Улуг-О 2002 или «Если в кране нет воды»

 

Ну вот, свершилось...Из-за проблем с отпусками команда разделилась. Никон (Андрюха Никоненко), Вазон (Вася Симаков), Гротыч (Саня Гротов) и Зойка (Зоя Астахова) успешно и без напрягов на двух  катах-2 сходили на Ону и оставили их нам в Абакане.  Наш же путь лежит в Тыву. Состав необычный: Андрей (Хрю), Татьяна (Сергевна), Петя (господин ПэЖэ) Феденюки плюс Серега Кульберг (Медведь). Успешно преодолев путь до Абакана, забираем каты и часть вещей в местном комитете по природным ресурсам и едем в Кызыл. Там же легко (хоть и не дешево – 5000р.) находим машину, которая везет нас на реку. Дорога из Кызыла к реке разнообразна: сначала около 80 км по шоссе до поселка Бояровка (первое приключение – наши водители забыли взять с собой разрешение на ствол, в результате целый час пришлось общаться с тувинскими гаишниками, а ствол все равно изъяли). Следующий участок – от Бояровки до прииска: вполне приличная грунтовка. Дальше начинается веселье. Это веселье описано множеством групп, но, несмотря на это, полеты внутри кунга вместе с рюкзаками доставляют неожиданные и незабываемые впечатления. Разок сбившись с пути и сделав крюк, добираемся, наконец, до истоков реки. Я читаю лоцию Юрина, в которой говорится, что на одноместных судах можно начинать сплав в том месте, где колея первый раз пересекает реку. Сразу возникает вопрос «Как?» и в душу начинают закрадываться черные предчувствия.

            Доезжаем до стандартного места старта. Несмотря на приподнятое настроение от того, что мы находимся на точке старта, черные предчувствия не развеиваются. Река настолько мелкая, что трудно найти место для помывки. Воздух сильно задымлен, почти как в Москве, чувствуется запах гари. Стапелимся и валимся спать. Ночью подходят трое тувинских ребят из Акташа, рыбаки. Кормим их по возможности (нет дров) они нас одаривают хариусами. По сравнению с районом Балыктыг-Хема, народ очень доброжелательный, в чем мы еще не раз убеждались.

            Старт, блин, если можно это назвать стартом. Чуть ли не половину участка до начала ущелья каты тащим на себе. Жарко, одна радость, насекомых нет. Встали у входа в ущелье на левом берегу (на более приятном правом стояли тувинцы с УАЗом-«буханкой».). Места мало, зато есть масса возможностей пообщаться с местными коренными жителями – сусликами, заселившими обширную сыпуху около нашей стоянки.

            Как только началось ущелье, река потекла и даже образовала простой порожек (№7), но радость от сплава быстро прекратилась. После п.№9  русло вновь расширилось и дало нам почувствовать радости гужевого существования. Именно в конце этого дня ПэЖе произнес коронную фразу этого похода: «Бурлацкое дело не хитрое».

            Следующий день по началу не принес ничего интересного: плывем, где плывется, тащим, где не плывется. Скорость очень маленькая, даже не верится, что идем вдвое медленнее, чем предыдущие группы. Стоянка незадолго до порога «Ташаузский».

            С утра «сплав» продолжился, и, буквально через час мы вплыли в селевое озерцо, на выходе из которого и находится вышеупомянутый порог. Разведка повергла в уныние: после простой входной горки вся струя лупила в скальный выступ (отбойника не было), причем выход из прижима имел ширину не более 1.5 м (остальная часть была непроходима даже для одноместных судов!).  Порог обнесли по левому берегу до ближайшего бома (шиверу у бома проходили с проводкой). Настроение у меня постепенно начало ухудшаться. Дальше шли мелководные шиверы, иногда с бревнами в русле, но ничего особенного из себя они не представляли.

            И тут я окончательно запутался в ориентирах. Пересохло много притоков, пропустили наиболее крупный приток Биче-О, река постоянно сужала и расширяла долину, плюс к тому дым не давал видеть окрестных гор. Первый раз я оказался в такой странной ситуации. В один момент я посчитал локальное сужение долины за начало «каньона», и, самое поганое, мне поверили остальные (хотя я сомневался).

            В конце концов, река разогналась, сконцентрировалась, и выдала пару троечных-четверочных препятствий. Стало понятно, что основная часть впереди. На стоянке перед «каньоном» я полез на гору за брусникой для компота и настойки J и увидел «каньон». Этот участок реки, строго говоря, каньоном называть некорректно: очередное сужение долины. Но это сужение более эффектное, нежели более ранние (в связи с большим расходом). Вплоть до (не включительно) порога «Катерина III» препятствия очень просты для любых типов судов, дальше же начинаются проблемы. Нам воды налило настолько мало, что на участке «Катерина III»-«РижскийIV» имелись проблемные места даже для больших одноместных судов (Tornado, Cyclone, Invader, Vector etc.). Мы не стали испытывать судьбу и обнесли «КатеринуIII» (прыгали со скалы в конце). Но, к сожалению, остальные пороги из за крайне низкой воды образовали «замочные скважины». Мне с Сергевной (впервые за много лет шел с маманей на «штурмовом» кате) удалось легко пройти «ДемирсалI» (катамаран Тритон-2), но, к сожалению, ПэЖэ с Серегой (большой ГоШа, «Рафтмастер») ошиблись в «замочной скважине», и налетели на камни. Результат – переворот, наша (с Сергевной) попытка выкинуть кат с Серегой на берег, и уход в порог («ДемирсалII») без просмотра. Пришлось тупо сказать  «левобережникам» ждать вообще, ждать, пока я найду кат и. т.д., а затем переправить их на «наш» берег. Все кончилось вполне благополучно, не считая того, что оставшаяся часть «каньона» оказалась под стать началу (вообще было обидно обносить негабариты)

            А дальше всё понеслось J Мы не обращали внимание на названия: «Аллигатор», «Адмиральский», «СашаII», «Хмурый»  и прочие, не менее веселые пороги из серии «Что это было ???!!!»

 

Андрей (Хрю)

 


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |