Рагуша

(описание)

Предупреждение 1

Несмотря на относительную простоту порогов Рагуши (не выше, чем 2…2+ по международной классификации), в половодье на речке встречаются препятствия, объективно опасные для жизни и здоровья любых сплавщиков. Я имею в виду поперечные бревна и завалы на быстрой струе. Особенно опасны эти завалы в приустьевом «каньоне» реки, где уклон достигает 10-12 метров на километр и где из-за крутых поворотов узкого русла видимость с воды сильно ограничена.

Добавлю также, что спасработы на этом отрезке сильно затруднены, поскольку ходить вдоль речки здесь очень непросто, а подняться на дорогу или вернуться в базовый лагерь за помощью – еще сложнее.

На мой взгляд, в условиях половодья на груженых байдарках и прочих «Егерях» в «каньон» вообще лучше не залезать. А если все-таки захочется, то суда следует максимально облегчить и по возможности идти весь участок с предварительными просмотрами. Каякерам и катамаранщикам в высокую воду тоже следует соблюдать максимальную аккуратность. Особенно тем, кто еще не освоил экстренный уход в небольшие улова с очень быстрой струи.

Предупреждение 2

Так получилось, что Рагуша находится в стороне от популярных сплавных маршрутов. Да и местного населения здесь немного. Поэтому берега речки не истоптаны и практически не загажены. Очень хотелось бы, чтобы так все и осталось. Поэтому призываю всех особенно тщательно убирать за собой мусор да и вообще минимизировать свое влияние на окружающий ландшафт. А тем, кто приедет на речку на автомобилях, хорошо бы весь свой мусор увозить, выкидывая его, скажем, в мусорные баки на ближайших заправках.

Введение

Как-то много лет назад мой хороший ярославский приятель Андрей Букин рассказал мне про нетихую такую речку Рагушу. Что течет она где-то в глухом углу Валдайской возвышенности и что будто бы есть на ней каньон с порогами. Да такой, что Андрей со своей байдарочной группой не рискнул его проходить по высокой майской воде. А поскольку Букин отнюдь не чайник в этом деле, то обратить внимание на его информацию имело смысл. Я и обратил.

Правда, собирался я на Рагушу довольно долго. И лишь в начале мая 2003 года все, наконец, сошлось: желание посетить какую-нибудь новую речку, наличие времени и потенциальных спутников с автомобилями. Подняв карты и описания, я выяснил: а) что каньон на Рагуше вроде бы должен быть неплохим покатушечным местом; б) что добираться до него не так уж и далеко. В итоге утром 1 мая мы отправились из Москвы к автомосту, который находится перед самым началом Рагушинского каньона.

Верховья

Собственно, своими глазами на Рагуше я видел только каньон. Но поскольку большинство людей добирается до этого каньона все-таки по воде, а не на автомобилях, я постараюсь дать краткую информацию обо всей реке.

В Интернете кое-какие описания Рагуши найти можно [1, 2, 3, 5], но подробными их считать трудно. Выручил меня известный исследователь экзотических речек Слава Завьялов, который прислал мне лоцию Рагуши, составленную его приятелем. По каким-то причинам автор не стал публиковать эту лоцию в сети. Поэтому подробно воспроизводить ее не стану, а лишь коротко изложу основные пункты, дополняя сведениями, которые почерпнул из карты Новгородской области.

Рагуша берет начало на Тихвинской гряде.

Является ли Тихвинская гряда северным отрогом Валдайской возвышенности или представляет собой самостоятельное геологическое образование - не знаю. Во всяком случае, расположены эти возвышенности недалеко друг от друга, имеют примерно одинаковую высоту и обе затронуты карстовыми явлениями. Правда, в целом Тихвинская гряда является существенно более глухим местом.

Наиболее разумное время для сплава по Рагуше: конец апреля – начало мая. Именно на этот период обычно приходится здешний пик весеннего половодья.

Речка вытекает из озера Никулинского, до которого добираются от станции Неболчи через деревню Звонец (ударение на втором слоге).

Сначала Рагуша медленно течет по широкой пойме и сильно меандрирует. Через несколько километров берега становятся выше. Далее лесные участки чередуются с болотистыми поймами, где река снова сильно петляет. Завалов на этом отрезке немного.

Затем Рагуша минует остатки двух мостов от узкоколейных железных дорог. Вскоре после второго моста справа впадает крупный приток, по расходу сопоставимый с Рагушей. После этого ширина реки увеличивается до 10-15 метров.

Еще через несколько километров, на отрезке, где река течет в глубоком овраге, встречаются 2-3 красивых, но несложных шиверы. Далее течение несколько замедляется, завалов становится больше.

Участок от Никулинского озера до конца упомянутых шивер преодолевается примерно за один ходовой день.

После этого до каньона остается еще 3-4 ходовых часа.

За несколько километров до устья Рагуша начинает падать с Тихвинской гряды вниз. Течение снова несколько ускоряется. Именно здесь начинают активно проявляться карстовые эффекты. Сперва по берегам появляются выходы известняка, вблизи которых кое-где просматриваются небольшие поноры. Затем поноры учащаются, принимая вид тупиковых заливчиков, в которых вода уходит под землю. Два наиболее крупных залива находятся друг напротив друга метров за 100-150 до начала каньона. Весной в этих заливах исчезает не менее половины поверхностного стока Рагуши.

Перед левобережным заливом находится удобная оборудованная стоянка. Но нормальный доступ к ней возможен только с воды. (Это я к тому, что автомобилисты ею воспользоваться не смогут).

Каньон

Каньоном называют отрезок Рагуши, который начинается сразу после высокого бетонного автомоста и заканчивается в точке ее впадения в Воложбу. Длина его – километра четыре.

Кстати, громкое имя «каньон» не очень подходит к этому месту. Скорее это глубокий лесистый овраг. Но уклон Рагуша здесь действительно имеет приличный – метров 10-12 на километр. Речка в овраге бежит очень бойко и сильно шумит. Дно у реки сложено камнями, на берегах также много каменных выходов. Так что нехай будет каньон.

Ширина русла в начале каньона – от 5 до 10 метров, высота береговых склонов - 8-12 метров.

Пороги начинаются буквально в 20-30 метрах за мостом – на крутом левом повороте. Причем начинаются бойко: уже во входной шиверке есть внятный прижим, в котором, судя по всему, любит скапливаться крупный древесный мусор.

Поэтому обращаю особое внимание на то обстоятельство, что вплоть до самого моста вода в речке гладкая. Это может расслабить. Но вот расслабляться как раз не стоит. Если вы не обладаете сносными слаломными навыками, то вам не стоит влетать в каньон сходу. Лучше выйти на берег перед мостом и просмотреть каньон хотя бы до следующей нормальной чалки.

Вообще говоря, осмотр каньона тоже не очень прост. Крутые берега сильно заросли, никаких троп вдоль реки не набито, скальные выступы и грязные обрывы местами полностью перегораживают проходы вдоль воды. Так что ходить здесь непросто. К тому же в здешних зарослях немало клещей. Особенно после потеплений.

Говорят, что большую часть года первые сотни метров в каньоне – почти или полностью сухие. Когда паводок не очень высокий, в самом начале каньона также может быть мелковато – слишком уж много воды уходит в подземные полости. Однако в целом при паводке ширина и глубина русла в начале каньона достаточна не только для каяков и байдарок, но и для катамаранов. К тому же вода из подземных полостей начинает возвращаться на поверхность уже всего через пару сотен метров.

Длина входной шиверы каньона – 150-200 метров. Начинается она выраженной горкой с небольшими – 20-30см - вальчиками. На этой горке струя разгоняется и влетает в крутой правый поворот. Как уже отмечалось выше, в повороте стоит прижим, который может быть осложнен бревнами, торчащими от берега.

После поворота шивера продолжается и метров через 100 без остановки прибегает в выраженный водопадный сливчик, который расположен в сужении между двумя низкими скальными выступами. Его высота может колебаться от 70-90 сантиметров в умеренную воду до 30-40 в высокую. Однако именно в высокую воду слив требует особого внимания, потому что за ним образуется довольно глубокий держащий котел. Это объясняется тем, что сразу за сливом русло слегка сужается, из-за чего здесь возникает своеобразный пенный гриб. Зона обратного свала воды в этих условиях – не менее 2-2,5 метров.

Этот слив принято называть порогом «Котел».

После слива шивера продолжается еще 150-200 метров, без остановки переходя в слив, расположенный на плавном левом повороте. Слив пологий, но в нем есть обливные камни. Перепад воды в сливе – около 1 метра.

Это место в ряде лоций называют порогом «Слив».

Я в этих сливах, честно говоря, слегка запутался. Если «Котел» опознается без труда, то с остальными «порогами» сложнее. После «Котла» я видел 2-3 однотипных свала воды, но точно привязать их к имеющейся лоции так и не сумел.

Вскоре после этого по левому берегу расположен распадок, где из более чем десятка поноров очень мощными ключами бьет подземная вода. Эдакая «Долинка гейзеров». Некоторые поноры расположены на склоне оврага и потому образуют небольшие водопады. Вода из ключей образует полноводные ручьи и речки, которые впадают в Рагушу, увеличивая расход в ней не менее чем в 2 раза.

Поэтому уже за ближайшим поворотом характер речки меняется: струя становится заметно мощнее и жестче, высота валов увеличивается (до полуметра), ширина русла возрастает до 10-20 метров, глубина также становится больше. Маневрировать в струе и убегать от прижимов становится сложнее.

Шиверы продолжают следовать одна за другой практически без пауз. Местами Рагуша разбивается на протоки. С берегов по-прежнему свисает много наклонных деревьев, немало бревен и коряг лежит прямо в струе. Некоторые из них полностью или частично перекрывают русло.

Вскоре после распадка с понорами на левом повороте расположен еще один пологий слив с перепадом около метра, называемый «Каменной горкой» (вроде бы). После него выраженных сливов в реке больше нет. Но уклон и скорость течения остаются значительными до самого конца.

Рагуша все глубже врезается в долину, и склоны оврага становятся все выше. Через несколько сотен метров после «Долинки гейзеров» на левом борту оврага расположена еще одна группа ключей (урочище «Белые ключи»[2]). Ключи выходят на поверхность в 10-15 метрах над рекой и, сливаясь вниз, падают с отвесного склона водопадиками высотой в несколько метров. Эти водопадики зимой образуют довольно толстые ледяные сосульки, остатки от которых в начале мая еще хорошо видны.

После этого места отрезок для спортивного сплава продолжается еще 1,5-2 километра. Характер препятствий не меняется: валы, локальные бочечки, крутые повороты, ветки с берегов, камни, коряги и бревна в русле. Высота склонов оврага увеличивается до 50-60 метров.

Незадолго до впадения в Воложбу долина расширяется. Здесь Рагуша образует своего рода дельту, разбиваясь на несколько проток. Струя, особо не замедляясь, влетает в эту дельту. Именно здесь в какой-то момент количество поперечных бревен резко возрастает. После обноса всего одного-двух из них становится ясно, что дальше сплав практически невозможен - крупная бригада хулиганствующих бобров учинила в этом месте участок сплошных завалов. Длина этого участка не меньше 300 метров, и заканчивается он только в устье Рагуши.

Обносить завалы рекомендуется вдоль левого берега. Это, видимо, правильная рекомендация, поскольку обнос справа мне показался сильно невыгодным.

Воложба

Воложба ниже впадения Рагуши представляет собой медленную равнинную речку шириной 15-30 метров, которая закладывает большие петли по широкой долине.

Уклон у Воложбы невелик, поэтому при высоком половодье река местами образует могучие разливы, в которых можно серьезно заплутать.

Очень хочется сразу уйти с реки и подняться к автодороге, идущей по левому берегу. Но высокий берег очень густо зарос лесом, и никаких внятных проходов наверх не просматривается вплоть до села Глина (лучше выходить на берег уже за селом – там подъем гораздо короче). Поэтому приходится тратить еще час-полтора на скучную греблю, осложняемую иногда противным встречным ветром.

Возможно, кто-то сумеет найти короткий проход к дороге сразу от устья Рагуши. Но для этого надо проводить весьма глубокую разведку местности. В любом случае, нашедшему такой проход все любители покатушек будут очень благодарныJ

Тем же, кто будет выбираться с реки при помощи общественного транспорта, придется чапать по Воложбе еще пару-тройку часиков с тем, чтобы доплыть до Мозолева или еще дальше – до Колбеков. Из этих населенных пунктов ходят автобусы до Бокситогорска. В Колбеках автобусов больше.

Подъезды к Рагуше

Попробуем рассмотреть все варианты.

Подъезд общественным транспортом:

1. К верховьям реки.

Поездом до станции Неболчи.

Вариант А (геморройный). Из Москвы до станции Окуловка; далее рабочим поездом Окуловка – Неболчи (в 2002г. ходил 2 раза в неделю – в четверг и воскресенье; отправление из Окуловки 8.40, прибытие в Неболчи – 12.04).

Вариант Б (очень геморройный). Из Москвы в вагонах Москва – Пестово, прицепленных к поезду №602 Москва - Рыбинск (отправление с Белорусского вокзала в 21.33 по понедельникам и пятницам (в апреле-мае); прибытие в Пестово в 11.43 по вторникам и субботам), с пересадкой на поезд №609 Пестово – СПб (отправление из Пестова в 20.15 по вторникам, четвергам, воскресеньям; прибытие в Неболчи в 1.59) [4].

Вариант В (почти нормальный). Из Питера поездом №610 (отправление с СПб-главного в 21.30 по понедельникам, средам и пятницам; прибытие в Неболчи в 2.05; время в пути - 4 ч.31мин.) [4].

Далее попутным транспортом (~25 км, 40 минут езды) до деревни Звонец. Потом 6км по проселочной дороге - на транспорте повышенной проходимости или пешком (в зависимости от состояния дороги).

2. К каньону.

Поездом или автобусом до Тихвина. Далее автобусом мимо Бокситогорска (через Бокситогорск) в направлении Мозолева. От Мозолева автобусом в направлении на Рудную Горку. Выходить на мосту через Рагушу.

Отъезд общественным транспортом:

От Колбеков и Мозолева на автобусе (от рагушинского моста автобус тоже ходит, но не чаще 1-2 раз в сутки) до Бокситогорска. Дальше на автобусе до Тихвина, из Тихвина поездами. Возможно, из Колбеков продолжают ходить автобусы и в сторону Неболчей.

Подъезд собственным автотранспортом:

1. К верховьям реки.

Конец нормальной дороги – в 6км от Никулинского озера. Далее проблемно. А подъехать к этой точке можно по дороге Боровичи – Любытино – Неболчи – Звонец (~125км).

2. К каньону.

Из Москвы.

Наиболее короткий путь: Москва – Ленинградское шоссе – поворот на Боровичи – Боровичи – Любытино – Неболчи – дорога на Бокситогорск (Тихвин) - поворот на Мозолево – Мозолево – Глина – мост через Рагушу. Суммарное расстояние от Москвы ~ 590-610 км. На границе между Новгородской и Ленинградской областями (между Неболчами и поворотом на Мозолево) есть отрезок длиной 40-50 км, представляющий собой песчаную грейдерную дорогу. Езда по ней со скоростью свыше 50км в час проблематична. Затем асфальт появляется снова, но километров за 8-10 до Рагуши дорога опять превращается в песчаный грейдер. Поэтому быстрее, чем за 7-8 часов от Москвы до рагушинского моста доехать трудно.

Из Питера.

Наиболее короткий путь: СПб – Тихвин – дорога Тихвин-Череповец – Дыми (поворот на Бокситогорск и Мозолево) – дорога на Мозолево – Мозолево -Глина – мост через Рагушу. Суммарное расстояние от Питера ~ 280-290км.

Из Ярославля.

Наиболее короткий путь: Ярославль – Рыбинск – Череповец – дорога Череповец-Тихвин – Дыми (поворот на Бокситогорск и Мозолево) – дорога на Мозолево – Мозолево - Глина – мост через Рагушу. Суммарное расстояние от Ярославля ~ 560-570км.

Возможности для покатушек

С точки зрения организации покатушек у рагушинского каньона есть свои преимущества и недостатки. С моей точки зрения они таковы.

Плюсы.

1. Вполне интересный сплавной участок (посложнее шивер на Поломети, чуть попроще ударного отрезка Перетны).

2. Удобная длина – 4км.

3. Удобное место старта.

4. Относительно короткий подъезд (для питерцев).

5. Относительная малолюдность и нетронутость местности.

6. Наличие интересных природных феноменов.

7. Чистая вода.

Минусы.

1. Основный минус – отсутствие нормальных подъездов к концу каньона (возможно, они есть; но их кто-то должен найти). Из-за этого расклад времени выглядит несуразным: полчаса интересного сплава + 1,5-2 часа на обносы, сплав по Воложбе и подъем к дороге.

2. Существенно бОльшая отдаленность от Москвы по сравнению с речками мстинского куста.

3. Отсутствие хороших полян для базового лагеря.

Вблизи моста мы не нашли ни одной. Есть только маленький грязноватый пятачок непосредственно рядом с дорогой (на правом берегу Рагуши около моста).

Возможно, что-то можно найти в стороне от реки, но это уже будет гораздо менее удобно.

Можно также разбить палатки прямо в лесу под деревьями. Но даже совсем маленькие площадки, достаточные для установки палаток, найти будет нелегко, поскольку подлесок в тамошних местах очень густой. Не стоит также забывать, что чем ближе к деревьям ставишь лагерь, тем больше вероятность подцепить бойкого весеннего клеща…

4. Отсутствие выраженных игровых валов и бочек.

Так что по поводу организации покатушек на Рагуше каждый пусть принимает решение сам. Но питерцам, на мой взгляд, устраивать такие покатушки заметно проще, чем москвичам, ярославцам и прочим жителям Центрального района.

Достопримечательности всякие

  1. Сам каньон.

Весьма живописен. Чем-то похож на овраги, в которых расположены ударные отрезки Щегринки и Хоринки.

2. Входные поноры.

Тянутся до самого начала каньона. Иногда выглядят как ямки на дне и у берегов, иногда как маленькие воронки на поверхности воды.

Особенно необычно смотрятся мрачноватые заливы Рагуши с неподвижной водой, которая беззвучно просачивается под землю. Живописным это зрелище назвать трудно, но впечатление оно производит сильное.

3. Выходные поноры. «Долинка гейзеров» и «Белые ключи».

На редкость любопытное зрелище. Вода мощными струями вырывается из углублений в камнях и маленьких гротов. Все пенится, искрится, шумит и просится в кадр.

Зимой по сосулькам, намерзшим под водопадиками «Белых ключей», явно ползают ледолазы. Во всяком случае, следы их лагеря видны на правом берегу напротив остатков сосулек. Опять же Бекетов про это сообщал [6].

Оба распадка с выходными понорами расположены на левом борту оврага. От моста вроде бы недалеко, но пешком пробираться к ним придется долго. Поскольку, повторяю, троп в каньоне нет.

4. Друзы каких-то полупрозрачных минералов мутно-желтого цвета.

Что это за минерал – не знаю. Но попадается довольно часто. Прямо на берегу.

Личный опыт сплава по Рагуше…

…очень небольшой. Наша группа в составе 2 каяков и одного катамарана-двойки сплавилась по каньону всего один раз (2 мая 2003г.).

Вода была, видимо, несколько выше средней. При сплаве было обнаружено одно свежеупавшее дерево, полностью перекрывшее реку (здесь каякам пришлось экстренно выбрасываться на прибрежную отмель, а после принудительно чалить катамаран) и несколько расчесок, перекрывавших русло процентов на 80-90. Участок многолетних завалов также был на месте.

От следующих попыток сплава нас отвратила мерзейшая погода в виде снега с дождем. Ну, и еще мы заплутали в разливах Воложбы (по моей вине) и высадились не на тот берегJ . Пытаясь понять, где находимся, сделали могучий «штрафной круг» пешком. В итоге сильно устали, замерзли и сочли за благо смотаться домой.

Что еще можно поисследовать в окрестностях

Местные жители сказали нам, что пороги на соседней речке Черенке, впадающей в Воложбу в километрах 10 выше Рагуши, ничуть не хуже. И действительно, судя по карте, профиль приустьевого участка Черенки очень похож на профиль Рагушинского каньона. Стоит проверить.

Источники информации

1. N.Andreev, http://turizm.lib.ru/t/turism/ragusha2.shtml

2. К.Купецкий, http://turizm.lib.ru/t/turism/ragusha.shtml

3. Н.Петровский, http://turizm.lib.ru/p/petrowskij_n/ragushadoc.shtml

4. http://www.timetable.tsi.ru

5. http://turist-vodnik.narod.ru/raguscha.html

6. К.Бекетов, http://www.tag.spb.ru/mountains/ragusha.html


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |