от костра. Но все же, сменившись, легли и, надо сказать, проспали до утра.

 

1 мая

Вместе с последними дежурными нас разбудили смех и незнакомые голоса. Было уже светло. Оказывается, на берег высыпала целая орда катамаранщиков в одинаковых оранжевых спасжилетах (уже!). Вскоре они уже несли из леса подходящие для рам еловые стволы. Мы раскачивались довольно долго, еще дольше завтракали... День был серым, но постепенно становился теплее и теплее. Согревшись, взялись за сборку судов. Выяснилось, что в Анином катамаране не хватает одной важной трубки. Заменили моей, взятой про запас для каяка. Трижды разбирали и вновь собирали “Вьюн”, добиваясь симметричного расположения каркаса в шкуре. Почти удалось. Сложнее оказалось с погрузкой: количество вещей явно превышало возможные для них “посадочные места”. Пришлось валить всё на катамаран, который постепенно стал похож на связанных парой вьючных верблюдов.

Мы на фоне Теплой Горы

 

Тем временем на берег прибывали новые и новые команды, кто пешком, кто на грузовых машинах и вахтовках. Едва мы спустили суда на воду, как у нашего костра тут же расположилась очередная группа. А сколько их оказалось ниже по берегам! Такой “первомайской демонстрации” мы не видели ни на Мсте, ни на Шуе... Забавно, что почти все были на катамаранах, байдарок встречались единицы, в основном - “таймени”. Поглядев потом, как на этих катамаранах сплавляются, мы немного изменили свое представление об этом судне. Прежде предполагали, что используется оно только для суперсложных рек... Не в обиду тем, к кому это не относится (да и тем, к кому относится, собственно, тоже), местных любителей такого рода сплава мы про себя окрестили “уральскими сибаритами”. Периодически это наименование перепадало и нашим обитателям катамарана, на что они обижались и заявляли, что стали таковыми не по доброй воле.

Экипажи при отплытии выглядели так: Катя и Артем на КНБ Артема, Василий Николаевич с Егором на “Свири”, Маша и Гриша во “Вьюне”, Аня и Наташа на катамаране. Ну, и я в каяке. Койва сразу понесла довольно быстро, правда, местами оказалась мелковата. Даже каяк мне удалось практически посадить на мель. Перекат следовал за перекатом. Когда дома поселка кончились, прошли слив на месте недостроенной или уже разрушенной плотины.

На одном из перекатов Артем зацепил камень и вовремя почувствовал наличие воды в лодке. Байдарки зачалились к хорошей полянке на левом берегу - однако ремнабор оказался на катамаране, который сильно отстал. В ожидании его раздули оставленный предыдущей группой костер, подсушились и согрелись чаем. Вышло солнце, стало красиво, раскрылись подснежники. Подошел катамаран, девушки на нем изрядно устали (в основном, от назойливых приставаний чисто мужских команд). Впрочем, пока решили участников местами не менять, только ремнабор переселили поближе к “травмоопасным” байдаркам.

Примерно через два часа хода прошли впадение реки Тискос (слева) и сразу за ней - железнодорожный мост, под которым стапелились еще десятка два команд (!!) - здесь недалеко станция Усть-Тискос. Одна из них, как выяснилось по громкой брани, только что утопила магнитофон... В связи с относительно поздним временем мы решили не устраивать обеденного привала, а грести “до упора” и затем как следует поужинать. Только в одном месте еще раз остановились для “сугрева” - вновь раздув костер, оставленный предыдущей группой.

Стоянку выбрали неплохую: на просторной поляне правого берега с кострищем под раскидистой елью. Ориентир поляны - лежащая в воде у правого берега металлическая труба примерно метрового диаметра и длиной метра 4 (больше техногенного мусора в реке не встречалось). Труба выступает из воды верхушкой примерно в 10 см, так что в очень высокую воду может быть и не видна. Под елью у кострища кто-то предыдущий оставил целый ворох свежего пихтового лапника, а также бутылки от водки и спирта. Было настолько тепло, что вылезли первые комары - весьма, надо сказать, крупные. Едва поставили лагерь, Гриша с Машей распаковали рыболовные снасти и начали “прочесывать” реку: Гриша - поплавочной удочкой, а Маша - твистером. Гриша преуспел больше: ему попался малюсенький хариус, с палец величиной. Это был первый и единственный улов за все время, проведенное нами на реке. Больше, собственно, и ловить не пытались по причине бесперспективности занятия: в такой мутной воде рыба обычно не ловится.

Поужинали вкусно, после ужина еще не раз заваривали чай, кисель и мате (или матэ?) и беседовали. Разошлись спать поздно. Дежурных решили не оставлять.

2 мая

Восхитительное весеннее утро! Солнце, яркое синее небо. Вода поднялась и затопила трубу совсем (видимо, накануне подтаяли снега в лесах). Почти сразу после нашего подъема по реке потянулись караваны катамаранщиков. Ничего удивительного: они живут по своему времени, а мы - по московскому, которое отстает на два часа. По-нашему, мы поднялись несусветно рано для похода: в 7 часов.

Койва, день второй

>

Стартовали примерно в 10 ч (здесь и далее - время московское). Берег северной ориентации весь в снегу, берег южной обычно подтаявший, сырой, на низких местах валяются льдины. С обгоняемых катамаранов несутся приветствия и поздравления со всеми праздниками, одна из команд угощает нас карамельками. Река расширяется, течение становится более напористым, перекаты - более бурными, появляются острова. Иногда интересно загнать каяк в не проходимую для более крупных судов протоку. Однажды я об этом чуть было не пожалел, когда в бурной протоке между островками правым бортом поймал приличный вал и порцию ледяной воды сзади под юбку. До обеда просидел в луже, отливаться было лень.

Для обеда выбрали сырое и продуваемое место, не зная, что всего в двухстах метрах ниже есть другое: сухое, закрытое от ветра деревьями, даже с заготовленными дровами (ну, как всегда: лучшая стоянка - на 200 м ниже по течению). “Столом” нам служила огромная льдина. Катараман подъехал позже - зато сразу к супу.

После обеда немного поменялись местами. На катамаране устроились Василий Николаевич с Аней, Наташа завладела каяком, а я пересел капитаном в “Свирь”. Река несла уверенно и сильно, поддерживать скорость было особенно незачем, поэтому Егору была вручена видеокамера. Увлекшись советами и рекомендациями начинающему оператору, я не преминул высадить “Свирь” на мель, с которой, впрочем, удалось сползти, не вылезая из лодки. За разговорами и съемкой незаметно подошли к поселку Бисер. Первый ориентир его - торчащий из-за горы впереди кран. В поселке два моста, под вторым довольно бурный перекат. Справа впадает приток - речка Бисер.

“Дозаправка в воздухе”

 

Далее река расширилась и успокоилась. К левому берегу на большом протяжении припаяна широкая полоса льда. Отойдя километра на три-четыре от поселка, встали на стоянку на левом берегу, где, судя по всему, летом бывает покос. На поляне было сыро, неровно, местами лежал снег, поэтому палатки поставили немного “вразнобой”, выбрав пятачки поровнее и посуше, а лодки, словно на выставку, выложили в ряд где-то посередине.

Последнее фото каяка

С наступлением темноты начал накрапывать дождь, который постепенно усилился, пришлось натягивать тент и ужинать под ним. После ужина Артем наконец настроил гитару, и до полуночи мы пели песни, попутно экспериментируя с видеокамерой (черно-белые изображения сделаны в инфракрасных лучах).

У костра

Эти глаза…

 

Ничто не предвещало неприятностей. Лес вокруг непроходим по причине глубокого снега и воды под ним. Метрах в четырехстах от нашего лагеря расположилась еще одна команда, ниже, на другом берегу, также был виден костерок,...

3 мая

...но утром в шеренге наших лодок мы не обнаружили каяка. Все остальные лодки, а также оставленные у костра вещи и продукты были в порядке. Укравший не взял ни весла, ни юбки.

Может быть, это было и нелепо, но мы решили, что можем догнать вора. Вдвоем с Гришей погрузили во “Вьюн” два мешка, на которых можно было сидеть, немного продуктов и налегли на весла. Сразу после отплытия пошел существенный дождь, но нам было не до него. Едва завидев чей-нибудь лагерь, мы подходили и интересовались, не видел ли кто каяка. Затем рассказывали, что он был украден. Лица людей обычно сразу мрачнели. Кое-кто расспрашивал подробности, некоторые узнавали, сколько мест в каяке, разборный ли он (кто-то видел его накануне у нас) - словом, судно приметное, видимо, пока не слишком популярное в этих краях. Но проплывающим по реке этим утром его уже никто не наблюдал.

Река, словно специально, приняла довольно северный облик. Один из берегов был весь в снегу, второй завален льдинами, видимо, ледоход здесь прошел совсем недавно (как позже выяснилось, это действительно было так). Перекаты стали мощными. Местами стелился туман. Идти в тумане в Федотовский порог не хотелось, но об этом думалось как-то после всего остального. Даже холода не чувствовалось.

На правом берегу перед порогом гнездился, наверное, не один десяток команд. Предупредив о краже каяка тех, кто оказался поближе к берегу, мы прошли перекат и оказались перед сливом. Выбора не было, успели только выставить “Вьюн” перпендикулярно сливу и прыгнули. После чего, окончательно осознав бесполезность погони (без юбки порог не пройти стопроцентно), высадились на берег, развели костер, согрелись и обсушились.

Часа через полтора нас догнали Василий Николаевич с Егором на “Свири”. Оставив их у костра, мы с Гришей двинули вверх по течению, чтобы подстраховать остальных у порога. Это оказалось непросто. На середине пути нам повстречались Артем и Катя. Оставшуюся часть преодолели волоком и в ожидании катамарана несколько раз по очереди прошли порог на “Вьюне”.

Федотовский (по некоторым описаниям - Федосовский) порог представляет из себя косой слив длиной примерно в треть ширины реки. Здесь с правого берега в реку спускается плита высотой около метра (над нашим уровнем воды) и длиной около 5 м. Далее она резко понижается, и подводная часть плиты образует слив, который можно обойти слева по широкому, но быстрому и волнистому “языку”. Между обрывом плиты и сливом также есть метровой ширины “язычок”. Высота слива более полуметра, но меньше метра, причем одним он кажется более мощным и высоким с воды, а другим - наоборот. Бочки за сливом нет, вал опрокидывается, но не держит и катамаран, даже зашедший лагом, перевернуть не в силах (байдарку может). Порог - единственное препятствие такого рода на Койве, но проходили мы его, увы, без удовольствия и - дважды увы - без каяка. Из-за плохого настроения прохождение порога не снимали.

На катамаране с утра шли Аня, Наташа и Маша. Аня сориентировалась заранее и провела катамаран левее слива по “языку” - не из нелюбви к приключениям, а из нежелания окатить попутчиц холодной водой. Наташа была очень расстроена кражей каяка и кататься в пороге отказалась. Вообще весь оставшийся день прошел в молчании.

Койва, день третий

Место для стоянки выбрали удачное: уютную полянку на высоком правом берегу в виду большого острова (судя по всему, обозначенного на двухкилометровке перед пос. Усть-Тырым). Лодки сложили впритык к палаткам так, чтобы их не было видно с воды, а ночью опять дежурили.

Перед нами остров

4 мая

Не выспавшиеся из-за дежурства, встали поздно и отплыли не раньше 11. Катамаран “оседлали” Аня, Гриша и Маша, мы с Наташей разместились во “Вьюне”, остальные остались “при своих”.

За островом на левом берегу действительно увидели поселок Усть-Тырым и впадение реки Тырым (на некоторых картах - Большой Тырым). В поселке висячий пешеходный мост.

Мост в Усть-Тырыме

>

Берега изумительно красивы, правый - скалистый, с него в реку бегут белые водопады.

Водопад первый

Водопад второй

Водопад третий

 

На скалах левого берега кое-где высоко над водой примерзли льдины, разрезаемые ручьями талой воды.

Лед на скале

 

Примерно в двух километрах ниже Усть-Тырыма на правом берегу - скала (камень) Шайтан невероятной высоты.

Камень Шайтан

На левом берегу - поляна и стоянка. Река становится шире, полноводнее, берега расступаются, течение замедляется, и постепенно становятся видны строения большого поселка Кусье-Александровский (на левом берегу - заброшенные). Поселок был вотчиной купцов Строгановых и когда-то числился важным промышленным центром Урала с развитой промышленностью. В поселке большой автомобильный мост. Справа перед ним шестиметровым (!) водопадом впадает речка Кусья. Поселок мы проходили в дождь, поэтому большого желания вылезать, осматривать водопад и местные магазины не было. Судя по всему, часть групп заканчивает маршрут здесь (отсюда недалеко до ж/д станции Пашия).

Под мостом в Кусье-Александровском бурлит мощный перекат - и сразу за ним характер реки резко меняется. Она становится более полноводной, мощной, скорость течения возрастает, на поворотах образуются навалы на кусты и деревья, то и дело вокруг лодки закручиваются большие воронки и всплывают “поганки”. Приходится внимательно следить за кренами, иначе “Вьюн” при маневрах активно “закусывает”. “Свирь” испытывает это в меньшей степени, а у КНБ Артема слишком большие баллоны (внешне она напоминает двухбаллонку, на самом деле баллонов - 4).

Вдоль реки по правому берегу некоторое время идет грунтовая дорога, возможны машины и мотоциклы местных жителей. Посередине русла долгое время практически непрерывно тянется остров, образованный поработавшей здесь когда-то драгой (об этом известно только из описаний, острова заросли деревьями и производят впечатление естественных). Левая протока показалась нам с Наташей более интересной, и мы свернули в нее. Однако вскоре вода пошла напрямую через кусты, но возвращаться в чистую правую протоку было уже поздно. На большой скорости, едва успевая отводить от себя ветки кустов, просвистели мимо застрявшего в русле бревенчатого плота (!!), потом едва отрулили от берега, где протока поворачивала под прямым углом. Тем временем в правой протоке остался присутствующий в описаниях Шемаха-порог (на самом деле - длинная быстрина с валами до полуметра без ярко выраженных сливов). Нам досталась вторая половина этой быстрины, после чего мы вновь оказались в левой протоке - и вновь напрасно. Авангард команды - “Свирь” и КНБ Артема - зачалился на правом берегу, вроде как, для обеда, пропустить такое было нельзя. Пришлось нам выгребать против течения, затем проскальзывать между островами и вновь подниматься. Опять раздули костер, оставленный предыдущей группой, обсохли, согрелись, поснимали красиво впадающий в реку ручей и... отправились искать более удобное место для обеда (здесь не понравилось).

Река превратилась в настоящую гидродинамическую трубу. Берега, скалы, кусты, острова - все проносилось мимо, как в окне поезда. Хорошо, что подходящую для обеда стоянку увидели одновременно. Снова раздули чужой костер и снова приготовили всё практически к приезду катамарана. Впридачу поблизости от костра нашли заросли шиповника, собрали ягод и приготовили вкусный напиток.

После обеда поменялись местами еще раз. Наташа вернулась на катамаран, прихватив Катю, Гриша с Машей поселились в КНБ Артема, а он ушел матросом ко мне на “Вьюн”. И понеслись - без преувеличения! Несколько километров буквально летели, едва успевая любоваться радугами, которые то и дело возникали между порывами налетавшего дождя. Вы видели когда-нибудь начало радуги? А две радуги, пересекающиеся под углом?

Когда настала пора искать стоянку для ночевки, всерьез заволновались: катамаран вполне мог просвистеть мимо другой протокой. С другой стороны, подходящих мест всё не встречалось. Неожиданно на левом берегу появились строения пос. Усть-Койва. Сами того не желая, мы долетели до конца реки (впадения ее в Чусовую).

В пос. Усть-Койва есть турбаза. Мы с Артемом отправились на разведку и узнали, что всего за 50 рублей с носа можно переночевать во вполне сносном домике с печкой и газовой плитой. Однако женская часть команды наотрез отказалась от услуг цивилизации. В итоге “на нарах” остались спать только Василий Николаевич, Егор и Артем, а остальные поставили палатки на берегу. Из-за возникшей размолвки часть команды даже не стала ужинать.

5 мая

Утро было теплым, даже почти жарким. Подсохли промокшие накануне вещи. Оказалось, что на базе живет команда школьников из Перми, вышедшая на сплав днем раньше, чем мы (от Усть-Тискоса). Они-то и застали лед недалеко от Федотовского порога, даже ждали какое-то время вскрытия участка реки.

Завтрак готовили все-таки на газовой плите, так как дрова на турбазе оказались какими-то негорючими. Вышли около 12 часов и засняли на камеру впадение Койвы в Чусовую, а также скалу Красный камень сразу после впадения Койвы на правом берегу Чусовой.

Красный Камень

>

Красный Камень-2

Через 4 км зачалились в устье левого притока Поныш (впадающего между двумя скалами).

Устье реки Поныш

Отсюда группы обычно отправляются в радиалку к пещере Чудесница, расположенную в 3 км вверх по течению Поныша. Длина (глубина) пещеры - около 500 м. Егор заметил в домике турбазы ее схему и предусмотрительно зарисовал.

На полянках в устье Поныша уже толпились три или четыре группы. Разведка показала, что идти к пещере нужно по левому берегу Поныша, при этом поначалу тропа идет по правому берегу, но обрывается, а перейти бурный и глубокий поток возможности нет. По левому же берегу можно пройти, только забравшись вначале на скалы. Часть команды, отправившаяся в пещеру, избрала второй вариант, воспользовавшись веревкой, которую повесила предыдущая группа.

Мы с Аней остались охранять суда и готовить обед. Перед этим я затащил Артемову лодку вверх по течению Поныша по островку метров на 200 и “пролетел” вниз (секунд за 10). Эх, сюда бы с каяком, да заброситься к пещере и начать оттуда!...

Вид реки Поныш

Несмотря на затоптанность, место под скалами неудобное, наклонное, мокрое и грязное. Делим пятачок с четырьмя развязными пОдростками-катамаранщиками, которых пытается воспитывать несколько более взрослая дама. Они нехотя готовят свой обед в эмалированных ведрах. Мы пока только греемся (обед ставить рано). Дрова собираем, радуясь каждой палочке. Наконец, возвращается основная часть команды наших соседей, и на поляне на некоторое время становится очень шумно и людно. Но, отобедав, они уходят и... снимают веревку!

Обследовав скалы, мы поняли, что забраться наверх можно только по веревке, предварительно туда заброшенной. Пока мы с Аней размышляем, что делать (предварительно поставив-таки суп), появляются наши. Забрасываем им кусок стропы, далее все по очереди слезают, вставая мне на плечи. Вернулись все грязными (вход в пещеру - узкий лаз, преодолеваемый ползком, далее следуют еще несколько лазов), но в итоге самым грязным оказался я, не ходивший в пещеру.

Из рассказов участников “экспедиции” выяснилось, что пещера красива, но довольно запутанна, батареек во взятых фонариках хватило ненадолго, спас положение найденный в пещере огарок свечи, причем спас в буквальном смысле: народ ухитрился заблудиться и несколько раз по кругу возвращался в один и тот же зал, не находя выхода. Фонарь видеокамеры оказался неэффективным, поэтому съемка не получилась, кроме того, аккумулятор камеры окончательно сел.

Вход в пещеру

Пещера “Чудесница”

Несмотря на приключения, все остались довольны и стали наперебой обсуждать маршруты, где есть еще возможности слазить в пещеры. Вот так проходит мирская слава водных походов...

Пообедав, прошли еще не более часа. Видели с воды камень Печка с большой пещерой и вытекающей из нее подземной речкой. По берегам “гнездились” несколько групп катамаранщиков. Встали на ночлег на правом берегу напротив большого острова под высокой скалой-ребром, выдающейся из лесистой горы. Стоянка удобная, ровная, сухая, в лесу есть дрова, у кострища стоят большие деревянные чурбаки, удобные для сидения (их было как раз по числу нас - 9 штук), есть остов из палок для бани и куча камней. Впрочем, посетители стоянки особенно не утруждали себя уборкой мусора и других отходов, так что следует внимательнее смотреть под ноги.

После ужина устраиваем долгий концерт по заявкам. То, чего не знает Артем, поем хором. Поем долго, за полночь, спать уже хочется, но ночь по-настоящему морозная, всё в инее. Дежурных не оставляем.

6 мая

Утро - ясное, ветреное. Раскачиваемся медленно, хотя, вроде бы, уже сегодня надо добраться до Чусового и по возможности сесть в поезд. Впрочем, у большей части команды (кроме Артема и Маши) есть и возможность, и желание попутешествовать еще пару дней. Это обсуждается всеми. Но что придумаешь на эти дни кроме дневки - причем без рыбалки, купания и прочих обычных ее атрибутов? Решено: возвращаемся вместе.

После завтрака часть команды отправляется на восхождение на скалу. Василий Николаевич предусмотрительно берет веревку. В лагере остаются Аня, Артем и я. Последовав Аниному примеру, мы с Артемом греем воду и устраиваем “помойку” голов. Неожиданно откуда-то сверху раздаются приветственные крики: наши добрались до вершины! Снизу их еле видно. Возвратились восходители значительно быстрее, чем поднялись: оказывается, слева (если смотреть на скалу с берега) к вершине идет отличная тропа, а они лезли справа...

Стартовали около 13 ч. По правому берегу периодически встречаются скалы. Под одной из них расположились несколько команд, видимо, на слет, кто-то лазает по скалам с применением веревок. Пересекаем ЛЭП (вернее, ЛЭП пересекает реку). Затем следует какое-то строительство на берегу, нарушившее гидрографию и образовавшее в реке перекат. По правому берегу начинают тянуться домики, потом они появляются и на левом берегу, и мы понимаем, что это - пригороды Чусового. Слева ведутся какие-то работы, издалека слышны взрывы. Вдали показывается железнодорожный мост, справа виден стоящий грузовой состав. Причаливаем к наклонным бетонным плитам на правом берегу, где уже заканчивают разбираться две команды. Место неудобное, много мусора, в сырую погоду может быть непролазная грязь, но зато близко к вокзалу. Маша и Гриша отправляются на вокзал на разведку и возвращаются с утешительными вестями: поезд на Москву (прицепной вагон Соликамск - Пермь - Москва) пойдет около 1 часа ночи, билеты есть (правда, только купейные). Второй раз они возвращаются уже с билетами на всех, пивом, чипсами и шоколадками.

К приходу катамарана (его задержал встречный ветер) лодки разобраны и просушены. После упаковки вещи переносим к вокзалу в два приема и прямо на площади перед ним начинаем раздачу колбасы и прочих вкусностей в счет обеда, которого не было. И тут Наташа случайно стряхивает с себя... клеща, первого и единственного за весь поход!

В ожидании поезда бродим по окрестностям вокзала (основной город находится далеко в стороне), осматриваем немногочисленные работающие допоздна продуктовые магазины. К ночи существенно холодает, переселяемся в зал ожидания и играем в “Контакты”, веселя пассажиров. Рядом располагается еще одна команда, задумавшая было распить бутылочку водки, но строго предупрежденная местными стражами порядка. Примерно за час до поезда в вокзал ввалилась еще одна орда катамаранщиков и “забронировала” наши места, так как им предстояло сидеть до 6 часов утра.

Поезд пришел и ушел вовремя, погрузка прошла без приключений. Практически сразу все завалились спать.

7 мая

Раскачались только к полудню. В Балезино закупили на память славные наборы настоек и пиво “Чепецкое”. В Кирове - “Вятское”. Потом долго пели песни и доедали вкусности, оставшиеся от похода: колбасу, халву... В 22 часа проводили в Нижнем Новгороде Аню. Ее приехали встречать сразу несколько ребят из Нижегородского турклуба, которые привезли нам “Окского бочкового” по Аниному заказу (по телефону), поздравили с успешным окончанием похода и “пообещали”, что каяк мы, конечно же, больше не увидим. Ну, ладно... жаль, но ничего не сделаешь. В остальном поход, по общему мнению, удался. По крайней мере, мы не куковали на берегу в ожидании ледохода и не обносили ледяных заторов. Погода, в целом, тоже была лучше, чем ожидалась. Маловато воды? Тут резюмировала Аня: если бы воды было больше и препятствия мощнее, мы были бы более мокрыми, а значит, больше мерзли бы и могли начаться простуды. В общем, все просто получили удовольствие.

8 мая

Поезд прибывает в Москву в 5 часов с минутами. Расстаемся на вокзале, еще раз коротко обмениваемся впечатлениями. Каким непривычным кажется непрерывный шум машин! И еще: странно, но нет ощущения, что мы не были здесь давно. Наоборот - кажется, что только вчера собирались вот у этого парапета...

 

 

 

 


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |