Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь 

"Полометь'2002"

Отчет группы туристов города Дзержинска Нижегородской области

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ

Категория сложности - 2 с элементами 3.
Нитка маршрута : г.Дзержинск - ст.Бологое - ст.Дворец - р.Полометь - ст.Дворец - ст.Бологое - г.Дзержинск.
Средства сплава: катамаран "Тритон-2" - 1 шт., катамаран "Кулик-2" - 2 шт.
Число участников: 6 человек.
Сроки проведения: 19 апреля - 22 апреля 2002 года.

СОСТАВ ГРУППЫ

Катамаран "Тритон-2" (он же "Мамаду"):
Карпович Сергей ("Карпыч"),
Ежов Александр ("Ежик");

катамаран "Кулик-2" (модель 11 мини):
Иванчук Остап ("Фельдмаршал"),
Ефимов Дмитрий ("Джон");

катамаран "Кулик-2" (модель 10):
Пронченко Андрей ("Инженер"),
Пичугин Андрей ("Дюсик").

ВЫБОР МАРШРУТА

Благодаря появлению у экипажа двух новеньких "Куликов", а также наличию свободных выходных и достаточного количества "деревянных", мы решили изменить привычному нам открытию водного сезона традиционной пьянкой на реке Суворощь (Нижегородская область) и потренироваться в сборке-разборке новых судов на реке Полометь, про которую в Интернете написано столько ужасов. Главным аргументом в выборе маршрута стала фраза из лоции Михаила Афанасенкова, что эта река ТЕЧЕТ, чем врятли может похвастаться любая другая река средней полосы.

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

19.04.2002 - отъезд из Дзержинска;
20.04.2002 - пересадка в Бологое, прибытие во Дворец, стапель, сплав до Варниц, переезд во Дворец;
21.04.2002 - сплав до Варниц, антистапель, переезд во Дворец, выезд в Бологое;
22.04.2002 - выезд и прибытие в Дзержинск.

ЗАБРОСКА - ВЫБРОСКА

Заброска: поезд 63 Горький - Санкт-Петербург, отправление из Дзержинска 19 апреля в 19.13, прибытие в Бологое 20 апреля в 05.12, цена плацкартного билета 270 руб.; поезд 659 Бологое - Дно, отправление из Бологого в 05.40, прибытие во Дворец в 07.40, цена общего билета 25 руб.
Выброска: поезд 660 Дно - Бологое, отправление из Дворца 21 апреля в 20.12, прибытие в Бологое в 22.15, цена общего билета 25 руб.; поезд 13 Санкт-Петербург - Омск, отправление из Бологого в 00.32, прибытие в Дзержинск в 12.23, цена купейного билета 500 руб.

ПОГОДНЫЕ УСЛОВИЯ

Если сказать про погоду совсем кратко, то - замечательная. После прибытия во Дворец небо слегка хмурилось, и чуть-чуть накрапывал дождик. Однако, вскоре выглянуло солнце, после чего стало тепло и хорошо. Днем 12-13 градусов тепла, ночью 3-4 градуса, под утро легкий заморозок на почве, оба дня - ясно и сухо.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

Мы пользовались отличной лоцией Михаила Афанасенкова, к которой можно добавить только отдельные штрихи. Вода была средняя, однако временной график у нас получился, как ПБВ в лоции. В месте разобранного завала "1-10(1-00 ПБВ)" с левого берега сошел оползень, в результате чего ширина левой протоки значительно уменьшилась. Теперь, на наш взгляд, удобнее идти правой протокой, заходя в нее по малому радиусу, течение там не сильное. Для экипажа, впервые сплавляющегося по Поломети, определить начало ключевого участка по фотографии из лоции будет достаточно сложно - подобные пейзажи есть на каждом повороте реки.

ПУТЕВЫЕ ЗАРИСОВКИ

19 апреля

И вот, этот долгожданный день настал - мы едем на Валдай открывать водный сезон! Привычный вокзальный перрон Дзержинска, привычные кучи водного барахла, привычное пиво в руках джентльменов. Проводить нас в дорогу пришли Роман с Леной, и, как оказалось, весьма кстати. После прибытия "паровоза", проводница нашего вагона при стоянке 2 минуты устроила тотальную проверку всех документов. Итог: последний "Кулик" Роман забросил в тамбур уже на ходу. Матерясь по поводу ненавязчивого МПС-овского "стервиса", перетаскиваем снарягу в вагон. Перенервничавший народ сразу требует "успокоительного". А почему бы и нет? "В замок врезаются ключи и вынимаются харчи" /В.С. Высоцкий/. Короче, вынули столько, что скромный вагонный столик вместить все не смог. И начался жор… Да с разнообразными комплектующими в жидкой фазе… Да с воспоминаниями о былом… В общем, время до Москвы, где должен был подсесть Фельдмаршал, пролетело быстро. А вот и он, бодр, свеж и, как обычно, с немереным количеством пива. Все в сборе. Общение продолжилось с новой силой, я же, помня о раннем подъеме, предпочел "защемить харю".

20 апреля

Бологое. Раннее утро. Еще совсем темно. И весьма свежо, может, однако, с недосыпа. Оставив джентльменов на перроне выгружать багаж, бегу в кассу узнать перспективы дальнейшей дороги. Заранее нам взять билеты не удалось. Не мудрено. Поезд Бологое-Дно при ближайшем рассмотрении оказывается "подкидышем" с сидячими местами, а билеты на него продают без документов, как на электричку. Запихиваемся. Начинает подтягиваться турье. Наконец, наш тепловоз дудит, и мы начинаем движение в какую-то глушь. Постепенно снега за окном становится все больше. Озера до сих пор полностью подо льдом. Значит, есть шанс, что вода в реке будет.
Из "толчка" возвращается Инженер, и, с трудом сдерживая смех, рассказывает, что "заведение" в вагоне - многофункциональное, т.е. совмещено с душем!? Поэтому, когда вагон резко дергается - на "восседающего" через вентиляционные отверстия в потолке выливается ушат ледяной воды. Он сам, правда, избежал этой участи, т.к. услышал отборный мат предыдущего посетителя. Однако, "стервис"… Однако, МПС-овский…
Остановка в Валдае. Ехать остается совсем немного, и мысль об этом прогоняет сон. Проезжая мост через Полометь на подъезде к Дворцу, смотрим: какая же она маленькая. Наконец, наш чапыжный состав встает, и изо всех дверей начинает сыпаться турье (мы в том числе). Вот это демонстрация. Переходя мост, смотрим на мысок выше по течению - вода средняя. С моста сворачиваем налево. Здесь большая поляна, правда, изрядно замусоренная техногенным хламом и битым стеклом. Однако, не жарко, и слегка накрапывает дождик. Утепляемся и начинаем сборы. Инженер с Дюсиком отправляются на поиски леса для рамы и вскоре возвращаются с поклажей. Странно, но в конфе мне ответили, что с этим - проблема. Без проблем! Постепенно тучи расходятся, и выглядывает солнце. Вот это пруха. Два новеньких "Кулика" стоят на лугу, словно игрушки из Мультитауна, резко контрастируя с ветераном "Мамаду". Под горячий супчик отмечаем открытие сезона. Дюсик, к всеобщему изумлению, из каких-то закромов достает бутылку шампанского. Бить ей, однако, по новым катам - это круто, решаем просто покропить. Сказано - сделано. Две девахи на противоположном берегу тоже спускают на воду новый кат, и, увидев нашу церемонию, пытаются "сесть на хвост". Увы и ах, слишком поздно. "Лосенок то совсем маленький".
Мы встаем на воду. А речка, и вправду, течет. Для начала - двадцатиминутная обзорная экскурсия вокруг Дворца, затем железнодорожный и автомобильный мосты. Наконец, населенка остается позади, а берега начинают повышаться. Весьма живописно. И, самое главное, грести не надо. Это просто праздник какой-то. Даже "демонстрация" на реке продолжается: каких судов только нет, от "Тайменей" до катов-4 (не видели, пожалуй, только рафт). Постепенно на быстротоке начинают появляться барашки, а уклон немного возрастает. Все равно, для ката - это, что "слону дробина". Скучно… Чалимся, чтобы немного подкачать баллоны и размяться. Поехали дальше. Обрыв, показанный в лоции, видели уже не раз. Он тут на каждом повороте такой. После очередного изгиба русла начинает немного шуметь. Спрашиваю Ежика: "Справишься с управлением?" - утвердительно кивает. Я продолжаю сидеть с видеокамерой и наслаждаться пейзажами. Наконец, уверенно опознаю обрыв из лоции - начало "стремного" участка. Отлично. Упаковываю камеру и беру весло в руку. Попутно замечаю, что впереди идущие Инженер с Дюсиком сруливают под правый берег, видимо, слева что-то не понравилось. Аккуратно следуем за ними. Все ясно. Сошедший с левого берега оползень значительно сузил левую протоку. Втиснуться, наверное, можно, но зачем? Справа все просто. А шиверка то становится ничего… По крайней мере, приходится делать веслом некоторые осмысленные движения, а не просто сливаться, как в унитазе. Поворот, еще один, еще… Вот это неплохо - вал освежает экипаж, а сплав начинает приносить удовольствие. За очередным поворотом долина расступается, а шивера переходит в быстроток. Чалимся на галечную отмель правого берега. Чья-то команда ищет потерявшегося члена экипажа - вывалился из Скаута при прохождении ключевого участка. Через некоторое время выпавший выходит из лесочка на противоположном берегу. Хвала Всевышнему - обошлось. Мы, обменявшись впечатлениями, продолжаем движение. Стараемся не пропустить ориентир чалки перед тросами. Есть. Инженер, Фельдмаршал и я идем смотреть. Слегка поплутав вокруг колючки, обильно натянутой на берегу, выходим к мосту. То, что видим, нам не нравится - один из тросов достаточно низко, без проблем пройдет, пожалуй, только каяк. Рисковать не хочется, поэтому при помощи проволоки и "какой-то матери" приподнимаем его и, по возможности, закрепляем. Теперь проблем нет - проход по струе под левым берегом, в конце уходя от прижима в центр. Довольные, мы возвращаемся к судам и рассказываем о содеянном. Шивера до моста простая. Единственная задача - за правым поворотом аккуратно вырулить под левый берег, впрочем, струя сама туда несет, не надо ей мешать. Так и получается - все проходят без проблем. За мостом шиверки опять становятся поживее. Ничего сложного нет, проход по струе, уворачиваясь от отдельных обливняков. На одной из лужаек (в районе серебристой трубы) видим пикник, участники - уже изрядно навеселе. Они отчаянно машут нам руками, предлагая влиться. Отвечаем, что у нас, и без этого, есть все необходимое для счастья, и продолжаем сплав. Вдали показывается железобетонный мост, но я уже не помню, что это конец спортивного участка. Если бы не зачалившиеся первыми Фельдмаршал с Джоном, мы с Ежиком могли бы "упороть" значительно дальше. На сплав ушло 3 часа.
Большая поляна. На ней - много групп. Поодаль кто-то грузится в газон, судя по внешнему виду, принадлежащий Виктору Николаевичу. Мы с Фельдмаршалом идем к нему знакомиться. Задача - сегодня же уехать во Дворец. Быстро приходим к консенсусу. Отличный мужик. У нас в запасе - около 2 часов. Подспускаем суда, частично перепаковываемся, параллельно устроив легкий перекус с не очень легкими напитками. К моменту погрузки в машину всем уже "хорошо". После 30-минутной поездки выбрасываемся у автомобильного моста на правый берег. Стоять около Дворца не хочется, поэтому мы с Джоном, взяв самое необходимое для обустройства лагеря, идем вниз по течению искать подходящее место, а остальные паддлеры должны упаковать оставшийся скарб на кат и догнать нас по воде. Срезав излучину реки по большому полю, мы прошли около 1 км и подошли к краю леса. Место оказалось подходящим: есть пологий спуск к воде (что на Поломети встречается не часто), места под палатки и дрова. Дворец отсюда не виден. Когда нас догнало шмоткоперевозочное судно, уже горел костер и в котле кипела вода. А кушать, между прочим, хочется. Поднимаем тост за удачно прошедший день, и далее каждый оттягивается по индивидуальной программе.

21 апреля

Утро. Первая ласточка - это, конечно, Инженер. Но сегодня он добрый, и дает экипажу поспать. Спешить некуда: впереди весь день, а на сплав нужно всего 3 часа, так что можно "потянуть ляжки". Вылезаю из палатки. Немного свежо, зато ясно и сухо. Из-за леса встает солнце. Лафа. Кружка горячего кофе с шоколадкой - это святое. Впрочем, некоторые предпочитают другие напитки. Дело вкуса. Постепенно подтягивается остальной народ. Над поляной начинает разноситься ненавязчивый матерок. Общение началось. Чувствуется, что всем лениво. Это хорошо, ведь мы же отдыхаем.
Встаем на воду только к двенадцати часам. Сажусь на кат с настроем побольше поснимать. Так и получается, правда, на ключевом участке пришлось камеру ненадолго отложить и взять весло - все же "с элементами 3 кс". А дальше - опять созерцательный сплав. Все-таки, очень живописная речка. Где еще увидишь глиняный обрыв высотой с многоэтажный дом. Чалимся, на сей раз, только перед тросами, чтобы убедиться, что какой-нибудь доблестный прапорщик не вернул тросы в уставное положение. Нет, все нормально. Мы продолжаем сплав. Постепенно приходит осознание того, что антистапель уже близко. А вот и знакомая поляна.
Договариваемся с Виктором Николаевичем по поводу заброски к поезду. Погода нам благоволит: под ярким солнцем удается высушить все снаряжение. Грузимся. В фургон набивается человек 20. Тем не менее, устраиваемся с комфортом. Виктор Николаевич говорит, что рекорд - 28 организмов вместе со снарягой. Так что, до предельных показателей нам далеко. Приезжаем на вокзал во Дворец. Благодарим Виктора Николаевича за сервис. Это вам не МПС. Душа - человек! Лезем через товарняк и устраиваемся на лужайке около станции. Мы с Фельдмаршалом, не теряя времени, идем в шинок за пивом. А выбор невелик, также как и наличные запасы. Скупаем ВСЕ приличное, что есть, а для Инженера в шутку берем бутылку безалкогольной Балтики. Получилось: Инженер отдернул от нее руку, как черт от ладана. Дело, правда, кончилось тем, что в нее долили немного спирта, и, восстановив таким необычным способом справедливость, выпили. Время до поезда прошло быстро. Наконец, пейзаж за окном поплыл, а глаза стали закрываться. До свиданья, Полометь.
Бологое. На прямой поезд есть только купе - не слишком приятный сюрприз. Ну, "за неимением барышни спят с горничной" - берем то, что есть, переживая по поводу распихивания багажа и возможного рассредотачивания по разным купе. К моменту прихода поезда все уже "клюют носом".

22 апреля

Фирменный Санкт-Петербург - Омск. В вагоне едем мы одни! Проводница говорит, что почти во всех купейных вагонах такая же картина, а три плацкартных - забиты под завязку. Мы дружно говорим МПС спасибо. Скоро Дзержинск. Поход закончен, но грусти нет - ведь через неделю МЫ ЕДЕМ В КАРПАТЫ!

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Отличный маршрут на выходные дни: отсутствие плесов (речка течет!), постепенно нарастающая сложность, возможность многократного прохождения, простая и недорогая заброска-выброска. Характер сплавного участка - протяженная шивера с прижимами и отдельными камнями в русле (по малой воде их может быть много), что совершенно не характерно для валдайских рек.

  2. Двух дней на реке, на наш взгляд, достаточно. При грамотной организации путешествия за это время можно сплавиться 5-6 раз, чего вполне хватит, чтобы получить подробные впечатления и потренироваться.

  3. Наиболее оптимальные суда для спортивного сплава - это полиэтиленовый каяк, "Скаут", "Егерь", "Палава" и иже с ними. Не ищите острых ощущений на любых катамаранах - при наличии минимального опыта все идется "левой ногой" (по любой воде). Для каркасных судов, особенно по большой воде, может быть "стремновато": в целом все, конечно, проходимо, но малейшая ошибка в управлении на ключевом участке с большой степенью вероятности закончится серьезной поломкой (или даже утратой) судна.

  4. Единственное место на маршруте, требующее обязательного просмотра, - тросы у моста военной части. Если они окажутся слишком низко, а судно (за исключением, пожалуй, каяка с квалифицированной "прокладкой", который пролезет всегда) уже подплывает - могут быть трудноразрешимые проблемы.

  5. Чалка возможна практически везде, но местами требует определенных технических навыков.

  6. Обязательны каска, спасжилет и неопреновый гидрокостюм (при киле не исключен длительный заплыв), а при низкой температуре воздуха - неопреновые перчатки.

  7. Лучшее время для спортивного сплава - вторая половина апреля, на майские воды уже может быть маловато, а в начале апреля можно попасть на ледоход и экстремальные погодные условия (хотя, конечно, год на год не приходится).

  8. Наличие в интернетовских описаниях маршрута большого количества страхов и ужасов связано не с технической сложностью реки, а с присутствием на нем малоподготовленных людей с плохим снаряжением (бахилы от ОЗК и т.п.) и неправильным психологическим настроем (типа "чего сложного можно ждать от какой-то валдайской речки, мы на бывали", вместо ХХХХХХХХХ подставьте маршрут по своему усмотрению).

  9. Недостаток у маршрута только один: шинки на станции Дворец совершенно не готовы к приему туристов. Одна "опытная" (в плане употребления пива) группа (типа нашей), оставит следующим только пустые полки. Это, конечно, шутка.



Карпович Сергей
alfa@nts.nnov.ru

   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |