Для журнала «Шкипер», Киев, №1-2.1999г.
Этюд об осени.
Перед отъездом -
звонок. Мама.
- Неугомонные вы...
Далеко, надолго?
- Да, мам, как обычно - на Кавказ, на недельку...
- Сколько ж вас
едет? Вдвоем? Как - вдвоем?
- Мам, да это -
нормально. Сейчас так и ходят...
Чего-чего, а времени на
этот раз было навалом - семь дней на две
реки.
Антон давно уже бредил Малой Лабой - вроде бы сплавным, но почему-то
малопопулярным левым притоком Лабы.
Так что основной задачей было:
при
полном
отсутствии информации все же добраться до реки, заехать как можно
дальше вверх - ну, и сплавиться, естественно... Я, честно говоря, больших
надежд
на эту разведку не возлагал. Однако был уверен, что больше трех
дней
наши изыскания на
Малой не продлятся - а тогда уж
дорога одна, на
соседнюю Большую Лабу.А это уже - МОЯ любимая
речка, еду на нее в четвертый
раз, и не надоедает. Запасной
вариант у нас тоже есть. Это -
Белая, хотя
мы совершенно не представляем себе,
какова она в октябре, при минимальном,
очевидно, уровне воды.
Не многовато ли вариантов? Ничего
подобного, в самый раз. Едем-то мы
на
Антоновой "восьмерке".
А плывем на полиэтиленовых лодках, Антон - на
новенькой
игровой Necky "Rip", я
- на добром прийоновском
"Циклоне". Для
полного
счастья не хватало только третьего участника -
освобожденного от
сплава водителя. Надежды найти его было мало, но Антон проявил потрясающую
настойчивость. В день отъезда мы исколесили с ним всю Луганскую область, и
Игорь,
один из старых
катамаранщиков, соблазненный
перспективой полной
отключки от жизненных забот на осеннем
Кавказе - теперь с нами. А при таком
раскладе
наша мобильность просто невообразима: вместо полного цикла сборки
и разборки
судов, отыскания вариантов переезда, установки и съема лагеря -
представьте: из мокрого в сухое - 10 минут;
привязать лодки - 15 минут. Все!
Поехали!
Ну да, романтики, конечно, никакой. В
свое оправдание должен сказать,
что
за те сезонов 35, что мы все трое, вместе взятые, ходили в походы по
всей
карте СССР - а страна
была большая, если кто помнит - романтики мы
наелись. Кстати, в нормальном походе на ее
долю приходится процентов 70 - 80
рабочего
времени, от подъема
до отбоя, считая с забросками и
т.д. А на
непосредственное общение с водой посредством
весла и могучего интеллекта -
соответственно, процентов 20. Для тех,
кого данное соотношение, как и нас,
не устраивает, и предназначен этот очерк, не
то дневник.
Итак,
4.10.1998 года; трое на двух лодках, не считая машины; дорога
Харьков - Ростов. 17 часов вечера.
Впереди виден Новошахтинский
КПП, и
кутающиеся в теплые бушлаты представители таможенных служб сейчас уделят и
нам немного своего внимания.
От
описания подробностей общения
с этими добрыми
людьми я Вас
избавлю, если не возражаете...
5.10.1998. Река Малая Лаба.
Утро началось с пешей разведки. Я
пошел вверх по разбитой лесовозной
дороге;
Игорь направился вниз, к развилке. Надо же было понять, где
мы
остановились
вчера, часа в 4 ночи,
когда дорога стала
практически
непроходимой, а сомнения в правильности
выбранного пути превысили обычный,
разумный уровень.
Вначале все было ясно: Армавир,
Усть-Лабинск, Псебай. Последний из
перечисленных населенных пунктов -
большой и удивительно благоустроенный
поселок
в среднем течении Малой Лабы.
Вплоть до него дороги - выше всяких
похвал; широкие, размеченные, с отличным покрытием. Кто-то всерьез занялся
благоустройством дорог по всему
Северному Кавказу. Не езда, а
сплошной
праздник
души, только не спи и следи за указателями. В Псебае -
развилка;
налево - Соленое, а нам - прямо, на
Никитинское(я нарочно так подробен, для
тех, кто захочет побывать на Малой - ведь информации об этой реке мне не
удалось найти ни в Москве, в библиотеке ЦМКК,
ни в
Internet-овских файлах
библиотеки Мошкова). На выезде из поселка - КПП пограничников, где
надо бы
предъявить
разрешение от местной
администрации на проезд вверх по
реке.
Впрочем,
нам удалось убедить сонного
сержанта в нашей полной безвредности
и
отсутствии нехороших намерений
как по отношению к территориальной
целостности Российского Государства,так и к
сохранению природного комплекса
Кавказского Биосферного заповедника. В общем, нас пропустили. А вот дальше
мы свернули влево, на мост - по более
укатанной, как нам показалось, дороге.
Это
была ошибка. Отсюда
мы продвинулись еще
километров на 10 - 15 и
заночевали в некотором недоумении.
Утром
опасения подтвердились. Дорога
действительно вела через
водораздел - в соседнюю долину Большой Лабы.
Реку я увидел и услышал вполне
отчетливо,
а поселок, который
не удалось как следует разглядеть, скорее
всего
был деревней Рожкао, в конце сплавного участка Большой.
Так что мы
поспешили
вернуться к мосту, а с моста -
влево. Километров через десять -
снова
ворота, на этот
раз - кордон заповедника. Здесь
нас обломали
окончательно.Выяснилось, что для проезда
вверх совершенно необходим пропуск
от
администрации заповедника (впрочем,
выдаваемый без проблем в том же
Псебае).Но проехать с этим пропуском можно
еще километров на семь, а дальше
- только
пешком, дороги нет. Кроме того,
Малая Лаба, в которой сейчас, по
нашим
оценкам, воды не
более 10 куб.м/сек., чуть выше кордона принимает
большой приток - Черную Речку. Воды в ней примерно столько же, сколько и в
Малой - то
есть кубов по
пять. Падение, по словам егеря -
существенное.
Весной, по
большой воде, плавают на
катамаранах-четверках по обеим речкам,
забираясь вверх еще на пару ходовых дней.
Похоже, что сейчас эти варианты не для
нас - решили мы. И поплыли от
Чернореченского кордона в Псебай,не тратя
времени на подробное исследование
теперь
уже двух новых речек. Ясно, что плавать по ним сейчас не придется -
слишком
мало воды для
крутопадающих притоков. Разведку подъездов мы уже
сделали, весной можно будет разобраться
подробнее, причем в процессе сплава,
что гораздо веселее.
От кордона до второго моста в Псебае
река течет живо, но практически
беспрепятственно. Проблему
представляет только полукилометровый участок
необычайно частых и густых завалов между
первым и вторым мостами - метров
100 нам пришлось обнести. Весной придется
обносить все - видимо, по правому
берегу. Все мероприятие заняло у нас
часа три, протяженность - километров
15. Очень удачный вариант для разминки перед
чем-то реальным; так решили мы
с
Антоном, привязывая каяки к багажнику на крыше. И теперь, безусловно, есть
основания для более основательного мероприятия
на Малой Лабе и Черной Речке
- по майской воде. Надо будет заняться.
Исследование магазинов в Псебае,
предпринятое нами напоследок,
показало:
здесь можно купить практически все продукты для сплавной
части
похода.
Цены невысокие, выбор
есть. Пиво - что особенно актуально для
господ
каякеров - дешевле, чем в
Москве. Контрольная точка: 0.5л
банка
светлой "Баварии" - 8 руб. Курс
доллара - 15.3. Считайте сами.
Переезд на Большую Лабу:
Псебай - Курджиново - Псемен - Рожкао.
И выше, естественно. Кордон
в Псемене сейчас - чисто символический, как
говорится:
"нормальное положение шлагбаума - открытое". Что вдохновляет.
В
18, примерно, часов
мы стояли в
3х километрах выше каньона
Соснового,
немного не доезжая Дамхурца (там
сейчас, вроде бы, пограничный
пост).
Нашим попутчиком был
невредный осенний дождик, часов с 15 - до
вечера.
А воды в Большой - побольше. Кубов 15
- 20. Вода чистейшая, в темных
голубых и зеленых тонах. И что-то никто по
ней не плавает...
6.10.1998.
Все-таки здесь - еще не совсем
осень. Листья пока - в основном
зеленые, довольно тепло. В машине втроем тесновато - я спал снаружи, и, в
общем, не
замерз. Хотя всю
ночь сверху тянуло ровным, прохладным ветром.
Небо очистилось полностью, чистейшая синева. Вчерашний дождик весь теперь
- в реке; вода помутнела и поднялась,
теперь кубов 20 есть точно. После
Малой Лабы чувствуешь себя уже в
настоящей реке; чувствуется цепкая,
тугая
струя. Массу удовольствия доставил нам с
Антоном первый каньон - "Сосновый".
Порог "Прощай, Родина" на входе в
каньон внушителен в любую воду. На
длине
метров 80 - три крутых поворота, сухие и обливные камни - в ассортименте,
мощная, рельефная струя. Падение - метра 3,
или около того.
Прошли с попеременной съемкой и
страховкой, Антон перевернулся перед
последним сливом, но встал мгновенно.
Меня чуть не задавило в
габаритных
воротах на входе; несколько перестаравшись на
опоре, я вылетел в повышенное
улово у правого берега, которое
мы рассматривали как чисто
теоретическую
возможность. Оттуда, впрочем, без труда возвращаешься в основной поток, и
дальше уже проще. Какая все-таки прелесть - сплав на каяке; с точки зрения
катамаранщика - совершенно нереальные маневры в сложном пороге.
Дальше было попроще, но
мы просматривали все - в три приема, с
промежуточными чалками. Нашли раму
от катамарана и несколько обломков
других "кораблекрушений". Хорошее
место - первый каньон. Я
его всегда
уважал, хотя самому и не приходилось
"хлебнуть горя" на Лабе. На
выходе из
каньона - еще один шикарный порог: подряд два
слива, метр и два; при общей
ширине реки метров 6 - 8. В последнем сливе -
вынос к левой стенке, потом -
гладкий навал на правую. Антон прошел легко,
а я нырнул в слив с головой и
выехал
на потрясающей кормовой "свечке" - жаль, что
Антон не снял. Ну, и
все. Катамаранной группе обычно - на
день работы, мы управились за 2 часа.
Очень живой и увлекательный сплав!
В этот день мы прошли километров 10 -
15. До начала каньона "Соленые
Скалы".
Второй каньон - "Щель" - по осенней воде несложен. Погода
чудесная,
вода постепенно очищалась и к
вечеру опять стала совершенно прозрачна.
Остановились часов в 14.30. Игорь
медленно ехал по дороге, в нашем
темпе.
Очень удобно получилось, что он
смог поехать. Иначе
пришлось бы сейчас
доставать из лодки сухую
"переодежду", прятать каяки в
лесу и возвращаться
за машиной. Хотя, конечно, ничего нереального
в этом варианте тоже нет.
А прогуляться налегке по горной дороге,
в потрясающем по красоте узком
ущелье
Большой Лабы - тоже, между прочим, большое удовольствие. По хорошей
погоде...
7.10.1998.
Вчера мы здорово намахались
веслами: чувствуется легкий скрип во
всем организме. А после вчерашнего ужина еще и во рту суховато... Отдыхать,
так отдыхать - решили мы. И, пока
солнце не заглянуло в каньон "Соленые
Скалы", валяли дурака на берегу - часов
до 11. В воде общая вялость быстро
прошла - пара эскимосских переворотов,
даже в
тренировочном режиме, очень
способствует - рекомендую. К
основному участку каньона, где река, обогнув
ольховую
рощу, подходит вплотную
к дороге, мы уже были в форме. Здесь -
тоже,
как говорится, "без дураков": падение в каньоне - 37 метров на км.
После
такого сплава, как
правило, большого количества
подробностей в
голове
не остается; остается только общее "чувство прекрасного",
некоторое
удивление
от собственных, оказывается, способностей - и неотработанный
адреналин. И
еще - под конец захотелось
побольше воды. Потому что порог
"Пробка", украшение каньона,
6й категории сложности - был бы вполне
реален
при хотя бы 30-сантиметровом подъеме воды. А
так - увы, обнос.
На
мосту в Рожкао
мы встретили Игоря. Решили плыть до Курджиново,
и вроде двинулись - но стала портиться
погода. Солнце куда-то
подевалось,
и на резком, холодном ветру начали стынуть
руки. Прошлепав еще километров 6
от Рожкао, мы на это дело плюнули, вышли
на дорогу и сфотографировались в
честь очередной великой победы. Тут и Игорь
подъехал.
Переодевшись, привязав лодки (вы
помните, 25 минут!) - ну, и по пиву,
разумеется - стали держать совет. Сегодня - среда, домой - к воскресенью.
А делать-то больше нечего! Все сделано... На
Белую? На Белую!
8.10.1998.
Поляна в Гузерипле - это что-то
потрясающее. Когда на ней - ну,
представьте - НИ ДУШИ!!! Поймут меня только те, кто бывал на ралли
"Белая",
когда здесь толчется народу до тыщи со всего
Союза. Доехали мы совершенно
без проблем, и уже часов в 20 были на месте.Воды
в реке нет совершенно - не
больше, чем в Малой Лабе. Прозрачность
- где-то на уровне спирта высокой
чистки. Здесь осень - по воде плывут
разноцветные листья и два незадачливых
каякера - мы с Антоном. Пороги Белой, столько
раз пройденные в прошлые годы
- неузнаваемы. "Топоры" -
совершеннейший негабарит. Одна радость - прыгнуть
за щелью метров с трех,как раз с того сухого
камня, по которому формируется
основной
слив водопада - по нормальной
воде. "Киши" мы даже смотреть не
стали - лодки на плечо и - по дороге. Потом
сверху глянули - а чего мы идем?
Плыть надо! Вернулись, сели, поплыли. В первой ступени перепад - метра три,
зигзагообразный проход в каменном
завале. Вторые - чуть веселее,
немного
воды
пришло из речки
Киша. Основной слив водопада - 2 метра в высоту на
полтора в ширину, смешной такой.Антон чудил -
перевернулся и в Iх, и во IIх
"Кишах". Все - таки
задавливает плоскую корму даже небольшой струей - в
водопадных сливах. Впрочем, Антон - мастер,
встает он всегда (тук-тук, не
сглазить).
Тут-то и возникло у нас подозрение,
что все закончилось...
Впрочем, решили посмотреть, что
делается в каньоне "Блокгауз" - по
такой воде черт его знает, а вдруг он -
каяками проходим? Ходу еще часа два.
Ощущения своеобразные - как будто
плывешь по действующей модели настоящей
реки - но масштаб 1 к 5. Очень хорошая осень
вокруг. Доплыли до "Блокгауза",
переоделись - 15 часов. Полезли смотреть.
Блокгауз, как всегда, экзотичен - но для сплава нереален. Вначале -
жесточайший обнос "Горки" и
"Пригорка", на полдня работы.
А дальше - опять
какая - то гадость негабаритная, сверху -
очень красиво. А снизу, думается,
- не очень... Увы, к нашему весеннему - 1996 года - полному прохождению на
катамаране пока добавить нечего. Домой?
Домой...
9.10.1998.
Вот такой получился поход.
Обошелся он в S70 на троих - с пивом и
фотографиями включительно.
Так что это - еще и очень недорогая
методика.
А походы с "дымом костра,
создающим уют"... Их уже много было.
И они тоже еще будут!
исп. - Сизон О.И.
Октябрь 1998 г.
г. Харьков.
![]() |
|
Лента | Форумы | Клуб | Регистрация | События | Слеты | Маршруты (Хронобаза) | Фото | Хроноальбом | Видео | Радио Статьи | Лодки | Турснаряжение | Тексты | Отчеты | База треков | Творчество | Марфа Московская | Марфа - рассказы | Заброска | Пойду в поход! | Карты | Интерактивная карта | Погодная карта | Ссылки | Поиск | Реклама | База | |