Фрагменты ОТЧЕТа

Владимира Лысенко

о водном путешествии шестой категории сложности

по р.р.Большой Нарын - Нарын (Внутренний Тянь-Шань)

в августе-сентябре 1985г.

Маршрутная книжка 148/85-ВР,

выдана Российской республиканской МКК.

Руководитель группы

Лысенко В.И.

Новосибирск, 1985

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Справочные сведения о путешествии…………….…………………………………………….4
  2. Сведения о районе путешествия…………………….…………………………………………..5

2.1. Рельеф…………………………..…………………..…………………………………………5

2.2. Климат…………………………..……………………..……………………………………….6

  1. Гидрологическая характеристика района………………………………………………….7
  2. Типы ландшафтов, флора и фауна………………….……………………………………..8

3. Характеристика маршрута………..………………………….…………………………………..12

3.1. Гидрологическая характеристика р.р.Большой Нарын и Нарын…………………....12

3.2. Сведения о заходе на маршрут и выходе с него………………………………………13

  1. Состав группы……………………………………………………………………………………..15
  2. Организация путешествия………………………………………………………………………16
  3. Техническое описание маршрута………………………………………………………………18
  4. 6.1. Река Большой Нарын…………………………………………………………………………….18

    6.2. Река Нарын…………………………………………………………………………………………20

  5. График движения………………………………………………………………………………….30
  6. Обеспечение безопасности на маршруте…………………………………………………….32
  7. Итоги путешествия, выводы и рекомендации………………………………………………..33
  8. Картографический материал……………………………………………………………………34
  9. 10.1. Лоция р.р.Большой Нарын и Нарын………………………………………..…………..35

    10.2. Условные обозначения на схемах препятствий……………………………………...49

    10.3. Схемы препятствий на маршруте………………………………………………………50

  10. Приложения………………………………………………………………………………………..60
  11. 11.1. Средства сплава…………………………………………………………………………..60

    11.2. Список группового снаряжения…………………………..……………………………..62

    11.3. Список личного снаряжения…………………………………..…………………………63

    11.4. Ремонтный набор…………………………………………………..…………………..…64

    11.5. Продукты питания…………………………………………………….…………………..65

    11.6. Медицинская аптечка…………………………………………………….………………66

    11.7. Весовые характеристики груза……………….…………………………….…………..67

    11.8. Смета расходов……………………………….………………………………….…….…68

    11.9. Список использованной литературы…………………………………………………..68

  12. Фотографический материал (77 фотографий)………………………………………………70

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ

  1. Организатор путешествия - Институт теоретической и прикладной механики СО АН СССР.
  2. Район путешествия - Внутренний Тянь-Шань.
  3. Время путешествия - с 26 августа по 12 сентября 1985г.
  4. Вид туризма - водный.
  5. Категория сложности - шестая.
  6. Средства сплава - катамаран-двойка и чекстер (вёсельный плот).
  7. Число участников - семь.
  8. Нитка маршрута: г.Фрунзе - п.Караколка - сплав по р.Большой Нарын до устья р.Курменты – с/х Калинина – прохождение каньона “Нарынские водопады” (без начального участка) и далее сплав по р.Нарын до п.Учтерек – г.Фрунзе.
  9. Продолжительность путешествия - 18 дней,
  10. из них: подъезд и отъезд - 2 дня,

    сплав - 11 дней,

    чисто пешая часть - 2 дня,

    постройки и дневки - 3 дня.

  11. Протяженность маршрута - 446 км,

в том числе:

сплава по р.Большой Нарын - 33 км,

сплава по р.Нарын - 357 км,

пешей части - 56 км.

1.11. Маршрутная книжка – 148/85-ВР, выдана Российской республиканской МКК 14 августа

1985г.

  1. Шифр РРМКК – 100-00-5555555.
  2. Особые указания МКК: Возможность прохождения порогов в каньоне “Нарынские водопады” определить после тщательной разведки и при условии организации надёжной страховки.

  1. СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ.

Тянь-Шань (в переводе с китайского - Небесные горы) - горная система в Средней и Центральной Азии, расположенная между 40 и 45 с.ш., 67 и 95 в.д. Западная часть Тянь-Шаня находится в пределах СССР (главным образом, в Киргизской ССР, северные и западные хребты в Казахской ССР, юго-западная оконечность в Узбекской ССР и Таджикской ССР), восточная часть - в Китае. Протяженность с запада на восток 2450 км (в пределах СССР 1200 км).

  1. Рельеф.

Тянь-Шань состоит из горных цепей, вытянутых преимущественно в широтном или субширотном направлении. Лишь в центральной его части - Центральном Тянь-Шане, где расположены самые высокие вершины - пик Победы (7439м) и Хан-Тенгри (6995м), по границе СССР и Китая, протягивается Меридианальный хребет.

В пределах СССР выделяют: Западный Тянь-Шань, куда входят хребты: Каратау (2176м), Таласский Алатау (4488м), Угамский (4229м), Пскемский (4299м), Чаткальский (4503м), Кураминский (3768м); Северный Тянь-Шань: Чу-Илийские горы, Заилийский Алатау, хр.Киргизский (4875м), Кунгей-Алатау (4771м), Кетмень; Внутренний Тянь-Шань - высокое нагорье, окаймленное на севере хребтами Киргизским и Терскей-Алатау (5280м), на юго-западе - Ферганским хребтом (4940м), на юго-востоке - хребтом Кокшаал-Тау (7439м). Восточный Тянь-Шань лежит в пределах КНР. В нем преобладающие высоты главных хребтов 4-5 тыс.м (максимум 5500м - хребет Ирен-Хабырга).

Для высокогорий характерны ледниковые формы рельефа (цирки, троги и др.); на склонах ущелий - многочисленные осыпи, по днищам долин - накопления моренных отложений. На высоте 3200-3400м и выше почти повсеместно распространены многолетнемёрзлые горные породы. У подножия многих хребтов протягиваются полосы предгорий (местные названия - “адыры”, “прилавки”), что обуславливает во многих районах хорошо выраженную ступенчатость поперечного профиля гор. Высокогорные впадины, относительно недавно освободившиеся от ледников и ещё слабо затронутые процессами эрозии, обычно имеют плоские или слабо всхолмленные поверхности; значительные площади в них занимают озёра и болота. Впадины, расположенные ниже 2500м, обычно включают хорошо разработанные речные долины с многочисленными террасами, в некоторых из них сохранились озёра (например, Иссык-Куль). В отдельных котловинах встречаются участки мелкосопочника (особенно в Нарынской и на юго-западе Иссык-Кульской котловин). У подножий хребтов характерны конусы выноса многочисленных речек.

2.2. Климат.

В целом климат Тянь-Шаня отличается резкой континентальностью, засушливостью, значительной продолжительностью солнечного сияния (2500-3000 час/год). На большей части Тянь-Шаня (особенно в высокогорьях) преобладает западный перенос воздушных масс, на который накладывается местная горно-долинная циркуляция; в отдельных районах отмечаются сильные местные ветры. Большие высоты, сложность и расчленённость рельефа вызывают резкие контрасты в распределении тепла и влаги. В долинах нижнего пояса гор средняя температура июля 20-250С, в средневысотных долинах - 15-170С, у подножий ледников до 50С и ниже. Средняя температура января ниже -60С (местами морозы достигают -300С). Количество осадков в горах Тянь-Шаня возрастает с высотой. На подгорных равнинах оно составляет 150-300 мм, в предгорьях и низкогорьях 300-450 мм, в среднегорьях 450-800 мм, местами в Западном Тянь-Шане - до 600 мм в год. Во внутригорных впадинах обычно выпадает 200-400 мм осадков в год (более увлажнены их восточные части). На большей части Тянь-Шаня отмечается летний максимум осадков, в горном обрамлении Ферганской и Таласской долин - весенний.

Вследствие значительной сухости климата снеговая линия в Тянь-Шане располагается на высоте от 3600-3800м на северо-западе до 4200-4450м в Центральном Тянь-Шане; в Восточном Тянь-Шане она понижается до 4000-4200м. В гребневой зоне многочисленные снежники, отдельные районы Тянь-Шаня лавиноопасны (главным образом, весной). Наибольшие запасы снега концентрируются на северных и западных склонах. У подножий хребтов снег лежит обычно не более 2-3 месяцев, в среднегорьях - 6-7 месяцев, у подножий ледников - 9-10 месяцев в году. Площадь оледенения 10,2 тыс.км2. Наибольшее оледенение сосредоточено в хребтах Центрального Тянь-Шаня (крупнейший ледник - Южный Иныльчек длиной 59,5 км). Для Внутреннего Тянь-Шаня обычны ледники плоских вершин, залегающие на высоко расположенных поверхностях выравнивания.

      1. Гидрологическая характеристика района.

Питание рек преимущественно снеговое, в высокогорных районах в летние месяцы - также ледниковое; максимальный сток в конце весны и летом. Реки, начинающиеся в более низких высотных поясах, питаются за счет грунтовых вод (начинаясь с родников - “карасу”), таяния снегов и дождей.

Главные реки относятся к бассейнам Сырдарьи (Нарын, Карадарья), Таласа, Чу, Или (с истоками Кунгес и Текес и притоком Каш), Манаса, Тарима (Сарыджаз, Кокшал, Музарт), Кончедарьи (Хайдык-Гол). Для большинства рек характерны большое падение и чередование горных ущелий и расширений долин, где реки разбиваются на рукава.

К наиболее крупным озёрам Тянь-Шаня относятся бессточное, не замерзающее, солоноватое озеро Иссык-Куль, высокогорные (на высоте более 3000м) озёра Сонкёль и Чатыркёль, большую часть года покрытые льдом. Много мелких озёр ледникового происхождения.

2.4. Типы ландшафтов, флора и фауна.

Сухость и континентальность климата обусловливает преобладание в Тянь-Шане горных степей и полупустынь. Подгорные наклонные равнины, предгорья многих хребтов (главным образом южной экспозиции) и наиболее засушливые участки в пределах некоторых межгорных котловин (например, на западе Нарынской и Иссык-Кульской котловин) занимают ландшафты пустынь в комплексе с полупустынями (преобладающие высоты на внешних склонах гор западной части Тянь-Шаня 800-1300м, на южных склонах гор Восточного Тянь-Шаня 1600-1800м, в межгорных впадинах Внутреннего Тянь-Шаня местами до 2000м). Основные почвы - сероземы, встречаются солончаки и участки каменисто-щебнистых пустынь. Растительность покрывает обычно 5-10% поверхности. На юго-западе Тянь-Шаня, где осадки выпадают преимущественно весной, многочисленны эфемеры и эфемероиды (мятлик, пустынная осока, астрагалы и др.). На остальной территории преобладают полукустарники - полыни и солянки, в Восточном Тянь-Шане - также эфедра, местами заросли саксаула.

Верхние части предгорий и значительные участки в пределах межгорных впадин занимают полупустыни. На северных склонах и по днищам впадин они обычно располагаются на высоте 1600-2100м (по более увлажнённым долинам местами спускаются до 800м), на южных склонах хребтов Восточного Тянь-Шаня поднимаются до 2200м. Почвы - темные серозёмы и серо-бурые полупустынные, по понижении рельефа - солончаки и солонцы. Растительность покрывает 15-25% поверхности; преобладают полынно-ковыльно-солянковые сообщества, во Внутреннем и Восточном Тянь-Шане - также поташник, карагана.

Степи распространены наиболее широко, располагаясь на высотах от 1000-1200 до 2500-2600м на северных склонах в западной части Тянь-Шаня и от 1800 до 3000м на южных склонах Восточного Тянь-Шаня. Они занимают также днища межгорных впадин до высоты 3000-3200м. Почвы светло-каштановые и светло-бурые горно-степные. Преобладают злаково-разнотравные мелкодерновинные степи. Растительность покрывает около 50% поверхности. Основу растительного покрова составляют полынь, типчак, ковыль, житняк; в восточном направлении усиливается роль чия, караганы. В хребтах на юго-западе Тянь-Шаня - высокотравные (до 70 см) субтропические степи на темных серозёмах и коричневых почвах с участием пырея, луковичного ячменя, девясила, прангоса, ферулы, над которыми поднимаются отдельные деревья и кустарники (абрикос, боярышник и др.). В пределах наиболее увлажненных восточных частей межгорных впадин формируются разнотравно-злаковые лугостепи на тёмно-каштановых почвах. Растительность покрывает обычно 80-90% поверхности. В верхней части степного пояса встречаются стелющиеся формы можжевельника.

Леса в Тянь-Шане не образуют сплошного пояса, а встречаются в сочетании со степями и лугами. На севере и юго-западе Тянь-Шаня они располагаются в среднегорьях на высоте 1800-3000м, во внутренних районах гор нижняя и верхняя границы лесов повышаются (соответственно до 2200 и 3200м). Леса почти повсеместно (за исключением юго-западной Киргизии) расположены на северных склонах, занимая наибольшие площади в хребтах Заилийский Алатау, Кунгей-Алатау, Терскей-Алатау, Кетмень, в восточной части хребта Атбаши. Нижнюю часть лесного пояса хребта Заилийский Алатау образуют яблоня, дикий абрикос (урюк), боярышник, осина, клён Семёнова; в подлеске - кустарники (барбарис, крушина, жимолость, бересклет, шиповник и др.) на серых лесных почвах. Выше 2000-2300м лиственные леса сменяются еловыми на горно-лесных тёмноцветных почвах. Во Внутреннем и Восточном Тянь-Шане основной лесообразующей породой является ель (на северных склонах). По днищам долин и на более освещённых участках склонов леса растут в сочетании с разнотравными (из герани, манжетки, зопника, ириса) лугами субальпийского типа.

На горно-лесных черно-бурых почвах юго-запада Тянь-Шаня формируются орехово-плодовые леса (грецкий орех, яблони, клён) с богатым подлеском (жимолость, алыча, миндаль, шиповник, крушина и др.). Выше 2000м орехово-плодовые леса замещаются хвойными (из ели и пихты). Местами встречаются фисташковые рощи.

На северных склонах выше 3000-3200м располагаются, главным образом, субальпийские и альпийские луга. Они обычно не образуют сплошного пояса, чередуясь с почти лишенными растительности скалами и осыпями. На маломощных горно-луговых и лугово-болотных почвах - разнотравно осоковые, частично заболоченные низкотравные луга.

На высокорасположенных (от 3000-3200м до 3400-3700м) равнинах Внутреннего и Центрального Тянь-Шаня растительность представлена дерновинными злаками, подушковидными сообществами (дриаданта и др.), на более прогреваемых участках - также полынью.

Выше 3400-3600м распространены ледники, снежники, осыпи, скалы. Растительность представлена в основном редкими мхами и лишайниками.

При сплаве по Большому Нарыну и Нарыну постоянно встречаются облепиха, жимолость, шиповник, смородина, грибы.

Животный мир. Для равнинных предгорных и низкогорных районов Тянь-Шаня характерны представители пустынной и степной фауны - джейран, хорёк, заяц-толай, суслик, тушканчики, песчанки, слепушонка, лесная мышь, туркестанская крыса и др.; из пресмыкающихся - змеи (гадюка, щитомордник, узорчатый полоз), ящерицы; из птиц - жаворонок, каменка, дрофа, рябки, кеклик (куропатка), орёл-могильник и др. Представители лесной фауны среднегорий - кабан, рысь, бурый медведь, барсук, волк, лисица, куница, косуля, акклиматизирована белка-телеутка; из птиц - клёст, кедровка. В высокогорьях и местами в среднегорьях обитают сурки, пищуха, серебристая и узкочерепная полёвки, горные козлы (теке), горные бараны (архары), горностай, изредка встречается снежный барс; из птиц - альпийская галка, рогатый жаворонок, вьюрки, гималайский улар, орлы, грифы и др. На озёрах - водоплавающая птица (утки, гуси), встречаются лебеди, баклан, черный аист и др. Многие озёра богаты рыбой (осман, чебак, маринка и др.). В Нарыне и его притоках водятся маринка и форель.

3. ХАРАКТЕРИСТИКА МАРШРУТА.

3.1. Гидрологическая характеристика р.р.Большой Нарын и Нарын.

На маршруте от Караколки до Учтерека длиной 455 км перепад высот 2350м (начало сплава на высоте 3050м), т.е. средний уклон маршрута 5,2 м/км.

На первых 25 км ниже Караколки уклон Большого Нарына 6 м/км; в каньоне “Нарынские водопады” и вблизи него – 8 м/км. Уклон Нарына от устья Большого Нарына до устья р.Атбаши – 4,77 м/км, далее до каньона “Семёновские ворота” – 3 м/км, от начала каньона “Семёновские ворота” до п.Казарман – 4,83 м/км, от Казармана до устья Кекемерена – 5,75 м/км и далее до пос.Учтерек – 4,25 м/км.

Река Нарын образуется при слиянии рек Большой Нарын и Малый Нарын в 44 км выше города Нарын на высоте 2250м.

Нарын и Карадарья образуют Сырдарью. Среднегодовой расход Нарына в его устье (616 км от истоков) – 425 м3/сек.

Река Большой Нарын имеет длину 137 км. Её среднегодовой расход 60 м3/сек. Образуется из рек Тарагай и Карасай в 35 км выше Караколки. Река имеет ледниково-снеговое питание, небольшие изменения годового стока. Долина – узкая, стиснута хребтами Джетим (с севера) и Нарынтау (с юга).

Расход воды (средний и максимальный-минимальный) (м3/сек)

май июль август сентябрь

1. устье р.Большой Нарын 68(129-26) 117(211-67) 99,6(144-62,4) 43,3(67,7-25)

2. г.Нарын 117(213-50) 239(388-144) 201(289-113) 86(155-51)

3. устье р.Кекерим 294(487-147) 456(722-278) 360(564-252) 190(273-134)

4. устье р.Кекемерен 443 669 496 250

5. пос.Учтерек 540 820 583 316

В Нарыне – грязно-жёлтая мутная вода, малопригодная для питья. Мутность её возрастает вниз по течению. В устье р.Большой Нарын – 300 г/м3, у г.Нарын – 490 г/м3, в устье Кекемерена – 1400 г/м3. Поэтому рекомендуется делать стоянки возле устьев ручьев и притоков.

Температура воды (0С):

август сентябрь

1. устье р.Бол.Нарын 9,7 7,3

2. г.Нарын 11,1 8,8

3. устье р.Кекерим 14,6 13,1

4. пос.Учтерек 17,2 14,4

3.2. Сведения о заходе на маршрут и выходе с него.

В начальную точку сплава – посёлок Караколка - можно добраться на попутной машине из Барскауна, расположенного на южном побережье озера Иссык-Куль (от него до Караколки около 160 км, что соответствует 4-5 часам езды на автомашине; при этом дорога проходит через перевал Суек (4002м). А в Барскауне попутную машину нужно ловить в конце посёлка возле шлагбаума (это – 5 км от Иссык-Куля и от автотрассы Рыбачье-Пржевальск). В отличие от маленькой Караколки, Барскаун – достаточно большой посёлок с почтой, магазинами. Отсюда следует давать телеграмму о выходе на маршрут. Пропуска в погранзону очень тщательно проверяют на первой заставе (это примерно 50 км от Барскауна).

Барскаун находится на оживлённой автотрассе по южному побережью Иссык-Куля, и сюда можно попасть автобусом непосредственно из Фрунзе или сделав пересадку на другой автобус в Рыбачьем. Первый автобус из Фрунзе в Пржевальск через Барскаун выходит в 8 часов утра местного времени. От Фрунзе до Рыбачьего 3,5 часа езды, а от Рыбачьего до Барскауна – ещё 3 часа.

В г.Нарын легко доехать из Фрунзе на автобусе Фрунзе-Нарын. Из г.Нарын в совхоз им.Калинина в 8 часов утра ежедневно ходит автобус.

Из Учтерека во Фрунзе (туда примерно 320 км) (или сначала в Калининское или в Кара-Балту, а затем уже во Фрунзе) можно добраться либо на проходящих утром рейсовых автобусах (но с дюралевыми трубами и большими рюкзаками влезть в них сложно), либо на попутных машинах. При удачной “ловле” попутной автомашины вы будете во Фрунзе через 7 часов. Мы добрались из Учтерека до Фрунзе на попутных машинах за 9 часов.

4. СОСТАВ ГРУППЫ.

1. Лысенко Владимир Иванович (руководитель, капитан катамарана), максим. турист. опыт:

Vусл(VI)-У(Мажойский каскад Чуи и т.д.),V-Р(Иолдо,Н.Кураган,Катунь),V-Р(Серлиг,Ожу, Бий-Хем),V-Р(Сандалаш,Чаткал).

2. Мушарапов Рустам Зинатулович (зам. руководителя, капитан плота):

V-Р(Чуя,Урсул,Катунь), Vусл(VI)-У(Мажойский каскад Чуи и т.д.), Vусл(VI)-У(Моткины Щёки,Китой)

3. Овинников В.И. 4. Кузьминых Б.Н. 5. Корнюш Е.П. 6. Касдорф В.Я. 7. Горб А.И.

Примечание: на катамаране шли Лысенко и Кузьминых, остальные – на плоту.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ.

6. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА.

  1. Река Большой Нарын.

На первых 25 км сплава (до устья р.Курменты) затрачивается чистого ходового времени 3час. 20мин. На этом участке река теряет 150м высоты. Сначала на реке встречаются лишь перекаты и прижимы. Затем следуют первые два препятствия:

45-55 км – преп.1 – цепь шивер, порогов, жёсткий вал.

56 км – преп.2 – порог “Яма” длиной 400-450м. В пороге небольшой слив.

Оба препятствия несложны и проходятся с ходу. На этом участке реки дров по берегам практически нет. К сожалению, вблизи устья р.Курменты мы вынуждены были временно прервать сплав по Большому Нарыну, т.к. этого очень захотел майор П. – начальник Иссык-Кульского погранотряда. Во время его зависания на вертолете на десятиметровой высоте над нами, майору что-то в нас не понравилось, и без объяснения причин (многократно проверенные пограничниками и КГБистами наши пропуска в погранзону были в полном порядке) нам было предложено продолжить сплав по Большому Нарыну уже вне погранзоны, т.е. ориентировочно после препятствия 28 каньона “Спокойствие”. Так мы и поступили. Правда, для этого пришлось сделать большой “крюк” на маршруте через Караколку, Барскаун, Рыбачье, г.Нарын и совхоз им.Калинина. И повторный сплав по Большому Нарыну мы начали с препятствия 29 – каньона “Нарынские водопады”, который из-за водопадов в самом его начале (первые 150м) и из-за трудности спуска судов на воду в самом каньоне оставался до нас никем не пройденным.

Очень сложной оказалась и разведка всего каньона, на которую потребовалось 1,5 дня. Дорога идёт примерно в двух километрах от реки (по левому берегу), но между рекой и дорогой крайне сильно пересечённая местность, так же, как и по берегам вдоль реки в каньоне. Базовый лагерь поставили в конце каньона (там же оставался и один страховщик), а к началу каньона заходили через совхоз им.Калинина., т.к. горы на левом берегу Большого Нарына выполаживаются только возле этого совхоза. И хотя до начала каньона от совхоза идет дорога, пригодная для движения автотранспорта, попутных машин не было, и нам пришлось идти пешком сначала 10 км до устья р.Караташ, а затем ещё 3 км до начала сплава – мы спустились к воде за резким левым поворотом реки в полукилометре ниже начала каньона. Но для этого нам сначала пришлось преодолеть тяжелейший крутой “тягун” (с перепадом высот не менее 0,5 км), а затем такой же тяжелый спуск через осыпи, скалы и густые заросли деревьев и кустарников. Правда, вокруг было много шиповника, жимолости, встречались чёрная смородина и другие ягоды, что поднимало настроение.

Сам каньон представляет собой достаточно сложное препятствие (даже без начального 3хкаскадного водопада), однако вполне по силам опытной группе – пороги и шиверы в каньоне не превышают стандартную V к.с.

Итак, 128-135 км – преп.29 – каньон “Нарынские водопады”. Вход в каньон в виде каменных ворот, возле них несложный порог, и далее 3хкаскадный водопад (схема 1). Высота 1-ой ступени около 3м при ширине реки 6м. Так как Г.В.Кузнецов дал следующую категоричную оценку водопада: “абсолютно непроходим в любую воду для любых судов”, а для осмотра водопада нам нужно было спускаться по крутому склону вниз, а затем лезть обратно вверх, на что ушло бы несколько часов и много сил, то мы сначала приняли как аксиому эту оценку Кузнецова и о возможности прохождения водопада даже мысли не возникало, но впоследствии, увидев определённое завышение Кузнецовым сложности некоторых препятствий, мы усомнились и в абсолютной непроходимости 3хступенчатого водопада, но сами ничего конкретного утверждать не можем. Сразу за водопадом сложный порог с большим валуном посреди русла. Т.к. нанести все камни и валы в семикилометровом каньоне возможности не представлялось (да и не имело смысла это делать), то на рабочей схеме 2 первой половины каньона (без начальных 0,5 км) указаны лишь наиболее крупные камни и валы, являющиеся хорошими ориентирами при сплаве. Такой же характер река носит до самого конца каньона. В середине каньона, например, мощный слив 1,5м через всю реку (она в этом месте сужена скалами). Необходима постоянная работа вёслами. Но камней мало. В основном сливы 1-1,5м и валы 1,5-1,7м. Страховку ставили в четырёх местах – перед устьем р.Ардакты, в середине каньона, за устьем р.Чал и в конце каньона. Фрагменты каньона и отдельных участков сплава изображены на фото 5-14. Прохождение каньона “Нарынские водопады” длиной 7 км заняло 52 минуты, т.е. скорость реки в каньоне около 8 км/час. Сплавлялись одним катамараном.

Сразу за каньоном Большой Нарын проскакивает под автомобильным мостом и, сливаясь с Малым Нарыном, образует реку Нарын.

6.2. Река Нарын.

На следующем участке до устья р.Атбаши длиной 88 км “высотность” Нарына понижается на 420м. Чистое ходовое время около 10,5 час. Река входит в Нарынскую котловину. Лес по берегам исчезает. До г.Нарын (около 40 км) река представляет собой сплошную шиверу. Всё время вал 1.5-2м, сливы 1м.

137-141 км – пр.30 – цепь шивер.

142-145 км – пр.30а – шиверы, прижимы.

147 км – пр.31 – пор.“Жандарм”. Расположен на крутом левом повороте. Струя разбивается о “жандарм”, на входе – небольшой остров в русле. В правой протоке – мощный слив и вал сразу за ним (фото 15). Основная струя слева от “жандарма”. Большой улов. Однако в левой протоке кроме переката и небольшого прижима препятствий нет. Мы хотя и разведывали (по рекомендации Кузнецова) порог с левого берега, но в этом он не нуждается, если его проходить левой протокой. Правую же протоку (при желании идти там) разведывать нужно. Шли левой протокой.

150-153 км – пр.32 – шиверы, прижимы. Жёсткий вал до 2,5м.

157-159 км – пр.33 – мощные шиверы.

169 км – пр.34 – порог на правом повороте. Свал к левому берегу. где вал 2.5м. Осмотр – с левого берега, который резко повышается перед порогом. Однако порог можно проходить и с ходу, т.к. он не явно выражен и не выделяется среди шивер.

Чтобы попасть в г.Нарын на почту, удобнее пристать к берегу не возле автомоста в начале города, а километра через 2-3.

190 км – пр.35 – порог. Прижим к левому берегу. Осмотр – с левого берега.

205-211 км – пр.36 – цепь мощных шивер.

От устья р.Атбаши до каньона “Семёновские ворота” 90 км, перепад высот 270м. Чистое ходовое время – 11 часов. Препятствия – перекаты, мели, простые прижимы. Много мелких проток. Вода становится мутно-бордового цвета. Много облепихи.

Перед каньоном “Семёновские ворота” на левом берегу – оборудованный горячий родоновый источник (фото 18). Здесь установлены две ванны, через которые протекает тёплая вода. Все участники нашей группы не отказали себе в удовольствии искупаться в этих ваннах.

От начала каньона “Семёновские ворота” до пос.Казарман 60 км, перепад высот 290 км. Чистое ходовое время – 6,5 часов. Мощные пороги, каньоны. Наиболее сложный участок маршрута.

308-311 км – пр.37, 38, 39 – каньон “Семёновские ворота”. Его длина 3-4 км. Начинается тремя каскадами порогов, образовавшихся при попытке строительства дороги в Казарман по левому берегу Нарына (убедившись в осыпном характере пород, эту попытку прекратили). Правый берег – скальный, обрывист; левый – крутые осыпи. Разведка по левому берегу как с верхней террасы (на высоте 60-70м), так и вблизи воды. Страховку устанавливали на левом берегу в трёх местах – после первой ступени (при ёё прохождении нужно подстраховаться, чтобы не “влететь” во вторую ступень неготовыми), а также после второй ступени и в конце каньона (после острова) (при дальнейшем прохождении каньона). После первой ступени приставали к отмели правого берега.

Первая ступень, пр.37 (схема 3, фото 19-23), сильно подпружена, у левого берега – противоток. В левой части слив 2-2,5м. Заходили в левой половине русла (но правее слива) и за сливом резко смещались влево, уходя от вала. Через 100м быстротока расположена вторая ступень порога.

Вторая ступень, пр.38 (схема 4, фото 24-25) имеет длину 100-150м. Наиболее опасная. Порог VI категории сложности. Начинается за плавным левым поворотом в сужении русла до 15-18м. Два мощных слива. Косые валы 3-3,5м. Вода кипит. На выходе – огромный пульсирующий стоячий вал в центре, образованный сливом через валун. За ним – глубокий пенный котёл. Заход – несколько правее от центра русла, по входному сливу, с последующим максимальным смещением вправо перед пенным котлом.

Третья ступень, пр.39, имеет длину 350-400м. Расположена через 400-500м после второй ступени. Менее мощная, чем первые две. Вал 2м, но есть чистые проходы (в частности, у левого берега). Дальше в каньоне серьёзных препятствий нет.

313-314 км – пр.40 – пор.“Гудимовский” (схема 5, фото 28-37). Длина сложного участка 0,5 км. Расположен после крутого правого поворота. Течение перед ним замедляется. Разведка – левым берегом. Страховка – с левого берега. На входе слева – ручей. Большие валуны. Левый берег – невысокая терраса. На начальном участке основной слив – у правого берега. В сливе – крупный камень с пульсирующим валом. Очень опасное место. Однако у самого левого берега есть значительно менее опасный проход, которым мы и воспользовались. Если идти этим путем, то на первых 50м порога (которые группа Кузнецова обносила) вам встретятся сливы и валы максимум 1,5м. Тем не мене, линию движения нужно соблюдать строго. Порог серьёзный, VI категории сложности.

315 км – пр.41 – пор.“ФКТ”. Его длина 200-250м. На входе – пенная яма у правого берега, в середине порога – левосторонний прижим. На выходе – скала-остров. Порог разведывается заранее по тропе левого берега. Но после разведки при прохождении порога в левой половине русла (где препятствия просты) острой необходимости ставить страховку с берега нет – достаточно прохождение судов в кильватерной колонне.

320-322 км – пр.42, 43 – каньон “Басмач” (“Малый каньон”) (фото 39-50).

Порог “Басмач-1” , пр.42 (схема 6, фото 39-44) расположен перед входом в каньон. Ориентир: после правого поворота виден вход в “Малый” каньон, над которым автомост. Подпора воды практически нет, поэтому может втянуть в порог. Его длина 100м. После входного слива вал 1,5м. Разведка – левым берегом по валунам. Страховка – с левого берега. Через 150м быстротока – собственно каньон.

Порог “Басмач-2”, пр.43, расположен под мостом. Осмотр по левому берегу. Узкий крутой слив. Высота стен 50-60м. После порога “Басмач-2” каньон тянется ещё примерно на 1,5 км. И если препятствия 42 и 43 (собственно слив) не очень сложны для прохождения (хотя это хорошие пороги V к.с.), то затем в каньоне (после моста) стоит хаотичный вал (причем, косой) высотой 2м, что очень усложняет сплав. Оценили весь каньон VI категорией сложности. На выходе из каньона улов и песчаный пляж на левом берегу.

326-333 км – пр.44, 45, 46 – “Большой каньон” (фото 52-56). Его длина около 7 км. Большой уклон. Труднодоступен. Представляет собой скальный коридор шириной 5-15м и высотой 300-400м. Состоит из двух участков: первый заканчивается через 3 км, когда стены немного расступаются, а ещё через 300-400м река опять втискивается в узкую щель. Мощные сливы, высокий вал, водовороты. “Большой каньон” - очень серьёзное препятствие, особенно первая его половина. Без сомнения, VI к.с. И, пожалуй, первая половина каньона – самое опасное препятствие на всём маршруте. На протяжении всей первой половины каньона хаотичный вал 2-2,5м (а иногда и 3м). Очень тяжело идти. Вторая половина каньона проще. Начальный участок 200м хорошо просматривается с бывшего (он уже сломан) скотопрогонного мостика на входе в каньон. До порога “Киргизия” осмотр нужно провести по высокому правому берегу. Проходить каньон нужно с обязательной взаимоподстраховкой при движении в кильватерной колонне (с отдельными остановками в тени камней).

Порог “Входной” – пр.44 (его начало на фото 53-54) – начинается в каменных воротах под мостом на резком правом повороте (перед ним Нарын заметно подпружен). На входе в левой части русла – крупный камень. Затем слив, через 20-30м ещё один слив. Заходили у правого берега, порог проходили по центру. Через 800-1000м бурного течения – порог “Киргизия”.

Порог “Киргизия” - пр.45 (схема 7) – имеет длину около 150м. Расположен после левого поворота реки. Перед порогом течение несколько замедляется. Есть время осмотреть с хода порог. На входе у правого берега – крупные камни, в центре – слив с последующим тугим валом до 3-3,5м. Лишь у самого левого берега есть возможность чистого прохождения. После слива – водовороты. В порог заходили немного левее центра. Основной слив проходили по левому краю.

После порога очень сложный участок ещё 1 км, вода мечется. Скалы расступаются, однако ещё через 400м опять сходятся. Снова хаотичный вал, но более умеренный, чем ранее.

Порог “Жёлоб” – пр.46. В конце каньона река входит в сужение шириной 7-10м и длиной 30-40м. Беспорядочный вал. Камней нет. После “Жёлоба” – конец каньона. Для разведки “Жёлоба” можно пристать к валунам правого берега.

После каньона на протяжении 15-20 км Нарын имеет характер шиверы.

335 км – пр.47 – несложный порог с правосторонним прижимом на выходе.

338 км – пр.48 – порог длиной 300м. Расположен после крутого левого поворота ниже устья р.Зындансай. Валы до 2-2,5м. У левого берега – камни. Заход по центру, далее нужно смещаться к левому берегу, оставляя основные валы справа.

339-343 км – пр.49 – цепь мощных шивер (фото 58-59). Вал 2м. На выходе мощный слив – это и есть пр.50.

Далее – Торуз-Тороусская котловина. Слева – Казарман. Удобно сделать ночёвку на левом берегу сразу за устьем р.Кекерим (в ней значительно более чистая, чем в Нарыне, вода). Отсюда до устья р.Кекемерен около 35 км при среднем уклоне реки 5,8 м/км. Чистое ходовое время 4 часа. Пороги, каньоны, водовороты. Труднодоступное глухое ущелье. Троп вдоль ущелья нет. Это как раз тот участок, описание которого в “Водных маршрутах СССР. Азиатская часть” ещё с 1975г. манило нас: “Ниже Казармана Нарын уходит в труднодоступное, никем не пройденное и не разведанное ущелье. Вдоль ущелья нет троп, разведка его с берега, видимо, невозможна. Длина каньона около 30 км”. До нас это ущелье было пройдено лишь одной группой – Кузнецова Г.В. в 1981г. В этом ущелье (фото 62-66) быстроток, валы, средние шиверы. Пороги в основном на входе или выходе из каньонов. Три каньонных участка. Нужно опасаться камнепадов.

377 км – пр.51 – шивера “Входная” на входе в ущелье. Её длина 400м. В начале шиверы слева группа небольших камней, на выходе левосторонний прижим и косые валы 1,5м. Осмотр по левому берегу. Заход по центру, на выходе идти между валом и правым берегом.

Далее река (в отличие от изображения её на лоции) сильно петляет.

386-388 км – пр.52 – цепь шивер за устьем правого ручья. Вал 1,5м, прижимы.

396-398 км – пр.53, 54 – каньон “Два ручья” (фото 65). Начинается порогом после правого поворота. Слева и справа впадают ручьи.

Порог “Два ручья” – пр.53 (схема 8). Порог начинается перед каньоном, а заканчивается уже в нем самом. Вход в каньон сужен валунами до 12-15м. В сужении слив с последующим валом 1,5м, затем через 25-30м ещё один слив, крутой, с косым двухметровым валом за ним. Дальше подсос воды под скалы правого берега. Отсюда стенки высотой 10-15м по обоим берегам на протяжении 2 км. Длина порога 150-200м. В каньоне – водовороты. Осмотр – с левого берега. Страховка – с левого берега. Первый слив проходили по центру, смещаясь влево. Второй = по левому краю, ближе к скалам левого берега.

Порог – пр.54: на выходе из каньона сужение 6-8м. Правый берег – бом, левый – крупные камни. В сужении слив 1,5м. За каньоном 3-4 км относительно спокойно.

402-403 км – пр.55 – несложный каньон. На входе левосторонний прижим без отбойного вала. В каньоне – перемещение струй, вал до 1,5м в нижней части. Частичный осмотр каньона с левого берега. Высота стен 15-20м.

406-408 км – пр.56, 57 – каньон “Кекемеренский”. Начинается и заканчивается ступенями-порогами. Длина каньона 2 км. Перемешивание струй. Осмотр – по правому берегу. Вход в каньон – два прямых слива шириной 6-8м, образованных в сужении между бомом левого берега и крутой осыпью правого – пр.56. В каньоне высота стен 20-30м. К концу каньона она понижается до 5-10м.

Порог “Кекемеренский-2” – пр.57 (схема 9) – в сужении до 5-7м на выходе из каньона. Струя ударяется о выступ левого берега, образуя крутой узкий слив с последующим прижимом к скале правого берега. Проходили порог 57 так же, как и весь каньон, по центру.

Перед самым устьем Кекемерена на правом берегу расположен пост гидрологов (палатки и флагшток с красным флагом хорошо видны с воды). Вода в Кекемерене чистая, питьевая. После устья Кекемерена Нарын снова поворачивает на запад. Его скорость здесь около 10-11 км/час. До посёлка Учтерек остается 80 км. Перепад высот на этом участке 340м. Чистое ходовое время 7,5 часов. Первые 15 км – это сплошная цепь шивер. Постоянные прижимы, вал. Встречаются несколько каньонов. Вал в шиверах 2-2,5м. Поэтому выделение из этой цепи шивер препятствий 58-61 довольно условно. До Камбаратинского каньона (до него от устья Кекемерена 5 часов чистого ходового времени) почти все препятствия (кроме пр.60) можно проходить с ходу, но нужно быть очень внимательными.

415-417 км – пр.58 – шивера с валом до 2м.

421-424 км – пр.59 – цепь шивер. Бочки.

429 км – пр.60 – мощный порог (фото 71-72). Русло сужается, и в сужении слив. За ним прямые валы до 2-2.5м, однако они – пологие. Осмотр – по правому берегу.

Далее долина расширяется.

431-434 км – пр.61 – цепь шивер с валами 2,5м. Придерживаться левого берега.

439-441 км – пр.62 – шиверы. Пологие валы до 2-2,5м.

446-448 км – пр.63 – шиверы, прижимы, вал до 2м.

До каньона “Камбаратинский” дальше серьёзных препятствий нет.

469-473 км – пр.64, 65 – каньон “Камбаратинский” (фото 73-75). Очень мощные препятствия. Вал до 3-3,5м, есть сливы до 1,5-2м (правда, пологие). Особенно сложны пороги 64, 65 и 65а. Каньон VI к.с. Начинается резким сужением после островков ниже устья р.Толук на левом повороте. Ориентир – сужение долины, резкий уклон русла. На высокой террасе правого берега небольшое деревянное строение. Вокруг него остатки активной в прошлом деятельности человека – трубы, проволока и пр. Как мы поняли, это следствие неудачной попытки строительства в этом месте Камбаратинской ГЭС (несмотря на всевозможные сообщения, что она строится). Сложность препятствий в каньоне нарастает постепенно. На входе валы до 1,5м, водовороты. Затем уклон возрастает, растёт скорость течения. Обилие воронок, прижимов. Вода внезапно вскипает буграми до 1,5м и более. Много уловов, где можно легко причалить к берегу и надёжно подстраховать с воды. Нижний участок каньона несколько проще. Длина каньона 4 км, ширина часто 7-10м, высота стен 10-15м. Осмотр каньона по тропе правого берега. Прохождение каньона – с обязательной взаимоподстраховкой судов. Береговая страховка на правом берегу после пр.64 и в конце каньона.

Порог “Камбаратинский-1” – пр.64 (схема 10). Расположен в 600м от начала каньона. Длина порога 100м. Очень серьёзное место. Перед порогом вода успокаивается. В пороге – крутой слив 2,5м. За сливом через всё русло огромный вал 3,5м, но без пенного гребня. Далее идут также высокие валы. Затем на протяжении 150-200м вода мечется между стенками. Воронки. Страховка – с правого берега ниже порога, а также с воды. Проходили по центру.

После порога спокойный участок 500м, но имеются водовороты.

Порог “Камбаратинский-2” – пр.65. Начинается на правом повороте за останками подвесного моста. На входе в правой части русла – пенная яма. В центре слив с последующими валами 2,5м. Затем на протяжении 100м – ямы, бочки. В конце порога – сужение русла бомом левого берега. И большой улов. А затем каньон кончается. Заходили в порог по центру слива, затем смещались к правому берегу, уходя от валов в центр. Страховка с воды и береговая в конце каньона на правом берегу.

473 км – порог 65а. Начинается на левом повороте. Хаотичный вал до 3-3,5м. Перед порогом на правом берегу дом. Разведка и страховка – с правого берега. Проходили по центру.

До пос.Учтерек остаётся 2 часа сплава.

474-477 км – пр.66 – мощные шиверы. Жёсткий вал до 2м, в русле отдельные камни. Проходили по основной струе.

478-481 км – пр.67 – шиверы.

Затем Нарын выходит в Кетмень-Тюбинскую котловину, но бежит до пос.Учтерек достаточно быстро. В Учтереке всего несколько домиков, почты нет. Сплав закончили сразу же за автомостом дороги Фрунзе-Ош, причалив к правому берегу.

9. ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ, ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Впервые пройден семикилометровый каньон “Нарынские водопады” (без начального полукилометрового участка). Также пройден входной участок Гудимовского порога.

2. Таким образом, на р.р.Большой Нарын и Нарын остался непройденным лишь 3хкаскадный водопад в самом начале каньона “Нарынские водопады”. Как утверждали наши предшественники (в частности, Г.В.Кузнецов), “водопад абсолютно непроходим в любую воду для любых судов”. Мы с самого начала приняли за аксиому эту оценку Кузнецова, поэтому о возможности прохождения водопада у нас даже мысли не возникало. Мы рассматривали водопад с большой высоты (около 300м), откуда в принципе нельзя было судить о его проходимости или непроходимости. Однако возможно, что на очень хорошем судне и при очень большом желании пройти водопад удастся.

3. Наиболее сложные препятствия Нарына - (1)вторая ступень порога “Семёновские ворота”, (2)Гудимовский порог, (3)Малый каньон, (4)Большой каньон, (5)Камбаратинский каньон – относятся к VI категории сложности. Самое большое впечатление на группу произвело прохождение первой половины Большого каньона.

4. В связи с очень сложными (даже при наличии правильно оформленных пропусков в погранзону) взаимоотношениями туристов с представителями погранотряда, всем последующим группам рекомендуется начинать сплав вне погранзоны – с каньона “Нарынские водопады” на Большом Нарыне.

Нынешние координаты В.Лысенко:

т.(3832)339112,

gaponov@itam.nsc.ru


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом |  Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  База |