ТЕРЕШКА – матраска 0 к.с.

(2 мая - 10 мая 2002)

Маршрут (75 км)

Вязовый Гай - Поповка - Горюши - Дубовый Гай - Буровка - Клюево

От автора: пока хтмл-лил перечитал весь отчет. ИМХО длинновато и много не по делу. Т.ч. реально интересно будет читать тем, кто собирается на эту речку или тем, кто участвовал в походе. Кстати, в следующем году по нашей наводке на Терешку ходила еще одна группа, которая осталась очень довольна маршрутом. Красивый матрасный маршрут по диким местам.

Экипажи

...Сейчас, лежа на диване и потягивая бутолочку ледяного пива, я вспоминаю поход как приятное приключение для веселого экипажа, намеренного погреться на солнышке и повалять дурака. Да видимо, так оно и было, а пронизывающий ледяной ветер на аварийной стоянке у "Ловушки", дрожание от холода в воде при распиле очередного завала или пеший пятикилометровый ночной переход с байдаркой на плече мне только приснился. Ну да ладно, как говорит Влад, пороемся в нашем лукошке сказок и поведаем Вам еще одну историю о развеселой команде, которая решила пройти маршрут, нехоженный до нее многие годы.

"Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались"

По своему обыкновению Танюха и Костик начали планировать поход сразу после возвращения с Чегета. Маршрут определен не был, поэтому и экипаж набирался соответствующий, т.е. абсолютно разноплановый. Вовка поддержал все начинания еще на Чегете. Анюта с Владом присоединились сразу, как узнали о байдарочных планах. Как видимо, прошлогодние Полометьские покатушки не остудили их сплавного пылу. Надюха присоединилась после разговора с Костиком за рюмочкой коньячка в Березниковском ресторанчике во время одной из многочисленных командировок, которые так "украшают" жизнь аудитора. Женя подразумевалась по умолчание при слове "поход", причем ни в каком ином образе, чем "зав.пит" Костику она не виделась ("ты прасти меня, Гагарин, космонавт отважный!"). Вместе с Женей подтянулся Миша. А Диня с Ванькой возникли из ниоткуда и прекрасно влились в пятибайдарочную эскадрилью.

Итак, набралось 10 человек, половина из которых слабо себе представляло, что такое есть байдарка и тем более как это может передвигаться на чем-нибудь ином, кроме замазоленного плеча туриста. Светил явно обучающий поход. Но как же хотелось хотя бы чуточку экстрима. Народ почему-то не велся на фотки шивер и порожков, а настойчиво требовал южных широт. После долгих споров наш выбор пал на Терешку, как речку наименее известную, судя по Интернету (ни одного отчета) и достаточно привлекательную по своиму месторасположению - на границе Саратовской и Ульяновской областей. Оставалась определенная надежда, что речка преподнесет сюрприз и не один. Бинго! ...но по порядку.

Примерно за месяц народ начал томиться в предвкушении приключений и осаждать Венгерова, Простор, Бивак и прочие туристические магазинчики. Гермы, спальники, весла и другое тур.оборудование постпенно покидали запыленные склады и перекочевывали в неменее запыленный гараж Костика, где был организован базовый лагерь. В воздухе царило ожидание...

Первый блин комом

Первый блин: утро 2-го числа Костик начал с проверки комплектности оставшихся двух Т-2. Что-то явно смущало в разложенных на полу кучках дюралек. Вырисовывался явный прокол, но верить в него не хотелось. Как не пересчитывали мы весла, как не докупали их Анюта с Вадом, двух явно не хватало и взять их было явно неоткуда (одно облегчение - лопасти нашлись). Благо не все магазины закрыты в светлые майские праздники мира и труда и таки да удалось докупить 2 черенка от лопат, которые впоследствии не раз удосуживались нецензурных высказываний их обладателей - Миши и Вани.

Второй блин: когда уже надо было выезжать в сторону вокзала, Костика осенила очередная идея, которая повергла всех в еще большее уныние, чем нехватка двух весел. В Чертаново осталась палатка-пятерка. Что она там делала и как мы умудрились ее забыть - большой вопрос. Вероятно, виной тому пивно-креветочное отмечание отъезда накануне. Пришлось одну из трех машин, транспортировавших наши пожитки, отправлять в Чертаново.

Третий блин: в честь праздничной эстафеты перекрыли Садовое и нам пришлось добираться до Казанки такими дебрями, что мало не покажется. Хорошо, что с нами был Влад с его недюжими познаниями о Москве, который и вывел нас партизанскими тропами на место встречи (конечно, не без нарушения ПДД 8))) На вокзале мы еще долго блуждали в поисках друг друга, так как центрального входа, напротив которого было назначено место встречи, было два. В итоге нашлись по огромной цветастой куче вещей, которая явно выделялась среди унылых сумок челночников.

Ну все, вроде все в сборе, вещи собраны, пиво в дорогу закуплено. Можно грузиться. Наш поезд (отбывает с Казанского в 14:30, цена билета в плацкарте - 350 рублей). В поезде мы успели переделать все, что можно, и надоесть всем, кому можно. Больше всего бузили по поводу запрета на курение в тамбурах и хулиганство проводников, которые выкидывали мусор из окон. Мы как веселые туристы, испившие пива, не могли не встать на защиту чистоты Родины и здоровья курильщиков.

Стапель

Долго ли коротко ль, вскоре (через 14 с половиной часов) мы добрались до Сызрани-1. Внимание! в Сызране 2 вокзала и никто ни за что не выдаст Вам тайны, с какого надо ехать до Вязового Гая на электричках. Во все стороны были разосланы гонцы, а основная группа осталась охранять пожитки. Тут-то мы и заметили, что у нас подрезали литрушку спирта, которую за неделю до этого Диня с Костиком заботливо настаивали на клюкве для придания напитку целебных свойств (куда катится этот мир, если даже у туриста тащят самое дорогое!). Подрезали настолько грамотно, что мы даже не поняли, в какой момент незаменимая канистра покинула поле нашего зрения. Черт с ней, с канистрой - ближе к делу.Расписание электричек найти нам не удалось, зато удалось поймать рафик, то есть внутригородскую маршрутку №13, водила которой, услышав цену, любезно согласился запрятать куда подальше табличку с маршрутом (за 700 руб.), и шестерку (за 500 руб.) прямо до места стапеля. Покидали все шмотки в рафик, отчего последний, недовольно хрюкнув, осел сантиметров на цать, загрузились сами и покатили навстречу приключениям.

Ехать до точки начала сплава примерно полтора часа. Дороги оставляют желать лучшего, так что, чтобы не слышать мата шофера и скрыпа осыпающейся подвески, мы мирно задремали, придавленные вещами. Проснулись от резкого толчка и усилившегося мата водителя, который затормозил перед какой-то канавой и сказал, что его рафик дальше не пройдет. Шестерка виднелась вдалеке, подзастрявшая на ухабах в поле. Как она туда попала - большой вопрос, так как дорога никуда не девалась и шла метрах в десяти параллельно полю.

Послушав минут с десять нытье водителей и их убеждения, что река недалеко, прямо за ближайшими кустами, мы наивно начали разгружаться.

Как только последний рюкзак коснулся земли, рафик бешенно взвыл, развернулся практически на месте (водила боялся, что мы заподозрим неладное) и умчался в сторону Сызрани, оставив нас в недоумении и облаке пыли. Разведчики в лице Нади, Вани и Дини, отправленные в сторону "ближайших кустов" вернулись через полчаса с 2 новостями - плохой (идти около 15 минут в одну сторону налегке) и очень плохой (реки НЕТ!!! а есть ручей шириной под байдарку; весла девать некуда).

Делать нечего. Взвалили рюкзаки на плечи и в две нелегкие ходки перетащили все на место стапеля. Приблизительная оценка расстояния от дороги до ручейка - 1 км по полю. Перетащили все, передохнули и начали сборку байдар и распаковку вещей по гермам. Во время стапеля новичкам была рассказана познавательная лекция о комплектации и устройстве байдарок, а также технике прохождения препятствий. За это время Диня и Женя, которые уже кое-что понимали в устройстве российского туристического параходства, отправились на поиски воды. Вернулись они нескоро, но с дико довольными и хитрыми физиономиями. Мы заподозрили неладное и на всякий случай проверили наличие канистр со спиртом. Все было на месте. Оказалось, что радость сладкой парочки объяснялась наличием в 10 минутах ходьбы большой воды. Уряяяя! Настроение заметно улучшилось и стапель завершили за считанные минуты.

Костик с Вовкой взвалили на плечи Т-2 и направились по болотам, мосточкам и тропинкам к такой желанной в этот момент реке. На обратном пути они заметили, что остальной народ абсолютно не торопиться таскать вещи, а ведет беседу с мордовским джигитом, лихо подрулившем на своем УАЗе. Примерный смысл беседы таков: реки здесь нет, это пруд, из которого вытекает ручеек, превращающийся в Терешку через 7 км, и он, этот славный житель саратовской глубинки, с удовольствием за небольшую плату (500 руб.) довезет нас в две ходки до реки. Делать нечего - началось Camel-trophy. УАЗ с 2 байдарками на крыше и полным салоном вещей уехал в сторону реки. Так как три байдарки явно не поместились бы на крыше УАЗика Вовка с Костиком решили перегнать Т-2 по "ручейку" эти несчастные 7 километров. Встретиться было решено у моста, куда и направил нас веселый мордвин.

Начало сплава

Вместо эпиграфа:

-Ты суслика видишь?

-Нет!

-И я нет, а он есть!!!

Вовка с Костиком спустили Т-2 на озеро и сделали первые гребки по Терешке. Поплылось легко. Вскоре Т-2 достигла выхода из пруда. На выходе сделана искусственная плотина, которую, в принципе, можно проскочить. Неприятность составляет острая железная труба слева по ту сторону плотины, на которую несет основная струя. Так как у Вовки с Костиком кроме зажигалки и ножа с собой ничего не было, они решили не рисковать пропороться и остаться в самых верховьях реки без ремкомплекта и легко перекинули байду через плотину (слева). И понеслось...

Какая же классная речка. Течение быстрое, ширина ровно под весло, постоянные повороты на 90 и 180 градусов, шлагбаумы, заросли тростника и легкие завальчики, через которые можно перепрыгивать на скорости. Хорошо плыть в два гребца мужеского пола на пустой байдарке. Только ветер свистит в ушах, да летят мимо берега. Сделали один пролаз через бобровую плотину, при котором оба искупались, особо того не желая.

Эх, если бы не доброжелательный водила, плыли бы мы все вместе сейчас по этому спортивному участку и учили бы новичков слалому. К сожалению, проверить слова водителя пешаком было нереально, так как вокруг Терешки течет куча маленьких ручейков, пешком чкерез которые пройти нелегко.

Через час активной гребли Вовка с Костиком достигли железного моста (проходим, сложность составляют железяки, свисающие с моста), зачалились за ним по левому берегу. Спешились и отправились на поиски своих. Кружили вокруг моста с удалением в обе сторону километров по 5... долго... Перезнакомились со всеми рыбаками, облазали все кусты и болота, но группу так и не нашли. Зато нашли массу идеально сохранившихся бункеров, окоп и противотанковых рвов. Вот где покопать бы!!! Также имели удовольствие наблюдать сусликов, которые проживают в данной местности в немерянных количествах.

....а в это время лихой водила УАЗа ловко прыгал по кочкам саратовщины в направлении каменного моста, построенного, по словам водилы, аж при Николае II в 1615 году. В два захода (во время которых Женька паниковала, что байдарки сдует с крыши, требовала немедленной остановки и уговоривала пассажиров поддержать ее и заставить водителя остановить свой драндулет. Однако, водила невозмутимо уверял ее, что 20 лет был аквалангистом и привязал их таким узлом, что сами не развяжем) перекидали все вещи и стали ждать Вовку с Костиком. Смеркалось... Стало ясно, что сегодня уже никуда не плывем и было принято решение встать лагерем и направить спасательную экспедицию на поиски затерянной Т-2 (на всякий услучай оборудовали поисковый фонарь над рекой с красным флагом из бандан, чтобы лагерь было видно с воды и другого берега). Диня сразу намылился на рыбалку, для чего арендовал КНБ и уплыл из виду. Результат - одна рыбешка, пущенная на приманку для других огромных рыбин. К сожалению, оказалось, что это был самый крупный улов за весь поход. Тем временем Ваня с Владом отправились за водой (20 минут по полю в один конец), так как воду из брода, недалеко от которого встали лагерем, брать побоялись, хорошо памятуя устройство железнодорожной канализации (железка проходила неподалеку).

....на степь тихо опускались сумерки. Двое уже изрядно подмерзших байдарочника около 40 минут бегали по берегу в поисках байдарки. В сумерках все кусты стали близнецами и определить, к какому из них зачалили байду было нереально. А кусты покрывали полосу метров эдак пять от реки и пробиться к воде было не так-то просто. Спасены! Сорокаминутные поиски привели-таки к желанному результату и сплав продолжился, но уже в темноте. Идти в темноте приятно, только холодно и препятствия скорее не видишь, а чувствуешь. Появились первые мысли о холодной ночевке.

Из темноты на байдарку неслось что-то булькающее и угрожающее. При ближайшем рассмотрении это оказалась обносная бобровая плотина, которых за последний час гребли стало заметно больше. Обнос так обнос. Зачалились, взвалили байдарку на плечи и пошли. Шли долго (обнос 1 метр), 5 минут, 10 минут, 30... Тишина и покой. Степь спит. И тут Костика посетил вопрос, который так нередко мучал Фореста Гампа: "а почему мы идем?". "Хорошо идется" - ответил Вовка, и пешеводный поход продолжался уже по дороге, которая вела к виднеющемуся вдали семафору железной дороги Саратов-Сызрань. Там есть жизнь, там тепло и есть вода. Такого состояния буддистские монахи достигают путем длительных тренировок - желание воды и сигарет для Вовки. Больше ничего. Душа растворяется в природе и умиротворенно спит вместе с совестью.

Через час пешки было принято кардинальное решение сойти с дороги для "минус пива". И это был жезл Судьбы - вдали запрыгал огонек фонаря и до слуха утомленных байдаро-пешников донеслись голоса второй спасательной экспедиции из базового лагеря. Спасены! Ребята встретили Вовку и Костика горячим ужином, вкусным спиртом и теплой одеждой. Через час лагерь тихо сопел и видел во сне грядущие приключения...

По приблизительным оценкам Вовка с Костиком проплыли по воде 7 км, миновав при этом один мост и пару больших плотин, и прошли вдоль русла как минимум километров 5.

День 2

Утреннее солнышко ласково грело палатки, а вместе с ними и еще пухлые в первые дни похода пузики байдарочников. Подъем был не по-походному поздний.

Пока Женя с Надей готовили завтрак, Диня повел Костика смотреть на завал, который Диня выискал ниже по течению во время вчерашней рыбалки (все-таки есть польза от лескопорченья). Завал представлял из себя нагроможденные с обоих берегов достаточно увесистые стволы, усердно подпиленные бобрами, плюс к этому удовольствию куча веток, сучьев и прочего речного хлама. Очень уж не хотелось начинать общий сплав с обноса, поэтому было принято волевое решение - пилить.

Все мужское население лагеря вооружилось пилами, топорами, веревками и отправилось на войну с бобрами. Пропил делали по левой стороне. Весь прикол был в том, что пилить надо было с обеех сторон и в итоге Ванька с Диней, пилившие справа, оказались отрезанными от лагеря. Кроме распила (кстати, очень хорошо себя показали цепные пилы туристов) река подготовила нам еще один сюрприз - огромное дерево по левому берегу начало заваливаться на реку и пилящего под ним Костика. Вот такие нездоровые шутки! Пришлось закрепить его на берегу и воизбежание дальнейших его поползновений в воду вести дальнейшую расчистку с воды. Вовка с Костиком погрузились в Т-2 и привязали наплавные бревна, Ванька с Диней тянули веревку с правого берега, а Влад геройски прыгнул в реку (при этом его непромокаемый костюм залило сверху... западло!) и оттаранил топляк от опасно накренившегося бревна по левому берегу. Несмотря на то, что описание получилось немного сумбурным, завал мы таки расчистили и в скором порядке пошли отогревать спиртом Влада, который к этому моменту уже вдоволь наплавался. Больше всего не повезло Ваньке с Диней, которым пришлось возвращаться до моста, чтобы перебраться в лагерь (форсировать речку, видимо, было мокро и холодно).

Вкусно позавтракали, спаковались и начали спуск на воду (причем, в первый день Женя плыла с Мишей на "Беде", а Вовка с Диней на "Крейсере им. Дергачева"). Порядок сплава планировался следующий: первыми идут ударные байдарки "Неуловимый Джо" и "КиД" с тем, чтобы расчищать дорогу остальной группе, дальше идут "Матрас" и "Беда", а заключающей - "Ехидна", чтобы в случае кораблекрушения собирать новичков из воды. Грузились соответственно порядку - сначала спустили на воду всех новичков, чтобы они поучились плавать в блюдце вверх по течению, а потом приводнили ударную бригаду.

В конце концов, в 14:00 флотилия тронулась по направлению к завалу. Зачалились неподалеку, разработали схему прохода: так как пропил был достаточно узким, а топляк, который не удалось допилить из-за повышенной падучисти левого дерева, надо было проходить аккуратно и четко по центру, чтобы не прижало кормой к завалу. Первыми пошел "Неуловимый Джо" - встали по центру пропила, Костик вылез на правое бревно и протолкнул байдару, при этом не забыв запрыгнуть в нее. Следом пошел "КиД", который в точности повторил проделанную операцию. "Матрас" играюче перепрыгнул через топлячок даже без высадки Ваньки. От такой наглости у Тайменесплавцев просто не нашлось слов, а появилось доброе желание протаранить надувную посудину. "Беда" и "Ехидна" прошли завал с купанием капитанов. При этом у "Ехидны" почему-то открылись Полометьские течи... Завал пройден, можно наконец-то и погрести. Над рекой понеслись звонкие затрещины веслами - то шла примерка приема "автодозвон" капитанов до матросов. Действовало эффективно. Появилась уверенность, что ребята сгребуться и все будет хорошо.

Благо первый завал и оказался самым серьезным – остальные удавалось пройти по воде покарячившись так или иначе – где пропилив, где притопив, а где и просто продравшись сквозь ветки и бревна, но без обносов. Многочисленные шлагбаумы дали Тайменесплавцам возможность отыграться на "Матрасе". Если на топляках, где приходилось проводить Таймени, КНБ легко прыгал без выгрузки экипажа, то под шлагбаумы (где Таймени проходили на раз со складыванием головы в карман) она лезть упорно отказывалась, и Ваньке приходилось веслом пропихивать Надюху под бревна. Выглядело забавно.

Через час сплава все байдарки, да и сами путешественники так замаскировались всяким мхом, жухлой травой, ветками, гусеницами и другими почетными отметинами прохождения завалов, что сами прекрасно могли сойти за прошлогодние бобровые хатки, которые болтает вниз по извилистому течению Терешки. Река была все время разная, то совсем узкая – до 1,5 м , то широко разливалась в спокойные блюдца до 20 метров в диаметре. Скорость течения, особенно в бесконечных поворотах, требовала слаженной работы экипажей, не давая расслабиться. Байдары новичков, осваивающих тайны управления сиим плавательным средством, носило от берега к берегу, изрядно отнимая у них силы. Около 16 часов устроили перекус на высоком правом берегу. Разгоряченный греблей Костик благородно отдал свой гидрокостюм окончательно замерзшему Владу, Ехидна которого по сложившейся уже традиции добросовестно набирала воду до 3-го стрингера, не смотря на полную проклеенность и аккуратное с ней обращение. Во время перекуса все более-менее отогрелись, посетовали на коварность реки, и сплав продолжился. Вскоре появилась тенденция явного ускорения течения. Стали попадаться места, зрительно напоминающие настоящие шиверы буйством воды, наличием пены по берегам и сильным шумом, на проверку оказывающимися быстринами. Прибавилось резких поворотов с прижимами в них, берега стали обрывистыми – не зачалишся. Русло несколько раз делилось на два совершенно равнозначных рукава, ставя туристов перед выбором маршрута. Сложность заключалась в том, что на имеющейся карте отображено этого не было, по этому решили пользоваться правилом лабиринта и все время шли в правую часть. Погода начала портиться. Дождь пошел крупными тяжелыми каплями, принеся с собой холод, и лишнюю сырость. Стало темно, дождь все усиливался, вода в реке сала грязного серого цвета, скорость течения казалась даже еще больше. Перед одним совершенно глухим поворотом в который вносило достаточно мощной струей, не оставляющей времени на раздумья и особые маневры, «Неуловимому Джо» удалось зачалиться для разведки. Осмотр показал, что впереди - завал, проход есть только по левому внутреннему берегу, но так как бешено несет на правый и ничего не видно за поворотом, необходимо предупредить остальных. На крики “Чальтесь!” команда «КиД»а среагировать уже не успела в совместном шуме дождя и реки и инструкции прохождения принимали прямо на ходу. Прошли чисто, но не успел следущий за ними крейсер подойти к повороту, как спереди послышались знакомые уже звуки “Чальтесь! Все чальтесь! По правому берегу!” Ну, по правому – не по правому, а зачалились кто как смог – 4 байды по левому и только Ехидна дисциплинированно, как и требовалось, справа. Все капитаны пошли на разведку, ибо впереди виднелся завал перегородивший всю реку, за ним – спокойное блюдце, вода из которого выливалась очень узкой струей и уходила куда-то дальше в лес. Настораживал явно различимый даже из-за шума дождя шум падения воды.

Картина представлялась не очень радужной - завал легкий, но сплошной (самая неприятная штука - вроде, и пилить нечего, а мусор не разгребается, до топляка не достанешь, над завалом не проведешь - широкий. И стоишь себе, репу чешешь), за ним же после приятного блюдца, оказался порожек: слив на полметра (в котором если смотреть долго и внимательно, можно даже заметить обратную бочку, даже не бочку, а боченок), в сливе слева торчат заостренные бобрами палки из серии "смерть шкуре", дальше метров 20 крутого слалома до наплавного моста. Груженные байдарки не проходили однозначно. Было принято решение разгрузиться и встать лагерем у моста. Во время принятия решения дождь сыграл немаловажную роль, так как оставленные в байдарках матросы уже дружно замерзли и хлюпали носами.

Лодки пришлось задирать на полутораметровую высоту, разгружать их в состоянии хранения бутылок шампанского (т.е. под 45 градусов), а потом тягать наверх. Вся операция по разгрузо-перетаскательным работам не заняла больше часа. Зато потом началось самое приятное - катание на порожке. Первыми пошли Вовка с Костиком на "КиД". Разогнались, зашли в слив и слаломом ушли к мосту. Халявно, но приятно. Потом пошли Влад с Ваней на "Матрасе". Конечно, для КНБ это был аквапарк. "Матрас" как гусеничка сполз по порожку и уполз к месту выгрузки. Грациозно и спокойно. Потом катание повторил Костик с Диней на "Беде". Чтобы кататься было интереснее надо хорошенечко разогнаться в блюдце и прыгнуть в слив. Получается самый громкий в мире плюх.

Лагерь разбили на дороге около моста. Судя по травяному покрову, дорога не юзилась с начала этого года. Для стоянки место идеальное. К воде подбираться удобно как для готовки, так и для мытья посуды. Дежурным Ваньке и Михе в этом плане очень повезло. Поели, попели под гитару, потрепались и залегли спать. Назавтра был запланирован ранний подъем.

Тихо в лесу, только не спит ... бобер

Ночью проснулась Танюха и, не врубившись в происходящее, громко спросила: "Где я?" На что глубоко спящий Вовка дал вразумительный ответ (о месте нахождения на Терешке, вблизости деревни Поповка), мерно переходящий в невнятное бурчание и посапывание. Штурман спит - поход идет...

День три

Наступил светлый праздник Пасхи. По этому поводу организовали ранний подъем. Достаточно эффективно собрались, позавтракали и прямо с моста спустили на воду байдары. Во время сборов впервые появилась мистическая Наташа. Дело было так. Диня, кружась вокруг байдарок в диком танце спаковщика, периодически выкрикивал "Где вещи Наташи, которые должны плыть в нашей байдаре? Где Наташа и ее герма?" Все заподозрили неладное - с нами плывет зайцем некая Наташа, которая забила все наши рюкзаки и байдарки хламом и при этом еще и не гребет. (как казалось сначала, секрет был в утреннем путанье имен Надя и Наташа. Но потом все поняли, что Наташа существует, так как она появлялась везде и в конце концов материализовалась. Но мы забегаем вперед. Наберемся терпения).

Сегодня речка абсолютно сменила имидж - она стала широкой и спокойной. По сему поводу сразу стали проявляться все перегребы. Лодки все время кренило к правому берегу. И если экипажи поопытнее шли достаточно ровно, то "Матрас" и "Беда" резали классические горнолыжные дуги от берега до берега, тем самым удлиняя километраж сплава.

Вскоре из-за поворота показалась деревня Поповка (по правому берегу). Мест зачалиться навалом. Спешились и мужская половина отправилась в деревню за водой, едой и пивасиком. В деревне 2 магазина, ларек плюс в белом кирпичном домике напротив Клуба Досуга торгуют с рук. Уткнувшись в первый магазин с надписью обед, мы решили вступить в контакт с местными жителями для проведения рекогнасцировки. Ваня сразу узрел трех деревенских девиц и смело двинулся прямо по направлению к ним. Местные красавицы, завидев нас стали хихикать и стрелять глазками в нашу сторону. Ваня вступил в контакт. В результате мы поимели информацию о волшебном торговом домике (см. выше) и встревоженного деревенского лба, который подумал, что мы клеим его девушек. Когда же он понял, что нам нужен всего лишь пивасик, сразу подобрел, узнав родственные души, и направил куда следует в прямом смысле этого слова.

В домике мы купили ящик баклашек пивасика (Волга, Дон), макарон, 20 пакетиков супов, 2 кг печенья, 2 огромных копченых рыбины явно не местного улова, воды и еще какой-то вкуснятины, за что и получили впоследствии от зав.пита. Кстати, в подарок еще получили полную кастрюлю крашеных яиц. Набрали воды из колодца на первой линии, подумали о покупке жирного гуся, которых ходило поблизости в изобилии, и, забив на эту идею, отправились к девчонкам. Пир устроили прямо на берегу. Отметили праздник, порадовались за богатство и радушие деревни и вполне сытые и довольные продолжили сплав. Во время перекуса было решено открыть в "КиД" курс молодого бойца "У Вовки" для выравнивания экипажей и посадить к нему на обучение Мишу, а Диню отсадить к Жене.

Подкрепление пришлось кстати, так как дальше пошли завалы. Пилили долго и упорно, вспоминали родственников бобров, пили пивасик. Во время одного из распилов в голову пришла любопытная идея - отловить бобров и провести с ними воспитательную беседу. Вырастить бобра-друга туриста, которые дрейфует перед байдаркой, перегрызая на своем пути все завалы (идея находится на стадии реализации. Ищем бобров-добровольцев). Особого внимания заслуживает техника прохождения завалов "Бедой". Байдарка заходила лагом, ее прижимало, после чего матрос Диня начинал бешенно размахивать веслами и ежесекундно отдавать команды, при все при этом не видя, что Женька схватившись за какое-нибудь бревно, чтобы не кильнуться, тем самым блокируя все Динины усилия, дико смеется. Причина радости - просто хорошее настроение.

Ближе к вечеру мы наткнулись на шедевр бобрового строения - огромную плотину, которую не то что пилить, обносить-то пришлось бы долго и упорно. Но, памятуя о толпах туристов, которые поплывут по этому маршруту за нами 8))), и просто из-за нашего теплого отношения к бобрам решили пилить. На завал высадились Ваня, Вовка и Костик, забрав все топоры и пилы, имевшиеся в наличии. Ваня начал пилить с начала завала, Костик - с конца, а Вовка разгребал по середине. Причем, при пилении Костик жутко напоминал енота-полоскуна, так как пилил под водой, что дико веселило Вовку. А когда бревна уже были прилично подпилены и стали неустойчивы на воде, Костик начал телепузно падать с них в воду и барахтаться там, и так много раз, чем вызвал бурное одобрение публики и множество теплых улыбок.

Стоянку начали искать около 20:00. Примечательно, что река идет не только по границе Ульяновской и Саратовской областей, но и по временному разделителю. Поэтому по правому берегу время Московское, а по левому - местное (на час меньше). Зачалились по правому берегу напротив наблюдательной вышки (слева). Уже изрядно подмокший Костик переплыл реку и взобрался на вышку. Вокруг одна степь и суслики, да железная дорога дымит вдалеке.

Поужинали и завалились дрыхнуть, так как денек выдался напряженным. На лагерь спустилась ночь.

День четвертый

Подъем был назначен на 7:30, но Анюта с Владом, которые были дежурными, сделали по-истине героический поступок - они встали на пол часа раньше и к моменту общего подъема в канах уже аппетитно шкварчала еда и уютно потрескивал костер. Позавтракали и быстро снялись с места стоянки. Причем, перед сплавом Танюха покрутила в руках Анютино новое весло и с восхищением заметила, какие же легкие и удобные весла стали делать. Ровно через час гребли весло, попав в зажим в каком-то завале, погнулось, а при попытки выпрямления и вовсе сломалось на две части. Сглазила, блин. А так бы сносу не было - на века, небось, делалось 8))

По дороге нам встретилось два завала, которые были благополучно распилены (привет бобрам!). "Беда" придерживалась прежней "веселой" тактики прохождения завалов. А "Неуловимый Джо" для повышения адреналина и просто для прикола нередко брал препятствия кормой. Парадокс - создается впечатление, что при движении задом наперед, плывется гораздо быстрее. Более того, можно видеть всю группу. Единственное неудобство - не очень видно вперед - к следующему походу прикупим зерекала заднего вида 8)))

Река стала шире и "Неуловимый Джо" с "КиД" налегли на весла. При небольшом течении, которое терялось в разливах, остановка была смерти подобна, поэтому гребли изо всех сил. Через пару часов гребли впереди показался наплавной мост около деревни Горющи. "Неуловимый Джо" и "КиД" зачалились в близь лежащем тростнике и стали ждать остальную группу. Прошло 10 минут - тишина, 20 минут - достали сухофрукты и спирт, 30 минут - началась пьянка. Вскоре от сухофруктов животы всей четверки забурлили на разные голоса.

...А в это время остальная часть флотилии изо всех сил рассекали водную гладь Терешки веслами и что было мочи ругали ударную бригаду, так лихо умчавшуюся вдаль. Когда силы и словарный запас были исчерпаны, народ принял решение передохнуть. Женька за время перерыва даже умудрилась помыть голову, так что в деревню Горюши она вплыла королевой :)))

Через час после высадки ударной группы флотилия объединилась. Девчонок послали в деревню за водой и пивасиком, а парни стали собираться с силами для обноса моста (если очень захотеть, можно попробовать проплыть совсем слева - высоты должно хватить, но неизвестно, что за мусор нанесло под левый берег и как поведут себя железяки, свисающие с моста. Кстати, центральная балка моста проломлена, что и делает его непроходимым водой).

Когда девчонки ушли к мужской половине на скорости подлетела шестерка и из нее вывалился майор и какой-то мужик в штатском (неужели военкоматские из Москвы догнали? :)). По подозрениям штатский был из рыбнадзора, так как все разговоры веселой парочки медленно перетекали на то, каких рыбаков мы видели на реке и чем они ловили (На Терешке практикуют электрические удочки. Браконьерство, однако. Правда, по сравнению с нашими мыслями - запитать удочку от лэпа, все остальные просто игрушки). Через 10 минут разговора, контролеры, не получив от нас никакой информации, но посоветовавшие прибомбить в деревне самогон, уехали восвояси. А байдарочники начали обнос моста, во время которого в принудительном порядке искупался каждый, так как несущий нос постоянно менялся, чтобы никому обидно не было.

Из показаний ходоков в деревню: до поселения топать 3 км по грунтовке. Во время этого пути к девчонками также подкатывали вышеупомянутые менты. Но то ли веслом побоялись огрести, то ли по мужской беседе изголодались, вояки быстренько переключились на нас. В деревне есть магазин, где помимо стандартного деревенского набора можно купить пивасика (Балтика №7) и воды. Обратно было принято решение идти другой дорогой, чтобы иметь полное представление о жизни саратовской глубинки. Оказалось, что новая дорога проходит через конезавод, где Надюха, завидев беременных кобыл, гордо изрекла: "Даааа! Не все еще потеряно для отечественного племенного скотоводства!". И была права. Если страна начнет разводить бобров, то сможет завалить шапками весь мир, а мы ей в этом поможем. (P.S. из вечерних изречений: лошади клевые, они плюшевые!).

Перекусили и двинулись в путь. Вскоре река раздвоилась. Налево уходила стоячая вода, которая вероятнее всего где-нибудь через метров сто превращалась в болото, а направо - веселая речка с перекатом прямо сразу за местом раздвоения. После недолгого раздумия мы направили свою флотилию по быстрому течению и сразу за перекатом зачалились поправому берегу, так как нас встречал завал. Решили здесь и заночевать, тем более, что был удобный пляжик для выноса байдарок. Самый большой минус в этой стоянке - комары, так как вокруг стоял лесок. За то время, что народ разгружал байдарки Костик разгреб завал, чтобы не заниматься этим утром. На второй завал сил просто не хватило.

Пока дежурные в этот день Таня и Костя варганили что-то на походной кухне, Вовка читал всем вслух сказки про ежика в тумане, которые предусмотрительно прихватил с собой из Москвы, а Диня, надев гидрокостюм, пошел портить очередные лески и донки. Смеркалось, небо становилось все ниже и притягательнее, а вокруг колеблющихся языков огня сидели дружно почавкивающие туристы и под гитару тихо лились слова "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!" И это было действительно здорово.

День пятый

Раннее-раннее утро. С травы еще не сошла роса, весело играя в лучах восходящего солнца. Маленький муравьишка ползет с травинкой по своим делам, тихо жжужжа над ним пролетает пчела, природа просыпается. Как вдруг всю эту идиллию нарушает кряхтение и покашливание какого-то невнятного существа, одетого в брезент и кроссовки, перемотанные изолентой, чтобы не отвалилась подошва. То Диня идет на рыбалку. Лагерь начинает пробуждаться.

Динина рыбалка опять не принесла ничего, кроме неприятностей. Мало того, что ничего поймано не было, так Диня еще умудрился наловить плохих новостей. Во время своих блужданий по берегу реки он встретил местного рыбака, который и поведал Дине, что русло, по которому мы пошли, - тупиковое, а Терешка уходила налево (именно та стоячая вода и была река). Уже научившись не доверять местному населению, мы отправили на разведку Миху (он еще со вчерашнего дня подозревал неладное, так как песни лягушек не давали ему спать), Женьку и Надю. За это время спаковали лагерь и в ожидании разведчиков стали читать ежика в тумане и компанию. Влад чинил Анютино весло. Ожидание расслабляло, погода портилось.

Примерно через час вернулись ребята и подтвердили все наши самые нехорошие предположения. Оставалось несколько вариантов: либо делать обнос вверх по берегу до развилки, либо плыть против бурного течения, да еще проходить перекат вверх по течению (нереально), либо разработать какой-нибудь хитроумный план по вывозу байдарок на Терешку. План не заставил себя долго ждать. При этом был прост до гениального. Мы загрузили все байдарки (включая опять непонятно откуда появившуюся герму Наташи). Ваня с Вовкой пошли на место развилки реки и оттуда сплавили по течению морковку. Костик с Владом привязали к спасконцу "Беду" и Ваня с Вовкой вытянули ее против течения на место развилки. И так пять раз.

Наконец-то все байдарки стоят на маршрутной реке и можно плыть. День выдался наредкость завальный. Пилили постоянно. Пили все и всем, включая ножовку в Динином перочинном ноже. Вгрызались, можно сказать, зубами в завалы, но продирались сквозь них и шли дальше. На треск, поднимаемый топорами и пилами и разносящийся по всей реке, сбежалась деревенская детвора. У нее то мы и узнали, что скоро будет деревня Дубовый Гай и что мы чуть не распилили их местный "мост" (огромное поваленное дерево). Интересно, а сколько деревень по нашему пути уже осталось без переправы??? Бревно пришлось перепрыгивать. Но в награду за это Таня с Диней купили в деревне пивасика и мы устроили праздничный перекус с прогревом завалорасчищателей.

После перекуса погода сразу испортилась. Задул холодный ветер и солнце ушло за тучи. Стало зябко и неприятно. Зат огрести стали быстрее. Вот тут-то мы и наткнулись на огромный завал. Пилить его было необходимо, применяя технику енотов-полоскунов, причем вдвоем. Пока Ваня и Костик занимались расчисткой завала, народ, уютно устроился в байдарках и, попивая пивасик, весело наблюдал за работой. Через десять минут проход был готов, но для сплава необходимо было два страхующих человека. Так как еноты-полоскуны были уже мокрые и холодные они и остались на плотине страховать байдары. "КиД", "Матрас" и "Беда" благополучно миновали завал. В рядах же "Неуловимого Джо" и "Ехидны" произошло какое-то замешательство и обе байдарки на скоросте влетели в проход. Их начало прижимать лагом к плотине. А учитывая, сильное течение на данном участке реки киль был вполне возможен. Страхующие ринулись к байдаркам. Вот тут-то Костика чуть и не засосало под плотину в гости к бобрам. (Ощущения были не из приятных - бешенно грести на месте, ощущая не продвижение вперед, а медленное затягивание вниз и назад). Хорошо, что неподалеку оказался Ванька, который и помог Костику зачалиться к берегу. Повозившись еще какое-то время, все байдарки оказались по ту сторону плотины.

По ходу движения расчистили еще один небольшой завальчик. Река стала чуть шире и набрала скорость течения. Весла дружно засвистели в воздухе, скорость явно превысила среднюю по реке. Супер. "Неуловимый Джо" налег на весла и слегка оторвался от группы. Раз - и раз - и раз (так грести будем, до Каспия не вопрос доплыть). Плыли - одно загляденье, ровные взмахи весел, вход в воду без брызг, техничный проход поворота по резаной дуге и .... хрясь - сделала шкура RZ в резком торможении, хрясь - байдарку крутануло на месте прямо по центру реки на абсолютно беспрепятственной воде. Из-под заднего стрингера начала хлестать вода. Разрез и конкретный. Костик моментально катапультировался в воду и попытался заткнуть прорыв рукой, чтобы приостановить воду на время поиска более подходящей заплаты. Тут-то и спасла положение Надюхина сидушка, оказавшаяся точь-в-точь по размеру. Она легко влезла под стрингер и прижала струю воды, заливающую "Неуловимого Джо". Все это произошло за какие-т секунды. Костик приподнял корму и снял байдару с острого двойного топляка, которого не то что с воды, а стоя рядом с ним не было видно. Танюха же зазевалась в байдарке, приведенная в ужас возможностью намокания заначенных конфет и баранок, которые в невероятных количествах водились у нее по карманам. Костик, видя чем занимается его матрос (а именно судорожным распихиванием вышеозначенного добра в гермы), взревел “на выход” и Танюха послушно сиганула в холоднющую воду, доходящюю ей в этом месте ровнехонько до ушей.

Секунда и из-за поворота вылетает "КиД". Мишка с Вовкой слегка прибалдели - и чего это экипаж «Неуловимого Джо» в воде посредине спокойной реки, искупаться что ли решили (угу! В такую-то погоду!)?! А в это время Костик с Танькой что было мочи орали "КиД"у о надвигающейся опасности. Хрясь - Таймень села на топляк, но несильно. Вовка катапультируется за борт. Дальше начинается просто безудержное веселье. Смотреть на мокрых до нитки Вовку, Костика и Таню, барахтающихся в воде и весело гогочущих, было действительно прикольно, поэтому оба экипажа зашлись в здоровом детском смехе.

И тут из-за поворота выскочил "Матрас". Экипаж "Матраса" задался тем же вопросом, что и экипаж "КиД"а пару минут назад, но уже в отношении Вовки. И тут хохочущий Вовка выдал: "Здесь такая хреновина!" и опять захлебнулся в смехе. Экипаж "Матраса" так и не сообразил, что там за хреновина у Вовки в воде, но на всякий случай решил его не давить и обошел по левому берегу. Остальные две байдары поступили таким же образом.

Было решено вставать лагерем на проклейку на правом берегу в поле (левый берег заболочен). Какая же это была стоянка. Идти за дровами метров 500, дует ураганный ветер, вещи и людей сдувает с ног. Если Костик, как только вылез из воды, был решительно настроен спилить "Ловушку", чтобы следующие байдарочники не потерпели нашей участи, то через 10 минут, пока шла разгрузка, все его желание куда-то исчезло, так как ветер пробирал до костей (Веслорукие! Внимательнее на поворотах за Дубовым Гаем!). Стоянку решили делать по правилам - каждый принес по охапке дров, расставили колышки и натянули вокруг них пенки, чтобы ветер не сдувал костер и начали ставить палатки. Поставить палатку на таком ветру - отдельная радость. Кайта у нас не было! Тент от большой палатки можно было с трудом удерживать как минимум впятером. А если бы его взял один человек, то сдуло бы однозначно. А потом лови его по прибрежным лесам и степям. С тентом-парашютом забавлялись долго, пока в конец не обессилили и не проголодались.

Диня ушел на рыбалку. Причем, он был дежурный и Вовке пришлось готовить одному. Естественно, Диня ничего не поймал, зато видел выдру, чем и остался счастлив. Влад с Ванькой делали Анютино весло.

Поели на сумасшедшем ветру, одели на себя все, что можно и все вместе отправились в большую палатку пить спирт и рассказывать страшные истории. Женька открыла массажный салон и разминала всех желающих.

В эту ночь было шикарное по-южному низкое небо. Были видны Марс и Венера. Небо казалось так низко, что можно достать рукой. Вот, наверно, именно в такую ночь ежик с медвежонком чистили звезды...

С небосвода покатилась звезда. И пока она докатилась до земли, весь лагерь уже крепко спал.

Тревожна ночь, или палаточные приключения

Ветер выл всю ночь, пытаясь сорвать тенты с палаток и ворваться в спальники. Вовке сквозь сон все время казалось, что кто-то рвется в "Лотос" и он несколько раз выглядывал проверить, на месте ли тент и кто в такую пору бродит по лагерю (по предположениям наглые суслики пытались стащить нашу хавку из-под тента). В большой палатке наблюдалось постоянное передвижение: народ пытался отползти куда-нибудь подальше от бортов, куда нещадно поддувал ветер. Туристы в спальниках напоминали переполошившихся гусеничек, резво ползающих по палатке. В итоге Женя, Ваня и Диня подпихнули по обыкновению дрыхнущего Миху в его теплом спальнике под подветренный борт. Попытались состегнуть свои спальники, но молния на одном была заштопана, поэтому пришлось расстегнуть все спальники и пользоваться ими как одеялами - вместе все-таки теплее. Через час копашения все успокоились, пригрелись и провалились в глубокий сон туриста.

День шестой

Что в мире может быть противнее писка будильника в полвосьмого утра? А теперь представьте себе то же, но когда за палаткой свистит ветер, холодрыга и тебя ждет мокрая река. Представили? Вот и Костик представил и выключил будильник. Подъем будет поздним.

Правда, совсем поздним не получился. В конец замерзший Диня, выполз из палатки и решил наконец-то выполнить свои обязанности дежурного. Скоро к нему присоединился Вовка. Остальные забились поглубже в спальники и продолжили спать.

Ветер сутра стал еще сильнее, чем накануне. Костер отказывался гореть до тех пор, пока Диня с Вовкой установили заслон из пенок и практически с искорки вынянчили более менее устойчивое пламя. Готовка осложнялась тем, что ветер сдувал весь жар и каны отказывались закипать. Через час мучений закипел первый канн и в нем было решено навести киселя для сугрева.

На запах киселя из палатки выполз Костик, а потом подтянулись и остальные. Погрелись у костра, поели и начали гонки по полю за вещами, оставленными на улице сохнуть до утра и успешно разлетевшихся по всему лагерю. Сниматься было решено как можно скорее, чтобы не задубеть окончательно.

Река стала широкой. В-основном налегаем на весла. Берега постоянно меняются: то леса, то поля, на которых бешено дует ветер, сдувая байдарки. Периодически собираем совет для определения места окончания маршрута. Советы проходят в катамаранном режиме, то есть сцепляем все байдарки и сплавляемся таким образом по течению, решая насущные вопросы. Проплыли Буровку. Здесь есть станция, от которой ходят поезда до Сенной. Но решили плыть дальше. По берегу нас преследует какой-то рыбак, который говорит, что пешком идти быстрее и какими-то тайными тропами добирается до следующего поворота быстрее нас. Вот гад!

В итоге решаем зачалиться на симпатичном месте по левому берегу километрах в трех ниже Буровки с тем, чтобы к утру просушить байдары и начать пешку до станции. Напротив, на правом берегу деревня Ельники (как показала заброска в деревню – в ней почти никого не осталось жить, кроме стариков).

Место для стоянки нашли шикарное. Могучие деревья создали полянку как раз под три палатки и костровище, кусты прикрывают лагерь от ветра, мягкая трава гарантирует комфортное спанье. Народ, закрыв глаза, представил себе прекрасный заключительный вечер, возможно, даже с шашлычком, который мы купим в деревне. Женька от радости принялась кувыркаться по траве с радостным улюлюканьем.

Разделились: Надя, Диня и Женька пошли на поиски деревень и цивилизации, а остальные начали разворачивать лагерь на столь прекрасной поляне. Прекрасная-то она прекрасная, но через пять минут раздался встревоженный голос медика – клещи. Сначала никто не принял предостережение всерьез – ну, клещи и клещи. Уж очень не хотелось верить в наличие у нашего места каких-нибудь минусов. Но после того, как у каждого на одежде обнаружилось минимум по два-три клеща, стало не до шуток.

…Они атаковали. Шумно дыша, двигая загребущими лапками и кося жадными глазами на нас. Туристы отступали. Никакие имевшиеся в наличии антиклещиные средства не действовали на монстров, а похоже, даже доставляли им наслаждение. Клещи – мутанты, клещи – мазохисты. Столько этих тварей мы не видели никогда. Они были повсюду – на деревьях, кустах, траве, наших байдарках и вещах (как мы их не заметили сразу в таком количестве?!). Они не прятались и явно считали себя хозяевами территории. Мы были чужаками, которые должны быть стерты с лица их маленькой земли...

…Круг смыкался – армия клещей взяла небольшой туристический отряд в оцепление и отпускать явно не собиралась. Нужен был спасительный план, так как разведка (Вовка, Миша и Костик) дальше по берегу не принесла никаких утешительных результатов – они были везде. Каждый вспомнил про себя симптомы энцефалита, просчитал, что при учете, что на миллионы клещей один является носителем вируса, и что в нашей ситуации носителей здесь как минимум два, обнял друга и, глотнув спирта, попрощался с ним. Путешествие приближалось к трагическому концу... (прим. автора - здесь благодарный читатель должен уронить слезу на монитор и тихо всхлипнуть. Домохозяйки могут лишиться чувств для подчеркивания трагичности момента)

Спасительной оказалась «последняя» сигарета Вовки и смутные воспоминания Костика о самопальном лесном пожаре на даче. Выбор сделан – мы принимаем бой. В этот бой пошли зажигалки и весла. Зажигалками мы палили траву, а веслами контролировали расхождение пламени.

Твари явно не любили огня и начали неохотно отступать, держа оборону на каждом отдельном холмике. Вовка с Костиком вели наступательную войну, а Миха с Танькой добивали врага на отвоеванных территориях.

Больше всего удивился народ, который вернулся с разведки. Не каждый день увидишь настоящих Вуду-пипл, размахивающих веслами в круге огня. Но после того, как мы сняли с каждого из вновь пришедших по несколько вражеских агентов (эти гады даже успели десантироваться к Женьке на шею во время ее кувыркания), они тоже вооружились веслами, глотнули для храбрости и начали боевые действия. Через час жаркой работы место, достаточное для установки лагеря было расчищено. Территория за пределами выжженной земли была наречена «зоной риска», и каждый, кто выходил туда, по возвращению должен был пройти карантин, чтобы не принести в свой стан врага. На выжженную землю враг заползать боялся.

В десять лагерь поставлен. Разожгли костер и начали готовить ужин. Вовка с Костиком, вооружившись налобными фонарями и приготовившись к выходу в «зону риска», отправились к байдаркам вытаскивать для просушки пенки, проложенные под стрингерами. Фонари выключили, так как луна освещала байдарки. Начали тягать первую пенку – не идет. Пережало. Вторую, третью – та же история. Включили фонари и на какое-то мгновения ослепли, так как мощный свет фонарей вернулся к своим источникам, отразившись от толстенной корки льда на байдарках. Вся вода превратилась в лед. И если у костра холод пока что не ощущался, то здесь он начал тихо прокрадываться под одежду и пробирать до костей.

Новость, конечно, так себе. Но одно приятно – наши враги погибнут в ледяной пустыне.

На ночь одели все, что было только можно, включая спасы. И в итоге мороз, буйствовавший за стенами палаток, так и не смог пробраться до нас. Туристы провалились в сон.

Утро холодное, утро морозное

Первые лучи солнца растопили корку льда, намерзшую на лагерь за ночь, и осветили одинокую фигурку, удалявшуюся прочь от места стоянки. Фигурка шла и шла, мерно попыхивая сигареткой, пока не превратилась в точку и вовсе не скрылась за горизонтом. Отряд не заметил потери бойца – крепок утренний сон туриста.

Светлый праздник – 9 мая

Подъем объявили поздний – часов в одиннадцать. Расслабляло то, что плыть уже никуда не надо, а собираться пока еще лень. Народ лениво выползал из палаток, пытался стянуть с себя одежку, которая почему-то вечером так легко налезала одна на другую, но сниматься упорно отказывалась. Начали тихонько паковаться.

Утренняя звенящая тишина вдруг нарушилась треском, уверенно приближавшимся к лагерю. Треск нарастал и вот вдалеке уже стал различим трактор с прицепом. В голове Костика защелкали воспоминания: «Нерль, Костик с Максом спят на вещах прямо на трассе, сил нет. И тут откуда не возьмись возле них резко тормозит Москвиченок с Диней на пассажирском сиденье. Спасены! Диня надыбал транспорт в этой глуши!» и фраза напросилась сама собой: «Бл* буду! Вайнер трактор пригнал!». И точно – та утренняя точка, удалявшаяся от лагеря была никем иным как Диней, не поленившимся дойти поутру до Буровки и найти практически единственный на всю деревню трактор.

Быстренько спаковались, поупражнялись в инженерном искусстве, запихивая пять байдарок в весьма небольшой прицеп, погрузили все свои пожитки, а также Диню с Костиком на прицеп и пустились в путь до станции. До станции километра три пехом через поле. Пока подошел основной народ Диня с Костиком успели разгрузиться, а Диня сбегать в деревню за сливками, сметаной, сыром и творогом (за все 150 руб.).

Антистапель

Кукушенок с Буровки до Сенной идет в 16:30. Билеты стоят 20 руб. и продаются прямо в поезде. По четным числам к кукушенку цепляют продуктовый вагон, где можно закупиться едой (это для тех, кто плывет дальше до Сенной).

Времени было навалом, поэтому собирались неспеша. Даже успели помыть головы. А Ванька с Вовкой даже побрились. Примерно к 16:00 все рюкзаки стояли собранными и народ нежился на травке в ожидании кукушенка.

Естественно в 16:15 к Буровке подкатил товарняк и встал, перекрывая нам проход к платформе (железка – одноколейка, поэтому поезда вынуждены пропускать друг друга на разъездных станциях, коей и является Буровка). На вопрос проверяющему о времени отбытия поезда получили убийственный ответ – через полчаса. Всех как подменили. Быстрый подъем, цепь через товарняк и давай перешвыривать вещи под, а то и над товарняком на платформу, постоянно держа в голове, что проверяющий мог и наколоть и поезд вот-вот стронеться.

К 16:30 все были готовы грузиться в кукушенок. Он опоздал на два с лишним часа. За это время мы успели поспать, попеть под гитару, съесть весь творог, поматерить кукушенок, похвалить кукушенок, вспомнить его родителей, а также родителей машиниста, опять поспать и опять вспомнить родителей машиниста.

Около семи мы таки да погрузились в лениво подкатившийся паровозик и двинулись в сторону Сенной. В кукушенке мы отметили 9 мая, откупорив заветную бутыль со спиртом…

Если долго ехать по железной по дороге прямо, то уехать можно далеко…

На Сенной все складывалось как нельзя удачнее – через полчаса должен был подойти поезд Новосибирск-Саратов, на котором нам надо было потрястись три часа до следующей пересадки. Пока Диня с Ваней покупали билеты, остальные закупились пивасиком и занялись его распитием прямо на перроне. Не раз к ним подходили менты поинтересоваться байдарками, точкой нашего назначения и т.д., но проблем, вроде, не возникало. Они возникли позже, когда подкатил заветный поезд.

Так как билетов в плацкарт на всех не хватило, взяли 5 в купешки плюс хотели взять пару багажных мест, но кассирша не успела пробить (при прохождении поездом контрольного места на станции касса блокируется). Вещи в купе погрузили беспроблемно. Проводница попробовала возникнуть на предмет громоздкого багажа, но была вежливо отослана к главному по поезду и вскоре отвяла. Основные действия развивались на месте погрузки в плацкарт.

Тщедушный проводник, от которого явно разило перегаром, переградил дорогу Вовке с Владом и не давал грузиться без багажных билетов (все предложения денег на месте не канали. Маленький начальник требовал только багажных билетов и ничего более). Вскоре к ребятам подоспел Костик с Ваней для разбора полетов. И тут началось. Вовка с Костиком попытались запихнуть байдарку в вагон вместе с проводником. Тот дико завопил, вцепился мертвой хваткой в пенал, а потом резко отшвырнул его. Если бы этот бедолага знал, как близок он был от своего последнего вздоха в этот момент – Вовка уже собрался накормить его нокаутирующим ударом, но человечность все-таки взяла свое. Тем временем мужичонка не унимался – он поднял ступеньку и пытался запереть дверь (мы ее крепко держали). Наши требования вызвать главного по поезду игнорировались. Вышла кассирша, услышавшая шум на перроне и попыталась объяснить невменяемому проводнику, что она просто не успела пробить нам квитанции. Куда там. У мужика заело. Он явно собирался нас не пускать и это уже была проблема, так как до отправления оставалось минут пять. Вовка с Костиком попытались еще раз внести проводника вместе с байдарой в тамбур, но тот крепко цеплялся за все выступы и углы. Тут мужика осенило: «я сейчас милицию позову!» - радостно крикнул он. На что Вовка с Костиком спокойно пожали плечами и очень-очень попросили проводника сделать задуманное. При этом Костик взялся за поручень поезда и сказал, что его теперь сможет отцепить от поезда только бензопила. Поезд может ехать – Костик будет висеть. Все это навалилось невыносимым грузом на разум проводника, он сник, скис и позвал бригадира.

Главный по поезду посмотрел на нас, на байдарки и спокойно отдал команду – грузи. Так закончилась двадцатиминутная битва. Проводник был раздавлен (мы хотели для науки запереть его в туалете, но пожалели – маленький ешо). А в это время в вагоне проходил другой бой. Девчонки пытались отбить наши места, так как вещи грузить куда-то надо было, а наши койки заняли какие-то бабки. Бабки ворчали, орали и явно уступать не собирались. Тут уже не выдержала Танька. Голосом маршала Советского Союза, принимающем парад на Красной Площади, она грозно скомандовала: «Пошли вон, а то …» Что будет потом никто так и не узнал, так как бабки видя такую перемену в нашей милой Танечке поняли всю суровость ситуации и боязливо ретировались. В итоге был построен весь вагон, места освобождены, а на туристов смотрели со страхом и местами даже с уважением.

Танюха, Анюта, Диня, Ванька и Миша отправились в купешку (там они выменяли на Анютину бейсболку, подаренную Костиком, еды у какого-то хачика. И потом весело праздновали с ним до приезда в Саратов). А Женя, Надя, Влад, Вовка и Костик три часа горланили песни в тамбуре, пугая пассажиров и проводников. Под эти песни поезд въехал в славный город Саратов.

В Саратове мы купили билеты на единственный в это время поезд на Москву - из Алма-Аты, который должен был отходить через пару часов. На этот раз купили все как надо – купешки по 800 руб. (других билетов не было) и пару багажных квитанции рублей эдак по 150. Сюрпризы не замедлили с появлением – поезд задержался сначала на час, а потом и на все два. На дворе не май месяц (хотя, на самом деле все-таки май, но все равно холодно), поэтому греться на вокзал ходили поочереди, чтобы кто-нибудь сторожил вещи. Диня с Ванькой купили воблы с пивом и открыли «Пивнушку на рюкзаках», Костик разбил походный лагерь и заснул, а народ поочередно ходил пить горячий кофе в зал ожидания.

Какая-то нездоровая суета на перроне разбудила Костика – подошел поезд. Добрели до нашего 13 вагона. Проводник недобро так на нас посмотрел и поинтересовался, зачем мы покупали билеты, если все равно можем спать на полу, мы же туристы. Тогда мы не придали этому замечанию должного внимания. А стоило бы. Всю глубину высказанного мы поняли, только когда попытались найти наши места (по данным кассы, в нашем вагоне должно было быть 16 свободных мест). Куда там. Люди спали в проходах, на откидушках, в тамбурах – везли нелегалов из Казахстана. Проводники явно не собирались давать нам наши места.

Тут в бой вступил Диня – небритый, в синей панамке, тельняшке и недобрым блеском в глазах (ну, любит он поругаться – сам признался). Начал он с того, что поезд не стронется с места, пока у нас не будет мест. Эффект – пара мест. Дальше последовало уверение в вызове милиции. Вызов главного по поезду – еще пара мест. Дальше угрозы позвонить своему родственнику – другу министра МПС и вообще объявить границу с Казахстаном закрытой – еще пара мест. Проводники нехотя сдавались, а Диня все больше распалялся. Кто не знает особенностей Дининого голоса, тот не сможет полностью представить себе красоту всей баталии. Проводники сопротивляются, Диня повышает голос, проводники спорят – Диня еще громче. В итоге сверхзвуковой барьер пройден – весь вагон разбужен, проводники мечутся в поисках мест, работа кипит. И посреди всего этого шума-гама стоит гордый Диня и руководит проводниками-оглы.

Решающей фичей стало, когда один из проводников-оглы, открывает купе и кричит в темноту – Наташа, выходи. Все затаили дыхание – она, наша Наташа, вещи которой мы везли весь поход. Наташей оказалась деваха, весьма фривольного вида, которая со скандалом проследовала в купе проводников. Вроде, все места есть, можно начать распихивать пожитки, так как если их оставить в коридоре, как предложили проводники-оглы, к утру бы от них не осталось ничего, учитывая подходящий контингент пассажиров (и это купе фирменного поезда. Что же твориться в плацкарте?).

Впоследствии нам поведали, что поезд опаздывал на два часа, так как российская таможня трясла казахскую и китайскую контрабанду на границе – в поезде было полно тайников.

Наконец-то все улеглись и уснули тревожным сном. А во сне к нам являлись злобные клещи, казахские проводники, зубастые бобры и прочая нечисть. В семь утра Ваньку, Костика и Таньку разбудил звон будильника. Это был не наш будильник. Соседка с верхней полки тоже не взяла на себя ответственность за прибор. Тогда мы провели разведку и нашли под нижними полками вещи Наташи. Вызвали ее. Наиаша призналась, что у нее был будильник. Но что он был без батареек. Мистика! Через минуту раздумья она вспомнила – на вокзале какой-то оглы попросил ее отвезти сверток в Москву. Сверток Наташа, естественно не проверила. Костик с Ванькой тоскливо переглянулись - неужели придется вот так бесславно и покинуть сей мир – в 13 вагоне поезда Алма-Аты – Москва от бомбы сумасшедшего фанатика. Обыдно, да?! Достали сверток – бомба бомбой. Аккуратно развернули и разжмурили глаза… будильник. Живы!!! Никогда мыеще так не радовались будильникам.

Приключений больше не было, кроме того, что в нашем купе были тайники, и проводники все время пытались нас выгнать из купе, чтобы достать заначки. А мы из чувства мести проторчали в купе до самой до Москвы. Чтобы в следующий раз к туристам лучше относились.