Улуг-О – 2002,

или «Если в кране нет воды»

 

Ну вот, свершилось... Из-за проблем с отпусками команда разделилась. Никон (Андрюха Никоненко), Вазон (Вася Симаков), Гротыч (Саня Гротов) и Зойка (Зоя Астахова) успешно и без напрягов сходили на Ону на двух катах-2 и оставили их нам в Абакане.  Наш же путь лежит в Тыву. Состав необычный: Татьяна (Сергевна), Петя (господин ПэЖэ), Андрей (Хрю) Феденюки плюс Серега Кульберг (Медведь). Успешно преодолев путь до Абакана, забираем каты и часть вещей в местном Комитете по природным ресурсам и едем в Кызыл. Там же легко (хоть и не дешево – 5000 р.) находим машину, которая везет нас на реку. Дорога из Кызыла к реке разнообразна: сначала около 80 км по шоссе до поселка Бояровка (первое приключение – наши водители забыли взять с собой разрешение на ствол, в результате целый час пришлось общаться с тувинскими гаишниками, а ствол все равно изъяли). Следующий участок – от Бояровки до прииска: вполне приличная грунтовка. Дальше начинается веселье. Это веселье описано множеством групп, но, несмотря на это, полеты внутри кунга вместе с рюкзаками доставляют неожиданные и незабываемые впечатления. Разок сбившись с пути и сделав крюк, добираемся, наконец, до истоков реки. Я читаю лоцию Юрина, в которой говорится, что на одноместных судах можно начинать сплав там, где колея первый раз пересекает реку. Сразу возникает вопрос: «Как?», и в душу начинают закрадываться черные предчувствия насчет наличия в реке воды.

Доезжаем до стандартного места старта. Несмотря на приподнятое настроение, черные предчувствия не развеиваются. Река настолько мелкая, что трудно найти место даже для помывки. Воздух сильно задымлен, почти как в Москве, чувствуется запах гари. Стапелимся и валимся спать. Ночью подходят трое тувинских ребят из Акташа, рыбаки. Кормим их по возможности (нет дров), они нас одаривают хариусами. По сравнению с районом Балыктыг-Хема, народ очень доброжелательный, в чем мы еще не раз убеждались.

Старт, блин, если можно это назвать стартом. Чуть ли не половину участка до начала ущелья каты тащим на себе. Жарко, одна радость – насекомых нет. Встали у входа в ущелье на левом берегу (на более приятном правом стояли тувинцы с УАЗом-«буханкой».). Места мало, зато есть масса возможностей пообщаться с коренными жителями – сусликами, заселившими обширную сыпуху около нашей стоянки.

Как только началось ущелье, река потекла и даже образовала простой порожек (№7), но радость от сплава быстро прекратилась. После п.№9 русло вновь расширилось и дало нам почувствовать радости гужевого существования. Именно в конце этого дня ПэЖэ произнес коронную фразу этого похода: «Бурлацкое дело не хитрое».

Следующий день не принес ничего интересного: плывем, где плывется, тащим, где не плывется. Скорость очень маленькая, похоже, что идем вдвое медленнее, чем предыдущие группы. Стоянка незадолго до порога «Ташаузский».

С утра «сплав» продолжился, и буквально через час мы вплыли в селевое озерцо, на выходе из которого и находится вышеупомянутый порог. Разведка повергла в уныние: после простой входной горки вся струя лупила в скальный выступ (отбойника не было), причем выход из прижима имел ширину не более 1,5 м (остальная часть порога была непроходима даже для одноместных судов!).  Порог обнесли по левому берегу до ближайшего бома (шиверу у бома проходили с проводкой). Настроение у меня постепенно начало ухудшаться. Дальше шли мелководные шиверы, иногда с бревнами в русле, но ничего особенного они не представляли.

И тут я окончательно запутался в ориентирах. Пересохло много притоков, пропустили наиболее крупный приток Биче-О, долина постоянно сужалась и расширялась, к тому же дым не позволял видеть окрестных гор. Первый раз я оказался в такой странной ситуации. В какой-то момент я посчитал локальное сужение долины за начало «каньона», и, самое поганое, мне поверили остальные (хотя я сомневался).

В конце концов, река разогналась, сконцентрировалась и выдала пару троечных-четверочных препятствий. Стало понятно, что основная часть веселья впереди. На стоянке перед «каньоном» я полез на гору за брусникой для компота и настойки J и увидел «каньон». Этот участок реки, строго говоря, каньоном называть некорректно: очередное сужение долины. Но это сужение более эффектное, нежели предыдущие (в связи с бОльшим расходом). Вплоть до (не включительно) порога «Катерина-III» препятствия очень просты для любых типов судов. «Начало» – вообще не препятствие, а очередная шиверка с двумя протоками. Правый мелководный трек был проходим только для одноместных судов. Я его «разведал», прогулявшись пешком по руслу реки. После улова за «Началом» находится «Чертова Дюжина-I», – ничем не примечательное препятствие, правда, для прохождения нужно прыгать (для катов продираться) через обливные камни. Через некоторое время начинается «Чертова Дюжина-II» и «Тарелочки». Говоря строгим языком, мы «шли тандемом со взаимостраховкой», в реальности никакой взаимостраховки, естественно, не было, всё просто. Знаменующие начало основных препятствий «каньона» – пороги «Катерина-I» и «-II» сложности не представляли, хотя мы их просмотрели. Доплыв до «Катерины-III», все впали в задумчивое состояние... Все описанные в лоциях камни были на месте, однако помимо них было еще кое-чтоJ... «Ключевой участок», по Юрину, – самое простое место в пороге, млин! На заходе мелкая каменистая ж..., а после «ключевого участка» вдоль узкой основной протоки (за «бойцом») лежит прекрасное суковатое бревно, правее этой протоки камни, камни и камни. Левее «бойца»... даже и не знаю, как сказать (мало-мальски цензурных слов не хватает)... Но это еще не конец порога. В этом пороге был еще выход. Если бы не этот выход, можно было бы и пойти, но места для ката-2 там не было вообще. «Изящный трек» справа представлял собой узкий ручей, заткнутый на входе бульником, а основная протока была проходима опять же только для одноместных судов.

Над «Катериной-III»  мы встали на стоянку (их в «каньоне» три) и общались с сусликами и спиртом. Проснувшись утром, не мудрствуя лукаво, прыгнули со скал в конце порога (тюлений старт катами случается нечасто), и поплыли дальше.  Ну, очень хотелось довериться лоции! Згя, батенька, згя (с) – анекдот. Малая вода не растратила сюрпризов. Простенькая шиверка сразу за порогом была, видимо, началом «Демирсала-I».  Мы зачалились сразу за ней к правобережной скале (нэ надо было этого дэлать). Посмотрев на ступеньку за скалой, сразу решили идти. А ступенька оказалась весьма ничего, да не просто «ничего», а можно сказать «ё-моё» J. Свинство натуральное представляла эта ступенька в нашу воду! Одна гряда камней перекрывает русло справа налево, оставляя прыжок через обливник у левого берега, вторая гряда (гряда не сплошная, через неё идет существенная часть воды) делает всё наоборот (то есть слева направо, причем с сифонами). Мы с Сергевной с помощью траверса, дуговых гребков и, естественно, «такой-то матери» пролезли в нужное место (после этого я подобные препятствия стал называть «замочными скважинами»). ПэЖэ с Медведем пошли прямолинейно, по струе и, естественно, не успели. Нам с Сергевной оставалось только наблюдать, как они вяло налетают на камни. После недолгого (секунд 10) стояния у камней их кат решился всё же на киль и выполнил сей трюк достойно. Как там разбирался Медведь, не было видно (уклон там неслабый), зато мы с Сергевной оценили полет ПэЖэ вместе с его баллоном. Полет ПэЖэ закончился не очень удачно: он зацепился после приземления грудной стяжкой спаса за выступ рамы и не мог посему выбраться на баллон. Медведя же при киле хряпнуло головой о бульник, и он не сразу понял, где же небо, в сторону которого надо всплывать (но что хорошо, шлем у него был более-менее нормальный, «Хико-Лайф»).

Примечание: После этого инцидента на голове Медведя обнаружилась приличная шишка.

Когда у Медведя с ПэЖе все закончилось (Медведь выплыл между баллонов и вытащил ПэЖэ), их кат решил поплавать в кристально-чистых водах реки. Сначала мы с Сергевной подумали, что они решат проблему собственными силами, но ошиблись. После того, как кат прожевался через порог, они попытались его вытащить на берег. Первым попытался, естественно, ПэЖэ, но не смог. Медведь решил остаться на судне, а ПэЖэ проводил его грустным взглядом. Мы с Сергевной рванули на перехват. Елы-палы, на маневр нам предлагалось 20 метров приличной текухи, да еще со стартом с противоположного берега! Все сделали хорошо, но в последний момент, когда кат с Медведем был уже почти выкинут на камни у левого берега, откуда ни возьмись, рядом всплыло весло, вырванное у Медведя из рук еще в начале инцидента. Он, получив в руки желанный инструмент, сразу попытался нам помочь. То ли он себе плохо представлял, как себя ведет на воде конструкция из криво слипшихся катов, то ли еще не отошел от удара по голове, но гребанул он так, что нас раскрутило и затянуло в струю непосредственно на входе в «Демирсал II». Я крикнул ему, чтобы он бросил кат, и Медведь, красиво выпрыгнув «рыбкой», приземлился на отмели у берега. Пустой кат пришлось отпустить, и он, солнцем палимый, поплыл покорять «каньон» Улуг-О. А в это время мы Сергевной вплыли в «Демирсал II»... Кормой вперед и не с «нужного» берега. Я тихо матерился, Сергевна пыталась сохранить невозмутимость. Развернулись, осмотрелись J... Прямо по ходу обнаружился треугольный бульник, и не было никакой возможности от него угрестись (метра три на маневр). Пару секунд – и мы изображаем «медный всадник». Ну что же, есть возможность подумать, тем более, вроде не киляет. Угрюмые перцы (ПэЖэ и Медведь) топают мимо нас вниз в надежде увидеть упущенный кат (наивные!). Я им пытаюсь кричать, но понимаю, что бесполезно (Ё! Обе морковки у нас на кате). Что остается делать, очередное напряжение сил и лексикона, и мы перед «Демирсалом III» (целых книц у «Тритона» к тому времени почти не осталось), причем экипажи на разных берегах. Ну, что поделаешь, попёрся я кат упущенный искать, заодно посмотрел, что ещё имеется на этом участке. Увиденное удручило... «Демирсал III» – сначала симпатичная и мощная пенная горка между расположенных в шахматном порядке огромных обливников, затем очередная «замочная скважина», опять негабаритная, чтоб её! Далее у меня возникли претензии к лоции (да, возможно, не только у меня). По лоции, сразу за «Демирсалом III» начинается «Демирсал IV», однако на участке около 400 м присутствует простая шивера с уловами и прочими радостями. Собственно порогом можно назвать участок, включающий последние две ступени, и проходимый (в очередной раз повторюсь) только одноместными судами. Кат обнаружился на заходе в порог «Рижский I», чему я порадовался, но не очень – уж больно хлипкое для застревания место. Вернувшись, я обнаружил отдыхающего на противоположном берегу ПэЖэ, меряющего ногами береговую отмель Медведя (я тут залился краской, вспомнив, что все сигареты у меня), и таскающую вещи вниз по каньону Сергевну. Переправа на «наш» с Сергевной берег прошла моментально (морковки-то у нас), и сразу же мы побежали вытаскивать кат. Он, зарраза, успел за время моей беготни съехать к началу «Рижского II», но это не помешало его выловить (хотя прыжок на застрявший в пороге кат оставил весёлые впечатления). Там же освободили его (кат) от рюкзаков, взгрустнули об упущенных вещах, так как с рюкзаков сорвало карманы (где ты, мой любимый драйтопчик?), и пошли назад. Оставшуюся часть дня мы использовали совершенно бездарно. Я себя до сих пор спрашиваю: «Зачем мы тащили на себе «рабочий» кат до конца «Рижского I»? Ведь можно было проплыть до более удобного начала обноса в районе предпоследней ступени «Демирсала IV». Выход из «Демирсала IV» был негабаритным (черт возьми, для любых типов судов!), ну и фиг с ним! Ну, что делать, обносим кат и вещи к «Рижскому I».

Следует отметить, что после «Демирсалов» разбиение реки на препятствия зачастую вызывает недоумение. С моей точки зрения «Рижский I» и первая ступень «Рижского II» представляют собой единое препятствие, после которого идет длинный участок фона до стоянки на правом берегу (там, правда, был симпатичный локальный сливчик в косых воротах, но в нашу воду он не представлял сложности). Сразу за стоянкой – хороший порог типа «замочная скважина» (по лоции, это еще «Рижский II»). Он, в принципе, был проходим для наших катов, но народ решил не испытывать судьбу, и мы его провели. Сев на каты ниже этого порога, мы быстренько доплыли до «Рижского III» (участок реки представлял простую шиверу, хотя по лоции считался по прежнему «Рижским II»).

«Рижский-III» – вполне нормальное препятствие в среднюю воду. В нашу воду это препятствие представляло сложный слив с общим перепадом около 3-4 м. Нормальные проходы были возможны опять же для небольших одноместных судов. Далее – простая шивера (по лоции начало порога «Рижский IV»). Радостно материмся и идем этот короткий участок. Млин! В очередной раз J!!! Не один, а целых два «замка»!!! Но это конец «каньона»! За выходом имеется обилие мест для стоянок и обзора окрестностей.

Дальше – проще. Сплошняком идут шиверы и несложные порожки. Реальный кайф! Пару раз встретились препятствия типа «А что это было?!!» с жесткими сливами до 1,5 м и хорошим слаломом. Посмотрели пороги «Саша-I (Адмиральский») и -II». В нашу воду это единое препятствие, наиболее сложное место в котором – заход в «Сашу-II»: русло забито камнями и, вдобавок, с берега нависает мерзкое бревно прямо в основной протоке. Шли легко, правда, мы с Сергевной, заблудившись в камнях, чуть не оказались в ситуации «Ё-моё, вода кончилась!» (с) – морской анекдот. Оставшаяся часть реки – полный восторг! Она успокаивается всего за пару километров до впадения в Бий-Хема, но до этого места, расслабившись, можно слегка огрести.

Вот и всё, Бий-Хем! Здоровенная река без препятствий, катера, моторки и даже баржи. Тупая гребля, меняющаяся погода, пустой треп, местные по берегам. Тайга постепенно переходит в степь, и мы чалимся в Кызыле. Домой, и до новой встречи с Тувой!

 

Хрю.

 

Большое спасибо Ирине Т. за редакторскую правку.

 


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |