Опубликовано в журнале "Шкипер", Киев, №5.1999 г.
А так же в журнале "ЭКС", Санкт-Петербург, №5 за 2000 г.
О.И. Сизон
г. Харьков
22.08.1999

Лето в стране водопадов.

А, знаем. Видали - скажете вы и перевернёте страницу. Кто ж не ездил летом в Крым и не наблюдал там восьмое чудо света - водопад Джур-Джур какой-нибудь. Где основательно прогретая вода, лениво переливаясь через край каменной чаши - озерка, падает метров с трёх и шипит на раскалённых головах экскурсантов - пляжников. Знаем… Не такая уж это экзотика.
Беда в том, что мы с вами не понимаем друг друга. Вы всегда отдыхаете на юге? Ха! А мы - на севере!
Кликните для просмотра большой фотографии
Не претендуя на знание абсолютной истины, попытаюсь на этих страницах дать вам некоторое представление о действительно экзотичном отдыхе на русском Севере - рядом с нами, в двух сутках езды - если поездом. Вдруг это - то, чего вам до сих пор не хватало…
Представьте - двое суток на север! Одурев от жары, преферанса, бдительных пограничников и упитанных таможенников, ненавязчивого железнодорожного сервиса, станций, стрелок, вагонных чаепитий - оказаться вдруг перед старым деревянным вокзалом с чудесным словом на фронтоне: КАНДАЛАКША! Мигом - в машину, ещё три часа! Приехали… В двух сутках всего, позади - объективная реальность нашей настоящей городской жизни; а здесь, извините, сказка! Вот речка - она текла здесь всегда, дожидаясь нас. Из неё можно попить - просто так, зачерпнуть - и пить… Можно собрать лодки и плыть по ней - она длинная, это - целый мир. Поплывём?
Стоп, стоп. Так ничего не получится. Если я опишу всё, шаг за шагом - сами понимаете, ерунда у нас выйдет. Это ж - сколько мы плыли, столько и слов сказать - и я охрипну, и вы заснёте… Пожалуй, ограничимся парой этюдов и минимумом справочных данных. Ну, и фотографий побольше. Определим жанр - фотоочерк. А если вдруг вам понравится настолько, что решите попробовать сами - удачи вам! И погоды. И обязательно тоже потом напишите в "Шкипер"!

Этюд N1. Водопады Хибинских гор.

Мы условимся - трупов не будет,
Отпустим Харона гулять…

В. Ланцберг.

Река Кутсайоки была здесь всегда. Она вытекала из озера Юрхюмяярви, уж во всяком случае, за сотни тысяч лет до прихода людей, давших эти названия. В конце своего пути эта вода вольётся в Белое море - а пока она шумит на перекатах, ревёт в порогах - порогам дали имена другие люди, они пришли на речку значительно позже, в середине 90х годов нашего столетия. Потому и имена из другого языка, не финские: порог "Муравей", порог "Ступенька", порог "Каньонный"… На своём пути по Кольскому полуострову речка прорезала себе очень уютное и ухоженное русло - с двумя десятками порогов не сложнее пятой категории, красивых и непохожих друг на друга. С этой работой она справилась - почти справилась…
Там, где коса нашла на камень - где реке встретились мощнейшие выходы коренных гранитов нагорья Манселькя - камень устоял. Речке пришлось прыгать - и не раз. И не с двух - трёх, как иногда в порогах - а с десятков метров.
Кликните для просмотра большой фотографии
Народнохозяйственное значение водопадов огромно.
Во-первых, они очень красивы - можно просто стоять и смотреть. Это гораздо более душевное занятие, чем пялиться в телевизор. Можно их фотографировать, а также использовать как фон для собственных фотопортретов.
Во-вторых, под ними хорошая рыбалка - рыба хочет подняться вверх, но не может - собирается толпами, а мы - тут, как тут.
И ещё по ним можно плавать.
Кликните для просмотра большой фотографии
Занятия людей, пришедших к водопаду, как правило, все попадают в этот диапазон. У кого к чему душа лежит. Тех, которые "во-первых" и "во-вторых" - вы и так понимаете, а в защиту последних - несколько слов. Разумеется, вполне нормальными людьми их назвать трудно - но будем снисходительны! Ну, представьте себе: приближаясь к месту, где вода большой реки, сорвавшись с последнего уступа, улетает вниз по наклонной плите, вы видите линию перегиба - и далеко-далеко за ней верхушки елей. Перед вами последние пять метров реки! Два метра! НОЛЬ! - внизу видны страхующие и съёмщики, они такие маленькие - и тут до вас доходит: это не кино, не съёмки с вертолёта! Это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО происходит с вами! Вы вляпались в это дело сами, совершенно добровольно и в абсолютно трезвом виде! Вернуться назад уже совершенно невозмо…
Эту последнюю мысль додумать не успеете - потому что вы уже внизу. Увы, в жизни эти две секунды не растянешь так, как потом дома - на видеозаписи. Если вы всё правильно рассчитали на входе и имеете приличный опыт сплава на каяке (или на катамаране) - всё будет в порядке. Мировой рекорд - прыжок с водопада высотой 21.5 м (Shaun Baker, UK). А здесь у нас, на речке Кутсайоки, высота водопада под названием "Оба-На" - всего 10 метров, и не в отвес. Так что, если вы действительно уверены, и страховка готова, и есть кому квалифицированно произвести реанимацию, вдруг что не так - тогда нет причин лишать себя такого удовольствия.
Если вы хотите, как говорится, "бросить вызов стихии", по принципу: пан или пропал - имейте в виду: вызов стихии падающей воды бросают только полные идиоты. Она сильнее - по определению! А вот принять её приглашение иногда можно - если только очень ответственно и вдумчиво к этому делу подойти. Вода, в общем, дама не подлая - обо всех своих намерениях сообщает открыто и заранее, нужно только уметь её понять. Тогда и требуемый адреналин получите, и шею себе не свернёте.
И не думайте, что теперь вам море по колено. На этой речке всё устроено чрезвычайно толково - через 300 метров расположен второй водопад, именуемый - "Маманя". Высота его - 20 м! И плита покруче, и с поворотом на 90 градусов под конец. Самое время - смирив гордыню, взвалить лодку на плечо и осторожно спуститься вниз. А внизу - одно из двух основных занятий у водопада (см. выше).
Можно ловить рыбу. Можно фотографировать.
Кликните для просмотра большой фотографии
Или просто стоять и смотреть, задрав голову. Снизу - это живая, немного наклонная стена белой воды. Вокруг - на сотню метров - мокро в любую погоду; летит водяная пыль. Если солнечно - радуга. Разговаривать - только в крик.
Простоять можно долго…

Этюд N2. Охота пуще неволи.

Тайга - это дремучий лес.
В нём живут медведи, комары,
носороги…
(воспоминания самой маленькой участницы)

Возникает закономерный вопрос - зачем едут в кольскую тайгу люди, не прыгающие с водопадов (надо честно признаться, таких - подавляющее большинство)? Что не скучают, вы уже догадались - но вот КАК они не скучают? Не беспокойтесь - хоть светлое время суток и составляет часов 20 (полярный день!), времени для разнообразнейших развлечений всё равно не хватает.
Первейшее из них - разумеется, рыбалка.
Рыбалка на популярных туристских реках Кольского полуострова - а к ним относится и наша речка - конечно, на порядок более добычлива, чем у нас, на густонаселённом Юге. Однако толпы туристов, проходящие по реке - и все хотят рыбки! - быстренько установили экологическое равновесие. Да, рыбы много - но она научилась "свободу любить", и поймать её уже не так просто. Необходима современная, достаточно тонкая и отлаженная снасть - плюс определённые навыки.
Если ловить на удочку - очень хороша проводочная снасть с лёгкой безынерционной катушкой - под дальний заброс. Веретенообразный поплавок средней грузоподъёмности (3 - 4 грамма), обязательно - с двумя точками крепления, поводок - 0.2мм, тёмный крючок N5 - 6 с длинным цевьём. Наличие червяков гарантирует добычу - не поленитесь привезти их с собой, в тайге не найдёте. Если черви закончились - ищите короедов. Отлично ловится на удочку хариус, попадается форель. Лучшая ловля - за порогами, на успокаивающейся струе. Очень желателен подсак - хариус в полкилограмма и больше попадается частенько, и если брать его руками - будут сходы и обрывы лёски. Вообще, если вы специалист - экипируйтесь по полной программе, не то испортите себе праздник.
Спиннинг - наиболее универсальная и добычливая снасть. Мы имели возможность сравнить эффективность всех основных способов добывания рыбы из реки - спортивные крючковые снасти, неплохая 20-метровая сеть и подводная охота - представьте, ловля на крючок оказалась раз в 10 успешнее! И основная доля успеха пришлась как раз на спиннинг.
Дело в том, что на блесну ловится практически всё, что водится в реке - хариус, форель, кумжа. И, разумеется - окунь и щука, которых здесь считают "вторым сортом". Снасть тоже необходима толковая - лёгкое удилище с безынерционной катушкой, в меру тонкая - от 0.2 до 0.35 - прочная лёска. О приманках - особый разговор. Если таскать "дорожку" - эффективны финские воблеры "Rapala" - для неглубокой проводки, и, особенно - небольшие виброхвосты типа "Mister Twister" с длинным, извивающимся хвостом. Цвет - просто белый. Они совершенно нечувствительны к изменению скорости проводки, и очень хороши именно для кумжи и хариуса. Для ловли на перекатах, перед порогами и за ними отлично подходят вращающиеся блёсны типа "Mepps", "Blue Fox" - номеров от 1 до 3, цвет - лучше всего белый, но работает и латунный, и медный лепесток. Наиболее универсальной "железякой" оказался Blue Fox "Vibrax" N3, лепесток белый, блестящий. Кстати, на блёснах не экономьте - уловистость дешёвых подделок ниже буквально на порядок, в основном это касается "вращалок" и воблеров. Ну, а щуку мы ловили на крупные виброхвосты, те же вращающиеся блёсны и, иногда - обычные колеблющиеся, тоже белые. Для щуки желателен поводок - тогда с такой добычей, какую демонстрирует на фотографии участник похода, проблем будет меньше.
Рыбу можно ловить прямо "на ходу" - на тихих плёсах и на коротких остановках у перекатов и порогов. Если есть возможность, запланируйте специальные "рыбацкие" днёвки. Мы за поход наелись рыбы, как говорится, "от пуза" - жареной, малосольной, тушёной - в томате или лимонном соусе; маринованной, копчёной и, конечно - насытились ухой во всех её разновидностях. Тоже, между прочим, приятно вспомнить!
Кликните для просмотра большой фотографии
Участники, не занятые истреблением рыб, находят себе более тихие и мирные занятия. Ежели вам, к примеру, 4 года - как одной нашей туристке - спиннинг вам не дадут. Собирайте грибы! Их тоже ровно столько, чтобы охота была интересной, а не превратилась в косьбу. В основном, мы питались подосиновиками - чудесные грибы на длинных, мощных ногах, пробивая толстый слой мха, издалека сигналят яркой оранжевой шляпкой. Попадаются подберёзовики, белые. Сыроежек - тьма, мы их игнорировали.
Грибы и рыбу можно, в общем, найти и у нас. А вот северная ягода - это, как сейчас говорят, "эксклюзив". В кочковатых болотах желтеет морошка, на каменистых высотках - брусника, но она ещё зеленовата. Голубика - древовидные кустики с синими овальными ягодами, кисло-сладкими на вкус. Красная смородина - точь-в-точь, как наша. Терпкая, вяжущая жимолость. Редкая княженика потрясающего вкуса, что-то среднее между малиной и клубникой. И основная ягода, которой действительно много - черника! Черника везде - можно просто "пастись", можно набрать её в кружку и добавить сгущёнки. Если есть возможность - нажарьте пирожков с черникой. Вспоминать будете - всю оставшуюся жизнь.
Ну, и кроме охоты и еды - есть ещё интеллектуальные занятия. Постройте и натопите баню - это аттракцион на целый день. Сходите на ближайшую гору - посмотреть вокруг. Фотохудожники привозят с Севера великолепные кадры - у нас таких не сделать. Попутешествуйте - мы нашли совершенно потрясающее озеро в двух часах ходу от реки, вверх по безымянной протоке; подробностей этого "географического открытия" хватило бы ещё на один очерк. Если в группе есть каякеры на полиэтиленовых лодках - вы не упустите возможности устроить "родео"; материал об этой сверхзрелищной разновидности сплава по бурной воде я обязательно подготовлю, тут двумя словами не отделаться.
В общем, времени действительно было мало. Всё закончилось слишком быстро…

Вместо эпилога - немного информации.

Уровень технической сложности описанного маршрута - около 4-5 категории. Если у вас пока нет водного туристского опыта для мероприятия такого класса - не расстраивайтесь. Есть масса речек попроще, по ним можно организовать не менее увлекательное путешествие. За информацией рекомендую обращаться на сайт Мошкова - http://kulichki.rambler.ru/- moshkow.
Продолжительность нашего похода - 3 недели. 5 суток - заброска и отъезд, 10 дней - плавание по реке, 6 дней - днёвки.
Стоимость нашего похода - без учёта продуктов: около $70 на человека.
Оптимальные сроки: со второй половины июля до конца августа.

Попробуйте отдохнуть на Севере!