Реклама: Хотите почистить диваны, получив стопроцентный результат, нажмите на ссылку и сделайте заказ.

Весенний поход по р.Тверце.

Дневник.

(Димины “заблуждения”)

Решили ехать на 3 –х машинах с тем , чтобы одну потом перегнать к месту прибытия. Очень удобно.

Ленинградское шоссе. Свернули у Белых камней (или у Черного омута –точно не помню). Едем и вдруг упираемся в шлагбаум - воинская часть, думаем, ну вот и все, дальше не проехать. Геннадий пошел договариваться, солдатики не пропускают, послали за командиром, когда он пришел с ним быстро нашли общий язык, пообещав на обратном пути привезти им пиво.

За воинской частью деревня, проехав ее насквозь до моста, съехали к реке. Стали разгружаться, Дима с Сергеем поехали отгонять машины в Торжок. А мы (Геннадий с супругой – Леной, Наташа с сыном и я с Игорем) собирать байды.

Это мой второй поход, до этого мы плавали на “Щуке”, но этот “Титаник” меня достал. И здраво поразмыслив, что летние перевороты на Хопре – это цветочки по сравнению с переворотом в мае месяце, “Щуку” мы уступили Геннадию, а для себя приобрели обыкновенную “Таймень-3”. Вот только как эту груду железа и безжизненно валяющуюся шкуру превратить в уютную лодочку? Мы с Игорем сошлись на том, что без 100 г тут не обойтись и решили “начать”. Геннадий разумеется, поддержал и полностью одобрил наше начинание. Мы с братом не отмечены техническим гением, так что собирали, стыковали, разбирали и пытались натягивать шкуру мы раза этак несколько, потом опять – разбирали, стыковали, собирали и натягивали шкуру. Но в конце – концов, кое-где подбив молоточком, собрали две лодки. Успели как раз к возвращению ребят.

Машины, без труда, пристроили в соседнем дворе, заплатив за 4-х дневную парковку 100 рублей. Перекусили и отплыли. В тот день прошли немного и высадились на первом подходящем месте. Стал накрапывать дождь, поэтому особенно не выбирали. Быстро разбили палатки, приготовили ужин. Мальчишки открыли купальный сезон, я решила, что столько мне не выпить и мудро отказалась от моржевания.

По утру быстро собрались и отчалили. Через полчаса сплава показалась деревня ………………. . Вся прибрежная полоса была занята стапеляющимися (есть такое слово?) туристами. Мы же лихо, во все горло распевая с Игорем революционно-патриотические песни проплыли мимо. Быстрое течение упрощало нам жизнь, жарко светило солнце, в нашей лодке было четкое разделение обязанностей: я- пою, Игорь-гребет, Игорь-поет, я-гребу, Дима – гребет постоянно. Мы перепели весь репертуар нашего детства, детства наших отцов и дедов, и даже что-то там по заявкам ветеранов Мамаева побоища и Куликовской битвы.

Разговорились с рыбаками, прикупили у них рыбки за бутылку водки и стали искать стоянку, полностью доверившись опыту Шкипера.

Он выбрал высокий мыс с трех сторон продуваемый ветром в тихой заводи на левом берегу. Разбили лагерь, к вечеру подошли знакомые ребята из Нары. Ужин прошел весело: разговоры за жизнь, песни под гитару, все как положено.

Утром, я как всегда, решила взбодриться и поплавать, но выскочила из воды, решив, что для такого подвига я еще не готова.

Нарские задерживаться не стали, быстро отплыли. У нас же была запланирована дневка и мы, подавив в зачатке бунт незначительной части команды, приступили к активному отдыху. Было предложено, начать с преферанса, но перед этим Дима, я и Игорь решили прогуляться до деревни, которую мы проплывали вчера по-утру. Хорошо - сказал Дима- вернемся и поиграем, и тут Геннадий произнес пророческое: “Ты еще вернись”. Но тогда никто не обратил внимания на эти слова. И мы, прихватив с собой рюкзачок выступили в поход напевая визборовские “Дороги”.

От нашей поляны отходила довольно утоптанная тропа в глубь леса и скоро она нас вывела на широкую грунтовую дорогу, мы были беспечны, и никому не пришло в голову каким - нибудь образом отметить это место. По дороге мы пошли еще уверение , дорога то приближалась к реке, то отходила в глубь леса, но примерно через 40 минут она опять четко протянулась вдоль берега и вдалеке замаячили крайние деревенские избы. Пройдя через деревню и выяснив, что магазин находится на станции мы устремились туда. Закупили в магазине хлеба, пива, по бутылке тут же выпили на лавочке, для разнообразия - рыбных консервов (что-то потянуло нас на печень трески и дешевый шпротный паштет) и пару бутылок сладкой наливки. Прикинули по времени, что до лагеря километров 7-8 и не спеша под разговоры отправились обратно, думая прийти как раз к обеду.

Перед тем, как дорога опять уйдет в лес от реки сделали привал на крутом песчаном берегу. Познакомились с молодыми ребятами, которые приехали сюда на пикник из близлежащего городка (забыла его название), у них выяснили, что здесь недалеко следующая железнодорожная станция и поняли, что река идет вдоль железной дороги Москва-Питер.

Подкрепившись отправились дальше. Дошли до развилки, почему-то мы ее не запомнили, когда шли в деревню. Налево- дорога уходит в лес, а прямо - идет параллельно реке. У меня хорошая зрительная память, я на неё и полагаюсь, оглядевшись, говорю, что мы точно пришли из леса, значит нужно туда же и идти, но Дима настоял на том, что лучше идти вдоль реки, стоим то мы на берегу. Пошли вдоль реки, все больше убеждаясь в том, что здесь мы точно не проходили. Идем, идем, а тропа все ниже, все ближе к воде, наконец уперлись в разлив. Тропинка просто скрылась под водой. Димку обуял охотничий инстинкт, и он как спаниель начал бегать по лесу ища обход. Мы немного побегали за ним, но провалившись пару раз в довольно глубокие лужи, решили возвращаться опять на тропу и возвращаться на дорогу. Но Димка не успокаивался и в какой то момент опять метнулся в лес и с криком, что он сейчас выведет нас на оставленную в стороне дорогу, и в одно мгновение скрылся за деревьями. Игорь всегда отличался благоразумием , да и мне не хотелось экспериментировать с поисками более короткого пути, так, что мы ему стали кричать, что за ним не пойдем, а будем возвращаться к развилке, что нас в конце концов двое , но ответом нам была тишина. Психанули, подумав , ну и черт с тобой, прошли по тропинке метров 100, и все же решили вернуться и пойти за ним в лес. Я вспомнила, как Димка плохо ориентируется на незнакомой местности, а чувство времени у него вообще напрочь отсутствует. Ринулись за ним, а там такой бурелом в одну минуту можно потерять направление (как потом выяснилось, это как раз с ним и случилось). Лес влажный, весь в подлеске, много старых поваленных елей, справа перпендикулярно тропе канава с водой, через неё перекинуты бревна. У Димки дури хватит , что бы перебраться по бревну на тот берег, а там ведь опять упрется в разлив. Мы побоялись сильно углубляться в лес, кричали , звали, но в ответ не звука. Немного поблуждали, но куда за ним идти так и не решили. Выбрались опять на тропу и поспешили в лагерь, две головы хорошо, но с командирской головой надежней.

Добежали до развилки, и там на знакомую дорогу через лес, идем примечаем, да здесь точно шли. Торопимся, по сторонам не очень то глядим, поворот на нашу (к лагерю) тропку с разбега видно пропустили. Прём по дороге, вдруг опять развилка, а вот этого мы уже не помним, решили пойти правее, все к реке ближе, но тут через несколько метров бетонный мостик через ручеек. Пришли к выводу, что его точно не проходили. (Тут под мостом видели огромного бобра).Вернулись к развилке. Взяли левее, прошли по дороге , наверно, с километр- полтора, опять пришли к выводу, что не шли здесь. Идем обратно, и опять через бетонный мост, думаем, может забыли. Но пошли не по дороге, а правее по тропинке ближе к реке, а у реки огляделись. И точно, как только подошли к берегу, видим наш мыс, палатки, костер, только мы от них находимся как бы через залив (потом по карте посмотрели , в этом месте впадает речка-ручеек - вот тебе и залив). Кинулись обратно, уже догадавшись, что видимо проглядели проход к лагерю, где-то раньше. И точно, стали присматриваться внимательнее и увидели еще до развилки чуть заметную тропу.

Наконец-то. Думаем, а вдруг Димка там сидит, попивает пивко и злорадствует, ну, мы ему сейчас устроим разборки. А Димки - то и нет.

Подняли Геннадия обрисовали ситуацию. Он с Игорем пошел обратно в лес, к тому месту, где мы расстались. Меня оставили отдыхать, но мне не сидится, решила тоже пройтись, поискать, по карте уже немного стала разбираться, где мы , где река, где дорога. Участок размером получается с неправильную пятикопеечную монету. Прошла вдоль реки, довольно скора уткнулась в разлив, поднялась наверх, знакомая дорога. У реки плохонькая стоянка и там туристы, но про парня с рюкзаком ничего не знают. Пошла опять по дороге, на встречу ребятам, то и дело немного отхожу в сторону реки и зову Димку.

Встретилась с нашими, никого они не нашли, в тот бурелом тоже не полезли. Геннадий надеется, что Димка должен прийти сам. Времени уже девятый час. В 21.00 стемнело, как по команде. Дима не объявился. Гадаем, что с ним могло случиться. Прикидываем разные варианты. У него с собой, во-первых, выпивка, мой теплый свитер и деньги. Нет правда ни ножа, ни спичек. В любом случае, сейчас мы ему уже ничем не поможем, порешив на этом, разошлись спать.

Ночью ужасно похолодало, до –5, а Игорь еще забыл закрыть полог палатки, мне все ночь снились кошмары и проснувшись от холода в 6 утра, я уже точно знала, что с моим любимым мужем, что не так, как мы себе представляли, и нужно непременно идти на поиски. Вспомнив тот бурелом, подумала, что он запросто мог провалится в какую-нибудь яму, покалечится и так далее. Пока я не пройду сама весь тот путь, я не успокоюсь. Подняла Геннадия и мы с ним заковыляли, как Кот Базилио и лиса Алиса. (Пояснение: мне несколько месяцев назад сделал операцию, удаляли вены и ему тоже – что-то там исправляли с плюсневыми костями).

Вышли мы к тому злополучному месту и буквально , как следопыты, выискивая следы на влажной земле, во мху, продрались через тот участок и опять вышли к реке. Там нашли одинокого мужика-туриста, который нам сказал, что вчера около 5 часов вечера, какой-то парень прошел мимо него. Определили, что это точно был Дима. С того места уж точно он должен был выйти на дорогу , которую за эти два дня мы изучили досконально. Немного отлегло, но опять же, куда он делся дальше?

Решили двумя группами пройти по дороге, Игорь с Сергеем по более правой, через бобровый мостик, ближе к реке, Геннадий и я по левой, той, что выведет к железной дороге. К 13 часам вернулись, никаких следов.

Пришли к выводу, что на железную дорогу он не выходил (там дорога не хожена, до какого-то места есть следы: мои и Игоря, потом очень не разборчиво и в конце концов вообще все следы обрываются), ребята тоже никаких вестей , знаков не обнаружили. Тут я заголосила, так как вероятнее всего, по нашему разумению, выходила Диме - холодная ночевка в лесу. Мог , например, он запросто опять ломануться в лес, решив срезать, а там по карте огромный лесной массив , вообще без населенки. Геннадий меня успокаивает, говорит, что рано или поздно Дима должен выйти либо к Москве, либо к Питеру. Я почему-то не успокаиваюсь.

Решаем свернуть лагерь, здесь сидеть уже бессмысленно, и плыть до первого города и там поднимать тревогу. Единственное место, где он не может быть, говорит Шкипер- это правый берег.

Как в воду глядел. Проплыли в удручающем молчании минут 40, на правом берегу вижу мальчишек на мотоциклах, и они нам кричат: “Вы Диму не теряли?”

Мы: “Теряли, теряли”.

--Так он вас ожидает на хуторе таком-то , сидит на правом берегу.

Мы припустили, я готовлю пламенную речь по случаю встречи кормильца, Геннадий видимо тоже.

Остальные, измученные долгой разлукой десантировались на берег, не доплыв до места встречи с полкилометра. Поблуждав немного, расселись опять по лодкам. Да, с дисциплиной в этом походе была напряженка.

Наконец- то узрели, нашу “Аленушку”, одиноко и смиренно поджидающую нас на берегу. Притухший Димка, с сакраментальной фразой: “Будете бить папаша?” подошел к Геннадию, но в ответ получил только короткое, и многообещающее: “Потом, потом” и приказ, во весь опор плыть до Выдропужска (есть такой город) и без спиртного не возвращаться.

Воссоединение семьи было несколько скомкано и суховато, забрав у Димки сбереженную бутылку наливки и отдав весло Игорю, я начала расслабляться и заливать моё не состоявшееся вдовство.

Итак история Диминого “заблуждения” записанная с его слов.

Рванув от нас в лес, он действительно потерял ориентировку, через минуту не мог сообразить откуда зашел в этот лес. Очень скоро убедился , что его представления о масштабе этой местности были несколько ошибочны и проблуждав среди завалов, чахлых сосенок и березок, обходя заболоченные места около часа, он все таки выскочил на берег реки, как раз в том месте , где на следующее утро мы допрашивали одинокого туриста. Вскоре вышел и на дорогу. Разумеется, он так же как и мы проскочил поворот на “нашу” тропинку, но в отличие от нас не очень смотрел по сторонам, даже бетонный мостик не заставил его усомнится в правильном направлении. (Я был уверен, что мы по нему проходили). Пёр, как лось, иногда даже переходил на бег. Пару раз пытался пройти другим путем, но возвращаясь до перекрестка не мог вспомнить, откуда пришел. И поэтому, шел вперед, вперед и только вперед.

Когда стало смеркаться, понял, что окончательно заблудился, стал пробираться ближе к реке, через лес , какие-то болотца, вымок весь.

Вышел как раз к деревне и рыбакам, но это все на правом берегу. Прикинул, либо ночевать одному в лесу, без костра (спичек то нет) в промокшей одежде, либо рискнуть и переплыть реку. (Я до сих пор не могу понять, почему не уговорил рыбаков сходить и поискать лодку, неужели не нашли бы).

Река в этом месте неширокая, метров 10, но зато течение на весенней Тверце около 7 км/час, а температура воды в ту ночь была, где-то, около нуля, утром – по краям ледяная корочка. В общем, с трудом переплыл, снесло конечно, продрог до костей. У рыбацкого костра в продуваемой палатке, наверное и не согрелся бы. Рыбаки направили на близлежащий хутор (в деревне вроде бы никто не живет). На хуторе его обогрели, накормили , спать уложили в жарко протопленной избе.

Предложили денег добраться до Москвы, дали сотовый телефон – позвонить. Дима, конечно, позвонил, и в Москве перепуганные родственники долго гадали, как это он отбился от команды в байдарочном походе! Из лодки выпал что ли, а мы и не заметили? Хозяин даже ночью посылал работников на лошадях вверх и вниз по реке, что бы предупредить, что с ним все в порядке, но видимо до нас они не доскакали.

Потом уже, по карте прикинули, что эта деревня от нашего лагеря, приблизительно, в 7-8 км.

Утром решил поджидать нас на берегу, рано или поздно, но мы должны проплыть мимо. Хозяйская жена носила ему еду, прямо на берег. Вот устроился гад, пока мы там по лесам шастали!

Дождался (на радостях даже бить не стали).

В городишке Выдропужске в праздничные дни, а было как раз 1 мая, магазины работают до обеда. Но зато все знают, у кого и где можно приобрести самогон. Веселая румяная хозяйка с хитроватыми и шалыми глазами продала нам бутылку самогона. Я его никогда раньше не покупала, но надо было как-то удостоверится в его качестве. И я откровенно спросила, не отравимся ли мы?

- Да, что ты отличный самогон, сама пью,- заулыбалась хозяйка. Её неподдельное веселье должно было меня убедить в отменном качестве напитка. Ладно, выбирать не приходилось.

Стоянку выбрали в сосновом лесочке. Ужин приготовили за 40 минут. Самогон пили, как лекарство - жуткая дрянь, но горит синим пламенем. Выслушали Димкины приключения. В последнюю походную ночь самозабвенно пели с Игорем песни у костра. Есть фотография, где я с красной, сгоревшей на солнце, физиономией , с закрытыми глазами вытягиваю что-то тоскливое и лирическое, и отблеск огня на гитаре, и темный лес за спиной.

На следующий день - быстрый старт доТоржка, там сборы, ожидание машин и в Москву, в Москву.