Реклама: Я уже сам хочу снять жилье посуточно в частном секторе Кисловодска пожалуйста Нажми)

Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь 


FAQ ПО БОЛЬШОЙ ЛАБЕ
от Андрея Минина

«Ищу: Весенний поход на Лабу. -- Michael -- 28.03.01 13:45:09
Собрались этой весной на Лабу
(катамараны-2).
Вопрос: опасно ли сейчас в этом районе,
и всегда ли Лаба по категории тройка весной
».

(Вместо эпиграфа)

1.jpg (45325 Byte)

 

Необходимое предисловие

Взяться за эту работу меня заставили регулярно появляющиеся на veslo.ru вопросы:
– стоит ли Б.Лабу брать первой рекой после Карелии;
– правда ли Б.Лаба по весне – тройка;
– и т.д.
Побывавшим на реке такие вопросы кажутся забавными, но «это было бы смешно, если бы не было так печально…».

«Достоверно знаю о, как минимум, 4 случаях гибели людей на Лабе в майские праздники за последние 10 лет (Д.Кувалин).»

Имеет смысл свести техническое описание Б.Лабы Д.Постнова (дополнив новыми порогами), экспертные оценки, описания аварийных случаев, ссылки на фото- и видеоматериалы по реке в один FAQ (или, скорее, компиляцию)…

Попробуем дать ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы.

Выкладывая эту версию 1.1, буду благодарен за все поправки и дополнения. Текст будет постоянно дополняться текстовыми материалами, фото, а после оцифровки – ссылками на видеоматериалы (имеются 5 роликов за разные годы, скажем, есть видеосъемка с воды прохождения “Соснового” и “Блыпа”).

При написании FAQа использовались текстовые и фото-материалы различных отчетов и дневников с указанием авторства. Всем большое спасибо.

Отдельное спасибо за помощь – Ирине Терешкиной /редактура/ и Наталье Лучкиной /дизайн/

Андрей Минин amminin@online.ru

  Классификация Большой Лабы?

По старому советскому классификатору, Б.Лаба от Пхии – 2 (усл. 5), т.е по протяженности «двойка» с препятствиями «пятой» категории. Соответственно МКК выпускали на этот маршрут группы с «четверочным» опытом. На вопрос: «Тройка ли по весне Лаба?» последовали следующие ответы:

Ищу: Re Лаба весной --тройка ?????!!!!! -- Андрей -- 30.03.01 3:30:28 -- amminin@online.ru
Здравствуйте! Извините за удивление, но по моему опыту (с 94 года был там 5 раз), весной Лаба тянет на короткую пятерку, а по большой воде там бывает вообще весело. Если у группы не очень большой опыт, я рекомендовал бы подумать о другой реке либо взять сначала другую реку для раскатки, скажем, Кубань. Посмотрите у Аси в текстах отчет-98 – там все кончилось печально. Вообще-то на Лабе спокойно, аборигенов почти нет.

Ищу: Лаба будет тройкой, только если (+) -- Goodhope -- 30.03.01 9:18:09
все пороги обносить. Она тройка с элементами 5–6. А эти элементы и есть ее пороги.

Ищу: Лаба весной -- Котельников -- 30.03.01 10:58:03
Ну, если у вас нет под рукой не только отчетов, но даже и классификатора, а информация у них исключительно из агентства ОБС, то тогда флаг вам в руки. Но если Лаба – тройка, то я – китайский летчик.

Информации ведь полно – неужели не понятно, что Лаба – это тройка только по сов. системе классификации, в которой фигурируют длина и близость населенки? А пороги там вполне взрослые. Про 6 к.с. тут, конечно, загнул коллега, но на слабенькую 5 (международную), может «Затычка» и потянет. Ну, тут сейчас Глеб придет и все нам проклассифицирует. Для катамарана-двойки эта река представляет реальную сложность, поскольку «задавить» пороги на этой реке он не может.

Вобщем, на полном серьезе, совет может быть один – если вы ищете тройку, то это не Лаба.

Курилка: Re Б.Лаба -- Old Paddler -- 01.04.01 9:01:14
>Собрались этой весной на Лабу (катамараны-2).
>Вопрос: опасно ли сейчас в этом районе, и всегда ли Лаба по категории тройка весной.

Вообще-то раньше кавказские реки заявлялись как 2 с элементами 5. Возможно имеется в виду 3 с эл. 5 к.сл. Я, кстати, тоже так ее заявлял. То есть имеется в виду, что общий фон 3, а пороги до 5 к.сл. Из сложных можно выделить «Прощай, Родина», «Малый Блып», «Соленые скалы», «Затычка». То есть подразумевалось, что тебе в маршрутку пишут 3 к.сл., а опыт ты должен иметь для прохождения 5 к.сл. По крайней мере опыт страховки на воде должен соответствовать проходимому препятствию со всеми вытекающими последствиями. Если на «Прощай, Родине» и «Блыпе» ниже основного препятствия имеется участок для страховки с воды, то «Соленые скалы» (протяженность порядка 3 км) ставит в этом плане больше вопросов, чем ответов. «Затычка» во время нашего путешествия была осложнена бревном, торчавшем в русле.

  Вот оценка Б.Лабы австрийских каякеров (от Д.Кувалина)

Естественно, было бы любопытно наложить взгляды западных людей на наши реки. (Пора, пора унифицировать подходы.) Поэтому, когда в 1991 и 1993 годах мои австрийские друзья-каякеры приезжали к нам, я просил их дать свои оценки тем рекам, по которым мы с ними сплавлялись. Вот что получилось в результате:

Кавказ, август 1991 г.
1)      Большая Лаба,
2)      1-й каньон («Сосновый»), малая вода:
3)      вход («Прощай, Родина») и выход – IV
4)      остальное – II–III

Кавказ,весна 1993 г.
5)     1-й каньон («Сосновый»), вода заметно выше средней для начала мая:
6)     вход («Прощай, Родина») и выход – V
7)     остальное – III–IV
8)     (примечание: завсегдатаи этого района знают, что за последние 10 лет конфигурация «Прощай, Родины» менялась, как минимум, 4 раза. Причем в сторону усложнения. Поэтому в 1991 г. порог был несколько проще, чем, скажем, в 1994 г.)
9)     3-й каньон («Соленые скалы»), вода несколько выше средней для начала мая:
10)    в целом – V
11)    «Затычка» – VI
12)    (2 прохода с эскимосским переворотом)

Стоит ли идти на Б.Лабу с карельским опытом?

Курилка: Re Большая Лаба -- Old Paddler -- 05.04.01 18:38:40 -- paddler@mail.ru
> Нас туда собираются две двойки, инвайдер, циклон, самурай, два джайва. Опыт: Кутсаеки, Ю.Шуя, ну и Лосево каждый выходной. А еще мы все зиму и >до сих пор два раза в неделю ходим к слаломному тренеру.

Честно говоря, опыта у вас маловато, но это дело наживное, особенно если голова на плечах. Каты – это тоже хорошо. Я бы рекомендовал с максимальной пользой использовать оставшееся до похода время. Для этого выберете какую-нибудь порожистую речку и постарайтесь отработать тактику сплава и спасработы. Естественно – покататься по валикам, поторчать в бочках, попривыкнуть к холодной воде.
Постарайтесь отработать спасработы. Например, спасение на катамаране каякера, каяка. То же на каяке. Да, холодно, но вполне реально просто запускать пустой каяк и вытаскивать его на берег.

Так как у вас большое количество судов (7 шт.), прикиньте порядок движения, т.е. ваша большая группа должна иметь подгруппы, чтобы более опытные несли персональную ответственность за менее опытных. Заодно обговорите условия взаимодействия между группами.

Рекомендую иметь по морковке на каждое судно (итого 7 шт.). Желательно потренироваться их бросать. Со стороны дело, вроде бы, не хитрое, но обидно бывает, когда морковь в нужный момент или не долетает, или пролетает мимо цели.

Для прохождения сложных порогов («Прощай, Родина», «Малый Блып», 2-й каньон, «Соленые скалы», «Затычка») просмотр обязателен. Было бы хорошо с вашим опытом, если бы вы сначала посмотрели, как идут другие группы, их в это время должно быть много.

Желательно иметь страховку ниже препятствия. Понятно, что в лом иногда бывает тягать кат ниже порога, но лучше быть 5 минут трусом, чем всю жизнь...

Курилка: Опыт для Лабы -- Д.Кувалин -- 09.04.01 13:24:26
Однозначной оценки для данной ситуации быть, как всегда, не может.

С одной стороны, можно счастливо попасть на низкую воду (это иногда бывает и в мае), более-менее успешно пройти практически все без особого риска и при этом толком не понять, за что же Лаба имеет такую серьезную репутацию.

Такой оборот событий тем более будет вероятен, если, помимо низкого уровня воды, у членов вашей команды окажется дар к каячному делу, будет иметься хорошая техника, а также умение надежно делать эскимосские перевороты и четко работать на страховке. Такие от природы одаренные каякеры, вобщем, не такая уж большая редкость. И я знаю людей, которые, поднакопив каячного мастерства, после советских байдарочных двоек-троек отправлялись на каяке сразу в серьезные пятерки и успешно их проходили. (Из присутствующих здесь к таковым, безусловно, надо отнести Игоря Архипова, который весьма полно прошел на малюсеньком КНК связку Сандалаш – Чаткал, хотя до этого у него за душой были лишь пара совсем простеньких троек да несколько лосевских и южнобугских сборов.)

С другой стороны, у меня есть большие сомнения в том, что вся ваша каячная команда целиком состоит из подобных уникумов. И без всякого опыта расходных горных речек ей, скорее всего, на Большой Лабе придется весьма тяжело.

Если не сказать больше. Особенно, если вода окажется достаточно высокой.

Сплав по мощным протяженным порогам сильно непохож как на слаломные упражнения, так и на прыжки с локальных сливов. В этом убеждались уже многие тысячи людей. И, честно говоря, группы, размазанные мощной водой, встречались мне в десятки раз чаще, чем каячные вундеркинды.

Было такое и на Большой Лабе. Помню, в 91 году одна каячно-канойная группа из Питера с опытом, похожим на ваш, при мне потеряла 2 лодки в первом же пороге первого каньона (на одно каноэ я, правда, чуть позже удачно наткнулся на участке между вторым каньоном и «Солеными скалами», и остатки лодки успешно вернулись к хозяину).

Правда, на Лабе существует достаточно удачная последовательность препятствий. Первый порог («Прощай, Родина») достаточно сложен для того, чтобы проверить истинную квалификацию группы (на халяву его пройти трудно). Но, с другой стороны, за порогом есть неплохие возможности для страховки и вблизи него на майские всегда топчется куча групп, которые помогут со спасработами. Так что, если этот порог окажется группе не по зубам, она начнет упрощать свой маршрут еще до того, как попадет в существенно более опасные из-за своей длины «Соленые скалы».

В общем, не рекомендую я вам отправляться сразу на Большую Лабу, имея за душой описанный опыт. Вероятность неблагополучного исхода в этом случае будет больше, чем вероятность благополучного. Лучше, как уже советовали, сходить сперва на какой-нибудь Аксаут, Зеленчук или Теберду, а потом уже принимать решение по Лабе.

Можно ли на Б.Лабе обеспечить надежную страховку?

Курилка: Re_ Б.Лаба -- Old Paddler -- 01.04.01 17:58:01
Был на Лабе 2 раза. Оба раза на полиэтиленах.

Из порогов запомнились «Прощай, Родина», «Малый Блып», 2-й каньон (есть там неплохие места, «Соленые скалы», «Затычка»). Везде нужна хорошая надежная страховка, такая, чтобы тебя и каяк могли выдернуть с воды. Есть места, где может и подержать, и помесить вместе с каяком, даже не на порогах, а просто на мощных шиверах. Страховка с воды затруднена тем, что ниже порогов чаще всего не озеро, а быстроток со сбойками, бочечками и камнями, зачастую переходящий в новый порог. То есть, упустив человека, весло, судно, не факт, что идущее сзади судно может его быстро догнать или даже просто догнать (может сесть на камень, перевернуться и т.д.).

По крайней мере опыт страховки на воде должен соответствовать проходимому препятствию со всеми вытекающими последствиями. Если на
«Прощай, Родине» и «Блыпе» ниже основного препятствия имеется участок для страховки с воды, то «Соленые скалы» (протяженность порядка 3 км) ставит в этом плане больше вопросов, чем ответов. Затычка во время нашего путешествия была осложнена бревном, торчавшем в русле.

Юг: # Re_Re_Re_FAQ по Б.Лабе -- Old Paddler -- 04.02.02 20:53:46
>>3.Тактика прохождения реки--/обработка каньонов,места
>>страховки,удобные места для чалки,типичные ошибки/

А ты не думаешь, что сколько людей - столько и мнений. Можно конечно написать как надо ходить, но в действительности это может выглядеть по другому. Пример. Последний раз я был на Лабе в 98. Воды в Соленых Скалах было достаточно. Я сначала шел его на катамаране 4-ке. Сзади нас шла 2-ка. Страховка осуществлялась с берега одной морковкой и одной видеокамерой, которые перемещались по берегу после наших чалок. Криминала особо не было, но шли на таком эмоциональном подъеме, все настолько были настрополены и накручены, что работали на все 100 %, хотя и сели вместе впервые. Причем одному участнку после финиша стало плохо, как он говорит от избытка адреналина, а другой потом уже сказал, что он думал, что мы не пойдем весь каньон сразу. Когда дошли до конца каньона у всех наступила расслабуха, а я пошел еще раз этот каньон на каяке (я на кате замещал одного из участников который отказался идти, точнее был не готов к прохождению). Правда при этом уже по берегу бежало несколько "морковок" ;).
ПОлучается что шли мы неправильно. И в первом случае у нас не стояло нормальной страховки, а уж во время прохождения на каяке в одиночку тоже куча формальных нарушений, хотя вряд ли можно по большому счету считать данное препятствие особо сложнымЮ но я к тому, что описывать свою тактику мне не хочется, т.к. то что я могу сделать сам, вряд ли посоветую другому.....

Юг: # Re_Re_Re_Re_Re_FAQ по Б.Лабе -- Андрей -- 05.02.02 23:01:32
>>>Может быть и мне кто-нибудь совет даст. Хочу весной на Кавказ на каяке в составе катамаранной группы. Опыт - на катамаране саянские четверки-пятерки. на байдарке - Зеленчук без Пушки. на каяке - Она. Хочется на Лабу, так как на Кубани-Зеленчуке был, а Мзымту активно отсоветовали. Потяну или искать что-нить попроще ?

Смотри сам--на Лабе нужно 100% вставать после киля,есть мощные бочки
/типа Нижнеонских/,если отстрелишься в "Соленых скалах"--большой шанс проехать весь каньон самосплавом,катам,возможно, будет не до тебя...
Если у тебя на каяке только Она /а смена судна,в значительной мере нивелирует предыдущий опыт/--то и Кубань и Зеленчук,а особенно Аксаут будут интересны, и эмоций схватишь...:))
Многое зависит и от уровня катамаранщиков--смогут ли тебя подстраховать надежно.

Юг: Б.Лаба -- Д.Кувалин -- 07.02.02 12:11:17
Очень нечетко сформулированы исходные условия. Но попробую ответить.

1) 
В целом Она и близко не стояла рядом с Большой Лабой. На Лабе на основных препятствиях все совершенно иначе: расход и уклон больше, скорость течения выше, вода жестче, возможностей для чалки и страховки меньше. В результате Лаба обычно НА ПОРЯДОК ОПАСНЕЕ для жизни. Поэтому использовать онские ощущения для оценки готовности к Лабе не стоит.

Правда, многое зависит от уровня воды. Скорее всего, Она в июне бывает сложнее и опаснее Лабы в октябре.
   
Однако по Оне принято ходить в июле-августе (когда вода вполне ординарная), а по Лабе – в мае (когда вода уже близка к пику паводка и при этом очень холодная). При таком сравнении разница между реками будет принципиальной.
    
Можно, конечно, и по Лабе сплавиться в августе. Вода будет теплая, а ее уровень обычно заметно ниже майского. Но все равно августовская Лаба значительно сложнее августовской Оны.

2) 
Надеться на уверенное вставание, имея опыт эскимоса только на гладкой воде, не стоит. Пока не попробуешь то же самое на сильно турбулентной воде.
   
Есть, конечно, люди, для которых переход от эскимоса на гладкой воде к эскимосу на бурной не создает никаких особых трудностей. 
Но таких явное меньшинство. Заранее понять, принадлежишь ли ты к этим счастливчикам или нет, невозможно.

3) 
Местами на Лабе можно поставить нормальную страховку. Местами (причем самыми опасными) – нет. В частности, эффективность береговой страховки в «Соленых скалах» намного ниже 50%.

И чем выше уровень воды, тем меньше возможностей обеспечить надежную страховку. Статистика это, увы, подтверждает. Достоверно знаю, как минимум, о 4 случаях гибели людей на Лабе в майские праздники за последние 10 лет.

А вот ощущения Д.Кувалина после киля в «Соленых скалах»:

"Именно в самодельном спасе я провел свой самый трудный свободный заплыв. Было это в мае 91 г. в «Соленых скалах» на Лабе. Вода была довольно высокая. Кроме того, вывалившись из каяка, я все упустил – и лодку, и весло. Произошло это примерно в середине каньона, незадолго до входа в отрезок с высокими стенками, и свистел я почти до «Затычки». На мне были: надутый на 12–13 л жилет, тонкий неопрен, пена коленно-подколенной защиты. В общем, литров на 15–16 было. Все бочки я пролетел ногами вперед без задержки. В них, правда, сильно притапливало, но я растопыривал руки-ноги в стороны и достаточно быстро всплывал. Однако мне все время хотелось где-нибудь получить литров хотя бы 5–10 взаймы – уж больно часто я шел под водой. Кроме того, мне казалось (весьма вероятно, что так оно и было), что, несмотря на задержку дыхания, под поверхностью в меня впихивало воду через уши и ноздри. Во всяком случае, ни разу явно не захлебнувшись, я на берегу вылил из глотки литра 2–3 воды!

Более-менее нормально дышать я получил возможность только на гладком отрезке перед «Затычкой». Но к тому моменту из-за холода я уже почти не мог грести руками и ногами и добраться до берега за счет активного плавания был не в состоянии. К счастью, здесь меня догнал кат-2 из тандемной страховки (на старте он шел метрах в 150–200 за мной, обошел кат-4 (который шел совсем рядом со мной, но подобрать не смог (люди на четверке страхующим действиям были просто не обучены)) и грамотно отвез меня к берегу. По моим итоговым ощущениям основной дискомфорт заплыва был все же связан с невозможностью достаточно часто дышать, из-за чего мое дыхание оказалось сильно сбитым. Если бы кат не поймал меня, мне, скорее всего, со сбитым дыханием пришлось бы нырять в «Затычку», где бы я мог уже внятно начать хлебать воду. Мне кажется, что, если бы у меня был более мощный жилет, я бы к «Затычке» лучше сохранил дыхание и вполне бы смог продолжить контролируемый (в смысле нормального дыхания) самосплав и после нее. А там уже и речка успокаивалась. То есть, лишние 5–10 литров вполне могут дать то «чуть-чуть», что поможет благополучно спастись даже без внешней страховки."

Расход воды и уклон Б.Лабы?

Расход воды в мае у Загедана 63 м3, у Азиатского моста 95 м3, Средний уклон от 34 до 21 м/км.

Заброска на Б.Лабу?

Заброска через п.Пхия (И.Мухин)

Может осуществляться либо через Невинномыск – Черкесск – Зеленчукская – Курджиново, либо через Армавир – Лабинск – Курджиново. Следует только учесть, что река находится на территории Карачаево-Черкесской Республики, и транспорт легко найти в Черкесске или Зеленчукской, Курджиново.

Водители же из Армавира, Лабинска (Краснодарский край) неохотно повезут вас (пост на границе Краснодарского края и КЧР «славится» своей свирепостью – весьма вероятны задержки).

Сворачивать с трассы следует в поселке Псемен, у незаметного указателя на Рожкао. Дорога вдоль Лабы неважная, хотя проходима даже легковушками.

Есть еще вариант пешей заброски с Б.Зеленчука, из Архыза, через перевал Пхия. Но в мае на нем может еще лежать снег + обязательно необходим погранпропуск (спуск в долину Б.Лабы выводит выше погранзаставы).

   Вот сведения из отчета Р.Айбатулина

http://www.vengrov.ru/5/b_laba/otchet.html/:

Начальной точкой заброски на маршрут могут быть города: Армавир, Невинномысск, Черкесск, откуда начинается автомобильная заброска к месту сплава.

Наша группа выбрала вариант заброски от Армавира, до которого удобнее всего добраться из Москвы поездом №27 Москва – Кисловодск, отбывающего из столицы заполночь (0.31) и прибывающий в Армавир на другой день ранним утром (~5.30). Существуют и другие поезда: Москва – Владикавказ, Москва – Нальчик, Москва – Кисловодск (фирм.), но они прибывают в Армавир ночью, что неудобно.

Добираться до поселка Курджиново можно либо с пересадками на рейсовых автобусах, например, до Лабинска, затем до Курджиново, наемным транспортом от железнодорожного вокзала, либо заказать автобус заранее по телефону в Армавирском ПАТП (тел. (86137) 154150), либо непосредственно по прибытии заказать автобус в том же ПАТП, которое находится недалеко от ж/д вокзала Армавир (Ростовский) по адресу: ул. Карла Маркса, д. 88 (переход по мосту через ж/д пути), что мы и сделали, сговорившись с двумя параллельными группами (автобус ПАЗ до Курджиново стоил 2716 р. на 24 человека, что примерно составляет 113 рублей с человека). Везти нас сразу в верховья Б.Лабы отказались как руководство автопредприятия, так и сам водитель автобуса, ссылаясь на то, что это уже Карачаево-Черкессия, и у них могут возникнуть проблемы с местными властями и с незнанием местности.

Но поймать машину в пос. Курджиново до пос. Загедан труда не составляет. Мы лично тормознули первый попавшийся УАЗик на мосту через Б.Лабу и через полчаса уже загружались в кузов. Две другие группы договорились с бортовым «Уралом».

Вшестером за машину до Загедана мы отдали по 100 р. с человека, время в пути – около двух часов. Дорога – грунтовая, но достаточно хорошая и доступна почти для любого транспорта.

Из Курджиново следуют каждый день 4 автобусных рейса: 7.00, 9.00, 11.00 и 15.20 (по словам местных жителей). Очень удобен последний автобус следующий по маршруту Кисловодск – Лабинск. Можно с утра доплыть до поселка, разобраться, пообедать и уехать с реки, избежав тем самым ненужной ночевки в слывущем дурной славой Курджиново. В 17.30 мы были в Лабинске на автовокзале, откуда в 19.18 следует автобус Хадыженская – Армавир (в пути примерно 1 час). Тогда же вечером идет очень удобный поезд Нальчик – Москва (отправление из Армавира 23.30), прибывающий в столицу в 5.30 через день.

Нужно ли оформлять пропуск в погранзону для сплава по Б.Лабе?

Нет. Погранзона начинается от поселка Загедан, а все определяющие реку препятствия находятся ниже («Прощай, Родина» в 5–6 км).

Сплав выше особого интереса не представляет.

Желающие могут получить пропуск в Черкесске в штабе погранотряда (Леонова, 6). Это в центре, ориентиры: Дворец спорта «Спартак», «Облбольница».  

Безопасность: # Re_Re_ FAQ по Б.Лабе--выложен для обсуждения -- Андрей -- 19.03.02 20:28:13
>>>Отношения с пограничниками. Для того чтобы получить пропуск в погран.зону, а значит и в верховья Б.Лабы необходимо этот пропуск было получать в командовании отряда в Черкесске. Что сейчас требуется тоже вопрос?

То же и требуется—заранее взять пропуск /если хочется забраться выше Загедана/ На заставе будет поздно—на 99% отфутболят назад в Черкесск. Мне казалось этот вопрос прописан предельно ясно…
- Тем кто сплавляется от “Прощай,Родина” пропуск не нужен.
- Был только один год /95/,когда выставили пост в Курджиново,пришлось ездить обратно.
- В 96,97 ,обжегшись,пропуск брал—не понадобился… В 99-01—тоже не понадобилось…
- Но если весной американцы будут выдавливать чеченцев из Панкисси к нам—может опять случиться “усиление режима”…
- В общем—смотрите телевизор : )))

  Где найти материалы по Б.Лабе?

Тех. описание Д.Постнова на
http://chaos.ssu.runnet.ru/cyr/WIN/tur/laba.htm

Дневник Д.Сандлера на
http://tourism.yaroslavl.ru/OTCHET/B_LABA/b_laba98_1.htm

Отчет Р.Айбатулина на
http://tourism.yaroslavl.ru/OTCHET/B_LABA/b_laba98_1.htm

Дневники Р.Медведева за 1999, 2000 годы на
http://roman71.chat.ru/laba.html
http://roman71.chat.ru/laba2000.html  

Ссылки на видеоматериалы по Б.Лабе.

Осенний сплав 2000г. Алексея Белякова на
http://www.albell.narod.ru/labavideo.htm
Прохождение в малую осеннюю воду.
“Прощай, Родина!”, “Сосновый”,“Соленые Скалы”, виды “Затычки”, много фото.
Кили в “Прощай, Родина!”, “Соленых Скалах”

Сплав 2001г. Александр
http://atlas.informika.ru/poxod/video/video_laba.htm
“Прощай, Родина!”, “Сосновый”, “Соленые Скалы”, “Кирпич”, виды “Затычки”, много фото.
Кили в “Прощай, Родина!”, “Сосновом”

  Где найти лоцию и схемы Б.Лабы?

Хорошее техническое описание и схемы каньонов есть на страничке Д.Постнова на http://chaos.ssu.runnet.ru/cyr/WIN/tur/laba.htm. Здесь оно выложено с моими небольшими дополнениями (Андрей Минин, в дальнейшем – АМ).  


from: Dmitry Postnov

Нижеприведенный текст не является полным описанием реки, а в основном представляет собой технические комментарии к интересной для сплава ее части. Для более полной характеристики см. устаревшее технически описание в библиотеке Максима Мошкова.

Обозначения :
ЛБ, ПБ – левый и правый берег. ЧХВ – чистое ходовое время.

Ссылка в описании на «высокую воду» соответствует ее уровню, когда зуб посреди слива в «Затычке» полностью закрыт потоком. Другой характерный признак – бочка в сливе «Прощай, Родина» имеет в длину около 5 метров и приобретает ярко выраженный вертикальный характер (не тащит назад).


  Технические комментарии к основным сплавным участкам реки
Большая Лаба

Участок п. Пхия – 1-й каньон

Б.Лаба в районе Пхии (Д.Сандлер)

Место для сборки катамаранов есть у нижней границы поселка либо на левом берегу. Лес, пригодный для постройки, давно вырублен. Ниже поселка – немного разбоев с вероятностью частичных завалов, течение быстрое, для сплава ничего интересного нет. В районе п.Загедан имеются несколько несильных шивер. После автомобильного моста через реку – отдельные камни в русле с соответствующими бурунами до самого 1-го каньона. В целом участок не выше 2 к.с. и не содержит элементов тренировки и адаптации к последующим препятствиям. Стоянки есть, начиная с перехода дороги на левый (орогр.) берег.

Погранпост находится у поселка Загедан, дорога после моста уходит от реки вплоть до поста. Имеет смысл вставать либо сразу за мостом на правом (орогр), либо ниже по течению на левом (орогр) берегу. – АМ.

Ориентиры 1-го каньона с наплыва:

1) за 1 км – справа остатки разрушенного моста (рельсы на высоком берегу);

2) широкая дуга левого поворота. Гряда галечного пляжа ЛБ закрывает видимость дороги. Когда становится видна слева спереди дорога, круто поднимающаяся от берега вверх, уже давно пора чалиться к левому берегу.

Если чалка пропущена – за правым поворотом будет галечный пляж правого берега. Однако – это уже входная чалка каньона, и оттуда придется идти каньон с грузом (хотя вокруг самого слива «Прощай, Родина» груз можно обнести).


1-й каньон: слив «Прощай, Родина» + каньон «Сосновый»

Такое объединение имеет смысл, поскольку по большой воде промежуточная чалка возможна только сразу за сливом «Прощай, Родина». На рисунке показан вариант «осторожной» линии движения.


 

Обозначения на схеме 1:

1 – стартовая точка (туда же удобно занести суда снизу по дороге).

2
– галечный пляж, удобный для промежуточной чалки, просмотра слива, расстановки страховки.

3
– собственно слив. Осложнен неочевидным заходом. Неочевидность заключается в том (особенно 
при  высокой воде), что попытка следовать наиболее гладкой и логичной для движения струей у правого 
берега с высокой вероятностью ведет к развороту катамарана и вхождению в слив задом. Оптимальный 
заход идет через центр – сквозь пару невысоких, но мощных сливов и бочек. Сразу за сливом справа 
впадает речка Сосновая. При неосторожном броде вполне может сбросить нахала в Б.Лабу.

По большой воде есть вариант захода под левым берегом, значительно упрощающий прохождение. – АМ.

При высокой воде на «Прощай, Родине» нужна действенная страховка. Причины: киль дело обычное, 
а последующий каньон вполне может не дать вылезти на берег пловцу-одиночке.

 

 

 

 

"Прощай, Родина!" сверху (Д.Постнов) Видны косые валы у ПБ, легко доворачивающие кат, стремящийся уйти влево
Заход в "Прощай, Родина!"
(Р.Медведев)
Киль в "Прощай, Родина!"
(Д.Сандлер) Бочка основного слива жестче по центру
и слева


"Прощай, Родина!" с ПБ (Р.Медведев) При правильном заходе можно съехать по наклонной плите ЛБ. Лучше это получается
в большую воду
Киль в "Прощай, Родина!"
(Р.Медведев)
Проход под ЛБ получается
     не всегда...    

9 x.jpg (5043 Byte)

Киль в "Прощай, Родина!" Уход в "Сосновый"
(Р.Медведев)

 

Проход "Прощай, Родина!" в большую воду (Д.Постнов) Можно идти и по центру...



Участок быстротока между порогом и входом в каньон 100–200 метров. На этом участке реально подобрать отдельно плывущего человека, но сложно зачалить перевернутое судно.
Страховку с берега морковками нужно ставить в устье р.Сосновой и ниже, обязательно проверив длину морковки пробным броском (во избежание  «поплавка»).
Описание аварии 98 года можно посмотреть у Д.Сандлера на
http://tourism.yaroslavl.ru/OTCHET/B_LABA/b_laba98_1.htm. – АМ.  

 

«То, что произошло дальше, до сих пор не укладывается в голове.
Команда молодых, азартных, хорошо экипированных ребят выпустила в порог свою четверку. Положило их практически так же, как и нас. Трое лихо взобрались на кат, а четвертый болтается в улове под левым берегом, и руками-то уже за камни держится, жаль, стена отвесная – не вылезти! Схватил одну из брошенных морковок, вышел на ней на струю. Коротка оказалась веревочка, да не с того места брошена, да и вообще зачем-то к берегу привязана, короче, отвязали ее и отпустили, поплыла. (Веревка на берегу не была привязана. – А.И.) Игорь, вижу, уже свою корму парнишке подставляет. Слов не разобрать, но ясно, что кричит «брось веревку, держись за меня, вывезу!» Морковку парень не отпустил, за каяк схватился, но оторвало его в какой-то бочечке, унесло Ару, а мальчишку нет! Что это значит? Доходит медленно, не может такого быть, не должно! Он тем временем дважды погружается с головой, дважды всплывает, еще раз скрылся.

Пристальные взгляды ищут его где-то ниже по течению («может, поднырнул?»), не веря. Сначала прыгали «живцы» из их команды. Успевали вцепиться в утонувшего, сделать пару взмахов ножами, самих начинало топить – на берег. На ходу с подоспевшего после прохождения Ублюдка вытащить тоже не удалось.

Обнесли четверку – та же история, сам держался за его куртку – не вытащить.
В итоге еще раз обнесли нашу двойку, на ней сидели четверо, за две чалки с берега судно удерживали человек двадцать – удалось. С момента переворота прошло минут сорок, еще два с половиной часа пытались оживить парнишку, надеясь на чудо. Слез ни у кого не было, был шок, усталость, чувство несправедливости и опустошения. Да, в шестнадцать лет нельзя умирать, но и лезть сюда в шестнадцать лет нельзя! Вообще много всяких умозаключений потом пришло в голову. Потом...».

***
Заключительная часть каньона по высокой воде вполне может обеспечить «белое утопление». Весной 1993 мы наблюдали (и ощущали) там валы 2 метра, очень жесткие. По средней и около того воде центральная часть каньона резко упрощается и вполне допускает как аварийную чалку, так и самоспасение на берег.

4 – выходная часть каньона начинается крутым левым поворотом, на котором струя бьет в скалу правого берега. По любой воде желательно, а по большой просто необходимо стараться вовремя нырнуть в тень обливняка левого берега перед поворотом. При большой воде это означает свал в яму около 1 метра. Предварительно рекомендуется глянуть на это место с позиции 7. Оттуда же можно снять неплохие кадры.

5
– скальный коридор с несколькими мощными сливами и соответствующими бочками. Стоит отметить косой слив, требующий маневра. Все бочки выглядят проносными. В любом случае, страховка имеет смысл лишь в конце каньона.

Вход в "ПП" (А.Беляков) Осень 2000 г. Очень мало воды

В 1999 году на этом участке с левого берега произошел оползень, образовав порог «ПП», осложнивший прохождение каньона. Порог желательно просмотреть, ориентируясь с дороги на свежий глинистый оползень. АМ.  

Средняя часть "ПП" (А.Беляков) Осень 2000 г. Очень мало воды

Впечатления от ПП в 2000г. Вода высокая. Прохождение на 2-ке "Тритон".

Как проехали Прощай Родину и вошли в Сосновый каньон надо смотреть треугольную глыбу примерно посреди русла. Увидели - сразу чалиться на ЛБ и смотреть заход и порог. С дороги не видать - надо спускаться по откосу или пробираться по берегу. Скалолазной техникой владеть не обязательно, но навернуться есть где.

Заходная часть на левом повороте длиной м 30.

Непосредственно перед ПП запомнилось 2-3 приличных вала (2-ку кладут однозначно) и крученая бочка (тоже весьма...) - линия движения должна выдерживаться четко (но все равно что-нибудь, хоть краем, но соберете :))

Вид на "ПП" (Д.Сандлер)

Сам ПП м 30 ( по впечатлению моего матроса - 50 м) скального коридора шириной 4-6м. Струя отбивает от обоих берегов, закручивается, прет очень хорошо. Я бы назвал этот порог "Стиральная машина". Метров за несколько до выхода можно влететь в левый берег (2 случая из 4-х прохождений). Кат управляется тяжеловато. Сидя на левом балоне, я не мог достать до воды веслом в середине порога. Матрос же - пахал во всю. В результате повернулись и вышли кормой - но на ровном киле :).

Ежели лег на заходе (есть такая вероятность) - через порог пронесет со свистом-карманы по берегам не замечены, но об стенку стукнуть может. В любом случае прополощет дай Бог как.

На выходе по левому берегу скальная площадка, достаточно плоская, хорошее место для съемок - можно даже камеру на треноге поставить, если не бояться брызг.

Организация страховки

Каяк в "ПП"
(Д.Сандлер)

Страховка с воды сразу после порога. Морковки здесь (по-моему) бесполезны. Кат можно спусить по промоине ЛБ прямо с дороги - хороший песчанно- каменистый дождевой желоб. Спуск судов на морковке. Я потратил 2 морквы (она у меня всего 18- 20м - спускались с перестежкой). Эта промоина выходит прямо на маленький улов - удобно стоять там можно только 1 кату (и то на плавающих дровах). Из этого улова для страховки просмотр не очень. Целесообразно выставить повыше сигнальщика. Можно поставить кат чуть ниже рядом. Но экипажу в этом случае придется постоянно подрабатывать, что бы не снесло. Еще пару катов со скрипом можно разместить на берегу на камнях в расчете на быстрое стаскивание. Пониже есть пляжик по ЛБ. Там уже спокойно стоять можно многим - но не помню-можно-ли там спуститься. То есть, наверное можно как-то - но насколько удобно..? И от туда не видно прохождения порога.

Кстати, слыхал где-то, что взрывные работы на дороге вдоль Лабы не закончены. В этом году можно ждать очередного "кирпича".

Юрий Данилин danilin@san.ru


6
– на самом выходе скала левого берега закрывает видимость. При страховке в этом месте необходимо загнать туда наблюдателя. Рядом – тесноватая, но уютная стоянка на террасе ниже дороги. Кроме того, много места на галечном пляже у реки.

(Почему-то из описания выпала мощная бочка, перегораживающая реку в сужении, образованном скалой левого берега. – avk)


От 1-го каньона 15–20 минут ЧХВ до 2-го каньона. По пути валы, камней мало. Напротив впадения ручейка ПБ – шивера. Ориентир начала 2-го каньона: сужение – слабый поворот вправо, у ЛБ – частичный завал (наносной плавник) на скалах. Чалка неудобная, к крутой осыпи ЛБ у дороги. По высокой воде улова нет. При возможности лучше поставить человека со спасконцом, либо просто предварительно протянуть репшнур вдоль берега, привязав к дереву.


2-й каньон: «Малый Блып»

Интересный техничный участок около 4 к.с., предполагающий маневр по всей ширине реки. Однако на самом выходе имеет крайне неприятную бочку, за которую и был охарактеризован как непроходимый в байдарочные времена. 

Бочка в "Малом Блыпе" (Д.Постнов) Под ЛБ есть место для прохода

Река в этом месте настолько узка, что проходов слева и справа от упомянутой бочки практически не остается. При средней воде можно постараться прокрасться вдоль ЛБ. По любой воде бочка эта коварнее, чем смотрится, но по большой воде все выглядит куда эффектней. В 1993 мы экспериментировали с ней и на 4-ке, и на 2-ке. 4-ка была остановлена и притоплена, после чего вырвалась с треском каркаса. Двойку выстрелило вертикально вверх на кормовой свечке. По средней воде 1996 все было куда скромнее, но суть та же. (В 1997 году одной глобальной бочки не было, было две локальных, между которыми по центру реки была чистая струя шириной около 2 метров. – avk)

Бочка обычно хорошо обходится в любую воду слева при заранее начатом маневре. В 95 году в большую воду при прохождении тандемом я наблюдал там эффектную кормовую свечу 3.5-тонного ката-четверки. После чего желание уйти влево резко выросло… Ее лучше просмотреть заранее – 150 м выше устья ручья М.Блып по дороге на берегу табличка с 2 фамилиями… АМ.

Обозначения на схеме 2:

1 – место чалки/старта.

2
– завал ЛБ.

3
– обливняки, валы, бочки.

4
– возможная чалка в тени камней.

5
– камень точно на логичной линии движения.

6
– прижим, куда тащит, если не уйти в тень камня 5 (большая вода).

7
– несколько бочек, допускающих маневр.

8
– та самая выходная бочка. Это последнее препятствие, 
дальше гладкая вода в скальных воротах. Как узнать, 
в той ли бочке вы засели? Поднимите глаза на скалу ЛБ. 
Если над вами несколько табличек – то это она.

9
– традиционная чалка в заводи у впадения ручья Малый Блып. 
Страховка спасконцом отсюда практически бесполезна. Нужно иметь 
наготове катамаран, либо держать страховщика у выступа ЛБ – точка

10 –
оттуда же начинаются удобные для стоянки луговины.



От ручья Малый Блып порядка 20–25 мин. ЧХВ до автомобильного моста (точка 2 схемы 3) – ориентира стоянок перед каньоном «Соленые скалы». По дороге есть несколько мест стоянок ЛБ, тогда как у моста – единственная на всех поляна ПБ 
(точка 1 схемы 3).


3-й каньон: «Соленые скалы»

Каяк в "Соленых Скалах" (Д.Сандлер)
Кат в "Соленых Скалах" (Д.Сандлер)

Препятствия каньона начинаются несколько ниже автомобильного моста, но чалка там неудобна: к крутой осыпи ЛБ с острыми камнями. Проще просмотреть с дороги, а затем стартовать от моста. Трудоемкость каньона сильно зависит от уровня воды. При опыте экипажа 4 к.с. – средняя 5 к.с. можно рекомендовать промежуточную чалку у заливного островка мелкого леса (точка 4 схемы 3) для отдыха и освежения в памяти последующего участка.

Каяк в "Соленых Скалах" (О.Сизон)
Свеча в "Соленых Скалах" (Котов)

Основные проблемы:
По высокой воде проблемой является весь каньон. По средней и ниже воде – наиболее технически сложный участок расположен в центральной части (точки 5, 6) и содержит мощные валы, бочки и два навала струи на скалы ЛБ.

В районе препятствий 5 и 6 в 2001 году произошел обвал, и образовался новый порог «Кирпич». – АМ.  

Юг:На р. Бол. Лаба появился новый порог -- Mur -- 07.05.01 17:09:06
На майские ходили на Зеленчук и Большую Лабу.

На Лабе в результате обвала и взрывных работ в "Соленых скалах" появился новый порог - "Кирпич". Находится на месте бывшего прижима у правого поворота реки.

У левого берега лежат два огромных камня, отколовшихся от склона. Камни подпирают реку и перед порогом образовался большой плес. Река устремляется между камнем-обломком и правым берегом, у которого лежат бревна.

Бoльшая часть прохода перегорожена по центру низким плоским камнем-кирпичом, который при определенном уровне воды заливает, а при более низком - остается только узкий слив между кирпичом и бревнами у правого берега, куда идет основная струя. Через 4-5 метров она наваливает на острый камень. Между этим камнем и сливом образуется сложная бочка по типу котла.

Для успешного прохождения порога необходимо успеть уйти влево от камня, не перевернувшись в достаточно жесткой бочке. При этом для катамарана-двушки при невысокой воде видимо единственным вариантом является заход в бочку полулагом, так как иначе неизбежно столкновение с бульником и киль либо разбор судна на части.

Между правобережным камнем-обломком и кирпичом есть еще один узкий слив, но поперек него лежало бревно.

Первопрохождение совершила группа из Ростова-на-Дону и Черкесска, как следует из надписи на обрушившемся куске скалы по левому берегу.

Наша команда прошла его три раза усиленными экипажами: два раз в воду чуть ниже средней и один раз - по воде выше среднего уровня. По высокой воде порог сильно упрощается, так как не требует сложного маневра на заходе, поскольку кирпич заливает и можно прыгать прямо через него.

После порога идет довольно бурный участок "Соленых скал", примерно через 50 м. на левом берегу есть довольно удобное место для организации страховки морковкой и улово для чалки и постановки страхующего судна.

Алексей Мурынов


"Кирпич" (Александр)

Новый порог "Кирпич" расположен в середине каньона "Солёные скалы", где река делает очередной левый поворот и русло заметно расширяется. С левого берега непосредственно к реке подходит дорога, и с реки отчётливо просматриваются скальные выходы. Теперь здесь большая запруда, образованная сброшенными в реку валунами. Первый из них перекрывает около половины русла реки и непосредственно примыкает к левому берегу. Правый берег подмыт, и завален упавшими в реку деревьями, направление которых совпадает с течением. Примерно по середине оставшейся части русла расположена полуобливная плита, которая имеет наклон относительно горизонта.

Основной проход находится ближе к правому берегу, у поваленных деревьев, которые придают этому порогу наибольшую опасность. Здесь образован слив, высотой не более 1,5 м, однако в малую воду, довольно крутого характера, а также собственно бочка, после которой торчит зуб — скальный обломок. Далее следует сильная шивера, длиной около 100 м состоящая, в основном, из валов. При уровне воды "выше среднего" характер порога меняется, слив становится не таким высоким и крутопадающим, однако после него бочка становится более широкой и мощной, а зуб полностью становится скрытым, зато после него образуется ещё одна бочка — но менее сильная. Выходная шивера также приобретает более мощный характер.

Наиболее неприятным в пороге "Кирпич" являются поваленные деревья, в непосредственной близости от которых приходится планировать свою линию движения. В случае переворота катамарана в сливе велика опасность застрять в этих деревьях. При нашем уровне воды (выше среднего) мы этот порог не шли, однако группа знакомых, которые опережали нас на три-четыре дня, этот порог прошла без проблем по менее низкому уровню воды. Кстати, на камне, перекрывающем основную часть русла, имеется надпись краской о первопрохождении этого порога смешанной группой туристов (Черкесск и ещё какой-то город) 1 мая.

Василий Горбачев / Гольфстрим 10 –2001/

Безопасность: #Б.Лаба Юрий 20.02.02 22:41:14
Порог «Кирпич» находится на S-образном лево-правом повороте в середине «Соленых скал» сразу после галечного заросшего острова по левому берегу. Два дома перекрывают реку более чем на половину с левого берега . Проход под правым берегом через обливную плиту. Правый берег осыпной.

Обозначения на схеме 3:

1 – поляна лагеря.

2
– автомобильный мост.

3
– фактическое начало каньона, последняя чалка ЛБ.

4
– заливной островок мелкого леса, возможна относительно безопасная промежуточная чалка. Помощь с берега желательна.

5
– кульминационный участок каньона. Более спокойный проход – под ПБ через мелкие сливы.

6
– навал на высокую скалу с суводью слева. Наверху скалы – отличный наблюдательный пункт, но фотографии оттуда плоские и невыразительные.

7 – микроскопический уловок – вероятное место аварийной чалки.

8 – ориентир окончания каньона – огромный камень-«дом» с деревцем на вершине. Чалка возможна как прямо перед ним, так и в его тени. Желательнa подстраховка с берега, так как настоящего улова нет – струя проносит мимо.

10 – место для лагеря рядом с дорогой. Первая возможность разворота для машины от моста 2.


Локальный порог «Затычка»

Расположение: метров 400 ниже точки 10 схемы. Прекрасно виден с дороги. Перепутать с чем-либо еще трудно.
Общепринятый и наиболее разумный заход – от места стоянки в конце каньона 8, 10.

"Затычка" Осень 2000 г. (А.Беляков) Хорошо видно 2 центральных зуба. Весной в среднюю воду они прикрыты водой, в большую закрыты

Общепринятая ошибка – недооценивать при просмотре с идущей высоко по берегу дороги отдельные бочки на заходе (точка 9 схемы 3). Как результат иногда наблюдаются кили. Аварийная чалка возможна в районе впадения ручья ПБ (12). У ЛБ близко дорога (11), но уловов нет.

Само прохождение «Затычки» – предмет индивидуального творчества, сильно зависит от уровня воды и потому детальные технические рекомендации бессмысленны.
При высоком уровне воды аккуратный заход является почти единственным, что можно сделать перед нырком (буквально) в гигантский унитаз 
(14) . Однако именно заход порой просматривают не очень внимательно, загипнотизированные главной бочкой. После прохождения первого невысокого слива (13) возможна потеря точной ориентировки (особенно на малых судах). Крайне полезно предварительно наметить себе один-два ориентира, хорошо видимых с уровня воды.

"Затычка" Весна 1999г. (Р.Медведев) Весной зачастую между центральными зубьями торчат бревна, прохождение - на любителя...
"Затычка" Весна 1996г. (А.Минин) Прохождение в большую воду
Киль в "Затычке" (Котов)

 

 

 

 

 

 


В последние годы в основном сливе «Затычки» торчат бревна, поэтому ходят ее мало… Я слышал о прохождении в большую воду через канализацию справа…
АМ.

"Затычка" Весна 1994г.  (А.Минин) Вариант прохождения для 
четверок - прыгнуть между
камнем ПБ 
и централь
ным 
зубом
"Затычка" Кат- 4 в пенной яме (Котов)   

                     

 


Улово в Рожкао

Удачное дополнение водного полигона, которым является часть реки, описанная выше. Расположено непосредственно возле автомобильного моста. Представляет собой постоянно пополняемый источник разнообразных плавучих предметов, как то: деревьев, веток, весел, каяков, касок и т.п. Вероятность того, что упущенный плавучий предмет будет выброшен на берег именно там достаточно велика.


Сплав от Рожкао до Курджиново

Около 3 часов ЧХВ. Течение быстрое, река красивая. Имеется один порог-шивера в крутых изгибах русла уровня около 3к.с. Разведки не требуется. Несколько скальных сужений сложности не представляют.

В Курджиново можно чалиться непосредственно у автомобильного моста. С намерением немедленного отъезда – у галечных отмелей ЛБ рядом с автостанцией. При необходимости ночевки – более сложная чалка у полян в мелколесье ПБ метров за 300 до моста.

На этом легком участке весной 2001 года погиб человек из группы с недостаточным опытом, Лаба ниже Рожкао была заявлена, как «тройка». Вот описание этого случая на http://tourism.yaroslavl.ru/wtboard/41.shtml АМ:

Результаты опроса туристической группы волгоградцев о несчастном случае на реке Б.Лаба Карачаево-Черкесской Республики 4 мая 2001 года.                    

4 мая 2001 года группа вышла на маршрут в следующем порядке: катамаран-1, катамаран-2, КНБ-1, КНБ-2, каяк.

После прохождения препятствий, где выставлялась страховка, порядок следования по маршруту был изменен в связи с тем, что по дальнейшему описанию маршрут имел меньшую сложность, а также для обеспечения страховки наиболее слабого экипажа,
имеющего в этот день переворот: КНБ-1, каяк, катамаран-2, КНБ-2, катамаран-1.

Дальнейшее следование осуществлялось следующим образом: байдарку-2 персонально
подстраховывал катамаран-1. Второй катамаран-2 сопровождал КНБ-1, каяк. При движении произошел разрыв дистанции до 200 м, руководитель принял решение зачалиться на острове

– для восстановления визуального контакта с отставшими экипажами: КНБ-2 и катамараном-1;

– в связи с видимым усложнением участка реки (сужение русла, увеличение скорости движения реки, скальными образованиями).

В момент чалки каяка произошел переворот с выносом каяка на поток, каякер не встал,
КНБ-1 и катамаран-2 приступили к выполнению спасательных работ.

Ниже по течению от места переворота каяка байдарка-1 руководителя зацепила спасконцом каяк. В момент зацепки каяка руководитель отдал команду катамарану-2
чалиться у берега и осуществлять страховку остальных судов группы.

При попытке зачаливания каяка к берегу байдаркой-1 руководителя произошел её переворот, на косых валах в каньонном участке реки (урочище «Узкое»). В дальнейшем перевернутые КНБ-1 и каяк удалось зачалить на берег от места переворота каяка – 300–500 м, места переворота КНБ-1 – 20–40 м.

С отставанием от киля каяка в 2–3 минуты произошел переворот выше по течению реки КНБ-2. Катамаран-1 сопровождения приступили к выполнению спасработ.

При прохождении перевернутой КНБ-2 мимо катамарана-2 был брошен спас-конец, упавший в зоне досягаемости экипажем. Экипаж не отреагировал (со слов члена экипажа в больнице, она не заметила ни катамарана-2, ни брошенного спасконца).

В дальнейшем экипаж катамарана-2 находился на берегу, наблюдая сближение 2-го катамарана-1с аварийной байдаркой-2 на короткую дистанцию. Экипаж решил, что необходимости их участия в спасработах отсутствует.

При сближении катамарана-1 в каньонном участке реки (урочище «Узкое») с аварийной
байдаркой-2 до 5 метров произошло непроизвольное выпадение спасконца, закрепленного обоими концами за раму катамарана, получившаяся петля зацепилась
за подводный предмет на мелководье, при этом катамаран-1 придавило потоком. Капитан катамарана после попыток отцепиться отрезал спасконец, потеряв на этом время, за которое байдарка-2 ушла за пределы видимости в правый поворот каньонного участка реки. В дальнейшем катамаран-2 был вынужден пристать к берегу в связи с повреждением правого баллона.

В момент прохождения аварийной байдарки-2 мимо перевернутой КНБ-1 и каяка была сделана неудачная попытка бросить еще не полностью набранный спасконец.

Затем руководитель группы на полузалитой байдарке-1 предпринял попытку догнать аварийную байдарку-2. При посадке в байдарку-1, не заметив, сорвал перепускную систему баллонов, вследствие чего воздухиз баллонов начал выходить, вода стала перетекать в корму, вытеснив оставшийся воздух в баллонах в нос. В результате байдарка-1 приняла вертикальное положение, и, потеряв управляемость, попала в прижим. Затем произошел переворот с последующим выносом байдарки на берег через 70–110 м. Руководитель группы выбежал на дорогу, остановил встречный УАЗ и на машине предпринял попытку догнать аварийную байдарку-2. Обогнав байдарку-2 на машине и выйдя на берег, наблюдал прохождение байдарки-2 с двумя членами экипажа, на крики руководителя они не реагировали и активных действий не принимали. Затем руководитель вернулся в машину и, вторично обогнав байдарку-2, вышел на берег и наблюдал сплавляющуюся байдарку-2 с одним членом экипажа, который на крики руководителя не реагировал. Находившиеся рядом с руководителем водительи пассажир, видели, что он махнул рукой. Затем, сев в машину и проследовав далее (дорога уходила в сторону от реки, возвращаясь к ней примерно через 1,5 км), где некоторое время вразбоях струй ожидали прохождение байдарки-2 и человека. Простояв 10–15 минут, руководитель
поехал на КПП заповедника, где егерем была вызвана милиция и скорая помощь.

По прибытии милиции и скорой помощи на машине проследовали вверх по течению реки к месту нахождения группы, где узнали, что обнаружили девушку с КНБ-2, выбравшуюся самостоятельно на правый берег.

В связи с наступлением сумерек и не прекращающимся дождем сотрудники милиции и скорой помощи отказали в дальнейших поисках пропавшего члена экипажа КНБ-2, посадив группу в машину (несмотря на требование группы и руководителя продолжить поиски), отправили в поселок Курджиново и разместили в помещении больницы скорой помощи. На следующий день группа была вызвана милицией в 800 отделение, откуда были
организованны поиски пропавшего на реке.

Экипаж на катамаране-2 в составе руководителя и каякера прошли участок маршрута от места нахождения верхнего по течению реки катамарана-2 до поселка Азиатский. Одновременно с КПП был организован осмотр берегов вверх по течению реки до поселка Азиатский.

За 15–20 минут до экипажа поискового катамарана-2 по этому участку прошла группа туристов из Ярославля,
которые обнаружили байдарку-2 выше Кривого моста и тело пропавшего ниже по течению реки недалеко от селения Грушевая поляна. С их слов, они вытащили тело на берег острова, где группа его в последствии и обнаружила.

Затем с помощью группы из Москвы тело было доставлено в поселок Азиатский, где и находилось до прибытияродственников с 5.05.01 по 7.05.2001 г.

По словам врача, делавшего заключение, смерть наступила в результате черепно-
мозговой травмы. Имелись следы ударов в левый висок и теменную область головы.

Данный текст был составлен по результатам опроса членов группы.  

 


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |