Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь 


МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛУБ

 

 

 

 

 

 


ОтЧет

о водном туристическом путешествии II категории сложности по маршруту:
 
г. Москва – г. Петрозаводск – ст. Брусничная – оз. Сукозеро – р. Суккозерка – р. Торосозерка –
оз. Гимольское – р. Вотто –оз.Воттозеро - гора Воттоваара ( радиальный выход ) – оз. Гимольское –
р. Суна – оз. Кудамгубское – оз. Чудозеро– пос. Поросозеро – оз. Пяльвозеро – р. Суна –
оз. Линдозеро – оз. Викшозеро – р Суна – пос. Гирвас – водопад Кивач ( радиальный выход) –
г. Кондопога – г. Петрозаводск – г. Москва.
 
 
Район                            :  КАРЕЛИЯ

Сроки совершения     :  6 – 26 июля 2003 г.

Маршрутная книжка : № 1/4 - 215 выдана МКК МосГорЦТК
Руководитель               :  Лаврухин Д. В. ( Тел. дом. 371-51-75 )
( E-mail : Denis_Lavruhin@mtu-net.ru )
 
Маршрут имеет II (вторую) к.с.
Рецензент: Рязанский Н.
 
 
Москва 2003г.

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ          4

1.1 Паспорт маршрута  4

1.2 Состав группы   5

1.3 Средства сплава  6

2. ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ МАРШРУТА           6

3. ИДЕЯ И ОСОБЕННОСТЬ ДАННОГО ПОХОДА        10

4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА           10

1.1 Варианты подъезда и отъезда, аварийные сходы   10

1.2 Лоция маршрута  11

6   июля 2003г. День 1  11

7   июля 2003г. День 2  11

8   июля 2003г. День 3  11

9   июля 2003г. День 4  12

10 июля 2003г. День 5. 12

11 июля 2003г. День 6. Полудневка. 14

12 июля 2003г. День 7. Радиальный выход к горе Воттоваара. 14

13 июля 2003 г. День 8. 15

14 июля 2003 г. День 9  15

15 июля 2003 г. День 10  15

16 июля 2003 г. День 11. Дневка. 16

17 июля 2003 г. День 12. 16

18 июля 2003 г. День 13  17

19 июля 2003 г. День 14  17

20 июля 2003 г. День 15. Дневка. 18

21 июля 2003 г. День 16  18

22 июля 2003 г. День 17  20

23 июля 2003 г. День 18. Осмотр поселка. 20

24 июля 2003 г. День 19. Поездка на водопад Кивач. 20

5. НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИРОДНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ ( ЗАНЯТИЯ ) НА МАРШРУТЕ             22

6. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ                  23

 


1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ

1.1 Паспорт маршрута

Вид туризма: водный

Район: Карелия

Нитка маршрута:

г. Москва – г. Петрозаводск – ст. Брусничная – оз. Сукозеро – р. Суккозерка – р. Торосозерка – оз. Гимольское 
– р. Вотто –оз.Воттозеро - гора Воттоваара ( радиальный выход ) – оз. Гимольское – р. Суна – оз. Кудамгубское 
– оз. Чудозеро – пос. Поросозеро – оз. Пяльвозеро – р. Суна – оз. Линдозеро – оз. Викшозеро – р Суна – пос. Гирвас
– водопад Кивач ( радиальный выход) – г. Кондопога – г. Петрозаводск – г. Москва.
Средства сплава : 3 байдарки (Салют-2, Таймень-2, Таймень-3)

Категория сложности: 2

Протяженность маршрута (включая радиальные выходы): 235 км

Ходовых дней: 14

Дневок: 3

Сроки проведения: 6 – 26 июля 2003 г.

Количество участников: 6


1.2 Состав группы

ФИО

Год
рожд.

Место работы

Средство сплава

Опыт

Обязанности в группе

1              

ЛАВРУХИН Денис Владимирович

1976г

МИФИ,
м. н. с.

Салют-2

Сяпся-Шуя
(Карелия,1-2 к.с.),
 Березайка
 (Тверская обл.,1к.с.)

Руководитель,
капитан

2              

ЛАВРУХИНА Елена Викторовна

1973г

Инст. хир. им. Вишневского, Врач

Салют-2

Сяпся-Шуя
(Карелия,1-2 к.с.),
 Березайка
 (Тверская обл.,1к.с.)

Врач

3              

КАЗАКОВА Евгения Александровна

1978г

Инст. хир. им. Вишневского, Врач

Таймень-2

Березайка
 (Тверская обл.,1к.с.)

Участник

4              

ЖАРКОВ Михаил Валерьевич

1976г

В/ч 71330, Военно-служащий

Таймень-2

Сяпся-Шуя
(Карелия,1-2 к.с.),
 Березайка
 (Тверская обл.,1к.с.)

Зав.хоз.,

 Капитан

5              

КОРОСТЫЛЕВ Константин Александрович

1976г

ЗАО “Валкон”

Системный программист

Таймень-3

Березайка
 (Тверская обл.,1к.с.)

Участник

6              

ДУХВАЛОВ Антон Геннадиевич

1977г

МИФИ, инженер

Таймень-3

Сяпся-Шуя
(Карелия,1-2 к.с.),
 Березайка
 (Тверская обл.,1к.с.)

Рем. мастер,

капитан

 

1.3 Средства сплава

Три байдарки: Салют-2,Таймень-2 и Таймень-3, полностью снаряженные (фартук, 2 юбки, спас.конец, 2 емкости непотопляемости, обвязка).

2. ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ МАРШРУТА

Дата

День пути

Участок маршрута

Сложные препятствия на участке

Км

06.07.2003 -07.07.2003

1-2

г. Москва - г. Петрозаводск - ст. Брусничная
Переменная облачность, временами дождь.

 

 

8.07.2003

3
Ст. Брусничная – устье р. Поросозерка.
Время на воде: 4ч.25мин.
Отстаем от планового графика движения на 5км.

В 410 прибыли на станцию. Утром моросил дождь. Температура +15 - +18оС.

В 1150 отплыли. Переменная облачность, холодно, на солнце теплее. Дует умеренный встречный ветер. Примерно в 1500 ветер резко усилился, началось волнение. Пришлось пережидать до 1800, когда ветер чуть притих. Берег сильно петляет, поэтому ветер иногда даже помогал. В 2000 мы, так и войдя в р. Сукозерка, встали на ночевку. Ночью светло, как днем.

Оз. Поросозеро

>>15

9.07.2003

4
М.н. – Устье реки Торосозерка (рядом с мостом)
Время в пути:7ч.30 мин
Отстаем от планового графика движения на 12км.

Рано утром шел сильный дождь. Прохладно: +15- +18оС. Отплыли в 1430. Небо похоже на молоко, солнца нет совсем. В 1930 под дождем обнесли пор. Нежданный, после чего дождь кончился. В 2200  встали на ночевку.

Порог Нежданный (4 к.с.),
не проходим, обнос,
 порог под авто. мостом (1 к.с.)

12

10.07.2003

5
М.н. – оз. Ачалампи
Время в пути: 11 часов.
Отставание от планового графика движения ликвидировано!

Отплыли в 1235. Солнца нет, пасмурно. Теплее чем вчера: +22 - +25оС. Ветер умеренный. Примерно в 1710 сквозь дымку выглянуло солнце. Стало тепло. Однако примерно через 2 часа солнце опять пропало.

Примерно между 2000 и 2100 начался сильный дождь, временами он шел стеной. Все промокли насквозь. Дождь зарядил такой, что даже видно друг друга плохо, но тепло.

Примерно в 2230 дождь кончился. Вошли в озеро Ачалампи. В 2335 встали на стоянку. Как только были поставлены тент и палатки, опять начался ливень стеной.

Озеро Гимольское, шиверы и пороги
на р.Вотто, непроходимы
проводка
против течения

20

11.07.2003

6
М.н. – оз. Воттозеро.
Время в пути: 3 ч. 40мин.
Полудневка.

Встали в 900. Погода улучшается: выглянуло солнышко, на небе только несколько тучек. Тепло:+23 - +27оС. Ветер умеренный. Сушим вещи.

Вышли в 1540, на стоянку встали в 1920. Вечером приехал на моторной лодке егерь, интересовался документами, правда, проверять не стал.

Порог между оз. Ачалампи и оз. Воттозеро, проводка против течения

8

12.07.2003

7
Радиальный выход к горе Воттоваара.
Время в пути: 7часов.
Достичь горы не смогли

Жарко, на солнце больше +30оС.

В 740 группа из 3 человек (Лаврухин Д.В, Лаврухина Д.В., Духвалов А.Г.) вышла из лагеря.  На холме около р. Тяжа замечена магнитная аномалия (стрелка компаса меняет направление). Из-за сильной, непреодолимой заболоченности леса, на расстоянии менее 1км до склона горы, в 1140 повернули назад. Шли по зарубкам  на деревьях. В 1430 вернулись в лагерь.

Лес сильно заболочен, есть непроходимое болото

5+5

13.07.2003

8
М.н. - р. Вотто
Время в пути: 5 часов.

Ветра практически нет, небо чистое. Жарко, на солнце больше +30оС. Парит.

Вышли в 1130. В 1630 встали на стоянку. Как только поставили палатку, начался сильный ливень, шел недолго.

Порог в истоке р. Вотто ‘Водопад’
(2-3 к.с.), непроходим, проводка по бревнолотку

16

14.07.2003

9
М.н. – оз. Кудамгубское
Время на воде: 4 часа.
Жарко, на солнце больше +35оС.
Вышли в 1230, пересекаем оз. Гимольское. Прошел дождь, но сильного ветра не было. Примерно в 1330 он кончился, стало чуть свежее, но недолго. В 1840 встали на стоянку
Оз. Гимольское

16

15.07.2003

10
М.н. – оз. Чудозеро
Время на воде: 3 ч.20мин.
Погода отличная, ветра нет. Жарко, на солнце больше +35оС.
Отплыли в 1240, в 1600 встали  на стоянку
оз. Кудамгубское, оз.
 Чудозеро
.

17

16.07.2003

11
Дневка.
Баня.
Погода отличная, ветра нет. Жарко, на солнце больше +35оС.

 

 

17.07.2003

12
М.н. – пор. Мельничный (за порогом)
Время в пути: 8 ч. 15мин.
Погода отличная, ветра нет. Жарко, на солнце больше +35оС.
Вышли в 945, примерно в 1130 прибыли в поселок Поросозеро сходили на почту и в магазин, пограничники проверили документы.
В 1445 вышли из поселка, в 2100 встали на стоянку.
Оз. Поросозеро, порог Пристанский
(1-2 к.с.),
порог
Валазменский (2 к.с.),
порог
Мельничный
(2-3 к.с.)

20

18.07.2003

13
М.н. – пор. Маркоткоски (остров)
Время на воде: 3 часа.
Переменная облачность, ветер вначале умеренный, потом сильный. Дождь так и не собрался. Температура воздуха: +25-+30оС.
Вышли в 1045, в 1400 встали на стоянку.

Оз. Пяльвозеро

16

19.07.2003

14
М.н. – оз. Линдозеро
Время в пути: 5час. 30мин.

С утра пасмурно, все небо затянуто тучами. Ветра нет. Солнца не видно. Не жарко: +22 - +25оС.

Вышли в 1130. В 1600 выглянуло солнце и стало жарко. В 1700 стали на ночевку.

Порог Коссаниски (1-2к.с.),
порог Корбикоски
(2 к.с.),
порог Лебикоски
(2 к.с.)

22

20.07.2003

15
Дневка
Обустройство стоянки
Погода отличная, ветра нет. Жарко, на солнце больше +35оС.

 

 

21.07.2003

16
М.н. - пор. Ледяной
Чистое время на воде: 6 часов.
Погода отличная, ветра нет. Небо чистое. Жарко, на солнце больше +35оС.
Вышли в 1030. С 1400до 1440 обедали. Встали на стоянку в 17 05
порог Уинтожен-коски
 ( 2 к.с.),
порог
Сухой
(1-2 к.с),
 порог Длинный
(2-3 к.с.),
порог
Блин (2 к.с.)

29

22.07.2003

17
М.н. - пос. Гирвас
Чистое время на воде: 3 часа 20 минут.
Погода отличная, ветра нет. Небо чистое. Жарко, на солнце больше +35оС.
Отплыли примерно в 1130. Примерно 1 час шли до слияния Суны и реки Семча. Вскоре вышли в водохранилище. В 1450 встали на стоянку на правом берегу водохранилища, сразу перед плотиной. Таким образом, водная часть похода была закончена.
После того как разбили лагерь, начался сильный дождь, но он вскоре кончился.
Водохранилище
(оз. Лаволампи, оз. Викшозеро)

18

23.07.2003

18
Осмотр поселка

Погода отличная, ветра нет. Небо чистое. Жарко, на солнце больше +35оС.

 

 

24.07.2003

19
Поездка на водопад Кивач

Утром холодно: +15-+20оС, сплошная облачность. Примерно в 1200 начался ливень. К 1500 дождь кончился. К вечеру небо очистилось. Стало теплее: +25-+30оС.

 

16

25.07.2003 - 26.07.2003

20-21

Пос. Гирвас – г. Кондопога - г. Петрозаводск - г. Москва

 

 


3. ИДЕЯ И ОСОБЕННОСТЬ ДАННОГО ПОХОДА

Наш поход преследовал две цели: во-первых, чисто спортивную, заключающуюся в прохождении одного из популярнейших водных маршрутов Карелии, и, во-вторых, краеведческую. Краеведческий аспект похода состоял в том, чтобы осмотреть места связанные с современной и древней историей Карелии.

Выбор начального пункта маршрута от станции Брусничная был обусловлен желанием посетить окрестности горы Воттоваара, на вершине которой найдены сейды - древние культовые камни. Чтобы добраться к горе, надо подняться по р. Вотто против течения и совершить радиальный выход.

Выбор конечного пункта маршрута в поселке Гирвас был сделан с целью посетить водопад Кивач ( 10.7м ) и 
в прошлом крупнейшие в Карелии, а ныне обезвоженные, красавцы-водопады: Поор-Порог ( 16.8м ) и Гирвас ( 14.8м ). 
Кроме того, интересно осмотреть плотину Пальеозерской ГЭС и остатки кратера вулкана Гирвас.
Отличительной особенностью нашего маршрута по сравнению со стандартными маршрутами по реке
 Суна, является участок с подъемом против течения реке Вотто в систему озер Ачалампи - Вотто и последующим
 радиальным выход к горе Воттоваара.

4. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

1.1 Варианты подъезда и отъезда, аварийные сходы

По Западно-Карельской железной дороге можно доехать до станций Поросозеро, Гимолы или Брусничная. 
В настоящее время пограничная застава расположена в поселке Поросозеро. И в поезде Питербург – Костамукша
 пограничники проверяют документы. Однако, мы ехали на поезде Петрозаводск -Костамукша (отправление из 
Петрозаводска в 1920) и у нас никто документов на въезд в пограничную зону не проверял.
В поселке Поросозеро до воды 4км (по отчетам, подъезд от станции автобусом), в Гимолах 2.5км по
 хорошей дороге (проверяли сами), на станции Брусничная 100-200м (не до воды, а именно до места сбора
 лодок около ручья, вытекающего из оз. Таразма). Гипотетически можно начинать путешествие и со станции 
Суккозеро, но этот вариант в отчетах не встречается. Отметим, что для подъема вверх по р.Вотто к горе 
Воттоваара маршрут надо начинать до ст. Поросозеро. 
Аварийно сойти с маршрута можно в деревне Линдозеро, уехав в поселок Гирвас на попутном транспорте. 
Эта деревня частично превратилась в дачный поселок, поэтому машины там есть.
Из конечного пункта маршрута пос. Гирвас ходят автобусы до г. Петрозаводска и г. Кондопога. Однако, 
автобусы в Петрозаводск - проходящие, из Пудожа (2 раза в день) или Медвежегорска (1раз в день - по пн., 
пт., вс.). Значительно лучше организовано сообщение с г. Кондопога (ехать 45 минут, ежедневно, 2 раза в 
день). Кроме того, в нашем случае автобус из г. Медвежегорск просто не пришел вообще. Из Кондопоги в 
Петрозаводск автобусы ходят каждый час (ехать 1 час). Если есть возможность, все расписания лучше 
уточнить заранее в Петрозаводске на автовокзале. 
На попутный транспорт из Гирваса рассчитывать не следует, так как у местных жителей больших машин, 
тем более прицепов или микроавтобусов нет. Есть лесовозные машины, но они не имеют права въезда в 
крупные города. Водители служебных автобусов вроде и хотели бы подвести, но их график не позволяет 
надолго отлучаться из поселка.

1.2 Лоция маршрута

6   июля 2003г. День 1

Погрузились в поезд Карелия. В 1825 поезд отправился. Таким образом, наш поход начался. В вагоне жара +300 С, не смотря на то, что в Подмосковье едет дождь.

7   июля 2003г. День 2

В 1015 поезд прибыл в Петрозаводск с опозданием примерно на 1 час. Идет дождь, но все равно тепло. Без проблем купили билеты до ст. Брусничная. Пообедали в столовой на ул. Свердлова, д. 8 - в помещении министерства рыбного и земельного хозяйства - очень вкусно и дешево! Столовая работает с 900 до 1600. В 1920 отошел поезд Петрозаводск - Костамукша.

8   июля 2003г. День 3

На станцию Брусничная поезд прибыл в 410 утра. Стоянка 2 минуты, успешно выгрузились. Ни с одной стороны от путей платформы нет. Не смотря на то, что с места стоянки озеро видно, собирать лодки там плохо, так как подход к реке плохой и на берегу очень мокро. Для сбора лодок необходимо пройти вперед по ходу движения поезда, до моста через ручей. Там есть полянка на берегу.

В 1150 начало активной части похода. Шли вдоль левого берега, прошли деревню Суккозеро. Далее надо было резко повернуть на запад, что мы и сделали, но из-за сильного встречного ветра промахнулись и вошли не в тот залив - пришлось возвращаться назад. Таким образом, мы удлинили себе путь на 1-1.5 ходовых часа.

В 1515 начался сильный ветер поэтому, выйдя из залива, мы пристали к острову, чтобы его переждать и, заодно, пообедать.

В 1820 ветер, не смотря на не утихающий сильный ветер, мы решили продолжить путь и держаться левого берега. Берег петлял, поэтому сильный ветер иногда помогал, так как был попутным, но чаще ветер все же был встречным.

В 2000 мы, так и не найдя речку Суккозерка, мы пристали к берегу на ночлег.

9   июля 2003г. День 4

Подъем в 1000. На улице прохладно. Рано утром прошел сильный дождь. Группа из 2 человек на байдарке отправилась на разведку истока реки. Вернулись очень быстро, так как вход в реку совсем недалеко от нашей стоянки.

Отплыли в 1430. На входе в Суккозерку нас встретила разрушенная плотина или мост (точно понять нельзя). Воды мало, поэтому с ходу пройти ее невозможно. Пришлось проводить байдарки по одной: один ведет - другой сидит в лодке и подгребает.  За плотиной гребец тоже выходит, и экипаж уже вместе причаливает свою байдарку.

Примерно через 50 метров опять препятствие: то ли порог, то ли завал из деталей плотины. Здесь опять пройти нельзя, лодки проводили ‘за веревочку’. В 1600 эти два препятствия мы миновали.

Затем примерно 5 км болотистой речки без порогов. Река втекает в озеро Колми. Из него снова вытекает Суккозерка.

На выходе сначала бурный перекат, проходится без просмотра, затем порог как бы с двумя ступенями, проходится легко. Затем еще один перекат: короткий, но на него (с левого берега) упало дерево  и легло прямо поперек реки, поэтому приходится под него буквально подлезать. Пройдя перекат, мы сразу попали в озеро (без названия).

На выходе из озера - перекат. Затем река течет спокойно, только в одном месте в реке насыпано много камней, но “бурления” нет. Поэтому надо быть очень внимательным, смотреть в воду и это место обходить зигзагом.

Следующее препятствие - порог Нежданный, через который перекинут мост. Под мостом высота от воды до моста 4 бревна (около 40-50 см). Обнос. На обносе есть очень хороший столик с крышей – беседка. Он прямо около моста, на краю дороги. Свежая постройка! Там мы перекусили.

В 1930 обнос завершен, и мы продолжаем путь. После Нежданного на реке большое количество древесных завалов.  Примерно за 20-30 минут мы достигли озера Торос. Река Торосозерка вытекает из озера практически около самого устья Суккозерки, нам стоило только обогнуть мыс слева. За мысом заболоченный участок с водными растениями вдоль берегов и сразу же начинается река Торосозерка. Следующее препятствие - через примерно 45-50 минут. Это мост, а под ним порог. Просмотр с левого берега.

Мост мы увидели в 2100. В 2200 все экипажи закончили прохождение порога и остановились на ночевку.

10 июля 2003г. День 5.

Подъем в 900. В 1235 отплыли от стоянки. Впереди нас ждал небольшой, но бурный перекат, после которого мы вплыли в оз. Гимольское. На озере природа несколько меняется, берега очень высокие и каменистые, а на них растут сосны. Посреди озера  встречаются большие камни, как мини – островки, и на них тоже что-нибудь растет – трава или деревья.

Выйдя в озеро сначала держались левого берега. Большой остров Денга обходили слева, держась рядом с ним, так как возле левого берега озера много островов и это сильно удлиняет путь. Остров Деньга очень длинный. Примерно с середины острова на левом берегу озера видна деревня, а напротив деревни, между левым берегом и островом Деньга, есть длинный остров, на котором находится кладбище с могилами, датированными 2001 годом. Отсюда следует, что деревня не заброшена. На нашей карте остров находится прямо под буквой «ж» в слове ’нежил.’.

После острова Деньга сместились к левому берегу озера. При благоприятной погоде (при безветрии) можно и сразу идти на виднеющийся вдали мыс, что мы и сделали. На конце мыса имеется отличная стоянка с песчаным пляжем. Там мы перекусили (1615 – 1710).

Чтобы войти в реку Вотто, сразу за мысом свернули и держались правого берега. Он весь зарос камышом, но в одном месте камыши прерываются и сразу видно, что это река Вотто (1800). Оба ее берега состоят из камышей. Речка очень извилистая и на всем протяжении стоянок нет. То есть надо быть готовым пройти всю реку сразу за один переход.

Первые препятствия - три шиверы подряд. Течение сильное, поэтому против течения пройти очень трудно. Можно одному вести байдарку за фал, а второму помогать веслами. Сразу за ними автомобильный мост, под ним еще шивера, менее бурная, но проходится с усилием- сильное течение. Примерно через 200 метров ж/д мост. Под мостом спокойно, но за ним древесный завал, который проходится вдоль левого берега. Далее очень протяженный участок с большим количеством древесных завалов и камней, но все это проходится, только надо быть внимательным.

Далее на реке есть место, где она разделяется на три рукава, надо идти в крайний левый рукав, на карте это место не обозначено. Примерно через 30-40 минут ЛЭП. Далее очень мелко и много камней, но встречное течение умеренное. Затем небольшая шивера и опять река разделяется на три рукава (по левому берегу - сенокос, а на правом  появляется  болото), надо опять идти в крайнюю левую протоку. Это место на карте обозначено.

В этот момент пошел ливень стеной.

Практически сразу, в русле реки стали появляются камни, которые перешли в две следующие друг за другом бурные шиверы. Далее река поворачивает, и за поворотом порог ‘Водопад’ (2 – 3 к.с.). Его против течения никак не пройти. Однако рядом с водопадом имеется сделанный искусственно бревно-лоток, там мелко и можно провести байдарки по одной. В этот момент, дождь зарядил с такой силой, что даже стало плохо видно друг друга, но тепло.

Примерно через 100 метров опять бурная шивера. На веслах не пройти, пришлось проводить. Затем река расширяется, образуя маленькое озерцо. Через порог озерцо соединяется с озером Ачалампи. Порог преодолевали проводкой.

Наконец-то мы попали в озеро Ачалампи. Можно пристать прямо напротив входа в озеро. Там место для стоянки с высоким берегом, много мха, поэтому мягко. Однако много “холмов”, а подо мхом сразу камни. Так что пригодность места 50 на 50.

Таким образом, наш ходовой день завершился в 2335, и мы вошли в свой плановый график.

11 июля 2003г. День 6. Полудневка.

Встали в 900. Погода вроде бы улучшается, выглянуло солнышко, так что можно просушить вещи. В связи с тем, что вчера не ели, решено сразу с утра варить суп.

Вышли в 1540, придерживаясь правого берега. Чтобы найти протоку в озеро Вотто (между озерами), мы прошли практически все озеро Ачалампи. Это заняло 35 мин. Протока резко поворачивает налево, она короткая и в ней имеется порог, который против течения можно преодолеть только проводкой. В 1645 порог преодолели и буквально через 2-3 мин вошли в Воттозеро.

Сразу при входе в Воттозеро, на правом берегу очень далеко впереди виден мыс и склон горы Воттоваара. Это и есть конечная цель, но сразу напрямую туда идти опасно. Погода может измениться, а и при наличии сильного ветра будет опасно находиться далеко от берега. Поэтому лучше придерживаться правого берега и идти потихоньку от мыса к мысу. Так, постепенно, мы и достигли нужного пункта – это сужение озера. Встать на стоянку можно как за мысом, так и перед ним. В обоих случаях, это отличные места для стоянки с песчаными пляжами.

Пристали в 1920. Вечером на моторной лодке приехал егерь, интересовался документами. Мы сказали, что у нас есть маршрутная книжка и список группы. Он поверил нам на слово, проверять не стал.

12 июля 2003г. День 7. Радиальный выход к горе Воттоваара.

Встали в 700. В 740 группа из трех человек вышла из лагеря. На всякий случай, группа взяла с собой немного консервов, воды, топор и спички, карту. Трое человек остались в лагере.  По тропинке, которая вскоре закончилась, мы миновали два маленьких озерца, затем пошли строго на северо-восток. Поднялись на холм. На холме стрелка компаса меняет направление - магнитная аномалия. После холма мы вышли на берег р. Тяжа. Вода текла слева направо. Лес густой и сырой. Рубим зарубки.

После речки стали делать зарубки на деревьях чаще, следуем строго на северо-восток. Местность холмистая, местами заболочена. В 1000 дошли до возвышения (длинный холм), расположенного напротив горы. Местами лес похож на старую заросшую вырубку.

За холмом – топкое болото без деревьев, водятся змеи. За 15 –20 мин перешли на противоположную сторону болота, в лес. Лес сырой. Нашли старую лесовозную железную дорогу, дорога разобрана, рельсов почти нет. Идем по ней. Она сильно заросла, и место сильно заболочено, порой проваливаешься по колено.

Вскоре дорога кончилась и если продолжать путь дальше, то можно совсем утонуть, т. к. воды становится все больше, а кочек все меньше. Три раза пытались взять левее, но приходили к одному и тому же результату.

В 1140 повернули назад. Шли по зарубкам  на деревьях. Болото теперь перешли за 30 мин и поднялись на холм. Там перерыв 20 мин. и даль в путь к лагерю! Шли по зарубкам в течение 1 – 1.5 часов, затем (около реки Тяжа) мы их потеряли и пошли строго по компасу, достигли озерца, а там и тропинка опять появилась. Вскоре мы пришли в лагерь. Наш поход занял 7 часов.

Вечером опять приехал егерь на лодке. Он сказал, что ему до горы идти не меньше 3х часов + 1.5 часа на подъем, так что, по-хорошему, туда надо ходить с ночевкой, а лучше всего поехать из поселка Гимолы на попутной машине.

13 июля 2003 г. День 8.

Вышли в 1130. В течение 1час 35 минут пересекли Воттозеро и достигли порога, соединяющего его с озером Ачалампи. Порог прошли без проблем: по центру. Еще 30 минут ушло на пересечение озера Ачалампи. В 1330 мы прошли шиверу на входе в реку Вотто и небольшое озерцо. Далее, чтобы не дублировать описание, приведем только хронологию:

1400: шивера, 1405: порог ‘Водопад' (проводка), 1420: прошли поворот и сразу 2 шиверы, 1450: камни в русле, течение спокойное, 1455: река разделяется на три части (есть на карте), 1510: шивера, 1520: очень мелко, камни до перекрестка реки, 1530: ЛЭП,1540: 'перекресток’ (нет на карте), 1550 : Ж/Д мост, А/М мост, три шиверы, 1600: конец всех препятствий.

В 1630 встали на стоянку на входе в реку Вотто (стоянка на озере, рядом 'с пляжем’, где мы стояли перед подъемом). Есть баня и стол. Как только поставили палатки и тент, начался сильный ливень, шел недолго.

В 2100 пошли посмотреть на триангуляционную вышку на отметке 204 метра. Егерь нам говорил, что ее вроде бы давно нет. Мы решили уточнить. Прошли несколько километров, но вышки так и не увидели. Видимо, действительно ее больше нет. Вернулись в 2400 , благо стоят белые ночи.

14 июля 2003 г. День 9

Вышли в 1230. Пристань Гимолы достигли в 1445 , с целью посетить магазин в поселке. Станция Гимольская находится от берега в 30 минутах ходьбы, поселок чуть дальше. На берегу находится только пирс и лодочные гаражи. Причаливать лучше ближе к пляжу, там меньше затопленных бревен. Магазин в поселке работает с перерывом с 1330 до 1600. В магазине есть все, но хлеб только по вторникам и пятницам. В поселке много машин, есть даже макроавтобусы.

В 1700 отошли от берега. В 1800 достигли истока Суны. Ориентиром входа в реку являются 4 камня,  2 слева и 2 справа. На одном из камней написано ‘2 Ивана’. Берега Суны заболочены. В 1840 достигли острова перед входом в озеро Кудамгубское. Обход острова справа. На острове отличная стоянка.

15 июля 2003 г. День 10

В 1240 отплыли. Сразу за островом начинается озеро Кудамгубское. В 1400 прошли озеро и снова вошли в Суну. На левом берегу, примерно в середине пути от истока Суны до озерка Узвегилампи есть отличное место для стоянки с песчаным пляжем. В 1430 прошли примыкающее справа к реке озеро Узвегилампи (не заходя в него). После него идем снова по Суне. Перед самым входом в озеро на правом берегу на дереве прибит дорожный знак «СТОП». В 1520 вышли из Суны в озеро Чудозеро. Вокруг заливные луга.

Как только мы вышли на открытую воду, сразу стал виден пляж на мысе напротив. Держим курс именно туда. В 1600 прибыли на стоянку. Место отличное, есть баня и стол, много дров. Берег ровный, здесь может встать даже очень большая группа. Завтра по плану дневка.

16 июля 2003 г. День 11. Дневка.

Топим баню.

17 июля 2003 г. День 12.

Вышли в 945. Обогнули мыс, на котором стояли. За ним сразу начинается озеро Поросозеро. Оно широкое и постепенно сужается. Примерно в 1130 увидели на правом берегу озера деревянный мост лесовозной дороги.  Вскоре впереди показался массивный мост через озеро, который оказался двойным: и ж\д и автомобильный.

Сразу за мостом причалили к левому берегу. Поселок Поросозеро лежит в основном на левом берегу. Сходили на почту и в магазин. Перед самым отплытием, к нам на берег, на машине приехали пограничники, попросили предъявить документы. Мы им показали маршрутную книжку, отдали список группы с ‘живой’ печатью МКК. Они остались довольны и  даже не проверили паспорта.

В 1445 вышли из Поросозера. Через час хода по озеру, мы увидели электрические провода с одного берега на другой, но это не ЛЭП (поэтому их нет на карте). Настоящая ЛЭП появилась позже. Удобно держаться правого берега, далее после маленького заливчика находится первый порог – Пристанский (1-2 к.с.). Осмотр – справа, для чего лучше приставать не на лугу, а чуть позже, около упавшего в воду дерева. Порог состоит из двух частей, разделенных большим уловом. Проходили по центру. Волны сильные, причем первая часть гораздо более бурная. После выхода из первой ступени река делает небольшой поворот, основная струя второй ступени видна хорошо, в нее легко попасть. Струя сама вынесет на тихую воду.

После порога примерно через 100 м маленькая шивера, а еще через 250 метров уже слышен шум следующего порога – Валазменского (2 к.с). Просмотр тоже по правому берега. При прохождении порога, мы входили в основную (центральную) струю, а затем старались брать левее, т.к. справа ближе к концу порога в воде лежит огромная каменная плита, ее хорошо видно с берега при просмотре. Валы высотой 1 – 1. 5 метра, поэтому лучше проходить с фартуками и юбками на всех байдарках. На правом берегу - хорошая стоянка. Рядом с ней развалины плавильного завода времен Петра I, весь берег засыпан шлаком из доменных печей.

Через 100 метров опять маленькая шивера. Это начинается плес, направления реки почти не видно, плывем строго на юг. Встречаются острова. Вскоре проплыли ЛЭП. После нее начинается первая шивера из трех, предваряющих порог Мельничный (2-3к.с.). Лучше причалить после второй шиверы, т.к. можно не успеть причалить перед самим порогом. Осмотр порога слева, там удобные скальные выходы. Порог начинается зигзагообразной струей с поворотом сначала направо, а затем налево. Он  длиной не более 50-100м, заканчивается бурной шиверой. Мы проходили порог вдоль левого берега. В нашем случае воды в реке было мало, поэтому в пороге бочки не образовывались. Кроме того, многие камни стали обливными, они образовали систему ‘ворот’. Прохождение порога и заключалось в прохождении ворот.

Сразу за Мельничным на левом берегу отличная стоянка, где мы и встали на ночевку, примерно в 2100. За стоянкой начинается плес, преходящий в озеро Пяльвоозеро.

18 июля 2003 г. День 13

Вышли в 1045 . В течение 2-х часов пересекали озеро, держали курс на виднеющийся мыс впереди. Справа и слева есть достаточно мест для стоянки - песчаные пляжи. После мыса озеро заворачивает. Берега одеты в водяную траву, держимся правого берега. Во второй части озера (после мыса) стоянок меньше, но все равно они есть на расстоянии друг от друга в 20-25 мин. ходу. В этой части озера есть острова. Чтобы не заблудиться, держимся левого берега.

Один из участков озера напоминает тупик. В левом углу этого места приметный большой песчаный пляж. От него стали брать вправо и, постепенно среди камышей проявляется река.

На самом входе в реку слева хорошая стоянка. В течении следующего ходового часа хороших стоянок не было. Река спокойная, только периодически в русле встречаются острова. Там река поворачивает. После 2-го острова, среди болотистых берегов, будет остров с высокими соснами, на нем есть избушка рыбака (избушки с воды не видно). Здесь отличное место для стоянки. Но надо быть внимательным: перед островом река разделяется на 2 рукава. Для стоянки, мы свернуть налево и примерно через 50 метров стало видно место, где рыбаки причаливают свои лодки. Дальше, в конце левого рукава, есть шивера. Она не мощная, но посередине есть большой обливной камень, который хорошо виден при просмотре с острова, а с воды его очень трудно распознать (надо заходить в центр, а потом брать правее). При нас, на этот камень сел и затонул Таймень-2 группы из Питера. Их второй экипаж сильно отстал, поэтому мы помогли вытащить лодку на берег и поймать вещи. Во время аварии сломались 4 стрингера! Именно поэтому, есть вы не собираетесь разбивать лагерь на острове, то лучше обогнуть остров справа, по правой протоке. Она чистая. Однако год на год не приходится, и мы настоятельно рекомендуем в любом случае пристать к острову и все осмотреть.

В 1400 встали на стоянку на острове.

19 июля 2003 г. День 14

Вышли в 1130. Сразу за островом шивера из четырех ступеней. Примерно через 1 км опять шивера, ее лучше проходить слева. Эти шиверы и есть порог Маркаткоски (‘Ворчун’). Сразу за ним отличная стоянка на левом берегу.

Вскоре река поворачивает резко направо. Маленькая шиверка. Примерно через 10 мин.  еще 2 переката (опять на повороте реки), за ними сломанная избушка на левом берегу.

Река петляет и вскоре на ее пути появляется небольшой остров. На левом берегу стоит большая железная бочка. Отсюда начинаются непрерывный                                    каскад шивер и порогов, который пришлось преодолевать сходу (просмотр невозможен из-за большой протяженности): пороги Коссаниски и Корбикошки и прочие без имени. Вода в Суне низкая, поэтому стоячие волны густо приправлены обливными камнями. Важно читать воду!

 Через 3 км через реку перекинут деревянный мост проселочной дороги, под ним шивера. Перед мостом маленький островок. Проходить ее лучше всего либо в самый левый пролет слева от острова, либо справа от острова тоже в самый левый пролет. За мостом несколько шивер, за ними избушка на правом берегу.

Далее еще 2 шиверы, простые в прохождении. Затем по левому берегу начинаются высокие каменные берега и в русле будет остров. После него камни появляются и на правом берегу. Здесь начинается длинный порог Лебикоски (2 к.с.). Он состоит из 7 отдельных ступеней, между ними мы делали маленькие перерыва, чтобы не притуплялось внимание. От моста до тихой воды ходу 1 час. В целом, препятствия до моста показались нам сложнее, чем после моста. Хотя и там и там хватает обливных камней.

Далее начинается плес, река сильно петляет. На входе в озеро Дяньгаслампи, справа есть  отличная стоянка, рядом с ней очень высокий песчаный берег. Чуть дальше (уже на озере) есть стоянка слева, с большим песчаным пляжем.

Еще несколько поворотов, и в 1700 мы прибыли на озеро Линдозеро. При входе в Линдозеро сразу виден большой остров справа. На нем выделяются 2 полоски пляжа: посередине и на левом мысе. Пляж посередине - очень плохое место для стоянки, т.к. совсем нет дров и заболочено. По описаниям, на мысе место лучше, и если оно свободно, то можно стоять там. В нашем случае оно было занято.

Хорошая стоянка с баней есть и на входе в озеро, на левом берегу. Чтобы к ней подойти, либо надо пройти сквозь камыши, либо (как мы и сделали) обойти камыш кругом. Там тоже было занято. На этом же берегу (левом берегу озера), чуть дальше, есть длинная полоса пляжа, в конце нее мы и встали. Место не плохое, много дров и черники. С местом разбивки лагеря мы определились к 1800. Обстроились: построили стол и скамейки, выложили кострище.

20 июля 2003 г. День 15. Дневка.

Обустраиваем стоянку. Сходили в деревню. Обратили внимание, что в этом году в озере очень мало воды – намытая береговая линия лежит примерно в 2 метрах от воды.

21 июля 2003 г. День 16

Вышли в 1030. За 1 час прошли деревню Линдозеро и достигли моста на выходе из озера. Проходили в самый большой пролет, но и под ним находятся старые сваи. Они заканчиваются практически под поверхностью воды. Пройти можно, только пришлось быть очень внимательными и не набирать большую скорость. За мостом сразу стал виден впереди мыс, а слева от него начинается порог Уитоженкоски (2 к.с). Слева валы, затем поворот налево и на выходе валы справа. По старым описаниям, на выходе должна быть разрушенная стеснительная плотина, но остатков плотины нет, только обливные камни, надо быть внимательным. Вскоре прошли ЛЭП, это треть пути до следующего порога.

После резкого поворота реки направо, начинается порог (без названия) с поворотом. Еще через несколько метров начинается длинный порог Шильмяйтокоски (‘Порог оленьих загонов'). Затем порог Ковеланлиети - Коски (‘Кривой нанос'), порог Леполису (‘Ольховая протока’)- они переходят один в другой. Вода низкая, все проходится сходу. После Леполису река резко поворачивает на восток. В русле остров, его мы обошли слева. За ним сразу начинается шивера с поворотом (есть на карте). После того как река поворачивает направо и разливается, в русле появляется перекат.

Затем река сворачивает налево, и в русле появляются маленькие острова. Это порог Сухой (1-2к.с.). Решили идти крайней левой протокой. Здесь потребовалась ювелирная точность при прохождении между камнями, так как воды мало, а мусора много, торчат камни. После порога левый берег поднимается, и превращается в высокий песчаный берег с соснами – отличная стоянка размером с футбольное поле. На берегу баня. Стоянка упоминается во всех описаниях Суны. Но стоять здесь можно только тогда, когда на берегу нет детского спортивного лагеря (об этом информирует вывешенная табличка). С 1400до 1440 обедали на этой стоянке.

От стоянки до порога Длинный (он же Каменный) прошли еще 3 несложные шиверы (порог Кадамлоама ). Начало порога Длинный (2-3 к.с.) хорошо видно - весь правый берег завален камнями. В порог тянет прилично. Обязательно надо просмотреть начало порога, так как на входе лежит обливная плита! Мы осматривали по правому берегу. Порог имеет повороты. Входили слева, а затем смещались к центру. На выходе тоже имеется обливная плита, поэтому шли левее, ближе к берегу. Сразу за порогом Длинный, слева, отличная стоянка с высоким песчаным берегом.

Здесь мы пристали отчерпать воду, так как в одной из лодок ее было вровень с кильсоном. На выходе этот экипаж задели обливной камень и, видимо, повредил оболочку байдарки. Наблюдения показали, что вода прибывает очень медленно, поэтому решили не останавливаться и идти дальше, наблюдая за уровнем воды в лодках.

Река повернула налево и начался перекат Корбикошки – 2. Далее река разливается плесом, в русле появляются острова. В течение примерно 30 мин. Идем по спокойной воде, после чего начинается ряд препятствий. Сначала небольшая шиверка, затем порог без имени, все проходится сходу. Затем порог Блин (2 к.с), проход слева. На нем стоят вешки для слалома. Порог очень красивый, бурный, высокие валы. Наверное, его назвали ‘Блин’ потому, что там вода как будто желтая. Сразу за порогом река поворачивает и на левом берегу есть стоянка со столом. После Блина  еще 2 порога, последний из которых порог Ледяной. Он скорее похож на несложную шиверу.

После прохождения Ледяного, одновременно справа и слева появляются высокие скалистые берега. Хорошая стоянка слева на первой скале. Появление скал говорит о том, что все препятствия на Суне пройдены. Причалили к скале в 17 05. Баня на берегу и часть скалы подтоплены, значит в водохранилище воды много.

22 июля 2003 г. День 17

Примерно за 1 час достигли места слияния Суны и реки Семча. По пути есть места для стоянок. Река расширяется и постепенно переходит в водохранилище. Держались правого берега и шли от мыса  к мысу, чтобы не заблудиться. На левом берегу есть хорошее место для стоянки.

Чтобы в водохранилище не запутаться, повернули направо только после того, как оно становится видно и справа и слева во всю длину, иначе можно попасть в ‘слепой’ залив, Еще один ориентир для поворота – хорошая стоянки на мысе справа. За этим местом мы повернули и сместились ближе к правому берегу. Очень скоро стал виден остров, идем слева от него и постепенно смещаемся к левому берегу водохранилища. Курс - на мыс впереди. Перед мысом поворот налево. Это снова река Суна. На левом берегу видна деревня Койкары, за ней ЛЭП и большой остров. Обходим его слева и вскоре впереди уже виднеется плотина. Встаем на правом берегу перед самой плотиной, что преграждает путь в старое русло Суны. Напротив нас - поселок Гирвас. Таким образом, в 1450 водная часть нашего похода была закончена.

23 июля 2003 г. День 18. Осмотр поселка.

Совершили пешую экскурсию по поселку (есть почта, магазины, медпункт), посетили бывший водопад Поор – порог. Чтобы его найти, мы пройти весь поселок по главной улице (шоссе, которое идет через плотину рядом с нашей стоянкой), вышли за табличку ‘ГИРВАС’ и дошли до пересечения с второстепенной песчаной дорогой, которая пересекает главную, а не примыкает с одной стороны. До пересечения идти от лагеря примерно 0.5 часа. Песчаная дорога должна быть с двух сторон одновременно! Свернули на дорогу направо, и метров через 100-150 будут стол и скамейки. С них уже виден Поор – порог. Полазили по скалам, спустились вниз. Там очень красиво, есть развалины водяной мельницы. Правда, некоторые ‘художники’ исписали камни своими надписями.

Вечером сходили за плотину, по правому берегу осмотрели остатки русла Суны – это бывшие водопад и порог Гирвас.

24 июля 2003 г. День 19. Поездка на водопад Кивач.

До водопада Кивач можно доехать. Из поселка Гирвас в 1100 (лучше заранее уточнить) уходит автобус в город Кондопога, на нем можно доехать до деревни Сопоха. Мы этого сначала не знали и шли пешком 8 км до трассы М18 (Мурманское шоссе), там нас и нагнал этот автобус. От остановки в деревне Сопоха прошли по шоссе еще чуть вперед, до указателя КИВАЧ 8 КМ. К водопаду ведет хорошая асфальтированная дорога. По ней мы и пошли. Если на стоянке у водопада попросить водителя экскурсионного автобус подвезти до поворота, то обратно вернуться в деревню Сопоха можно гораздо быстрее. Автобус в поселок Гирвас будет в деревне Сопоха примерно в 1830. На обратном пути мы не стали выходить на остановке в центре поселка Гирвас, а поехали до конечной – около Пионерного канала. Это примерно еще 1.5 км. Пройдя от остановки немного вперед, справа мы увидели здание ГЭС. Можно осмотреть находятся плотину и остатки кратера вулкана Гирвас. Если смотреть на здание ГЭС с дороги, то кратер вулкана будет от него слева, там, где обходной водосброс ГЭС.


5. НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПРИРОДНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ ( ЗАНЯТИЯ ) НА МАРШРУТЕ

Одной из главных целей нашего похода было посещение горы Воттоваара. Именно для этого мы поднялись о реке Вотто против течения и достигли Воттозера. Гора интересна тем, что на ее вершине находится рассеченное трещинами каменное плато, на поверхности которого разбросаны сейды - древние культовые камни. Поэтому это место еще называют ‘Карельский стоунхендж’. Местные жители называют гору по-другому: ’Смерть - гора’. Это связано с Великой Отечественной Войной. На этой горе погибло много партизан. Подробно об этом можно прочитать, например, в книге Дмитрия Гусарова 'За чертой милосердия’. К сожалению, на гору мы не попали.

Интересен порог Валазменский на реке Суна , расположенный ниже поселка Поросозеро. На правом его берегу имеются развалины металлургического завода построенного еще при Петре I. Перед входом в порог видны останки деревянной пристани, а на выходе остатки каменного мощения берегов. Весь высокий берег засыпан шлаком из доменных печей похожим на стекло. Так же на берегу среди шлака мы нашли чугунную чушку прямоугольной формы. По карте развалины есть и в отдалении от берега, но мы туда не ходили, так как запланировали ночевку дальше, за следующим порогом (Мельничным).

Много достопримечательностей находится радом с конечным пунктом нашего похода -поселком Гирвас. Рядом с плотиной находятся бывшие порог и водопад Гирвас. Это участок сухого старого русла Суны за плотиной. Видно, что при постройки плотины активно проводились взрывные работы. Однако левый, более высокий берег, остался без изменений. Рядом с плотиной, сквозь берег Суны буквально прорезан бревнолоток, который так же стоит осмотреть. Это маленький шедевр инженерного искусства: идеально прямой желоб постоянного наклона длиной порядка 1 км.

Еще ниже по старому руслу расположен водопад Поор – порог, в прошлом крупнейший водопад Карелии и Европы, он был гораздо больше водопада Кивач. Теперь это нагромождение скал вулканического происхождения без воды. Здесь так же есть остатки бревнолотока, в котором остались засыпанные камнями бревена. Ближе к правому берегу Суны, есть остатки водяной мельницы, радом с которыми лежат старые жернова.

Поселок Гирвас построен в кратере потухшего древнего вулкана Гирвас. При строительстве плотины Пальеозерской ГЭС его использовали, как элемент обходного водосброса. Поэтому часть кратера взорвана. Остались 3 террасы из застывшей лавы, ступенями спускающиеся к воде Пальоезера. По ним стекает вниз  небольшой ручеек.

Слева от дороги, ведущей из центра поселка к плотине ГЭС, находится небольшая гора, по словам местных жителей так же имеющая отношение к вулкану Гирвас. Она покрыта лесом. По направления в вершине этой горы от асфальтовой дороги отходит тропинка, на которую указывает табличка-указатель ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА. Представляется весьма интересным осмотреть тропу, но, к сожалению, у нас на это просто не осталось времени.

Из поселка можно съездить на автобусе на водопад Кивач.

6. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Маршрут вполне соответствует 2 категории сложности и доступен подготовленным группам, не требует особого снаряжения. Наиболее сложны пороги Нежданный (4 к.с., обнос), Валазменский (2 к.с., осмотр, страховка), Мельничный (2 к.с., осмотр, страховка), Корбикоски (2 к.с., страховка), Длинный (2-3к.с., осмотр, страховка).

Участок маршрута с подъем против течения вверх по реке Вотто к озеру Воттозеро и горе Воттоваара технически достаточно сложен, необходима хорошая физическая подготовка участников. Особенно сложно преодоление порога ’Водопад’ (2-3к.с., проводка по бревнолотку, как вниз, так и вверх по течению). Поэтому группам с детьми данный участок маршрута с подъемом против течения лучше исключить или начинать маршрут непосредственно на Воттозере и далее только спускаться вниз по течению.

Самое удобное время для прохождения маршрута, видимо, июль: вода еще достаточно, достаточно тепло, погода относительно устойчивая, есть грибы и ягоды. Правда, в нашем случае грибы попадались эпизодически и только в начале похода, а черника поспела ближе ко середине похода. Однако, конечно же, в плане даров природы, год на год не приходится.

Подъезды и сходы удобные, имеются места пополнения запасов: пос. Гимолы, пос. Поросозеро, пос. Гирвас. На маршруте много интересных объектов. Удобное окончание маршрута у плотины в пос. Гирвас.


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |