ВОРОНЬЯ-УЙМА-ПОГАНЫЙ-НЯЛЬМЙОРК-ХАРЛОВКА

15 июля – 2 августа 2000 года

Состав группы

Жуковская двойка 1 («Дуэт» Цветкова)

Виноградов Михаил – руководитель

Виноградова Нелли

1962

Жуковская двойка 2 («Дуэт» Цветкова)

Холодкевич Олег

Холодкевич Светлана – медик, казначей

1974

1973

Жуковская двойка 3 («Дуэт» Цветкова)

Лубневский Иван – видеооператор

1961

1987

Предыстория

После похода на Приполярный Урал летом прошлого года решили, что в следующий летний поход можно забраться еще северней, а также, что для полноты ощущений не мешает дополнить водную часть пешкой (на Урале эта часть похода нам особенно понравилась).

Но чтобы попасть на Кольский п-ов необходимо иметь пропуск, а чтобы получить этот пропуск, нужно заявить поход (в нашем случае IV категории сложности), а для этого будущим участникам похода нужны справки о покорении маршрута III категории. В результате весной мы всей командой посетили Карелию, пройдя по маршруту Колласйоки – Тулемайоки.

В общем, опыт совместных походов есть, суда испытаны, пропуска получены — можно идти.

Дневник похода

(с целью максимальной полноты освещения событий ведется из лодки Холодкевич Светланой и с катамарана Сергей Ириной)

Ирина

Перед походом на сборы – три дня. Мама покупает продукты, а я их упаковываю. Наконец, вещи вбиты в рюкзаки. Осталось только отправить их в привокзальную камеру хранения

15.07.2000

Дома у нас не было горячей воды, и мы с мамой поехали к Олегу со Светой вымыться перед дальним походом. Приняв душ и выпив чай с тортиком, все вместе выходим на улицу под дождь.

Подготовку к водной части маршрута проходили в Пушкине – бег к вокзалу под ливнем.

Поезд №185 Санкт-Петербург – Мурманск отправился в ноль с копейками. Впереди нас ожидали сутки пути, в течение которых нашей задачей было отоспаться и получше забыть о работе и прочих городских проблемах.

16.07.2000

Ирина

В поезде душно и жарко, одно только радует – проводник в нашем вагоне замечательный: желающим водяной душ устроил, и двери в тамбуре открыл. Мой экипаж умудрился за 10 минут искупаться в грязном озере во время стоянки поезда. Карты, карты, сон, еда, выгрузка, автобус… от вагонной жары очнулась только в грузовике, ведь в кабине сидела.

В Оленегорск поезд опоздал на 2 часа. Выгрузились на платформу. В 10:25 уходил автобус на Ревду, откуда до Лавозера около 20 км. Официальные билеты до Ревды обошлись нам в 305 рублей на 9 человек команды и багаж. Водитель автобуса согласился за 200 руб. довезти нас на ЗИЛе от Ревды до реки Нивки, где начинался наш маршрут. В принципе, на автостанции Оленегорска были и другие предложения по доставке группы в Лавозеро или к Нивке, но к моменту их появления мы уже приобрели билеты на автобус до Ревды.

Уехать сразу не удалось. Ушедший было автобус вернулся в Оленегорск за пассажирами опоздавшего Новороссийского поезда.

В Ревде автобус был отогнан на стоянку, и мы перекидали свое барахло в ЗИЛовский грузовик. В кабине с водителем остались дядя Ваня (для видеосъемки) и Иришка (на правах «ребеночка»). В Лавозере сделали остановку, чтобы Ваня мог сбегать на почту и дать телеграмму в турклуб о выходе группы на маршрут.

В кузове праздновали начало похода. Некоторое время пели песни, но клацать зубами на кочках быстро надоело. Сгрудились у заднего борта и, выглядывая из-под брезентового фартука, пытались подышать и обозреть окрестности.

Около 13:00 достигли моста через Нивку. Машина въезжать на мост не рискнула, и мы разгрузились на поляне на правом берегу. Позавтракали и стали собирать суда. Олег, отрабатывая наше дежурство, параллельно готовит обед, поскольку брошенные в желудки бутерброды настойчиво требуют компании. С дровами очень плохо. Сушняка нет, а ива и найденные поблизости подгнившие доски почти не горят.

Ирина

В этом походе мы дважды будем справлять дни рождения. У мамы – 22 июля, у Миши – 1 августа. И после обеда состоялась выдача подарков: маме – шлем, руководителю – весло. Вещи в водном походе нужные, поэтому и дарить их решили в начале похода, а не в середине или в конце.

Когда суда уже практически собраны, а обед еще не сварен, женской части команды удается улизнуть с поляны и, наконец, искупаться после поездной духоты на небольшом перекате выше моста. Вода очень теплая. Светит солнце, жара не меньше 25˚С. Мужчины, посмотрев на наши довольные физиономии, последовали нашему примеру.

Пока обедали, налетела мощная гроза. Тучи затянули все небо за каких-нибудь 10 минут. Народ успел распихать вещи по гермам и натянуть ватерблоки, так что ливень оказался бессилен.

На воду вышли в 17:00 под дождем. Сразу за мостом прошли два небольших мелких переката. Оба идутся под левым берегом, если, конечно, нет желания подрать шкуру по отмелям или проводить лодки. Вышли в Воронью около 17:40. Гребется хорошо. Идет дождь, но очень тепло. Воронья течет спокойно, но довольно быстро. Ширина реки ~100 м, встречаются большие разливы.

Ирина

Нивка очень мелкая, и для моего любимого вида транспорта – танка, здесь, прямо скажем, тесновато. Почти сразу после отплытия пришлось лезть в воду и проводить катамаран.

Пройдя Нивку, вышли в озеро, которое оказалось р. Вороньей. Пейзаж на берегу несколько уныл и необычен после Лосево. Сплав по такой реке для ката, конечно, класс! Но, посмотрев на удаляющиеся байдарки, мы слегка приуныли. Правда, почти сразу воспряли духом, услышав тарахтение катера. К стоянке на болоте подкатили в «карете», перегнав Ваню и Сан Саныча.

Около 19:00 встали на правом берегу на торфяном холме. Дрова приходится носить довольно далеко через морошковое болото, но зато с лысого бугра хорошо сдувает комаров. Катамаран пришел на стоянку минут через 15 после флагманской и нашей лодок. Им удалось воспользоваться бензиновым приводом в виде катера с геологами. Последними подползли Ваня с Санычем.

После ужина пошли на прогулку на катамаране: мы с Наталией купались, Олег с Геной ловили рыбу. Но толи мы их отвлекали, толи рыба там не водилась – в общем вернулись ни с чем.

Ирина

Меня купаться не взяли, ну и ладно, зато неспелой морошки наемся.

17.07.2000

Дежурят Наталия и Гена. Встали около 8:00. На воду вышли в 10:00. Идем вниз по Вороньей. Погода курортная: солнечно и жарко 27-30˚С.

К 12:15 справа увидели разлив и решили, что нашли устье Уймы. Остановились подождать кат и пообедать. Кату по гладкой воде, конечно, тяжеловато.

Встали на торфяном островке. Вдоль берегов таких островков множество: некоторые из них движутся по реке, другие стоят на месте. Берега болотистые. Лес (то есть чахлые деревца) начинается метрах в 50-100 от берега. На торфяных островках сухо и нет паразитов, так что можно раздеться и позагорать. Собственно, мы с Нелей уже и в лодках шли раздетыми.

На дрова нашли поблизости плавник. Пока котел грелся, Олег затеял рыбалку и, в азарте погнавшись за рыбой, ушел в торф по самые уши. Пока Ванек бегал за камерой, мне уже почти удалось при помощи Мишкиного весла выловить мужа. Вот и порыбачили!

Кат пришел минут через 40 после нас. Искупались, пообедали и пошли, как казалось, по Уйме. Но скоро выяснилось, что это просто разлив, который кончается тупиком. Пошли вдоль правого берега. Уйму нашли только к 16 часам (около часа потеряли в блужданиях по разливам и протокам). В устье уймы прямо по центру русла – очень приметный узкий, длинный островок с рядом сухих деревьев на нем.

На стоянку встали в 5-6 км выше устья Уймы. Ребята пошли на рыбалку. Гена и Олег поймали по хариусу, показав себе и остальным, что Уральское безрыбье здесь не должно повториться.

Спать легли рано около 22:00.

18.07.2000

Дежурит флагманский экипаж. Поднимаемся по Уйме. Плесы от 200 м до 1 км перемежаются порогами и перекатами от 50 м до 800 м. В порогах у берегов встречаются сливы до 70 см, по которым довольно трудно затаскивать лодку против течения. Местами лодки тянем бечевой, местами просто идем по руслу и толкаем. Жара. В ватерблоках и под накомарниками народ отпотевает и задыхается. Стоит раздеться, – комары и мошка не упускают добычу, обгладывают прямо налету.

На воду вышли в 9:30. Встали на обед после очередного переката ~800 м в 13:10. Пока ждали кат, сварили обед, поискали грибы, половили рыбу. Санычу удалось поймать щуку, но она оборвала блесну и упала в траву. Еще несколько секунд в траве длилась борьба между щукой, пытавшейся уйти обратно в реку, и Мишкой, не желавшим ей это позволить. В итоге Мишка был выкупан, и победа осталась на стороне щуки.

Кат пришел через два часа. Им лучше всех. Даже на плесах, где лодкам удается проходить на веслах, доблестному экипажу катамарана приходится толкать и волочить своего коня. К стоянке катамаранщики подползают промокшие до нитки, голодные и злые.

Ирина

Продолжаем подниматься против течения. Весело, мне, во всяком случае: наконец–то не просто сижу, а что-то делаю. Жарко, как в бане. Появляется желание раздеться, но как только разденусь, появляется  желание одеться (комарье обгладывает). Любимый танк уж очень тяжел и неповоротлив. Мы его то пихаем, то толкаем, то тащим. Скоро на руках понесем. Девизом этой реки для нас стала песня: «Матросская каска, веревка в руке, веду я кораблик по быстрой реке…». Мы, как финиковые пальмы в Египте: ноги в холоде (кат приходиться тащить на себе), а голова в тепле (стоит ужасная жара).

С обеда вышли в 16:30. Еще 2 часа шли до стоянки по таким же перекатам. Мишка и Олег решили тащить в одиночку, прогнав нас с Нелей на берег. Я только помогала Олегу поднимать лодку по высоким сливам.

Вечером ребята наловили еще рыбы. Так что после регламентного ужина поели еще ухи и жареного хариуса.

Ирина

Спать ложимся под монотонный стук комаров по палатке.

19.07.2000

Дежурят Ваня и Сан Саныч. Встали около 8:30. Искупались и позавтракали. На воду вышли в 10:30. Продолжаем движение вверх по Уйме. После стоянки прошли еще два порога ~200 м и ~400 м, после чего начался большой плес ~1,5 км. После плеса длинных порогов уже нет. Плесы перемежаются короткими локальными сливами. На песчаной косе решили с Олегом искупаться, благо комаров сдувало ветром, да и от команды мы вырвались вперед. Дождались Мишку. Прошли еще несколько порогов. Перед последним порогом реку пересекает брод.

К 13:00 дошли до поворота налево, где Уйма сливалась с другой рекой. На повороте – широкий песчаный пляж. Расположившись на нем, стали ждать кат. Погода, как на курорте. Комаров сдувает. Вода теплая. Пока ждали кат, купались и загорали. Кат пришел в 14:45. Им по плесам против ветра опять пришлось тащить свой танк на себе.

Ирина

Все как мы любим: ветер в лицо, теченье в ногах путается. Пока добирались до команды, Гена успел удачно порыбачить, а мы с мамой – искупаться. На обед был отличный ровный пляж.

Пообедали. В 16:00 продолжили путь. То, что мы приняли за нужный поворот, оказалось большим островом. Налево (по ходу движения) уходила узкая протока, которая вывела нас в озеро к 16:30.

Озеро небольшое. В поисках Поганого ручья быстро обошли берег. Не нашли. Мишка с Нелей вернулись в реку в надежде найти другую протоку. Остальные остались в озере рыбачить и загорать. Ванин экипаж мирно уснул посреди озера. Олег в ожидании Мишки поймал трех щук и в целях воспитания меня напихал их мне в очко (я с детства боюсь этих животных).

Ирина

Курорт продолжается! Зацепившись катом за камень, загораем, пока Миша с Нелей ищут нужную протоку. В надежде поймать большую рыбу, Гена заставил нас с мамой перегонять кат с места на место. Рыбу мы не поймали, протоку не нашли, пришлось спуститься немного вниз по реке.

Пришли Неля с Мишкой в 17:30. На реке ничего не нашли. Вышли на берег и через 0,5 часа Мишка вернулся, сообщив, что рядом есть другое озеро побольше, но как они связаны – не понятно.

Вернулись назад по протоке в реку. Вышли на правый берег. Разгрузились и около 1 км перетащили суда и шмотки на нужное озеро. Около 19:00 вошли в устье Поганого ручья.

Ирина

Если куда-то не добраться по воде, то можно и по суше. Хорошо идти по болоту с катом наперевес, да и с рюкзаком неплохо. Делаем первые тренировки по любимому виду спорта – пешке в 1 км. К вечеру дошли до ручья. Идем по Поганому. Поганый есть поганый. Но комаров до сих пор Уйма.

Подниматься оказалось легко даже кату. Ручей узкий, сильно петляет, но течение слабое и нет препятствий. Берега высокие. К воде спускаются кусты, из которых на неожиданную добычу готовы наброситься комары и мошка. Около 20:30 Мишка дал команду ставить лагерь. Берег обрывистый. Выходить не очень удобно, но зато наверху хорошая поляна. Ветер, правда, стих, так что комаров – туча.

С ближайшего бугра хорошо просматривается окрестная тундра. Вдалеке виден забор, который упоминался в описании.

20.07.2000

Подъем в 8:30. Дежурим мы с Олегом. Всю ночь над лагерем мерзко орала какая-то птица. Утром врага удалось обнаружить. Ко всеобщему удивлению им оказался огромный черный орел. Как-то до сих пор все мы привыкли думать, что орел должен охотиться молча.

На воду вышли в 10:30. Продолжаем подъем по Поганому. Стали встречаться пороги и камни. Часто суда приходится переставлять.

Ирина

Первым на воду сошел наш танк. И полез вверх по ручью. Мы с энтузиазмом набросились на «католомни» (маленькие пороги в русле, которое ýже  катамарана). Воды в Поганом явно не хватает, зато хватает рыбы. Гена одну щуку поймал руками.

Так идем часов до 12, пока кат еще в состоянии передвигаться. Вышли к забору, пересекающему тундру перпендикулярно ручью. Мужики ушли на разведку: в две стороны по дороге вдоль забора и вверх по ручью. Пока ребята ходили, мы успели искупаться.

Через 40 минут все вернулись. Дорог в нужном направлении не нашли. Выше по ручью обнаружили еще один длинный плес. Решили пройти плес и там обедать. В 15:30 закончили обед и сборку рюкзаков. Пешка уже ожидала своих героев. Искупались на дорожку и потащили лодки по тундре.

Идем в две ходки: заносим суда, возвращаемся – несем вещи. Первые 4 часа путь проходит вдоль Поганого ручья. Стараемся не спускаться в болотистые низины. Под ногами – карликовая береза, местами – морошка. На ночевку спускаемся обратно к ручью.

К 19:30 остановились на ручье. Поужинали. Мишка дал полчаса на пищеварение и погнал заносить лодки. Ветер к вечеру стих, и вокруг нас вьются толпы комаров. Лодки отнесли вверх по тундре примерно на 2 км. Подъем от ручья происходит по той же карликовой березе, без дороги. Ориентирами служат большие валуны и редкие чахлые деревца. Временами попадаются болота, которые не удается обходить – проходим вброд.

К 23:00 вернулись в лагерь, где оставалась одна Иришка. Народ еще взялся варить уху из пойманных Геной щук, но мы с Олегом откатились в палатку.

21.07.2000

Ночь была очень жаркой, хотя и шел небольшой дождик. Утром очень хочется купаться, но такое количество комаров, что всякие надежды на купание приходиться оставить.

Ирина

Сегодня дежурит наш экипаж. После завтрака мама моет котлы, а я – миски, кружки, ложки (впрочем, как всегда). Собрав вещи, идем искать лодки, оставленные где-то в тундре. Находим без проблем: как лежали, так и лежат – никто не унес. Топкие места преодолеваем, погрузив вещи на кат.

Вышли в 10:00. К 11:00 дошли до занесенных с вечера лодок. Ландшафт прежний. Идем до 14:00, пока Саныч окончательно не падает замертво. Суп варим, зачерпнув воду из лужи. Отдыхаем и в 15:30 идем дальше. Через две ходки (два заноса судов по 10 минут) выходим к дороге, которая идет в нужном направлении через заброшенный поселок на перевал. Дорога начинается в болоте, где идти по ней невозможно, – идем рядом. Метров за 200 до бочек, обозначающих приближение к поселку, дорога становится сухая и твердая.

В тундре – масса белых куропаток. Одна соскочила с гнезда в метре от дороги и, изображая подбитое крыло, поскакала по тундре. Но «сильно продвинутые» туристы не купились и тут же в кустах отыскали гнездо с пушистыми еще птенцами.

Поселок давно прекратил свое существование. Остались только водопроводные трубы и аккуратно разложенные пробы пород из скважин. Пробы рассортированы по скважинам и глубинам и разложены в ящики. Мишка и Неля, вспомнив о своем геологическом прошлом, проводит для остальных краткий ликбез по бурению скважин.

От поселка дорога поднимается на перевал. До ручья внизу остается не больше двух ходок. В это время нас настигает гроза. Ливень обрушивается стеной. Через секунду сухой одежды на людях не остается.

Ирина

Уже спускаясь вниз по дороге, заметили на горизонте позади нас свинцовые тучи. Оказывается, и на севере иногда бывают дожди, о которых мы успели забыть. Ливень быстро догнал нас. Вот это была гроза, так гроза! Промокло все, что могло промокнуть (даже туалетная бумага у меня в рюкзаке).

После жаркого дня промокнуть до нитки даже приятно, но не все разделяют мою радость. Ребята начинают замерзать. Хорошо, что уже идем вниз. Подниматься на перевал через такие потоки воды на дороге было бы затруднительно. Встали на правом берегу ручья на высоком сухом холме в 20:00. Гроза полетела дальше и унесла ливень с собой, оставив нам лишь небольшой дождик. Первый раз с начала похода вспомнили о существовании тента. Женщины занялись палатками и извлечением из мешков сухой одежды, а мужчины сосредоточили усилия на установке тента, не забыв, однако, предварительно развести спирт «для сугреву».

Сразу после ужина иду спать.

Просыпаюсь, смотрю – светло… Решила, что уже утро. И, что странно – не зовут на «вбрасывание», а голоса чьи-то слышны. Спросонья вылезаю в поисках миски. У костра сидят мама и Гена в удивлении от моих поисков. Оказалось, что сейчас глубокая ночь, а они таскают: лодки - на перевал, кат - на триангуляр. Меня попросили сварить чай. Пока я мучилась с потухшим костром, вылез руководитель. Оказалось, что Миша не спал и все слышал.

22.07.2000

У Наталии день рожденья. Дежурят Мишка и Неля. Вышли в 10:50. Утро туманное и ветреное. Идти легко. Комаров сдувает. В расчете на сухую дорогу народ пошел в сапогах, а не в мокрых кедах.

Ирина

Проснувшись утром, ждем реакции на нашу шутку. Но такое впечатление, что этой ночью никто не спал, и все в курсе всех дел. Позавтракали, собрали рюкзаки и потопали. Как и ожидалось, лодки ждали нас впереди.

Затащенные Наталией и Геной на перевал лодки расценили как подарок всем в честь ее дня рождения. Катамаран затащили еще выше на вершину горы Палмос-Пялка и повесили на триангуляр. Дойдя до туда, сфотографировались всей группой с катамараном.

Сразу за перевалом дорога идет болотом. Кроме того выглянуло солнце и снова стало жарко. Пришлось переодеться. Поднялись еще на одну возвышенность. Народ уже начал подумывать об обеде. Пошли было без вещей на поиски воды, но скоро вернулись. Народу лень ходить туда-сюда порожняком.

В тундре – масса всевозможных птиц: от совсем мелких, похожих на воробьев, до здоровых куликов и куропаток.

Продолжаем движение по дороге. Она проходит через болото ~400 м, затем уходит вправо на холм. Мишка впилил с рюкзаком без остановок. Мы с Нелей изо всех сил пытались удержаться за ним в хвост. Сбросив мешки на сухое, увидели рюкзаки, расставленные среди болота и команду, бредущую к лодкам. Через это болото тащились почти два часа. Чуть не сдохли. Когда вылезли на сухое, Мишка объявил обед. Встали около 15:30. Последними подползли Олег с «лосем» и Ванин экипаж с лодкой где-то минут через 20. Ваня еще умудрился все это снимать на ходу. Это первый переход, после которого валяются все: никто не гуляет по тундре и не стремится на вершины.

Ирина

Вообще, пешка мне нравится все больше и больше. Дорога и все такое… типа болота. Просто тонем в нем, но, как истинных водников, нас спасают весла. Сегодня дежурит Мишин экипаж, и Неля сварила на обед замечательно вкусный суп. Хотелось бы добавки – но, увы!

Продолжили путь в 17:00. Поднялись на вершину. Там обнаружили дорогу, перпендикулярную той, по которой пришли. Но поскольку склон впереди был сухой, а дороги вели не совсем туда, куда бы хотелось, пошли вниз по склону. Пройдя метров 300, внизу слева увидели лагерь геологов (три шатра и вездеход), к которому вела идущая по хребту дорога. Еще через 0,5 км спуска вышли на дорогу, ведущую в нужном направлении. По ней очень давно не ездили, но колея сухая и плотная. С дороги больше никуда не сворачивали и к 19:30 вышли к слиянию двух ручьев в Няльмйорк, к отметке уреза воды 232 м.

Поставив лагерь, первым делом поплюхались в ручей отмывать с себя болотную грязь. Пешка окончена!

По дороге собрали немного подберезовиков, и к Налальиному дню рождения сварили пюре с грибами. Наталия угостила нас маслинам и вишневым вареньем, вызвав долгую гастрономическую дискуссию о способах приготовления маслин.

Саныч достал гитару. Послушали его. С Наталией и Нелей собрались за грибами. Саня с гитарой вызвался нас сопровождать. Спать разошлись уже после 1:00.

23.07.2000

Дежурят Ваня и Саныч. Полудневка. До обеда подклеиваем лодки, подсушиваем шмотки, складываем гермы. Ловим рыбу и собираем грибы. Заброска окончена, сегодня должен начаться сплав.

Ирина

Еще раз перешнуровываю кат. Наконец-то настоящий сплав! Мы вспомнили про каски и спасжилеты. Первую половину похода водное снаряжение не использовалось по назначению. Используя запасную лопасть, Гена делает мне весло. Идти по реке лучше, конечно, с веслом. Хотя Няльмайорк – это, в основном, камни, а не вода.

На воду вышли в 15:00. Начали сплав в довольно высоком темпе. Прошли небольшой порог (струя петляет между большими камнями в русле). На плесе попытались дождаться кого-нибудь еще. Мишка появился только через 0,5 часа, когда мы уже начинали беспокоиться, что могло случиться. Оказалось, что Ваня порвался и клеился. Пошли дальше, оставив Ваню и кат сзади. Следующий порог длиной ~300-400 м пришлось проводить. Кат, видимо придется нести на руках. Слишком часто стоят камни в русле. Дальше идем по плесам, чередующимся короткими несложными перекатами. В русле очень много камней.

Через 5-6 км сплава берег меняется. Появляются длинные песчаные косы, пляжи по берегам. Значительно уменьшается количество камней в русле. В 18:20 проходим впадение в Няльмйорк Дикого ручья. Проходим еще 1,5-2 км и останавливаемся на правом берегу перед порогом около 19:00. Через 40 минут появляется Ваня, за ним катамаран. Порог, у которого мы остановились, начинается за правым поворотом реки и по имеющейся воде не проходим. На отрезке ~300-400 м плотно стоят камни. В конце порога – слив ~1,2-1,5 м через большие валуны. Провести суда крайне сложно. Решаем утром отнести лодки по тундре.

Ирина

Сегодня дошли до порога – каменистого и почти безводного. Разбили лагерь на правом берегу. До горизонта простирается тундра. Хочется поужинать, а дрова найти не так-то просто. Пробуем развести костер из живого можжевельника. Оказывается, он отлично горит – для меня это открытие.

После ужина собираем грибы и ловим рыбу. Вокруг нас сухая тундра: белый мох, карликовая береза, грибы. По берегу реки – заросли березы и можжевельника. Ниже порога от реки уходит в тундру хорошо накатанная дорога. Вдоль дороги – морошковое болото, но ягода еще зеленоватая.

Мы с Нелей нажарили сковородку подберезовиков, а Саня поймал трех щук, которых мы с удовольствием зажарили, а из голов сварили уху. Получился второй ужин.

На горизонте, куда уходит дорога через тундру, уже часа два сверкают зарницы. Начиналось все с глухих ударов, которые мы приняли за какие-то взрывные работы. Но теперь уже совершенно ясно, что там гроза, которая, видимо и нас не минует.

Спать пошли около 1:00.

24.07.2000

Дежурим мы с Олегом. Проснулись около 7:00 от мощного стука ливня в палатку. Решили не вставать и ждать, когда все это кончится. Следующий раз проснулись около 10:00. Дождь продолжает идти, но уже мелкий и не очень сильный. Зато включили ветер такой, что угольные дуги палатки пытаются спрятаться от него, прижимаясь к земле. Небо серое беспросветно. Решили больше ничего не ждать, готовить завтрак и будить команду.

Сильно похолодало. Мы уже успели привыкнуть к жаре и солнцу и считали, что так оно и должно быть в Заполярье. Температура в 10-12˚С со штормовым ветром стали неприятной неожиданностью. Только вода осталась почти такой же теплой, как была. Но желающих купаться почему-то не было, хотя от комаров и мошки не осталось и следа. Даже интересно, куда они все деваются.

Экипаж катамарана к завтраку вылез в полной форме, даже в гидрахах, которые в этом походе еще не доставали. Но Мишка протрубил «отбой»: против такого ветра не только кату, но и остальным не выгрести через озеро. Была объявлена дневка, которая по графику планировалась на озере. Народ расползся по палаткам: кто спать, кто играть в карты.

Около 17:00 народ захотел есть. В 18:00 пообедали и опять расползлись. Составили две партии по игре в дурака: в Мишкиной палатке Виноградовы и Холодкевичи; в Ваниной – все остальные.

Ветер стихать и не думал. Но характер облачности постепенно стал меняться. Облака стали клочкастые, появились просветы, стало проглядывать солнышко. Дождь больше идти не пытался. Наша палатка по-прежнему пыталась прижаться к земле, но уже подсохла. Лучше всех эти испытание выдерживает Ванина палатка. У Мишки ветром о колышки перетерло капроновые шнурки оттяжек. Лодки, сложенные в ряд кверху килями, пару раз предпринимали попытки разлететься в разных направлениях. Но Саня бдит и немедленно возвращает беглецов на место.

Около 22:00 Гена снова захотел есть и, вспомнив, что положенного ужена еще не давали, пришел с законным требованием в Мишкину палатку. Пришлось прервать турнир и покормить команду.

Около 2:00 расползлись спать. Ветер так и не стих, хотя из постоянного стал порывистым, периодически затаиваясь.

25.07.2000

Проснулись в 9:50. Дежурят Гена и Наталия. Часов у них нет, так что встали они около 9:30, когда смогли проснуться. Ветер не стих совсем, но заметно ослаб. Решено было идти в озеро. Суда занесли ниже порога и в 12:30 начали сплав.

Первые 0,5 часа мы с Олегом бултыхались в кильватере катамарана, поскольку Мишка велел «не ломить». Через полчаса он нас догнал, дал указание кату по выходе в озеро держаться левого берега, и мы ушли вперед.

Скоро нас догнала третья лодка. Сегодня день памяти В. Высоцкого, и Саня всю дорогу поет его песни, так что мы стараемся не отрываться далеко от Ваниной лодки и слушать.

Перекатов до озера нет. Зато встречаются довольно большие и неприятные отмели. Река расширяется и в озеро переходит очень плавно, практически не заметно, с поворотом налево.

В озере около 14:30 встретили лодку с тремя саами, местными жителями. Два мужчины и женщина шли на деревянной лодке с высокими бортами и очень длинными узкими веслами (мотор был поднят из воды). Живут они на оленеводческой базе выше по Харловке. Говорят, такая же база в 3 дома есть и на Няльмйорке (Ваня с Санычем эти дома видели, когда выгружались на берег для поклейки лодки). В августе на базу пригонят стадо оленей в 5 000 голов, а пока аборигены готовятся к встрече стада и ловят рыбу. Саня поинтересовался, когда здесь должно похолодать, на что получил резонный ответ, что и так уже холодно. Кстати, в отличие от наших штормовок, народ был в ватниках и шапках.

Попрощавшись с аборигенами, мы дошли до мыса с правого берега, где решили на песчаной косе дождаться кат. Кат пришлось ждать не больше 15 минут. Их привезли на буксире те же саами. Ребята забрали котлы и поехали на прицепе дальше. Мы в 15:00 стартовали вслед за ними.

В 15:40, интенсивно помахав веслами против ветра по волне ~30 см, мы на длинном мысу с левого берега нашли экипаж катамарана, готовящий обед. За эти 40 минут, как выяснилось по карте, мы прошли ~5 км. Приготовление обеда несколько затянулось. На мысу не оказалось можжевельника. Растущая вокруг уже не карликовая, но все же довольно хилая береза почти не горит.

С обеда вышли в 17:10. В 18:57 подошли к первому порогу на выходе из Няльмозера. Порог было слышно уже метров за 100, по нашей воде он оказался типичным «шуршавчиком» в стиле «просто добавь воды». Через всю ширину реки довольно плотно набросаны камни. Почти все торчат над водой. Выраженной струи нет. Лодкам после некоторого времени хождения туда-сюда поперек реки вдоль гряды камней удалось просочиться без проблем. Кат немножко застрял. Но спихнулся без посторонней помощи, правда, чуть не оставив «ребеночка» висеть на камнях.

Ирина

Дошли до порогов. Все то же самое: много камней, мало воды. Снизу пороги выглядят как две миски (одна побольше, другая поменьше), поставленные одна подле другой, а вода вытекает сбоку. В первом же пороге меня «забыли», протаскивая кат. Стоя на камнях, все ждала команды капитана вернуться на борт. Не дождалась. Пришлось догонять свой «белый пароход вплавь».

Второй порог через 300 м плеса похож на первый, но есть более или менее выраженный слив. Третий порог удивил всех. Через 250 м плеса после второго порога уперлись в сплошную гряду камней, через которую вода просто не течет. Слева обошли остров и снова уперлись в точно такую же гряду камней. Но здесь уже услышали шум падающей воды справа. Под самым островом оказался практически чистый, всего с двумя обливниками, мощный слив. Все с удовольствием прокатились.

Дальше плесы 200-400 м перемежаются порогами-«шуршавчиками» длиной 50-70 м. Среди них попадаются 2-3 порога с выраженными сливами, по остальным приходится просто продираться. Всего прошли около 10 таких «шуршавчиков». Последний ~100 м длиной понравился всем особенно. Такие пороги за 1,5 часа сплава успели всех достать до тапок. Каждый экипаж успел не по разу повисеть на обливниках, все (кроме ката) обзавелись небольшими пробоинами.

Встали в 19:40 на высоком левом берегу. Метрах в 300 ниже нашей стоянки очередной порог. За ним уже виден выход в следующее озеро. Можжевельника по-прежнему нет, но на этот раз березу удалось легко разжечь в естественном очаге из больших валунов.

После стоявшей всю неделю жары народ еще не акклиматизировался и норовит натянуть на себя все шмотки одновременно. Облачно, ветрено, комаров нет, температура ~12˚С.

В тундрах наверху много мелких озер и морошковое болото. Причем местами морошка еще зеленоватая, местами – совсем спелая. Черника появляется кое-где, но вся еще зеленая. Грибы пока на глаза не попадались.

Ужин проскользнул в желудки незаметно. Солнце ушло за сопку, слегка стемнело. Мы с Иришкой забираемся все выше в тундру, пытаясь догнать закат. (Ирина: «Как в какой-то сказке: бегали за уходящим солнышком».) Народ ушел на добычу рыбы, чтобы продолжить трапезу. Санычу удалось-таки поймать двух щук, Наталия набрала морошки на компот, а Неля – лука и щавеля на салат. Так что второй ужин получился на славу. Пока сидели, от реки поднялся туман. На земле – заморозок, палатки покрылись инеем.

Ирина

К ночи похолодало, комаров почти совсем нет. От реки поднимается пар. Очень красиво. Мне почему-то вспомнился фильм «Земля Санникова».

Спать пошли около 2:00, уже вновь стало светло.

26.07.2000

Дежурят Мишка с Нелей. Встали около 10:00. В 12:00 начали сплав. Прошли небольшой перекатик рядом со стоянкой. Каждый экипаж пошел своим путем. Мы с Олегом подвисли на обливнике – мне пришлось выскочить из лодки и столкнуть. Еще через 200 м начался порог на входе в Пачозеро. Порог длиной ~300 м с тремя выраженными чистыми сливами через 50 м друг за другом, после третьего слива еще ~70 м шкуродера. Всем, кроме Мишки удалось пройти чисто. Мишка зацепился на шкуродере аж в трех местах. Порог предварительно смотрели, ставили страховку с «морковкой» после второго слива и снимали все это на видео.

Началась гребля по озеру. Погода солнечная ~16-18˚С, но ветер холодный, как обычно в озерах, «мордотычный». Мишка, злой из-за неудачного прохождения порога, вломил так, что остальные с трудом за ним поспевали. Под прикрытием длинного мыса с левого берега в 14:20 устроили обед и поклейку побитых лодок, позагорали на песчаном пляже. В 16:00 вышли из-за мыса. Ветер значительно усилился, поднялась волна до 70 см. Кат стал сильно отставать. Дважды перекуривали минут по 20-30 на островах у левого берега. Когда кат вышел из-за первого острова, мы ушли на траверз к правому берегу от второго острова.

Ветер и волна не унимаются, по озеру идут «барашки». Прошли два мыса справа. За третьим увидели нужный нам поворот. Зашли за мыс. Встали на стоянку на песчаном пляже на левом берегу в 19:40. На пляже валяются кед и ржавый чайник. Есть старое кострище. Кат опоздал ровно на час. Мишка уже собирался идти на лодке менять Наталию на баллоне. Гена видел на озере выпрыгивающую из воды семгу.

Ирина

После этого дня в памяти – только озеро и ветер. Да, еще был обед на пляже. Сильный ветер и белые барашки на озере предвещают Гене и маме спортивную греблю. У меня теперь тоже есть свое маленькое весло. Но из-за отсутствия навыков гребли и неудобной посадки от меня реальной помощи ждать не приходится. Ветер, конечно, встречный. Если бросить весла, то наш пароход начинает сносить назад. Раза два-три заходили в небольшие бухты и отдыхали. В какой-то момент нам показалось, что до стоянки мы сегодня не догребем.

Спрятавшись от ветра в тихой заводи, мы заметили лебедя. К сожалению, видели только клюв и белую шею, туловище птицы было скрыто высокой болотной травой. Мы с мамой надеялись, что лебедь взлетит, и его можно будет хорошо рассмотреть. Но Гена объяснил, что лебедь – не дурак, и при таком ветре взлетать не будет. Догонять птицу по топкому болоту мне не хотелось. Так что, перекурив, предприняли еще одну попытку добраться до стоянки. В том, что команда уже ставит лагерь, мы не сомневались.

Вырулив из-за мыса, наш экипаж продолжил греблю. Я сидела на левом баллоне (обычно мой баллон – правый) и гребла, гребла, гребла. Заметив за очередным поворотом, красный спасик на кустах, я подумала, что у меня «глюки». Но оказалось, что никакие это не «глюки», а просто самая обычная стоянка. Уже стояли палатки, на песке у воды валялся ржавый чайник, выброшенный кем-то кед и много проволоки.

Ваня рассказал, что они с Сан Санычем нашли избушку. И после ужина мы устроили туда экскурсию.

Гена ушел ловить рыбу. Женский коллектив ушел направо по берегу к охотничьей избушке. Внутри избушки темно и пыльно. В сенях валяются рога и череп оленя. Однако, избушку явно поддерживают в рабочем состоянии. У входа лежат свежие доски для ремонта. Печка рядом с избушкой прикрыта от воды листом жести. В избушке широкая деревянная лежанка укрыта оленьими шкурами. На полочке над столом лежат папиросы, спички и пачка чая. (Ирина: «В избушке явно кто-то живет время от времени. В ней есть и лежанка, и стол, и оригинальный стул, переделанный из стремянки. Даже соль, чай и сигареты.») Изучив обстановку, тронулись в обратный путь. Песчаная коса по дороге так и звала искупаться, но вечер был прохладный, и мы не рискнули.

Вернувшись в лагерь, никого там не обнаружили, только из палатки раздавался храп Олега. Мы развели костер и стали варить уху. Достали неучтенные сухари. Уха кипеть не спешила. Долго сидели у костра. Пришли мужики. Оказалось, что они поднялись на гору, откуда видели большое озеро. На горе нашли могилу с православным крестом Юшкова Гаврила Ивановича.

27.07.2000

Дежурят Ваня и Саныч. Встали в начале десятого. Долго собирались. Вышли только в 12:10. В протоке между Пачозером и Вундосярве прошли три переката и быстринку, которая при большей воде тоже станет перекатом. В третьем перекате - узкий проход с правого берега, струя здорово петляет между камней. Ваня сделал хорошую дырку. На выходе из Вундозера пришлось остановиться и клеиться. Это заняло минут 30. Озеро небольшое, но очень живописное. Река вытекает из него с поворотом налево, огибая высокую сопку. Над озером парит белый орел. Тепло ~18-20˚С, полный штиль. Уже хочется искупаться.

После озера прошли три приятных порога 50-100 м, чередующихся плесами до 300 м. В порогах струя мощная. Главная задача – вовремя уворачиваться от обливников. Временами I номеру достается водички в физиономию. В этом походе такого еще не случалось. В конце первого порога серии – гряда камней с узким проходом между ними. Мишка проскочил. Мне и Ване пришлось выходить и стряхивать зависшие лодки. Кат через гряду переставили. После третьего порога – плес ~250-300 м и серия несложных перекатов по 50-100 м через 30-50 м спокойной воды. За серией перекатов следует хороший порог с мощной струей, валами до 1 м и здоровыми камнями в русле, от которых не совсем легко уварачиваться. Ване под конец это не удалось, и они с Санычем пару минут повисели.

Ирина

Утром на озере полный (я бы даже сказала – полнейший) штиль. Вот какая досада! Была бы такая погода вчера, когда мы шли по озеру. Так ведь нет. Ветер стих, когда озеро было пройдено. Погода стоит замечательная. Пересекая Вундосярве, по очереди искупались прямо с катамарана. Двое гребут, третий плавает.

За озером начинаются пороги. Несмотря на наши габариты, кат шел неплохо. Мы уже почти все прошли, как я почувствовала, что меня настойчиво сбрасывает с моего баллона. Ну, я и перескочила на другой, даже про весло не забыла. Смотрю, а мой экипаж уже на камнях топчется. Пришлось перетаскивать кат через гряду камней. После плеса нас поджидал неплохой порог: камней и здесь хватало, зато воды побольше. Пройдя порог, мы встали на страховку, и наш капитан достал спиннинг. Почти сразу клюнуло. Стоять ему было не очень удобно, приходилось балансировать, чтобы не свалиться в воду. Мама хотела помочь и схватила рукой леску. Тут-то рыба и сорвалась. Гена был вне себя!

В 15:15 сразу за порогом встали на обед на правом берегу. Женщины искупались. Гена на пороге поймал кумжу.

Вышли с обеда в 16:40. Сразу от стоянки начинается быстроток в два рукава. Мы с Олегом прошли правой протокой, остальные – левой. Очень скоро рукава соединились, а быстроток перешел в порог с полным отсутствием выраженной струи. Пошныряв между камней, мы с Олегом успешно перескочили через гряду обливников и вышли из порога. Кат, шедший за нами, пропустил между баллонами здоровую каменюку и заторчал на самом выходе. Мишка застрял между двух камней чуть выше. Ему пришлось выходить, чтобы скинуть Нелю по порогу. Потом догнал ее по камням пешком. Ваня, шедший поначалу за Мишкой, когда тот засел, решил поискать своих путей и тут же намотался на камень. Пока они с Санычем выясняли, кто куда греб и кто в каких интимных отношениях с чьей матерью состоял, лодку потихоньку ломало. Мы с Олегом уже пошли их снимать, но тут они вылезли из лодки и побросали весла, которые, правда, тут же и застряли в камнях. Им удалось довольно быстро оттащить лодку к берегу и отлить. Пока Ваня «выступал», Гена успел поймать под порогом здоровую щуку, которую заправили мне в очко.

Ирина

Сразу после обеда – плес,  за ним начинается порог. На выходе кат довольно плотно угнездился среди камней. Пришлось слезать и выталкивать его на струю. В этом пороге сидели не только мы: попались Мишин и Ванин экипажи. Пока Ваня снимал свою лодку с камней, Гена поймал щуку, но она сорвалась и уже уходила, когда Гена схватил ее руками в воде. Класс! Горемычная щука нашла себе приют в Светиной лодке. Пристроив рыбу, снимаемся с камня и идем дальше.

За этим порогом случился большой ~1,2-1,5 км плес. После плеса – небольшой порог с мощным, практически чистым сливом и несколько перекатов 50-100 м на небольшом расстоянии друг от друга.

Грудой камней в русле начинается 1-километровый слаломный порог. Порог с крутым левым поворотом. Просмотр с воды затруднен большим размером валунов в русле. Просмотр с берега – бесполезен из-за большой длины порога и отсутствия выраженных ориентиров. Мишка скрылся за поворотом, и мы с Олегом двинулись следом. Саныч настоял на том, что нужно посмотреть с берега, и они остались. Струя в пороге не очень мощная за исключением небольшого участка в 70-100 м, где стоят валы до 1 м. От всех камней увернуться не удалось: пару раз зависали, приходилось сбрасываться кормой вниз. На середине порога догнали Мишку. Пришлось переждать в тени обливника, чтобы не садиться ему на хвоста. Вышли из порога и стали ждать Ваню. Они появились из-за поворота минут через 15-20. Просматриваемые снизу ~600 м порога они прошли без криминала, хотя несколько раз тоже подвисали на камнях.

За порогом, по имевшемуся у нас описанию, начинается километровая шивера, за которой через 200 м – I-й падун. Метров через 300 после порога действительно началась шивера, мощность которой постепенно нарастала. Мишка шел в 50 м впереди нас, когда мы увидели, что он нырнул куда-то вниз и, судя по движению весел, явно кильнулся. Мы поняли, что это – водопад, а обещанной спокойной воды просто нет. Попытавшись срочно траверснуть к берегу, наехали на камень. Стряхнуться удалось только кормой вниз. Пришлось мне выскочить на следующий камень и принудительно чалить лодку на левом берегу. Неля и Мишка уже стояли по пояс в воде под водопадом и изо всех сил удерживали лодку против струи, несущей на камни, густо насыпанные в русле. Олег рванул к кату за «морковкой». Но при попытке чалки кат оставил на камнях «ребеночка», создав вторую аварийную ситуацию.

Ирина

После плеса проходим интересный, длинный порог. За ним – шивера. Проходя шиверу, видим, зачалившуюся  на левом берегу лодку Холодкевичей. Олег жестами, т. к. из-за шума воды его почти неслышно, объясняет, что впереди – водопад и настоятельно рекомендует чалиться. Мне посоветовали выгрузиться, ну, я и выгрузилась туда, куда мне показалось ближе. Обидно, но я ошиблась. А впереди еще, сразу после водопада, Миша с Нелей по пояс в воде пытались удержать свою перевернутую лодку. Спасработы прошли успешно. Мне помогли перебраться на берег.  «Морковкой» вытащили, увлекшийся сплавом, флагманский фрегат. А ведь предупреждала группа, проходившая этим маршрутом в прошлом году: «Проходя шиверу, желательно не увлекаться».

Пока снимали Иришку, я побежала к Мишке. Оказалось, что у них есть «морковка», которую Мишка попытался докинуть до меня, но не смог. В это время на противоположном берегу появился Саныч, до которого было явно ближе, да и тягловая сила у него, явно, побольше. Демонстрируя, что спасение утопающего – дело рук самого утопающего, Мишка через 2-3 попытки сумел закинуть спасконец так, чтобы Саня его подцепил. В это время до места аварии добрались Олег и Гена. Решили кидать Мишке другой спасконец, поскольку на левый берег тянуть их было удобнее (почти нет камней). Проволокли на «морковке» Нелю по камням (все же они там были). Наконец, все оказались на твердой земле. Мишка дал команду разгружаться и готовить суда к обносу, поскольку через 200 м шкуродера за первым падуном ~1,2 м идет следующий 1,5-2 м во всю ширину реки. Тут же возникли разговоры о прохождении I-го падуна катом и пустой лодкой. Я была готова идти только при условии присутствия ката под падуном. Мне это было обещано, и мы пошли разгружать лодку и готовиться к сплаву.

На правом берегу встали Саня с «морковкой» и Ваня с видеокамерой. На левом берегу со спасконцом встал Мишка. Кат разгрузился и пошел падун прямо по центру. Похоже, падуна они почти не заметили, им лишь слегка куснуло хвост струей на выходе.

Ирина

Мой экипаж решает идти падун (без меня). Единственное желание, которое было у меня на тот момент – это быть там на кате. Но я сидела на берегу, на скале. Кат спокойно прошел падун и остался стоять на страховке внизу, т. к. следом шли Олег со Светой.

Мы пошли к лодке. Выяснилось, что у нас разомкнута половина замков. Закрыли замки, поставили планки под декой (они постоянно вылетают и обычно на сплаве валяются среди шмоток). Сели в пустой лодке на «пендали». Решили идти по центру и с центрального слива сливаться налево в мощную косую бочку. Центральная струя падает с сильным противотоком под ней. Олег побоялся, что останется под сливом и тогда никакая сила не вытянет оттуда лодку. Там, куда решили падать, прямо под сливом стоит еще дополнительный «зуб», над которым все бурлит. Понадеялись, что там хватит воды (или пены), ну, в общем, что пронесет. Мишка, когда падал по его словам примерно туда же, с этим «зубом» не встретился.

Начали сплав спокойно. Напрячься пришлось метров за 20 до падуна, где стоят валы ~70 см и струя несет через обливники. Зашли, как хотели, впритирку справа от большого камня на входе в падун. Нас подхватило и понесло вниз. И тут я «пятой точкой» очень хорошо почувствовала, что «зуб» под сливом стоит прочно и уступать дорогу не собирается. Грохот раздался такой, что, несмотря на шум воды, услышали на берегу. Но в следующий момент нас подхватило струей и сбросило в бочку. Борьба с бочкой была не долгой. Мы победили и ушли к левому берегу, едва не намотавшись на камень на входе в суводину. Не стоит расслабляться раньше времени!

Порог пройден. Оказывается, мы временами (по хорошей погоде и настроению) вполне готовы к прохождению порогов V-й категории.

Мероприятие закончили около 19:30. Пошли обносить лодки и шмотки. По берегу через березовую рощу идет хорошая тропа. Ванек с Санычем по-пластунски траверснули (перетащились ползком по шкуродеру) на наш берег. Встали напротив впадения Некью. По противоположному берегу постоянно бегают олени: по одному и целыми стадами.

Кат пошел дальше своим ходом, но у II-го падуна тормознулся. Гена походил кругами, но идти не рискнул: слишком много острых плит на входе и под сливом. С Санычем они провели кат вдоль берега.

Ирина

После первого падуна через ~200 м находится второй. Пока мой экипаж сплавляется до второго падуна на разгруженном катамаране, все остальные в это время обносят лодки. Лагерь разбили на левом берегу напротив впадения Некью. Место для лагеря очень удобное: открытая ровная полянка. Я дотащила оставшиеся вещи, и мне удалось в одиночку поставить палатку (ставить эту палатку лучше вдвоем, а втроем – совсем хорошо). Когда развешивала шмотки на просушку, пришла мама. Второй падун они не пошли, пожалев катамаран. Не хотелось пропороть баллоны на почти сплошной гряде из камней и плит. На кате там не просочиться.

Перед ужином выяснилось, что у Миши с Нелей утонули жорики. Миша вырезал ложки из пластиковых упаковочных бутылок, а миску им отдали Света с Олегом, т. к. у них самые большие миски. Миша принципиально ест из своей самодельной ложки, а Неля предпочитает подождать, когда освободится у кого-нибудь обычная ложка.

На противоположном берегу видели оленей. Ваня, Сан Саныч и Гена поплыли туда на кате: кто –  рыбу ловить, кто – поснимать окрестности. От реки поднимается пар. Спать ложусь, представляя себе завтрашние пороги.

Когда мы пришли, была мошка, но похолодало, и пропала сначала мошка, а потом и комары. Ясно, но температура не больше 10-12˚С. Мишка моет голову на берегу. За сегодняшний день все подгорели. Видимо, в очередной раз у всех облезут носы.

Лодки утром придется клеить: у нас небольшая пробоинка от «зуба» и погрызен нос лодки (не очень понятно где), у Мишки два разреза ~7 см и ~3 см, Ванина лодка, видимо, тоже не в лучшем состоянии, даже Гена сделал в обшивке ката маленькую дырочку.

28.07.2000

Полудневка. Дежурим мы с Олегом. Проснулись только в начале девятого. На улице жара ~20˚C и солнце. Легкий ветерок сдувает всяких паразитов. Капитаны после завтрака клеят лодки, остальные собирают шмотки. Около 12:00 идем на гору, чтобы обозреть окрестности сверху. Идем раздетые, по дороге загораем. Реку видно километра на 4 вперед: там пара каменистых порогов.

Ирина

С утра каждый занят своим делом. Кто-то клеит байдарки, мама пытается разобраться со своим шлемом, а я зашиваю дырки на штанах. Собравшись, решили прогуляться на ближайшую вершину. Поднимаемся, раздеваясь на ходу. Солнце светит, встречный ветерок при ходьбе хорошо сдувает комаров. Мошку, к сожалению, сдувает не так, чтобы очень. Свою красную шапочку не снимаю - боюсь отпугнуть хорошую погоду. Хотя в команде есть кому с ней договориться: у Миши это хорошо получается. На вершине осмотрелись и сфотографировались всей группой. Перед съемкой всем предлагается раздеться до трусов и купальников. Пусть никто не сомневается в том, что и на Севере бывает жара! Сверху видим нашу синюю речку и острова на ней. Вниз спускались каждый своим путем.

На подъеме, чуть ниже последнего взлета, нашли старую резиновую лодку и два коротких, металлических весла, брошенные в таком несколько странном месте. Видимо, еще кому-то нравятся прогулки с грузом по пересеченной местности. Вряд ли, именно здесь обычно хранят лодку, скорее всего, ее просто бросили. После непродолжительных рассуждений на тему: можно ли отсюда что-то забрать, Гена взял одно весло для меня. Оно гораздо удобнее старого.

Спустились. Поднялся сильный ветер. Ванину палатку на месте не обнаружили. Ваня уже сделал смелое предположения, что Саныч ее собрал, но очень скоро Иришка заметила палатку, медленно, но настойчиво спускающуюся по склону к реке. Ваня успел поймать беглянку уже у самой воды.

Сплав начали после обеда в 16:15. Если не грести, даже на перекатах лодки стоят на месте, по ровной воде просто уходят вверх. Что делает экипаж ката сзади нас, — трудно себе представить. Сразу за притоком, у которого стояли, проходим порог, потом небольшой перекат. Следующий порог встречаем через ~1 км у скалистого острова. Этот порог видели сверху. Проход справа от острова. Там два выраженных слива левее больших валунов и традиционный шкуродер на выходе. Дальше идем по плесу с несколькими мелкими перекатами. Из-за ветра их границы практически не различимы (волна везде), а также крайне плохо заметны обливники. Несколько раз на них наезжаем.

Ирина

Мои утренние надежды на хороший сплав не оправдались. Поднявшийся сильный ветер мешает продвижению вперед. Ветер, естественно, встречный. Что-то я не припомню попутного ветра в этом походе. Если грести вполсилы, то катамаран стоит на месте, если не грести, то нас сдувает обратно. Хоть какое-то движение вперед ощущается только на быстротоках. Вот ведь вредность!

Следующий длинный порог ~500 м начинается на повороте реки у выхода красных скал с обоих берегов. Побоялись, что этот порог кончается падуном. Пошли смотреть. Пока ребята ходили, Мишкина лодка ушла вверх по реке. Пока я за ней гонялась, народ вернулся. В пороге оказалось два относительно чистых слива и кусок слалома. Все прошли без проблем. Дальше идет почти сплошной быстроток среди камней. Отвлекаться некогда, если нет желания где-нибудь намотаться.

Река поворачивает направо. На правом берегу – каменистая осыпь. Берега  высокие. В 150 м впереди огромные скалы в русле. Река спокойная. Это III-й водопад. Зачалились на левом берегу, пошли смотреть. Три слива. Самый мощный – левый (по течению реки), центральный и правый – раза в два меньше. По всем сливам поднимается семга. Стояли минут 10, видели штук 7 рыб. Высота сливов ~4 м. Внизу огромная бочка и глубокая суводина. Затем река поворачивает вправо, где есть еще мелкая суводь.

Ирина

Стоянка – на правом берегу, напротив красивейшего водопада, который  представляет собой три различных по мощности слива, перегораживающих реку. Самый мощный слив – левый. Лодки народ сразу занес в лагерь. Кат оставался на берегу. На нем  мы (Ваня, Гена, мама и я) переправились на другую сторону. Вид на водопад отсюда более впечатляющий. Все три слива видны одновременно. Берег высокий, скалистый. Мне бы хотелось здесь поставить лагерь, но обнос лодок по этому берегу был бы длиннее. Пока Ваня занимался фото- и видеосъемкой, мы  видели, как здоровая рыбина, которую Гена определил как семгу, выпрыгивает из воды. Но только Миша был свидетелем того, как семга поднялась по среднему сливу.

К вечеру ветер немного стих. Костер горит плохо, т. к. с дровами – проблема.

Горы на берегу истоптаны оленями. Сверху через наш лагерь сбегает ручеек. Поужинали. Мужики ушли на охоту за семгой. Мишка с Нелей пошли гулять на гору. В лагере остались Наталия с Иркой и я. Стали варить уху из мелкой форели, наловленной Саней.

Ирина

Рыба – есть рыба, невзирая на размеры. Не пропадать же ей. Пришлось сварить уху. В процессе приготовления  самое неприятное – смотреть, как народ чистит эту мелочь (совесть мучает). После ухи была еще жареная и соленая красная рыба. Гена и Сан Саныч постарались.

Засыпаю под шум водопада около 2:00.

29.07.2000

Дежурит Генин  экипаж. Утро солнечное. После завтрака клеим лодки и готовимся идти каньон. Вышли в 11:40. Сразу от стоянки начался длинный ~800 м перекат с несколькими отмелями (в двух местах пришлось проводить лодки). После переката – сплошной быстроток. Весла применяем только для обхода обливников, а так – просто течем по реке.

В 12:05 подошли ко входу к каньон. Скалы с обоих берегов сходятся. Начинается небольшой перекат. Через 300 м после переката начинается 1-й порог. Вышли на левый берег, пошли смотреть. Порог с большим количеством камней на входе и сливом в конце. Длина порога ~200 м. 2-й порог похож на 1-й, но короче ~150 м. Между порогами еще два мелких переката. Всего в каньоне 7 порогов, похожих друг на друга. Нам больше всего понравился 4-й порог, который можно отличить с воды по большому зеленому камню с левого берега на входе. В пороге – два мощных выраженных слива с довольно плохим заходом в первый слив. Мы с Олегом после первого слива зачалились у правого берега для съемки (на нас возложена фотосъемка прохождения каньона; жаль, что солнце светит прямо в объектив). Следом прошел кат. Ваня с Санычем навернулись на камень на входе в слив и стекли уже кверху килем. За сливом начинается отмель и струя несильная, так что ребята смогли сами, без помощи ката, зачалиться на правом берегу и отлиться. Второй слив все прошли нормально. Кроме первого, все пороги шли без предварительного просмотра.

Ирина

Наш катамаран первым стартовал со стоянки. Впереди у нас каньон, должны быть интересные пороги. Мы идем первыми и, после прохождения наиболее мощных порогов, встаем на страховку. В каньоне отвесные, скалистые берега. По скалам сбегают ручьи. В одну из скальных ниш высадился Олег. Видимо, поискать, нет ли там пива. Стоя во весь рост, с веслом в вытянутой руке – очень неплохо он там смотрелся.

При прохождении одного из порогов кильнулись Ваня и Саныч. Мы уже собрались их вылавливать, но они обошлись без нашей помощи. Каньонный сплав для байд гораздо круче, чем для ката, но и нам нравится.

Сразу за каньоном встали на обед около 14:30 на галечном пляже с правого берега. Все лодки текут. Отчерпали воду. Искупались. Около 16:00 двинули дальше. Метров через 300 после стоянки прошли короткий ~70 м бурный порог. Затем прошли еще несколько перекатов. Справа миновали приток Кувшин. Воды там почти нет, хотя пойма большая. После притока прошли два мощных порога, обозначенных на карте. Пороги с каменистыми заходами, очень мощными сливами и большими бочками после сливов. Пороги короткие ~70-100 м, но с большим падением ~3 м. Первые номера лодок купаны в бочках и косых валах с головой. Сразу после второго порога встали на стоянку на высоком левом берегу перед разливом.

Ирина

На одном из последних порогов Ванина байдарка сильно накренилась, но экипажу не хотелось купаться, и каким-то чудом лодка выровнялась.

Место для лагеря выбрали на высоком берегу. Площадка ровная, покрыта мхом, по ней спокойно можно ходить в одних носках. Таскаем наверх шмотки и готовим ужин. Сильный ветер сдувает комаров. После первого ужина Олег, Света и мама улеглись на спальники у костра играть в преферанс. Я отправилась осматривать окрестности. Вернувшись, я обнаружила, что ветром сдуло не только комаров, но и картежников, спрятавшихся в палатку. На второй ужин была рыба – в каком виде не помню.

Мишка, Ваня и Неля ушли после ужина изучать окрестности. Около 22:00 над нами, буквально по головам, прошел вертолет. Теперь о нас уже точно знают в устье Харловки на рыболовецкой базе.

30.07.2000

Дежурят Мишка с Нелей. Утром клеимся. Вертолет прошел обратно в 10:40. В 11:00 отвалили в сторону IV-го водопада. От стоянки идет ~200 м мелкого переката, затем еще ~400 м стоячей воды (течения нет совсем). Лодки обнесли по левому берегу на ремнях, не разгружая. Экипаж ката отнес вещи и решил прыгать с водопада. Мы с Олегом тоже было начали подумывать о сплаве. Падун ~4 м с хорошим чистым сливом и огромной бочкой под ним. Если бы препятствие этим и ограничилось, мы бы, конечно, пошли. Но через 15 м после основного слива стоит несколько скал, одна из которых поднимается над водой на 1 м и делит поток надвое. В левой протоке навстречу друг другу лупят две отбойные струи: от скалы и от берега, да и проход там ~1 м шириной – не просунуться. В правой протоке – прямой язык вдоль центральной скалы, в котором ясно видны подводные скалы, но воды над ними достаточно. Правее, ближе к берегу, – мощная сбойка струй и бочка вдоль слива, прижимающая к береговым скалам.

На страховку встали Мишка и Олег со спасконцами. Кат нормально свалился с основного слива и ушел направо, но перестарался: в чистый слив не попал и был прижат к береговой скале, правда, довольно быстро выскребся оттуда.

Ирина

Дойдя до водопада, разгружаем кат и обносим вещи. Гена с мамой решили идти водопад. Вода падает с 4-метровой высоты и бьет в камень, который очень напоминает постамент памятника Петру I. Желательно не влезть на него. Камень обходится справа: в левую протоку кат не вписывается, и вообще, там не хорошо. Справа  струя сильно прижимает к скале.

Ну вот, опять сижу на берегу, а мой экипаж готовится к прохождению. Кат удачно свалился вниз, встречи с камнем избежал, но завис под правой скалой. Гене пришлось поработать.

Чтобы посмотреть, что будет в падуне с перевернутой лодкой, кинули в основной слив куст. Его замесило бочкой и протащило под левый берег узким сливом. Решили геройство на лодке отложить до следующего раза. Хотя Олег уже настроился на прохождение и был явно разочарован тем, что не нашел поддержки в команде.

В 12:25 продолжили движение. Сразу за падуном начинается порог. Последний V водопад (Большой Падун) – на правом повороте через 1 км. Перед падуном вода не течет совсем. Подкрались к нему по правому берегу на 20 м до первого падения, в принципе, можно и ближе. Водопад в 4 ступени. Первую кат прошел легко. Можно было бы идти и вторую, но там мало места для чалки, а в третьей и четвертой ступенях по нашей воде нечего делать даже кату из-за массы острых скал.

Ирина

Водопад представляет собой 4 мощные ступени и 3 простых слива. Кат прошел 1 ступень, но на выходе его прибивает к правому берегу. Гена усиленно гребет, а мама отбивается веслом от скалы. Совместными усилиями удалось выбраться из прижима.

Лодки разгрузили и обнесли по правому берегу. Обнос идет ~400 м по неудобной тропе по скалам. Спуская лодки, на правом берегу через небольшую бухту от нас увидели трех мужиков, ловивших рыбу. Точнее, двое ловили, причем нахлыстом, из чего мы сделали вывод, что это буржуи, а третий в тоске бродил по берегу, видимо, гид. К ним направился наш катамаран. Оказалось, что это шотландцы с базы «Харловка» и парень, их сопровождающий. На водопад их забрасывают базовским МИ-2. На базе есть еще МИ-8, который возит буржуев из Мурманска и обратно, но следующий полет ожидается только в субботу 05.08. Буржуев привозят в «Харловку» на неделю. Каждый день их вывозят на пороги ловить семгу. Они ловят, фотографируются с ней и выпускают. Один нам похвастался, что поймал за день шесть штук (мы, правда, предположили, что это одна и та же каталась). Удовольствие это обходится не менее $3000 за неделю. Таким конторам Мурманскими властями сданы в аренду на 100 лет почти все реки, впадающие в Баренцево море: Восточная Лица, Рында, Харловка и т. д. Между базами организовано вертолетное сообщение.

В 14:05 мы повалили в сторону базы. За падуном Харловку пересекает ЛЭП. Через 200 м после Большого Падуна идет серия из 4 порогов и одного переката. Препятствия короткие до 70 м, сливы мощные с небольшим количеством обливников, а в последнем пороге и перекате сливы чистые – очень приятно покататься после всего этого слалома.

После довольно длинного ~400-500 м плеса начинается еще один порог. Заход выглядит, как шивера, но потихоньку в русле начинают появляться камни, размер и частота установки которых быстро увеличиваются. Лавировать между ними все труднее. Кату это особенно трудно. Для них слалом чередуется с проводкой. На середине порога приходится просто остановиться и идти смотреть. Порог кончается мощным сливом через обливники, после чего идет разлив с тучей камней в русле. Справа вдоль каменистой осыпи есть еще одна протока, практически чистая, но с воды остров кажется берегом, существование правой протоки не очевидно, а левая мелкая непроходимая (сплошная проводка). Чтобы попасть в правую протоку нужно проскрестись по мелкой воде среди камней (возможно с проводкой).

До впадения справа Малой Харловки больше порогов нет. Встречается несколько небольших перекатов. Сразу за впадением М. Харловки встали на левом берегу в лесочке. Оказалось, что мы не дошли до рыболовной базы ~200 м.

Пообедали. Народ рванул на базу узнать возможности вылета и стрельнуть сигарет. Минут через 15 Ваня вернулся звать Мишку с документами. Оказалось, на базе – рыбинспектор. Кроме того мы нарушили погранзону. Наши турклубовские пропуска за документы не сочли, только поприкалывались над нашими якобы пропусками в Гаджиево. Часа два ушло на составление списка нарушителей со всеми паспортными данными и оформление протокола задержания.

Выяснилось, что 25.04.2000 Мурманский губернатор издал Указ, запрещающий водный туризм по рекам Мурманской области без соответствующего разрешения областного рыбнадзора. Кроме того, нужно иметь разрешение Мурманского же погранотряда.

Потом пришел начальник базы и сообщил нам две новости: хорошую и плохую. Хорошая: на завтра базовский МИ-8 заказан везти куда-то из Мурманска группу 16 москвичей, и в Мурманск он пойдет порожний в 11:00, – нас пообещали забрать. Плохая: в Мурманске нас сдадут в комендатуру или погранотряд – где возьмут. Нас этот вариант более чем устраивал. (Наталия: «Ну и что! Нам главное – выбраться куда-нибудь с Харловки. А там мы разберемся.»)

Однако с нас было взято торжественное обещание, сто во всех отчетах и Интернете мы укажем, что единственный возможный способ выброски отсюда, даже при наличии всех необходимых документов, это – пешка ~80-90 км вдоль ЛЭП через очень неровную тундру до поселка Туманный.

В лагерь вернулись около 18:00. Собрали лодки. Поужинали увеличенной пайкой гречки и пошли посмотреть на море. Нам сказали, что до моря 4 км. Но мы вышли в 22:00, а дошли только в 11:20. Шли при этом в очень спортивном темпе. Так что считаем, что до моря от базы ~7 км. По левому берегу туда идет хорошо утоптанная оленья тропа. Собственно, их там много на разной высоте от реки.

В устье Харловки стоит войсковая часть радиорелейной связи в составе 4-х офицеров, околачивающихся здесь уже 6 лет. Сегодня у одного из них день рождения, у них гости, и нет никакого желания устраивать разборки с туристами. Когда мы проходили мимо, навстречу выскочили три собаки, после чего на пороге избушки появились два нетрезвых мужика. На сопке у них установлены антенны, а внизу нет ничего, кроме избушки, дизельного генератора и бочек с горючкой. Вокруг разбросаны банки из-под тушенки и прочая дрянь. Нам было велено проваливать налево за мыс и не болтаться по территории части, хотя обратно нам разрешили пройти тем же путем, а не лезть через сопку. Мужики только очень удивились, что мы собираемся купаться.

В бухте, куда нас отправили, – песчаный пляж. Мы вышли к морю. Над островами клубится туман. Во всю идет отлив. Вода от верхней границы отступила уже метра на 3 и продолжает отступать. Длинные серо-зеленые волны залазят далеко на песок. Вода очень чистая и прозрачная, но температура не больше 5˚C. И это после той жары, которая стоит здесь последние две недели. Теперь понятно, что так удивило связистов. Вечер прохладный ~10˚C, но народ гуляет по воде босиком. Отдельные товарищи в лице Наталии и Иришки даже рискнули окунуться.

Ирина

Вернувшись в лагерь, поужинали и отправились к Баренцеву морю. Шли очень быстро по левому берегу. Почти рядом с морем находится военная часть, которая обслуживает станцию релейной связи. Сама станция находится на вершине одного из холмов, а персонал живет в домике у подножия. По всему берегу растет множество колокольчиков.

Баренцево море поражает своей мощью. Вода прозрачная и холодная. Народ бродит босиком по воде, а наш экипаж купается в полном составе. Выскочив из воды, быстро-быстро растираемся и одеваемся. На берегу собираю ракушки, камушки на память о Северном Ледовитом и для сестры в подарок.

Над водой проносятся стаи птиц. Напротив на острове видны домики базы орнитологов. Над островом Харлов сквозь туман начинает пробиваться розовая заря. Народ прошел бухту и поднялся на скалу. Видели котиков, но очень далеко, а при попытке приблизиться звери смылись. На море полный штиль, зеленый прибой и розовая заря в тумане – красота редкая.

В бухте остались Мишка, Саня и мы с Олегом. Мишка с Олегом мерзнут и злятся. Они не хотели идти и теперь им скучно. Мишка не может уйти, поскольку у него все документы, а пограничники с островов могут нарисоваться в любую минуту. Нас в ярких куртках слишком хорошо видно на берегу. В обратном направлении начинаем двигаться уже около 1:00.

Ирина

Возвращаемся в лагерь. Иду за Светой и постоянно оглядываюсь. Над морем поднимается розовый туман. Уходить совсем не хочется. Придя на стоянку, из оставшейся муки собираются жарить блины. Но я уползаю спать.

Лечь спать удалось только в 2:30, но угомонились не все. Ваня с Санычем еще затеяли жарить блины при активной поддержке Гены и Наталии.

31.07.2000

Дежурят Саня и Ванек. Подъем в 8:00, поскольку к 10:00 мы должны быть собраны и явиться к вертолету. Собрались. Пошли узнавать обстановку. Вылет отложился на неизвестное время, поскольку в Мурманске туман. Ждем, когда нас позовут. Около 12:00 пришел Гена и сказал, что можно грузиться.

Ирина

Затащили вещи в вертолет, сели сами, я прилипла к иллюминатору. Очень долго, как мне показалось, раскручивался винт. Наконец, вертолет плавно отрывается от земли. Мы летим! Внизу остались река, база, место нашей последней стоянки. Видимость очень хорошая. Первый наш перелет коротенький. Вертолет снижается и идет на заправку. Мы вылезаем, гуляем вокруг, не отходя далеко.

Командир вертолета собрал у нас паспорта с целью передать их в Мурманске погранцам. Мы вылетаем, но сначала идем на заправку на вертолетную площадку у моря, справа за сопкой от р. Харловки. Там когда-то был поселок и даже сохранилось кладбище, но кроме двух военных могил и нескольких крестов, никаких опознавательных знаков нет. Заправка занимает около 30 минут. Море сегодня совсем друкгое. Ярко синее. Острова хорошо видны. Все очертания четкие. Вода доходит почти до скал. Широкий пляж, по которому гуляли ночью, скрылся под водой.

Летим до Рынды. Там в устье реки Рынды – еще одна рыболовецкая база. Там запланирована часовая остановка. Туда что-то привезли, и там у экипажа обед. Лета до туда оказалось ~20-30 минут. Мы тоже устроили перекус на склоне с видом на порог на реке и базу. У вертолетной площадки много уже совершенно спелой морошки. Удалось даже найти поспевшую чернику, что до сих пор нам еще не встречалось.

Остановка в Рынде затянулась. В Мурманске дождь, низкая облачность. Мурмаши вертолеты не принимают. Мы все успели хорошо выспаться. В 16:00 пришел экипаж. Группу, за которой мы летели, везут автобусом в Лавозеро. Мы, соответственно, летим туда же. Замечательно! А то мы уже начали морально готовиться к пешке из Рынды (до Туманного ~50 км).

Ирина

Мурманск не принимает из-за плохой погоды. А над нами светит солнце. Решили перекусить на свежем воздухе. Собирали морошку и чернику. Мама с Геной отправились на базу. Когда они вернулись, мама принесла мне сливу, украденную на лагерной кухне. Пока ждали улучшения погоды в Мурманске, стала портиться погода у нас. Поднялся ветер, появились облака. Мама, загоравшая рядом с вертолетом, стала замерзать и перебралась внутрь.

Мурманск нас так и не принял. Мы летим до Ловозера, куда доставят москвичей. Вертолет поднимается в воздух. Под нами тундра, озера, тонкие нити рек. Все внизу кажется игрушечным.

К вечеру добрались до пос. Ловозеро. Но уехать отсюда никуда пока не можем. Наши паспорта у вертолетчиков. Что-то надо с нами делать, а что – непонятно. Наконец, ничего не придумав, паспорта возвращают. Мы грузим вещи в случившийся тут автобус и едем до Оленегорска. Все хорошо!

К 18:00 мы уже выгрузились в аэропорту Лавозера. Стали ждать решения нашей судьбы пограничниками. Но летчикам с ними связаться не удалось: в Лавозере их просто нет, а до Мурманска дозвониться не удалось. В итоге около 19:00 нам вернули документы и посадили нас в автобус, который привез москвичей из Мурманска и должен был вернуться обратно. До этого момента мы уже успели пообедать (Гена сгонял на аэропортовской машине в поселок за пивом и водой) и пообщаться с московской группой, которая ждала в аэропорту вертолет для заброски на р. Стрельну.

В 20:30 нас высадили в Оленегорске. Мы с Мишкой пошли узнавать обстановку с билетами, рассчитывая, если их не окажется, ехать с тем же автобусом до Мурманска. Поезд на Питер идет в 3:05, а билеты нам пообещали продать после 1:00. Так что распрощались с водителем автобуса, который благодаря Наташкиному обаянию взял с нас всего 300 рублей (кстати, вертолет – бесплатно), и околачиваемся на вокзале.

Здесь Саня завел знакомство с очень милой буфетчицей Светой, которая нагрела нам воды и разрешила оккупировать буфет до 23:30, когда у нее кончается рабочий день. С удовольствием поужинали пюре с тушенкой. Народ уже напился пива и лимонада и очень доволен жизнью вообще и нашей сегодняшней «пешкой» в частности.

01.08.2000

Ирина

Так незаметно подкрался август. Буфет закрыли, и нам пришлось переместиться в зал ожидания. У Миши сегодня день рождения. Поздравляем его, Неля, Света и Саныч поют под гитару. К нашей группе подсаживается военный. Его зовут Виталий. Разговорившись с нами, попросил гитару. Как здорово он пел!

Капитан пел. Певцам типа нас с Санычем оставалось только скромно опустить глазки. Мы услышали «лучшего солиста Второго Белорусского, будущего солиста Большого театра…». Сказать, что парень пел здорово – это не сказать ничего. Никто больше не брал гитару в руки. Снова и снова просили петь Виталия.

В 2:15 провожаем Виталия до Мурманского поезда. Наше ожидание тоже скоро закончится, и через час мы сядем в вагон. Поезд стоит в Оленегорске всего несколько минут. Еле-еле успеваем покидать рюкзаки, влезаем сами. Поезд трогается, мы получаем у проводника белье и ложимся спать.

02.08.2000

Ирина

Всю дорогу я старательно вышиваю надпись «KHARLOVKA» на своей кепке. Получается неплохо.

Прибыли в Питер.

Поход на Кольский п-ов закончился!

P.S.: По итогам нашего общения с рыбнадзором в базе «Харловка» флагману в сентябре пришла квитанция с требованием уплатить штраф в размере 200 рублей за ловлю рыбы на Кольском полуострове. Причем в протоколе задержания у нас написано, что рыбу мы не ловили, хотя имели аварийные снасти. Штраф можно обжаловать в … Североморске. Остается выяснить, является ли данная квитанция пропуском в Североморск.