Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь 


МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛУБ

 

 

 

 

 

 


ОТЧЕТ

о водном туристическом путешествии III категории сложности по маршруту:

 

 

г. Москва – г. Беломорск – р. Охта – оз. Муезеро – оз. Юляозеро – оз. Лежево –
оз. Воронье – р. Охта – р. Кемь – пос. Подужемье –  г. Кемь – г. Москва.

(высокая вода)

 
 
Район                            :  СЕВЕРНАЯ КАРЕЛИЯ

Сроки совершения     :  27 июня – 12 июля 2004 г.

Маршрутная книжка : № 1/4 - 328 выдана МКК МосГорЦТК
Руководитель               :  Лаврухин Д. В. ( Тел. дом. 371-51-75 )
 ( E-mail : Denis_Lavruhin@mtu-net.ru )
 
Маршрут имеет III к.с. (третью) 
 
Рецензент: Рязанский Н. М.
 
Москва 2004г.


 

 
 

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ.. 5

1.1 Паспорт маршрута  5

1.2 Состав группы   5

1.3 Средства сплава  5

2. ИДЕЯ И ОСОБЕННОСТЬ ДАННОГО ПОХОДА.. 5

3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА.. 6

3.1 Варианты подъезда и отъезда, аварийные сходы   6

3.2. График прохождения маршрута  8

3.3 Лоция маршрута  10

27 июня 2004г. День 1. Дорога. 10

28 июня 2004г. День 2. 10

29 июня 2004г. День 3. 10

30 июня 2004г. День 4. Дневка. 11

1 июля 2004. День 5. 11

2 июля 2004г. День 6. 13

3 июля 2004г. День 7. 14

4 июля 2004г. День 8. 15

5 июля 2004г. День 9. Дневка. 17

6 июля 2004г. День 10. 17

7 июля 2004г. День 11. 18

8 июля 2004 г. День 12  19

9 июля 2004г. День 13. 19

4. НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИРОДНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ ( ЗАНЯТИЯ ) НА МАРШРУТЕ.. 20

5. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.. 21

6. ЛИТЕРАТУРА.. 21

7. ПРИЛОЖЕНИЕ.. 22

7.1 Картография маршрута  22

7.2 Фотоматериалы   23

 


1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ

1.1 Паспорт маршрута

Вид туризма: водный

Категория сложности: III

Район: Северная Карелия

Нитка маршрута:

г. Москва – г. Беломорск – р. Охта – оз. Муезеро – оз. Юляозеро – оз. Лежево –оз. Воронье – р. Охта – р. Кемь –пос. Подужемье –  г. Кемь – г. Москва.

Уровень воды: высокий

Протяженность маршрута: 105 км

Ходовых дней: 9

Дневок: 4

Сроки проведения: 27 июня – 12 июля 2004 г.

Средства сплава: 2 каркасные байдарки (Салют-2, Таймень-2)

Количество участников: 4

1.2 Состав группы

ФИО

Год
рождения

Средство сплава

Опыт

Обязанности в группе

1

ЛАВРУХИН Денис Владимирович

1976г

Салют-2

Березайка (Тверская обл.,1р)
Великая (Псковская обл.,1р)

Сяпся - Шуя (Карелия,1-2р),

Суна (Карелия, 2р)

Руководитель,
капитан

2

ЛАВРУХИНА Елена Викторовна

1973г

Салют-2

Березайка (Тверская обл.,1у)

Великая (Псковская обл.,1у)
Сяпся - Шуя (Карелия,1-2у),

Суна (Карелия, 2у)

Врач

3

КОРОСТЫЛЕВ Константин Александрович

1976г

Таймень- 2

Березайка (Тверская обл.,1у)
Великая (Псковская обл.,1у)

Суна (Карелия, 2у)

Участник

4

ЖАРКОВ Михаил Валерьевич

1976г

Таймень- 2

Березайка (Тверская обл.,1у)

Великая (Псковская обл.,1у)
Сяпся - Шуя (Карелия,1-2у),

Суна (Карелия, 2у.)

Зав. хоз.,

капитан

1.3 Средства сплава

Две каркасные байдарки: Салют-2 и Таймень-2, полностью снаряженные (фартук, 2 юбки, 2 емкости непотопляемости, обвязка, спасательный конец)

2. ИДЕЯ И ОСОБЕННОСТЬ ДАННОГО ПОХОДА

Охтинский маршрут, пожалуй, является одним из самых популярных и известных маршрутов по Карелии, поэтому мы не могли удержаться от соблазна его пройти. Кроме того, он был запланирован как  своеобразные “смотрины” Северной Карелии – для  определения особенностей   климата и рек данного района, с точки зрения организации будущих водных походов.

Старинные русский поселения на севере, в частности на Соловецких островах, давно являлся для нас неким притягательным центром. Теперь, после посещения Кеми и Беломорска, мы знаем, как на них попасть.

По ряду причин наше путешествие было изначально ограничено во времени – его полная продолжительность не должна была составить более 20 дней. Поэтому, уже на стадии черновой проработки похода, идея прохождения связки нескольких рек, например, р.Кепа - р.Оха, р.Чирка-Кемь - р.Охта, была отброшена. Кроме того, мы избрали несколько укороченный, по сравнению с классическим, маршрут: начало не от озера Кевятозеро (так называемого “финского вокзала”), а от автомобильного моста за озером Куккомозеро. Среднюю Охту так же решили не идти. Окончание оставили традиционное - в поселке Подужемье.

3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

3.1 Варианты подъезда и отъезда, аварийные сходы

Согласно устоявшейся традиции, к началу сплава по реке Охта группы прибывали от ж/д станций Беломорск или Сосновец – далее на машине (через пос. Новомашезеро) до озера Кевятозеро. Ведущая к озеру автомобильная дорога начинается в Беломорске, направление - на Сосновец, Пушной, Лехту, Машозеро, Нов. Машозеро, Тунгуду и т.д..

В 1989-90 гг. была проложена дополнительная автомобильная дорога (от заброшенного поселка Летнее озеро), пересекающая Охту ниже озера Кукумозеро, и появился альтернативный вариант заброски.  Поэтому после 1990 года 90% групп начинают маршрут  используя новую дорогу - ниже озера Кукумозеро, не потеряв в спортивной части, но сэкономив 1-1.5 дня ходового времени.

Мы забрасывались от Беломорска, по “новой дороге”. На берегу реки встать для сборки лодок можно или до моста через Охту или сразу после него.

Отъезд очень прост, от поселка Подужемье (Подужемской ГЭС) до г. Кемь ходят рейсовые автобусы. В поселке жителей совсем мало, поэтому влезть в автобус с багажом не проблема. В принципе, если группа большая и снаряжения много, то можно кому-то съездить в Кемь и в трансагентстве на улице Пролетарская (дом 16) заказать грузовую автомашину.

Автобусы Подужемская ГЭС - Кемь (проезд 10 рублей)

в Кемь

из Кеми

645
815

600
730

1155
1335

1100
1245

1605
1745

1515
1655

1925
2105

1835
2015

Билет до Москвы на проходящий Мурманский поезд взять не трудно. Для справки, телефон кассы на ж/д вокзале в г. Кемь: 4-30-21. Билеты начинают продавать только после того, как поезд выехал из Мурманска.

Аварийно сойти с маршрута нельзя, он полностью автономный. Даже в конечном пункте, поселке Подужемье, магазинов нет, за любыми продуктами надо ехать в Кемь.


3.2. График прохождения маршрута

Дата

День пути

Участок маршрута

Сложные препятствия на участке

Км

27.06.2004 –
28.06.2004

1
-
2

г. Москва – г. Беломорск - р. Охта

Временами дождь, холодно.

-

-

28.06.2004

2

р. Охта - о. Троицы
Время на воде:
около 2 часов

Облачно, временами шел дождь. Температура порядка +220

Вышли в 1820

плотина с длинными лотками,
шиверы

5.8

29.06.2004

3

М.н. –  вход в Юляозеро
Время на воде: 5 часов 20 минут

Переменная облачность.

Вышли в 1330.

озеро Муезеро,
плотина,
шиверы

21

30.07.2004

4

ДНЕВКА

Кратковременный дождь во второй половине дня. Тепло, временами солнце.

-

-

1.07.2004

5

М.н. – оз. Лежево
Время в пути:
6 часов 22 минуты

Переменная облачность, с утра – жара, вечером – ливень.

Вышли в 1030.

озеро Юляозеро,
озеро Ригорека,
плотина,
шиверы

19.2

2.07.2004

6

М.н. – оз. Воронье
Время в пути:
4 часа

Переменная облачность, днем жарко, в 1630 пошел дождь.

Вышли в 1215.

озеро Лежево, плотина,
порог Пебозерский (II к.с.),
озера Побеозеро и Хизиярви

11.5

3.07.2004

7

М.н. – пор. Ойнагайне
Время в пути:
6 часов 30 минут.

Утром пасмурно, моросит дождь, сильный ветер, с 16 часов – солнце.

Вышли в 1215.

озеро Воронье,
плотина,
порог Пичепорог (III к.с.),
порога Кожаный,
порог Ойнагайне (II к.с.).

16.1

4.07.2004

8

М.н. – пор. Кивиристи
Время в пути:
около 3 часов 30 минут

Солнечно. ЖАРА!

Отплыли в 1245.

порог Лоуна (III к.с.),
порог Хемег (III к.с.),
порог Кивиристи (III-V к.с.) – обнос

3.7

5.07.2004

9

ДНЕВКА

Солнечно. ЖАРА!

В ночь на 6.07 лагерь был ограблен! Похищены практически все продукты, часть снаряжения.

Местные жители

-

6.07.2004

10

М.н. – пор. Муравьиный -I
Время в пути:
3 часа 55 минут

С утра облачно и прохладно, потом вышло солнце.

Закончили обнос Кивиристи.
Отплыли в 15
45.

порог Темный,
Печко - порог (III к.с.) - обнос 2 ступени,
порог Петрушка,
порог Муравьиный – I

9.4

7.07.2004

11

М.н. – пор. Охта
Время в пути:
3 часа

Переменная облачность, тепло

Вышли в 1430.

порог Муравьиный – II
порог Тютерин  (IV к.с.) -обнос,
порог Курна

13.0

8.07.2004

12

М.н. – пос. Подужемье
Время в пути:
55 минут

С утра небольшой дождь.

Вышли в 1930.

порог Охта (IV к.с.) - обнос,
река Кемь (водохранилище)

5.3

9.07.2004

13

Поездка в Кемь (автобус, 20км)

 

 

10.07.2004

14

Сборы.

-

-

11.07.2004

12.07.2004

15

-
16

г. Кемь - г. Москва

-

-

 

Итого пройдено: 105 км


3.3 Лоция маршрута

27 июня 2004г. День 1. Дорога.

ВОСКРЕСЕНЬЕ

На Ленинградский вокзал мы приехали еще 26 июня, в 2300 . Погрузились в Мурманский поезд № 212. В 117 поезд отправился. Поход начался!

28 июня 2004г. День 2.

ПОНЕДЕЛЬНИК

В 2359 прибыли в Беломорск. На станции пусто, вокзала как такового нет. Вскоре из белой ночи возник водитель, который согласился отвезти нас на  Охту. Машина – “пятерка”, но делать нечего, другого выхода нет, поехали как селедка в бочке. Сразу назвать цену за такое “путешествие” водитель не захотел, мол, по приезду договоримся. По дороге мы заплатили на заправке за бензин 500 рублей.

После 4х утра прибыли на место, поляну перед мостом. За доставку водитель запросил еще 4000 рублей, но больше 3000 мы дать отказались. Под шумок, и видимо оскорбленный до глубины души, он прихватил нашу пенку и нашу веревку, которой были привязаны на багажнике вещи. Разбили лагерь, в 5 утра легли спать. В 900 - подъем. Начали собирать лодки и одновременно  готовить завтрака.

В 1820 вышли, первая шивера видна с моста. Ее прошли по центру, без предварительного просмотра. После шиверы река превратилась в небольшое озерцо, заканчивающееся плотиной. Плотина находится не на выходе, а чуть дальше, уже на реке, на повороте русла. Заход в русло из-под правого берега озера. Прошли плотину по центру, без просмотра.

Через 100-150 метров, ближе к левому берегу, начинается бревнолоток. Правая стенка лотка – остатки бревенчатого сруба. Сильно замусорено ветками. Ширина лотка постепенно уменьшается: сначала широкая часть, потом примерно 10 метров спокойной воды и (с небольшим поворотом) начинается узкая. Обе части лотка прошли по центру, в походном порядке. Далее еще несколько шивер, они короткие и быстрые. Последняя шивера - перед самым входом в озеро Муезеро. Все препятствия прошли сходу.

Вышли в озеро. Ветер умеренный. Сразу в месте впадения видели хорошую оборудованную стоянку. По озеру шли 40 минут, причалили на ближайшем мысе острова Троица. Стоянка очень хорошая, оборудованная, но место сыроватое.

Осмотрели остров, он очень большой и весь зарос лесом. Расположенную на острове церковь не нашли.

29 июня 2004г. День 3.

ВТОРНИК

Вышли в 1330. Обогнули остров Троица слева, задались курсом на северо – северо - восток и пошли практически напрямик. Вскоре на берегу стала проявляться тонкая полоса, издалека похожая на длинный песчаный пляж. Взяли курс на эту полоску. Подойдя ближе, поняли, что это плотина. Путь от острова Троица до плотины занял у нас 1 ходовой час. После просмотра прошли плотину через правый проход (“ворота”), посередине струи.

От плотины до места впадения реки Черуж шли 44 мин. На этом участке берега заболочены, стоянок нет. Пристать можно только около самого места впадения реки, на правом берегу. Стоянка не очень хорошая, кроме того комаров – ТУЧА – на берегу не смогли даже перекусить! Вероятно, здесь недавно стояла другая группа...

Вскоре начались шиверы, 4 штуки практически подряд. Все шиверы читаются с воды хорошо. На выходе из первой, в воде лежит какой-то железный каркас. Вторая и третья - короткие, последняя - самая длинная, с поворотом, ее прошли ближе к левому берегу. Этот участок прошли за 20 минут. Затем в течение еще 20 минут вода спокойная, но в русле попадаются единичные камни (на одном из них крепко сел Салют-2). Течение сильное. Последнее препятствие на данном участке – еще одна шивера на повороте, рядом с которой, на левом берегу, видели место для стоянки.

Деревья раздвинулись, и у нас создалось впечатление, что скоро будет выход в озеро. На самом деле началось болото. Берегов нет совсем. Вдали по правому берегу виден лес, по левому - сухостой. Река сильно петляет. Шли долго, 2 часа 20 минут.

После болота река действительно перешла в озеро Юляозеро. На входе в озеро, на мысе справа, есть хорошая стоянка - с деревянным идолом. Берег сложен из гладких камней, поэтому это место иногда называют “бараньи лбы”. Мыс был занят, поэтому мы свернули направо и встали на следующем мысе. Наш ходовой день составил  5 часа 20 минут.

Стоянка хорошая, она замечательно продувается, поэтому комаров и мошки практически нет. Мусора не много, только одна куча. К слову, хороших дров тоже нет. Однако, как мы вскоре убедились, отсутствие дров является для Охты правилом.

30 июня 2004г. День 4. Дневка.

СРЕДА

Ловим рыбу, прибираемся на поляне. Наконец-то действительно смогли отдохнуть после поезда и машины.

1 июля 2004. День 5.

ЧЕТВЕРГ

Вышли в 1030. До мыса на озере Ригорека, расположенного справа в конце протоки, дошли за 45 минут. При необходимости, на мысе можно встать на стоянку.

После мыса свернули в протоку налево. Правый берег скалистый, красного цвета, левый - низкий, травяной. Через 20 минут на правом берегу увидели хорошее место для стоянки. Место высокое, среди камней, сухо. Его видно издалека - на берегу поставлен высокий могильный крест. По рассказам местных жителей на этой стоянке, лет 10 назад, один турист случайно застрелился из собственного ружья.

Заброшенная деревня Ригорека расположена дальше, так же на правом берегу. Прошли насколько полуразрушенных домиков, после еще одного мыса река расширилась и приобрела вид озера. Справа опять  хорошая стоянка, на ней расположилась на обед группа с катамаранами и байдарками. Здесь уже слышен шум плотины. Плотина состоит из двух частей, разделенных островом. В правой, относительно острова, части - один проход. Здесь можно пройти, но за плотиной все завалено камнями, дальше лодку надо проводить. Экипаж Тайменя-2 по ошибке зашел в этот проход - они прошли по левому краю желоба. Ошибка выявилась слишком поздно, только после встречи с местным рыбаком. Им пришлось проводить Таймень-2 по протоке за островом, так что группе пришлось  временно разделиться.

Левая часть плотины состоит из трех сливов - желобов. Крайний правый не проходим, левый и средний вполне проходимы. По левому берегу – хороший осмотр, есть набитая рыбацкая тропа. Второй экипаж (Салют-2) пошел по левому краю центрального лотка, попал в основную струю, далее сместился левее, т.к. в центре русла – каменистый остров с деревом. Левее острова они опять вошли в основную струю и далее держались левого берега - впереди по центру струи лежит камень. Проходить плотину можно и по крайнему левому лотку, но в этом случае потребуется больше маневрировать, сразу за лотком надо будет резко уходить вправо. Если говорить о плотине в целом, то следует отметить, что на выходе из всех лотков стоят бочки, а далее - стоячие волы. Без фартука зальет! На плотине, вместе с ошибочным прохождением справа от острова (и последующей проводкой), мы провели 1час 20 минут.

Сразу после плотины река превращается в маленькое озеро - озеро Алозеро. На левом берегу, сразу после плотины, есть стоянка.

За Алозером река поворачивает направо. Примерно через 1 км после этого поворота  шивера. Проходили без осмотра, по центральной струе. Вода читается хорошо. Длина шиверы примерно 100 метров, ширина реки на этом участке 40-50 метров.

Следующая шивера началась примерно через 600-800 метров (20 минут хода), на правом повороте. Она  похожая на предыдущие. Следом за ней, за островом, расположены три шиверы, с интервалом между ними примерно 5 минут. По описанию М. Афанасенкова это шиверы №17, №18, №19.

Река расширяется, есть стоянка на высоком правом берегу среди скал. По рассказам, там есть “поющий камень” (поющий сейд). Вскоре берега становятся заболоченными, но в русле все равно могут встретиться камни. Река сильно петляет, иногда кажется, что плывешь по кругу. Вокруг болота, берегов нет в принципе. Обозначенных на карте боковых притоков не видно.

По болоту, от стоянки на скалах до озера Лежево, шли примерно 1час 50 минут. Встать можно только в двух местах на правом берегу: либо на травяной полянке не доходя примерно 10 минут до озера, либо на самом входе в озеро. На входе в озеро, сравнительно недавно построен домик рыбака. Рядом с домом на большом камне установлена скульптура водного туриста с веслами в руках, ее с воды не видно. Скульптура явно осталась “со старых времен”.

Встали на ночевку радом с домом. Хозяин был не против таких соседей, даже наоборот, предложил нам воспользоваться импровизированной дровяной плитой. Разбили лагерь под деревьями. Наш ходовой день составил 6 часов 22 минуты.

2 июля 2004г. День 6.

ПЯТНИЦА

Вышли в 1215. Пересекли озеро Лежево, ориентир - мыс на правом берегу. Справа осталась заброшенная деревня Лежево. На выходе из озера плотина, до которой шли 1.5 часа. Плотину нашли без проблем. Она практически полностью залита (или разрушена ?), лотков не видно – только чистый проход в центре. Преодолели сходу, по центру струи. Сразу за плотиной расположен участок рукотворного русла, прокоп Кирос - коридор среди лиственного леса длиной примерно 1км.

Вошли в озеро Торосозеро. В нем очень много водной растительности, кажется, что байдарка идет по поляне, плотно заросшей небольшими цветочками, сильный аромат. Озеро прошли вдоль, с видео- и фотосъемкой это заняло примерно 40 минут.

Из озера вышли в рукав, ведущий в соседнее озеро. Встретив разветвление, пошли правой протокой. В этой протоке расположен порог Мельничный (№ 21, по М. Афанасенкову), он начинается примерно через 20 метров после разветвления. Порог представляет собой наклонный лоток с деревянными ряжевыми стенками длиной 70-80 метров и шириной 4-5 метра. Проход чистый, по центру лотка. Стоячие валы до полуметра высотой. После лотка - в воде гряда камней, она отходит от правого берега, издалека камней не  видно. Прошли сходу. Практически сразу за порогом (после гряды) расположена шивера (№22) - без особенностей.

После шиверы река поворачивает направо, там расположены остатки плотины, они же  порог Пебозерский (II к.с.). Порог просматривали по левому берегу.  Берег топкий, но для удобства хождения местами положены бревна. Очень много комаров и мошки. Порог представляет собой полуразваленный лоток на входе в озеро Побеозеро, от которого осталась только часть правой ряжевой стенки, которая разделяет реку на две струи. Правая струя идет за стеной, образуя многочисленные косые валы. Осмотреть эту струю вблизи невозможно, однако понятно, что там мелко.

Порог проходили по левой струе, то есть слева от стенки. Основной поток воды идет параллельно стенке, над тем местом, где раньше был  центр лотка. На выходе имеется практически залитый обливной камень с бочкой или стоячий вал с бочкой, мы так и не поняли что именно. Чтобы зря не рисковать, оба экипажа прошли в узком зазоре между правым краем вала и стенкой. Всего на осмотр и прохождение мы потратили 40 минут.

Началось озеро Побеозоро. Взяли курс на северо-восток, перешли в озеро Хизиярви. Из него уже видена протока в озеро Воронье. Вошли в озеро Воронье и  практически сразу нашли место для стоянки - на правом берегу, на мысе. Потом оказалось, что это практически остров. На нем установлены деревянные столбы с надписями предыдущих групп, столб с надписью “Ларек на противоположном берегу”, каменный колодец для мусора и выложенное кострище. На противоположном берегу озера (левом) тоже есть стоянка с каким – то столбом. От Пебеозерского порога до места стоянки шли 1 час. Таким образом, наш ходовой день составил 4 часа.

Осмотрели остров, на одном из больших береговых камней нашли железную табличку, установленную в память о погибших в Великой Отечественной Войне.

3 июля 2004г. День 7.

СУББОТА

Вышли в 1215. В связи с сильным ветром решили ларек не посещать, а сразу направиться на поиски Острова добрых духов. В ходе долгих и трудных (из-за сильного встречного ветра), блужданий по озеру, оказалось, что авторы всех прочитанных нами описаний Охты явно перемудрили – искомый остров обозначен на карте, только на ней он называется Денис - остров. Странно, почему об этом никто не написал прямо? Найти же Денис-остров (Духов) очень легко, так как он большой. При входе в озеро его сразу видно: если войти в озеро Воронье и плыть строго на север, то он будет справа.

Северный берег острова высокий и скалистый, но это не страшно, там есть укромная бухточка с песчаным пляжем. Можно причалить и к южному или западному берегам, но в нашем случае они оказались с подветренной стороны, поэтому волны могли повредить оболочки байдарок об острые береговые камни. На поиски острова мы потратили около 1часа 50 минут, погуляли по острову, осмотрели достопримечательности и пошли дальше. В принципе, на острове Духов (Денис - острове) можно смело разбить лагерь - дрова попадаются.

От острова мы направились на север, к плотине. Шли по озеру 45 минут. Найти плотину нам помогли рафты коммерческой группы, послужившие хорошо заметным издалека ориентиром. Плотина представляет собой большой лоток, на всю ширину реки, выстланный бревнами. Просматривали с правого берега, там есть удобная тропинка, годная  и для обноса. Оба экипажа преодолели плотину ближе к правому берегу, по правой струе, пробив на выходе большую бочка (порядка 0.5-0.7 м). Просмотр и прохождение заняло 25 минут.

Практически сразу за плотиной расположена шивера, которая переходит в порог Олений (по лоции М. Афанасенкова №25) длиной примерно 100м. Порог похож на горку - перепад воды плавный, “наклон” хорошо виден и легко читается (просматривается) даже из байдарки. Шли по центральной струе, сходу.

После порога начинается озеро Корнизозеро, его мы пересекли вдоль за 45 минут. На озере мест для стоянок нет. Далее река начинает ветвиться, на развилках всегда сворачивали налево. Здесь (после второго от озера разветвления) расположен порог Пичепорог (III к.с.). Это длинная каменистая шивера с поворотами, похожая на неглубокий каньон: ширина шиверы примерно 15 метров, вдоль берегов - каменные “стенки”. Пичепорог прошли без осмотра, по-другому и нельзя – он слишком длинный, всех особенностей просто не запомнить. Сразу за порогом русло чуть расширяется, образуя озерцо. Хорошая стоянка на правом берегу. Если в разветвлениях реки сворачивать не налево, а на направо, то непременно попадешь на мель, на которую и села коммерческая группа на рафтах, от острова Духов шедшая по маршруту практически вместе с нами.

От Пичепорога до следующего препятствия - порога Кожаный (II к.с.) - шли примерно 40 минут. На этом пути нам встретилась полностью залитая шивера, из водой выглядывали только самые макушки самых больших камней. Сам порог расположен в левом повороте русла. Непосредственно перед началом поворота, в самом центре реки, из воды торчат остатки полуразрушенного деревянного сруба. Они могут служить надежным ориентиром. Экипаж Тайменя-2 прошел порог Кожаный по центральной струе, Салют-2 свернул в левую струю, менее мощную.

Через 1.5-2 км – порог Ойнагайне (II к.с.). Он тоже расположен на левом повороте. Перед порогом зачалились, осмотрели слив по правому берегу. Порог короткий, перепад воды хорошо виден, хотя и не велик, примерно 1-1.5 метра Основная струя идет возле правого берега, постепенно смещаясь к центру русла. На выходе имеется огромный стоячий вал, выстой около 1м, при пробивании которого матроса гарантировано заливает с головой. За валом - бочка.  Таймень–2 зашел в основную струю, пробил вал вблизи вершины, пробил бочку и вышел из порога. Салют–2 легко взошел на вал и так же легко пробил бочку. Однако при повороте к берегу его экипаж очень резко стал выходить из основной струи, не обеспечив при этом надлежащего крена, произошел переворот. В этот момент байдарка находилась практически у самого берега, поэтому возвращение на ровный киль проблем не вызвало.

На правом берегу хорошее место для стоянки, места очень много – хватит на 3-4 группы. Байдарки разгрузили, разбили лагерь. Таймень-2 отнесли к началу порога, прокатились еще раз. Наш ходовой день составил 6 часов 30 минут.

4 июля 2004г. День 8.

ВОСКРЕСЕНЬЕ

Отплыли в 1245. Сразу за стоянкой – шивера (перекат Дялучимет, саам. - “Место с бродом ”), без особенностей. Прошли в походном порядке. Через 15 минут порог Лоуна (III к.с.). Изначально для осмотра причалили к правому берегу, но проход вблизи этого берега оказался невозможен - очень мелко, сплошные камни. Поэтому для осмотра переправились на противоположный (левый) берег. Оба берега заболочены.

Порог Лоуна ( саам. “Торфяной” ) имеет длину порядка 400-500 метров. Основная струя видна хорошо. Вход в порог расположен под самым левым берегом, между двумя бочками. Из-за камней в центре русла, это фактически на правом повороте. Течение сильное, ощутимо прижимает. После бочек основная струя постепенно смещается к центру.

На следующем участке порога, перед косым V-образным сливом, снова сместились влево. Заход в слив с воды виден плохо, поэтому на камне рядом с ним был постановлен сигнальщик, по совместительству – видеооператор. Ориентируясь на него, оба экипажа смогли войти в слив ровно по центру между двумя валами. Пробили бочку (высота порядка 0.5 метра) за сливом. Буквально через 10-20 метров расположен еще один слив, поменьше, а за ним вторая бочка  - тоже пробили. На самом выходе из порога в воде лежит огромный валун. Один экипаж обошел его справа, второй слева. За порогом река немного расширяется.

Всего на осмотр и прохождение порога Лоуна у нас ушло около 1 часа 40 минут. Стоянка возможна на правом берегу перед порогом, но только на камнях, так как вокруг лес заболочен, сыро. Дров не видно, много комаров.

За Лоуной следуют две шиверы подряд, проходимые сходу по основной струе, которая хорошо видна. Через 30 минут порог Хемег (III к.с.)- скальное сужение. Ориентир – от левого берега отходят плоские камни-островки. Здесь же (слева) удобная чалка для стоянки и хорошая тропа для осмотра. Собственно порог расположен за поворотом, в него ведут три протоки среди островков. Мы выбрали самую крайнюю, около правого берега. На вид она кажется удобнее двух других.

В пороге русло резко сужается, сливаясь с камней, основная струя образует стоячие косые валы высотой до 0.5-0.7 м. При прохождении эти валы способны полностью “поглотить” матроса. Чуть в отдалении от валов (но не дольше чем в 30 метрах!), уже на выходе из порога, русло реки перегораживает гряда камней, отходящая от правого берега. Свернуть влево, в единственную чистую от камней протоку, практически невозможно из-за большой скорости струи воды, на это просто не хватает времени. При попытке выполнить подобный маневр, Таймень-2 сел на камни и впоследствии перевернулся. Экипаж самостоятельно доставил свое судно к берегу в перевернутом виде, без потерь вещей, но с пробоиной. Отметим, что предпринятая этим же экипажем вторая попытка покорения порога, уже на разгруженной лодке, так же провалилась. Второй экипаж изначально выбрал другую тактику: Салют-2 пошел по течению, взошел на водяной вал, стоящий над центром гряды, и успешно спрыгнул с него.

В сумме, на прохождение порога Хемег было затрачено около 1 часа. На правом берегу порога замечено хорошее место для стоянки, там стояла группа из Петрозаводска с резиновой лодкой.

Сразу за порогом река разливается, образуя окаймленное высокими берегами озерцо. За разливом следует поворот налево и вход в следующий порог- порог Киверисти (II-V к.с.). Порог состоит из трех частей: “хемег в миниатюре” (I-II к.с.), “падун” (V к.с.) и каньон (III-IV к.с.). Часто группы проходят первую и третью ступени, обнося только падун, но из-за высокой воды мы решили зря не рисковать. Сомневающимся в правильности нашего выбора стоит прочесть надписи на могилах тех, кто в июле решил пройти Кивиристи.

Встали на стоянку на левом берегу, прямо над Кивиристи. Около этого места на берегу построена печка для бани. Воспользоваться ей не удалось, так как из-за высокого уровня воды она оказалась затоплена, кроме того, очень тяжело с дровами. Вообще, на этом участке реки разбить лагерь можно на обоих берегах, начиная от конца порога Хемег и вплоть до самого конца порога  Киверисти.

5 июля 2004г. День 9. Дневка.

ПОНЕДЕЛЬНИК

ДНЕВКА.

Текущий ремонт байдарок, ловля рыбы.

В ночь на вторник, примерно в 2 утра, лагерь был обворован местными жителями, предположительно из поселка Кривой порог - через лес (по болоту) к этому поселку идет тропа длиной порядка 15-20 км. Злоумышленники взяли вещи из-под группового тента и из-под не застегнутого тента одной из палаток. Таким образом, мы лишились почти всех продуктов, части одежды и снаряжения. Группа из Петрозаводска чуть не лишилась лодки. Советуем на будущее, на дневках обязательно ночью дежурить!

6 июля 2004г. День 10.

ВТОРНИК

Провели инвентаризацию оставшихся вещей и продуктов, закончили обнос Кивиристи. Настроение подавленное. В силу малочисленности нашей и петрозаводской групп, решили объединиться и далее вставать на ночевки вместе.

Наша группа вышла в 1545. Сразу за поворотом реки расположена шивера (порог Белый), а после нее порог Темный. В нем Салют–2 перевернулся из-за невнимательности. Встали на ровный киль, отчерпали воду.

Через 7 минут подошли к Печко – порогу (саам. - “Крутой”). Ориентир – в воде лежит большой камень, от правого берега до середины русла. Первую ступень порога - мощную шиверу - просмотрели по левому берегу и прошли по очереди со страховкой. За первой ступенью видена вторая ступень Печко - порога (IIIк.с.), она начинается через 100-150 метров на правом повороте. Правый берег реки в этом месте представляет собой остатки ряжевой стенки. Сразу за сливом - мощная шивера Тарашенкоро, длиной около 400 метров и огромным количеством камней. Из-за невозможности постановки надежной страховки (при отсутствии катамарана в случае переворота велика вероятность не успеть поймать байдарку и /или экипаж перед шиверой), вторую ступень решили обнести.

По шивере шли 5 мин. Через 4 минуты после ее окончания - порог Петрушка (или порог Нилош - ?). Это чистый слив с несколькими стоячими валами, высотой до 1 метра. Прошли в походном порядке по основной струе.

Начался плес, который по которому прошли еще 50 минут. Следующее препятствие - шиверы Муравейные. Они состоят из раздельных шивер и порожков разной сложности, разделенных очень короткими участками тихой воды. Через 15 минут после входа в первую “Муравейную шиверу” - порог Муравейный - I. Он состоит из двух чистых сливов со стоячими валами, оба слива проходимы. Преодолев препятствие по правому сливу, мы сразу же (после порога) встали на стоянку на левом берегу, точнее на образующих порог камнях. Там уже стояла палатка наших товарищей из Петрозаводска. В этом году стоянкой явно еще никто не пользовался - у кострища чисто, а в лесу много дров.

Наш ходовой день составил 3 часа 55 минут.

7 июля 2004г. День 11.

СРЕДА

Вышли в 1430. Через 12 минут дошли до разрушенного моста, под которым расположен порог Муравейный - II. В походном порядке прошли по основной струе. От моста 1 час хода по спокойной воде до следующего порога - порога Тютерин (IV к.с.). Порог представляет собой скальное сужение на левом повороте. В центре русла - стеснительная стенка, на которой растут деревья, она разделяет реку на 2 струи. Правая струя слишком мелкая для байдарок, левая - слив с огромных наклонных каменных плит. Перепад воды более 2 метров. В высокую воду траектория прохода не понятна, так как слив представляет хаотический замес бочек и валов. Играть с порогом в лотерею мы не стали, совершили обнос по травяной поляне на левом берегу. Тропа обноса хорошо набита. В принципе, на поляне можно разбивать лагерь, только очень много мошки, да и дров нет.

После Тютерина пошли сырые берега, только через 25 минут хода с воды видели место как-то пригодное для стоянки. До следующего порога - порога Курна (кар. “Желоб”) шли 35 минут. Карельское название точно отображает суть этого препятствия: порог представляет собой чистый слив с поворотом, на выходе из которого имеются стоячие валы высотой примерно 0.5-0.7 метра. Прошли сходу. По правому берегу хорошая стоянка.

Следующее препятствие расположено в 13 минутах хода - это порог Охта (IV к.с.). Осмотрели по правому берегу. Порог состоит из двух частей: сложного слива с валом и мощной шиверы с огромным количеством камней. Направление движения не очевидно, необходима надежная страховка катамараном. Порог решено было не проходить, а обнести.

Совершили обнос. Разбили лагерь на правом берегу после порога, так как там лучше ловится рыба и есть печка для бани. В этом месте работает сотовая связь. Опять стоим вместе с группой из Петрозаводска. Из последних продуктов и пойманной рыбы приготовили прощальный ужин, достроили и истопили баню.

Ходовой день составил 3 часа.

8 июля 2004 г. День 12

ЧЕТВЕРГ.

Рано утром попрощались со второй группой, они спешили на поезд.

С утра чуть моросил дождик, поэтому мы отплыли в 1930. Вошли в р. Кемь и к 2025 дошли до поселка Подужемье. Разбили лагерь почти у ГЭС, на травяной поляне по правому берегу Кеми, в заливчике. Вход в заливчик расположен не доходя поселкового причала - деревянных мостков около плотины. На поляне следы стоянки многочисленных групп. Вокруг растут сосны, сквозь которые проглядывают сарайчики дачников. Дров много. В поселок ведет набитая тропа.

Ходовое время - 55 минут.

9 июля 2004г. День 13.

ПЯТНИЦА.

На первом автобусе (в 645 утра, см. полное расписание автобусов, приведенное выше, в пункте 3.1 настоящего отчета) поехали в Кемь. Осмотрели город. Купили продуктов. На городском автобусе №1 “Кемь-порт” (билет стоит 10 рублей) доехали до г. Рабочеостровск, осмотрели причалы на Белом море. Из Рабочеостровска на катере можно доплыть до Соловецких островов.


4. НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИРОДНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ ( ЗАНЯТИЯ ) НА МАРШРУТЕ

Озеро Воронье является одним из самых больших и красивых на Охте. Берега скалистые, покрыты смешанным лесом, много красивых островов. Главная достопримечательность озера - "Остров добрых духов" (по карте “Денис-остров”) - самодеятельный музей деревянной скульптуры под открытым небом, организованный туристами. На острове собрано в общей сложности никак не менее сотни деревянных скульптур и поделок. Имеется беседка, правда без крыши, и хороший стол со скамейками. Посещение острова доставило всем огромное удовольствие. В принципе, на нем можно организовать дневку.

Порог Кивиристи (по – карельски, это дословно означает “каменный крест”) – уникальный природный объект и своеобразная изюминка маршрута. С нашей точки зрения, даже только ради него, уже стоит посетить реку Охту. Порог состоит из трех ступеней.

·        I ступень представляет собой резкое скальное сужение. Перепад воды около 1 м, валы до 1 м. Далее спокойный участок, длиной метров 50-70, подпор воды, обширная заводь слева. На левом берегу - баня.

·        II ступень - слив водопадного типа. Перед ним от левого берега на 3/4 ширины реки отходят зубья, глыбы, камни, т.е. левая часть непроходима в любую воду. Зубья с воды не видно. Справа сравнительно пологий слив с резким поворотом влево. Сразу за сливом - пенный котел, диаметром около 5 метров, за ним - поганки, которые продолжаются до поворота реки влево и входа в III ступень. На берегу, прямо под сливом, построена специальная скамейка, чтобы с комфортом смотреть на котел.

·        III ступень представляет собой извилистый каньон с шириной русла 8-10 метров и сильным течением. Общая длина каньона 100-150 м, уклон около 20 м/км, стенки высотой до 12 метров. Вначале каньон резко поворачивает налево, затем направо. От стенок каньона отходят беспорядочные косые валы, на выходе - гряда камней по центру.

На реке Кемь построено много электростанций. Интересно осмотреть эти сооружения: Подужемскую, Путкинскую и Кемскую ГЭС. Все электростанции в настоящее время продолжают работать.

Так как практически все стоянки на реке Охта оборудованы, то полезная работа, выполняемая нами на маршруте, в основном сводились к уборке их от мусора, особенно оставленного коммерческими группами. Только на двух стоянка мы смогли привнести что-то свое: около порога Охта из старого тента соорудили баню, попарились, но разбирать не стали, пусть “домик” послужит и другим путешественникам; в конечном пункте похода – поселке Подужемье – построили деревянные скамейки.

5. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Река Охта очень живописна, безусловно, хотя бы один раз ее надо увидеть!

Сразу отметим, что пляжей на маршруте не найти. Практически все стоянки оборудованы и часто замусорены, дров маловато. Лето было теплым, но позагорать не удалось из-за обилия комаров и мошки, при этом слепней замечено не было. Скорее всего, для Охты в июне - июле обилие насекомых является типичным явлением.

Заброска на маршрут весьма утомительна, в общей сложности практически двое суток в пути. Выспаться не удается – Мурманский поезд №212 выходит из Москвы и приходит в Беломорск ночью.

Маршрут вполне соответствует III категории сложности, и в целом, оценен нами как весьма “спортивный”. По наблюдениям и из разговоров с экипажами встреченных на маршруте плавательных средств (рафты, катамараны, байдарки, резиновая лодка) уровень воды - высокий.

Просмотр многих препятствий из-за заболоченности берегов невозможен. Поэтому для прохождения Охты необходим опыт чтения воды в сочетании с некоторыми навыками маневрирования (например, на уровне прохождения реки Суна), в противном случае, путешествие рискует превратиться в мучение - сплошной ремонт байдарок среди полчищ комаров.

С точки зрения обеспечения безопасности, реально требуется наличие фартуков и юбок. О спасательных жилетах, касках и обвязки лодок не говорим, так как эти элементы снаряжения подразумеваются “по определению”. На сложных порогах не обойтись без страховки с берега спасконцами. На некоторых порогах, например пороге Лоуна, хорошо выставить сигнальщика.

Во время стоянки на пороге Кивиристи следует обязательно организовать ночное дежурство - наша группа стала жертвой жуликов, лишившись почти всех продуктов и части снаряжения. Мы еще вовремя спохватились, поэтому злоумышленники по дороге побросали часть вещей, как никак путь до ближайшего поселка Кривой порог около 20км через болото. Но личные деньги, заботливо уложенные одним из членов нашей команды вместе с вещами в гермоупаковку, “ушли” навсегда вместе с упаковкой.

На Охте на блесну неплохо ловятся щуки и окуни. На рыбалку, как источник пропитания, особо надеяться не стоит, однако пойманная рыба может послужить неплохой добавкой к трапезе. А если что-то не заладится c клевом, копченую рыбу можно попробовать прикупить у местных рыбаков.

6. ЛИТЕРАТУРА

1.     Воронов Ю.Б. 100 Избранных маршрутов на байдарке. М.: Мир 1993

2.     Шилов. На байдарках по Карелии.

3.     Плечко Л., Сабанеева И. Водные маршруты СССР. Европейская часть. М.: ФиС 1973.

4.     Журнал "Турист" N8, 1984 г., стр. 26,27 - "Северная Карелия".

5.     Туристские спортивные маршруты: перечень классифицированных туристских спортивных маршрутов на 1989-1992 годы. М.: Профиздат, 1989.

6.     Снаряжение туриста-водника. М.: Профиздат, 1986.

7.     Отчеты по Северной Карелии в библиотеке городского туристического клуба

8.     Отчеты М. Афанасенкова.
http://www.afanas.ru

9.     Водная энциклопедия Карелии “Охта”.
http://ktmz.boom.ru/library/wwte/kar10/index.html

7. ПРИЛОЖЕНИЕ

7.1 Картография маршрута

На http://mapq36.narod.ru/index.html смотри листы 2км карты:

·       Q-36-XXIX,XXX            – “Кемь”

·       Q-36-XXVII,XXVIII        – “Юма”

·       Q-36-XXXIII,XXXIV      – “Боровой”

и листы 500м карты (только вторая половина маршрута):

·       Q-36-116-А,Б      – “урочище Муравейный порог”

·       Q-36-116-В,Г      – “Маслозеро (нежил.)”

·       Q-36-117-А,Б      – “Вожач”


7.2 Фотоматериалы

 


Фото 1. Плотина на выходе из озера Ригорека, правый лоток (относительно острова).

 



Фото 2. Таймень-2 проходит правый лоток.

 



Фото 3. Салют-2 проходит разрушенную плотину на выходе из озера Лежево.

 



Фото 4. Салют-2 выходит из порога Пебозерский (II к.с.).

 



Фото 5. Бухта на северной оконечности Острова добрых духов
              (по карте: Денис - остров).

 



Фото 6. Туристские поделки на Острове добрых духов.

 



Фото 7. Салют-2 проходит плотину на выходе из озера Воронье.

 



Фото 8. Салют-2 выходит из порога Ойнагайне (II к.с.).

 



Фото 9. Таймень-2 входит в порог Ойнагайне (II к.с.).

 



Фото 10. Таймень-2 выходит из порога Ойнагайне (II к.с.).

 



Фото 11. Салют-2 входит в порог Хемег (III к.с.).

 



Фото 12. Таймень-2 проходит порог Хемег (III к.с.) - неудавшийся выход в левую
                  
струю.

 



Фото 13. Порог Кивиристи, III ступень – каньон. Все ступень порога были обнесены.

 



Фото 14. Порог Тютерин (IV к.с.). Обнесен.

 



Фото 15. Порог Охта (IV к.с.) , I ступень.

 



Фото 16. Порог Охта (IV к.с.), II ступень. Обе ступень порога были обнесены


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |