“Всё повороты да повороты…”

Краткое описание похода выходного дня по реке Велеса

Река Велеса (ударение на последний слог) – приток Западной Двины. Протекает в Тверской области. Весной – вполне подходящая река для несложного сплава, летом проходима, вероятно, только в многоводные годы, кои случаются все реже. Рекомендуется начинающим и продолжающим с детьми. И тем, и другим, вероятно, не следует забывать о таких вещах, как управление креном судна, поскольку на резких поворотах с быстрым течением лодки размером меньше “Тайменя” ощутимо “прикусывает”. Серьезных препятствий на реке нет, встречаются только наплавные мостки и поваленные в русло деревья (чаще одиночные). Техногенного мусора нет. Населенка редка, туристов вообще встречено не было, только редкие охотники и рыболовы. Места для стоянок есть, в том числе для первоначального их освоения, проблем с дровами нет. Вода в реке чистая.

Протяженность нашего маршрута (мост Рижской трассы – д.Зеленьково) составил около 50 км. Можно продолжить маршрут: далее, примерно через 10 км, Велеса впадает в Западную Двину, через 10 км хода по которой встретится д.Севостьяново с мостом и относительно реальным отъездом. Начинать маршрут выше Рижской трассы можно, но, вероятно, сложно из-за подъездов: таксистов на станции Западная Двина немного.

Мы застали высокую воду, однако в хороший паводок, вероятно, вода бывает и выше, что может осложнить сплав. По извилистости река примерно сравнима с подмосковной Нерской, но течение, по крайней мере, весной, у Велесы значительно быстрее.

Участники:

Василий Николаевич

Егор

Наташа

Аня

Андрей (автор отчета)

 

Суда и экипажи:

КНБ “Свирь” (Василий Николаевич и Егор)

КНБ “Вьюн” (Андрей и Аня)

КНК “Тритон” (Наташа)

 

Сроки проведения похода:

18 – 21 апреля 2003 г.

 

18 апреля

Теплым вечером загружались у меня на работе доставленными сюда загодя байдарками и рюкзаками. Коллеги участливо спрашивали, не много ли вещей мы берем с собой на воскресный пикник. Кто-то сказал: “Только байдарок им не хватает…” И тут же с удивлением узнал, что ЭТО ОНИ И ЕСТЬ.

В поезде (Москва – Великие Луки) слегка расслабились пивом. На платформе в Волоколамске с нами поздоровались двое мужчин, представившихся бардами и любителями водного туризма. Жаль, что время было позднее, а то еще и попели бы песни… Но пришлось укладываться спать, так как вставать надо было затемно.

19 апреля

Поезд прибыл на ст. Западная Двина без чего-то пять. Из окна вагона в отблесках фонарей реки успели сверкнуть чистой ото льда водой. Однако на станции царил самый настоящий мороз. И – запустение. Немногочисленные машины, встречавшие столь же немногочисленных пассажиров, мгновенно разъехались, и мы остались на площади у вокзала практически одни. Только приезжий парень регулярно обращался к нам с вопросом, не местные ли мы. Видимо, особенно выдавали в нас местных жителей легкая спортивная одежда, набитые с верхом рюкзаки и упаковки с байдарками. Потоптавшись с полчаса на пустынной площади и отчаявшись найти хотя бы подобие машины, мы отправились греться в вокзал. Оставалось ждать андреапольского автобуса, который должен был уйти около 7 часов утра.

Когда рассвело, на вокзале затеплилась жизнь (но не погода). Отметивший вчера свой день рождения местный мужчина, размахивая руками, начал уверять нас, что ВСЯ Западная Двина (а на нее мы-то как раз первоначально и собирались) еще подо льдом и даже утащил Василия Николаевича с Наташей этот самый лед смотреть. Ходили они довольно долго, но, вернувшись, подтвердили, что лед видели (только вот где??). Мужичок столь же решительно начал адресовать нас на Велесу, при этом пообещал даже доставить нас к реке на собственном уазике, попросив назвать цену. Пока мы думали, сколько назвать, мужичок испарился (мы решили, что за уазиком), но тут подъехал автобус на Дуброво (ударение на первый слог), и мы погрузились в него, смирившись с мыслью о Велесе.

До моста Рижской трассы через Велесу – километров 10. Автобус был пуст (кроме нас – еще три пассажира), а билеты на пятерых с багажом обошлись всего в 60 руб. Условно остановка называется “Белейка” (по имени деревеньки поблизости). Желающие добраться до реки пораньше могут сойти у дер. Велеса или вообще дойти до реки пешком по шпалам железной дороги, но это километра 4, не меньше.

В двухкилометровом атласе Тверской области ниже моста Рижской трассы обозначен еще один автомобильный мост через Велесу – на самом деле его нет. В километровом атласе место изображено более точно.

У моста на ЛБ – поляна, на которой, видимо, отдыхают проезжающие по Рижской трассе на автомобилях. Трасса довольно оживленна, но на поляне никого нет, и неудивительно: она наполовину под водой, наполовину под снегом со льдом. Ух, ну и мороз! Мы сильно жалеем, что не взяли теплые куртки, а только анораки, и спешим развести костер. Но постепенно с подъемом солнца становится все теплее, и перед сплавом под куртками каякеров у нас остаются уже только футболки.

Собирались долго, почти до 11 часов. При сборке каяка лопнула одна ответственная кница, пришлось демонтировать ее остаток методом сжигания в костре и проделывать соответствующие отверстия в новой книце методом бурения шилом. Пока я возился с кницей, народ по очереди осваивал видеокамеру (догадываетесь, что получилось в итоге?), а Егор заприметил на другом берегу зайца, но догонять не побежал.

Течение Велесы быстрое, ширина реки здесь 6-8 м. За первым же поворотом открылась деревня Белейка (ЛБ) из нескольких ветхих домиков и одного огромного кирпичного “новорусского” коттеджа – с лесенкой к реке, за мощным забором. Ну, прямо поместье при крепостном селении.

Через час гребли достигли деревни Велеса (ПБ). Архитектурно-изысканные строения (дачи?) у самой воды служат ориентиром первого препятствия: наплавных мостков. Преодолевали притапливанием бревен и перетаскиванием лодок. При перетаскивании “Вьюна” заметили идущую по мосткам красивую пушистую кошку. Что за дела могли быть у такой красавицы на левом, грязном и заснеженном берегу, неясно.

Метров через 100 – остатки еще одного подобного моста (тросы и прижатый к ним течением мусор). Обошли слева, сманеврировав на узеньком водном пятачке за островком. Еще через несколько минут появился железнодорожный мост.

Ниже ж/д моста – деревня (ЛБ, в стороне от воды) и довольно низкий металлический автомобильный мост с деревянным настилом. Река бежит по открытым местам, постепенно приближаясь к лесу. При этом повороты русла становятся все более крутыми, а течение не ослабевает. Ширина реки увеличивается метров до 15. Поля вокруг чисты, но в лесу множество пятен снега.

Спустя еще примерно час проходим под следующим автомобильным мостом, к которому по берегу идет грунтовка. На ЛБ перед мостом стоят несколько машин высокой проходимости, народа около них не видно. Наслаждаясь поворотами и течением, почти забываем об обеде, но, найдя подходящую поляну, решаем ею воспользоваться.

Пока варился суп, продолжили освоение видеокамеры и запечатлели первых бабочек на фоне последнего снега. Жара наступила такая, что впору было купаться. Не решившись на это, я с удовольствием обтерся до пояса снегом. Неожиданно послышался нетрадиционный шум, и из-за поворота реки снизу вышла… моторная лодка, в которой сидели шестеро охотников с ружьями наизготовку. Пожалуй, окажись на нашем месте мамонт или динозавр, они удивились бы меньше. Но останавливаться для расспросов не стали.

И снова течение понеслось выписывать повороты и кренделя. Через час подходим к деревне … (ПБ), здесь есть большой автомобильный мост. Местные жители кричат: “Привет участникам соревнований!” Наверное, красиво мы смотримся со стороны в ярких лодках с яркими веслами на фоне неярких весенних пейзажей. Мужчина рядом с джипом с московскими номерами налаживает удочку – неужели уже ловится рыба?

Ниже встретились еще одни мостки на тросах (обошли ближе к ЛБ) и длинное бревно, которое удалось спихнуть и расположить вдоль по течению. Но пока отдыхали от проделанной работы, бревно вновь надумало перегородить реку. Впрочем, все успели пройти.

Дальше на карте среди лесов обозначено открытое место с кустарником – оно действительно есть. Именно здесь повороты реки становятся особенно крутыми, возникают мощные навалы на вогнутые берега и даже отбойные струи. Среди кустов видны разливы и старицы, в них еще стоит лед. В центре одной из оттаявших стариц бьет мощный родник: столбик воды поднимается примерно на 20 см.

Вскоре становится слышно (но не видно) шоссе (ПБ). Пора искать стоянку, но привлекательный хвойный лес, как назло, оказывается в стороне от воды. Наконец находим подходящее место на ЛБ среди больших дубов у устья большой старицы. При этом мы с Аней чуть не киляемся, забыв задать нужный крен в повороте. Ох, и устали же все! Если бы не желание согреться у костра, завалились бы спать без ужина… Но раз уж сидим, можно заняться и готовкой. Дрова отличные: сухая до звона осина. Пробую закинуть удочку, но безрезультатно. А два года назад на Торопе в это время уже брала плотва…

После ужина Василий Николаевич делает тревожное открытие: чуть позади лагеря на снегу отчетливо видны довольно свежие МЕДВЕЖЬИ СЛЕДЫ! Дружно идем смотреть – да, действительно, проходил поблизости Хозяин, причем, вероятнее всего, утром, следы едва успели подтаять. След сапога рядом просто теряется – крупный зверь… Фотографирую, а у самого сосет под ложечкой: вдруг голодный? Вдруг ШАТУН?? На ночь все продукты сметаем в гермы и прячем в палатки. Более ничего заинтересовать зверя у нашего костра не должно.

20 апреля

Всю ночь ворочаемся и по очереди вскакиваем, прислушиваясь к шорохам снаружи. Под утро слышим совершенно явные тяжелые шаги, но выглянуть не решаемся, да и морозно, неохота карабкаться из спальника… Первое открытие после подъема: “Свирь” ПЕРЕВЕРНУТА! Оказывается, Василию Николаевичу что-то в ней понадобилось, он-то и ходил утром по скрипучим от заморозка листьям…

Утро – холодное и пасмурное. В кружках и котле замерзли остатки чая. Но осиновых веток еще много, и вскоре у костра уже невозможно сидеть от жара. К 8 часам поднялись все. Экспедиция “за лагерь” новых следов не обнаружила. Зато сверху на резиновой лодке приплыл охотник. Бросил лодку и ушел в заросли. Хотели было припугнуть его медведем, но не стали. А уток на реке действительно много и периодически издалека слышны хлопки выстрелов.

“Совет в Филях” определяет, что идем мы только до деревни Зеленьково. На большее (до впадения Велесы в Западную Двину и переход по ней до д.Севостьяново) сил и времени хватит, но на разборку/сушку – уже нет, да и насчет возможности выезда оттуда ничего не известно, а в Зеленьково, вроде, есть автобус… Стартуем около 11, и вновь начинается “трасса формулы 1”. Вот это виражи! Местами река бьет в высокие песчаные обрывы. К одинокому дубу на правом низком берегу подходим дважды – с разных сторон… А вот и новое препятствие: перегородившее реку дерево. Просачиваемся слева под самым берегом, лежа на деке. Кстати, где Наташа, ушедшая первой? Неужели унеслась так далеко? Прибавляем ходу и догоняем ее только во время перекура… эхх, как же хорошо здесь в каяке! Но делиться она не желает, даже на время.

Очередной завал оказывается сложнее: стволы не слишком толстые, но здорово спутаны между собой. Едва не черпая бортами, мы с Аней расчищаем подобие прохода с правой стороны. Успешнее всех просачивается Наташа. “Свирь” заносит под берег за островок-кочку, Василий Николаевич и Егор борются с обходом его довольно долго (течение сильное!), но зато оказываются запечатленными на видеопленку – не всем это в походе досталось.

Еще один завал удалось в буквальном смысле растолкать – носом лодки и веслами. А потом уперлись в поваленные березы, залитые водой посередине. Прыгать вдвоем – опасно, можно оказаться прижатыми (воды маловато). Ищем с Аней проход под правым берегом, но безуспешно, путаемся в затопленных кустах. “Свирь” обносится по ЛБ. Высаживаю Аню и прыгаю один. Удается. Следом прыгает Наташа, тоже на “отлично”. Но пока Василий Николаевич и Егор грузятся в “Свирь”, мы с Наташей обнаруживаем за поворотом еще два бревна. Лежат, словно специально, на уровне воды: ни притопить, ни проползти. Кое-как перебравшись, Наташа подходит снизу, мы добываем из обеденного набора складную пилу и начинаем пилить верхнее бревно. Тяжело, однако: обе лодки болтаются в воде, Наташа может работать только левой рукой… Но смеется: “Вот тебе и фитнесс, и шейпинг в одном лице!” Работа оказывается безрезультатной, надо пилить еще в одном месте. В этом уже участвует Василий Николаевич, с ним дело идет быстрее. Аня ждет внизу и, увидев нас плывущими рядом с отпиленным бревном, резюмирует: “Чего не сделает настоящий водник, только б из лодки не вылезать…”

Ширина реки возрастает. За очередным поворотом особенно отчетливо слышны выстрелы. На левом берегу видим две “нивы” (московскую и подмосковную) и группу охотников. Те почему-то очень рады нашему появлению, приглашают пить водку и обещают даже… притормозить поезд, если мы будем на него опаздывать. Увы, мы не любители водки. Потом на берегу встречается одинокий рыболов… и мы начинаем теряться в догадках: где деревня? По нашим подсчетам (с учетом разборки завалов), уже час, как мы должны ее достичь. Но поворот следует за поворотом, а ее все нет. Появляются песчаные пляжи, широкие поляны (видимо, покосы). Наконец, на ЛБ показываются строения, теперь мы ищем мост. Деревня вновь отходит от воды, но уже слышно шоссе (ПБ), и мы решаем чалиться. Разбираемся на высоком правом берегу, любуясь великолепным видом на реку. Здесь она расширилась уже метров до 20-25 и приятно бурлит у остатков свай, видимо, бывшего моста или переправы. Поход закончен.

К автобусной остановке ближе идти, конечно, от моста, но и от нашего места она недалека и хорошо видна. Обещанный местными жителями автобус (Жарковский – Западная Двина) идет около 18 ч. Решаем не идти к остановке, а тормознуть автобус там, где нам ближе всего к шоссе. Фотографируемся у вывески “Западнодвинское лесничество” Рядом с ней на большом пне, обозначающем стол, лежит большое цветастое блюдо с отбитым краем, а посредине блюда – початая плоская бутылочка водки…

Автобус приходит отнюдь не пустым, но места в конце салона есть. Девочки-школьницы советуют нам сесть и взять наши “сумки” на колени. Это про наши байдарки, каяк, рюкзаки… Да-а… турЫсты… страшно далеки они от народа…никто не знает их языка… Доезжаем до Западной Двины (36 км) примерно за час (с остановками и посадками/высадками пассажиров). К концу пути в автобусе становится тесновато.

В вокзальном буфете скупаем оптом шоколадки, пиво, чипсы, газировку, мороженое... Постепенно городская еда перестает помещаться в желудки и набивает оскомину. Кажется, что мы не были здесь недели две или даже месяц – трудно поверить, что только ВЧЕРА… И та же беременная кошка ластится к ногам и нежно мурлычет на коленях… Походы, походы… как не хочется в вас уходить… поскольку приходится возвращаться…

В поезде, едва разместившись, перематываем пленку в камере и смотрим на откидном экранчике, что у нас получилось… Ну, что же, как первый опыт - сойдет… Спать! Спать!! Завтра на работу…

21 апреля

Рижский вокзал. Фото на память. Расставание в метро. Пассажиры смотрят на нас с недоумением: кто же по доброй воле потащит на себе столько???… А мы обнаруживаем, что загорели за два дня, и прилично… У меня на работе разводим в кружках оставшуюся овсянку, переодеваемся в цивильное… Еще не вернулись – а как уже хочется обратно!

Жук.


Реклама: Проводим целевой инструктаж по под/фт онлайн.

   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |