Дневник похода по рмба

в июле-августе 2002 года.

 

 

Состав:

1.      Ревинский Максим, 30 лет – фотограф-аналитик и отличный повар, разработчик маршрута, рисовальщик карт, "капитан".

2.      Шариков Алексей (SHAR76), 26 лет – "старший помощник капитана", закупщик спирта и сала, бывший десантник.

 

Средство сплава:

 

            Грибная лодка типа: надувной авиационный спасательный плот (точнее, его гражданский вариант, с уключинами для весел). Верхние дуги (сделанные видимо для того, чтобы при падении в воду плот сам переворачивался на дно и для установки тента) были загнуты и пристегнуты спереди и сзади, а на перед еще привязаны надувные подушки, что значительно увеличило высоту судна спереди и, соответственно, уменьшило количество воды, поступающее в лодку в пороге.

 

Маршрут:

 

гпатиты – мост через р.Умба – пор."Островной" - мост через р.Умба – пор."Падун" - Капустное озеро 1 – пор."Межозерный" - Капустное озеро 2 - деревянный мост – Капустное озеро 3 – пор."Разбойник" - разрушенный мост – пор."Семиверстный" – Жемчужный плес – пор."Карельский" - пор."Канозерский" - Канозеро – р.Родвиньга – развилка на р.Низьма - Пончозеро – р.Умба – пор. "Большой кривец" - слияние с ризьмой – сетка рыбнадзора – д.Погост – мост дороги на Кандалакшу - пор."Паялка" - перекат (!!!) – мост в п.Умба - пор."Морской" - Белое море – п.Умба – г.Кандалакша.

            Продолжительность маршрута – 10 дней,

            длина водного участка примерно 120 км.

 

Продукты:

 

Тушенка – 14 банок

Печень трески – 2 банки

Сало соленое – 1,1 кг

Хлеб – 2 буханки

Чеснок – 12 голов

Лук – 12 голов

Макароны – 1,5 л

Соль – 0,6 л

Чай – 0,6 л

Сахар – 1 л

Сухари – 10 л

Бульонные кубики – 30 шт.

Специи – в ассортименте

Спирт – 5 л (выпили 2л с лишним)

 

Материалы, использованные для составления отчета:

 

1.      "УМБА и КОЛВИЦА Спортивный сплав по рекам (Кольский п-ов, Россия) в июле 2001 г. группой из Москвы (8 человек) и Киева (1 человек), руководитель - Блюхер Фёдор, (отчет)"

2.       "Дневник одного похода по маршруту: Фрязино - Москва - Апатиты - рмба - пор.Падун - пор.Межозeрный- пор.Разбойник - пор.Семивeрстный - пор.Карельский - пор.Канозeрский -оз.Канозеро - р.Родвинга - р.Низьма - пор.Кривец - пор.Падун_на_Низьме- р.Умба - пор.1 - пор.2 - пор.3 - пор.4 - м.БелоеМоре - пос.Умба - Кандалакша- Москва - Фрязино, на КНБ (Макс, Серега) и на Таймене-3 (Дюха,Ира, Dime)"

3.      Д.Кувалин первоначальная версия текста с замечаниями читателей находится в Интернет-библиотеке Максима Мошкова по адресу: http://lib.ru/TURIZM/umbad.txt (и на других зеркалах библиотеки).

 

Прошу учесть, что все данные мною рекомендации предназначены для судов рафтового типа, которые отличаются некоторым пофигизмом на порогах. Байдарки таких ошибок не простят… Лоцию, используемую в тексте я взял из источников, указанных выше и оставил в оригинале, так что, думаю, авторские права не нарушены. Просто самому было лень сидеть и писать то же самое. Так что за все что стоит в кавычках после слова "Лоция" принадлежит вышеуказанным товарищам, за что им большое спасибо.

 

22.07.2002г.

 

            Поезд прибыл на станцию Апатиты примерно в 6.45 утра. Вышли на привокзальную площадь. Специально искать машину не надо – сами подъедут. Стоим курим. Подъезжает дяденька на раздолбанной иномарке.

-          До моста 40 км и 500 рублей!

-          ???!!!

Да, цены то здесь покруче московских будут. Но на меньшую цену уламывать бесполезно (говорят, местная мафия не позволяет возить дешевле, о как!)

-          Ладно, поехали…

Грузимся в багажник и на сидения. Едем. Сколько ехать по времени не отметил, но дорога вполне сносная – асфальт, бетон. Выгружаемся возле моста. Там уже стоит чья то палатка (во народ дает! прям возле дороги упали, силы что ли кончились?). Оказалось, что потом у них на этом самом месте сперли мешок с продуктами на 2 дня.

Курим. Мост ничего. Рядом новый строят, написано, что этот аварийный. Пора идти. Нас двое, а вещей четыре – чрезвычайно неудобно. У меня рюкзак и кофр с аппаратурой, Максу еще хуже – у него рюкзак и лодка. Примерно 3 км. Вперед! (точнее назад, вверх, к порогу "Островной")…

Тропинка оказалось довольно болотисто-каменистой, но если куда-то идти, в конце концов придешь… Стапелимся. Большую герму (80л) забили маленькими гермами со шмотками, не застегивая их, чтоб сдулись (это было большой ошибкой), а рюкзаки всякой всячиной. Документы, деньги и прочие спички-суперспички – в кофр с аппаратурой (тоже зря, ой зря). Вообще то в большую герму планировали класть палатку, свернутую вместе со спальниками, но так как спальники были еще не в палатке, рассовали что куда. Для начала решили осмотреть островки напротив и потренироваться на этом порожке (Макс 6 лет не ходил, а я ни разу).

 


Лоция: "Порог "Островной". Находится в 3-4 км ниже выхода реки из Умбозера. Низкие, поросшие деревьями острова разбивают реку на несколько проток. В протоках мелководные шиверы. Правые протоки, кажется, поглубже. Затем вода постепенно собирается у коренного правого берега. В начале этого отрезка есть заметный сливчик через подводную плиту, а после стоят средних размеров валы. Траектория движения в пороге - произвольная. Просмотр необязателен. За порогом на правом берегу - хорошая стоянка (место для стапеля).


Через 0,8-1 км после "Островного" находятся два моста: сперва железнодорожный, а затем мост автодороги Кировск - посктябрьский. Под вторым мостом - сильная струя. Сразу за автомостом - короткая простая шивера. Эта шивера - неплохое место для тренировок, так как в ней имеются четко выраженные границы между сильной центральной струей и уловами у обоих берегов.  До "Падуна" - около 8 км практически гладкой воды. В том месте, где река втекает в первый озероподобный плес, надо повернуть на 90 градусов направо и искать выход там, в самой правой части плеса. На остальных плесах, встречающихся до порога, выход находится в противоположном от входа конце."

 

Островок конечно посмотрели, но после этого пришлось не слабо выгребать против течения, чтобы выйти на траекторию прохождения. Проходили по сливу, чуть левее бочки, но попали в нее немного бортом (правым). Промочил задницу и ботинок. Кстати, насчет ботинок. На нас были ботинки Tuckland "Hunting" с мембраной из "гортекса". Я считаю, что в этом походе они прошли супер-тест на выживаемость и показали себя с лучшей стороны. Промокают, только если воду заливать через верх. Сохнут лучше всего на ногах в течение 4-7 часов при любой погоде. В мокрых также тепло, как и в сухих. При сухих ботинках ноги не потеют. Подошва и верх достаточно мягкие для ходьбы по болоту и ровной местности, и в тоже время подошва достаточно жесткая для прыганья по верхушкам камней. Носок жесткий, если случайно пнуть камень – ничего не будет. По камням не скользят. Суперботинки. Всем советую. Продаются в Тургалантерее на Филях.


Мост прошли без проблем – разве что слепой не попадет. Пошли плесы. Решил поменять мокрые штаны на сухие. Зря наверно… Макс ищет грибы. Нашел только один. Да, не очень что-то пока все хорошо, ведь грибы должны были быть нашей основной пищей, на них очень рассчитывали. Ну ладно, посмотрим дальше. Слышен шум падающей воды и видны брызги. Подъезжаем к порогу "Падун"…

 

Лоция: "Порог "Падун".

Самый красивый и интересный на реке. Перед самим порогом - очередной широкий плес, за ним хорошо видны взлетающие вверх из-за перегиба брызги. Это начало порога.

Чалиться и смотреться лучше слева. Хотя для групп на мощных судах просмотр не является обязательным, мы рекомендуем это сделать хотя бы для того, чтобы получить эстетическое удовольствие от разглядывания ландшафта. Общая длина порога - более 1 км.

На входе река делится надвое скальным островком.


В левой и более узкой протоке - водопадный слив высотой около одного метра с очень мощным пенным котлом за ним. Через 10м левая протока опять сливается с правой.


В правой протоке водоскат длиной 10-12м и перепадом около 2м. Верх и низ водоската обозначаются двумя поперечными грядами, каждая из которых образует рваные мощные бочки, расположенные поперек всей протоки. В грядах есть разрывы, в которых находятся сравнительно гладкие языки.

Ближе к островку языки, разрывающие первую и вторую гряду, находятся практически на одной продольной линии. Это наиболее удобный проход, который, однако, не так просто увидеть с воды.

Все описанное называется первой ступенью порога.

Далее идет высокая, но длинная и мягкая стоячка. Через 100м на плавном левом повороте есть сужение, где высота валов еще увеличивается и достигает 1-1,5м. Затем 100м очень быстрой, но практически гладкой струи.

Этот отрезок называется второй ступенью.

Далее расположены 3 поперечных каменных гряды, которые образуют мощные бочки. Каждая из гряд выдается от берега до середины реки. Первая и третья гряды - от левого берега, вторая - от правого. Места для маневра между бочками достаточно.

В районе второй гряды у правого берега имеется скальный островок, который отделяет часть струи, изгибающейся крутой подковой справа и позволяющей теоретически обойти все три гряды.

Длина описанного отрезка - около 300м. В лоциях он называется третьей ступенью.

Очевидцы говорят, что во второй по счету (и самой мощной) бочке третьей ступени придерживало, бывало, отдельно плывущих людей, которые болтались там чуть не по минуте. По рассказам свидетелей, именно в этой бочке перевернулся с байдаркой, нахлебался и не сумел потом выплыть бедолага, погибший здесь в 1975 году (памятник ему стоит на левом берегу). Был он, кстати, без спасжилета.

Четвертая ступень - мелководная шивера.

Линия движения в пороге - достаточно произвольная. В конце порога на левом берегу - очень хорошая стоянка."

 

Зачалились перед порогом и пошли смотреть. Да… Я  порогов до этого не видел, но мне показалось, что этот не самый простой… Навязали веревок на лодку, чтоб ногами зацепиться и из лодки не улететь, привязали вещи. Поехали… По советам (да и сами посмотрели), решили пройти по центру правого слива. Гребем, значить, к центру…

Скорость нарастает, и нас начинает течением сносить влево к скальному островку… Черт! Как же мы сразу не догадались! Ведь поток на входе с "левым уклоном", там за островом еще сливчик есть неслабый!

 - Не попадаем!

 - Точно не попадаем! (в середину)

Не знаем что делать и куда грести (все равно в таком потоке бесполезно)…

 - Б…! Щас стукнет!!!

 - А-а- е@@@@... мать!!!!!!

Задеваем левой стороной скалу, нас разворачивает, падаем в бочку боком, почти задом и… останавливаемся, не совсем конечно, лодка совершает судорожные движения, но сама не может выйти из двух встречных потоков, которые тем временем начинают нас топить… Наблюдаю основательный прогиб судна посередке и угрожающее потрескивание (что трещит то? резина же!?). Вроде вылетаем чуть повыше…

 - Б… ! Гребем!!!

Гребем как сумасшедшие, но весла черпают почти одну водяную пену. Наконец застрявшая лодка срывается с места и несется во 2-ю ступень, воды в ней уже порядочно. Разбираемся где перед, где зад и куды плывем… На этих "стоячих валах" воды в лодке прибавляется еще раза в 2. К третьей ступени весим уже, наверно, тонну, если не больше (воды почти по борта). Поэтому нам все пофигу… Поэтому лодка почти не управляется… Поэтому мы заходим в самую ж… (плохое место) третьей ступени… Поэтому мы не чуствуем, что это самая ж… (плохое место). Поэтому мы пролетаем ее быстро и спокойно, черпнув еще немного воды… Саморегуляция! Чем больше валы и бочки, тем больше черпаем воды. Чем больше воды в лодке, тем мы тяжелее. Чем мы тяжелее, тем лучше пробиваем бочки. О как!

Вот так мы, весело гребя по пояс в воде, приплыли к берегу. Мне при этом почему то пришло на ум словосочетание "гребной бассейн". Все в лодке плавало, включая нас, вещи и кофр с аппаратурой. Он был конечно очень непромокаемый, но на подводное плавание все-таки не рассчитывался, поэтому промок. Тоже самое произошло со всеми остальными вещами. Октопузевская 80-литровая герма, как оказалось пропускает воду, если на ней сидеть или класть что то тяжелое, а потом погружать в воду целиком… Она почти утонула… Да и так немножко течет, хотя больше инцидентов не было (серебряночная герма все равно лучше)… Был первый день похода, и все вещи лежали именно в этой герме, и на ней мы сидели, когда гребли…

Сухим, целым и невредимым оказался гриб подберезовик, который Макс нашел, когда я менял штаны. Он лежал в миске Макса под клапаном рюкзака.

Погода, однако, выдалась удачная для сушки вещей – солнышко и ветер. В объективах плещется вода, внутри видеокамеры видны капельки… Палатка и спальники не очень промокли – высохли до вечера. Сушимся, едим сало, пьем спирт…

 

23.07.2002г.

 

            Решили досушиться и выйти ближе к вечеру. Погода хорошая. К обеду вещи все сухие (кроме аппаратуры). Начинаем потихоньку укладываться. Попробовали половить рыбу спиннингом на мелкую блесну. Поймали две форельки. Засолили. Вечером съедим.

            Вышли в 19:00. Почти сразу пошел дождь, который сопровождал нас практически до стоянки с небольшими перерывами. Порог "Межозерный" проходили в дождь.

 

Лоция: "Затем, после нескольких перекатов, Умба втекает в Верхнее Капустное озеро. Расстояние от "Падуна" до озера - около 3 км. Войдя в озеро, надо двигаться, повернув градусов на 60 влево и постепенно приближаясь к правому берегу.

Река вытекает из озера двумя протоками. Всего по озеру плыть 4-5 км (до левой протоки). Кое-где на берегах, особенно на правом, есть неплохие стоянки.

В одном из заливов правого берега начинается правая протока в Среднее Капустное озеро. Вход в нее нетрудно угадать по ощутимому течению, ведущему из озера. Протока скрывается из вида за поворотами русла в лесу. По некоторым сведениям, на выходе она очень мелкая и требует проводки, поэтому лучше миновать ее и двигаться дальше влево.

В 1км отсюда находится еще один небольшой залив, в оконечности которого видны брызги, взлетающие из-за перегиба, и отчетливо слышен шум порога. Это левая протока.

Порог "Верхний Капустный".

Порог и левая протока из Верхнего Капустного озера в Среднее – это одно и то же. Суммарная длина - 300-400м. Начинается узкой (метров 20) струей с несколькими высокими валами. Далее протока расширяется, река становится мельче, а валы ниже. Кое-где торчат острые камни.

Просматривать порог необязательно. А если это делать, то лучше, пожалуй, справа.

Сильно вытянутое в длину и неширокое Среднее Капустное озеро имеет болотистые берега. Ощущается некоторое течение, по которому и надо плыть около 4 км точно в противоположный от входа конец. Стоянки средней паршивости имеются только в самом начале озера, далее их, кажется, нет."

 

            Гребаем и гребаем. Под дождичком. По мере приближения к чему-то похожему на берег начинаем слышать шум какого-то порога. Решаем высадиться и посмотреть, чой то там шумит? При выходе на берег шум пропадает… Ну, ладно, надо посмотреть лоцию. Действительно, советуют плыть по левой протоке, через порог "Межозерный" (или "Капустный", везде по разному). Прошвырнулись по острову (оказалось это остров). Ну, наконец-то! Нашли морошку! Значит должны где то быть и грибы… Но грибов пока нет. Решили плыть дальше по левой протоке, ну типа чтоб порог пройти. Ближе к порогу начинается ощутимое течение, так что там надо не зевать. Причалить к берегу довольно сложно, много камней на дне и мелко – чуть не уехали в порог.

            Смотрим с правого берега. Наконец-то пошли грибы, на супчик уже набрали. Судя по осмотру, порог действительно не сложный, короткий, но довольно мощный. Проходим по струе. Выяснилась одна неприятная вещь. При заходе на высокий вал можно упасть спиной назад в лодку, что я и сделал. Ситуация для данного порога конечно прикольная, но в серьезном пороге, пожалуй, будет не до смеха. Дело в том, что в лодке нет никаких упоров. В пороге мы просто сидим одной коленкой на герме с вещами, а другая прижата к борту. Макс сказал, что на "Падуне" он так падал раза два. Я и не заметил…

            Ну вот и дождик кончился. Стоянки средней паршивости, обозначенные в лоции, оказались однако заняты. Едем дальше, но с воды особенно ничего не видно. Решаем причалить к берегу и пройтись пешком. Пока ходили, я объелся голубики, да еще грибов немного собрали, но стоянку так и не нашли. У Макса на грибы прямо нюх. Посвистывают они ему что-ли, но идет он все время ровно туда, где растет гриб. Есть на левом берегу место похожее на стоянку, но все-таки не очень. Решаем плыть дальше – на правый берег.

 

24.07.2002г.

 

Озера ужасно мелкие. Отплыть от берега целая проблема, учитывая, что наши ботинки не промокают до определенной высоты. Кое как отплываем. Мошка не отстает. Я к ней уже привык, а Макс беспрерывно матерится. Уже приходят мысли, что стоянку мы сегодня не найдем и будем ночевать где попало. А надо ли ночевать? Смотрю на часы – время 02:00. Понимаю, что солнце со времени нашего приезда ни разу не садилось – всегда светло. Начинает медленно ехать крыша. Теперь идем уже по другому берегу. В конце концов находим нормальное место, я бы даже сказал хорошее место, вопреки утверждениям лоции. Мы сварили грибы и почти достали спирт, когда началось самое интересное. Мы услышали шум мотора, за которым последовала высадка на брег песчаный и пустой трех чуваков в камуфляже. Мы сразу догадались, что это рыбнадзор. Рыбнадзора мы не боялись, поскольку были заранее предупреждены Интернетом об его наличии (однако нас очень удивило, что все трое были трезвые). Начались стандартные вопросы типа: "А откуда сами?", "А рыбу не ловите?", "Вы что, вдвоем?!!!" (почему это так удивляет местных?), "Разрещение на сплав есть?". Последний вопрос убил нас наповал. Макс просто офигел:

-          Что, чтобы проплыть по речке нужно разрешение?!!!

-          Да!

Вот такая вот фигня бывает товарищи, на сплав по Умбе нужно разрешение. Короче, содрали с нас 500 рублей с копейками. Хотя на самом деле я думаю, будь нас не двое, а скажем пятеро, не знаю кто кому бы платил деньги… Да еще этот гад по имени ГОЛУБЕВ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ не дал нам копию протокола (мы, понятное дело, не знали что ее нужно брать). Товарищи! Никому ничего не платите без копии протокола о штрафе. Иначе потом долго придется объяснять на других рыбучастках, кто с вас взял штраф, когда, почему нет копии протокола и т.д., хотя нас в принципе это не напрягло. Мужики показали нам официальные документы и объяснили как получить разрешение на сплав, ЧИТАЙТЕ ПРО ЭТО ЗДЕСЬ.

           После переговоров и составления протокола рыбнадзор отвалил, а мы после полученных впечатлений начали есть почти остывший суп и быстро пить спирт. Однако потребление спирта растянулось почти до 9:00 утра. Рассказав друг другу краткое содержание нашей жизни мы завалились спать. Ночью шел дождь. Кстати, ночью мы решили называть то время суток, когда мы спим, потому что все равно не понятно когда она начинается на самом деле.

           Проснулись не знаю когда, но собрались быстро и пошли дальше (быстрый сбор – плюс маленького состава группы). Сегодня по плану порог "Разбойник". Макс говорит, что ему не нравится это название. Да и рыбнадзор говорил что "Разбойник" хуже "Падуна". А вот катамаранщики нам сказали про "Падун": "Ребята, если вы ЭТО прошли, дальше можете ехать и фотографировать…" Впереди мост.

 

Лоция: "Через пролив, соединяющий Среднее и Нижнее Капустные озера, переброшен мост. Мост низкий, большие суда, видимо, придется обнести. От моста по дороге можно добраться до населенных мест.

На правом берегу Нижнего озера видна гряда невысоких холмов, покрытых редким, видимо, горелым лесом. Плыть надо на правую оконечность этой гряды. Выход из озера находится как раз около этой точки, а само озеро тянется дальше. Всего по Нижнему озеру нужно плыть 3-4 км.

Нижнее Капустное озеро большей частью очень мелкое. В самой середине есть места, где можно встать на песчаное дно, и глубина будет меньше, чем по колено. Удовлетворительную стоянку на берегах найти не очень легко.

После выхода из озера на реке имеется пара перекатов. Затем, примерно в 1-1,5 км ниже озера находится широкий плес с возвышенным левым берегом. Из плеса река вытекает, поворачивая направо. Здесь начинается порог "Разбойник"."

           

Читаем лоцию. Мост действительно низкий. Но мы под ним проплыли. Это было ужасно. Мелко, кругом гвозди и есть течение. Вылезли на мост, посмотрели, не знаю до какого населенного пункта ведет эта дорога, но на карте нет ни ее ни моста, а на мосту видены только следы вездехода, по моему, прошлогодние. Идем дальше. На этом этапе, нам очень мешал ветер. Он дул прямо оттуда, куда нам надо было заплывать. По правому борту маячили байдарочники на "Свирях", которых мы все время догоняли и запомнили по ярко желтой байде. Наконец началось течение и мы услышали шум порога.

 

Лоция: Порог "Разбойник". Длина более 1 км. Просмотр (необязательный) - слева. На левом берегу перед порогом и в конце него есть хорошие стоянки.

Первые 500м - мелководная шивера с локальными бочечками, сливчиками и многочисленными камнями. Русло здесь широкое, уклон невелик. Под левым берегом есть чистый и вполне глубокий проход вдоль всего отрезка.

Далее река двумя небольшими островами делится на три протоки. Много воды лишь в центральной. Длина протоки - 150м, вода гладкая.

После островов, в месте слияния всех проток уклон возрастает. Здесь река усыпана заметных размеров пенными бочками и валами. Первые 100м проще идти слева, затем почти все равно. Длина отрезка 400-500м.

Далее несколько километров стоячих плесов. У моста на правом берегу деревня Дедко-Ламбино (брошенная). От деревни можно добраться до населенки по дороге. Мост низкий. Обычно байдарка едва-едва пролезает под ним.

 

Ну ладно, слева так слева. Причаливаем к левому берегу. Смотрим порог, набираем грибов на ужин/завтрак, едим чернику/голубику. Сбоку конечно все видно хорошо, но с воды, я думаю, этих камней мы не увидим – солнце в рожу. Хорош для байдарок с точки зрения управляемости. Для нашего судна, пожалуй больше подходят пороги мощные и прямые, без резких поворотов и объездов камней – с этим у нас проблемы. Опять в порог с грибами идем. Поехали.

Скорость приличная. Наезжаем на тот самый камень, который мы так долго обсуждали, что главное на него не наехать, но в общем, нам это пофигу… Обедаем на бревнах после порога салом, спиртом и чесноком. Дети из какой то группы развлекаются, прыгая в порог в спасжилетах. Поехали дальше. Вообще-то пора уж искать стоянку на ночь, но на берегу сплошная "клумба" (снизу камень, сверху подлесок по колено). Покидав спиннинг, вылавливаю какую-то рыбину. Никак не можем определить, что это такое. Потом все равно выкинули. При встрече с рыбнадзором, Макс спрятал ее в насос-лягушку и она там протухла. А вот и второй мост, где должен быть рыбнадзор. Решили вылезти и купить лицензию на лов рыбы и добрать грибов. Причалили перед мостом к правому берегу. Ого! Время то уже за 24:00!

 

25.07.2002г.

 

            Нас встретил угрюмый мужик с уже знакомыми рыбнадзорскими вопросами (см. выше), а мы ответили ему уже знакомыми ответами. Решили пойти на другой берег дабы поискать грибов и место для стоянки (мужик сказал, что оно там есть). Место оказалось препоганое. Грибов собрали. Мост через реку очень стремный, надо идти по гнилым досочкам, на некоторых пролетах досочка только одна. Когда мы вернулись, подъехал какой то мужик в камуфляже со значком рыбнадзора, абсолютно пьяный. Оказалось, что это и есть инспектор на этом участке ЗВОННИКОВ АЛЕКСЕЙ. После стандартных вопросов и ответов он сказал, что никуда мы не поедем на ночь глядя, и он даже может выделить нам место в своем вагончике, чтоб мы там ночевали. Леха, конечно, хотел срубить еще денег, так как копии протокола у нас не было. Он долго стращал нас ужасной инспекцией в нижнем течении, говорил что там у нас отберут и лодку и все деньги и т.д., но мы не поддались и денег не дали. Мужики накормили нас гороховым супом и выпив спирта мы разошлись спать. Палатку поставили недалеко от вагончика, все равно надо было ее подсушить.

            Утро выдалось теплым и солнечным. Сварили грибов. Купив лицензию на вылов одной семги или двух горбуш и выдав мужикам на опохмел спирту мы отправились дальше. Леха выписал нам какую-то квитанцию, что штраф мы уже платили и запугал страшными порогами впереди. Кстати, когда спрашиваешь местных насчет "Падуна", они как то молча улыбаются, но никто не говорит, что это сложный порог. Я думаю, что никто из них там просто не бывал, а если бывали, то очень давно и пройти его точно не пробовали. За сегодня рассчитываем пройти километров 25 и три порога.

 

Лоция: "Порог "Семиверстный" интересен только на протяжении первых 300 м. Категория сложности - 1 (для катамаранов), 2 (для КНБ) и 3 (для "Тайменей"). Ширина реки в пороге - 20-50 м, протяженность порога - около 8 км.

В пороге ловится хариус. Встречаются браконьеры, сети и кораблики.

ПОРОГ "КАРЕЛЬСКИЙ"

После Жемчужного плеса и двух шивер ("Карежка-1" и "Карежка-2"), где слева неплохая стоянка и далее деревянная еврогостиница для "денежных мешков", начинается порог "Карельский" - километровый мелковатый (в конце) порог с огромным количеством разбросанных камней. Проходится без просмотра. Сложности при прохождении только вначале порога. Ловится крупный хариус.

ПОРОГ "КАНОЗЕРСКИЙ"

После спокойного и довольно мелкого участка с разбросанными сухими камнями и поворота реки вправо слышен шум. Это порог "Канозерский", один из самых сложных и живописных порогов. Категория сложности - 2 (для катамаранов), 3 (для КНБ) и 4 (для "Тайменей"). Видимый уклон. Перепад порога - 7 м, ширина реки в пороге - 50-100 м, протяженность порога - 1 км; основная сложность при прохождении состоит в малой глубине и быстром течении. Просмотр обязателен. Тропа имеется как справа, так и слева. Стоянки слева в начале и середине порога. Прохождение для катамаранов по центру и, что очень важно, по струе, которая в нижней части плохо просматривается. При подходе к скальным островкам с деревьями - идти между островами, где находится незаметный с берега мощный (1 м) слив, значительно облегчающий выход из порога по мелководью. Байдаркам рекомендуется проходить порог у правого берега."

 

            Что-то не припоминаю уж, смотрели мы "Семиверстный" или нет, но порог фигня. Да еще при встречном ветре скорость падает практически до нуля. День выдался местами солнечный и довольно теплый. Мужик с рыбнадзора не советовал нам вставать на Жемчужном плесе (наверное много браконьеров). Действительно, стоит много корабликов и сетей. Там, где река делает крутой зигзаг, очень клевый  и очень высокий песчаный обрыв. Проплыли дальше и остановились на обед недалеко от того места, где гостиницы для иносранцев. Собрали грибов. В основном это конечно делает Макс, очень хорошо у него получается. Подъехали байдарочники из Питера. Мы поделились с ними салом. На обед у нас обычно сало, хлеб, чеснок и спирт. Не хочется вставать и конкретно затеваться с готовкой – больно уж долго. А так при невозможности высадки, можно отобедать прямо в лодке. Кстати, я уж позабыл как их зовут даже. Ребята, если вы это прочитаете, пишите a.sharikov@stroytransgaz.com. Небо как то хмурится неприветливо – пора отплывать.

            Еще немного веслами помахали и вот он, порог "Карельский". Чего то мы устали после этих плесов, и этот порог решили не смотреть. Хотя вначале мы решили смотреть все пороги, хотя бы с эстетической точки зрения, уж больно не хотелось вылезать. Порог красивый. Макс сказал: "Смотри Леха – это Карелия, мелко и камней полно…", наверное так и есть, я в Карелии не был, хотя очень хочется (напоминаю, это мой первый водный поход). До следующего порога совсем недалеко. Причаливать, кстати, лучше до поворота направо, хотя для байдарок, наверное, выгрести не проблема. Долго смотрели и собирали грибы. Ходить в порог с грибами стало уже традицией. Без грибов мы ни один порог не прошли, так что суп теперь грЕбной, а лодка - грИбная. В общем решили заходить левее каменного островка с сосной. Вся проблема была в том, что за островом ничего было не видно, но центральный слив видимо все-таки был там. До конца смотреть не стали, а зря….

            Поехали! За островом оказался действительно центральный слив. Вопреки лоции, я и байдаркам бы посоветовал идти там. Основную проблему для них составят только высокие валы и бочки. А мы там клево порезвились! Вот собственно и весь порог. Дальше надо только камни объезжать. Мы так увлеклись энтим делом, что не заметили, как влетели в протоку справа от острова. Где-то здесь должен находиться мощный слив, позволяющий обойтись без мелководья (если верить лоции). Ну конечно! Слив оказался слева от нас, а мы как раз начали объезжать справа камень (Вообразили себя каякерами! Хы…). Вылетаем справа от слива, блин, да еще и боком. Есть! Застряли на краю водопада, одной половинкой зависнув в воздухе (ну, не водопада, конечно, а так, водопадика мелкого), и плааавно свалились вниз. Когда мы падали вниз, Макс заметил на берегу намек на неплохую стоянку, поэтому после порога нам пришлось долго и печально изо всех сил грести обратно к порогу. Догребли. Решили встать прямо на берегу, где находится слив "облегчающий выход из порога по мелководью", который мы благополучно проехали мимо. Сказано – сделано. Места хватило ровно для установки палатки и костровища, зато какой вид… А звук… Костровище естественно на граните, поэтому для котелков сделали "печку", натаскав плоских камней. Мимо пролетели катамаранщики из Москвы (мДНХ) у которых сперли продукты в самом начале. Они в слив попали.

            Добрали грибов. Пока я их резал, меня чуть не сожрала мошка. Она забиралась в уши и в рот и ела меня изнутри, но я не сдался и грибы дорезал. Сготовили еды и чаю. Мимо пронеслись байдарочники из Питера. Точнее, я их увидел уже на входе в Канозеро (обнеслись что-ли?). Вечером (часа в 2) к нам забрел браконьерствующий товарищ. На удивление умный мужик. И чего он здесь делает? Завтра по озеру.

 

26.07.2002г.

 

            Проснулись мы не рано. Вышли еще позже. Я долго пытался поймать рыбу в пороге. Одна ушла. Больше не клевало. На входе в озеро поймали окуня. Взяли курс на остров, где картинки древних людей.

 

Лоция: "Сразу за порогом - Канозеро. По нему надо проплыть 18-20 км.

Выйдя в озеро, необходимо повернуть налево и плыть к пока невидимому дальнему берегу мимо круглого скалистого острова.

Хорошие места для стоянок встречаются прежде всего на островах, а на коренном берегу таковую найти вовсе даже непросто. Самая лучшая стоянка на озере, а может быть и на всем маршруте находится на уже упомянутом круглом острове. От места впадения Умбы в Канозеро он находится не более, чем в 3-4 км. На острове есть замечательные места для лагеря, купания и рыбной ловли. Если предшественники все не съедят, то на острове можно собрать немало ягод и грибов. А ветер, гуляющий по озеру, сдувает напрочь всех комаров. Короче, я рекомендую построить маршрут так, чтобы хотя бы одну ночевку можно было организовать на этом острове.

(По позднейшим сведениям, этот симпатичный островок, увы, прилично загадили. Вероятно, печальную роль в этом сыграла и моя рекомендация, растиражированная в сети. Так что сейчас вынужден просить всех относиться к острову особенно бережно).

С другой стороны, одна из характерных особенностей Канозера заключается в том, что ветры могут разгонять здесь высокую волну. Особенно неприятен южный ветер, предельно затрудняющий движение в нужном направлении. Иногда такое движение просто невозможно. Причем труднее всего будет плыть в начале, так как волны, бегущие от южной оконечности озера, набирают за 15-20 км очень приличную высоту. Так что альтернативный теоретический подход к планированию похода по Умбе гласит, что если погода позволяет, Канозеро надо пересечь как можно скорее безо всяких остановок.

Двигаться по озеру лучше вдоль левого берега - он не такой изрезанный. Умба вытекает из Канозера двумя протоками. Левая носит название Кица, а правая - Родвиньга. Обе протоки вытекают из самого дальнего и самого южного залива озера.

Неподалеку от истока Родвиньги стоят домики брошенной деревушки. Они видны на правом берегу озера с расстояния 5-6 км. Исток Родвиньги находится левее них (если смотреть на домики со стороны озера). На правом берегу озера рядом с истоком Родвиньги видны также небольшие песчаные пляжики, намытые ветром.

Исток Кицы находится на левом берегу озера примерно напротив домиков. Иными словами, двигаясь вдоль левого берега, сперва подходишь к истоку Кицы, и только затем, после пересечения залива, к истоку Родвиньги.

Теория сплава по Умбе рекомендует выходить в Родвиньгу, так как это, в конечном счете, позволяет не заходить еще в одно озеро - Пончозеро. "

 

            Однако ветер и волна. Ветер южный. Приходиться упираться. На острове уже стоят катамаранщики из Москвы. Мне на острове не понравилось. Дров нет, грибов нет, народу полно, грязи тоже. Если бы не все это, было бы отличное место. Вдалеке видны следующие два острова. Решили поплыть к ним посмотреть, что там. Погода катастрофически ухудшается. Встречный ветер не ослабевает. Периодически хлещет дождь. Лучше бы я греб. А так дождь идет прямо в лицо. Штаны из серебрянки начали промокать по шву. Наступает долгосрочное мокропопие.

            Наконец подходим к острову, дождик вроде бы прекращается. Макс вылез на берег, который так похож на набережную Москвы-реки (гладкий и каменный). Послышался шум мотора, после чего появился и сам товарищ на железной лодке, с собакой. Он сразу же выпустил собаку на берег и подъехал к нам. Так…

……………………

(стандартные вопросы, стандартные ответы)

……………………

Это был смотритель здешних мест, в том числе и острова с картинками древних людей по фамилии ВЕРЕЩАГИН (кстати, это действительно его фамилия, а не прозвище).

Дальше последовали нестандартные вопросы.

-          А где мотор?

-          !!!???

-          А на чем вы так быстро ехали?

-          Ды мы, это, на веслах…

-          Да!!!? А я смотрю, так быстро едут, думал на моторе.

Смотрит на лодку и понимает, что мотор здесь вешать просто некуда.

-          Так что, мотора нет что ли?

-          Да не, мы на веслах.

-          Ну вы даете!

-          J !!!

-          Ну ладно, только рыбу чур не ловить.

-          J !!!

Уезжает.

           Этот остров мне понравился значительно больше предыдущего. Во первых, размер больше, грибы – пожалуйста, ягоды тоже, и дрова. Грязновато пожалуй, но мы на всех обжитых стоянках делали генеральную уборку. Вот такие мы сознательные.

           Все как обычно. Грибы, немного тушенки, немного лука, немного макарон, специи, бульонные кубики, соль по вкусу. Окуня зажарили на палочке. Совершенно непонятно какая завтра будет погода. Хотя ветер прекращаться не думает.

 

27.07.2002г.

 

           С утра погода вроде ничего. Но ветер не прекратился. Прибой на берегу напоминает морской. Только волны идут чаще. Отплывать будет проблемно. Макс обнаружил, что фотоаппарат с объективом высохли, можно попробовать пофотографировать. Начинаем грузиться. Хуже всего тащить лодку между деревьями, а если дует ветер она еще и взлетает. Наконец то отплыли. Волна высокая. Ветер дует в сторону левого берега и чуть навстречу. Параллельно с нами идут какие-то катамараны. Нас сдувает все ближе к левому берегу. Наконец все сводится к тому, что мы гребем просто против ветра, чуть подставляя ему правый борт. В результате медленно но верно движемся в нужном направлении. Со всех сторон видны дождики, но мы их благополучно объезжаем. Максовы сухарики очень хорошо пошли, когда сидишь и не гребешь руки занять нечем, вот и щелкаешь сухарики. Солнце жарит нещадно, но при этом, я бы не сказал что очень жарко. И так 4.5 часа или 6 миль (примерно).

Для начала решили посмотреть на Кицу, что там такое и стоит ли туда плыть. Подплыли к песчаному берегу с бревнами. На карте в истоке Кицы нарисован порог с названием "Падун". Решили посмотреть, что же в нем такого падунистого. На деле до порога оказалось побольше, чем на карте. Но мы шли пешком через лес и в результате объелись морошки, остановиться невозможно. Голубика здесь какая-то странная – ростом с человека. Грибы растут на берегу прямо из воды. Дошли до порога. Собственно порог находится на левом берегу реки. В центре островок. А справа от островка протока, мелкая, широкая, заваленная бревнами и камнями. По ней мы перешли на островок. Проход просматривается довольно хорошо, но я все равно плесканул в ботинок на одном камне. Ну ничего – сохнет быстро, тем более погода сухая и теплая. Макс усиленно фотографирует. Ну все, началось, поход превращается в фотоохоту. Порог прикольный, но на каркасных судах сюда лучше не соваться – мелко и много камней. В связи с этим решаем идти по Родвиньге, через Пончозеро, там и по озеру плыть меньше, и там ведь никто не ходил (может и ходил, но описалова мы не нашли). Двигаем обратно. Пообедали останками сала и хлеба – теперь на обед тушенка с сухарями. Выплыли в поисках стоянки. Насчет стоянок места здесь довольно гаденькие, видимо народу останавливается полно. Рядом встают катамаранщики с парусами и еще какие-то с кучей детей. На нашей стоянке есть стол, баскетбольное кольцо и много мусора. Мусор собираем в яму. С грибами в этой местности что-то не очень. Но Макс всегда найдет, возвращается с кучей грибов. Говорит, растут прямо из воды. За дровами тоже надо идти далеко. Макс взял очень классную пилу, которая представляет собой цепь с зубьями и двумя ручками. Можно пилить одному – пилит быстро, а вдвоем очень быстро. Укладывается в коробочку типа "губка для обуви", продается в Тургалантерее. Вышел на берег и обнаружил, что на озере нет ни ветра ни волн. Б@@, @@ мать! А мы сегодня упирались! Хотя если бы не поехали, ветер бы как назло так и дул бы. Ужин как обычно. Я лег спать, а Макс взял спирту и пошел к катамаранщикам.

 

28.07.2002г.

 

            В общем, я бы сказал, что самое сложное мы уже прошли – Канозеро. Дальше таких участков ровной воды уже не будет.

            С утра решили осмотреть лодку. Состояние хорошее. Можно наложить несколько профилактических заплат, что мы и сделали. Макс купается каждое утро. Мне даже смотреть холодно. Брр… На следующий год куплю гидру. Ладно, пора ехать.

 

Лоция: "До развилки Родвиньга течет среди болотистых берегов. Хорошие стоянки только у истока - фактически на озере.

Развилка находится в 2-3 км ниже Канозера. Здесь Родвиньга распадается еще на две протоки. Левая продолжает называться Родвиньгой и впадает затем, как и Кица, в Пончозеро. Правая протока называется Низьма и обходит Пончозеро справа.

На развилке находятся остатки лесосплавных сооружений (бейшлотов), вода переливается через их бывшие сливы, образуя довольно бурный перекат. Проходя этот перекат, лучше придерживаться центра струи, так как у берегов могут попасться бревна с гвоздями. Плыть надо по правой протоке, т.е. по Низьме.

……… (здесь мы не плыли) ………

Через несколько сот метров после порога Низьма опять сливается с Родвиньгой. Если от места слияния посмотреть вверх по течению Родвиньги, то будет хорошо виден выход из порога "Большой Кривец" (этот порог, по отзывам, весьма интересен). На стрелке - домик лесников. "

 

            Погода стоит хорошая. Дует легкий встречный ветер. Течение в Родвиньге не очень сильное. До Пончозера ничего особенного нет. Разве что эти "бейшлоты", но это несерьезно. Люди! Плыть надо не по правой протоке, а по левой. Два километра по Пончозеру это фигня. Не напрягает нисколько, это с нашей то лодкой, а на байде вообще быстро. Хотя, в общем, каждый волен выбирать.

            На Пончозере пришлось немного упереться, но проскочили быстро. В истоке встали на обед недалеко от каких-то странных палаток. Решили туда не ходить, помня рыбнадзорские беседы. На берегу стояли лодки, и они были ДЕРЕВЯННЫЕ! Как здесь можно ездить на таких лодках я не знаю. В первом же пороге будет куча дров. Потом оказалось, что это иносранцы там рыбу ловят, мы им веслами помахали. Набрали еще грибочков. Что-то со мной происходит. Толи от долгого сидения или еще от чего нибудь, к обеду ноги слабеют, хожу с трудом, как инвалид. Правда после порога все сразу же проходит, прыгаю как новенький. Отплываем. И вот тут то, ребята, начинается самое интересное.

            Этот "Большой кривец" оказался не то что бы очень большим, но оччень длинным. Мне кажется не меньше трех километров (по моему больше). Порог просто потрясный. На карте он никак не называется, поэтому мы думали, что он не очень порог. Начинается он практически сразу после иносранцев. А заканчивается на слиянии двух рек. Видимый уклон. Повороты буквой "S" много раз. Валы и бочки есть, не очень большие, но наплескало нам прилично. Камней мало. Скорость просто класс! На байде здесь можно офигенно быстро разогнаться, главное в повороты вписываться. За каждым следующим поворотом я ждал конца порога, но его все не было. Мы неслись с приличной скоростью во всем этом деле. Начали затекать ноги. Но неожиданно наступил конец порога, и мы увидели, что находимся на стрелке. Не ожидали так быстро сюда приплыть. Офигевшие от такого развития событий, мы причалили к маленькому островку прямо по курсу – вычерпать воду из лодки, вылить из ботинок и отжать штаны. Тут нас ждал еще один сюрприз. На этом маленьком островке Макс нашел огромное количество белых грибов, которые мы потом два дня ели. Недалеко от этого места нашли мы и стоянку средней паршивости возле сухого лежачего дерева (видно с воды). Больше в округе стоянок не видать, так что встаем здесь.

            Вечером подплыли на моторе какие-то дядьки и милиционер – рыбнадзор. Очень доброжелательные. Поговорили и разошлись. Даже стандартных вопросов было меньше. Даже не спросили документов и других бумажек. А Леха то нас так пугал рыбнадзором в нижнем течении. По моему наверху они более кровожадные (деньгожадные). Наверно это потому, что здесь им денег и так хватает (иносранцы, семга и т.д.), а наверху и денег нет, и рыбы нет, и браконьеров тоже нет, но есть туристы. Поинтересовались, где набрали столько грибов (они у нас были картинно разложены на поваленном дереве). Сварили грибную кашу. Я ее так называю. Про грибной суп в Москве Макс говорит: "И ЭТО они называют грибным супом? Да там воды больше чем грибов, а вот у нас ГРИБНОЙ суп (теперь грЕбной)" Да! Гребной суп это вам не грибной, здесь грибов больше воды, и в них одиноко плавают отдельные макаронины. Завтра "Паялка". Спать.

 

29.07.2002г.

 

            Лоция: "ПОРОГ "ПАЯЛКА"

Через 500 м от порога "Падун" Низьма опять соединяется с Родвиньгой, где обычно стоят моторки иностранных рыбаков, которые, кстати, ловят семгу "нахлыстом".

Через 1 км плеса и перекатик "Малый Кривец" (300 м) выход в плес, где справа виды строения и моторки фирмы, контролирующей поголовье семги в реке. Эти люди, говорят, не подвластны никому. Всю реку здесь перегораживает металлическая сеть с ловушкой для рыбы. Семгу пересчитывают и пропускают выше на нерест, горбушу отлавливают. Проход в сетке для лодок - справа.

Далее появляется населенная деревня Погост. До первого моста осталось 7 км. За деревней плесы с зарослями белых лилий, поворот налево и еще один плес, откуда уже видна автодорога. Здесь, как уже было сказано, нас поджидал микроавтобус рыбнадзора. Но не тронули. Этого нового моста и дороги в поселок (а не деревню) Умбу на нашей карте не было.

Далее от моста по плесу до порога "Паялка" 30 мин хода. Ориентир - перед порогом слева - плавающая переносная загородка для бревен и рыбзавод. Чалиться справа в 20 м от начала порога (осторожно, чтобы не затянуло).


Порог "Паялка" самый мощный и один из самых сложных порогов на реке, поскольку пропускает всю воду бассейна Умбы и имеет узкий (25 м) слив. Перепад - около 12 м.


Состоит из двух прямолинейных каскадов (порогов) протяженностью по 300 м, разделенных коротким S-образным плесом. Видимый уклон. Мощные косые сливы и бочки, винтообразные потоки у скальных берегов.


Категория сложности - 4, для байдарок - 5. Страховка только на плесах за каскадами. Осмотр обязателен по правому берегу. Проходить первый каскад правее центра - по краю бочек, второй - вдоль правого берега. Байдаркам с опытом прохождения порогов 1-2 к.с. первый каскад проходить не рекомендуется.


Стоянка на левом берегу плеса за вторым каскадом под одинокой сосной. Через гору тропа ведет прямо к водочному магазину. За плесом - живописный скоростной перекат в узком каньоне с "растянутым" перепадом высот. Здесь местные браконьеры довольно успешно ловят горбушу на удочку и белого червя (опарыша).

ПОРОГ "МОРСКОЙ"

Перекат, упомянутый выше, постепенно переходит в плес (с многочисленными сетями), откуда виден старый (второй) автомобильный мост, микроавтобус рыбнадзора и деревня (а не поселок) Умба, расположенная на правом берегу. Под мостом начинается порог "Морской". С моста отлично видно, что порог проходим всеми судами правее центральных бочек. Категория - 2 (для катамаранов), 2+ (для КНБ) и 3 для "Тайменей". Протяженность около 200 м. От порога до моря 1 км, стоянки на море - за левым мысом. За вторым левым мысом вход в бухту поселка Умба."

 

            Серьезных препятствий до "Паялки" нет. Сетку рыбнадзора прошли справа. Правда внизу там бревно, но оно притапливается. Макс обфтографировал всю деревню Погост и мы пошли дальше. До первого моста (дорога на Кандалакшу) идти довольно уныло, хотя ветер уже не совсем встречный. Перед поворотом речки налево, на левом берегу есть брошенная избушка. Зашли посмотрели. Изба раздолбана, от дождя не укроет. Плывем дальше. Мост препятствия не представляет. После моста есть небольшой островок, на который мы причалили пообедать. Грибы на нем тоже были. Скоро доплыли и до "Паялки".

Чалиться рекомендуем в начале залива справа или в его центре – будет больше пространства для маневра перед заходом в порог. Долго осматриваем (Макс фотографирует). При это нас чуть не съедают две огромных собаки, но хозяйка их держит. Кофр с аппаратурой решаем отнести в конец порога, помня опыт "Падуна". На левом берегу стоят байдарочники из Питера, опять мы их догнали. Вторая ступень ничего сложного не представляет, если не лезть в центр, а вот первая… Хм… Здесь главное точно попасть. Насчет категории 4, я лично сомневаюсь, а уж тем более 5 для байдарок. Байдарочники из Питера первую ступень прошли, утром следующего дня, правда пробоины получили, но уже во второй ступени. Итак, главное попасть по центру главного слива. Правее попадаешь в большую бочку, левее – на камень в центре, а дальше, если слезть с камня – тоже бочка. Бочки косые, поэтому байдаркам придется туго. Вся проблема в том, что все это дело с наплыва не видно, поэтому подруливать надо на самом заходе в порог. А с маневренностью у нас сами знаете как. Тщательно привязываем все вещи. Тут еще и дождь пошел, как из ведра. Положили в лодку один пакет с грибами (как же в порог без грибов?). Дождик завершается. Докуриваем. Поехали. За ориентир взяли обливной камень у правого берега. Струя на входе в порог "с левым уклоном", поэтому если пройти правым бортом впритирку с камнем, попадаем как раз в центр. В этом году там было еще бревно, его обходим справа. Вот начало порога. Скорость нарастает. Вижу камень (наш ориентир). Макс дергается: "Где камень? Я его не вижу!".

-          Вот он!

-          Гребем!

Да! Это было клево. Мы пролетаем первую ступень, набрав максимум литр воды. Это рекорд! Я то думал ноги точно зальет! Сразу загребаем на вторую ступень. Здесь в плане воды в лодке все намного хуже. Мелко и валы жесткие. Проходили по правому краю. В конце главное отвернуть от камней. Воды черпанули прилично. Немного промочил правый ботинок. Все от того, что ноги засунул под обвязку, чтобы не вылететь из лодки. Высаживаемся на берег.


Отчерпываем воду. Курим по сигаре. Фотографируемся. Это не самый простой порог. И я считаю, мы его сделали на "пять".

            На самом деле время вечер. Пора подумать о стоянке. Все что мы видели на правом берегу полный отстой. Будем смотреть на левом, рядом с байдарочниками из Питера.


В конце порога, в левый берег уходит небольшой залив. Часть струи из порога впадает в этот залив, образуя небольшой водопадик, очень красивый. Макс сразу сказал, что будет его фотографировать. Понятно, встаем здесь. Встали практически у водопада. Отличное место. Минусы есть: прошел дождик, рядом водопад, местность травянистая. Поэтому вечером упал такой туман… Капельки воды собирались на всем, включая людей. Моя шапка сверху была мокрой. Штаны я наверное зря повесил сушиться, они стали еще мокрее. Костер в такой влажности гореть категорически отказывался, да еще и дрова сырые после дождя. Но мы его победили, пищу и чай сготовили. Долго правда получилось. Байдарочники нас в гости звали, но не дождались и легли спать. Макс фоткает водопад в тумане, специально для таких случаев притащил с собой штатив. Неожиданно из тумана и полумрака вылез большой мужик (ага! это ж катамаранщики с парусами) и спросил, как проходить вторую ступень. Мы сказали – справа, только в конце надо камни объехать. Наверное, нормально прошли. На таком то танке (кат четверка). Вскоре легли спать.

 

30.07.2002г.

 

            Утро выдалось теплым (я бы сказал жарким, по здешним меркам) и солнечным. Мои штаны наконец-то высохли, да и все остальное тоже. Утро прошло за написанием подробностей вчерашнего дня, а еще Макс объяснял байдарочникам, как проходить первую ступень, и рисовал. Кстати, по этому рисунку один из них и прошел ее на "Свири". Классная кстати вещь, но на камнях пробивается запросто. Во второй ступени он ее все же продрал. Мы в этот момент уже отъезжали. После порога, на сужении реки есть очень неслабый перекат. Здесь глубоко и русло довольно узкое. Валы просто огромные! Мы на них клево прокатились.


После переката Макс начал фотографировать гору слева и мы долго плавали по кругу. Места здесь очень красивые. Горы стали выше. Доплыли до моста. По моему в лоцию закралась ошибка. Второй мост не старый, а новый. И на карте его нет. А вот тот, что первый (дорога на Кандалакшу) на карте есть и выглядит старее. Макс пошел в магазин в Умбу, а я остался лодку сторожить (единственный минус похода вдвоем – в магазин только по одному). Местная молодежь купается в реке. Большой интерес вызывает наша лодка (хорошо что вдвоем не пошли в магазин). Макс принес булку и газировку, говорит: "Видел пиво, но решил не брать, все-таки подождем до поезда". Ну, мне то в общем и без пива впечатлений хватает. Пиво мы всегда попить успеем (хотя в "Падуне" были мысли…но обошлось). Идем в порог "Морской".

            Ну, я бы сказал, что перекат после "Паялки" намного круче порога "Морской". И по нашему мнению проходить его надо не справа, а слева.


Весь порог очень хорошо виден с моста. Течение не быстрое, места для маневра достаточно. Порог состоит из двух частей. Мы, с нашей маневренностью, догребли от левого берега до правого и встали дабы набрать воды. А потом также от правого берега выгребли к левому и прошли вторую часть порога. Еще чуть погребли и на камуфлированной, надувной, резиновой, с мотором "Ветерок", весь в камуфляже к нам подъехал… Угадайте кто!? Ну конечно, наш любимый рыбнадзор. Дяденьки оказались не очень приставучие, да к тому же примерно одного с нами возраста, и когда мы им назвали имена рыбнадзорщиков в верхнем течении, они отвалили, поняв, что мы больше грибники, чем рыбаки.

            Мы завернули в левую протоку. Такое впечатление, что берега бетонные, да и бетон то наверное так ровно не зальют – все гладко и полого. По левому борту находится потрясающая гора.

-          Макс, я хочу туда залезть (идиотское желание, но очень хочется, может это нормально?).

-          Отлично, там и пообедаем!

Сказано – сделано. Гора оказалась не такая уж высокая. По карте она между 40 и 60 метров над морем. Хм… Вообще-то прилично.


Во всяком случае, с нее видно карельский берег. Обедаем, фотографируем. Внизу ездит рыбнадзор.


Погода шепчет. На море штиль. Тем не менее надо дальше ехать однако.

           Ну вот блин, пока мы там обедали, катамараны заполонили самое хорошее место. Решили проехать дальше в поисках стоянки. До первого залива ничего не увидели, поэтому вылезли на берег недалеко от этого залива и пошли смотреть пешком. Пройдя почти до рмбы, ничего так и не нашли. Встретили байдарочников из Питера, которые вставать кажется не собирались, во всяком случае, уплыли куда то в сторону пмба. Вернувшись обратно, мы вдруг поняли, что самое лучшее место здесь, где мы причалили. Ну вот и хорошо, никуда плыть не надо.. Правда колья воткнуть невозможно, но с нашей палаткой это не проблема. Недавно взял Альфу-3 от "Синто". Вся ее прелесть в том, что центральная дуга длинная и идет до земли, и в случае необходимости, палатку можно носить по стоянке в поставленном виде. Продается в Тургалантерее. Чтоб не унесло ветром, штормовые оттяжки привалили камнями. Начался отлив и наша лодка уже стояла далеко на суше. На ужинозавтрак сварили гороховый суп с грибами, тушенкой и луком. Очень странное ощущение – пахнет морем, но на берегу не пальмы, а лес, причем северный. То что растет на прибрежных скалах, даже деревьями то назвать сложно, ползет что-то по камням. Можжевельник превратился во вьюн. Надо сказать, дров здесь не очень много. На месте, где что-то горело их много, но идти далеко. По мере отлива в море проявляются новые каменные островки.


Очень клево. Макс фотографирует розовое небо со штатива.


30.07.2002г.

 

           Нам прямо везет. Погода опять супер. Макс пытается искупаться в море. Я зашел чуть выше колена – ноги сводит. Брр… Сегодня уезжаем.


           Сфотографировались на берегу и поехали. Ехать не так уж и близко. Нужно заплыть во второй залив и плыть прямо, почти до того места, где начинается деревянная пристань (там раньше лес грузили). Где то возле нее и надо вылезать. Место препоганое, но полянка с чистой травой имеется. Там мы и уложились. Лодку Макс помыл от морской воды, вытер тряпочкой, высушил и посыпал детской присыпкой. Погода благоприятствует. Дальше, если идти по этой пристани вдоль берега и свернуть налево по одной из деревянных дорожек (если можно так их назвать, очень уж раздолбаны), пройдя мимо стадиона попадаете напрямик к автобусной остановке. Там нас уже ждали водители. До Кандалакши 400 рублей. Посчитали: Нас двое, вещей трое, маршрутка стоит 80 рублей, 80х5=400 – то же самое, конечно едем на тачке!!! По дороге взяли пива и я чуть не описался. Так пиво неожиданно дало очень сильный эффект. Пришлось тормознуться на пол пути.

В Кандалакшу приехали быстро. Билеты брали долго. Тетенька сказала что-то про "машину", видимо компьютер для билетов, которая никак не хотела выполнять своих функций, поэтому все приходилось делать вручную и долго. Поезд к тому же еще и опоздал больше чем на час. Пили пиво, зашли в несколько местных заведений, в общем, посмотрели немного город, благо светло.

Вот и все. До свидания Кольский. Надеюсь сюда еще приехать, и не раз, или в Карелию, но хочу так, чтоб конец маршрута был на Белом море. Не понимаю тех, кто сходит на первом мосту – ведь до моря то всего ничего.

На следующий год планирую гидру, нормальный спас (тот который у меня был вряд ли мне бы помог, это я понял, увидев "Падун"), каску и байду, какую, еще точно не решил.

 

Фото  - Ревинский Максим

Карты – Ревинский Максим

Текст - Шариков Алексей

Кольский п-ов   2002 год

 

P.S. Пока это все готовилось к выходу в эфир, купил байду "Снаряжение", уже покатался на Пехорке, ну… да это отдельная тема для раздела "снаряжение", ждите скоро будет…

 

ШАР76 25.03.03г.


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |