Для журнала «Шкипер», Киев, №1-2.1999г.

 

 

 

 

 

Этюд об осени.

 

 

                           Перед отъездом - звонок. Мама.

                           - Неугомонные вы... Далеко, надолго?

                           - Да, мам, как обычно - на Кавказ, на недельку...

                           - Сколько ж вас едет? Вдвоем? Как - вдвоем?

                           - Мам, да это - нормально.  Сейчас так и ходят...

 

        Чего-чего,  а  времени  на  этот раз было навалом - семь дней на две

 реки.  Антон давно уже бредил Малой Лабой - вроде бы сплавным, но почему-то

 малопопулярным  левым  притоком  Лабы.  Так  что основной задачей было: при

 полном  отсутствии  информации  все же добраться до реки, заехать как можно

 дальше вверх - ну, и сплавиться,  естественно...  Я, честно говоря, больших

 надежд  на  эту  разведку  не  возлагал. Однако был уверен, что больше трех

 дней  наши  изыскания  на  Малой  не продлятся - а тогда уж дорога одна, на

 соседнюю Большую Лабу.А это уже - МОЯ любимая речка, еду на нее в четвертый

 раз, и не надоедает.  Запасной  вариант  у нас тоже есть. Это - Белая, хотя

 мы совершенно не представляем  себе,  какова она в октябре, при минимальном,

 очевидно, уровне воды.

        Не многовато ли вариантов? Ничего подобного, в самый раз. Едем-то мы

 на  Антоновой "восьмерке".  А  плывем  на полиэтиленовых лодках, Антон - на

 новенькой  игровой  Necky "Rip", я - на  добром прийоновском "Циклоне". Для

 полного  счастья  не  хватало только третьего участника - освобожденного от

 сплава водителя.  Надежды найти его было мало, но Антон проявил потрясающую

 настойчивость.  В день отъезда мы исколесили с ним всю Луганскую область, и

 Игорь,  один  из  старых  катамаранщиков,  соблазненный перспективой полной

 отключки от жизненных забот на осеннем Кавказе - теперь с нами. А при таком

 раскладе  наша мобильность просто невообразима: вместо полного цикла сборки

 и разборки  судов, отыскания вариантов переезда, установки и съема лагеря -

 представьте: из мокрого в сухое - 10 минут; привязать лодки - 15 минут. Все!

 Поехали!

        Ну да, романтики, конечно, никакой. В свое оправдание должен сказать,

 что  за  те  сезонов 35, что мы все трое, вместе взятые, ходили в походы по

 всей  карте  СССР - а  страна  была большая, если кто помнит - романтики мы

 наелись. Кстати, в нормальном походе на ее долю приходится процентов 70 - 80

 рабочего  времени,  от  подъема  до  отбоя, считая с забросками и т.д. А на

 непосредственное общение с водой посредством весла и могучего интеллекта -

 соответственно,  процентов 20.  Для тех, кого данное соотношение, как и нас,

 не устраивает, и предназначен этот очерк, не то дневник.

        Итак,  4.10.1998 года; трое на двух лодках, не считая машины; дорога

 Харьков - Ростов.  17  часов  вечера.  Впереди  виден Новошахтинский КПП, и

 кутающиеся в теплые  бушлаты представители таможенных служб сейчас уделят и

 нам немного своего внимания.

        От  описания  подробностей  общения  с  этими  добрыми  людьми я Вас

 избавлю, если не возражаете...

 

        5.10.1998. Река Малая Лаба.

        Утро началось с пешей разведки. Я пошел вверх по разбитой лесовозной

 дороге;  Игорь  направился  вниз, к развилке.  Надо же было понять, где  мы

 остановились  вчера,  часа  в  4  ночи,  когда  дорога  стала   практически

 непроходимой,  а  сомнения в правильности выбранного пути превысили обычный,

 разумный уровень.

        Вначале  все  было ясно: Армавир, Усть-Лабинск, Псебай. Последний из

 перечисленных  населенных  пунктов - большой  и удивительно благоустроенный

 поселок  в  среднем течении Малой Лабы. Вплоть до него дороги - выше всяких

 похвал; широкие,  размеченные, с отличным покрытием. Кто-то всерьез занялся

 благоустройством  дорог  по  всему  Северному  Кавказу. Не езда, а сплошной

 праздник  души, только  не  спи и следи за указателями. В Псебае - развилка;

 налево - Соленое, а нам - прямо, на Никитинское(я нарочно так подробен, для

 тех, кто захочет  побывать  на  Малой - ведь информации об этой реке мне не

 удалось найти ни в Москве, в библиотеке ЦМКК, ни  в  Internet-овских файлах

 библиотеки Мошкова).  На выезде из поселка - КПП пограничников, где надо бы

 предъявить  разрешение  от  местной  администрации  на проезд вверх по реке.

 Впрочем,  нам  удалось убедить сонного сержанта в нашей полной безвредности

 и  отсутствии  нехороших  намерений  как  по  отношению  к  территориальной

 целостности Российского Государства,так и к сохранению природного комплекса

 Кавказского Биосферного заповедника.  В общем, нас пропустили. А вот дальше

 мы свернули влево, на мост - по более укатанной, как нам показалось, дороге.

 Это  была  ошибка.  Отсюда  мы  продвинулись  еще  километров  на 10 - 15 и

 заночевали в некотором недоумении.

        Утром  опасения  подтвердились.  Дорога  действительно  вела   через

 водораздел - в соседнюю долину Большой Лабы. Реку я увидел и услышал вполне

 отчетливо,  а  поселок,  который  не удалось как следует разглядеть, скорее

 всего  был  деревней  Рожкао, в конце сплавного участка Большой. Так что мы

 поспешили  вернуться  к мосту, а с моста - влево. Километров через десять -

 снова  ворота,  на  этот  раз - кордон  заповедника.  Здесь  нас   обломали

 окончательно.Выяснилось, что для проезда вверх совершенно необходим пропуск

 от  администрации  заповедника  (впрочем,  выдаваемый  без проблем в том же

 Псебае).Но проехать с этим пропуском можно еще километров на семь, а дальше

 - только  пешком, дороги нет.  Кроме того, Малая Лаба, в которой сейчас, по

 нашим  оценкам,  воды  не  более 10 куб.м/сек., чуть выше кордона принимает

 большой приток - Черную Речку.  Воды в ней примерно столько же, сколько и в

 Малой - то  есть  кубов  по  пять.  Падение, по словам егеря - существенное.

 Весной, по  большой  воде, плавают на катамаранах-четверках по обеим речкам,

 забираясь вверх еще на пару ходовых дней.

        Похоже, что сейчас эти варианты не для нас - решили мы. И поплыли от

 Чернореченского кордона в Псебай,не тратя времени на подробное исследование

 теперь  уже двух новых речек. Ясно, что плавать по ним сейчас не придется -

 слишком  мало  воды  для  крутопадающих притоков. Разведку подъездов мы уже

 сделали, весной можно будет разобраться подробнее, причем в процессе сплава,

 что гораздо веселее.

        От кордона до второго моста в Псебае река течет живо, но практически

 беспрепятственно.  Проблему  представляет  только  полукилометровый участок

 необычайно частых и густых завалов  между  первым и вторым мостами - метров

 100 нам пришлось обнести. Весной придется обносить все - видимо, по правому

 берегу. Все мероприятие заняло у нас часа  три,  протяженность - километров

 15. Очень удачный вариант для разминки перед чем-то реальным; так решили мы

с Антоном, привязывая каяки к багажнику на крыше. И теперь, безусловно, есть

 основания для более основательного мероприятия на Малой Лабе и Черной Речке

 - по майской воде. Надо будет заняться.

        Исследование  магазинов  в  Псебае,  предпринятое  нами   напоследок,

 показало:  здесь  можно  купить практически все продукты для сплавной части

 похода.  Цены  невысокие,  выбор  есть.  Пиво - что  особенно актуально для

 господ  каякеров - дешевле,  чем  в  Москве.  Контрольная точка: 0.5л банка

 светлой "Баварии" - 8 руб. Курс доллара - 15.3. Считайте сами.

        Переезд  на  Большую  Лабу:  Псебай  -  Курджиново - Псемен - Рожкао.

 И выше, естественно.  Кордон  в  Псемене  сейчас - чисто символический, как

 говорится:  "нормальное  положение  шлагбаума - открытое".  Что вдохновляет.

        В  18,  примерно,  часов  мы  стояли  в    километрах выше каньона

 Соснового,  немного  не доезжая Дамхурца (там сейчас, вроде бы, пограничный

 пост).  Нашим  попутчиком  был  невредный  осенний  дождик, часов с 15 - до

 вечера.

        А воды в Большой - побольше. Кубов 15 - 20. Вода чистейшая, в темных

 голубых и зеленых тонах. И что-то никто по ней не плавает...

 

        6.10.1998.

        Все-таки  здесь - еще  не  совсем  осень.   Листья пока - в основном

 зеленые, довольно тепло. В машине втроем  тесновато - я спал снаружи,  и, в

 общем, не  замерз.  Хотя  всю  ночь сверху тянуло ровным, прохладным ветром.

 Небо очистилось полностью,  чистейшая синева.  Вчерашний дождик весь теперь

 - в реке; вода  помутнела  и  поднялась,  теперь кубов 20 есть точно. После

 Малой Лабы чувствуешь себя уже в настоящей  реке; чувствуется цепкая, тугая

 струя. Массу удовольствия доставил нам с Антоном первый каньон - "Сосновый".

 Порог "Прощай, Родина" на входе в каньон  внушителен в любую воду. На длине

 метров 80 - три  крутых  поворота,  сухие и обливные камни - в ассортименте,

 мощная, рельефная струя. Падение - метра 3, или около того.

        Прошли с попеременной съемкой и страховкой, Антон перевернулся перед

 последним сливом, но встал  мгновенно.  Меня  чуть не задавило в габаритных

 воротах на входе; несколько перестаравшись на опоре, я вылетел в повышенное

 улово у правого берега,  которое  мы  рассматривали как чисто теоретическую

 возможность. Оттуда, впрочем, без труда  возвращаешься  в основной поток, и

 дальше уже проще.  Какая все-таки прелесть - сплав на каяке; с точки зрения

 катамаранщика -  совершенно нереальные маневры в сложном пороге.

        Дальше  было  попроще,  но  мы  просматривали  все - в три приема, с

 промежуточными  чалками.  Нашли  раму  от  катамарана  и несколько обломков

 других "кораблекрушений".  Хорошее  место - первый  каньон.  Я  его  всегда

 уважал, хотя самому и не приходилось "хлебнуть горя" на Лабе.  На выходе из

 каньона - еще один шикарный порог: подряд два слива, метр и два;  при общей

 ширине реки метров 6 - 8. В последнем сливе - вынос к левой стенке, потом -

 гладкий навал на правую. Антон прошел легко, а я нырнул в слив с  головой и

 выехал  на  потрясающей  кормовой "свечке" - жаль, что Антон не снял. Ну, и

 все. Катамаранной группе  обычно - на  день работы, мы управились за 2 часа.

 Очень живой и увлекательный сплав!

        В этот день мы прошли километров 10 - 15. До начала каньона "Соленые

 Скалы".  Второй каньон - "Щель" - по осенней воде несложен. Погода чудесная,

 вода постепенно  очищалась  и  к  вечеру  опять  стала совершенно прозрачна.

 Остановились часов в 14.30.  Игорь  медленно  ехал по дороге, в нашем темпе.

 Очень удобно получилось, что  он  смог  поехать.  Иначе  пришлось бы сейчас

 доставать из лодки сухую "переодежду", прятать  каяки в лесу и возвращаться

 за машиной. Хотя,  конечно,  ничего  нереального  в  этом варианте тоже нет.

 А прогуляться  налегке  по горной  дороге,  в  потрясающем по красоте узком

 ущелье  Большой Лабы - тоже, между прочим, большое удовольствие. По хорошей

 погоде...

 

        7.10.1998.

        Вчера  мы  здорово  намахались  веслами: чувствуется легкий скрип во

 всем организме. А после вчерашнего ужина  еще и во рту суховато... Отдыхать,

 так отдыхать - решили мы.  И, пока  солнце  не  заглянуло в каньон "Соленые

 Скалы", валяли дурака на берегу - часов до 11.  В воде общая вялость быстро

 прошла - пара эскимосских переворотов, даже  в  тренировочном режиме, очень

 способствует - рекомендую.  К  основному участку каньона, где река, обогнув

 ольховую  рощу,  подходит  вплотную  к дороге, мы уже были в форме. Здесь -

 тоже,  как  говорится, "без  дураков":  падение в каньоне - 37 метров на км.

 После  такого  сплава,  как  правило,  большого  количества  подробностей в

 голове  не остается; остается только общее "чувство прекрасного", некоторое

 удивление  от  собственных,  оказывается,  способностей - и  неотработанный

 адреналин. И  еще - под  конец  захотелось  побольше воды. Потому что порог

 "Пробка", украшение каньона, 6й  категории сложности - был бы вполне реален

 при хотя бы 30-сантиметровом подъеме воды. А так - увы, обнос.

        На  мосту  в  Рожкао  мы встретили Игоря. Решили плыть до Курджиново,

 и вроде двинулись - но стала  портиться  погода.  Солнце куда-то подевалось,

 и на резком, холодном ветру начали стынуть руки. Прошлепав еще километров 6

 от Рожкао, мы на это дело плюнули,  вышли  на дорогу и сфотографировались в

 честь очередной великой победы. Тут и Игорь подъехал.

        Переодевшись, привязав лодки (вы помните, 25 минут!) - ну, и по пиву,

 разумеется - стали  держать  совет.  Сегодня - среда, домой - к воскресенью.

 А делать-то больше нечего! Все сделано... На Белую? На Белую!

 

        8.10.1998.

        Поляна  в  Гузерипле - это  что-то  потрясающее.   Когда на ней - ну,

 представьте - НИ ДУШИ!!!  Поймут меня только те, кто бывал на ралли "Белая",

 когда здесь толчется народу до тыщи со всего Союза.   Доехали мы совершенно

 без проблем, и уже часов в 20 были на месте.Воды в реке нет совершенно - не

 больше, чем в Малой Лабе.   Прозрачность - где-то  на уровне спирта высокой

 чистки. Здесь осень - по воде плывут разноцветные листья и два незадачливых

 каякера - мы с Антоном. Пороги Белой, столько раз пройденные в прошлые годы

 - неузнаваемы. "Топоры" - совершеннейший негабарит. Одна радость - прыгнуть

 за щелью метров с трех,как раз с того сухого камня, по которому формируется

 основной  слив  водопада - по  нормальной  воде. "Киши" мы даже смотреть не

 стали - лодки на плечо и - по дороге. Потом сверху глянули - а чего мы идем?

 Плыть надо! Вернулись, сели, поплыли.  В первой ступени перепад - метра три,

 зигзагообразный проход в каменном завале.  Вторые - чуть  веселее,  немного

 воды  пришло  из  речки  Киша. Основной слив водопада - 2 метра в высоту на

 полтора в ширину, смешной такой.Антон чудил - перевернулся и в Iх, и во IIх

 "Кишах".  Все - таки  задавливает  плоскую  корму даже небольшой струей - в

 водопадных сливах.  Впрочем,  Антон - мастер, встает он всегда (тук-тук, не

 сглазить).

        Тут-то и возникло у нас подозрение, что все закончилось...

        Впрочем,  решили  посмотреть, что делается в каньоне "Блокгауз" - по

 такой воде черт его знает, а вдруг он - каяками проходим? Ходу еще часа два.

 Ощущения своеобразные - как  будто  плывешь по действующей модели настоящей

 реки - но масштаб 1 к 5. Очень хорошая осень вокруг. Доплыли до "Блокгауза",

 переоделись - 15 часов. Полезли смотреть.

        Блокгауз, как всегда,  экзотичен - но  для сплава нереален. Вначале -

 жесточайший обнос "Горки" и "Пригорка", на полдня  работы. А дальше - опять

 какая - то гадость негабаритная, сверху - очень красиво.  А снизу, думается,

 - не очень... Увы,  к нашему весеннему - 1996 года - полному прохождению на

 катамаране пока добавить нечего. Домой? Домой...

 

        9.10.1998.

        Вот такой получился поход.

        Обошелся он в S70 на троих - с пивом и фотографиями включительно.

        Так что это - еще и очень недорогая методика.

        А походы с "дымом костра, создающим уют"... Их уже много было.

        И они тоже еще будут!

 

 

 

исп. - Сизон О.И.

                               Октябрь 1998 г.

                                г. Харьков.


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |