Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь 

ОТЧЕТ

 

о совершении водного путешествия 4 с элементами 5 к. с. группой туристов СТК “Пролетарка” г. Тверь по маршруту: г. Тверь – г. Москва – г. Барнаул – пос. Катанда – устье р. Осиновка – р. Нижний Кураган – р. Катунь – пос. Еланда – г. Барнаул – г. Москва – г. Тверь.

 

Маршрутная книжка № 1/4 – 513

 

Руководитель группы: Скобин Павел Анатольевич

 


СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

 

1.Справочные сведения. 3

1.1 Паспорт маршрута. 3

1.2 Состав группы.. 4

1.3 Определяющие препятствия маршрута. 4

1.4 Сведения о районе путешествия. 5

2. Общая идея похода. 6

3. Транспорт. 6

3.1 Поезд. 6

3.2 Заброска. 6

3.3 Выброска. 7

4. Аварийные выходы. 7

5. График движения. 8

6. Лоция (от р. Осиновка) 14

7. Смета расходов. 20

8. Итоги, выводы, рекомендации. 20

9. Список литературы.. 21


 

1.Справочные сведения

1.1 Паспорт маршрута

Вид туризма__________________________________________водный

Категория сложности_______________четвёртая с элементами пятой

Район путешествия______________________________Горный Алтай

Нитка маршрута: г. Тверь – г. Москва – г. Барнаул – пос. Катанда – устье р. Осиновка – р. Нижний Кураган – р. Катунь – пос. Еланда – г. Барнаул – г. Москва – г. Тверь.

Протяженность маршрута (пешая, водная часть и радиальные выходы)_____________________________________________ 271км

Общая продолжительность похода_______________________ 22 дня

Продолжительность активной части маршрута_____________ 14 дней

Количество участников_________________________________ 12 человек

Средства сплава________________________________ катамараны двойки/каяки

Время путешествия____________________________6 –27 августа 2004 года

Уровень воды: река Нижний Кураган_______________низкий

Уровень воды: река Катунь________________________ниже среднего

 

Адрес хранения отчета: г. Москва, ул. Большая Коммунистическая 17, библиотека МГЦКТ.


1.2 Состав группы

Ф. И. О.

Туристский опыт

Обязанности

1. Скобин П. А.

Сумульта 5у, Чон-Кемин 5у, Мзымта 2(4)р, Кутсайоки 4р, Зеленчук/Кубань 3р.

Руководитель

(Кат № 1)

2. Болохова Т. В.

Сумульта 5у, Чон-Кемин 5у

Фотограф

(Кат № 1)

3. Жуков А. В.

Кутсайоки 4у, Зеленчук/Кубань 3у

Доктор

(Кат № 2)

4. Волокитин М. А.

Она 4у

(Кат № 2)

5. Балакина Ю. Е

Сумульта 5у, Чон-Кемин 5у

Дневник

(Кат № 3)

6. Поняков А. В

Она 4у

(Кат № 3)

7. Орлов М. Ю.

Она 4у

Реммастер

(Кат № 4)

8. Юрьева О. Г.

Она 4у

(Кат № 4)

9. Орлов В. Ю.

Утулик/Хара-Мурин 5у, Сумульта 5у

Завхоз

(Каяк № 1)

10. Лобынцев М. Ю.

Шавла/Аргут/Катунь 4у

Фотограф

(Кат № 5)

11. Шавлаков В. А.

Шавла/Аргут/Катунь 4у, Танымас/Кудара/Бартанг 5у

Видео

(Кат № 5)

12. Петров П. К.

Шавла/Аргут/Катунь 4у, Танымас/Кудара/Бартанг 5у

(Каяк № 2)

 

1.3 Определяющие препятствия маршрута.

 

Река Нижний Кураган

Вид препятствия

Категория сложности

Протяжённость (условно).

Пор. «Рекрут»

3

30 м

Пор. «Каскадёр»

4-5

150 м

Пор. «Базовый»

4

400 м

Пор. «Снежный»

4

500 м

Пор. «Кыргыз»

4

600 м

Пор. «Прорыв»

5

870 м

Пор. «Большой Притор»

3

40 м

Шивера «Венец»

3

2000 м

 

Река Катунь

 

Вид препятствия

Категория сложности

Протяжённость (условно).

Пор. «Аккемский прорыв»

3

2000 м

Пор. «Ильгуменский»

3

80 м

Пор. «Кадринская труба»

3

10000 м

Пор. «Шабаш»

3

500 м

Пор. «Текдельпень 1»

3

500 м

Пор. «Текдельпень 2»

3

100 м

 

1.4 Сведения о районе путешествия.

Горный Алтай – это край живописных пейзажей, лесов, чистых озёр и бурных рек. Климат близок к континентальному, сказывается удалённость от океанов и близость Средней Азии, хотя в отдельных районах климат относительно мягкий. Суточная температура в долинах рек в июле – августе колеблется от +8 до +25 градусов. Количество осадков умеренное. Большинство рек здесь имеют смешанное питание (снега, ледники, дожди, подземные воды), в июле – августе нередки дождевые паводки до 3-х дней, но при затяжных дождях могут длиться до 5-6 дней и более. Однако по статистике уровень воды в этот период обычно средний с тенденцией к спаду. Сложность препятствий на реках Горного Алтая варьируется от 2 до 6 к. с. Основная водная артерия – река Катунь. Её бассейну принадлежит большинство рек, представляющих интерес для спортивного сплава в данном районе.

Маршрут похода проходит по Усть-Коксинскому району Горного Алтая. Пешая часть начинается от «верхнего» парома в пос. Катанда ( паром находится до впадения Н. Курагана в Катунь чуть выше посёлка), тропа проходит вдоль реки то удаляясь, то приближаясь к ней до самого начала сплава. Р. Нижний Кураган протекает по северному склону Катунского хребта. Средний уклон в верхних каньонах до 20 м/км, средний уклон от впадения р. Осиновка до 12-15 м/км. Вода прозрачная, температура в августе до 9-12 град. Сложность препятствий на реке достигает 5 категории. Препятствия в большинстве имеют тип шивер с валами, бочками, среднего размера камнями в русле и сложной линией движения. Для этой реки также характерны короткие пороги с не всегда очевидной линией движения, разделённые слабым быстротоком. Несколько раз основное русло разбивается на протоки. В нижнем течении в протоках встречаются поваленные деревья, завалы. Рыба начинает ловиться от пор. «Большой Притор». Нижний Кураган впадает в Катунь одним руслом в 1,5 км ниже пос. Катанда.

2. Общая идея похода

Идея похода заключается в посещении интересного в спортивно-туристском плане района с целью хорошо отдохнуть. Данный район является новым для некоторых участников как в географическом, так и в спортивном плане, чем и объясняется интерес к рекам этого региона.

Основная задача данного похода – повышение туристского опыта участников и руководителя. Подготовка к более сложным походам, в связи с этим планируется прохождение части препятствий 3-4 к. с. с ходу или с беглым просмотром.

3. Транспорт

Транспортные возможности Алтайского края общеизвестны. Имеется возможность доставки ж/д и авиа транспортом до крупных населённых пунктов, развита сеть автомобильных дорог.

3.1 Поезд

Наша группа планировалась как сборная Тверь-Обнинск, поэтому билеты должны были купить сначала мы, потом все реквизиты должны быть сообщены нашим друзьям и они докупают билеты на этот же поезд.

Были приобретены билеты:

Мск-Барнаул:
6.08.04
поезд 596
из Мск 13.26
прибытие поездом 595 9.08.04 в Барнаул в 2.40 по Мск
Обратно:

Барнаул-Мск:
24.08.04
поезд 035
 из Барнаула 19.15 по Мск
прибытие 27.08.04 в 5.44

На поезд № 596 до Барнаула ребятам из Обнинска билеты купить не удалось, поэтому они добирались втроём через Новосибирск и обратные билеты они заранее брать не стали.

Общий сбор команды состоялся в Барнауле, куда трое участников приехали на час раньше.

3.2 Заброска

Мы предварительно связались с несколькими фирмами, осуществляющими заброску туристов на Алтае. Выбор свой остановили на фирме «БийскАлтайТур»( Замчалов Иван Юрьевич – директор, E-Mail: ivan@mail.biysk.ru, http://www.bialtur.biysk.ru/ ICQ# 28152418) по нескольким причинам. Во-первых, эта контора уже неплохо себя зарекомендовала как «тур - извозчик», во-вторых, их цены оказались вполне разумными, по сравнения с ценами, которые предлагают другие фирмы, например «ТурАкадемия» и прочие частники. Кроме того, БиАлТур имеет свою базу в Тюнгуре и, соответственно, владеет информацией о наличии и исправности паромов в Катанде, отслеживает ситуацию с пограничниками и сообщает обо всех изменениях в режиме охранной приграничной зоне.

По приезду в Барнаул в 5.40 по местному времени нас встретил на перроне водитель Андрей Попов. За 15 минут мы погрузились в Газель с прицепом. В Бийске оплатили доставку «туда» и оставили предоплату 50% за выброску от устья р. Большой Яломан. Дорога вполне сносная асфальт/грунтовка, местами идёт ремонт. Перед Усть - Коксой пограничный пост – готовьте списки группы с паспортными данными.

Если планируется прохождение верхних каньонов Курагана, рекомендуем оформить пропуска в заповедник, который начинается от впадения в Кураган Осиновки : 649490 Республика Алтай, с.Усть-Кокса, ул. Заповедная, 1; а/а 24.
тел /факс: (388-48) 229-46
тел: (388-48) 229-03
e-mail: katunskiy@mail.gorny.ru , belov_valeriy@mail.ru

Если нужны кони, они могут организовать такое удовольствие. Но это очень дорого по сравнению со средними расценками на лошадок прикатунских турбаз. Так самый дешёвый конедень стоит 300р., а в конторе заповедника предлагают заплатить 700р.

Не доезжая пос. Катанда справа показалось кладбище, перед ним поворот направо к верхнему парому. Газель подъехала прямо к парому. Переправились через Катунь и встали на ночёвку прямо у переправы в 20 00.

 

3.3 Выброска

Вместо поляны в устье р. Большой Яломан маршрут группа закончила в пос. Еланда. Нас встретил транспорт фирмы «БийскАлтайТур», точно в срок, о котором мы договорились заранее по телефону из пос. Иня. Изменение места выброски не смутило руководство фирмы, цена услуги понизилась.

4. Аварийные выходы.

Быстрый аварийный сход с маршрута возможен после впадения Нижнего Курагана в Катунь. Вдоль левого берега Катуни идёт автодорога на Тюнгур. В Катанде есть врач, в Тюнгуре – фельдшер. За более квалифицированной помощью придётся ехать в Усть-Коксу.

Далее быстрый аварийный выход возможен после впадения Чуи по Чуйскому тракту до впадения слева р. Большой Ильгумень в устье которой находится турбаза-кемпинг. Затем Чуйский тракт отходит от реки. Нормальная дорога появляется только у пос. Куюс на правом берегу. На протяжении маршрута по Катуни встречаются небольшие кемпинги, мини-турбазы куда в случае острой необходимости можно обратиться за помощью. Обычно на таких турбазах есть свой транспорт.

 

5. График движения.

 

День

Дата

Участок

Расстояние

ЧХВ*

Способ передвижения / примечания

1-3

6.08-9.08

Тверь–Москва–Барнаул–Катанда

 

 

поезд

автотранспорт

4

10.08

паром – р. Громатуха

~16

4,5

пешком

5

11.08

р. Громатуха – разбои р. Н Кураган

~8

6

пешком

6

12.08

Разбои – р. Ешту

~8

4

пешком

7

13.08

Р. Ешту – р. Осиновка

~4

2,5

пешком

8

14.08

 

~8

3,5

стапель, разведка верхних каньонов

9

15.08

устье р. Осиновка – пор. «Снежный»

~8

4

катамаран

10

16.08

пор. «Снежный» – пор. «Прорыв»

~8

3

катамаран, обнос вещей

11

17.08

пор. «Прорыв»

~870 м

4

катамаран

12

18.08

пор. «Прорыв» – пос. Тюнгур

~21

4,5

катамаран

13

19.08

пос. Тюнгур – пор. «Аккемский прорыв»

~20

4,5

катамаран

14

20.08

пор. «Аккемский прорыв» – устье р. Аргут

~9+8

2

катамаран, полуднёвка( баня, рад. выход)

15

21.08

устье р. Аргут – пор. «Ильгуменский»

~54

7

катамаран

 

16

22.08

пор. «Ильгуменский» – пос. Куюс

~70

8,5

катамаран

17

23.08

пос. Куюс – пос. Еланда

~28

4

катамаран

18-22

24.08-27.08

пос. Еланда – Барнаул – Москва – Тверь

 

 

автотранспорт

поезд

*- время дано приблизительно


09.08

Поездка занимает почти 10 часов чистого времени.

Группа забросилась к началу активной части маршрута в 20 ч. 00 мин.

Заночевали в непосредственной близости от парома под большими берёзами.

 

10.08

Подъём в 9. 00. Погода отличная. Завтрак. Выход в 11. 00. Дорога наезженная. От парома видно как она поднимается на покрытый леском пригорок. Первые 100 метров пешком с рюкзаками, далее до начала конной тропы налегке около 10-12 км (рюкзаки на телеге за 300 р). Конная тропа начинается, как только закончились покосы на полянке с избушкой. Тропа идёт по лесу, пересекает полянки с высокой травой. Очень резких подъёмов нет. Встали на стоянку перед р. Громатуха в 15 30. Праздничный обед плавно перетек в не менее праздничный ужин по поводу дня рождения одного из участников.

 

11.08

Подъём в 9.00. На небе ни облачка. Завтрак. Выход в 11.00. Тропа чёткая, заблудиться могут только талантливые. В районе пор. «Большой Притор» тропа делает достаточно крутой, но короткий подъём, затем следует спуск по каменным плитам. После спуска тропа подходит к реке и можно посмотреть этот порог. Перекусили в 14 30-16 30. Далее тропа постепенно начинает набирать высоту, чередуются спуски и не очень крутые подъёмы. Встали на стоянку в районе разбоев, примерно в 4 км от пор. «Большой Притор», не доходя р. Кыргыз после двух переправ через рукава Курагана по бревну и смытым кладям в 19 00.Ужин.

Итог дня на группу: одна сильно натёртая до мозоли в пол подошвы нога, 24 намятых плеча, 12 уставших поясниц, 2 воспалённых подколенных связки.

Доктор выполнил необходимые манипуляции. Группа усталая, но довольная.

 

12.08

Подъём в 9.00. Очень тепло. Завтрак. Выход в 11.00. Пересекаем р. Кыргыз по мосту, за ним избушка лесников. Начинается природоохранная зона, о чём свидетельствует установленная на правом берегу Кыргыза табличка. У избушки указатели для туристов (стоянка - налево вниз, тропа - прямо). Тропа чёткая, утаптывают её не только люди и кони, но ещё и медведи. Пообедали в 14 00. Перед р. Ешту тропа постепенно набирает высоту, затем следует спуск к левому рукаву, который преодолевается в брод. За бродом отличная оборудованная стоянка. Встали в 17 30. С дровами не густо. Отправили разведчика до моста через основной рукав Ешту, разведка вернулась через 15 мин. (Если идти прямо по тропе вдоль берега, то упираешься в основную бурную протоку, вдоль которой приходится подниматься по камням до моста, если вовремя свернуть направо, то тропинка приведёт прямо к мосту.).

 

13.08

Подъём в 9 00. Солнце, дует лёгкий ветерок. Завтрак. Выход в 11.00. Пересекаем по мосту основной рукав р. Ешту, за мостом частая молодая поросль. От моста тропа поворачивает налево к Курагану и идёт вдоль высохших проток, усыпанных крупной галькой. Затем тропа отходит от реки и начинается очень утомительный, но не очень длинный подъём. Карабкаться приходится порой на четырёх точках. В близи вершины подъёма у крупного скального фрагмента тропа раздвояется. Идти нужно налево. На некрутом длительном спуске открывается вид на завалы в выходном пороге Второго каньона Курагана. Тропа выходит к Осиновке в 200 метрах выше её впадения в Кураган. Перед мостом через Осиновку стоит указатель на оборудованную стоянку. Встать можно и у моста прямо на тропе, если основная стоянка занята. За мостом начинается Катунский биосферный заповедник. У моста через Осиновку были в 14 00. Встретили егеря, он возвращался с дежурства на кордоне, который находится на стрелке Йолдо и Хазинихи. Пропуска мы заранее не оформляли, поэтому нас попросили подождать пока пройдёт инспектор, который проверяет егерей. Тем, временем дежурные приступили к приготовлению обеда. Инспектор появился около 15 30, мы как раз обедали. Он объяснил, что егеря теперь не имеют права выписывать пропуска на месте, всё оформляется через контору заповедника в Усть-Коксе. Ещё он намекнул, что если егерь возьмёт на себя ответственность (не ясно только каков денежный эквивалент этой ответственности), то разрешит нам войти на территорию заповедника, а будет он у Осиновки к 17 00 следующего дня.

Егерь и инспектор настоятельно нам не рекомендовали начинать сплав от Хазинихи, как мы планировали. Так как вода на верхнем участке реки за последние 4 дня упала почти на 1,5 метра и кругом торчат голые камни.

Поставив лагерь, мы сделали полуднёвку и устроили помывку.

 

14.08

Подъём в 10.00. Завтрак. Команда загорает. Решили собирать катамараны, затем провести разведку верхнего участка реки и оценить возможность сплава. Если воды по нашей оценке будет достаточно, то занести собранные каты и пройти верхние каньоны. Поверхностный осмотр верхних порогов занял 3-3,5 часа. Результат осмотра: воды очень мало, множество голых камней, местами габаритные непроходы. Вывод однозначный – смысла идти нет. За один день можно и не уложиться, учитывая тотальный шкуродёр (при прохождении по такой воде ремонт судов очевиден на 99%). Хочется отметить ещё несколько моментов по итогам осмотра верховий:

- собранные суда по тропе от Осиновки до Хазинихи нести было бы достаточно трудоёмко, несмотря на то, что крутых спусков/подъёмов нет,

- стоянки на территории заповедника запрещены,

- у устья Хазинихи на самом берегу, усыпанном некрупными камнями, на небольшой площадке можно собрать суда; у мостика свежий памятник, возможно погиб местный житель,

- выходы на тропу есть до Нулевого каньона включительно, между Нулевым и Первым каньонами, между Первым и Вторым каньонами; местами выход на тропу невозможен или затруднён.

Егерская смена в этот день так и не появилась.

 

15.08

Подъём в 9 00. Завтрак. Занесли катамараны к устью Осиновки (сначала по основной тропе левого берега вниз по течению Осиновки, потом метрах в 30 от впадения есть спуск к воде, далее по берегу на небольшую площадку у воды). На этом месте строила катамараны группа литовцев. Ужасная жара. Участник № 9 на каяке стартовал в 25 метрах ниже моста через Осиновку. Организована береговая страховка. Каякер прошёл до места старта группы успешно. Выход группы в 12. 00. Наслаждаемся природой, часто выходим размяться на берег, поесть смороды. Много грибов. Встали в 16 00 ниже пор. «Снежный» и шив. «Верблюд» по лоции Болотова, на правом берегу напротив красивой скальной стенки левого берега, в которую упирается основная струя. Развели спирт, поставили охлаждаться (лучше бы выпили тёплым) - в нижнее течение реки ушло 3,5 литра горючего. Команда укатывает на каяках ближайшую шиверу. Ужин.

 

16.08

Подъём в 9. 00. Очень тепло. Завтрак. Выход в 11.00. В ключевом месте пор. «Кыргыз» участник № 9 покинул судно. Гребца и лодку незамедлительно подобрала тандемная страховка. У пор. «Прорыв» были в 14 00. Пока дежурные готовили обед, осмотрели порог. На левом берегу перед порогом, есть стоянка на 3 палатки. Тихий час. Обнос вещей. Тропа для обноса далеко не шоссе, но вполне приемлема, чётко прослеживается на всём протяжении. Сначала она идёт вдоль реки, потом поднимается на полку, немного отходя от воды. По окончании порога тропа выходит к удобной стоянке у воды. Во время обноса руководитель получил еловой веткой в открытый левый глаз. Доктор констатировал сильный ушиб роговицы, прописаны глазные капли (Сульфацид, Лоперамид) Установили базовый лагерь на полянке за «Прорывом». Ужин.

 

17.08

Подъём в 9 00. Вышли из лагеря в 10 00. Стоит жара. Порог «Прорыв» проходили последовательно по ступеням с береговой страховкой. Одновременно страховали участников подошедшей литовской группы. Во второй ступени после киля участник № 12 покинул судно и был тут же выловлен спасконцом. В третьей ступени экипаж Кат № 3 навалило на камень и перевернуло, экипаж был переправлен на берег с помощью литовских товарищей. Экипаж Кат № 1 в прохождении порога участия не принимал, вследствие травмы руководителя, а обеспечивал видео/фото съёмку и страховку. Прохождение закончили в 15 00. В 16 00 обед, плавно перетёкший в ужин. В гости пришли литовцы. Общались, пели песни, вспоминали, как в 14 веке Литва с Тверью на Москву ходила.

 

18.08

Подъём в 9 00. Завтрак. Выход в 11 30. Перед Катунью начинаются разбои, важно правильно выбрать протоку. В протоках встречаются поваленные деревья. Перед самым впадением река собирается в одно русло. На стрелке собирались около часа, поскольку группа в разбоях сильно растянулась. Некоторые прошли без проводок, а трём экипажам пришлось совершить три обноса. По всей видимости, конфигурация предустьевых проток и количество упавших деревьев меняется ежегодно и указать однозначную линию движения на этом участке проблематично. Очень тепло, команда плещется в Катуни. Все желающие катаются на каяках, с удовольствием киляются. В Тюнгуре были через два часа сплава после впадения в Катунь. Зачалились в посёлке у моста на левом берегу. До магазина 30 метров, до кафе на правом берегу 100 м через мост. На стоянку встали на стрелке Кучерлы в 18 00. Праздничный ужин с картошкой по поводу выхода в цивилизацию.

 

19.08

Полуднёвка, поход в посёлок. В Тюнгуре 3 магазина, почта и фельдшерский пункт. Есть телефон. Погода начала портиться, сильный ветер, температура стремительно падает. Выход на воду в 14 00. Часто выходим на берег размяться и погреться. На левом повороте сужение реки, справа впадает р. Берткем, характерный шум - это входная шивера «Аккемского прорыва», шивера короткая порядка 25-30 м, валы средней мощности. За ней улово у правого берега. Берег крутой, усыпан валунами. На верху нормальная стоянка, облагороженная коровами. Стоянка с воды не очевидна. По В. Юрину ещё есть стоянка на р. Берткем в глубине леса, чтобы встать на ней нужно зачалиться в «вялое» улово, сразу за ручьём на конус выноса. Улово образовано подпором воды от гряды валунов ПБ, из него несильно сносит на струю. Когда мы туда подошли, на берегу видели людей. Сделали вывод, что стоянка занята. Очень замёрзли, температура воздуха едва достигает 15 градусов, сильный ветер, моросит дождь. Встали после входной шиверы в 18 30. Просмотрели вниз по течения метров 500, ничего криминального не обнаружили. Ужин.

 

20. 08.

Подъём в 9 00. Погода наладилась. Завтрак. Выход в 12 00. Уровень воды оценен нами как средний/ниже среднего. Принято решение идти «Аккемский прорыв» походной колонной от улова к улову. В процессе прохождения мы разделили порог условно на три части, после каждой из которых делалась чалка. В первой ступени прорыва на входных валах положило по диагонали Кат №4. Катамаран и экипаж быстро подобрала тандемная страховка. В начале второй ступени не справился с управлением участник №12 и покинул судно. Тандемная страховка (Кат № 2) замешкалась, в результате каякер прошёл самосплавом около 150 200 м, после чего его и судно взял на борт Кат № 1. Заключительную часть препятствия прошли в штатном порядке. Фото и видео съёмку всего порога делать поленились, наверное, зря.

Встали на стрелке Аргута в 14 00, перекусили сух пайком. Полуднёвка. Погода отличная. Плотно укатали порог «Ворота», сделали замечательную экскурсию на пор. «Атланты». Вечером организовали походную баню. Ужин.

 

21.08.

Подъём в 9 00. Выход в 11 00. Жарко. Все желающие катаются на каяках. В пос. Иня были в 14 00. Обед, поход по магазинам. По телефону связались с фирмой «БиАлТур», договорились, чтобы нас встретили в пос. Еланда, так как мы опережаем график. Встали у пор. «Ильгуменский» на правом берегу в 19 00. Погода начала портиться. Ужин.

 

22.08

Подъём в 9 00. Погода испортилась совсем. Моросит дождь, сильный ветер, температура не более 13-14 градусов. Завтрак. Выход в 11 00. Оба каякера и участники № 2 и № 8 в прохождении пор. «Ильгуменский» не участвовали, так как было настолько холодно, что у большинства зубы стучали ещё до того как сесть в катамаран. Некоторым пришлось идти по два раза. Обедали в устье р. Сумульта. Не смотря на недопустимость потребления алкоголя на воде, в порядке исключения всем было выдано по 50 грамм спирта в медицинских целях. Встали недалеко от пос. Куюс на левом берегу на оборудованной стоянке в 20 00. С дровами очень туго. Ужин.

 

23. 08

Подъём в 9 00. Погода холодная, периодически моросит противный дождь. Завтрак. Выход в 11 00. К 13 00 погода начала налаживаться. В 15 00 встали за недостроенной ГЭС в пос. Еланда. Обед. С дровами очень плохо, имеет смысл их заготовить заранее и везти с собой. Разборка и сушка судов, погода балует. В 19 20 подъехала наша ГАЗель с прицепом. Посетили магазин в посёлке. Праздничный ужин со свежей картошкой по поводу дня рождения одного из участников и окончания похода.

 

24.08

Подъём в 7 00. Отъезд в 8 00. Завтрак в придорожном кафе. В Сростках купили мёд и кедровые орехи. В Барнауле были к 17 00. На вокзал не пустили, так как кто-то позвонил и сообщил о заложенной бомбе. Расположились в скверике напротив. Посадили друзей из Обнинска на автобус до Новосибирска, там они приобрели билеты на проходящий до Москвы. Наш поезд был подан вовремя, мы в него погрузились и попрощались с Алтаем.

Поход закончен.


6. Лоция (от р. Осиновка)

р. Нижний Кураган

Препятствие

L, м.

Ориентиры, характеристики

Тактика прохождения, замечания

Пор. "Рекрут", 3 к.с.

30

Простой слив с бочкой через гряду камней у правого берега в 200 м от стрелки Осиновки и Курагана. Каменная гряда видна с наплыва, справа скальная стенка.

Сходу по центру слива. В правой части слива струя упирается в камень, который с наплыва не виден, существует вероятность заклиниться. Далее быстроток.

Шиверы. 2-3 к.с.

 

 

Цепь шивер с очевидной линией движения. Валы, полуобливные камни, нежёсткие бочки, несколько небольших сливов.

Сходу.

Пор. "Каскадёр", 4-5 к.с.

 

150

Ориентир – через 200 –250 метров после маленького ручья по правому берегу. Входная шивера упирается в слепой левый поворот, за которым следует ключевое место и река поворачивает направо. Начинается короткой разгонной шиверой на левом повороте. Перед ключевым местом 2 бочки, осложняющие заход. Далее струя наваливает на крупные камни в середине русла и делится на 3 части, ещё немного воды летит через камни прямо. Основной поток идёт налево зигзагом. По центру и справа мелко. При более высоком уровне воды возможен проход по центру прыжком с каменной плиты в котёл. Далее выходная часть с валами и несколькими мощными достаточно серьёзными бочками.

Просмотр по левому берегу. Прохождение с береговой страховкой.

Далее до следующего препятствия слабые шиверы и разбои, валы на сбойках проток. На нижнем рукаве Ешту хорошая стоянка (зачалиться лучше заранее на галечном пляже до плавного левого поворота).

Пор. "Базовый", 4 к.с.

 

400

В 15-20 минутах сплава от Ешту. Сужение русла в каменистых берегах. Порог хорошо заметен с воды. Начинается на плавном левом повороте, справа галечный пляж. Линия движения несложная. Крутопадающая горка, с мощными валами, бочками. Скорость течения - высокая. Несколько сливов, которые легко обойти. На выходе хорошая бочка.

Просмотр возможен по правому берегу. Шли сходу. Далее разбои.

Пор. "Снежный", 4 к.с.

500

Протоки собрались в одно русло. Через 100-150 м. начало порога. Крутопадающая горка с валами, бочками. Обливные камни. Скорость течения - высокая. Затем быстроток и горка с валами, лёгкий прижим к скальной стенке левого берега. Линия движения читается с наплыва

Шли сходу. В конце участка на правом берегу можно встать (напротив скальная стенка левого берега). Далее разбои.

Пор. "Кыргыз", 4 к.с.

600

Протоки собрались в одно русло. На левом повороте заметная суводь. Течение ускоряется, порог начинается плавно.

Начинается за левым поворотом. Основной участок расположен на правом повороте с ощутимым уклоном. Множество полуобливных камней в русле, небольшие жёсткие валы. В середине ключевое место – серия мощных бочек, за ними не крутая горка с валами. Требуется слаженная работа экипажей.

Просмотр не удобен. Шли сходу с взаимной страховкой. Далее разбои. Над распадком справа показалась безлесная вершина Ермак. Перед пор. «Прорыв» в месте разбоев есть один серьёзный завал, куда уходит практически вся струя, перед завалом слева галечный пляж и мелкий ручеёк, пригодный для проводки.

Пор. "Ступенька", 3 к.. с.

 

50

Река собралась в одно русло, по левому берегу галечный пляжик. Плавный левый поворот, у входа в порог справа впадает малозаметный ручей. Расположен на левом повороте. Вода сливается через две низкие ступеньки. В первой из них торчит длинная ветка. По центру русла зуб. Затем быстроток с валами и выход в суводь..

Просмотр сделали по левому берегу. Проходили по основной струе.

Чалка лучше на левый берег на песчаный пляж. Есть нормальная стоянка на 3 палатки.

пор. № 41, 2-3 к.с.

20

Практически сразу за пор. "Ступенька". Струя с валами, несильные бочки.

Идётся вместе с входной частью следующего препятствия.

Пор. "Прорыв", 4-5 к. с.

870-900.

Начало порога - река делится надвое большим многолетним завалом. Условно разделяется на 5 ступеней:

1 ступень - косой метровый слив у левого берега, навал на камни слева, затем струя смещается в центр русла и следует серия невысоких сливов с бочками и валами. Длина ступени около 250 м. Быстроток.

2 ступень – слив через гряду камней, затем струя делится валуном на две части, далее несколько сливов с мощными бочками. Длина ступени 200 м. Быстроток.

3 ступень – горка с валами. Длина 70 м. Быстроток.

4 ступень - на S-образном повороте; струя делится продольной грядой обливняков на 2 части. Справа струя глубже; валы, небольшие бочки. Слева более мелко, множество обливняков. Длина ступени 250 м. Улово у левого верега.

5 ступень – струя поворачивает на право и делится надвое, основной поток прижимается к крупным камням левого берега, затем горка с небольшими валами и несильными бочками. По центру русла каменистая отмель. Справа мелкая шивера. Длина 100м. Быстроток.

При нашем уровне воды заход возможен только слева. Необходим просмотр. После каждой ступени есть хорошие места для чалки. Прохождение с береговой страховкой. Далее мелкие шиверы и разбои.

Пор. "Большой Притор", 3 к. с.

40

Скальное сужение на нерезком правом повороте. На заходе слив с мощной бочкой через всю реку, на выходе вылы. Струя мечется между скальных обломков. За порогом суводь.

Просмотр с правого берега. С левого берега просматривается только входной слив. Видеосъёмка ключевого места удобна со скалы правого берега. Чалка возможна на любой берег. Прохождение по 2 экипажа.

Простые шиверы, разбои.

Шивера "Венец", 3 к. с.

2000

Река собирается в одно русло.

Мощная шивера. Хороший уклон. В начальной части горка, за ней прижим к правому берегу на левом повороте с сильной бочкой. Обилие полуобливных и обливных камней. Валы, несильные бочки.

Прохождение походной колонной.

Начинаются разбои. В протоках встречаются поваленные деревья. Река собирается в одно русло только перед самым впадением в Катунь.

р. Катунь

Пор. "Аккемский прорыв", 3 к. с.

2000.

Начинается от устья правого притока р. Берткем. Правый берг сложен крупными камнями, слева начинаются вертикальные стенки. Слышен характерный шум. Входная шивера порядка 25-30 м, валы (до 1,5 м). За ней быстроток.

Первая часть – очень сильные валы (до 2,5 м), некоторые со сбивающими пенными шапками, локальные бочки разбросаны по руслу. Быстроток около 50 м.

Вторая часть, немногим проще первой. Высокие валы (до 2 м), несколько локальных бочек в русле. Быстроток.

Третья часть ещё более простая. Валы (до 1,5 м), несколько бочек. Завершается препятствие глубоким омутом с развитой вертикальной турбулентностью.

Входную шиверу пошли сходу. Просмотрели 500 м ниже. Прохождение походной колонной с промежуточными чалками в крупных уловах. Основные бочки и особенно высокие валы обходились вдоль ЛБ. Наиболее удобные чалки вдоль ПБ, но есть улова и слева. При прохождении будьте предельно внимательны и осторожны!!!

Стоянка есть в глубине леса на р. Берткем (чалка в улово за ручьём перед грядой валунов ПБ), ещё стоянка за входной шиверой на высоком ПБ (чалка в улово сразу за шиверой на ПБ), подъём к ней по крупным валунам.

До устья Аргута 45 мин хода, препятствий нет. Хорошая стоянка перед устьем (Кафе Аргут).

Шиверы 2 к. с.

(фоновые)

 

Валы до 0,8 м

Походной колонной.

От устья Чуи начинается чуйский тракт. Ориентир пос. Иня – два капитальных моста через Катунь. Мест для хорошей чалки не очень много.

Пор. "Ильгуменский", 3 к. с.

80

Чуйский тракт отходит от реки. Скальные выходы и крупные валуны по обеим берегам. Сужение русла. По ПБ большой песчаный пляж, на другом берегу кемпинг и ручей.

Крутые, очень жёсткие валы (до 2 м) с пенными шапками на плавном правом повороте.

Просмотр по ПБ, прохождение с береговой страховкой по два экипажа. Неплохая стоянка на ПБ за пляжем. С дровами очень плохо.

Пор. "Кадринская трубы", 3 к. с.

10000

Начинается от впадения справа р. Кадрин. Серии валов (до 1,8 м) в сужениях русла. Практически после каждого локального усложнения есть участки быстротока и вертикальная турбулентность вдоль основной струи. Заканчивается препятствие порогом "Мешок" 2к. с. Струя втекает в округлое расширение русла, развита вертикальная турбулентность.

Прохождение походной колонной.

В устье Кадрина и далее по обеим берегам есть хорошие места для стоянок.

Шивера, 3 к. с.

50

Мощная шивера в сужении русла за плавным левым поворотом. Берега сложены крупными камнями.

Предварительный просмотр по ПБ (предполагали, что это Пор. "Шабаш"). Походной колонной.

Пор. "Шабаш", 3 к. с.

500

Галечная отмель по ЛБ, справа крупные скальные обломки. Состоит из двух ступеней. На входе в первую ступень валы, небольшие жёсткие бочки. Ключевое место – большая плохо заметная с наплыва пульсирующая бочка на правом повороте по центру струи, слева косые бочки, справа вдоль берега чистый проход. Быстроток.

Вторая ступень – короткая серия крутых валов (до 1,8 м). По правой стороне слив с большой жёсткой бочкой. Далее расширение русла, быстроток.

Просмотр по ПБ. Прохождение походной колонной. Первую ступень вдоль ПБ, вторую по центру.

Шиверы 2 к. с.

 

Фоновые препятствия.

Напротив устья р. Урсул короткая шиверка, по середине реки отмель. После впадения р. Сумульта местами небольшие валы.

 

Походной колонной.

Пор. "Каянча", 2 к. с.

200

Сужение реки, серия некрутых валов (до 1,5 м). Далее быстроток, фоновые препятствия 2 к. с.

Походной колонной.

Пор. "Аяла", 2 к. с.

50

Сужение русла. На входе несколько валов, слив с бочкой. На выходе слева сильная вертикальная турбулентность, по центру струи цепочка валов.

Походной колонной.

Пор. "Текдельпень1", 3 к. с.

500

После впадения справа р.Эдиган на правом повороте. Разгонная шивера с валами до 2 м, затем левый поворот, справа песчаный пляж. Быстроток 150 м. Начинается скальный каньончик. Далее скальные ворота – заход в порог. Небольшой слив, валы до 1 м, сильная вертикальная турбулентность 300м. Над каньоном мост.

Сходу.

Пор. "Текдельпень2", 3 к. с.

100

Через 5 минут от моста. Песчаный пляж по ЛБ. Начинается порог на левом повороте. Несколько небольших косых валов. Очень сильная вертикальная турбулентность.

Сходу..

Пор. "Еландинский", 3 к. с

70

Тоннель на ПБ. Заметный уклон, русло широкое. Слева скальные выходы. По центру цепочка валов, чуть левее слив, через несколько метров неровный слив через гряду камней почти по всей ширине реки. Вдоль ПБ канализация.

Сходу.

Далее по ПБ видны недостроенные бетонные опоры ГЭС. Чалка перед ними на песчаный пляжик (виден с дороги – удобно для шофера), есть подъезд. Или сразу после опор (полянка с дороги не видна, но к ней есть два очень хороших подъезда.). С дровами совсем плохо. Чистая вода для приготовления пищи в мини-турбазе(40 м от места разборки судов), просто заходите на территорию и набираете воду из кранов на улице.

 

 


 

Выражаем благодарность всем авторам, отчёты которых нам помогли в подготовке к походу и при составлении отчёта, особенно автору отчёта № 5 в списке литературы за хорошие схемы реки на http://www.tourism.ru/docs/report/water/8/45/196/, которыми мы воспользовались.

Во время сплава по Катуни использовались схемы В. Юрина.

 

7. Смета расходов

На одного человека:

Электричка Тверь – Москва                  20 р.

Поезд Москва – Барнаул                       1 333 р.

Барнаул – Катанда                                 708 р. (На группу 8 500 р.)

12 км на телеге                                       25 р. (На группу 300 р.)

Еланда – Барнаул                                   442 р. (На группу 5 300 р.)

Барнаул – Москва                                   1 459 р.

Москва – Тверь                                       10 р.

Раскладка  на маршрут                           600 р.

Раскладка в поезд                                    200 р. + 200 р.

Всего                                                          4 997р.

 

8. Итоги, выводы, рекомендации.

Запланированный маршрут от слияния Йолдо и Хазинихи пройти, к сожалению, не удалось по объективным причинам – отсутствие достаточного количества воды на верхнем участке реки. Однако мы продлили путешествие сплавом по Катуни, захватив все самые интересные пороги, чем остались очень довольны. На Аргуте покатались на пор. «Ворота », посетили пор. «Атланты». Все желающие опробовали себя на каяках в многоводных Катунских шиверах.

За период похода произошло несколько оверкилей, и только в одном случае не удалось оперативно поставить ситуацию под контроль из-за вполне очевидных недостатков, которые в дальнейшем будут ликвидированы. Судами не получено ни одной дырки, потеряна одна жёлто-чёрная морковка Hiko и 3,5 лита водки в синей пятилитровой бутылке.

Как и предполагалось перед началом путешествия изюминкой стало наличие пешей части. Большая удача, что погода во время пешки была великолепной, в противном случае тропа во многих местах превратилась бы в сплошную глубокую грязевую канаву, в которой можно и ноги поломать.

Пейзажи Горного Алтая оставили о себе замечательные воспоминания. Основная цель - отдохнуть была успешно достигнута.

По итогам похода, учитывая наши промахи, можно дать несколько рекомендаций:

1 При себе стоит иметь списки группы для пограничников.

2 Для прохождения верхнего участка Курагана нужно оформить официальное разрешение в конторе заповедника.

3 Необходимо ответственно подойти к выбору обуви для пешей части.

4 Проследите, чтобы вес вашего рюкзака не превышал ваши физические возможности и внимательно продумайте раскладку.

5 На территории заповедника и в охранной зоне рубить живые деревья (например для рамы катамарана) запрещено, могут быть проблемы с егерями. Если делать это, то в стороне от тропы и собирать такие рамы лучше не на виду. Тропа по левому берегу одна и шанс встретить егеря 98 из 100.

6. При сплаве от Осиновки река подходит для групп только выходящих на уровень 5 к. с. Прохождение верхнего участка от Хазинихи требует опыта прохождения рек 5 к. с.

7. Для начинающих рекомендуем чётко поставить выполнение спас работ в различных вариантах.

 

9. Список литературы

1.     Нижний Кураган 2001. Лоция Д. Кувалина на http://www.veslo.ru/

2.     Нижний Кураган 1983. Отчёт В. Лысенко на http://www.whitewater.ru/

3.     Нижний Кураган – Катунь – Чуя 2003. Отчёт Колесниченко К. на http://reki.anabar.ru/kuragan-2003/kuragan-2003.html

4.     Нижний Кураган 2002. Отчёт А. Ласкеева на http://www.whitewater.ru/

5.     Нижний Кураган 2003. Отчёт Потапенко А. со схемами реки на http://www.tourism.ru/docs/report/water/8/45/196/

6.     Отчет № 5262, рук. Берзин, Москва, 1990г. Библиотека МГЦТК

7.     Катунь сверху донизу. Лоция, тех описание, схемы. В. Юрин на http://lib.ru/TURIZM/iourine/altai2k/k_katun.htm

8.     Карты на http://www.velotourism.ru/gps_map/altay/index.htm

9.     Карты (двухкилометровка Алтая) в библиотеке МГЦКТ.


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |