Ура - Титовка - Западная Лица

 

(комментарии)

 

                                        Автор: Дмитрий Кувалин.

                                                                 Исходная версия текста находится на странице

Жоры Тимошенко по адресу www.bridge.narod.ru

 

 

В этом тексте я обобщил свои впечатления от поездки по маршруту Колвица - Ура - Титовка - Западная Лица, которая состоялась с 28 июля по 10 августа 2001 года.

Жанр нашей поездки предполагал посещение лишь некоторых наиболее интересных мест на перечисленных выше речках. Поэтому данные записки не стоит считать отчетом или лоцией, хотя элементы того и другого будут в нем присутствовать.

А для того чтобы было легче понять, о чем идет речь в моем тексте, лучше воспользоваться уже существующими описаниями. По Колвице их довольно много, а по Титовке и Западной Лице существует весьма симпатичный и вполне информативный литературный труд Ольги и Сергея Виноградовых, написанный по мотивам их похода в 2000 году (его можно, в частности, посмотреть на www.veslo.ru/2011/otchet/oza/titovka.htm).

 

Колвица

 

Про Колвицу и так все знают. Скажу только, что в этот раз вода была довольно низкая. Во всяком случае, я такую там еще ни разу не видел. Пороги в малую воду становятся в целом попроще, чем в июне-июле. А вот обе протоки водопада при нас выглядели кривовато - несколько даже хуже, чем при средней воде. Но мы нормально справились с обеими (при помощи береговых сигнальщиков я довольно чисто проскочил на каяке и справа и слева).

 

Ура

 

На Уре мы обнаружили всего 2 заметных препятствия: водопад высотой 4-4,5 метра и каньончик длиной в 600-700 метров всего с двумя интересными ступеньками.

Причем сперва мы сплавлялись только по отрезку с каньоном, ничего не зная о водопаде. Точнее, после визита Миши Струкова в Мурманскую контору рыбнадзора мы знали, что водопад существует, но думали, что под ним имеют в виду слив в каньоне. Но потом местные рыбаки объяснили нам, что на Уре есть и настоящий водопад. Поколесив пару часов на машине вдоль реки и побегав вокруг плесов и озер, через которые протекает Ура, мы, наконец, нашли водопад километрах в трех выше по течению от места нашего базового лагеря.

Водопад и впрямь оказался настоящим. Только мало пригодным для прохождения.  Во всяком случае, в нашу воду.

Основной слив водопада рушится на мелководную каменную плиту с высоты около 3-3,5 метров. Затем по этой наклонной плите вода пологим водоскатом скатывается еще на метр вниз. И только после этого начинается глубокая вода.

Возможно, стоит рискнуть пройти водопад на мыльнице типа “Тополино” (с ударом о плиту по касательной) в левой или центральной части слива. По крайней мере, есть надежда, что дело ограничится касательным ударом без утыкания. С нашими лодками мы и пытаться не стали. Учитывая все сказанное выше, я бы дал водопаду категорию V+…VI-.

А вот кусок с каньончиком мы проехали 2 раза. Чтобы добраться до каньона от нашего базового лагеря, надо было метров 500-600 проплыть по озеру, затем еще столько же по вытекающей из озера речке. В начале каньона находится симпатичный порожек с узкими проходами и прижимом к скале левого берега. При нашей воде тянул на II+. Каяки в прижиме заметно покусывало - кого-то даже разок перевернуло. А экипажи катамаранов в одном месте вынуждены были вылезать из упоров и перекидывать свои пароходы через обливняки – иначе пролезть через порог не было никакой возможности.

Затем пара шивер и глубокий плес. В конце плеса вся Ура ныряет в щель шириной около 2,5 метров. Высота слива в нашу воду – 1,2…1,3 метра. Вроде бы невысоко. Но слив имеет форму полукруга, выпуклость которого обращена вверх по течению. Вода падает почти отвесно и яма под сливом глубокая. А поскольку за котлом скальные стенки расширяются не сразу, то возникает довольно ощутимый ток воды назад под слив. В общем, у слива неприятная структура. Поэтому там на всякий случай надо ставить страховку, способную вытаскивать объекты из ямы под сливом.

Мы так и сделали. И еще прыгали в основном под левым берегом, где имеется небольшой язычок, перехлестывающий большую часть пенной ямы. Так что все прошли слив без переворотов и застреваний под сливом. Причем по 3-4 раза.

После каньона мы плыли по речке еще 3-4 километра. Ничего сложнее шивер 2-й категории сложности на этом отрезке нет. Судя по рельефу и отзывам местных рыбаков, речка сохраняет такой характер до самого моря. Проверять этот факт у нас не было никакого желания – уж больно мерзкая погода стояла в дни нашего пребывания на Уре.

Правда, еще попался нам по дороге крупный левый приток. По расходу воды – вполне сплавной. Беглый осмотр заключительных пятисот метров притока выявил лишь наличие шивер «двоечного» уровня. Но выше, учитывая особенности данной местности, могут встретиться и гораздо более сложные препятствия.

Ну, а в конце сплава главное было не проехать мимо остатков брода, над которым нас ждали машины. Поскольку иначе уход с реки становился гораздо более трудоемким мероприятием.


 

Западная Лица.

 

Кстати, для простоты местные жители часто называют Западную Лицу просто Западней. Есть у них и свои названия для основных порогов. Незатейливые такие: ближайший к морю порог – Первый Падун, следующий вверх по течению – Второй, и так далее вплоть до Пятого.

У неосновных порогов местных названий, вроде, нет. И это логично, поскольку все реальные сложности Западни сосредоточены именно на пяти Падунах. Поэтому Западную Лицу было бы вполне правомерно назвать «рекой пяти порогов».

Уровень воды у нас был, видимо, средним для августа. При этом за те 3 дня, пока мы там находились, вода потихоньку падала. (Когда я смотрел на фотографии Виноградовых и сравнивал уровни воды, то понял, что у нас, похоже,  и на Титовке и на Лице вода была заметно выше. Это обстоятельство в некоторых случаях довольно сильно поменяло конфигурацию препятствий. Видимо, в одних случаях они стали проще, в других - сложнее. Вот он - очередной пример относительности любых описаний, лоций и категорий сложности. Надеюсь, что когда Жора опубликует фотографии нашего заезда, все желающие сами смогут в этом убедиться).

По сплавной сути Западная Лица очень похожа на Колвицу. Если исключить Пятый Падун, стоящий чуть на отшибе, то схема катания та же самая: хорошие асфальтированные дороги, мост в начале, мост в конце, почти все пороги расположены между ними. Даже длина сплавного отрезка примерно та же - 8-9км.

Но в целом Лица посерьезнее. Во-первых, ее расход заметно больше, чем у Колвицы. А во-вторых, Лица сложнее технически.

Конечно, на Лице нет аналога колвицкому водопаду, но зато любой из 5-ти падунов не уступает Белому и Черному порогам, а 3 падуна из 5 так просто труднее и опаснее. Причем, говоря о Черном и Белом,  я имею в виду их состояние в условиях высокой колвицкой воды.

Подъезд к порогам Западни очень прост. Сплав можно начинать прямо от моста трассы Мурманск – Печенга. А чтобы попасть на колесах к месту финиша, надо проехать в сторону Печенги еще 3-4км и свернуть направо на дорогу, ведущую в Заозерск, и доехать по ней прямо до моста в устье.

Пятый Падун ("Свет в окошке" по лоции Виноградовых) находится на некотором удалении от основного сплавного отрезка. Но на машине к нему подобраться тоже нетрудно. Для этого используют все ту же трассу Мурманск – Печенга. От моста через Лицу надо проехать либо 2-3, либо 5 км в сторону Мурманска и свернуть к реке.

Съезд к реке, расположенный дальше от моста и ближе к Мурманску, совсем короткий. В сущности, в этом месте река видна прямо с автотрассы. Правда, от этой точки до порога придется спускаться 2-3 километра по гладкой воде.

Съезд, находящийся ближе к мосту, ведет прямо к порогу. Но по нему придется проехать около километра, петляя среди полей, засеянных кормовой травкой. К тому же дорога приводит в точку ниже порога. Поэтому заносить суда для захода в главные сливы придется пешком да еще и по противоположному (орографически левому) берегу. Правда, обнос этот короткий и несложный.

Но вообще хочу заметить, что непрерывный сплав от Пятого до Первого Падуна может растянуться до 6-8 часов. А это уже не покатушки, как на Колвице, а полноценный рабочий день, что может быть трудновато.

Базовый лагерь рекомендую сделать около поста рыбоохраны, который находится прямо над Третьим Падуном. Это заметно упростит отношения с истинными хозяевами реки – инспекторами рыбнадзора. Основные покатушечные отрезки при этом тоже будут находиться совсем недалеко, что позволит легко организовывать сплав по маршрутам типа «от моста до моста», «Пятый Падун – базовый лагерь», «базовый лагерь –  нижний мост» и т.д. Да и комаров с мошкой около инспекторов было заметно меньше, чем там, где мы хотели приткнуться вначале

Сворачивают к посту рыбоохраны на 83-ем километре автодороги Мурманск - Печенга (направо, если ехать от Мурманска; есть указатель; дорога песчаная, хорошая; ехать по ней надо около километра).

 

Отрезок реки, который мы обкатали, имеет четко выраженную структуру "плес-порог". Причем пороги достаточно коротки.

Это повышает безопасность, облегчает просмотры и страховку. Но сами пороги (Падуны) достаточно сложны. Все, кроме одного, имеют четко выраженные сливы или ступени водопадного типа высотой не менее полутора метров. Причем большинство сливов сильно замусорены камнями, и потому при прохождении запросто может случиться утыкание (запинивание) каяка. У нас тоже была пара не очень приятных эпизодов, вызванных контактами с камнями под сливами.

 

Пятый Падун ("Свет в окошке" по лоции Виноградовых").

Начинается с примерно стометровой заходной шиверы. Сама по себе она проста, но может усложнить ориентировку при заходе в главную ступень.

 

(Замечание Антона в Курилке на Асисайте: Я бы не сказал, что заходная "мама, не горюй" проста. Это она на фоне основного слива забывает произвести впечатление. На моих глазах кат-2 серьезно тормознула абсолютно не впечатляющая (визуально) бочка, да и последние метров 30 перед треком там прет совсем не хило и предварительный сливчик (ок. 1м) с прилагающейся бочкой вполне внести коррективы в прохождение. На любой другой реке эта "шивера" наверняка называлась бы порогом 3-к.с.

Так что, господа читающие, делайте поправку на то, что автор Дима.

Мой ответ:

Даже не знаю, что возразить.

Есть, конечно, в этой шивере, особенно ближе к треку, и заметные валы, и бочки, и сливчики. Но, ИМХО, обходятся они достаточно легко. И в этом смысле шивера проста.

Ну, а попадание в упомянутые локальные преграды я бы объяснил синдромом "рассеивания внимания на подходе к главному препятствию" (то есть, смотришь только на него, напрочь забывая обо всем, что есть до этого).

Этому синдрому подвержены все, в том числе и я сам. Пытаюсь бороться с этим тщательным отсматриванием заходных траекторий. Чтобы свести к минимуму возможные сюрпризы при сплаве. Может быть, поэтому и проскакивал заходную шиверу без проблем. Потому и осталась она у меня в памяти как простая).

Главная ступень представляет собой крутой трек у правобережной скалы. Сперва слив более метра через скальную плиту в глубокую бочку, и тут же мощные поперечные струи сбрасывают большую часть воды в прижим у скалы правого берега. Через несколько метров основная струя, отражаясь от скалы, высоким косым сливом падает в глубокий котел.

Внизу, на скрещении центральной струи и отбоя от скалы, мощная и крайне неприятная для каяков сбойка. Если попадаешь в нее (а уклониться от этого оказалось трудно), то глубоко заныриваешь и под водой подвергаешься скручивающему воздействию очень сильных струй. В них каяк на опоре не удержать.

Общий перепад в треке - 3,5-4 метра по вертикали на длине 10-15 метров. В общем, вполне солидно. Я бы дал порогу IV+...V- (международная шкала). Впрочем, до "пятерки" я категорию натянул под воздействием собственного двукратного (из двух попыток) переворота в выходной сбойке. И хотя дальше расположен гладкий плес длиной метров 30 (то есть, места для эскимоса полно), мощь струй в главном сливе заставила себя уважать.

Но каты-2, между прочим, в отличие от каяков справились с этим сливом без видимых сложностей. Раз (Жора и Сергей Хорунжий) пустив пресловутую сбойку между баллонами, раз (Жора и Миша Быков), свалившись полулагом через первый слив и обойдя эту сбойку слева.

В конце порога - несложная шиверка.

Ниже Пятого Падуна ("Света в окошке") находится довольно длинный отрезок гладкой воды, почти на всем протяжении представляющий собой стоячий плес. Быстро текущая вода на этом отрезке есть только на несложной шивере (категория сложности - I+), расположенной в нескольких сотнях метров выше моста автодороги Мурманск - Печенга.

Всего от Пятого Падуна до следующего порожка мы плыли, по замерам наших катамаранщиков, 50 минут.  Этот порожек находится уже ниже автомоста. В лоции Виноградовых он носит название "Шампанский".

Порог начинается ступенькой высотой 60-80 сантиметров через все русло. Некоторые проходы через ступеньку чистые, некоторые засорены камнями. Но опасность утыкания везде минимальна. Это и есть наиболее сложное место в пороге.

Через 20-30 метров еще одна ступенька того же типа, но пониже. Далее короткая мелководная шивера.

Категория сложности порожка II...II+.

 

До следующего порога - Четвертого Падуна ("Юковпорога" по лоции Виноградовых) - долго пилить уже не надо. Он находится всего в нескольких сотнях метров ниже «Шампанского».

Ширина реки в этом пороге достаточно велика, поэтому сливы весьма мелководны.

Все начинается с невысокой (0,7-0,9м) ступеньки. Где-то она представляет собой отвесный слив, где-то длинные гладкие (или наоборот забитые камнями) языки. Но в целом это все несложно.

Основной слив порога расположен метрах в 20-25 ниже. В нашу воду он имел высоту от 1,7 до 2 метров (в разных точках). Слив не отвесен и большей частью представляет собой забитые острыми камнями водоскаты крутизной 20-40 градусов.

Наиболее широкий и визуально наиболее чистый проход находится под правым берегом. Но на самом деле в него насовали острых зубьев не меньше, чем в любое другое место. По-моему, все наши многочисленные прохождения (а только я в этом месте прыгал 3 раза) на каяках и катамаранах обязательно сопровождались внятными и порой неоднократными ударами о ландшафт. И опасность утыкания в какой-нибудь камень под сливом показалась достаточно реальной. Хотя здесь у нас до этого не дошло.

Как ни странно, чистую траекторию удалось найти, сливаясь наискось по забитому камнями водоскату, расположенному ближе к левому берегу. Правда, падая при этом полулагом в бочку, надо успеть сделать опору на весло. Я вот раз не успел и завалился.

Ниже второго слива в пороге практически ничего нет.

Категория сложности Четвертого Падуна IV-...IV.

 

Cледующий порог - Третий Падун ("Луза" по лоции Виноградовых) - находится в пределах прямой видимости от Четвертого Падуна.

Порог очень короток и состоит из цепочки разгонных валов и водопадного слива в скальном сужении.

Слив этот можно считать самым высоким на реке (если брать только одинарные сливы). Его максимальная высота (измеренная нами веревкой) - 2 с половиной метра. Держащей бочки за сливом, в общем, нет.

Казалось бы, все просто как сибирский валенок - разбегайся и прыгай. Однако действительность оказалась не столь радужной.

Во-первых, конфигурация слива довольно вычурна. Линия падения воды изгибается эдаким уступом: сперва часть реки проваливается вниз в узком коридоре под правым берегом (коридор отделен от основной струи высоким камнем и действительно внешне напоминает лузу) и лишь метров через 10 вниз сливается остальная вода. Понятно, что падать в коридор под правым берегом не хочется - тамошнее месиво струй выглядит не очень привлекательно.

Вроде бы и это нестрашно: проезжай себе мимо и сигай в главный слив. Но тут вступает в силу второе обстоятельство - мелководные плиты и камни под главным сливом практически вдоль всей линии отрыва. Причем точно мы это выяснили только после двух непосредственных контактов с камнями под сливом, имевшими следствием одну весьма болезненную травму поясницы.

(А мне сперва показалось, что глубокие места под сливом есть. И эта моя ошибка в чтении воды стала, увы, одной из причин упомянутой травмы. Причем особенно неприятно, что не моей травмы. Сам-то я зацепил злосчастный камень по касательной и негативных последствий избежал).

Таким образом, разумная линия каячного прохождения порога в нашу воду была практически безальтернативна - чуть не доезжая до главного слива падать направо в конец коридора за "лузой". Так сказать, сливаться "через угол".

Но и тут все оказалось не так просто. В результате наших многочисленных прохождений выяснилось, что если сворачивать направо слишком рано, то попадаешь на подводный скальный выступ, в который нос каяка замечательно утыкается. Причем каяк очень настойчиво пытается зафиксироваться в этом положении, и вывести его из запинивания можно только переворотом.

То есть, коридор для безопасного прохождения слива оказался совсем узким. За это порогу следует присвоить категорию IV...IV+ (еще раз повторю, что категории я использовал международные).

Замечу, однако, что при прохождении порога катамаранами описанного выше драматизма не наблюдалось. Максимум, чем рисковали каты в сливе, это выпадение гребца или прорезание гондолы об острый камень.  Но поскольку за сливом следует только плес и неглубокая выходная шивера, это, ИМХО, не грозит катамаранным экипажам серьезными неприятностями.

Кстати, перед прохождением Третьего Падуна имени Лузы-семги меня посетила мысль о том, что при прыжке со слива можно попасть в идиотскую ситуацию, столкнувшись с летящей во встречном направлении семгой или горбушей. При прямом попадании особо крупных тушек в лицо нокаут на первой секунде боя почти неизбежен. На счастье каякеров, рыбы прыгают вверх вовсе не ежесекундно и к тому же не в той точке, где находится оптимальная траектория прохождения.

От Третьего до Второго Падуна тоже недалеко - минут 10 гребли, не больше.

Начинается Второй Падун простой шиверкой. Затем быстроток с удобными чалками.

Затем ступенька посложнее. В частности, в самой правой протоке, по которой мы дважды проходили этот порог, имеется достаточно мощная бочка почти через все русло.

Затем снова короткий быстроток с удобными чалками и за ним ключевое место порога. Этот отрезок по своей сути очень напоминает порог Черный на Колвице в большую воду. Те же мощные и местами сильно косые валы, те же мощные локальные бочки в шахматном порядке, те же отбойные струи от береговых скал в последней горке, та же неочевидная линия движения. Только во Втором Падуне уклон побольше. Но зато сам ключевой участок покороче - метров 30-40.

В первом заезде мы справились с порогом очень успешно. Но 2 дня спустя неожиданно поимели на нем проблемы вплоть до отстрелов из каяков. При этом выяснилось, что даже в основной струе порога есть неприятные мелкосидящие камни, о которые можно прилично побиться. Во всяком случае никто из самосплавщиков чувствительных контактов с ними избежать не смог.

А вот катамараны опять задавили порог весьма ненапряженно. Видимо, для создания им серьезных трудностей в реку надо было налить еще воды.

Тем не менее, категория сложности Второго Падуна, ИМХО, равна IV.

После простенькой выходной шиверы Второго Падуна, финиш уже совсем близко. Еще каких-то 5-10 минут гребли, и Первый, он же Заборный, Падун тут как тут.

Ключевая часть порога коротка и проста по структуре. Сперва разгонная дорожка из нескольких довольно высоких валов, потом подковообразный слив (выпуклостью вниз по течению) высотой 1,8-2 метра и шириной метров 20. А через 10-15 метров еще один метровый водоскат через каменную гряду.

Первый слив в центральной части практически отвесен, а под ним находится более-менее чистая глубокая пенная яма. По краям слива - более пологие водоскаты, но они неимоверно утыканы острыми зубьями.

Второй слив замусорен камнями еще больше, но мощность у него уже не та. При прохождении на каяке можно обойтись и без контактов с камнями. Но на катамаране добиться этого практически невозможно.

Каких-либо больших трудностей при прохождении этого порога у нас не возникало. Хотя кое-где, конечно, каяк может напороться на утыкание или кильнуться при неправильном заходе. Катамаран при нашей воде мог бояться только пробития гондолы на острых камнях или дурацкого киля из-за падения с первого слива лагом (что, в принципе, отнюдь не исключено).

Категория сложности порога - IV-...IV.

 

Далее короткая и простая выходная шивера порога, затем длинный плес.

После плеса еще будет несложная заключительная шивера Западни. Она находится фактически под мостом дороги на Заозерск. А буквально в 30 метрах справа от моста находится КПП на въезде в Заозерскую запретку.

Кстати, на КПП моряки отнеслись к нам совершенно индифферентно. В ответ на вопрос про возможный запрет сплава по реке они недоуменно пожимали плечами, сказав только, что не стоит чалиться на правый берег непосредственно перед их мостом. Гораздо больше их интересовало, как это мы собираемся проходить "водопад" (в смысле Первый Падун). Ну и еще не разрешили нам оставлять машину ни на площадке у КПП, ни на самом мосту. Так что нам для вывоза судов пришлось подниматься по дороге в точку метров в 150 от моста.

Баренцево море (а точнее фьорд под называнием «Губа Западная Лица») начинается через пару сотен метров после Заозерского моста.

 

Титовка.

 

Названия препятствий взяты из лоции Виноградовых. Я думаю, что местных названий у большинства препятствий Титовки нет вовсе, а остальные узнать не удалось.

С автомобильными подъездами к основным препятствиям на Титовке дела обстоят несколько сложнее, чем на Уре или Западной Лице.

Мы начали  сплавные упражнения на связке порог “Эдик” - водопад “Прорыв” - порог “Подушка”.  На колесах подъехать к этой связке можно только снизу.

Для этого надо свернуть налево с трассы Мурманск-Печенга на, кажется, 105-ом километре от Мурманска. И далее в течение пары километров ехать по старым щебеночным и грунтовым колеям до реки, а затем вверх по берегу до упора. Дорога доходит как раз до нижнего бьефа порога "Подушка".

 Но затем придется затаскивать суда ко всем трем препятствиям данного отрезка на себе. И если заноситься выше "Подушки" совсем легко, то выше водопада "Прорыв" это делается уже с большим скрипом, а выше порога "Эдик" затащатся только беззаветные энтузиасты. Мы, вот, последнего делать не стали.

(Хотя, по слухам, можно подъехать к "Эдику" по орографически правому берегу Титовки через погранцов. Но для этого как-то придется договариваться с ними о проезде через огороженную колючкой территорию. Видимо, это не так просто, как пересечь КПП на основной дороге).

К "Мельничному каскаду", расположенному ниже по реке, подъехать легко. Двигаясь от Мурманска по автотрассе, в 100 метрах за мостом через Титовку (где расположен КПП пограничников) надо повернуть направо на узкую асфальтовую дорогу. Еще через несколько сотен метров на первом же повороте с асфальта надо снова свернуть направо и по щебеночной дороге скатиться к остаткам не то мельницы, не то ГЭС. Далее характерный шум подскажет вам, что искомый объект не далее чем в 30 метрах от вас.

К самому нижнему водопаду на реке - "Прощание славянки", а заодно и к речке «Юринке»  ведет та же самая узкая асфальтовая дорога. Которая, правда, довольно быстро превращается в обычную раздолбанную щебенку. Всего 4 километра пути, и дорога спускается вниз к Титовке. Здесь надо свернуть направо к пункту рыбоохраны и выдачи лицензий (указатель имеется). Еще 150 метров пути - и вы у рыбнадзоровского вагончика. Водопад находится в сотне метров выше по реке. Чтобы пройти его, коли такое желание возникнет, придется заносить суда метров на 200-300 вверх по реке. Причем тащить суда придется по узким тропинкам вдоль густо поросших лесом крутых склонов.

А вообще титовские водопады - это совсем другой спорт. И покатушек, как на Лице, Уре и Колвице, здесь не получится.
 

Всего на Титовке мы совместными усилиями прошли 1 порог ("Подушка") и чуть больше одного водопада. Еще 1 порог ("Эдик") и около 2 водопадов мы просто осмотрели. Итого на ключевом отрезке Титовки находятся 2 порога и 3 водопада.

Один из водопадов - “Мельничный каскад” - трехступенчатый. Он может проходиться частично, что и позволяет с чистой совестью генерировать фразы вроде приведенной абзацем выше.

(Правда, есть еще почти не просмотренный ни Виноградовыми, ни нами участок между “Мельничным каскадом” и “Прощанием славянки”.  Хотя на кусочках Титовки, видимых с дороги, никаких препятствий не наблюдается, что-нибудь вполне может найтись на отрезках, скрытых от глаз прибрежными зарослями и скалами. Во всяком случае, стоило мне подняться метров на 200 выше "Прощания славянки”, как я увидел хотя короткий и простой, но все-таки порожек).

Комментарии начну с самой  верхней точки Титовки, которую мы посетили.

Порог "Эдик", до которого некоторые разогретые пивом энтузиасты все-таки добрались, был ими охарактеризован как среднесложный. По их словам, в левой протоке можно без особого напряжения сплыть через пару-тройку сливов, каждый из которых имеет высоту менее метра.

В правой протоке находится заметно более высокий одинарный слив. Но чтобы его как следует осмотреть, надо было лезть на остров через достаточно глубокую протоку. Чего одетые в кроссовки и джинсы люди, имеющие в качестве подручного снаряжения только пустые банки из-под пива, благоразумно делать не стали. Выше и ниже основной линии сливов, по их словам, есть только несложные шиверы.

Поскольку сам я видел эти сливы лишь с расстояния в несколько сот метров, категорийность порогу давать не буду. Но из общих соображений предположу, что данный порог несколько проще, чем любой из Падунов Западной Лицы.

Сразу после порога всем плывущим сверху надо быть настороже. Водопад "Прорыв" находится совсем рядом - буквально в 500-600 метрах вниз по реке.

Всего за сотню-другую метров до водопада долина и русло Титовки сужаются. По берегам проявляются мощные скальные выходы. Струя резко ускоряется. В принципе, зачалиться можно и над самым водопадом. Но я рекомендую делать это сильно заранее, потому что вход в водопад можно и зевнуть.

Как совершенно справедливо пишут Виноградовы, стоя у реки всего в 20-30 метрах выше по течению, шум водопада почти не слышишь. Этот акустический феномен объясняется тем, что до водопада берега хотя и скальные, но зато очень пологие. Поэтому звук падающей воды почти бесследно растворяется где-то в пространстве.

(Нас это обстоятельство, правда, мало волновало, поскольку свои суда мы затащили по берегу снизу).

Сам водопад представляет собой слегка косой слив крутизной 45-50 градусов. Удовлетворяя свое краеведческое любопытство, мы даже измерили его вертикальный перепад веревкой. В нашу воду получилось ровно 3 метра.

Ширина слива тоже невелика - при нас она была никак не больше 4 метров. То есть, поток воды в водопаде получается очень компактным и потому мощным. На психику это воздействует довольно сильно, хотя на самом деле все не так страшно.

Заход в водопад простой - по гладкой быстрой струе с микровальчиками. Так что любое судно легко выходит в любую точку слива.

В левой половине слива вода падает вниз по прямой линии. А в правой половине слива есть ступенька за счет того, что сбойка из двух струй образует большой петух примерно на метр ниже линии отрыва.

Под сливом дела обстоят несколько хуже.

Во-первых, плита, образующая слив, представляет собой хотя и небольшой, но козырек. В малую воду это может приводить к тому, что небольшой объект, падающий в водопад без скорости (например, отдельно плывущий человек), может надолго закиснуть под этим козырьком. Тем более что яма под сливом очень глубока и явно может скрывать какие-то подводные карманы как под сливом, так и под береговыми скалами. Во всяком случае, далеко не все поленья, которые мы метали в водопад, впоследствии проявлялись на поверхности.

Кроме того, на плите слива имеются небольшие выступы, о которые в низкую воду суда могут весьма чувствительно биться.

(Относительно высокий уровень воды во время нашего заезда позволил нам считать, что нас перечисленные опасности касаются мало, но нашим последователям следует иметь их в виду).

Во-вторых, у левой стены сразу за сливом при нас функционировал большой водоворот, самостоятельно выплыть из которого аварийные суда и люди вряд ли бы смогли, поскольку поверхностный выход из водоворота запирался высоким грибом.

В-третьих, под выступом правой стены имеется небольшой карман, в который тоже вполне можно попасть. Хотя карман не выглядит сильно криминальным, но тормознуть лодку и\или человека он способен (было проверено на себе).

В-четвертых, оба берега ниже слива практически отвесны, а местами и вовсе имеют отрицательный наклон. Так что если водовороты не будут пускать пловцов вниз по реке, то самостоятельно выбраться «к людям» им будет очень сложно.

В общем, внизу требуется страховка с воды, выставить которую оказалось не так просто. Подобраться под самый слив сильно мешает все тот же самый гриб. Так что затащить в нужное место катамаран нам удалось далеко не сразу. И то только при помощи веревочного буксира. Да и каяки сумели заехать под слив снизу отнюдь не с первой попытки.

 

В общем, прыгнули мы с этого водопада четырьмя каяками и одним катамараном-двойкой. (Я успел прыгнуть даже 2 раза). Результаты и последствия были следующими.

В первой попытке я прыгнул в левую, более крутую, часть слива. Это вроде давало твердую гарантию непопадания в карман под правым берегом и незакисания в котле под сливом. Так оно, в целом, и получилось, но для выхода из-под слива на своем киле требовалось пролететь часть пути по воздуху.  Но оторвать днище от воды я так и не сумел, поэтому плюхнулся носом прямо в глубокий котел, где и получил ожидаемый киль через кормовую свечу. Встал легко.

Оптимальную линию прохождения уже в следующей попытке нащупал Антон (Ловец Душ). Он прыгнул правее - через петуха, который подхватил его и пробросил дальше через котел. Все получилось весьма чисто. Затем то же повторил Адмирал, затем я. В этот момент мне даже показалось, что эта траектория не только проста, но и очень безопасна.

Что это не совсем так, выяснилось, однако, уже в следующей попытке. Когда прыгала Марина, петух неожиданно сбросил ее под правую скалу, где ее опрокинуло и запихнуло под нависающий козырек.  Марина попыталась поднять каяк винтом справа, но уперлась шлемом в скалу и заклинилась на несколько секунд в этом положении. Сразу подобраться к ней в эту точку не было никакой возможности, но она разрулила ситуацию сама. Выпрыгнув из лодки и отпихнув ее ногами от скалы, она вытолкала свое сплавсредство в главную струю, а затем сама потихоньку стала пробираться вдоль скалы к страхующему каяку. (При этом емкости спасжилета вполне хватало, чтобы удерживать Марину на поверхности даже в сильно вспененной местной воде).

Секунд через 10-15 удалось поймать все: катамаран подхватил аварийный каяк, а Марина на страхующем каяке добралась к удобной полке правого берега. Туда же приплыло и весло.

Понаблюдав за нашими упражнениями, кат-2 с Жорой и Сергеем Хорунжим, добросовестно отстоявший на страховке всю каячно-прыжковую сессию, отправился на свое прохождение. Ребята не без некоторого труда протащили катамаран через скалы выше водопада и, особо не раздумывая, ринулись прямо в слив. Несколько сбитые с толку моим первым прыжком, ребята посчитали, что под сливом их ждет кормовая свечка, и потому заранее решили вывеситься вперед. Ну и упоры заодно не затянули.

Когда их катамаран долетел до низа, ребята в мгновенье ока оказались в воде и поплыли по водовороту к скале левого берега с веслами наперевес.  Что же именно произошло, я не мог понять довольно долго. И лишь через какое-то время я сообразил, что катамаран-то при прыжке не перевернулся! Просто ребята не удержались в незатянутых упорах и улетели с него вперед. А катамаран медленно двинулся по водовороту вслед за своим экипажем.

Я, даже не покинувший места страховки, и Серега, по неумолимой воле водоворота приплывший прямо ко мне под скалу, дождались катамарана и стали соображать, как выпихать его на струю, уходящую вниз.

Сперва Серега сел на свою гондолу и погреб. Такая езда без противовеса катамарану сильно не понравилась, и он быстренько опрокинулся. Совершив второй круг почета по водовороту, вся конструкция, состоящая из нас двоих и катамарана, вернулась в исходное положение.  После некоторой суеты мы поставили его на ровный киль и продолжили мыслительный процесс.

Тут Адмирал очень кстати подвез нам Жору, и уже в 2 весла катамаранщики без особого труда ушли вниз по реке, где для успокоения нервов как раз находится длинный спокойный плес. На этом все и закончилось.

Если говорить о категорийности «Прорыва», то по нашей воде я дал бы ему IV+.  (Хотя эмоций от его прохождения будет заметно больше, чем  от любой другой “четверки”).

При более высоком уровне воды водопад, вероятно, станет и посложнее, и поопаснее.

При более низкой воде его сложность, ИМХО, останется примерно на том же уровне, что и у нас  (высота падения воды увеличится, проявятся дополнительные камни; но сам слив должен стать более отвесным, что упростит прыжки).

 

За плесом, в 150-200 метрах ниже водопада, расположен порог “Подушка”.

Порог очень короткий и… весьма интересный.

Порог, как и большинство местных препятствий, начинается и заканчивается простыми шиверками. А ключевое место порога в нашу воду представляло собой пологий водоскат с перепадом около метра. Сразу за водоскатом от скалы левого берега к центру струи тянулся мощный косой вал, который перегораживал не менее половины реки.

Похожая отбойная струя, только меньших размеров, шла к центру реки от обливняка под правым берегом.

На сбойке этих струй красовалась глубокая и очень кусачая пенная бочка. Ее, впрочем, можно и прострелить, но лучше все же объехать. Для каяка это не очень сложно, но требует достаточно четкого маневра.

Категория сложности порога - III-…III.

 

Далее по воде мы не перемещались. К «Мельничному каскаду», расположенному в 4-5км ниже по течению мы просто подъехали на машине. Просматривали мы его 2 раза, причем при заметно разных уровнях воды.

Каскад состоит из 3 ступеней общим перепадом никак не меньше 20 метров.

Начинается все довольно широким (20-25м) сливом со скального козырька. Высота входного слива – 2,3-2,5 метра (замерили веревкой). За сливом растет внушительных размеров гриб, который сбрасывает большую часть воды ближе к левому берегу и назад под слив. (При низкой воде подсос “влево-назад” не очень силен, но при более высокой перегрести через гриб ни одному судну, пожалуй, не удастся. Правда, между грибом и сливом существует хороший буфер из пены, по которому можно скатиться в сторону, не попадая кормой под слив после прыжка).

В 15-20 метрах за входным сливом расположена еще одна ступенька, высота которой в среднюю воду не превышает 1 метра, а в низкую может увеличиться  и до 2 метров. Ближе к левому берегу в этой ступеньке есть неприятная глубокая бочка (расположенная ниже уровня окружающих струй), которую желательно объехать.

Сложность первой ступени каскада можно оценить в IV-…IV.

Далее метров 50 гладкого быстротока, весьма удобного для организации страховки на первой ступени, а также для спокойного захода во вторую.

Затем река разом рушится вторым сливом. Его высота по вертикали 7-8 метров (визуальная оценка). В более высокую воду в сливе имеется 3 струи, при низкой воде – 2.

Самая правая струя (наличествует только при средней и высокой воде) в начале метра полтора наклонно падает через острые камни, а затем переходит в чистый и практически вертикальный слив.  Яма под этим сливом вроде бы глубокая (детально этот факт нами не проверялся в виду труднодоступности слива).

Центральная струя очень похожа по структуре, но вертикальный перепад там поменьше, поскольку вода падает в яму, расположенную метра на полтора выше, чем яма под правой струей. Затем струя поворачивает направо, и падает еще одним небольшим сливом.

Самая левая струя является абсолютно криминальной, поскольку вода в этом месте идет по крутой дуге, прыгая из кармана в карман и со всей силы ударяясь о левобережные скалы и огромные камни в русле.

Техническая сложность второй ступени (при прыжке справа или по центру) – честная VI, если ямы под сливами и вправду глубокие, и VI+, если в этих ямах есть сюрпризы.

За второй ступенью расположено 20-30 метров жесткой шиверы. (Это заметно затруднит эскимосский переворот после потенциального оверкиля при прохождении второй ступени. Впрочем, место для нормального старта отдельно на третью ступень здесь тоже есть).

Третья ступень – это слив с вертикальным перепадом 7 метров (длину слива замерили веревкой (10м), угол наклона (40-45 градусов) определили визуально). По внешнему виду слив довольно сильно похож на левую протоку Колвицкого водопада, но реальных проблем в нем несколько больше.

Во-первых, точно на заходе в слив стоит приличных размеров петух, сильно сужающий число вариантов для траектории прыжка и угрожающий переворотом в самом верху в случае неудачного старта.

Во-вторых, в самом низу слива на наиболее логичной линии прыжка существует примерно полуметровый скальный выступ (виден только при просмотре с противоположного берега). Этот выступ не зацепить довольно трудно, а контакт с ним при высоте падения около 7 метров чреват серьезными травмами.

Можно прыгнуть и несколько правее выступа, но тогда попадаешь в глубокую пенную яму, где очень велика вероятность переворота через кормовую свечу.

В-третьих, организовать нормальную страховку непосредственно под сливом невозможно – надо ждать пока судно и\или людей вымоет ниже. Хотя общий наклон скальной чаши, в которую попадает вся вода после водопада, вроде бы говорит о том, что плавающие предметы покинут ее достаточно быстро, нет никакой гарантии, что где-то под водой нет какого-нибудь ехидного кармана или водоворота.

Впрочем, есть серьезные основания считать, что в более высокую воду упомянутый выступ заливается, и прыжок через ступень становится гораздо более безопасным.

Техническая сложность третьей ступени – V+…VI- (для разной воды).

Из всего каскада мы (точнее, я на каяке) проходили  только первую ступень.

Прохождение второй ступени мною даже и не рассматривалось. Это дело для людей с более высоким, чем у меня, уровнем квалификации и, самое главное, с принципиально более крепкой нервной системой.

Третью ступень сразу после первого просмотра я не стал проходить, считая, что прыгать ее на следующий день после «Прорыва» - слишком большая нагрузка для психики. Дозрев морально, вернулся к этой идее через 3 дня. Команда меня поддержала и приехала почти в полном составе на страховку. Но за это время вода упала, и в третьей ступени в явном виде открылся злосчастный скальный выступ в сливе. Пришлось ограничиться первой ступенью.

Так что счастье свое я, видимо, упустил сам, не решившись прыгать в первый раз.

 

К водопаду «Прощание славянки» мы тоже подъехали на машине. Результаты его осмотра и обмера были следующие.

До водопада расположен гладкий быстроток. Перед сливом практически вся вода собирается под левым берегом. Струя делает заметный поворот, образуя небольшой прижим к левобережной скале, и тут же рушится вниз сливом шириной всего 3-4 метра (а, может, и уже).

Первый слив (ступень) водопада имеет вертикальный перепад около 7 метров (длина слива измерена веревкой, угол крутизны (60 градусов) оценен визуально). За сливом вода падает в глубокую яму с мощнейшим пенным котлом. Из ямы вспененная и перекрученная вода пологим водоскатом на протяжении метров 8-10 летит дальше и затем падает в следующий слив (ступень) высотой 2,5-3 метра (визуальная оценка). За сливом такой же мощный и глубокий пенный котел, как и за первым.

Суммарная высота водопада, стало быть, 9-10 метров.

(А из нижнего котла периодически вылетают наверх здоровенные семги и горбуши. Некоторые даже ухитряются запрыгнуть под верхний слив. Но преодолеть водопад полностью рыбы, конечно, не могут).

За вторым сливом - простая мелкая шивера и куча места для страховки.

 

Один из рыбинспекторов на Лице сказал нам, что 5-6 лет назад он своими глазами видел и даже заснял на фотоаппарат, как этот водопад прошел некий катамаран-четверка. Причем без переворота. Достижение это, ИМХО, более чем значительное, поскольку водопад действительно  очень мощный и сложный.

Правда, без просмотра видеокадров или объяснений участников (ну кто же это был?!) остаются не до конца ясными два обстоятельства: 1) Как катамаран сумел не перевернуться в столь мощных котлах? (Предположительно, он имел приличный объем). 2) Как он в этом случае сумел вписаться в достаточно крутой поворот на заходе и прямо зайти в узкий слив? (Возможно, катамаран не выворачивал в водопад сходу, а был сброшен непосредственно в слив с помощью береговой поддержки).

Что касается каячного прохождения, то, как ни смешно, я не вижу запредельного криминала в попытке прыгнуть в водопад на лодке. Все завихрения в водопаде носят ярко выраженный проносной характер, и потому любой некрупный предмет должен покинуть подводопадное пространство очень быстро.  При этом основная струя выглядит глубокой и чистой по всей своей ширине.

Единственная опасность заключается в возможном ударе перевернутого гребца о береговую скалу и\или невидимые с берега подводные камни в процессе пролета и проплыва через ступени водопада. Учитывая потенциальную скорость падения, удар может оказаться очень сильным. Эту опасность, конечно, нельзя считать исчезающе малой, но в то же время она, пожалуй, и не очень велика.

Правда, при этом каякер, решившийся пойти в водопад, может надеяться только на прохождение “в режиме бревна”.  В котле после первого слива переворот через кормовую свечу неминуем (во всяком случае, я не вижу, как этого можно избежать). Даже если успеть поставить каяк на ровный киль между сливами, то втором котле получишь точно такую же свечку, что и в первом. Окончательно перевести дух можно только ниже второго котла.

В общем, техническая сложность водопада для каяков – VI. Прежде всего из-за того, что вероятность его прохождения без киля практически нулевая. Для малых катамаранов почти то же самое.

А для больших катамаранов или, там, плотов на поперечных гондолах техническая сложность – V+. (Всем безудержным апологетам каякерства специально указываю - это тот самый случай, когда большие суда имеют явное преимущество над каяком).

 

Речку, названную Виноградовыми Юринкой, мы тоже осмотрели. Попав по автодороге на мост, который ее пересекает, мы ходили по ней вниз, а также чуть-чуть вверх про течению.

Ну что сказать. Вообще-то это самый технически сложный отрезок в окрестностях. Сильно похоже на какую-нибудь Корсику.  Но в смысле сплава еще хуже. Очень крутой уклон, почти неразработанное русло в крупновалунном ложе (наверно, остатки какой-то морены), множество утыкательных мест и прижимов на плохие камни. Водопад сразу за мостом (бесформенный водоскат крутизной градусов 25-30 и перепадом 5-6 метров) – самый сложный из всех описанных в этом тексте. Технически очень сложен и сильно опасен для здоровья. Категория, ИМХО, - VI+.

Сплав по километровому отрезку ниже водопада – это изнурительный крикинг с темпом передвижения не выше 200 метров в час. Возможен для команды с крикинговыми каяками и хотя бы с двумя-тремя людьми с опытом сплава по подобным речкам. Местами крайне необходима грамотная крикинговая страховка, заточенная на вытаскивание людей и лодок из утыкания (запинивания). Фон практически пятерочный, местами могут встретиться ступеньки и посложнее.

Выше моста был обнаружен красивый, но проходимый порожек. Выше этого порожка, судя по рельефу, речка должна быть попроще.

 

 

Некоторые выводы:

1)                О пригодности для покатушек. 

Для этой цели подходят Колвица, Западная Лица и чуть-чуть Ура. Титовка вряд ли.

Однако Колвица может быть тренировочной речкой для новичков, а Западная Лица - нет. Но зато Западня может подойти как хороший тренировочный полигон для людей с опытом типа "весенний Прут + летняя Она + осенняя Лаба" или, как у большинства нашей группы, "Кутсайоки + Тумча + Колвица + Она + много весеннего Валдая и летней Карелии".

Титовку можно порекомендовать людям, специализирующимся на прохождении проблемных водопадов. Уж чего-чего, а проблемы там никуда не денутся.

2)                Необходимый уровень подготовки.

Людям, имеющим сугубо традиционный кольско-карельско-валдайский опыт, лучше на Титовку с Лицей не ходить. Им будет откровенно тяжело. Если они, конечно, не вундеркинды сплава, выросшие на слаломе и родео, что иногда случается.

Людям на каркасных и каркасно-надувных лодках там тоже не понравится. Число и время ремонтов будет совершенно неразумным.

3)                Про первопрохождения.

Сведения о них только очень отрывочные. Тем не менее, они заставляют с достаточно высокой степенью уверенностью говорить, что наши действия на реках первопрохождениями не были.

В 2000 году Западню и Титовку посетили Сергей и Ольга Виноградовы, чьим отчетом мы и пользовались. Правда, большинство основных порогов они не проходили.

Так как водопад «Прощание славянки» на Титовке 5-6 лет назад уже проходился, как минимум, одним катамараном, логично было бы предположить, что эта неизвестная, но безусловно сильная команда, скорее всего, прошла и заметно более простой "Прорыв" и может даже "Мельничный каскад". (Хотя 2-я ступень последнего и узковата для катамаранов).

Что касается падунов Западни, то мы несколько раз слышали от местных браконьеров, как они по пьяни или сдуру падали в сливы порогов на своих резиновых лодках и счастливо из-под них выбирались. Нередко на ровном киле. То же самое рассказывали и про каньончик на Уре.

Думаю, что это правда. Фатальным в этих порогах может стать только утыкание или удар человека о камень при падении с высокого слива. Сидя внутри резиновой лодки и крепко держась за нее, этих напастей можно избежать с большой вероятностью. А после слива и перевернет, то заварных котлов или длинных участков с быстрым течением, не позволяющих выбраться на берег, в нормальную воду на порогах Лицы почти нет.

4)                Неожиданные опасности.

Это прежде всего подтопленные сети за сливами с Падунов. Подтоплены они для того, чтобы их труднее было разглядеть рыбнадзору.  Иногда сети или их обрывки под водой не просматриваются в принципе.  А заныривать после сливов приходится порой очень глубоко.

Особенно в этом плане опасен Пятый Падун на Лице. Там и занырнуть можно очень глубоко, и браконьеры скрытые сети ставят чаще, чем где-либо.

Еще мы видели остатки подводных сетей метрах в 10 за заключительным сливом Второго Падуна.


 

 

Приложение 1.

 

Участники поездки:

Михаил Струков aka Адмирал (Москва)                – каяк Eskimo-Cerro

Антон  Ушков aka Ловец Душ (Москва)                 – каяк Vector

Марина Ушкова (Москва)                                      – каяк Freefall

Дмитрий Кувалин (Москва)                                                – каяк Prijon-Invader-light

Георгий Тимошенко (Москва)                                            - катамаран-2 (FOX2T, Рафтмастер, №1)

Сергей Хорунжий (Усть-Лабинск)                          - катамаран-2 (FOX2T, Рафтмастер, №1)

Сергей Облов (Москва)                                          - катамаран-2 (FOX2T, Рафтмастер, №2)

Евгения Воеводина (Москва)                                              - катамаран-2 (FOX2T, Рафтмастер, №2)

Михаил Быков (Москва)                                         - катамаран-2 (FOX2T, Рафтмастер, №1 и 2)

 

 

Машины:

Нива 21213

Лада 2111

 

 

Приложение 2.

 

Краткая лоция реки Ура.

 

Ура (ударение на первый слог) – речка, впадающая в Баренцево море километрах в 50 западнее Мурманска.

Подъезды к реке:

Проще всего будет доехать по автотрассе Мурманск – Печенга, свернув затем с нее направо на дорогу, ведущую к поселку Ура-губа. Обе дороги покрыты хорошим асфальтом, так что от Мурманска до реки можно добраться всего за час.

1) Где-то через два-три километра после поворота с трассы Мурманск - Печенга дорога пересекает Уру, в дальнейшем идя примерно вдоль реки. (Именно примерно. Потому что и река, и дорога очень сильно петляют между сопок и озер, местами довольно сильно расходясь. Но в то же время к Уре или к небольшим озерам, через которые она проходит, есть довольно много местных подъездов). В принципе, в этой точке уже вполне можно начинать сплав.

2) Чтобы сразу попасть к водопаду, на 5-м километре ура-губинской дороги надо свернуть налево. Затем по местным колеям приблизиться к речке еще на 300-400 метров, и еще метров 150-200 пройти пешком. Несмотря на многочисленность и путаность местных браконьерских троп, к водопаду легко выйти, ориентируясь по его шуму.

3) Хорошее место для базового лагеря можно найти, если свернуть налево на 6-м или 7-м километре ура-губинской дороги. Там на крутом S-образном повороте дороги рядом с небольшим озерком находится довольно капитальный съезд, который сразу ныряет в густой березняк и через 400-500м  выводит к берегу живописного озера, где и стоит разбить лагерь. Ура вытекает из озера совсем неподалеку, а как раз в полукилометре ниже озера начинается каньончик с наиболее интересными препятствиями.

4) Для того чтобы подъехать к речке ниже каньона, надо свернуть налево примерно на 8-9 километре ура-губинской дороги и пересечь по довольно паршивой грунтовке территорию старого аэродрома. При нас на эту грунтовку указывал самодельный деревянный указатель «к лицензионному пункту» (хотя на самом деле никакого лицензионного пункта в этом направлении не было).

 Ехать по грунтовке надо примерно 1,5-2 км, при этом справа от нее расположены поля, засеваемые какой-то кормовой травой. Но вплотную к реке на обычных машинах здесь подобраться нельзя – старая колея на склоне очень сильно размыта. Последние метров 200 придется идти пешком.

Ниже этого места мы на Уре не были. Но, судя по освоенности здешних мест, в низовьях Уры также должно существовать множество съездов к ней.

Мы добрались до Уры на своих машинах. Но все то же самое легко можно сделать либо на машине, нанятой в Мурманске, либо на рейсовых автобусах, которые в тех местах ходят достаточно часто.

 

Река (вода, видимо, средняя для августа):

 

Ура – речка совсем небольшая. При нас, то есть в начале августа, ее расход в районе основных препятствий составлял не более 5-7 кубов в секунду. Правда, к концу пройденного нами отрезка расход почти удваивался.

Вероятно, мы посетили наиболее интересный отрезок Уры. Во всяком случае, по словам местных рыбаков, каких-то более сложных препятствий, чем виденные нами, ни выше, ни ниже по течению не существует.

 

Начало.

Расстояние от моста ура-губинской автодороги до водопада не превышает 2-3 километров. Ширина речки – 10-20 метров.

Большую часть этого отрезка мы просмотрели с берега. Ничего сложнее коротких шиверок категории I…I+  мы не обнаружили. Остальное – гладкая вода. Но течение есть.

 

Водопад.

Незадолго до водопада Ура пересекает довольно большой озероподобный плес.

За 20-30 до основного слива водопада направо от реки уходит узкая глубокая канава, по которой журчит небольшой ручеек. Как утверждали местные, это обводной канал для того, чтобы лососи могли подниматься вверх по речке в обход водопада.

Непосредственно рядом со сливом видны остатки гидротехнических сооружений. В частности, справа у берега сохранился узкий бетонный створ с регулировочным водоподъемным щитом. Но в целом слив водопада свободен от антропогенных излишеств – никакие бревна и куски бетона его не загромождают.

Высота водопада по вертикали (визуальная оценка) – 4…4,5 метра. Крутизна (визуальная оценка) – 35-45 градусов на первых 3…3,5 метрах перепада и 10-15 градусов на последних 1…1,5 метрах перепада.

Слив неровный, со скальными выступами. Ширина слива метров 12-15. Поэтому вода льется через камни очень тонким слоем. Бочек или котлов как таковых нет ни в сливе, ни за ним (во всяком случае, в нашу воду).

В нижней части слива лежат 2 крупных надводных валуна, делящих всю струю на три части.

Ниже валунов начинается спокойный плес.

Основная проблема при прохождении водопада – неизбежный удар о камни или даже утыкание на перегибе слива в нижней части. В сливе также возможен разворот лагом из-за контактов с выступами скал. Валуны в нижней части тоже мешают.

С теоретической точки зрения, наиболее разумно будет проходить водопад под левым берегом (или по центру, или по центру со смещением влево). Оптимальное судно для прохождения - короткий крикинговый каяк с максимально закругленным носом.

Категория сложности водопада - 5+…6-.

С 99-процентной вероятностью водопад до сего времени никто не проходил.

 

Озеро (на берегу которого рекомендуется иметь базовый лагерь).

После водопада особых препятствий нет, и через несколько сотен метров Ура впадает в средних размеров озеро. Выход из озера находится в небольшом заливе на севере. Основной ориентир залива – безлесный скальный гребень высотой 30-40 метров, расположенный по левому берегу.

 

Каньон «Игрушка».

После выхода Уры из озера на ней сначала ничего кроме простых перекатов нет.

Но всего через 500-600 метров по обоим берегам появляются невысокие скальные стенки. Это начало каньона. Порожки каньона плохо просматриваются с наплыва, поэтому перед входом в него есть смысл зачалиться.

Суммарная длина каньона – 600-700 метров.

На первых 150 метрах расположены 2 несложных (I+…II-) коротких шиверы с узкими проходами между надводных камней.

Сразу после них расположено одно из двух наиболее интересных мест в каньоне. Это короткий (40-50м) порожек, в конце которого находится диагональный полуметровый сливчик с внятным прижимом к скале левого берега.

В пороге много надводных камней, которые в нашу воду образовывали габаритные непроходы для катамарана-2.

Сложность порога по нашей воде – II+. В высокую воду он будет заметно сложнее.

На следующем 100-метровом отрезке каньона находятся еще пара коротких шивер примерно второй категории сложности.

За ними расположен глубокий тихий плес длиной метров 50-70.

В конце плеса Ура резко сужается (до 2,5-3м) и рушится в С-образный водопадный слив. Причем рога этой буквы С обращены вниз по течению. К тому же за сливом узкий скальный проход расширяется не сразу, а лишь через пару-тройку метров. Ниже слива – еще один глубокий спокойный плес. Как следствие, под сливом образуется глубокий держащий котел с обратным подсосом.

Хорошо, что речка маленькая. Поэтому перепрыгнуть или пронырнуть этот котел с разгону не особо трудно. Плюс к этому маленький язычок под самым левым берегом дает каякам возможность объехать самую глубокую часть котла. Но страховку над сливом явно надо ставить и лучше всего с «живцом». На всякий случай. Все-таки не очень приятная у слива структура.

Категория сложности у этой ступеньки – III.

 

(После прохождения каньона мы вяло обсуждали, как его назвать. Вроде бы понравилось название «Игрушка». Это название хорошо отражало и размер реки, и расход воды, и высоту стенок каньона, и наше восприятие препятствий – все выглядело заметно уменьшенным по сравнению с аналогичными местами на других реках.

Впрочем, судя по плавнику, вода в каньоне может подниматься и на 3-4 метра выше нашего уровня. Наверно, в это время в каньоне начинается свистопляска совсем другого уровня. Но, думаю, в июле-августе в этих местах такой подъем воды крайне маловероятен).

 

После длинного плеса в конце каньоне расположена еще одна несложная шивера (I…II к.с.).

Затем берега реки расширяются, но через 100 метров русло снова сужается. Длина сужения – 250-300 метров.  В нем находятся шиверы I+…II категории с большим количеством камней.

Конец этого отрезка в нашу воду был забит камнями настолько, что катамараны приходилось проводить.

После этого места Ура окончательно упрощается, и далее следуют 2-3км практически гладкой воды.

В середине куска слева впадает крупный приток. Его берега в районе устья сложены высокими песчаными берегами. Уклон несколько больше, чем в Уре, а расход несколько меньше. На нижних 500 метрах притока видны шиверы примерно II к.с.

Ниже притока в одном месте есть прижимчик с небольшой бочкой, где можно чуть-чуть поиграться. А заканчивали сплав мы у остатков старого брода или моста в районе бывшего аэродрома.

Это все, что мы видели.

 

 

Приложение 3.

История про то, как мы договаривались с рыбнадзором на Западной Лице.

 

Рыбинспектора накрыли нас через 20-30 минут после нашего прибытия на стоянку вблизи моста через Западню на трассе Мурманск – Печенга. Мы только разгружаться начали.

Сперва мужики нам весьма вежливо представились, показали свои удостоверения и попросили предъявить уже наши документы, а также объяснить цели пребывания на реке. Мы тоже вежливо показали и терпеливо объяснили.

Когда сия ритуальная  церемония завершилась, нам было заявлено, что пребывать на реке без согласования с Мурманскрыбводом мы не имеем права.

Следующий наш ход был предсказуем: мы попросили предъявить официальный документ, каковой способен подтвердить сделанное нам заявление. Но у соперников дебютная подготовка также оказалась на уровне, и требуемая бумажка, подписанная областной законодательной властью, была тут же извлечена и раскрыта на нужной странице. И надо же, на этой странице действительно черным по белому было написано про запрет спортивного сплава по лососесодержащим рекам без согласования с ихним рыбводом, расположенном по какому-то там адресу в Мурманске.

Вообще говоря, даже не имея в своем составе профессиональных юристов, мы понимали, что данное постановление местных властей явно нарушает кучу федеральных законодательных актов, начиная с конституции РФ. Но ввиду отсутствия в ближайших окрестностях хоть какого-нибудь федерального конституционного суда, разыгрывать эту карту не имело смысла. Поэтому мы стали искать пути к победе в импровизационных осложнениях.

Следующее наше заявление гласило, что мы-де абсолютно законопослушные граждане, и готовы с уважаемым тов. Рыбводом согласовать все, что полагается. Но желательно немедленно и без выезда в страшно далекий от места настоящей дискуссии г.Мурманск. В том числе и заплатить какой-нибудь разумный местный сбор за право пользования здешними водными ресурсами. Например, путем покупки лицензии на рыбную ловлю.

Этот ход оказался удачным, и партия быстро перешла в эндшпиль, который неминуемо должен был закончиться договорной ничьей с присуждением каждому из игроков по полновесному очку.

Видя нашу конструктивную позицию и слыша нашу вежливую речь, а также понимая, в какое трудное положение они ставят таких хороших ребят, рыбинспектора, видимо, несколько сконфузились. После чего сказали, что лично они против нашего сплава ничего не имеют, но вот от наездов своего начальства им надо как-то подстраховаться. После совместного мозгового штурма было сформулировано 2 идеи.

Первая (обязательная к исполнению) – составление протокола о нашем обнаружении.

Вторая (optional на наше усмотрение) – перевоз базового лагеря в ближайшие окрестности базы рыбнадзора. «Там и комаров гораздо меньше» – заботливо сказали рыбвод-рейнджеры, - «да и мы вас там как бы контролируем».

Нас оба предложения полностью устроили, тем более что вопрос об уплате денег отпал за неактуальностью.

Так что сейчас мы говорим официальное спасибо рыбинспекторам с лицензионного пункта на реке Западная Лица и их руководителю Игорю Левчуку за проявленное понимание и абсолютно нежлобское поведение.

А текст состряпанного Игорем протокола прилагается ниже (орфография и стилистика оригинала соблюдена). Если уже прочитали, то согласитесь, что документ составлен весьма тонко с бюрократической точки зрения. Такие вот на Лице продвинутые рыбинспектора.

 

06.08.2001г.                                                                                     р.Б.Зап.Лица

 

Акт проверки

Семужьего рыбохозяйственного водоъема

Высшей категории – р.Б.Зап.Лица

 

Мы, нижеподписавшиеся, госинспектора Мурманской инспекции рыбоохраны Левчук И.И., Агафонов А.Н., Жуков С.Н., Швайко В.П., водитель Мурманской инспекции рыбоохраны Акбаш В.Н., составили настоящий акт проверки в том, что при проведении рыбоохранного рейда на участке реки (в 300-х метрах от автомобильного моста Мурманск – Печенга) был обнаружен лагерь-стоянка туристов-водников. Группа туристов во главе Кувалина Дмитрия Борисовича, проживающего по адресу: Московская  обл., г.Лобня, ул.Московская, 5-52, расположились в водоохранной зоне р.Б.Зап.Лица для дальнейшего прохождения на одноместных лодках типа «Каяк» порогов и водопадов р.Б.Зап.Лица.

Вышеуказанное спортивное мероприятие с Мурманскрыбводом не согласовано.

Результат:

1) Проведена беседа о запрете лова на р.Б.Зап.Лица;

2) Проведено консультирование по правилам любительского спортивного рыболовства во внутренних водоемах Мурманской области

 

Подписи сторон.

 

 

Примечание к примечанию:

 

Полагаю, падежи, употребленные в тексте этого замечательного “Акта”, никого не ввели в заблуждение. Разумеется, инспектора имели в виду, что это я руковожу группой, а не она мною J.

Но на самом деле неверны оба утверждения. Меня явно приняли за начальника из-за моей солидной лысины и чуть менее солидной бороды.  А вообще-то наша группа состояла из многолетней команды М.Струкова, к которой я примкнул в качестве, так сказать, независимого каякера.

 

2001 г.

 


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |