р. ОНА

 

НЕКОТОРЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ КАЗАНСКО-САМАРСКОЙ ГРУППЫ.

- июль 2002г., катамараны 2 и 4.

 

 

 

Кат-4 (уфимского производства), «ван Гог»

Вахе Катерина (Самара) - ВК

Вахе Ольга (Самара) - ВО

Минин Константин (Самара) МК

Молчанов Олег (Самара) – МО

Тритон-2 (самоделка) просто «Двойка»

Владимиров Сергей (Казань) ВС

Никифоров Виктор (Казань) НВ

 

 

Вместо вступления хочу сразу предупредить, что это не отчёт, и технические характеристики маршрута вы здесь не найдёте (по Оне написано множество подробных отчётов, лоций. Сами качали из инета, знаем, так что дублировать их нет ни желания, ни необходимости). Единственная цель - поделиться впечатлениями об Оне - июль 2002 г.

Помимо того, что прохождение Оны связано с некоторой долей экстрима, это ещё и замечательно красивые места. Туда уже стоит ехать, чтобы посмотреть на Саянскую природу. Особенно хорошие места и виды открываются с перевала, который предстоит преодолеть на пешей части. Потом восприимчивость к прекрасному тускнеет от веса катамаранов и прочей снаряги, и корявости тропы под ногами. Писать об этом - смысла нет. Как говорится, лучше один раз увидеть...

Кстати сказать, заброска на Ону - отдельная история. До места сборки судов необходимо топать 25 - 30 км в зависимости от того, каким отчётом вы пользуетесь. Когда я с рюкзаком пёрся на перевал, а потом спускался вниз вдоль ручья, чёртово количество раз переходя с одного его берега на другой, я искренне верил тем отчётам, где указана цифра 25. Когда я добрёл до вожделенной Оны, мне уже казалось, 30 км - мало, надо бы ещё 5 км накинуть сверху в качестве бонуса. Прошу заметить, что к пешей части надо готовится (это для тех, кто впервые идет на «горные» реки) отдельно и не менее ответственно, чем к самому сплаву (для рек не выше 4-ки). Например, рюкзакобязательнодолжен иметь поясной ремень и хорошо отрегулирован.При весе под 40 кг даже мелкие домашние недоработки могут сильно испортить вам жизнь и ускорить«тускнение восприимчивости к прекрасному»J

Тропинка там - одно название. Направление указывает верно, но не более. Кусты, завалы, крутые спуски... Когда в рюкзаке половина ката с рамой и еда на 2 недели, качество маршрута вдруг приобретает особую актуальность. Основной мыслью на пути к Оне было: лишь бы не навернутьсяупасть и не переломать ноги. Однако избежать сей участи никому из нашей группы не удалось, спотыкались и падали все. В результате два товарища (МО и ВК) подвернули ноги (сказались старые боевые раны), но героически дошли до места назначения своим ходом, чем обрадовали и восхитили остальную часть группы. Еще одна моральобувь. В кроссовочках по такой тропе с рюкзаком не сильно-то поскачешь. Не поленитесь взять ботинки, твердо держащие голеностоп. Там вы на них молиться будете. Однако, как метко заметил другой товарищ (ВС), кто ж об этом после прохождения последнего онского порога вспомнит? Надо сказать, никто и не вспомнил.

Каково же было наше разочарование, когда мы, наконец, увидели Ону. Ручей метров 5 шириной. В самом глубоком месте по колено (уровень воды – средний и чуть выше).

 Здесь требуется ремарка. Когда МО по интернету за пару дней до выхода посмотрел на расход воды в Оне (кстати, МО говорит, что в инете есть сайт, на котором публикуются данные со всех гидрометрических станций России. На Оне такая станция должна была находиться в поселке Б.Он. Раз МО что-то прочел в инете, значит станция  там есть, хотя где, ума не приложу. Б.Он- мертв и заброшен), то его вердикт был таков: «100 кубов в секунду на участке, напротив Б.Он. Это как на Катуни». На Катуни из нас с НВ никто не был, но читали.В общем, это нас впечатлило (про Онский уклон мы тоже знали). Плюс МО (он вообще оказался оригиналом) постоянномуссировал поступившую информацию о трагедиина Кумир-Коргоне. Он там был, и это, по его словам, в это время (июль) был ручеек не выше 3-4. А народ погиб там опытный и т.д. и т.п.

И это притом, что мозги группы ещё за 1000 км до Новокузнецка по лужам, проносящимся вдоль железнодорожного полотна (не только по лужам, а по уровню речушек, которые в июле (!) затопили проселочные дороги, по болотам, разливавшимся там, где им быть, судя по растительности, не положено и т.д.), предрекали паводок на Оне, где по отчётам, расход воды итак должен быть 80 кубов. Все пишут, Она- полноводная река. Мы не верили своим глазам. Невольно возникала мысль, а, собственно говоря, мы куда пришли?

Мелководье Оны закончилось через 5 поворотов после старта благодаря многочисленным речушкам и ручейкам, влившимся в неё (особенно ее левому притоку, Каратошу). И хотя на этих поворотах мы умудрились сломать пластиковую лопасть, далее наши вёсла дна не знали.

Верхняя Она - сплошная череда шивер. Мы внутренне готовили себя к порогу «Максим». Завал на левом берегу, резкий поворот направо, скальный бом, - примерно так гласит описание о начале порога. Мы проплыли немало поворотов, завалов и скальных бомов во всех сочетаниях, но порога не было. Само слово «Максим» уже вызывало в группе нездоровые эмоции в виде саркастических насмешек (шутки про «Максим» были актуальны всю Ону). Конечно же, порог «Максим» мы не заметили (вернее заметили, но чалиться было уже поздно) и прошли на двойке без разведки (честно говоря, сознательно. Мы пришли на сплав и нам хотелось поскорее «вработаться в реку». Аощущенияот уровня воды позволяли надеяться на успешное прохождение Максима). Четвёрка проходила с разведкой, что ей мало помогло. Куча здоровенных красных гранитныхбулыжников посреди реки, основная проблема - их необходимо объехать с нужной стороны. Вот и всё, что я могу сказать о «Максиме». Порог нас разочаровал.«Максим» - хороший «крикинговый» (пардон за употребление каячного жаргона) для ката порог. Лишь однажды в этом пороге нам пришлось прыгать через обливняк.Благо, наша скорость и 5 см воды сверху позволили нам это сделать без проблем.Ширина остальных проходов – практически предельный габарит для двойки. И еще – берегите весла.

Кстати, не такой уж он и безобидный. Насколько  знаю, через неделю после нас, как пошел паводок, там кто-то утоп.

После «Максима» мы стали надеяться на «Трёхступенчатый» (или «Бобслей» - кому как нравится). Всё же 3 ступени, должно быть круто. Наученные горьким опытом, мы теперь не очень доверяли ориентировкам и поэтому внимательно вглядывались вдаль, чалясь перед каждой шиверой, где сильно плескалась вода. Ага, чалиться то чалились, да тока не вылазили. Не надо обманывать публику, мы просто ждали застрявший на Максиме «ван Гог» Поэтому «Трёхступенчатый» мы издали приняли за шиверу и, как и «Максим», пролетели без разведки и, так же, как и Максим,практически не задев камней. Оказалось, что «Трёхступенчатых» от «Максима» отличается лишь количеством сливов, из-за этого он нас разочаровал в три раза больше. Впереди до самых нижних онских порогов скаченные из инета отчёты не обещали ничего интересного. Нас охватило уныние, и чтобы хоть как-то поддержать боевой дух с перевесом в большинство голосов было решено чуть-чуть покататься на «Трёхступенчатом». Я голосовал «за» исключительно ради фото (Оказалось, чтоНВ, никогда раньше на замеченный в нарциссизмеJ, говов пойти почти на все, дабы запечатлеть себя верхом на кате на фоне порога. Видно, не надеялся на свою память, хотя в склерозе также замечен не был), должны же мы были что-нибудь привезти с верхней Оны.

Кататься решили на двойке (именно поэтому основной протест был со стороны товарища (меня), который шёл на двойке; ему было влом разгружать кат, и я его понимаю, я тоже шёл на двойке). Надо сказать, что «Трёхступенчатый» абсолютно не приспособлен для катания (Если бы НВ это понял сразу, не надо было бы разгружать Двойку). Катамаран тащили вверх, прыгая по здоровенным булыжникам вдоль реки. Чтобы второй раз переть кат наверх, такой мысли не было даже у самых отчаянных поклонников водного слалома. Запечатлев себя на бурной воде (вот, я же говорил!!), мы разочарованные свалили с верхних онских порогов.

Бальзам на наши души пролили (в прямоим смысле этого слова) затяжные Арыгскиешиверы, тоже относящиеся к верхней Оне. По сложности они почти не уступают «Трёхступенчатому», но протяжённость их впечатляет (километра три). Как раз из-за протяжённости разведка теряет смысл, поэтому приходится идти без разведки, все тонкости постигая по ходу дела. В отчётах сказано, что зачалиться в этих шиверах практически невозможно, но, тем не менее, двойка чалилась (без особых проблем), ожидая отставшую четвёрку. Всё же должен отметить, что киляться в таких шиверах очень не желательно, поскольку выбраться будет действительно тяжело и не известно, чем дело кончится. Дело кончится плохо, и это известно. На бобслее тоже через неделю трое утонуло.

Средняя Она - полный курорт. Ни шивер, ни порогов. Изредка встречаются лишь мелкие валы, на которых мы покачивались, лежа на пилонах. На Двойке лежать на пилонах – это, друзья мои, особый кайф. Что б и не свалиться, а у меня был такой опыт, и растопыриться удобно – тут опыт нужен исноровкаРека полноводная, широкая с очень быстрым течением, так что грести вовсе не обязательно. Мы и не гребли, полностью расслабившись и любуясь на окрестные пейзажи. Вдоль реки походит автомобильная трасса с почти умершим движением. Однажды мы чуть не попали под колёса «Краза», пересекавшего Ону вброд. Было прикольно, мы плывём и грузовик навстречу... Кстати о завалах. Завалы есть, но (!) всегда (!!) есть вторая протока.Пусть мелководная, но не настолько, что бы риск порвать шкуру перевесил проблемы с обносом. Имеющий глаза, и обладающий достаточной долей осторожности без труда заметит завалы задолгодо прохождения «точки невозврата».

Следует отметить, со стоянками на средней Оне плохо. Когда пришло время чалиться, оказалось, что сделать это не просто. Примерно час выбирали место, пока не нашли пятачок ровно на две палатки и место для костра. Зато дров было в изобилии. Была мошка. На всей средней Оне.

Всю среднюю Ону проплыли за два дня. Миновали два селения, в одном из которых удалось раскрутить местных жителей на яйца и молоко. Хотели купить пиво, но магазинчик оказался закрыт, все ушли на сенокос. Интересная история получилась с рыбой. Дело в том, что рыба в Оне есть, а вот того, кто бы мог её поймать, с нами не было. Хотели обменять рыбу на деньги у местных рыбаков, но они почему-то были против. Толи рыбы им жалко, толи деньги не нужны... Так онской рыбы мы и не попробовали.

Зато нас порадовали нижние онские пороги. Напротив Б.Она появилась бочка через всю реку.Практически на ровном месте. Скорее всего техногенная. Надо иметь ввиду, т.к. она достаточно сильная, что бы замесить абсолютно к этому моменту расслабленный экипаж.Это по поводу лежания на пилонах.Средняя Она заканчивается длинным плёсом, с резким поворотом налево. Сразу за поворотом «Ревун». Кстати сказать, на мой взгляд, порог был назван так не из-за того, что в нём мощно ревёт бурная вода. Вода как раз шумит там может быть даже тише, чем следовало бы. Зато на открытом длинном участке Оны перед порогом дует постоянный сильный ветер вверх по течению. Причем до обеда –вниз, обед – штиль,после обеда – вверх. Это я понял, когда сушил постиранные вещи. Шумит листва, и гнутся деревья. В общем, когда мы стояли на «Ревуне», ревел именно ветер.

Разведку «Ревуна» можно делать и с левого, и с правого берега. Удобнее конечно с левого (хотя мы порог смотрели с правого, там завал и скалы, но мы во время сплава лёгких путей не искали). Надо сказать, осмотр «Ревуна» производит сильное впечатление. Резкий поворот влево, прижим на скалу, мощная бочка... Оказалось, это лишь впечатление. Порог можно проходить с закрытыми глазами, забрызгает, конечно, чуть-чуть. Мы честно пробовали кататься, но через полчаса нам надоело. Слив маленький, бочка держит плохо, а больше там нет ничего.

Напротив «Ревуна» имеется очень хорошая стоянка с плантацией грибов и красной смородины. Это самая обжитая стоянка перед нижнеонскими. Как следствие – стол со скамьями, навес, Чудо-дерево и … помойка, как же без этого. Красная смородина растет вдоль тропы ниже по течению. Из красной смородины, спирта и чая из трав усилиями умельцев (за что им большое спасибо (Пожалуйста) получился отменный грог (мне сказали, что это называется так). Собственно, грог – явился ответом на нежелание дам пить спирт.Даже разведенный.Поэтому всем рекомендую, будите на «Ревуне», пейте грог.

Сразу за «Ревуном» (меньше 5 минут ходьбы) находится «Первый онский». Вот, где мы оттянулись на полную катушку. Порог достаточно длинный, начинается с мощного течения, здоровенных валов (1,5- 2 м, по нашей воде но достаточно крутые и мощные) и косых отбойных струй (высоту валов замерить не удалось, у нас не было линейки). Далее всё это сваливается в хорошую слегка загнутую бочку, за которой начинается относительно спокойная вода. Порог отлично просматривается с левого берега, можно поставить хорошую страховку, вдоль порога проходит тропа. Короче, всё создано да катания.Это как сказать.Основная разгонная горка (50-70м) идет вдоль правого берега.Затем основная струя валится в котел (по нашей воде не заварной) за котлом большой булыган, отсекающий меньшую часть струи под правый берег, на камни.Слева от котла чистый слив 1,2-1,5 м шириной, но, еще чуть левее и на метр ниже по струе бочка.На мой взгляд, основная неприятность заключалась в том, что практически невозможно чисто попасть в слив (входные валы не дадут), а цепляние котла справа или бочки слева однозначно приведут кразвороту лагом, а порог-то еще не кончается.Как показала практика – мои опасения оказались преувеличены только в части последствий. Котел при прямом (и не очень) заходе выпускал, поворот лагом при проходе слива сходилс рук и т.д. и т.п.

На «Первом онском» мы провели целый день с коротким перерывом на обед. Катались в основном на двойке, четвёрку лень было таскать. Стояли в бочке, она оказалась держащей, но никто в ней не кильнулся. Мечта была, поставить кат на носовую свечку. Но красивой свечки зажечь никому не удалось, хотя месило изрядно. Надо сказать, что когда мы перегоняли гружённую двойку на следующий порог, в этой самой бочкекотле нас чуть не кильнуло через нос, так что в каком-то смысле мечта осуществилась. Кто о чем мечталJ Мы просто воткнулись торчащиминад пилонами мешками в котел, как в песок.Нас развернуло в горизонтальной плоскости на 90град. и выплюнуло. Вот это действительно стоило поснимать.Все, что мы успели сделать, это откинуться назад, т.к. весла до воды не доставали.

Два героя прошли «Первый онский» самосплавом. Первый (ВС)сплавлялся по канализациям, отчего собрал много камней, раскритиковал (просто грязно обругал) фирменный тритоновский спасик, надпись на котором обещает держать человека с массой до 120 кг (кто-нибудь знает, чему равен 1 тритоновский кг?), потом гордо удалился на бивак, мазать йодом полученные синяки. Клевета. Действительно, я прошел по левой части струи, но на канализацию это было совсем непохоже. Ощущения – на всю жизнь. Во-первых мозг выключился после первого погружения под вал (при моих 86 над водой торчал только верх каски, что, при сплаве ногами вперед, никак не способствует нормальному дыханиюJ), остались только рефлексы: ноги вперед, весло не выпускать. Это меня и спасло во многом. Дышать мне удавалось только резко подтягиваясь навесле, положив его лопасть горизонтально. После пары таких рефлекторных подтягиваний я стал делать это осознанно.А«ноги вперед» позволило получать удары в основном по верхней части бедра и, пардон, заду, что не влияло на жизненно важные органы дыханиеи руки с веслом. К концу порога, метров за 5 до бочки (той, которая слева) я вдруг ощутил, что ситуация попала под контроль, сознание полностью восстановлено, дыхание нормальное (насколько это возможно), водыощутимоне нахлебался.Осознание этого придало мощный импульс адреналина и в бочку я свалился уже уверенным в успехе.Уверенности также придавало и то, что на страховке стоял НВ. Иначе я б вообще не полез. В бочке меня опять сильно притопило, ощущения, будто попал в стакан с газировкой.Джакузи, елки-палки. Вынесло нормально, веревка легла в метре выше и…. Сталаотставать. Это меня, как бы сказать, расстроило.Пришлось попробовать поплыть, что, при наличии весла, с берегасоздало у страхующих впечатление, что досталось мне изрядно.Утвердило их в этой уверенности еще и то, то, схватив веревку, и используя весло как хвост бобра я печально и медленно маятником стал прибиваться к берегу.Там, видно, ждали более активных действий, и чуть ли не откачивать меня принялись.Вылез я на четвереньках, т.к. не был уверен в полной сохранности ног.После такого прохождения этот порог потерял для меня интерес.Проходить на кате то, что пройдено самосплавом уже не прикалывало, к тому же свой заряд адреналина, как мне казалось, я уже получил. Но нет.

Второго героя не смутила неудача первого. Правда, он сделал соответствующие выводы, решив сплавиться по струе, куда его доставили на кате. С самого начала я был категорически против. Во-первых, видя, что со мной, вообщем-тоничего не случилось, МКпотерял ощущение опасности (крайне полезное на реке). Во-вторых, ощущение опасности исчезло и у НВ, что было гораздо хуже.Страховку НВ предложил осуществлять с Двойки, на которой они с ВК решили вывезти самосплавщика на струю и скинуть.На берегу на страховку встала ВО, несмотря на мои увещевания.

МО спокойно продолжал сидеть на камне чуть выше бочки и снимать.Отмечу, что ВК вообще была первый раз на подобной реке.В результате второй герой (МК) сплавлялся сразу вслед за двойкой, которая потом мощно застряла в бочке. Ага, по плану он был должен упасть с рамы в начале порога, но, возможно в силу внутренних ограничений, возможно, в силу скорости, упал за 10м до котла.Двойка с двумя пофигистически настроенными гребцами, не работая слаженно на ход и не набрав необходимой скорости за горку (вес МК около 70 кг, какая тут скорость), заторчала в бочке.Герой МК (как он сам потом рассказывал) слился в бочку, сделал пару сальто под(!!) катамараном, затем его благополучно выплюнуло на спокойную воду. А на самом деле было так: Двойка торчит в бочке, в нее влетает МК, двойка что-то делает, в результате таких действий ее разворачивает лагом и выбрасываетнаправов канализацию, полностью исключая из дальнейшей страховки.МК пару раз переворачивается через голову и, слава Богу, выплевывается в слив налево. Я стою за ВО (у которой в руках морква), готовый схватить страховку,когда потащим МК на берег. ВО делает два шага вперед, размахивается и …. Не бросает!! МК резво пролетает мимо, я как раз добежал до ВО и так же нахожусь в легком оцепенении.МК уходит в выходную шиверу, где довольно спокойно подгребает кнужномулевому берегу.

Он остался очень доволен собой, поскольку не собрал ни одного камня, и своим спасиком типа «сделай сам».

(Attention!!!!

Хочется отметить, что это «геройство» вызвано временным помешательством мозгов на почве адреналина, поскольку нижниеонские пороги не место для самосплава, ибо там гибнут гораздо менее изысканным способом)

Главный сюрприз нас ожидал на «Втором онском».Когда вечером после первого дня прохождения Джерги-1 МО вернулся изосмотра Джерги-2 (Островной) он сказал: «Ребята, там полный пипец. Здесь толькоцветочки». Зная его страсть к пуганию заранее и полную потерю чувства опасности непосредственно перед порогом, мы в общем-то не очень напряглись. К тому же грог и все такое. Кады доплыли до второго онского и сами на него взглянули, решили: пипец-не пипец, но Джерга-1 действительноцветочки. В этом месте река делится на два рукава. Справа было очень мелко, делать там нечего. Всё самое интересное находилось в левой протоке. Река здесь сжата до 20м. шириной а расход очень приличный (кубов 100-120) Порог начинается со здоровенного вала с пенистым заваливающимся гребнем (единственное, что могу сказать, он выше человеческого роста). За валом стоит косая бочка, образованная перехлестывающимися струями. Изначально именно её мы и боялись больше всего, но, как показала практика, напрасно. Далее идёт относительно спокойный участок воды с сильным течением. Зачалиться на этом участке очень сложно. Неприятность заключается ещё и в том, что в случае неудачной чалки неминуемо попадаешь во вторую ступень.

Вторая ступень оказалась достаточно хитрым местом. С берега её плохо видно, а то, что видно, впечатление не производит Это всего лишь пресловутое чувство опасности или его отсутствие. Поначалу мы (не надо обобщатьJ) её считали досадным недоразумением и не обращали особого внимания. Как оказалось зря. Вообще, в день переезда на 2-ой Онский у нас с НВ возник спор относительно удовольствия от катания в бочках, плавно перетекший в обсуждение самосплава, спасжилета и, в конце, смысла жизни.Остатки несгоревшего адреналина весьма бурно выплескивались в ходе нашей полемики. В результате чего мы отстали от ванГога, гребли яростно, и это, скорее всего, нас спасло при заварке в котле на Джерге-1.При зачалкеперед Джергой-2 НВ настаивал вообще на первом прохождении не разгружаясь, но осторожность возобладала.Разгрузились. У нас в НВ не было разногласий о лини прохождения. Мы решили идти в лоб, через вал.Левый заход казался более опасным, т.к. сбойные валы не дадут четко зайти в бочку, а проходить лагом такой порог этоэкстрим.

Первый раз мы прошли порог на двойке. Ничего особенного. Можно добавить, что первую и вторую ступени тоже можно пройти по правой стороне (я не имею в виду правую протоку) совершенно без экстрима. Но нас такой вариант не устраивал. Поддулись до звона, помолились в душе и тронулись. Очень неприятные сбойные валы прямо перед Валом (самый крупный, с большой буквы) пыталисьсбить катс курса(нос резко рвануло вправо), но мы успели не сбавляя очень необходимой нам скорости, довернуть и пробить Вал.Съезжая с такой горки нам не составило труда пробить и бочку за ним. Дальше мы ушли вправо и вторую ступень прошли рядом с центром, но не по самому центру.Прохождение напряженное, но все было под контролем.

Следует отдельно отметить, что в плане покататься «Второй онский» значительно уступает «Первому». Здесь нет возможности поставить хорошую страховку с берега и, в случае чего, основная надежда на страхующий кат после порога. Да и с биваком беда. Мы стояли посреди тропы в низком месте под небольшой скалой.

Интерес ко «Второму онскому» у нас проснулся после киля четвёрки в самом начале порога. Катамаран просто не взял высоту первого вала, и его красиво положило через корму по диагонали. Они все-таки решили зайти справа, их потащило в центр, скорость оказалась недостаточной и курс не успели выправить.Оставшийся путь кат ванГог прошёл в перевёрнутом состоянии. МО вывалился изванГога еще до переворота  и плыл отдельно от ката. Вид у него был плачевный: каску сорвало, очки набекрень, весла нет и т.д.Я кинул моркву – три м ниже.Поскольку эту особенность Оны я уже уловил (морква двигается медленнеечеловека), МО стал ее догонять.Но кинул я все-таки недостаточно точно,и,хоть и травил почти до конца,МО спокойно проплыл в полуметре от самой морковки, не делая никаких попыток с самоспасению.НВ в это время занимался как вы думаете чем? Самым ответственным съемкой!! Стоя напротив Вала он снимал прохождение ВанГога. Видя киль и не имея под рукой подручных средств спасения (хотя что-то мне подсказывает, что основной причиной стало окончание на самом интересном месте пленки в камере), он положив камеру, рванул вниз по тропе.Вытравив веревку, я поступил также.Внизу стояла наша Двойка. Слава богу, осталось одно весло и запаска. В общем, нам удалось оперативно всех отловить и загнать по уловам.

Во всём этом веселье был очень неприятный момент. Одной девчонке ВО не удалось освободиться из упоров, после киля она сплавлялась под катамараном, немыслимым образом умудряясь изредка глотать воздух (пополам с водой, я думаю). Делала она это перегнувшись спиной через раму внутрь ката. Спас работы с берега ничего не дали, поэтому команду четвёрки, да и сам кат ловили уже за порогом на двойке. Нам повезло, всё обошлось, все остались живы, и никто сильно не пострадал.

После этого уважаемых дам списали на берег. Во второй раз на четвёрке в бой шли одни мужики. На непокорный вал взлетели как на лифте. Эктрима на четверке существенно больше, такое ощущение, что угол наклона был значительно больше, чем на двойке. Все таки на Двойке мы Вал отчасти пробивали, а на четверке,переезжалиJ Дальше всё было банально. Зачалили четвёрку и больше её не трогали (уж очень не удобно обносить её по узкой тропинке среди деревьев).

Весь следующий день несмотря на плохую погоду и моросящий дождь катались на двойке. Катались любители слалома, которые не спешили соваться в бочки, зато испробовали все мыслимые и немыслимые маршруты безопасного прохождения «Второго онского». Опять клевета:-). Мы с МК совершили три прохождения:

1.      Первая ступень по центру, вторая справа

2.      Первая ступень справа, вторая справа

3.      Первая ступень по центру, вторая слева (!!)

При первой линии прохождения у МК на первой ступени вырвало весло. Запаску он вытаскивал до окончания второй ступени, благо сам ее привязывал, знал, как развязатьJ. Поскольку резкий траверс струи вправо между первой и второй ступенями отвлекал внимание (а я как раз сидел справа), я не сразу осознал отсутствие веслау МК, а когда осознал, мы успели отползти совсем вправо и пройти вторую ступень на не самом мощном участке. Иначе черт его знает, чем бы все кончилось.Вторая линия была практически неинтересна, для себя проверяли, можно ли пускать сюда дам.Наверное, можно было. На левый пилон. Третья линия движения- это был действительно слалом. Нам пришлось очень четко прыгать по уловам левого берега, однако самое тяжелое было соскочить с основной струи, которая отчаянно тянула вправо.МК здорово справился со своей задачей, воткнув весло в первое жесткое улово.

Утром следующего дня мы с удивлением обнаружили, что вода в Оне поднялась примерно на полметра. Характер порога тоже изменился. Вал первой ступени значительно уменьшился, и бочка за ним стала больше напоминать вал с сильным пенистым гребнем. На вторую ступень внимания не обратили. А очень зря. Даже с берега было заметно, что не только усилилась вторая, но и третья ступень появилась. По расписанию нам было пора сниматься, но по такому случаю решено было пройти порог на двойке в последний раз.

Первую ступень пролетели, лишь слегка забрызгавшись. Далее команда была озабочена мыслями о чалке, поскольку, исходя из опыта предыдущего дня, вторая ступень за препятствие не считалась. Какого же было изумление, когда во второй ступени с мощного слива кат нырнул в глубокую бочку. Борьба была недолгой, кат красиво поставило на кормовую свечку, потом кильнуло. Страховка в этот раз не понадобилась, команда самостоятельно поставила кат и зачалилась. Вот как это выглядело со страховки чутьнижевторой ступени: мелкий дождь, кат заходит в порог, гребцы…. что делают гребцы?думаете, гребут? Нет, они РУЛЯТ!J Оба. В результате этого руления их сбивает сбойками перед Валом, влетают они на него почти по диагонали, мое сердце падает.Выскакивают. Сердце возвращается на свое место, но тревога нарастает.Экипаж продолжаетруление.Ровно, но без скорости, падает во вторую ступень, выплывает, останавливается, двигается назад, встает на кормовую свечу и валится назад.Морковка не долетает, кат идет точно под правым, дальним, берегом. НВ и МК самостоятельно выбираются на кат и зачаливают его. 

Отсюда тривиальный, но справедливый вывод, когда читаете отчёты о характере и сложности порогов, делайте поправку на уровень воды в реке. Есть большая вероятность, что когда вы окажитесь на реке, всё будет выглядеть совершенно иначе.

Далее нас ждало счастливое возвращение домой.

В заключение хочется рассказать о маленьких кровососущих паразитах, которые нередко омрачают жизнь честных туристов. Хочу обрадовать тех, кто собрался на Ону, главной заразы (я имею в виду комаров) мы на наше счастье не встретили. Они, конечно же, есть, но далеко не в тех количествах, о чём следовало бы писать. В верхней Оне встречаются мухи, которые любят приставать к людям, собирающим суда. В средней Оне мухи мельчают, превращаясь в мошку. Но её не много, жить можно, если не долго. На нижней Оне нет ни мух, ни мошек, ни комаров, зато появляются клещи. Я сам видел одного своими глазами. Правда, в нашей группе был человек с уникальным составом крови, с которого каждый вечер приходилось снимать по 2-3 клеща.

Итак, главный вывод: Она - замечательная речка, очень рекомендую всем ненормальным любителям острых ощущений.

 

Авторский текст – Виктор Никифоров  vgnik@mail.ru

Правка и комментарии – Владимиров Сергей   sergeiv@ebazaar.ru


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |