Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь 

 

Отчет сплава по рекам

ЛОЙМОЛАНЙОКИ - КОЛЛАСЙОКИ- УКСУНЙОКИ 

2005 г.

 

 

Выбор маршрута

Все начиналось просто:

граф опустил ладони на карту…

 

Выбор района для данного маршрута был предопределен еще год назад,  когда среди слухов, рассказов и Интернет описаний всплывали названия рек Уксунйоки, Лоймоланйоки, Колласйоки. Вот и решили связать эти три реки в один поход с автомобильной переброской с Колласйоки на Уксунйоки и волоком с Лоймоланйоки до каньона Водопадный на Колассйоки.

 

Крутые дяди говорят: твои потуги смешны,

куда годна твоя дурацкая рать.

Послушай сам, коснется  дело настоящей войны –

они же строя не сумеют собрать…

 

Категория данного маршрута не была определена, но так как по словам авторитетов и многочисленных Гуру (никогда не бывавших в том районе и не сводивших ни одного водного похода) «…в Карелии нет каньонов и порогов выше третьей категории сложности…», мы и собирались на 3 категорию.

Отдельное спасибо всем тем, кто так или иначе помог свершиться этому  походу: Рязанской Государственной Радиотехнической Академии и лично проректору по воспитательной работе г-же Игнатьевой З.В. за материальную поддержку, Академии Министерства Внутренних Дел за предоставленный материал для пошива катамаранов (пожертвовали собственные рекламные баннеры на благое дело) и всем тем, кого было бы некорректно упоминать по этическим причинам…

Описание района похода

Республика Карелия расположена на северо-западе России, входит в состав Северо-Западного федерального округа Российской Федерации.

Площадь Карелии - 180,5 тыс. кв. км (1,06% территории РФ). Протяженность территории республики с севера на юг достигает 660 км. С запада на восток по широте г. Кеми протяженность составляет 424 км. На западе Карелия граничит с Финляндией, на юге - с Ленинградской и Вологодской областями, на севере - с Мурманской, на востоке - с Архангельской областью. На северо-востоке республика омывается Белым морем. Западная граница Карелии совпадает с государственной границей РФ и Финляндии и имеет протяженность в 723 км.

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года численность населения Республики Карелия составляет 716 тыс. человек Городское население составляет 75% (537 тыс. человек), сельское 25% (179 тыс. человек), 37% населения проживает в столице Республики - г. Петрозаводске. Плотность населения республики 4 человека на 1 кв. км

Средний возраст населения республики по данным ВПН-2002 составляет 37,1 лет. Численность населения трудоспособного возраста составляет 450 тыс. человек, старше трудоспособного возраста - 137 тыс. человек.

Национальный состав населения: русские - 73,6%,  карелы - 10%, белорусы - 7%, украинцы - 3,6%, финны - 2,3%, вепсы - 0,8%.

В состав республики входят 19 муниципальных образований, 808 населенных пунктов. Муниципальное образование возглавляет глава, избираемый в соответствии с Законом Республики Карелия "О выборах депутатов представительных органов и глав местного самоуправления".

Республика Карелия состоит из следующих административно-территориальных единиц: районы: Беломорский, Калевальский, Кемский, Кондопожский, Лахденпохский, Лоухский, Медвежьегорский, Муезерский, Олонецкий, Питкярантский, Прионежский, Пряжинский, Пудожский, Сегежский, Суоярвский; города республиканского значения: Петрозаводск, Костомукша, Сортавала.

Большая часть территории Карелии - холмистая равнина с ярко выраженными следами деятельности ледника. Волнистая каменная твердь земной поверхности и ныне сохраняет следы древних гор. Карелию часто образно называют "твердокаменной озерно-лесной", подчеркивая ведущие элементы ландшафта, неповторимые сочетания, созданные пространствами причудливых очертаний множества озер и разделяющих их каменисто - сглаженных междуречий, покрытых зеленью тайги.

Более 49% площади республики покрыто лесом (основные породы: сосна и ель), 25% территории составляет водная поверхность. В Карелии более 60 тыс. озер и 27 тыс. рек. Самые крупные озера - Ладожское (площадь 17,7 тыс. кв. км) и Онежское (площадь 9,9 тыс. кв. км). Наиболее крупные реки: Водла (400 км), Выг, Ковда, Кемь, Суна, Шуя. Общая протяженность водной сети составляет почти 83 тыс. км.

В недрах Карелии выявлено более 50 видов полезных ископаемых, расположенных более чем в 400 месторождениях и рудопроявлениях. Полезные ископаемые: железная руда, титан, ванадий, молибден, благородные металлы, алмазы, слюда, строительные материалы (граниты, диабазы, мраморы), керамическое сырье (пегматиты, шпат), аппатит-карбонатные руды, щелочной амфибол-асбест.

Республика Карелия имеет благоприятное экономико-географическое положение (близость к центральным индустриально-высокоразвитым районам России и Западной Европы, наличие развитой воднотранспортной системы), а также значительные запасы природных ресурсов.

Следует так же отметить богатство и разнообразие животного мира Карелии - свыше одного миллиона представителей, одних только комаров девятьсот пятьдесят тысяч видов.

Место Карелии в народнохозяйственном комплексе России определяется, прежде всего, отраслями, использующими местные природные ресурсы (лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, черная металлургия, промышленность строительных материалов), а также отраслями, работающими на привозном сырье - машиностроение и цветная металлургия.

На долю республики приходится 10% добываемой в РФ железной руды, 23% - производимой в РФ бумаги, 9% - целлюлозы, 7,3% - деловой древесины, 4,0% - пиломатериалов, около 60% - бумажных мешков.

Заброска

В нашем случае проблем с заброской не было:

 

14.20 – Рязань 2 – э/поезд - Москва Казанский вокзал - 18.30

19.28 – Москва Ленинградский вокзал – поезд № 382 - Петрозаводск – 10.17

 

Далее, на заказанном через Интернет  микроавтобусе до моста через реку Лоймоланйоки или на поезде Петрозаводск – Райконкоски (по нечетным в районе 19 часов) до станции Лоймола.

Мы забрасывались к мосту через реку. В поселке Лоймола поворот с основной дороги влево и далее около 5 км до развилки. Дорога к реке уходит влево, читается слабо. По нашей погоде (снег до 1.2м) проезд невозможен, поэтому далее – пешая заброска по дороге (наст почти держал) около 1.2 км.

 

Варианты автомобильной заброски:

1.        Илья Тимин +7(921)727-84-84 – 13 руб./км.

 

2.        tourauto@onego.ru  +7(8142)70-13-93, 8(8142)74-94-63 Наталья

8(9114)09-46-96 диспетчер. Стоимость – 2500 рублей.

 

 

Лоция

Лоция написана под впечатлением от отчетов Афанаса ®, идея похода – повторить переход тов. В.Воробьева с Ней… «Василий Воробьев. Белое Безмолвие или Лоймола -- Колласйоки 99 (триллер)», «Пешка с Катамараном или В поисках утраченного экстрима.»

Данная лоция пригодна для раздолбайски двигающихся и постоянно поддувающихся катамаранов в условиях перемещения по льду и глубокому снегу по берегу и прохождению с осмотром только именных или особо «шумных» препятствий при сплаве.

В лоции указано время между препятствиями, то есть время между моментами «обнаружения и фиксации» препятствия и занесения координат следующего препятствия в GPS. Причем к координатам GPS надо подходить «творчески»… часть препятствий отмечалась по месту, то есть прямо во время прохождения, часть, то есть именные препятствия зафиксированы с берега или сразу после прохождения. Приблизившись к отмеченным координатам, необходимо усилить внимание как исходя из вышесказанного, так и вспомнив о том, что GPS имеет определенную погрешность .Шиверы пронумерованы в порядке их прохождения, что возможно отличается от общепринятой нумерации.

Категория сложности маршрута– не определялась. Смотри выше мнение Гуру.

Замечание: Лоймоланйоки – вода чуть выше средней, Колласйоки – выше средней, Уксунйоки – вода на 2 м выше средней паводковой нормы.

Сокращения:

ЛБ – левый берег,

ПБ – правый берег,

ЛП – левый поворот,

ПП – правый поворот.

 

Лоймола

Время между, 00ч00м

Расстояние, км.

Объект

Примечание, описание

Координаты GPS

1

00.00

0,0

Стапель

Стоянка у моста

N61 55.722 E31 48.472

2

00.05

0,425

Шивера1

Сходу по струе

N61 55.540 E31 48.541

3

00,12

0,790

Шивера2

Сходу по струе

N61 55.366 E31 49.175

4

00,05

0,438

Шивера3 (в отчетах – «двенадцатая шивера»)

Трековая, среди узкого лабиринта с наледью по ЛБ, образующей карманы. Требует мгновенной оценки и реакции

N61 55.312 E31 49.595

5

00,35

2,32

Стоянка

 

N61 54.476 E31 50.937

6

00,06

0,344

Шивера4

Сходу по струе

N61 54.441 E31 51.264

7

00,06

0,524

Шивера5

Сходу по струе

N61 54.238 E31 51.486

8

00,15

1,248

Шивера6

Сходу по струе. Почти сразу за ней – небольшое расширение реки, за которым – порог Веер.

N61 53.716 E31 51.992

9

00,05

0,635

Пор. Веер 3к.с.

Осмотр по ЛБ. Порог на плавном правом повороте. В пороге ближе к ЛБ - ряжевая стенка с растущими деревьями Сильный шум в небольшом расширении реки, чувствуется подпор воды, в «правом» верхнем углу резко опускается лес.

N61 53.458 E31 52.368

10

00,05

0,358

Шивера7

Сходу по струе

N61 53.309 E31 52.461

11

00,50

1,499

Шивера8

Расположена на выходе из небольшого озерца по прямой протоке, сильный шум. Проходится сходу по струе

N61 52.869 E31 52.787

12

00,17

1,08

Выход в оз.Коприярви

 Хорошая стоянка по ПБ на небольшом мысу, за ней на озере начинается лед.

N61 52.673 E31 52.013

13

???

???

Стоянка

Лед на озере, условно держит, поэтому у нас – волок. По возможности идти вдоль ПБ (на самом деле это большая коса на озере)

N61 52.612 E31 52.359

14

???

???

Стоянка ЛБ

Лед на озере

N61 52.544 E31 52.802

15

???

???

Стоянка ЛБ

Лед на озере

N61 52.067 E31 52.651

16

00,10

0,869

Шивера 9, сразу за остатками моста

 На выходе из озера. Время указано от окончания ледового поля, от которого до выхода из озера   ~200м

N61 51.691 E31 52.318

17

00,20

0,409

Пор.     «Кривая бочка»  или «Ядрена вошь»          2 к.с.

 

Крутой ПП, слышен шум воды (просто мощная шивера, слив с косой правой бочкой). Осмотр по ПБ.

N61 51.555 E31 52.544

18

00,25

0,846

Шивера10

 

N61 51.192 E31 52.960

19

00,10

0,742

Шивера11

 

N61 50.831 E31 53.195

20

00,05

0,480

Шивера 12

 

N61 50.637 E31 53.351

21

00,05

0,295

Шивера13

 

N61 50.568 E31 53.178

22

00,05

0,586

Пор.

Райякосски 2 к.с.

 

Ориентир - скалы с трещинами на ПБ. Мощная шивера. Проход по струе, много камней, остатки ряжевой стенки

N61 50.287 E31 53.095

23

00,35

1,84

Стоянка

Почти читается с воды

N61 49.484 E31 53.532

 

24

??

 

Оз. Сариярви

На озере  - подтаявший лед. Наст не держит человека, но держит катамаран. Курс – на большой остров, далее – на правый из двух  маленьких островков. Оттуда неявно, но читается выход из озера по ПБ.

N61 49.426 E31 54.113

25

??

2,176

Шивера15

Сразу на выходе из озера

N61 48.845 E31 54.366

26

00,20

1,21

Пор.Цис      2 к.с.

Слив с бочкой.  Проход по струе

N61 48.378 E31 54.775

27

0,20

0,660

Стоянка

Почти читается с воды

N61 48.221 E31 55.317

28

00,05

0,198

Шивера16

Сходу по струе

N61 48.262 E31 55.433

29

00,05

0,664

Шивера17

Сходу по струе

N61 48.204 E31 56.000

30

00,05

0,326

Шивера18

Сходу по струе

N61 48.077 E31 56.160

31

00,05

0,408

Стоянка

Почти читается с воды

N61 47.927 E31 56.264

32

00,5

0,2

Шивера19

Мелко, много камней. Внимание! Сразу за шиверой  начинается пор. Табун на ЛП после островка у ПБ.

N61 47.857 E31 56.234

33

00,05

0,340

Порог        Табун 4 к.с.

Осмотр по любому берегу. Осматривали по ЛБ, т.к. у нас – стоянка, но очень плохая. Сразу за порогом на ЛБ – стоянка (посредственная). Порог начинается как шивера, шума практически не слышно. На заходе - много камней, держаться ближе к ПБ, уходя к центру после поворота. Несколько сливов с бочками. ПП с сильным прижимом под скалу. Сразу за порогом - небольшое озерцо. Выход слева.

N61 47.796 E31 56.133

34

00,20

0,525

Шивера20

На выходе из озерца. Сходу по струе, ближе к ЛБ.

N61 47.696 E31 55.818

35

00,05

0,307

Шивера21

Сходу по струе

N61 47.609 E31 56.046

36

00,05

0,250

Шивера22

Сходу по струе

N61 47.539 E31 56.135

37

00,10

1,12

Шивера23

Сходу по струе

N61 47.246 E31 57.212

38

00,15

1,07

Шивера24

Сходу по струе

N61 46.926 E31 58.027

39

01,00

3,63

Оз.

Ориваярви

Время условно, озеро со льдом шли вдоль ЛБ (полынья). Стоянка на длинной косе на ЛБ. Антистапель.

N61 46.000 E32 00.665

 

Волок на Колласйоки

Длина волока около 10-12 км (как повезет). Время прохождения сильно зависит от погодных условий. У нас  переход занял два дня. Дорог в этом районе нет, идти приходится через лес по азимуту. Сильно облегчает ориентирование наличие GPS. Снег глубокий, под ним – вода. Рекомендуется перемещаться в неопрене.

 

40

04,30

3,84

Р. Яриваярви

Волок на р. Колос. Время условно. Глубокий снег до 1.3м. В среднем проходили около 300 метров и 5-10 минут отдых

N61 46.316 E32 03.075

40

03,00

2,016

Р. Бол. Яриваярви

Брод в районе сужения реки и шиверы. Время условно. Глубокий снег до 1.3м. На подходе к броду много петляли по болоту, пытаясь выбрать, где мельче.  Стоянка на ПБ.

N61 46.732 E32 04.510

41

06,30

4,93

 

Стапель.

Порог Каньон    Водопадный

Стоянка над порогом в районе второго слива. Места для палаток мало, камни.

N61 47.901 E32 08.240

Колласйоки

41

 

 

Стапель.

Порог Каньон Водопадный                5-6 ?? к.с.

Осмотр по обоим берегам, обнос по левому берегу, стоянки по обоим берегам как над каньоном, так и в его конце на острове. На левом берегу над порогом висит красный пакет (говорят, единственный ориентир с воды, кроме  сильного шума). Описание порога – см. ниже

N61 47.901 E32 08.240

42

00,20

0,96

Стоянка

 

N61 47.695 E32 08.701

43

00,20

0,832

Шивера25

Сходу по струе

N61 47.350 E32 08.946

44

00,20

0,96

Шивера26

Сходу по струе

N61 47.062 E32 09.046

45

00,45

2,08

Шивера27

Сходу по струе

N61 46.327 E32 09.811

46

00,40

1,76

Шивера28

Сходу по струе

N61 46.120 E32 09.900

47

00,30

1,12

Шивера29

Сходу по струе

N61 45.840 E32 09.882

48

00,10

0,672

Стоянка

 

N61 45.406 E32 10.166

49

00,25

2,4

Шивера30

Сходу по струе

N61 44.558 E32 11.518

50

00,10

1,10

Шивера31

Сходу по струе

N61 44.170 E32 11.463

51

00,25

2,46

Порог Каньон Карманный 3 к.с.

Осмотр по левому берегу, стоянка прямо напротив «карманов» (забиты бревнами и залиты доверху). В заходной шивере видны высокие скалы правого берега. Зачаливание для осмотра на любой берег. При прохождении – сильный прижим на  левом повороте, далее сходу по струе (обнаружили небольшой слив).

N61 43.088 E32 12.154

52

00,15

0,524

Стоянка

 

N61 42.897 E32 12.558

53

01,00

2,7

Выход в озеро. Окраина пос. Колатсельга

Сильный встречный ветер на озере. Машину можно найти в Лесхозе. Всегда есть трезвые водители, даже вечером 9 Мая

N61 40.726 E32 13.748

Автомобильная переброска на р. Уксунйоки. В два этапа без разбора судов на уазике-буханка.

Уксунйоки

54

 

 

Мост через Уксунйоки

Время зависит от скорости поиска машины и ее скорости на трассе

N61 39.553 E31 54.301

 

 

 

 

 

55

00,05

0,378

Порог     Мостовой           3 к.с.

Вскоре после нового моста на правом повороте. Река разделяется на две протоки, идти левой. Осмотр по левому берегу. Стоянки на обоих берегах как выше, так и ниже порога.

N61 39.440 E31 54.209

 

 

 

 

 

56

00,05

400

Шивера32

 

N61 39.441 E31 53.858

 

 

 

 

 

57

00,20

2,48

Стоянка

 

N61 38.348 E31 53.896

 

 

 

 

 

58

00,15

1,560

Стоянка

 

N61 37.668 E31 54.141

 

 

 

 

 

59

00,10

1,344

Стоянка

 

N61 37.105 E31 53.751

 

 

 

 

 

60

00,10

0,879

Шивера33

 

N61 36.772 E31 53.551

 

61

00,40

3,584

Стоянка

 

N61 35.381 E31 52.267

 

62

00,15

0,347

Стоянка

 

N61 35.176 E31 52.212

 

63

00,10

1,07

Стоянка

 

N61 35.288 E31 51.472

 

64

00,15

1,16

Стоянка

 

N61 35.140 E31 50.580

 

65

00,10

0,92

Стоянка

 

N61 34.785 E31 50.050

 

66

00,10

1,04

Стоянка

 

N61 34.653 E31 49.377

 

67

00,35

2,56

Стоянка

 

N61 33.863 E31 48.469

 

68

00,05

0,728

Стоянка

 

N61 33.764 E31 47.682

 

69

00,35

3,344

Лососевая шивера        2 к.с.

Якобы здесь видели живого лосося или потеряли лососевые консервы

N61 33.436 E31 45.236

 

70

00,05

0,826

Стоянка

 

N61 33.502 E31 44.482

 

71

00,20

1,84

Шивера34

 

N61 33.534 E31 43.110

 

72

00,15

1,6

Порог       Розовый Слон            3 к.с.

Осмотр по левому берегу, обнос по правому, стоянки на обоих берегах. Сильный шум сразу за левым поворотом. В большую воду проходима даже правая протока, в основном сливе появляется косой вал в сливе. Внимание! В сливе бревно!!!

N61 33.603 E31 42.159

 

73

00,05

0,424

Порог Мельница     3 к.с.

Осмотр по любому берегу, обнос по правому. Стоянки на правом берегу. Виден с Розового Слона.

N61 33.700 E31 41.968

 

74

00,40

3,456

Порог Каньон 4.к.с.

Осмотр по левому берегу, обнос по правому берегу. Стоянки на правом берегу. Видны поднимающиеся скалы и остров, делящий заходную шиверу на две части. Внимание! В правой части слива дерево, скрытое водой! Проход под левым берегом.

N61 33.694 E31 40.121

 

75

00,20

0,749

Шивера35

 

N61 33.696 E31 39.724

 

76

00,25

1,198

Порог

Храмина           4-5 к.с.

Осмотр по правому и левому берегу, обнос по правому берегу. Стоянки на правом берегу. Сразу за порогом длинная шивера. Сильный шум, подпор воды.

N61 33.211 E31 38.141

 

77

00,30

4,08

Шивера36

В большую воду появляются сливы, валы и бочки.

N61 31.793 E31 36.886

 

78

00,15

 

Шивера37

В большую воду появляются сливы, валы и бочки.

N61 31.024 E31 36.543

 

79

00,30

1,064

Антистапель

Каменная плита на правом берегу

N61 30.757 E31 35.919

 

 

Порог Каньон Водопадный

Каньон  Водопадный является  самым сложным  и зрелищным препятствием  реки Колос.  Высота скал достигает 15-20  м. Приблизительная длина порога вместе с заходной и выходной шиверами ~ 1200 м, самого каньона 600-800 м. Порог представляет собой череду из  шести водопадных сливов с бочками и скальными прижимами, из которых наиболее мощные – первый слив( ~3м) и третий (~3 м ). При  большой воде часть потока после второго слива  устремляется в карман правого  берега непосредственно перед третьим сливом. На  протяжении каньона река  падает более чем на 20 м. Особую опасность создают поваленные по берегам, полузатопленные деревья. Обнос каньона осуществляется по левому берегу, осложнён буреломами  и выходами скал. Длина волока ~1000м.

 

Фотографии

Идут по порядку, с комментариями отдельной «папкой». Видеозапись некоторых прохождений  прилагается отдельным файлом.

Выброска

Со станции Иля-Ууксу около 17 вечера ходит поезд до Лодейного Поля. В поселке живет Ольга с бешеным Уазиком, оснащенным верхним багажником и прицепом, цены умеренные. Стоимость поездки  до Лодейного поля – 3000 рублей.

(81433)27-456, +7(921)454-24-09 Ольга, Сергей.

Выводы по походу

Данный поход возможен только во время Майских праздников, то есть пока болота не растаяли полностью и по ним можно идти – проваливаясь в верхний, протаявший слой и опираясь на последующие слои льда. Комплектация групп – только физически подготовленными участниками. Теоретически можно ловить рыбу на порогах. Визит на Колласйоки пешком с Лоймолы – для сильных духом людей. Наличие GPS, даже с приблизительной картой сильно облегчает жизнь на этом участке маршрута. Просеки и зимники заросли: «Просеки в Карелии – это там, где деревья реже» (Р.Лаврешин). Местные уверяли в невозможности пройти этот волок весной и советовали, идти по свежему зимнику с конца озера Ориваярви до поселка Новая Лоймола (на картах не обозначен), и оттуда дойти до Колласйоки (пропустив Каньон Водопадный). Данный вариант нас не устроил…

Проще идти стандартную связку Лоймоланйоки – Уксунйоки с небольшим волоком. В этом случае удается захватить верхнюю часть Лоймоланйоки и нижнюю часть Уксунйоки.

Следует учесть возможность заморозков и непрекращающегося дождя.

 

 

И о медалях, орденах ты помышлять не моги,

Всего награда – только знать наперед,

Что по весне споткнется кто-то о твои сапоги,

И идиотский твой штандарт подберет.

 


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |