ВОПЛОЩЕНИЕ МЕЧТЫ

 

"Внизу не встретишь, как ни тянись,
За всю свою счастливую жизнь
Десятой доли таких красот и чудес…" -
Владимир Высоцкий

 

Таджикистан всегда был Меккой альпинистов и водников, но развал СССР и война за не очень понятные нам теперь интересы на долгие годы ввергли в забвение этот туристический район. И сегодня вдоль Памирского тракта можно встретить памятники недавних трагических событий - остовы подбитых танков и БТРов, простреленные навылет бетонные автобусные остановки. Однако жизнь есть жизнь, она заставляет забывать ужас боев, и вот уже сквозь развороченные гусеничные траки пробивается робкая еще трава.

Таджики - очень гостеприимный и доброжелательный народ. В прошлом году нам посчастливилось побывать на настоящей свадьбе в поселке Тавиль-Дара. Это редкое по колориту приключение полностью развеяло последние опасения по поводу тамошней обстановки. Мне хорошо запомнились слова, которыми нас приветствовали: "Вы передайте там, в Москве, что у нас нет войны, что мы рады Вам, дорогие гости, и самое главное - у нас не проверяют паспорта!"

Как Лондонский Тауэр прячет в своих бронированных недрах чарующий бриллиант Кулинан, так Памир стережет от людей величественную и страшную реку Муксу. Реку Легенду! Реку Мечту! Ее питает ледник Федченко, с севера заслонил от мира Заалайский Алатау, а с юга стерегут пики Коммунизма (7495) и Корженевской (7105), венчающие хребет Академии Наук. Воистину сказочное окружение. Эта Река всегда стояла особняком в перечне сложных водных маршрутов. Она - Самая! Она - Величайшая! Она - Водная Вершина бывшего Советского Союза!

Сложность маршрута так высока, что, несмотря на огромную популярность маршрута в 80-е годы прошлого столетия, пройти здесь удалось меньшему числу людей, чем слетать в космос! Не раз попытки прохождения заканчивались для спортсменов трагично - Великая Река не прощает ошибок.

Зачем мы ходим в суперсложные походы? Зачем мы забираемся в места, где трудно дышать и невозможно выжить без специального снаряжения? Зачем, рискуя свернуть себе шею, изнывая от жары днем и дрожа от холода ночью, под дождем, снегом и пылевыми бурями, с потрескавшимися от ледяной воды руками и обветренными, обросшими лицами мы бредем, лезем, плывем и летим?… Этот вопрос уж очень отдает поиском смысла жизни, оставим его философам. У нас же просто была Мечта! Не покорить, не победить, а лишь смиренно прикоснуться к Великой Реке!

Муксу звала! Муксу манила!

Последнее известное нам удачное прохождение Муксу датировано сентябрем 1989 года. Тогда команда, состоявшая из российских, американских и новозеландских спортсменов, прошла маршрут на плотах и каяках. С тех пор прошло 16 лет. Памир - чрезвычайно сейсмоопасный район. Рушатся в воду обломки скал, селевые потоки выносят в русло все новые и новые камни, перенасыщенная песком паводковая вода перемывает русло, - это означает, что меняется расположение и структура порогов. По сути, нас ждало первопрохождение когда-то хорошо известного маршрута.

Из отчетов тех лет мы знали, что основная мощь Реки сокрыта в пяти труднодоступных каньонах - Фортанбек, Ходырша, Иргет, Кардара и Сугран. Самый сложный из них Фортанбек. Все вместе пять каньонов носят название - ущелье Муксу-Джилга.

Попасть в начало маршрута можно двумя способами: - вертолетом из Душанбе, - через перевал Терс-Агар с территории Киргизии (пешком около 9 км).

Вертолетная заброска имеет два недостатка - высокую стоимость (около 5800$) и, в силу резкого набора высоты, очень жесткую акклиматизацию. Второй вариант имеет только один минус - надо пересечь границу между ныне суверенными странами в месте, для этого не предназначенном, а значит - либо потратить жуткое количество сил и времени на оформление разрешений с той и другой стороны, либо сильно рисковать, совершая, по сути, уголовное преступление, и пересекать границу нелегально.

Пришлось раскошеливаться.

Мы готовили прохождение от идеи до реализации в течение трех лет, очень хорошо понимая, что мелочей в этой экспедиции не будет. Даже прошлогоднее прохождение нашей командой р.Обийхингоу, которое принесло нам победу в Чемпионате Москвы и серебро на Чемпионате России по водному туризму, было лишь частью подготовки к Муксу. Состав команды подобрался воистину "звездный". Восемь опытнейших спортсменов, имеющих за плечами многие годы спортивных походов - два экипажа катамаранов-четверок. Тяжкое бремя руководства взвалил на свои плечи один из сильнейших водников России - Вадим Власов, а украшением команды стал наш завхоз - Лена Пичугина. Дважды она уже побывала призерером Чемпионата России, это был ее девятый поход высшей категории сложности. Забегая вперед - Лена стала первой женщиной, прошедшей этот маршрут!!!!

Выбор средства сплава - одна из сложнейших задач в водном туризме, каждая река и каждый экипаж индивидуальны. Сложные запросы нашей команды были удовлетворены фирмой "Рафтмастер", в которой на базе катамаранов модели FOX-804 с учетом наших пожеланий были созданы два замечательных судна водоизмещением по 3,5 тонны, за что им огромное спасибо!

Сплав в каньоне очень опасен и имеет свою специфику. Береговая обстановка делает зачастую невозможными просмотры препятствий, обносы и страховку в привычном для водников виде. Мы уже имели опыт прохождения рек с таким "трудным характером" - Сары-Джаз и Бзыбь стали хорошей школой, однако, чтобы добавить "плюсиков" в копилку своих возможностей, были проведены несколько тренировок на скалодроме. Это позволило освежить в памяти навыки лазанья, работы с альпинистским снаряжением и веревками, полученные за долгие годы спортивной карьеры. Стандартный набор снаряжения для сложных горных походов дополнили рации, спутниковый телефон, куча альпинистских примочек, скальные крючья и два огромных мотка веревки.

Еще в Москве было принято решение идти все препятствия на груженых катамаранах.

 

"Поехали!!!" -
Юрий Гагарин

 

30 сентября обычная московская жизнь осталась позади. Отзвучали слова, розданы поцелуи, пожаты руки провожающих друзей. Сданы в багаж вещи. Пройдена регистрация и контроль. И вот, качнув на прощанье Домодедову крылом, самолет взмывает в ночное небо. Дальше события мелькают калейдоскопом цветных слайдов: аэропорт Душанбе, получение багажа, гостиница, чайхана, опять аэропорт, вертолет, и вот мы уже выгружаем свои тяжеленные рюкзаки на галечную отмель. Подняв винтами на прощанье вихрь песка и пыли, белоснежная птица с ревом уносится ввысь, а мы остаемся наедине с неизвестностью, Памиром и Рекой Мечты.

Первые дни накрывают болезненными ощущениями горняшки. Высота не такая уж и большая, чуть меньше 3000 м над уровнем моря, но когда поднимаешься туда резко, организм бунтует, отказываясь понимать происходящее. Все словно вареные мухи, каждое движение дается через силу, дышится с трудом. Но мы готовы к этому. Мы не спешим. Медленно собраны катамараны, сделан радиальный выход в горы, пережита сильная пылевая буря. По ночам мороз - минус четыре.

Пора в путь! Загружены вещи, до звона надуты катамараны и спасжилеты. Стаем на воду.

Река дает нам вкатиться, подогнать снаряжение, справиться, наконец, с "акклимухой". Практически сразу становится понятно, что имеющиеся у нас лоции реки сильно устарели. Участок, обозначенный там как простой, на поверку оказывается четырехкилометровым порогом, который мог бы стать украшением какой-нибудь другой реки. Здесь это просто фон. Река заставляет много маневрировать. Быстро подступает усталость. Совершенной неожиданностью оказывается для нас и мощный короткий порог, никак не отраженный в лоции. Отмечаем его на карте - М1 - и начинаем обработку.

Просматриваем, кидаем в воду палочки, пытаясь разобраться в хитросплетениях струй. Слив в первой ступени грозит переворотом, а страховать с берега невозможно. Для обеспечения безопасности экипаж моего катамарана жертвует прохождением первого слива. Мы дружно проносим его по берегу, спускаем на воду и, пройдя выходную ступень, встаем на страховку. Через 10 минут рядом с нами причаливает и адмиральский экипаж. Они прошли порог полностью, очень удачно.

"Бабушка, а почему у тебя такие большие глаза?" -
Красная Шапочка

 

Долго ли, коротко ли, а доплыли мы до порога Эт-Сель. По единодушному мнению всех прошедших Великую Реку - это "ключ" маршрута. По тому, как группа проходит это препятствие, можно судить о ее готовности к прохождению ущелья Муксу-Джилга.

Вид порога производит на всех впечатление. Огромные камни, принесенные сюда селями, образовали в русле чудовищную мешанину струй, валов и сливов. Для просмотра порога приходится подниматься на полку. С высоты 40-50 метров как на ладони виден лабиринт петляющих между глыбами потоков. Больше двух часов смотрим, спорим, обсуждаем, отчаянно жестикулируем. Ни один экипаж не приходит к единому мнению о линии прохождения порога. Ситуация вынуждает нас "ночь переспать" с этим порогом. Торопиться при прохождении препятствий такой сложности смертельно опасно! Вечером все молчаливы, задумчивы. Рано разбредаемся спать.

Утро требует решения, требует решиться. Адмирал настроен на обнос. Его экипаж, хотя и рвется в бой, но с капитаном не спорит. Я в последний раз собираю своих, подвожу к берегу и показываю единственную тонюсенькую "тропинку", по которой можно пройти. Носовых мои слова убедили, но Ленуська… Это ее законное право. При прочих равных я и сам бы не настаивал на прохождении этого суперсложного порога. По давно заведенному в нашей команде правилу, не идет один - не идут все, но сейчас не тот случай. Иду в лагерь, отзываю в сторонку Мастера и делаю ему предложение идти с нами. Он, не задумываясь, отвечает - почту за честь. Иду к Адмиралу. Дальше привычная работа. Дружно обносим катамаран на страховку, еще раз смотрим, поддуваем баллоны, по рации сообщаем - одна минута до старта! Закрываю глаза, мысленно прогоняю все ключевые места. Кажется, ничего не забыл. Садимся в упоры. На душе становится спокойно. Глухо стукаются друг о друга весла у нас над головами - обычный стартовый ритуал - теперь мы единый организм, мы - экипаж! Бушует Великая Река, но я не замечаю этого. Мы идем по своей тонюсенькой "тропинке". Вокруг лишь декорации. Командовать практически не нужно, все и так знают, что делать. Проходит меньше трех минут, и мы снова на берегу. Все идеально!!! Разом слетает напряжение предыдущих суток. Ларец открыт!

Каньон Фортанбек - собранные на отрезке длиной 4,5 км, стиснутые скальными стенками десять сложнейших порогов. Решиться войти в него очень и очень нелегко. Неизвестность дует нам в лицо ледяным ветром, но мы входим…

Придумыванием названий первопроходцы себя не утруждали, поэтому пороги на этом маршруте имеют названия, состоящие из буквы (в Фортанбеке - Ф, в Иргете - И…) и цифры, соответствующей номеру порога в каньоне. Первые два порога - Ф1 и Ф2, хотя и сложны, даются нам на удивление легко, зато Ф3 становится для нас крепким орешком. Просмотреть его не удается.

Чтобы ходить по берегу в каньоне Фортанбек, надо быть пауком или, на худой конец, горным козлом. С огромным трудом по сыпучему склону удается взобраться на высоту более 100 м, но и оттуда виден лишь небольшой фрагмент порога. Пролазив более двух часов, мы пришли к совершенно неожиданному выводу - ходить по берегу гораздо опаснее, чем по воде! Впоследствии мы старались больше не предпринимать попыток просмотра "поверху", предпочитая тактику "от улова к улову". Ночевка в уютной расщелине скалы позволила команде хорошо отдохнуть и все-таки придумать, как заглянуть за перегиб заходного слива. Для достижения этого пришлось совершать чрезвычайно сложную чалку непосредственно перед порогом. Но, положа руку на сердце, признаю - поскольку порог очень длинный, а просмотрели мы только заход, идти его большую часть пришлось все равно с наплыва. Зато, пройдя порог, мы оказались в замечательной межгорной котловине. Как же здорово иметь возможность ходить по берегу! Здесь нам подвернулась редкая удача - мы нашли окаменелые останки какого-то древнего ящера. Фотографы яростно защелкали затворами, замелькали вспышки - любознательный народ, туристы.

Даже если Вы едете за приключениями - приходят они все равно неожиданно. Успешно пройдя довольно сложные пороги Ф4 и Ф5, мы снова оказываемся в глухом каньоне, да еще адмиральский катамаран пробил правый баллон. Необходимо срочно причаливать к берегу, клеить дырку, но… прямо перед нами гладкая поверхность реки обрывается водопадным сливом порога Ф6! С двух сторон ввысь уходят отвесные скалы. Узенькая полоска прибрежных камней, по которым можно ходить, находится уже в пороге - метров через 10 ниже слива. Вопрос простой и в то же время сложнейший - как туда попасть?

Иногда меня спрашивают - с какой скоростью вы плаваете по горным рекам? Или - сколько километров вы проплываете в день? Так вот, на эти 10 метров ушло около четырех часов! И все это время приходилось подкачивать отчаянно спускавший баллон.

Пока заклеивали дырку, наступил вечер. Нас постигла "экстремальная" ночевка. За дровами пришлось лезть с применением альпинистского снаряжения. Тент растянули на скальных крючьях над крошечным пятачком берега. Поужинали. Заснули. Примерно в час ночи пошел дождь, и сверху начали падать камни…

Попробуйте представить себе идиллическую картину: восемь колоритных бомжей в хоккейных шлемах сидят под самой стеной на рюкзаках, которые, в свою очередь, лежат в быстротекущем ручье глубиной по щиколотку. Бомжи жмутся друг к другу, дрожат, стучат зубами и кутаются в абсолютно мокрые спальники. Ливень, темень, камнепад. Представили? Ну, и чем, вы думаете, занимаются эти люди? Правильно - они поют!

"Вот оно какое, наше лето…", "А в Подмосковье водятся лещи…", "Лето, ах лето…", но истинным апофеозом стал момент, когда во время исполнения песни "У природы нет плохой погоды…" Родик Сулькин задумчиво так изрек: "Эх, видела бы это Алиса Фрейндлих!.." Последовавший за этим хохот на некоторое время заглушил даже рев Великой Реки.

После этой ночевки самый сложный порог на самой сложной реке бывшего СССР, Ф6, как-то сам собой обрел второе имя - Алиса Фрейндлих. Надеемся, Алисе Бруновне будет приятен этот скромный подарок от людей, согретых ее творчеством на краешке земли.

"На вершине стоял, хмельной…" -
Владимир Высоцкий

 

Мы сделали это! Позади Фортанбек!!! Позади 10 сложнейших порогов на букву Ф (из них - 7 высшей, шестой категории сложности). По этому поводу был устроен шумный перекус, плавно перешедший в ужин, а еще в этот вечер нас догнала группа туристов из г.Уфы, и я наконец-то встретился с одним из сильнейших водников страны - Мишей Верхотуровым, с которым до этого общался только по Интернету.

Надо сказать, что четыре оставшихся каньона навтыкали нам не меньше первого. После выплеснувшейся радости было трудно настраиваться на новые прохождения, накопилась психологическая усталость. Пороги, даже не очень сложные, давались через силу. В итоге это привело к обносу порога К3. Погода окончательно испортилась. Днем +6, ночью -4.

15 октября - день рождения моей мамы! Причалив к берегу, запускаем по кругу бутылку коньяку. Звоню по спутниковому телефону, поздравляю, слышно плохо, но все равно здорово! Все препятствия Великой Реки остались позади!

Опять калейдоскоп событий - машина ГАЗ-66, везущая нас в цивилизацию, баня и ресторан в Душанбе, поборы наглых мелких чиновников милиции, таможни и пограничников в аэропорту, взлет, посадка и, наконец, Москва.

Эмоций нет. Все силы отданы Великой Реке.

Мечта воплотилась!

 

Алексей Некрылов,
17 ноября 2005 г.

Фото:
Алексей Некрылов
Александр Лабеев
Верстка:
Ирина Терешкина

 

 

 

   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |