Дневник путешествий.

Реки Урсул, Бия (Алтайский край). Автор - Соколова Виктория.

 

Материалы предоставлены клубом "Скат" (clubskat@mail.biysk.ru)

 

 

 

 


  Сплав по р. Бие. (Оз. Телецкое - Бийск). Июль, 1996 год.
  
  Если вы выбираете для сплава Бию, то начните свой маршрут с Телецкого озера. Ведь оно настолько уникально и неповторимо в своей первобытной чарующей красоте, что оценить это можно, только побывав там.
  
  Наша группа, состоящая из 8 человек (6 взрослых и 2 детей), так и сделала. Доехав до Артыбаша, мы решили остаться здесь на день, поскольку всем очень хотелось посетить знаменитый водопад Корбу и Каменный залив, а так же вдоволь насладиться изумительными картинами здешних мест.
  
  Вечером мы строили катамараны, разбивали лагерь и изучали местные достопримечательности, пробовали даже купаться, однако это было затруднительно из-за низкой температуры воды в озере.
  
  На утро выяснилось, что на водопад мы не попадем (не было такой суммы денег, которую запросил местный житель за доставку нас туда на своем катере). Ну, нет, так нет. Мы на своих катамаранах отправились в Каменный залив, и, налюбовавшись этим чудом природы, попрощались с Телецким озером и продолжили путь от Артыбаша до Турочака и далее до Бийска.
  
  На протяжении первых 75 км нам сразу пришлось преодолеть несколько несложных порогов и перекатов. Дивное зрелище, особенно для новичков и детей: буйно несущая свои воды река, с шумом и грохотом омывающая огромные валуны и прибрежные скалы, подхватила наши посудины и, покидав их немного, познакомив со своим суровым нравом, понесла дальше, навстречу новым приключениям. А их было не мало. Прямо у села Турочак нас поджидал водоворот Кружало, затем через 500-800 м – ряд шивер (участок реки с волнами) вплоть до села Дмитриевка.
  
  Ниже, река разбивается на протоки. И, здесь открывается прекрасная возможность для ловли таких рыб, как хариус, щука, таймень. Этим мы и занялись. Прыгая с камня на камень, в окружении шумливого речного потока, стараясь забросить блесну в облюбованное место, мы обеспечили себя на ужин вкуснейшей ухой. Кроме того, дети набрали целый котелок черники, и вдобавок к ухе у нас ароматный черничный компот.
  
  Но наше путешествие подходило к концу. Пороги, перекаты и шиверы встречались все реже и реже, и незадолго до Бийска исчезли совсем. И мы, бодрые, загорелые, с большим количеством воспоминаний и фотографий, вернулись в родной город.
  
  В заключении, хочется сказать, что водный маршрут по реке Бии несложный (I категория), а значит, его можно рекомендовать в качестве семейного.
  
  Протяженность - около 300 км.
  
  Продолжительность - 6-7 дней.
  
  
  
  Урсул
  
  После многочисленных рассказов туристов-водников о “страшном и коварном” Урсуле у нас возникло непреодолимое желание пройти эту реку. Объединившись с ребятами из Новосибирска (с которыми мы познакомились на нижней Катуни) и, обговорив с ними все нюансы, мы наконец-то двинулись к селу Онгудай - месту старта.
  
  Спускаясь с Семинского перевала все ребята начли искать долгожданный Урсул. И только за селом Туекта увидели маловодную реку, текущую в широкой долине, образующую петли излучин. Ниже села Шашикман река разбивается на мелководные протоки. Перед Онгудаем Урсул вновь собирается в одно русло, становясь, как и в начале, быстрой, извилистой рекой.
  
  За устьем реки Улюта, подыскав неплохую поляну на правой стороне реки, мы решили стапелиться. Наконец-то выйдя из автобуса и вздохнув полной грудью, все пошли оценивать воду. Погодные условия и очень высокий уровень воды наводили на тревожные мысли о том, что поляна может превратиться в бурлящий поток. За ночь уровень воды не изменился, и мы, позавтракав и достроив катамараны, отправились на встречу порогам.
  
  Урсул не похож ни на одну из рек, на которых мы были. Небольшая ширина реки при высокой скорости течения требует слаженных действий и быстрой реакции от всех членов команды. Начало пути не очень сложное. На первых 10 км из препятствий - перекаты, шиверы, острова. Ничего серьезного, если бы не обычный мост. Мощная струя понесла наши катамараны в узкую щель между поверхностью воды и нижними бревнами моста. Наши бравые “двоечники” препятствия почти не заметили. В отличие от них команде первой четверки пришлось склонить свои головы. А вот флагманская четверка (позже “Крокодил”) пострадала: сломалось древко флага с символикой клуба. Затем был еще один мост, никого не зацепило. Чуть позже, пройдя по небольшому сливу, мы заметили бетонные остатки ГЭС и пасеку. Примерно через час ходу на левом берегу высоко на скале показался памятник. Это и был ориентир порога “Входной”. Все суда без проблем зачалились и команды полным составом пошли на разведку. По тропе поднялись к памятнику, откуда хорошо читается порог. Обсудив его прохождение, мы решили, что из – за сильного прижима к левой скале надо максимально отработать к противоположному берегу, обойти входной камень справа и резко уйти в центр. Так как порог казался не сложным, обошлись взаимостраховкой.
  
  После впадения реки Малый (Нижний) Ильгумень, Урсул успокоился, а с ним расслабились и мы, хотя зря. Резкое сужение и мощная бочка, занимающая две трети реки справа (порог “Волчья или черная яма”), поглотила разом первые три судна и притоком адреналина в кровь “разбудила” экипажи. Хорошо обошлось без жертв! Вскоре на правом берегу показался “мертвый лагерь”: много снаряжения и ни одной живой души. Первые наши суда пытались неистовыми воплями и криками вызвать здешних обитателей. Но это удалось сделать лишь команде “Крокодила”, капитан которой закричал: “Кат уходит, кат уходит”.
  
  Теперь все были предельно внимательны, так как ожидали самый сложный порог “Замок”, даже сделали чалку на подозрительном участке. Наше внимание себя оправдало и после пологого поворота реки налево, мы зачалились на правом берегу. На большой, уютной, окруженной лесом поляне был разбит лагерь на ночь.
  
  Порог “Замок” самое сложное препятствие на Урсуле. Он условно состоит из трех ступеней, общей протяженностью 250 метров. Первая ступень – два больших камня по центру. Мощная струя бьет прямо в них и несет левее. Необходимо обойти входные камни справа и затем уйти в центр. Скорость на входе настолько велика, что действовать можно только автоматически с точностью до одного гребка. Вторая - это очень мощная короткая бочка по левому берегу. Обходиться легко, и на двойке в нее лучше не попадать. Третья – слив с бочками от обоих берегов. Его ходят по языку или правее. Сразу после него можно зачалиться справа.
  
  С утра все вместе и каждый по отдельности ходили на порог и разрабатывали стратегический план как его пройти без потерь. Обнесли груз примерно на 400 метров и, расставив страховку, а также фотокорреспондентов на наиболее опасных участках, самые опытные ребята перегнали катамараны. Слаженность экипажей двоек и маневренность судов, позволили им пройти порог чисто, чего не хватило четверкам. Первая четверка, нырнув в “скважину Замка”, согнула три из четырех поперечных балок. А второе судно, нырнув в ту же скважину, хотя и не пострадало, но чуть было не потеряло гребца с кормы (шлеи перед порогом надо проверять!!!)
  
  Дальше нас ждал каньон. Это примерно 7 км практически непрерывной шиверы. Много камней и есть хорошие бочки. Очень азартно и красиво. Во многих местах затруднено причаливание, пришлось поработать. А камни там острые.… И одна из наших двоек почувствовала это на собственной шкуре от носа до кормы.
  
  Выйдя на матушку Катунь, мы разобрали поврежденное судно и из “Крокодила”, подвязав ему в центр третий дутик, сделали “шестивесельный ял”. Но на этом наши приключения не закончились. В пороге “Айла” мощная воронка, поставив двойку в “свечку”, красиво кильнула ее через корму. Наверное, наши “двоечники” сильно нагрешили!

 

 


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |