Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь

р. Охта , 07-19.08.2002

Шли мы (я, Андрей и Костя) на "Нырке-41". На Охту я хотел пойти очень давно, хотя уже был там в 89 и 92 годах. Достать КНБ или катамаран в разгар сезона было нереально, на своем "Таймене" я идти не рискнул, ибо не обладаю достаточным опытом, да и жалко его, поэтому было выбрано такое несколько экзотическое для туризма судно. Технические подробности опишу чуть ниже, замечу лишь, что лодочка выдержала все и не подвела. Впрочем, в 92 г. мы тоже ходили на самодельной надувнушке, только гораздо больших размеров.

7.08.02. Поезд пришел в Беломорск в 17-45. На платформе нас уже ждал водитель Олег Зимин, которому я звонил накануне ((81417)2-22-10). Никто больше этим поездом не приехал, и мы, после недолгих торгов, сошлись на цене 1100 р. Желая его смягчить, я показал ему распечатку поста с форума Весла.ру, где о нем очень хорошо отзывались.
Оказалось не все так просто... Сначала мы ехали на крытом УАЗе, в Сосновце навстречу нам ехал на "девятке" сын Олега, Денис, возвращавшийся после заброски предыдущей группы. Мы пересели и Денис довез нас до моста, остановившись в пос. Пушное, где мы накопали червей. Дорога заняла чуть меньше трех часов. На мосту уже стояла и собиралась та самая группа (2 чел. из Северодвинска). Позже выяснилось, что и их встречал Олег, причем на их предложение подождать часик-другой до следующего поезда, вдруг, кто еще приедет, клятвенно заверял, что сегодня больше никого не будет. Они тоже доехали за 1100 р. Таким образом, хитрые Олег и сын сделали два рейса, хотя вполне могли обойтись одним. Такие вот дела.
Интересно, как все поменялось здесь за десять лет. Мост, тогда еще желтенький и пахнущий смолой, просел и потемнел. В лесу поблизости почти не осталось молодых сосенок - все вырубили строители катамаранов.
Мы выпили за знакомство с северодвинцами, Игорем и Наташей, выпросили у них три луковицы (мы умудрились не взять никаких специй, лука и пр.) и отбились.

8.08.02. Ночью было холодно, может быть, с непривычки, с утра принимался моросить холодный дождик. Мы готовились к старту.
Несколько слов о подготовке "Нырка" для нашего сплава. Между фанерными банками было натянуто специально сшитое полотнище. В уключины вставлялась и крепко к ним привязывалась метровая жердь. К ней же подвязывалось своей средней частью то полотнище. Таким образом, получалась "палуба" длиной чуть более метра, целиком поднятая выше ватерлинии. На носовой банке сидел Константин, на кормовой стояла квадратная сумка с продуктами, между ними располагался весь остальной груз без риска намокнуть снизу. Я сидел на скатанных в трубку ковриках, резинками пристегнутых к кормовому баллону. На дне лодки не было ни одного твердого предмета. Гребли обычными байдарочными веслами.

Мы отплыли. Поначалу, легкий шок у меня вызвала осадка "Нырка". Я знал, что мы не превысили паспортной грузоподъемности, но не ожидал, что она погрузится настолько: средней частью и кормой выше среднего шва. В общем, осадка носом была около 15 см, всем остальным - 20 см. После первого же переката долго смотрел в воду - не поднимаются ли пузыри, поскольку мы хорошо потерлись о камни. Забегая вперед, скажу, что лодка не получила ни одного повреждения за весь поход.
На тихой воде грести приходится постоянно - инерции у "Нырка" почти нет. Скорость весьма невелика - как у тяжелого катамарана с лениво гребущей командой. К маневренности (скорей, даже верткости) лодки приспособились весьма быстро и проблем с удержанием ее на курсе не было.
Первая плотина минут через сорок - мелкая, причалили бортом и перетащили лодку через бревно. Затем было несколько мелких порожков и один побольше, с бревенчатым лотком, перед выходом в Муеозеро. Там на нас впервые побрызгало. Погода, между тем, наладилась.
Следующая остановка была на Троицком острове. Рекомендую всем останавливаться в бухте слева и пешком идти по острову. Во первых, там очень много ягод и грибов, во вторых, интересно смотреть, как меняется ландшафт по мере приближения к церкви - появляются луга, малинники, можжевельник в виде кипарисов, живописно расположенные группы камней. Потом будет избушка с огромным гробом, еще одно высокое строеньице с большими крестами внутри, и, наконец, сама церковь 1602 г, рубленная без гвоздей. За ней ухаживают, видны следы работ, проведенных ни в этом, так в прошлом году. Причалив же справа, вы увидите все сразу, и будет не так интересно, как мне кажется.
Стоянку мы сделали на выходе из озера, справа от плотины. Слева стояла весьма шумная команда на трех катах, устроившая баню. Вечером они все пришли на плотину ловить рыбу, притащив с собой водку и стаканы. Поймали щуку. Мы же, отплыв еще правее, натаскали на спиннинг и удочку немало окуней.
В общем, в первый день было все, о чем можно только мечтать - солнце, ягоды, грибы, рыба, пороги, достопримечательности.

9.08.02. Погода весь день отличная. Пока собирались, наблюдали исход огромной команды, преимущественно, детской. 8 судов (каяк, Таймени, каты и ПСНы) и человек не менее сорока. На плотах сидит человек по девять подростков, все стараются друг друга переорать, каждый хочет быть капитаном. Дело кончается застреванием ПСНа в плотине и новыми спорами по поводу того, кому вылезать в воду. Цирк.
Плотина, между тем, достаточно глубока и чиста, хотя мы немного подсели. Проходить надо точно по центру. Кстати, есть еще один вход в реку - метров 150 правее. Он не виден с озера, но плотина там намного глубже, не знаю, как все остальное.
Информация о стоянках на участке Муе-Юлеозеро: отличная стоянка на ПБ часа через два (на ней осела та "дикая дивизия" с плотами), вроде неплохая, хотя и безлесная прямо на впадении Цуружа и еще одна слева перед одним из порожков. Далее постепенно начинается тягомотина с болотами и мертвым лесом и нет ей конца.
Я уже знал, что к чему и был настроен непременно в тот день дойти до Юлеозера, тем более, что других вариантов не было. К сведению первопроходцев: когда вас уже достанет по самое не балуй непрерывная гребля и постоянное ожидание того, что "вот за этим-то поворотом река непременно подойдет к лесу" и вы вдруг увидите справа, всего в 30-40 м от реки лес и полянку и с радостными стонами потащитесь с вещами по топи - успокойтесь, вернитесь на свои лодки и погребите еще минут 20 - вы выйдете в озеро.
Справа есть несколько хороших и просторных стоянок, но у меня уже была на примете своя, Заветная, на другом берегу озера и мы пошли туда. Она оказалась занята, рядом ничего путного не было и пришлось возвращаться на правый берег, тем более, что уже стемнело. Нашли так себе место, палатка стояла под уклоном к воде, было многовато комаров и т.д. В общем, шли мы в тот день почти 9 часов. Ели уху.

10.08.02. С утра было пасмурно, принимался дождик. Мы снялись, как всегда, поздновато, часа в два дня (раньше не умеем) и пошли направо, через Ригореку.
Отдельные энтузиасты все время пытаются достичь Алозера через искусственные протоки, обозначенные на картах. Может, в половодье оно и возможно, но летом это просто просеки с лужами. Оно того не стоит, лучше лишний час погрести.
Пока мы ловили рыбку на повороте налево, к Алозеру, нас нагнала команда, занявшая Заветную Стоянку. Они счалили каты и устроили выпивон прямо на воде, за что получили кодовое название "алгоголики" (не обижайтесь, это просто условность, чтобы в разговорах отличать одну группу от другой).
Протока между Ригорекой и Алозером совершенно прямая, с высоким скалистым правым берегом. Есть хорошие стоянки. На одной из них стоит крест - памятник кому-то. Далее - заброшенная деревня, в которой, однако, живут какие-то рыбаки. Есть моторка. На берегу стоит сарай с надписью "Церви - там" и стрелкой, показывающей, где именно.
Нас обогнало (на тихой воде нас многие обгоняли) еще одно диковинное судно - тримаран, собранный из баллонов катамаранов-двоек (причем, все три баллона были от разных катов). Средний поплавок был сильно выдвинут вперед. Кодовое название "Пираты" - за большой российский флаг с надписью "Александров".
Алозерская плотина. Идти надо в левый рукав, в левый лоток, подходя к плотине вдоль левого берега. Там глубже всего. В левом лотке самое глубокое место тоже слева, но мы не рискнули там сплавляться, а провели лодку правым краем лотка, вдоль каменистого островка. Там я испытал мгновения дикого ужаса, обнаружив, что из фотоаппарата выпали батарейки (запасных не было). Если они провалились между камней, то найти их было бы невозможно. К счастью, этого не произошло.
После лотка и шиверы - небольшой разлив реки и стоянки на ЛБ, уже занятые. Возле них неторопливо чапал катамаран с группой из Рязани - ловили рыбу. Костя хотел тоже половить, но я погнал дальше - помнил, что со стоянками здесь напряг. Я хотел успеть на очередную свою Заветную Стоянку и уповал на то, что она свободна.
Далее идут несколько простых порожков и длинная шивера на правом повороте реки - порог Немес. Сразу после него - та самая стоянка на скалах по ПБ. Внимание! Дальше до самого оз. Лежева нет ни одной мало-мальски приличной стоянки.
Стоянка очень просторная, но имеет только один выход к воде, пригодный для выгрузки. Едва мы встали, нас догнали рязанцы. Мы из вежливости, но без особого энтузиазма предложили им встать рядом, но они пошли дальше. Потом шли алкоголики - им мы ничего не предлагали.
Рядом со стоянкой есть совершенно удивительное сооружение - канал с лотком для бревен в обход порога, построенный, видимо, зеками в 30-х гг. Лоток уже сгнил, и его остатки напоминают скелет доисторического кита, какими-то силами заброшенного в лес.
Рыба не клевала. Вообще. Костя оборвал свою любимую блесну.
Грибов, как и везде, было очень много.

11.08.02. Ночью была гроза, а утром несколько раз начинался дождь. Вышли в 14 часов. У меня была безумная мысль дойти в этот день до Пебозера, до очередной Заветной Стоянки и сделать дневку. Но все упиралось в то, какой ценой нам достанется переход Лежева озера.
Я, наверное, совсем замучил Костю, не давая ему ни покурить, ни рыбку половить - хотел пройти Лежево при благоприятном, как я прикинул, направлении ветра (10 лет назад мы не смогли пересечь озеро днем, ждали ночи, когда ветер хоть немного стих). На ПБ перед самым озером есть две стоянки, по крайней мере, на первой из них берег топкий, река возле берега мелкая и мутная. Набрать воды проблема.
Перед самым озером пошел дождь и ветер поменялся, превратившись во встречный. Все, как и в прошлый раз. Дождь мы пережидали, сначала зацепившись за шест для сетей, а потом - слева на мысу при впадении реки.
После дождя ветер повернул по часовой стрелке, стал боковым, и мы рванули через озеро к деревне Лежево. Приходилось все время держать правее, несколько раз волны заливались в лодку. Минут через 50 мы встали на мысу возле деревни. Напротив, на южном берегу виднелись скалы и несколько групп, стоявших на них.
Мы слышали про какой-то "музей" и пошли его искать. Музея не нашли - зато нашли "Hotel". Это довольно хорошо сохранившаяся изба с печкой внутри. Видно, что в ней частенько стоят - прибрано, есть продукты, газеты, крепкий стол, железные кровати - "Хотел", одним словом. Конечно, на всем лежит печать времени. Я бы стал там стоять только в отчаянном положении, скажем, если сгорела палатка.
В "Хотеле" мы переждали очередной дождь и поплыли дальше, уже твердо рассчитывая дойти до Пебозера. До выхода из Лежева шли еще 50 мин, причем ветер снова стал меняться и заходить в лоб. Вредное озеро, одним словом.
Плотина совершенно чистая и глубокая - не тратьте время на осмотр. За ней прямой искусственный канал и Торосозеро - очень мелкое и унылое. Идти надо в самый-самый дальний его конец, километра два. Там начинается очень веселая протока с двумя лотками. Первый лоток чистый и простой, с большими волнами на выходе. Мы шли по центру, следя только за тем, чтобы не касаться стенок. В конце хорошо полило, но это все трудности.
Второй лоток (точнее, левый из двух параллельных) сложнее. Говорят, первая тройка на реке. Мы вылезли на ЛБ, посмотреть. На выходе лежат огромные камни, образуя две ступеньки. В лоциях написано, что лучше идти справа (да и раньше мы так и ходили), но мы разглядели на каждой из ступенек небольшие торчащие камешки. Видно было, как струйки воды, отражаясь от них, взлетают вертикально вверх. В общем, мы решили идти весь лоток по левому краю. Мы уже устали, промокли, уронили оба фотоаппарата в воду, хотелось встать и было на все наплевать.
Мы прошли порог не получив в лодку ни капли воды, хотя коротенький "Нырок" скаканул вниз под довольно приличным углом. Еще полчаса гребли, направо, мимо деревни Пебозеро, и в 21-45 мы достигли Заветной Стоянки, моей самой любимой на Охте. По причине расположения вдали от основного маршрута она нечасто посещается. Даже относительно свежих следов человека там не было. Палатка там ставится на песок, еще сырой после дождей, но ночь довольно теплая. Мы радуемся - за четыре дня дойти до Пебозера, теперь можно и расслабиться.

12.08.02. Утром вытащили все из палатки, развесили сушиться. Саму палатку тоже приподняли за углы - чтобы просохло дно и песок под ним. Погода - курорт. Вокруг стоянки - опять тьма ягод и грибов. После завтрака Константин собрался поехать рыбачить в устье речки, впадающей неподалеку, у меня же идея с нашими скудными ресурсами построить баню. Если не получится - пойду рыбачить.
У нас нет ни пленки, ни тента. Решаю строить баню в расщелине между двумя скалами, сверху закрытой третьей. Работа поистине египетская, самое главное - завалить и заткнуть дыры и щели между скалами.
Баня не получилась, хотя и была построена весьма капитально. Если бы не эти щели, которые не удалось до конца заделать и куда моментально уходил весь пар, могло бы быть весьма неплохо.
Кстати, неподалеку на берегу обнаружились обломки старой лодки из досок. Если бы ее найти до строительства бани, то все могло бы быть по другому.
Вечером снова поехали рыбачить. Встретили северодвинцев, Игоря и Наталью, идущих в Воронье (в десять вечера). Звали их к нам, но они видно, еще не наплавались в тот день.

Рыбалка была хороша, а уже когда совсем стемнело, я вытащил на берег что-то очень большое и тяжелое, и уже на берегу эта зверюга оборвала леску и ускакала в воду, несмотря на все наши попытки отфутболить ее обратно. Было ужасно обидно.

13.08.02. Утром жарили рыбу и грибы. Обнаружили, что кончился сахар (забыли дома основной пакет), так что появилось основание посетить знаменитый Ларек-на-Охте.
Ларек находится на мысу напротив Острова Духов, слева от выхода в Воронье озеро. На маленьком островке стоит указатель из жердей, образующих слово "Ларек". Это двухэтажный домик с баней (которую раньше топили за плату), рядом строится еще один. Там была единственная бутылка водки (0,5 за 100 р), и ту купили перед нами. Хозяйка объяснила, что заведение поменяло хозяев, и новых владельцев мало интересует прежний бизнес. Так, привозят кое-что от случая к случаю. Так что, как и прежде, все надо везти с собой - торговля в упадке.
Мы пошли на очередную Заветную Стоянку на материке недалеко от Острова Духов. На одном маленьком островке был пожар - горел несколько часов.
На стоянке соорудили коптильню из камней. Из проволоки, найденной возле ларька, сделали решетку. Первая же проба превзошла все ожидания. Вечером поплыли в устье очередной речки и наловили еще рыбы.

14.08.02. Третий день подряд курорт. Едим кашу с ягодами. После завтрака поплыли на Остров Духов. За десять лет многое изменилось. Тогда мы вырубили из полена клавиатуру, мой напарник всю ночь выжигал на ней буквы (забыл "E"). Сейчас наша клава обросла системным блоком, монитором (деревянными), тремя мышами (одна деревянная, две настоящие, т.е. пластмассовые), шнурами. Рядов в корзинке - настоящая мама с процессором, видюха, LPT-порт, винчестер и куча другого компьютерного хлама, который кому-то не лень было привезти в эти суровые края.

Из других веселых штучек отмечу табличку от питерского троллейбуса номер 7 (Смольный - Петровская пл.), огромного комара из пластиковой бутылки, цельнодеревянный катамаран, чудика, похожего на Уотто из "Звездных Войн" и указатель "К маме".
Оставили записку, решили назавтра привезти что-нибудь покапитальней. На обратном пути заглянули к северодвинцам, угостились их малиновым ликером и пригласили их вечером на копченую рыбу.
Мы снова уплыли в устье речки, Костя остался ловить рыбу, а я пошел пешком к стоянке - мне понравился этот берег еще с прошлого раза. Оказалось только, что по пути впадает еще одна речка, почти пересохшая, и мне пришлось преодолевать ее и болотину вокруг, проваливаясь по колено. Скалы же там просто загляденье. Есть совсем белая, сложенная из кварца и горного хрусталя.
Пока я коптил рыбу к приезду гостей, натянуло тучек и начался мелкий и противный дождь. Вернулся Константин с двумя щуками, которых он поймал на светящуюся блесну, была третья, но ушла. Мы предположили, что гости не придут, но они появились, несмотря на дождь, который все усиливался. Под тентом, который удалось соорудить из рюкзака, поместились только тарелки, тем не менее, посидели очень хорошо, закоптили и съели щук, выпили малинового ликеру и решили дальше идти вместе. Этим решался ряд проблем - с сахаром, сигаретами (для Кости) и с прохождением порогов - мы могли без проблем покататься на Кивиристи, а Наташа - избежать прохождения самых сложных участков (она вообще была впервые в походе). Договорились встретиться завтра в полдень на о. Духов.

15.08.02. Дождь лил всю ночь и прекратился только к полудню. Мы долго провозились с завтраком и сборами, опять все мокрое, и приплыли к духам только к часу. Наши спутники испытали те же проблемы и опередили нас ненадолго. Мы еще немного побродили по острову и пошли дальше. К этому времени Вороньего достигла таки "дикая дивизия" подростков на ПСНах.
Выход из озера, столь ясно различимый в хорошую погоду, стал практически невидим, тем более, что вместо дождя стал опускаться туман. В отдалении реял флаг пиратов - они то ли уклонились сильно в сторону, либо вышли откуда-то сбоку.
Плотина широкая и сильно разрушенная. Мы видели, как ее проходят слева, вдоль берега, хотя в прошлый раз мы шли справа. На всякий случай, сплавали на ПБ, посмотрели сливы. Они кажутся совершенно чистыми, но под водой я нашарил головки здоровенных гвоздей, выступающие над бревнами сантиметра на два. Мы решили не рисковать и пошли где все, слева, без проблем.
Ниже были еще два порожка, которые мы прошли на глазах у команды на катах-четверках. Снова выслушали очередную порцию комментариев по поводу нашей посудины. Далее провели эксперимент - Костю пересадили на северодвинский кат - рыбачить-дорожить, а я перевернул лодку кормой вперед и погреб один, усевшись на толстый носовой баллон. Было не очень хорошо - впереди лежало широкое и мелкое Корнизозеро, ветер стал встречным, и я греб часа полтора, как каторжный. Озеро примечательно срубами, торчащими их воды, между которыми раньше натягивались цепи с бревнами, ограничивающие фарватер для сплава леса.
В конце озера мы восстановили статус-кво (Костя так ничего и не поймал), прошли еще порожек возле островка (в прошлый раз там замечательно ловился хариус) и остановились попить чая на полянке перед Пичепорогом. Опять было много грибов, на стоянке красовались остатки огромной бани, а к дереву была прибита здоровенная щучья башка. Мимо промчались пираты.
Порог такой длинный, что у меня не хватило терпения дойти пешком до конца, тем более я помнил, что ничего особо сложного там нет. После прохождения жалели, что не вся река такая и опять надо грести.
Далее часа полтора спокойной воды, порожек, и чуть подалее - подловатый Кожаный порог. Подловатый потому, что с виду все распрекрасно - река делает S-образную загогулину среди камешков и вдруг - бац - впереди внезапно оказывается примерно метровый и крутой уступ. Если смотреть сзади, то впереди идущее судно вдруг полностью проваливается в никуда. Мы черпанули столько воды, что пришлось попросить у Игоря котелок, тогда как обычно мы обходились кружкой.
На этом пороге остановились пираты, которые впервые увидели нашего "Нырка" в экстремальных условиях, и оттуда же уходила группа местных рыбаков-грибников на видавших виды надувнушках.
Далее шли несомненно интересные и непростые Ойнагайне и Лоунапорог, но от них остались смазанные воспоминания, поскольку опять полил дождь. На Лоуне есть неплохая стоянка по ЛБ, но мы решили встать на Хемеге или Кивиристи, чтобы сделать дневку с катанием. Сразу после Лоуны есть еще порожек и далее - минут 50 спокойной воды до Хемега.
Хемег. Перед ним вправо отходит каменная гряда, за ней река поворачивает влево на 180, устремляясь в невысокий каньон метров 200 длиной. Кончается все это безобразие мощным сливом с каменюгой посередине. Ниже слива - гряда камней поменьше, от которой нужно уворачиваться, не то рискуешь что-нибудь сломать (в первый раз мы сломали носовую балку катамарана).
Ниже Хемега - омут с крутым песчаным ЛБ, что нехарактерно для этих мест. Там, на верхотуре мы застолбили поляну и перенесли туда все вещи с лодки и основные тюки с ката. Катамаран, похоже просто перевалил через большой камень и уполз вправо. Мы же таких фокусов решили не делать, обогнули камень слева и сразу же повернули направо, не черпанув ни капли. Игорь даже был разочарован, что не получилось эффектного кадра.
Дров на Хемеге-Кивиристи нет; Игорь, бывший здесь год назад, повел нас за километр на болота, где мы свалили мертвые деревья. На болотах зрело много клюквы, а прямо из-под ног выскочил заяц, убежавший от нас, только когда мы откровенно погнались за ним.
Резюме - самый интересный участок реки пройден при самой плохой за весь поход погоде.

16.08.02. С утра развесили все сушиться, хотя было пасмурно. Мимо промчались пираты. После завтрака пошли смотреть Кивиристи. Глянув на главный слив (2 ступень), поняли, что о прохождении его на нашей резинке не может быть и речи, лодка слишком короткая, (в 92 г. мы его прошли, но лодка тогда была 4 м длиной) но все остальное вполне ходибельно. Народу над порогом стоит много. На скале над 2 ступенью много знаков о прохождениях, в основном, нацарапанных на изуродованных лопастях весел, но есть, увы, и памятник девушке, Марине Сироткиной, погибшей в 97 г.
Мы посмотрели, как проходит порог кат-четверка и пошли сами. Первую ступень прошли просто, сосредоточив все внимание, чтобы сразу за ней причалить к ЛБ, не втянуться в водопад (перед которым кто-то установил на камне дорожный знак с восклицательным знаком). В общем-то, причалить можно элементарно, перед сливом достаточно спокойная заводь. Перетащив лодку через скалу, мы спустили ее за сливом и пошли каньон.

Каньон - это катание в чистом виде, получаешь массу удовольствия, хотя и мокрый с ног до головы. Нам показалось, что оптимально идти его сначала по центру, потом (после небольшой гряды, торчащей слева) вдоль ЛБ, а на выходе надо брать круто вправо и резким левым поворотом выходить на спокойную воду. После каньона "Нырок" напоминает ванну - залит водой до половины, очень тяжелый и валкий.
После мы трижды прокатились на катамаране через весь порог, меняясь местами (каждый прошел дважды). Потом мы на "Нырке" еще раз прошли Хемег (ленились заноситься, ограничились только концом порога), специально на этот раз перевалив через большой камень и упав с него носом. Опять все как-то спокойно и сухо, и опять не получилось эффектного снимка. Потом мы сразу снова прошли Кивиристи, с обносом водопада. Мокрые, мы еще раз сходили за дровами, и могли потом не ограничивать себя с костром.
В этот же день две девушки прошли порог на "Таймене", удачно; жаль, что мы этого не видели.
Местные рыбаки сдули свои лодки и ушли пешком по тропинке через болота. Сказали, что километра через четыре, возле какого-то карьера, их ждет машина. Ближе, видимо, летом к реке здесь подъехать невозможно.
Вечером был сверхплотный ужин, не слишком удачная рыбалка и была распита большая бутыль с пивом, привезенная аж из Петербурга. Наташа испекла оладий на завтра.
Решили встать пораньше, прокатиться еще, переодеться в сухое и дойти до Охтапорога.

17.08.02. Встали полдвенадцатого - ночь была очень холодной (самой холодной) и нормально заснуть получилось только под утро.
Купался под Хемегом - через минуту чувствуешь, что надо вылезать, а никак - все скользкое.
После завтрака перенесли вещи и лодку и прокатились трижды на катамаране. Собственно переход в тот день начался аж в 16 часов. Погода снова была хорошая, с прошлых походов я помнил, что от Кивиристи до Подужемья плыть 8-9 часов. Мы рассчитывали к десяти вечера дойти до Охтапорога.
После Кивиристи - два небольших порога (Белый и Темный) и довольно крутой Печкопорог, с перегораживающей реку скалой и крутым поворотом направо перед ней. После порога на высоком ПБ созерцали картину "Плач Ярославны над рваным Тайменем", исполненную некоей командой.
Далее, после длинного спокойного участка есть еще три-четыре порожка, последний из которых - под разрушенным мостом. Там же, на ЛБ, последняя приличная стоянка до Тютерина.
Тютерин будет еще часа через полтора. Ориентир - луга по ЛБ. Очень хороший обнос, правда на обоих концах - скользкий глинистый берег. Там нас нагнали два московских ката, которые порог прошли.
Порог - это ровные, словно искусственные плиты, с беспорядочно набросанными камнями снизу. Проходили его слева, скользя по наклонной плите, покрытой водорослями, над которой всего два-три см. воды. Посмотрев на москвичей, Игорь и Костя прошли порог на кате, немного, правда, подзастряв внизу. Лодку же мы перенесли, не разгружая, вчетвером, просто подсунув под нее два весла. Перекусили и пошли дальше. На пороге очень много мошки.
Было ясно, но ветер стих и над водой стал собираться туман. Стало сыро и неуютно. Еще немногим более часа шли до порога Курна. Порог выглядит своеобразно - скала перегораживает всю реку, и кажется, что дальше идти некуда. На самом деле есть глубокий и спокойный проход справа налево, а за ним - шиверка. На скале стоял большой шатер - баня, и дети в спасиках и касках выбегали оттуда и сигали вниз головой прямо в порог. Вдобавок, над проходом были развешены вешки для слалома, так что мы почти не гребли, опасаясь кого-нибудь задеть и отводили вешки руками. Ниже порога нас дожидались северодвинцы (они, естественно, всегда убегали вперед) - оказывается, это турклуб из Архангельска, и его руководители - знакомые Игоря. Нас соблазняли баней, но мы решили все-таки дойти, куда хотели, чтобы не терять время на следующий день.
До Охтапорога шли еще минут двадцать - туман стал еще гуще и почти стемнело. На пороге стояли обогнавшие нас на Тютерине москвичи, мы встали почти на самой поляне справа. Не переодеваясь в сухое, сходили за дровами на очередное болото, где-то за полкилометра. Снова мы не ограничивали себя с костром, свысока поглядывая на москвичей, подкладывающих тоненькие веточки и мерцающих фонариками на головах (Такие фонарики были, похоже, у каждого из них. В темноте и тумане все напоминало фильм о последствиях ядерной войны).
В тот вечер мы почти все доели и абсолютно все допили, в ход пошла даже настойка боярышника из аптечки.
Ночь была, видимо, очень холодная. Туман превратился в иней - лодки покрылись коркой льда, но я лично не замерз - очевидно, боярышник подействовал.

18.08.02. Последний день. Выкинули ранее пойманную рыбу и отпустили на свободу червяков. После завтрака стали проходить порог. После Кивиристи мы чувствовали себя совсем крутыми и порог казался несложным.
Изюминка там - это заход. Струя там отходит под углом от ЛБ совсем вплотную к нему. Плыть надо прямо сквозь прибрежные кусты, которые никто не удосужится срубить, а потом повернуть несколько правее. Струя узкая (во всяком случае, для катов) - если взять левее - воткнешься в скалу, если правее - можно свалиться в беспорядочные бочки.
Я привязал на корму пустой лодки коврики, чтобы сидеть повыше (Хемег и Кивиристи мы ходили без них), за что был наказан - лодка не удержалась на струе, и опрокинулась направо. Там оказалось неглубоко, хотя течение тащило нас еще метров десять. Мы удержали и лодку, и весла, хотя я сильно ударился о весло ногой, а Костя порвал ремешок на тапках. Рядом на камнях сидел Игорь с фотоаппаратом. "Ты снял оверкиль?" - орем. Увы, заснят был только момент балансирования на струе, аппарат не был автоматическим.

Мы вылили из лодки воду, заползли в нее и пошли дальше. Порог оказался хитрым - мелким, с короткими и высокими волнами и камнями, пинавшими нас снизу. В результате греб только Костя, а я, как на родео, пытался удержаться на связке ковриков, вцепившись в поперечину, продетую в уключины. Мы прошли его еще раз, без ковриков и оверкилей, но все равно - трясет и заливает здорово. После прохождения осмотрели дно лодки - все чисто, ура!
Катамаран прошел тоже дважды, без проблем, и с Натальей. Первый раз немного посидели на скале слева и намокли.
Потом порог ходили москвичи - тоже с налетанием на скалу, а потом подошли вчерашние дети. Катамараны так и ходили - кто налево на скалу, а кто направо, опасно кренясь (особенно двойки). Руководитель у них - бородатый мужик, один на кате-двойке, груженным какими-то бочками, сидящий на табуретке и гребущий распашными веслами. Мы гадали, как он пойдет, но он просто прицелился получше, поднял весла и прошел чистенько. Мастер. Последними порог прошли три жестких каяка из того же клуба.
Вдоль порога есть две дороги для обноса - правая - шире и ровнее, но внизу топкий берег. Мы нагрузили лодку прямо возле лагеря и на веслах отнесли ее вниз.
После Охтапорога идти еще чуть меньше полутора часов. Охта, а затем и Кемь широкие из-за подпора ГЭС, хорошо, что ветер был попутный. Приставать надо справа от плотины.
Пока разбирались, начался мелкий дождик, так что все было мокрое и тяжелое. Прибыли дети - они плыли с песнями, связав катамараны с помощью длинных жердей в подобие гусеницы. Сразу же поставили гигантский шатер, в бочках они, оказывается, возят продукты (бочка макарон, бочка супов и т.д.), а готовят в ведрах!
Местная собака сожрала обед, который мы привезли с собой! Мы уезжали голодными.
От этого места метров 300 до автобусной остановки, автобус в Кемь ходит с интервалом в полтора-два часа, проезд стоит всего 14 р. Из Кеми мы с Костей уехали почти сразу же, Игорю и Наташе пришлось ждать до утра.

Резюме: поход полностью удался, погода была в целом неплохая. "Нырок" показал себя очень надежной лодкой, не слишком спортивной, но вполне пригодной для сплава по подобным рекам. Единственное, он тесноват, и с запасами на две недели в начале пути напоминал плавучую арбу. Повторюсь, что мы прошли на нем все, кроме 2 каскада Кивиристи (выше головы не прыгнешь) и Тютерина (могли бы, но устали и торопились), причем все, кроме Хемега, Кивиристи и Охтапорога мы шли гружеными. Ни одного повреждения лодка не получила.