Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь 

Фрагменты ОТЧЕТа

Владимира Лысенко

о водном путешествии шестой категории сложности

по р.р.Матча - Ягноб - Фандарья - Зеравшан (Памиро-Алай)

в мае 1988г.

Руководитель группы

Лысенко В.И.

Новосибирск, 1988

 

СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

И ГИДРОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕК.

Между Туркестанским и Зеравшанским хребтами лежит самый большой ледник Памиро-Алая - Зеравшанский, питающий реку Зеравшан, носящую в истоках (до слияния с рекой Фандарья) название Матча.

Река Матча ограничивает Зеравшанский хребет в его восточной части. Примерно через 80 км к западу от него отпочковывается горная цепь Гиссарский хребет. С её склонов стекают в русло Ягноба речки, имеющие снеговое и ледниковое питание. Река Ягноб с трудом протискивается среди скал Гиссарского и Зеравшанского хребтов. Соединившись с Искандердарьей, Ягноб образует Фандарью, прорывающую Зеравшанский хребет в узком ущелье и соединяющуюся с Матчей перед кишлаком Айни.

Средние (и максимальные/минимальные) расходы воды в реках:

Река и место апрель май июнь июль август сентябрь октябрь

  1. Матча, устье 20,0 54,0 140 247 227 117 47,7

(30,7/12,1) (115/26,2) (279/65,5) (347/135) (293/174) (172/66,4) (67,8/32,1)

2. Зеравшан,к.Кушикат 43,9 117 255 400 331 164 75,1

  1. Зеравшан, 51,3 141 343 446 373 191 86

мост Дипули (88,5/30,9) (294/53,2) (564/199) (661/269) (667/261) (300/127) (118/62,4)

Среднемесячные температуры (0С):

Река и место апрель май июнь июль август сентябрь октябрь

  1. Матча, устье 9,7 12,3 12,1 12,0 11,2 10,5 8,7

2. Зеравшан,к.Кушикат 9,5 10,9 11,0 11,5 11,5 10,8 8,6

Гидрологические характеристики рек:

Река место длина площадь средний средний доля леднико- доля снеж-

реки водосброса уклон расход вого питания ного питан.

1. Матча устье 223 4650 7,5 80 22-35 30-55

2. Ягноб п.Такфан 143 1650 15 32 6,4 40-65

3. Фандарья устье 28 3230 13 62

4. Зеравшан мост Дипули 604 10200 190 35 30-55

Исток Матчи - на высоте 2775м. Эта река относится к разряду рек с наиболее высоким ледниковым питанием. В летний период цвет воды в Матче темно-серый из-за содержания взвеси темного ледникового лёсса. Вода начинает светлеть одновременно со своим спадом, то есть в сентябре, и становится совершенно прозрачной зимой. Средний годовой расход взвешенных наносов у устья составляет 139 кг/сек, а за год серые воды Матчи уносят 4390 тыс. тонн песка. Название “Матча” обозначает “хулиган”, что связано с её необузданным характером.

Ягноб нередко окружен короткими отрогами, подходящими к нему многосотметровыми стенами. Особенно крут южный склон Зеравшанского хребта на шестикилометровом участке между к.Анзоб и Марзичем. Здесь он падает почти отвесом в 2,5 км.

Река Фандарья образуется при слиянии Ягноба с Искандердарьей, несущих соответственно 58% и 30% общего стока Фандарьи. Бассейн Фандарьи площадью 3230 км2 распределен так: Ягноб - 1650 км2, Искандердарья - 974 км2, собственно Фандарья - 606 км2, из них 379 км2 или 18% водостока приходится на крупный левый приток р.Пасрут. Максимальный расход воды в Фандарье - 532 м3/сек - зарегистрирован в июле 1958г. Фандарья, прорезающая Зеравшанский хребет, имеет долину шириной по верху до 8 км, а по дну 18-30м.

Максимальный расход Зеравшана - 930 м3/сек - зарегистрирован в 1942г. В слиянии Матчи и Фандарьи долина Зеравшана ущельеобразная, окаймленная конгломератными террасами с вертикальными обрывами высотой до 50м.

СОСТАВ ГРУППЫ и максимальный туристский опыт участников:

1. Лысенко Владимир Иванович (руководитель, капитан катамарана):

VI-У(Мажойский каскад Чуи и т.д.), VI-У(Башкаус), V-Р(Иолдо,Н.Кураган,Катунь),

V-Р(Серлиг,Ожу,Бий-Хем), V-Р(Сандалаш,Чаткал), VI-Р(Большой Нарын,Нарын).

2. Касдорф Владимир Яковлевич - VI-У(Большой Нарын,Нарын).

3. Пестеров Александр Николаевич - VI-У(Башкаус).

Сплав осуществлён на катамаране-двойке экипажем: В.Лысенко(капитан) - В.Касдорф (на одном из участков Фандарьи Владимира Касдорфа заменял Александр Пестеров).

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА.

1. Река Матча.

ВЕРХНЯЯ МАТЧА: Зеравшанский ледник - к.Риомуг, 98 км, уклон 9 м/км.

Самая верхняя часть долины является широким ледниковым трогом с ровным дном, по которому в низких берегах течет река, часто перемещая среди наносов своё русло. Склоны долины, в их нижней части, падают крутыми обрывами. На протяжении первых 15 км террасы не развиты. Ниже река начинает постепенно врезаться в дно долины, и долина становится ущельеобразной и окаймленной конгломератными террасами, образующими вертикальные обрывы к реке. Местами, где развиты более твердые породы, долина суживается, сжатая скалистыми выступами склонов. Первое такое сужение находится перед устьем правого притока р.Тро, ниже, до конца Верхней Матчи, ещё 6 таких каньонов. Между ними река, за редким исключением, течет по нескольким протокам.

Преп.1.1 - за левым поворотом после притока р.Вадиф. Подводные камни, справа - бочка. На повороте в струе обливная плита с бочкой.

Преп.1.2 - каньон “Тро” V-VI к.с. длиной 950м. За крутым левым поворотом долины впереди вырастают скальные стены высотой до 40м. Ширина каньона по дну 8-20м. Разведка по правому берегу сверху. В каньоне три характерных части:

(а)Входная, длиной 500м, начинается в 60м выше входа в каньон шиверой с бочками в основной левой протоке. Наиболее полноводная из правых проток выводит в слив с ребра у правой стены на входе в каньон. Дальше в центральной струе несколько 1,5м валов. Через 200м на пологом левом повороте справа слив с бочкой, в струе 1,2м вал. В 100м ниже на крутом правом повороте прижим к левой стене с мощной циркуляцией воды. Перед левым поворотом выступ левой стены сжимает реку до 7м;

(б)”Ножи”, длиной 100м. За левым поворотом каньон разрывается долиной р.Тро. Напротив устья справа в Матчу уходят скальные рёбра, образующие два острова-ножа, разрезающих реку на три потока. Перед ножами разгонная горка. Основной навал с пузырем отбоя приходится на левый нож. Левый поток, пройдя 1,2м слив, бьёт в левую стену и в конце ножа образует водяной пузырь. Центральный поток на входе образует сложный слив и 1,5метровый водопад на выходе. Правая часть реки, наиболее слабая, сваливается через ребро и огибает правый нож, образуя на выходе слив в гряде камней;

(в)Выходной каньон, 350м длиной. За ножами Матча входит в каньон и смещается под правую стену. На первых 100м быстроток. На правом повороте 1,2м слив с последующим навалом на левую стену и мощным отбойным пузырем. Через 50м коренные породы сжимают реку до 4м и оттесняют под левую стену. В начале сужения 1,5м слив с сильным навалом на левую стену и мощной отбойной подушкой. Вал до 1,2м. В 80м ниже ещё одно сужение до 8м, за ним, в конце каньона, пешеходный мост. За каньоном резкое расширение с большим уловом справа.

Каньон “Тро” проходили в один приём, в “Ножах” шли центральной протокой, прыгая с водопада. Швартовались к берегу уже после Выходного каньона справа.

Преп.!.3 - двухступенчатый порог IV-V (V) к.с. длиной 200м. За каньоном Тро после расширения долины в конце плавного левого поворота формируется центральная струя, которая в 200м ниже моста поворачивает направо среди камней. Первая ступень имеет длину 30м. Перед правым поворотом крутая горка, обрамлённая слева камнями и длинной береговой глыбой справа. В начале горки 1,2м отбойный вал и в 10м ниже в струе острое ребро. Слева 4м проход с бочкой и сильным навалом поочередно на два камня, второй из которых образует с вышеуказанной глыбой 4метровые ворота с метровым сливом. За ним, на крутом правом повороте, слева мощный водяной пузырь, образованный отбоем от левобережных камней, а справа в потоке зуб. За поворотом струя смещается под правый берег. Вторая ступень имеет длину 20м. Через 30м быстротока в 10м друг за другом русло пересекают две гряды. В первой - 8м центральные ворота с бочкой, во второй - 0,8м слив с котлом и зубом в правой части и бочкой в левой. За сливом в центре вал.

Шивера 1.4 находится за к.Лянгар на пологом правом повороте. Несложная. Слева камни.

Шивера 1.5 длиной 500м - на левом повороте, справа камни, бочки.

Преп.1.6 - каньон Худгиф V (или V-VI) к.с. длиной 1800м. Каньон расположен под левым скальным бортом долины. Справа вынос крупного притока Самжен. На входе автомобильный мост. Перед ним прижим к левым скалам. За мостом прямой скальный каньон шириной 7-20м. Высота стен до 40м. В 1,5 км от входа правую стену разрезает р.Самжен. Первый порог имеет длину 30м. Перед устьем очень крутая горка. Справа камни. Левая струя, пройдя через первый слив перепрыгивает через обливную глыбу. Высота слива более 1,5м, за ним мощная бочка. Центральная узкая струя обходит эту глыбу, но в конце горки бьёт в зуб. Ниже быстроток. Во втором пороге, через 30м быстротока, аналогичная горка. Здесь более чистый проход слева. На выходе 1,2м вал, и через 300м каньон заканчивается. Первый порог проходили, смещаясь от камней справа налево и минуя бочку на выходе, а второй порог - слева.

Далее миновали кишлаки и устья одноимённых рек: Рог (слева), Ярм (справа), Пакшиф (слева) и Деннора (слева).

Препятствия 1.7 не обнаружили.

Преп.1.8 - шивера 100м длиной в устье р.Лягриф справа. Отдельные камни, небольшой вал под левой стенкой.

Преп.1.9 - серия шивер длиной 6 км, начинается в 800м ниже Лягрифа. Шиверы длиной 100-300м с валом до метра и бочками следуют одна за другой. На поворотах - прижимы.

Преп.1.10 - Третий каньон длиной 500м. Находится под левым бортом долины в 500м ниже устья р.Сабах. На входе в каньон в русле скалы. Через центральную проложен мост. Более полноводна правая протока. В её начале навал на два камня, проход справа, и ниже прижим под правый бык моста. Слив пологий. В каньоне быстроток.

Шивера 1.11 длиной 500м находится на прямом участке реки. В струе метровый вал.

Преп.1.12 - Четвёртый каньон V-VI к.с., его длина 500м. Находится под левым скальным бортом долины. Перед входом две протяженные основные протоки. Левая ведет прямо в каньон, а правая выводит на крутой слив через ребро в прижиме к правой скале на входе в каньон. В 100м ниже локальный слив. Слева нагромождение камней с узким проходом для небольших судов. В центре водопад 1,5м, справа более пологий язык, бьющий в стену, от которой отходит отбойная гора, отбрасывающая в центральный котёл. Ниже узкий скальный коридор . На крутом правом повороте навал на левое ребро, ниже ещё на одно. На выходе над 5м сужением автомост и прижим вправо. За каньоном справа улово. Разведка справа. Заходили по правой протоке, а в водопад из-под правого берега.

Далее прошли устья рек Рукшиф, Якрут и Табасни. Препятствий 1.13 и 1.14 не обнаружили.

Шивера 1.15 с метровым валом - за скальным створом.

Миновали устья рек Изис-Бол и Ривуг.

Преп.1.16 - Пятый каньон 250м длиной. Несложный. Перед входом справа остатки моста, за ними новый мост. Вход чистый, в конце каньона на крутом правом повороте прижим к левой стене. Каньон в разведке не нуждается.

Затем справа - устье р.Худгиф.

Преп.1.17 - Шестой каньон, длина 200м. На крутом левом повороте шивера под левым берегом заканчивается боем в правую стену под прямым углом. За ним короткий 100м каньон с высотой стен 25-30м. В конце каньона мост.

Преп.1.18 - Седьмой каньон, длина 250м. Перед ним - бурная шивера. В каньоне высота стен до 50м. На входе в каньон шивера. Проходится без разведки.

Затем – кишлак Риомуг. В 100м ниже пешеходный мост, достаточно высокий. Препятствия 1.19 нет.

За мостом начинается НИЖНЯЯ МАТЧА (БОЛЬШОЙ КАНЬОН МАТЧИ): к.Риомуг - устье р.Фандарья.

Река глубоко врезана в дно корытообразной долины. Местами глубина скальных каньонов достигает 100-200м, при ширине по дну до 4,5м. Основная же часть рельефа представлена узким конгломератным ущельем, имеющим протяженные разрывы.

Название Большой каньон Матчи (БКМ) носит условное название, т.к. в средней и нижней частях не соответствует действительности.

За исключением очень коротких скальных участков разведка возможна как вдоль воды, так и с нижней террасы.

Основные препятствия БКМ - прижимы, валы, бочки, точечные сливы и редко камни. Вид некоторых каньонов впечатляет. На всём протяжении БКМ река постоянно держит в напряжении, однако порогов, определяющих высшую категорию сложности, немного, и они рассредоточены.

Преп.1.20 - скальный створ, длина 200м. За правым поворотом после пешеходного моста и быстротока 60-70м. На крутом левом повороте сильный прижим к правой скале. За ним шивера с крутым валом и через 100м скальный створ между правым берегом и скалой в центре русла, высотой 10м, с сильным прижимом к последней. Далее после короткого каньона берега расширяются, справа галечная коса, впереди вход в БКМ.

Начальный участок от входа в БКМ разведывали с правой террасы.

БКМ от входа до р.Калла-Ханг представляет собой скальный каньон, огибающий обширную наклонную террасу правого берега, по которой проходит автодорога. Основные препятствия сосредоточены в первой части участка. Здесь находится самое узкое место БКМ “Парфик”. За ним стены постепенно понижаются.

В скальном входе в БКМ прижим к левой стене, далее отдельные сливы, вал 0,8м. Затем (через 3-4 минуты хода) сильный прижим с отбоем к правой стене на крутом левом повороте. За ним на прямом участке швартовка налево на крутом левом повороте.

Преп.1.21 IV-V (V) к.с. длиной 300м - сильный прижим под прямым углом на правом повороте. За ним справа два зуба, стоящих в 5м друг за другом. Далее на 150-170м прямом участке, зажатом в скальном коридоре, несколько крутых сливов с бочками и валом. Более пологие сливы слева. В конце коридора пешеходный мост. За ним правый берег выполаживается. Справа улово.

Преп.1.22 - шивера IV-V (V) к.с., 700м длиной. Она начинается в 100м ниже моста, за левым поворотом. Шивера расположена на левом и правом поворотах. В струе, смещающейся от одного берега к другому, вал до 1,5м, мощные бочки, особенно в правой части реки на левом повороте и прижимы к выступам скал. Ключевой участок на левом повороте можно осмотреть с середины правого склона. При сплаве на входе сместились в центр, затем под левый берег, дальше по внешней от прижима кромке струи.

Преп.1.23 - щель “Парфик” V (или V-VI) к.с. (сложность сильно зависит от уровня воды в реке). Длина препятствия 800м. Щель имеет хорошие ориентиры и предоставляет возможность аварийной швартовки налево, в улове перед входом.

На прямом участке реки справа конгломератная стена. На верхней террасе сад. Слева от стен отходят осыпи. Впереди пологий конгломератный склон с поднимающимися вверх тропами на крутом правом повороте. Швартовка возможна налево на прямом участке в 150м выше правого поворота. Улово отделено крупными камнями, в которые бьёт струя и отражается вправо в сходящиеся гладкие стены каньона. Через 30м ширина щели становится не более 4,5м, при этом высота стен 50-60м. В самой щели метровый слив с навалом на левое ребро, небольшое расширение и навал на правый выступ скалы. Ниже на пологом левом повороте стены раздвигаются, справа родник, в его устье красные скалы. В русле мощная шивера с валом до 1,5м и бочками. На следующем левом повороте ключевой участок шиверы. Возможна разведка слева.

За устьем р.Калах-Ханг (справа) - густонаселенная обширная терраса (тоже справа).

Под автомобильным мостом в долину р.Гузн - шивера. Вскоре преп.1.24 - сильный прижим с треком, сначала справа, затем слева на скальное ребро. Ниже остатки пешеходного моста. В струе вал.

Затем следует скальный коридор (в нём вал до 1,2м), протянувшийся до устья р.Гузн, которая впадает слева в узкой щели. Ущелье продолжается дальше.

Преп.1.25 - мощная шивера IV-V (V) к.с. с обливными камнями длиной 400м. Начинается в 200м ниже устья р.Гузн. На правом повороте скальное сужение с сильным левым прижимом и циркуляцией потока. За ним река делает зигзаг, здесь валы и прижимы.

Затем минуем устье (в узкой щели слева) р.Сурхат. За ним скальное сужение с отвесными стенами, а вскоре проходим под мостом на дороге в долину р.Сурхат.

Преп.1.26 начинается в 300м ниже моста резким сужением русла с правым прижимом на коротком левом повороте. В прижиме камень. Слева со скального ребра метровый слив, поворот направо и шивера на прямом участке.

За родником на левом берегу вал 1,2м, бочка. Справа глыба.

Вскоре (минут через 4-5), напротив камней справа, резкое увеличение уклона и слив через обливной камень. Заход слева ограничен подводным камнем. За сливом 50метровая зона жёсткого 1,2м вала. Шли сначала центром, затем слева.

В кишлаке Подрох - мост.

Преп.1.27 - порог. За пологим левым поворотом в струе метровый вал с бочками, слева торчит камень. За ним левый прижим.

За кишлаком Виткон - старый пешеходный мост, к нему спускается заброшенная автодорога. За мостом общий плавный поворот долины.

Препятствия 1.28 и 1.29 не заметили.

Вскоре река сужается и входит в конгломератный каньон.

Преп.1.30 (длиной 250м): река делает зигзагообразный поворот, и на левом повороте справа находится прижим к скальному берегу.

Вскоре встречаются скальные ворота шириной 10м.

Порог 1.31 IV-V (V) к.с. имеет длину 250м. В каньоне на левом повороте справа камни, слева сильная струя, уходящая в камни под левую стену на правом повороте. Ниже, до правого поворота, в струе бочки. Шли сначала по центру, затем слева.

Преп.1.32 IV-V (V) к.с. - скальный каньон длиной 700м. На правом повороте прижим к левому берегу, за ним река входит в каньон с высокими стенами. Здесь шивера с обливными камнями и прижим вправо на крутом левом повороте. За ним скальный створ с циркуляцией воды. Ниже порог с обливными камнями и плитами.

Преп.1.33 IV-V (V) к.с. - двухкилометровый каньон. Скальное сужение на входе в порог. В центре вал до 2м и слив 1,2м через всё русло. Ниже вал. Эту часть препятствия проходили слева. Разведка возможна с левого берега. Далее стометровый разрыв каньона. За ним продолжение скального каньона. В начале - правый прижим на левом повороте. В каньоне вал до 1,7м и отдельные надводные камни. Далее следуют: шивера с метровыми бочками и валом 1,2м, а затем - слив через всё русло с бочкой. Потом каньон расширяется. Однако вскоре скальное сужение до 10м. Справа кишлак и река Обурдон. Здесь препятствие 1.33 заканчивается.

Далее - прижим влево с бочкой на входе, ниже струйный порог. Затем порог переходит в шиверу. Река входит в каньон. В конце каньона - шивера.

Преп.1.34 IV-V (V) к.с. - слив 1,5м через всё русло с бочкой. Проход в центре и справа.

Далее - мост, за ним продолжение каньона.

Преп.1.35 длиной 200м: прижим к левой скале, слив 0,5м с валами, через 100м ещё одна крутая горка с валами, за ней левый поворот.

Преп.1.36 длиной 100м - прижим к левой стене, на выходе слева камень.

Вскоре каньон заканчивается, идут прижимы, трек с бочкой, скальный 15м створ, скальное сужение, струйный порог с валом 1,2м в центре, на выходе из сужения вал 0,8м. Справ к.Шамтуч.

Впереди - самое труднодоступное ущелье БКМ (от начала 37-го препятствия до конца 38-го - высокие конгломератные склоны, так что у желающих обнести свои суда возможности сделать это в самом ущелье практически не будет).

За притоком справа - вход в скальный каньон. На входе слив 1,2м через всё русло, более пологий слева. Затем - левый и правый повороты. За последним справа ореховая роща на склоне. Далее пешеходный мост. Возможна швартовка направо.

Порог 1.37 V-VI к.с. длиной 40м - сразу же за мостом. Разведка с моста и правого бома. Перед мостом сильный навал на правобережный выступ, правее слив, за мостом скальный створ шириной 10м в центре и правой части - мощная бочка, левее струя с горки уходит под нависающую левую конгломератную стену, ниже жёсткий вал с бочками.

Затем идёт стометровая шивера, которая начинается на правом повороте грядой, отходящей от левого берега, ниже в струе вал, и на левом повороте навал на группу камней у правого берега.

Преп.1.38 V-VI к.с. длиной 200м - Ребристый каньон. Перед каньоном ущелье делает зигзаг. Каньон пропилен в скалах, сложенных из крутопадающих гладких пластов. На входе - крутой правый поворот с боем в левую стену, слева улово, и через 50м левый поворот на 900. Перед ним слева камни и слив водопадного типа, на повороте мощный трек, слив. За ним в центре водопадный слив 1,5м, из которого выбрасывает к левой стене, далее на горке две впечатляющие бочки и зона жёсткого вала. Ниже сужение до 8м. В сильной струе мощные валы. Под мостом сужение до 6м и навал вправо под навес.

Преп.1.39 IV-V (V) к.с. длиной 50м - прижим. За мостом резкое расширение русла, слева большое улово, справа гряды камней, доходящие до середины русла. Сильная струя идёт в центре, на грядах раскачивается валом и через 100м ниже моста бьёт в скальную стену. Часть отбоя уходит в левое улово. За прижимом шивера. У левого пологого берега возможна швартовка. Препятствия 1.37-1.39 проходили в один приём. Разведка их может быть с правого берега.

Далее: после левого поворота шивера с валом 1,2м переходит (на следующем правом повороте) в струйный порог.

Каньон 1.40 имеет длину 400м. Он следует после плавного правого поворота (за левым притоком) и улова слева, организованного глыбами. В каньоне слив и валы, перед левым поворотом бочка, на повороте - валы до 1,2м с бочкой в центре. Слева глыба.

На правом повороте каньон шириной 15м и длиной до 100м.

Преп.1.41 (длиной 200м): в конце шиверы левый прижим на правом повороте на 900; в прижиме гора отбоя, часть сваливается влево в улово. За ним в скальном каньоне валы. Через 100м правый прижим с треком и отбоем.

Левый поворот. В каньоне шивера с валом 1,2м и бочками. Конец каньона. Шивера на плавном правом повороте. Автомобильный мост.

К поляне справа спускается автодорога. Впереди справа к.Вешаб.

Скальное сужение, поворот направо. Слева скала высотой 50-70м.

Шивера 1.42 имеет длину 1 км. На входе на правом повороте - бочка. Затем на пологом левом повороте - ещё одна бочка справа в струе, в 100м ниже на пологом правом повороте аналогичная бочка. На очередном правом повороте устои нового моста, в струе бочка. В роще справа устье р.Вешаб. Затем слева устье р.Утагиф.

Преп.1.43 IV-V (V) к.с. - каскад из локальных порогов в двух каньонах. В 70м ниже р.Утагиф правым поворотом река входит в каньон. Перед ним бурная шивера, на входе скальный прижим к левой скале. Через 200м в скальном сужении валы 1,2м. В 100м ниже на выходе из каньона валы 1,5м.

За правым поворотом вновь скальное сужение, в струе мощная бочка, почти через всё русло.

Преп.1.44 - сильный левый прижим, затем правый, за ним мост возле к.Шаводни-Боло и скальный прямой каньон с валом и прижимами. На выходе - циркуляция воды.

Затем преп.1.45: правый прижим, трек налево и направо под конгломератной осыпью, справа р.Гузраут, в конце трека сильный левый прижим, в сливе обливной камень. Ниже 300м каньон, на выходе глыба в русле.

Преп.1.46 - скальный створ. Находится за кишлаком Шаводни(Шавардни)-Паян. Сначала идет левый прижим, затем сильный правый прижим в скальном створе.

Далее до устья Матчи встречаются еще 7 номерных препятствий, причем препятствия 47, 49 50 - V к.с., а остальные - IV-V (V) к.с. (сложность препятствий зависит от уровня воды в реке). Для не очень уверенных в себе групп необходима их разведка. Мы их проходили с ходу.

Препятствие 47 находится перед устьем р.Фальшаус, а за автомобильным мостом - преп.48. Затем справа минуются кишлак Пахурд и устье одноименной реки. Преп.49 расположено перед автомобильным мостом перед устьем реки Рарз. Между кишлаками Рарз и Гузарибад находится препятствие 50. Возле Гузарибада - автомобильный мост. Затем следует устье р.Ислон и кишлак Фатимы. Перед устьем реки Пухтин - преп.51, после этого устья, возле к.Танин, - преп.52. И затем, напротив кишлака Засун, - преп.53. Далее на Матче особых препятствий нет.

После большого автомобильного моста перед кишлаком Айни Матча сливается с Фандарьей и образует Зеравшан.

2. Река Ягноб.

От моста (недалеко от устья р.Анзоб) автотрассы, идущей на Анзобский перевал и далее в Душанбе, до Толокского завала - 20 км. На этом отрезке сложных препятствий нет, так что со спортивной точки зрения сплав можно начинать сразу за этим завалом. Однако, если на протяжении первых 5 км из этих 20 река протекает по Анзобской котловине, то последующие 15 км - по красивой теснине Марзич. Долина ниже 105-го км шоссе закрывается отвесными стенами Гиссарского и Зеравшанского хребтов. Рядом с рекой проходит дорога. На выносах саев раскинулись сады. Здесь было дно водохранилища, образованного обвалом, ставшим плотиной на пути реки. Продукты разлива выровняли ложе, и поэтому скорость течения равномерная порядка 7 км/час. В конце этого участка поворот налево. Осыпные обрывистые берега. Река сжимается до 15м. В сужении мост, под ним длинный слив. На правом повороте шивера. Отвесы высотой 250м сжимают долину до 100м. Река медленно скользит под левой стеной каньона. Впереди открывается вид на Толокский обвал правой стены, начинающейся на 115-ом км за пологим левым поворотом. На повороте коса и пологий подъем на дорогу, удобный для выноса судов. Завал хорошо виден с воды.

Толокский завал. Лет триста назад в урочище Толок произошел гигантский обвал правой стены, образовавший плотину длиной 2,5 км. Образовавшееся водохранилище затопило Анзобскую котловину, однако кишлак Анзоб не пострадал. Сейчас на 116-ом км в плотине находится провал, в который водопадом падает Ягноб и исчезает под завалом. Река появляется на поверхности чуть ли не в 1 км ниже.

Между Толокским завалом и завалом на 121-ом км - 4 км. Река зажата в каньоне шириной до 50м и высотой стен до 200м. Здесь, тесня друг друга, проходят дорога и река. За плотиной локальный порог, за ним протяженный простой участок и серия мощных порогов. В конце участка шивера. Заканчивается участок очередным полным завалом, где Ягноб не столь красиво, как в “Толоке”, уходит под глыбы.

Локальный порог 2.1 V-VI к.с. - первый после Толокского завала. Перед порогом спокойная вода. Образован при строительстве дороги взрывом гладкого контрфорса, стеной обрывающегося к Ягнобу. Представляет собой очень крутую горку с 1,5м входным сливом, выбрасывающим на правый камень, стоящий ниже. За ним выходной слив с выбросом на правый обливной камень и ниже прижим к правой стене. Заход в порог слева и прохождение со смещением влево.

Порог 2.2 V-VI к.с. находится на крутом правом повороте в 300м ниже 118-го км. При строительстве дороги в Ягноб обрушен правый контрфорс стены, образовавший плотину длиной 35 км с тремя сливами, первый сразу же за створом. В центре сильный навал на плиту, слева трёхметровый проход с пологим сливом 1,2м, а справа развернутый к центру водопад высотой 1,2м и шириной 3м через обливные камни.

Второй мощный слив водопадного типа расположен в 15м ниже за правобережным камнем, выбрасывающим струю на обливной камень, стоящий в середине слива и образующий горку. Слева ровный слив 1,5м, а справа сдвоенный с навалом на левобережный камень, выбрасывающий на следующий обливной. Третий слив водопадного типа представляет собой водосброс (в конце порога) с двух обливных камней на запирающую порог глыбу. Слева слабая струя, а справа еще один метровый подковообразный слив и под берегом выходной 3м створ, закрытый обливной плитой. Здесь слабое течение. Ниже 30м быстроток на левом повороте. Здесь ставится страховка. Разведка справа с дороги и вдоль воды. При прохождении порога заходили справа, смещаясь влево (в первый слив), а выходили из порога справа (правее глыбы за третьим водосливом).

Порог 2.3 IV-V (V) к.с.: на левом повороте очень крутая 20м ступенчатая горка с надводным камнем в правой части. На входе 0,5м слив. В конце струя смещается под левую стену. Проходили справа между камней.

Преп.2.4 V (или V-VI) к.с. - гряда камней. В 70м ниже реку перекрывает косая гряда, заканчивающаяся глыбой под левой стеной. Сюда, в метровую щель, уходит основная струя. Справа ступенчатый слив с одного камня на другой, шириной до 1,5м. Камни едва прикрыты водой.

Преп.2.5 V-VI к.с. - порог “Рохзан”. Через 50м спокойной воды горка с обливным камнем справа. Выводит на глыбу, стоящую под стеной. Часть струи сваливает влево в узкую щель, а часть - вправо в 2,5м створ, образованный с участием береговой глыбы. Высота слива 1,2м. В правой части створа обливной камень. Затем - вторая ступень порога. Справа отходит гряда. Четырёхметровый проход слева через слив 1,2м под стену. Здесь в стене вымыт короткий канал. Разведка справа с дороги, возможна вдоль воды. Страховка за второй ступенью.

Преп.2.6 V (или V-VI) к.с. - порог “Обидег”. Расположен под 119-ым км. В 100м ниже 2.5 галечный остров. На выходе основной левой протоки прижим к выступу скалы. За ним справа улово, удобное для швартовки. В 20м ниже поперечная гряда. Основной 1,5метровый винтовой слив с котлом и прижимом к береговому камню справа. Слева в частоколе есть 1,7м проход с последующим выбросом на зуб. В 10м ниже створ 3м под правым берегом с метровым сливом. За ним прижим к правобережному камню и зона валов, уходящих под левый берег. Разведка с дороги.

Шивера 2.7 с жёстким валом, находится на прямом участке за 2.6. На пологом левом повороте прижим к правой стене. За ним 4м створ из береговых камней. За ним в русле отдельные плиты, камни. Уклон небольшой. Шивера проходится с ходу.

Порожек 2.8 начинается обливной плитой в середине прямого участка. Слив 0,5м ограничен слева надводным камнем. Через 10м прижим к левому камню 3м ворот, развернутых к правому берегу. В 12м ниже створ 6м между береговыми глыбами. Препятствие проходится с ходу. Дальше быстроток. Справа на дороге виден столб 120 км. В 300м ниже справа галечная коса. Здесь удобный подъем на дорогу.

На 121-ом км - завал длиной 1300м! Ещё большее сужение уже до этого узкого каньона. Справа дорога поднимается, пересекает контрфорс. На входе в завал река уходит под глыбы древнего обвала левой стены и появляется на поверхности через 60м. Отсюда метров 200-250 можно идти. Дальше глыбы преграждают путь. Здесь сложно подняться на дорогу. Высота стен слева 200-250м, справа до 100. Ширина каньона по дну 40-70м. По одному из берегов не пройти. Попасть в каньон снизу (по течению) сложно. Обнос по дороге до столба 122-го км. Часть завала была пройдена.

Порог 2.9 IV-V (V) к.с. Начало сплава в 40м ниже нависающей правобережной скалы. Через 10м ниже навал на центральный камень. Справа 3м проход, слева 2м. В 5м ниже прижим к правобережной глыбе. Через 20м три камня слева и два справа калибруют струю до 3м. На выходе косые левые ворота, 20м быстротока и горка 2м. Заход слева. Затем прохождение через трёх- и двухметровые проходы, разнесённые на 6м. Струя смещается вправо. В конце 15м горки двое последовательно следующих ворот. Ниже слив на правый камень. За ним слева слив 0,8м. Струя идёт вдоль пересекающей реку гряды камней и через 25м наваливается на центральный камень. Трёхметровый проход у правобережной глыбы, ниже - центральные ворота и 50м быстротока.

Преп.2.10 V (или V-VI) к.с. - порог “Носорог”. Справа две трети русла перекрыты береговым камнем, напоминающим носорога. За ним в центре проход 2м, а слева - 1,5м, он используется для захода под левый берег с целью обойти группу камней, вытянувшуюся в центре по потоку. На выходе 4м сужение и 30м зона жёсткого метрового вала. Ниже 50м быстротока. Заходили через центральные ворота, затем шли по струе.

Преп.2.11 V-VI к.с. - порог “Мешок”. Начинается грядой из трёх камней с 1,8м центральным проходом. Затем правобережная глыба оттесняет струю в ворота шириной 3м. За ней в центре камень. Проход 2м слева. Струя смещается под правый берег, где наваливается на камень и, отражаясь влево, образует трек. За ним косой створ из глыб, пройдя который, струя уходит под правый берег. Здесь русло полностью перегорожено грядой, образующей мешок. Заходили через 1,8м ворота, затем слева обошли камень и далее - по треку.

Порог 2.12 IV-V (V) к.с. имеет длину 60м. За плотиной мешка струя уходит под правый берег в ловушку из крупных камней. Обход слева через 2,5м и 3м ворота. За порогом правый поворот. За ним швартовка направо.

На девятикилометровом участке от завала на 121-м км до оползня Контаг долина постепенно расширяется и к концу участка достигает 500м по дну. Склоны расступаются и выполаживаются.

Шивера 2.13 - несложная, представляет собой горку с чистой струей. В струе вал 0,5м.

Преп.2.14 - две слабые шиверы.

В 100м ниже р.Пшанза справа отмель перед крутым правым поворотом. Швартовка налево для разведки порога 2.15.

Преп.2.15 IV-V (V) к.с. - порог “Такфан”. 1-ая ступень: за правым поворотом справа крутая горка с валом, в 30м ниже поперечная гряда. Трёхметровый проход справа через обливной камень с последующим прижимом к береговому камню. Этим путем и прошли. 2-ая ступень: в 30м ниже глыба в центре, справа 3м проход, а слева 5м; через 6м прижим к правому камню шестиметровых косых ворот. Порог заканчивается горкой под автомостом.

Порог 2.16 - несложный, длиной 60м. 1-ая ступень находится в 100м ниже моста на левом повороте, здесь левая часть русла забита камнями, на выходе 2м проход под правым берегом. Во 2-ой ступени струя поворачивается на обливных плитах, образуя серпантин с косым 0,6м трамплином на выходе. В струе бочки, вал.

Преп.2.17 - порог “Обелиск” длиной 40м. Обломок скалы прямоугольной формы у правого берега с памятником на плоской вершине перегородил половину реки. Возле левого берега – еще одна глыба, но поменьше. В 30м ниже слева скальная стена двумя выступами направляет струю направо. Под ней в центре надводный камень. За ним крутая горка со сливом 1,2м. В конце горки навал на крупный камень.

Шивера 2.18 на левом повороте, камни, бочки, вал 0,8м.

Преп.2.19 – несложный струйный порог. На входе в струе камень, за ним еще один.

Преп.2.20 – простая шивера.

За 128-м км слева сухой сай. За ним склон горы Контаг. Под ним пешеходный мост с подвешенной снизу трубой.

Преп.2.21 – обрушенный мост перед устьем р.Каберуг. Каберуг впадает в Ягноб слева из бетонной трубы. Долина этой реки перекрыта насыпной плотиной.

Широкая котловина замыкается плотиной из красноватых пород оползня правого склона.

Преп.2.22 – входная шивера. В русле отдельные камни. Перед створом швартоваться направо.

На 130-ом км преп.2.22а– каскад “Оползень Контаг” длиной 600м VI к.с. Плотина прорвана под левым берегом. Слева скальные стенки, справа – нагромождение глыб, обрывы и крутые склоны из мелкого конгломерата. Дорога делает широкий полукруг и взбегает на плотину. В оползне-завале три очень опасных участка. Первый – на пологом левом повороте, метрах в 50 от входа. Это очень крутая ступенчатая горка под левым берегом с выбросом на камни. Второе опасное место – отвесный водопад 2,5м через едва прикрытую глыбу, а через 25м – ещё один трёхметровый водопад под глыбой. Прошли препятствие на пределе возможности катамарана (чуть не перевернулись в третьей ступени).

Порог 2.23 V-VI к.с. длиной 40м находится на выходе из каньона, где правая часть Ягноба забита камнями. Мощная струя проходит справа по крутой 30м горке с двумя 1,5метровыми сложными сливами с обливными камнями посередине. Чистый проход - под правым берегом.

В пороге 2.24 V-VI к.с. – крутая ступенчатая горка с бочкой в центре. Запирает горку правый камень, стоящий поперёк потока. В проходе в центре выбрасывает на запирающий камень. Поток давит на центральный камень поперечной гряды. Слева проход шириной 2м, а справа – 5м, в них – метровые сливы. В 20м и 25м ниже – центральные проходы шириной по 6м. Первый – между обливных, а второй – между надводных камней. Во втором лежит плита, образующая бочку. Ниже коридор из глыб. За порогом река успокаивается.

На участке от порога 2.24 до устья р.Искандердарья длиной 2,5 км долина постепенно расширяется, склоны пологие. На участке отдельные камни, простые шиверы и перекаты, разделённые плёсами.

Преп.2.25 – лёгкая шивера.

Порог 2.26 “Биоба” (“Две воды”) несложный. За правым поворотом струя разгоняется на 20м горке и прижимается к правой выступающей опоре разрушенного моста. Ниже новый высокий автомобильный мост. Под мостом в центре камень. Перед самым устьем Искандердарьи слева гряда, как бы запирающая эту реку. В конце гряды (уже в центре Фандарьи) лежат две глыбы.

3. Река Фандарья.

От места слияния Ягноба и Искандердарьи река, сменив название на Фандарью, устремляется на север через Зеравшанский хребет и через 30 км сливается с Матчей, образуя Зеравшан.

На Фандарье выделяются четыре участка с постепенным нарастанием технической сложности и последний пятый участок, где река проходит по дну завального водохранилища.

На первом участке длиной 4 км – от устья р.Искандердарья до моста за р.Пасрут – уклон равномерный 5м/км. Долина прямая, узкая, борта ровные, сглаженные. На левом берегу много осыпей. Дорога идет по правому берегу. Река постепенно углубляется в осыпной каньон, достигающий 20м глубины у посёлка Зеравшан-1. В русле шириной 15-40м встречаются отдельные камни, сливы, небольшие бочки, вал. Можно идти без разведки.

Шивера 3.1 длиной 300м перед 134-м км, где справа – бетонная стена. Вал до 1м.

Преп.3.2 – трёхступенчатый порог. Ступени следуют с разрывом в 40-60м. Образованы крупными камнями.

В 200м ниже препятствия 3.2 – слив 3.3 с горки.

Порог 3.4 – в осыпном каньоне, сжатом до 15-20м. Камни в русле.

Преп.3.5 – горка с чистым сливом.

Преп.3.6 – порог “Зеравшан-1”. Начинается под автомостом разгонной 20м горкой, жёсткий вал. На левом повороте навал на камень, перекрывающий справа треть русла.

На втором участке длиной 8,5 км – от моста за р.Пасрут до р.Яфч – уклон 8,7 м/км, ширина русла 20-40м.

За устьем Пасрута слева круто спускается отрог, который Фандарья плавно огибает и входит в ущелье. Правый берег – скальная стена, местами осыпи. Автодорога уходит на левый берег и проходит на высоте 5-25м. Разведка порогов проводится по автодороге.

Преп.3.7 – две глыбы в русле, нижняя перегородила половину русла. Затем река входит в узкое ущелье.

Порог 3.8 “Пять глыб” образован обвалом правого берега. В русле пять глыб, равномерно отстоящих друг от друга, через 20-50м.

Порог 3.9 “Длинный” IV-V (V) к.с. длиной 900м начинается на слабом левом повороте в 200м ниже преп.3.8. В 1-ой ступени за центральным камнем - слив с бочкой в 10метровых воротах между надводными камнями. 2-ая ступень начинается через 70м, в ней горка и навал на длинный центральный камень. В 3-ей ступени струя после прохождения центральных ворот бьёт в широкую плиту и уходит под нависающий правый край плиты. Ниже ещё одна плита. В 4-ой ступени в 60м ниже две трети русла перекрыты глыбой, стоящей в 3м от левого берега. На глыбу навал потока, разогнавшегося на горке. Сильный отбой. Струя глыбой отражается направо к камню, от которого уходит в центр. В 5-ой ступени слив в центре между надводными камнями.

Преп.3.10 – слив 1,3м на 139-ом км на правом повороте. Слева – узкий проход, справа - острые зубья в потоке.

Порог 3.11 IV-V (V) к.с. длиной 120м. Перед крутым левым поворотом в начале порога стоит опора ЛЭП. Осыпной левый берег переходит в отвесный. С террасы на правом берегу видны сады кишлака Пете. В конце порога – опора ЛЭП и столб 140 км. В 1-ой ступени на входе справа короткий слив, за ним крутая горка, образованная размытым обвалом правой 30метровой стены. Слева в потоке два стоящих последовательно камня. Справа бочка и жёсткий вал. Во 2-ой ступени через 30м быстротока две глыбы сжимают реку до 6м и направляют под нависающую правую стену. В сливе бочка, далее жёсткий вал и слабый прижим к стене.

Преп.3.12 – порог “Пете” длиной 400м. За коротким расширением русла в центре глыба, проход слева. Через 20м в центре подводная плита, ещё через 12м слив шириной 5м. В 50м ниже гряда, проход в центре. На левом повороте камни справа и в центре. В конце порога справа – гидропост. Затем – кишлак Пете.

Преп.3.13 – “Коридор “Пете”. После резкого сужения русла пологий слив 1.5м. В сливе слева обливной камень. За правым поворотом Фандарья входит в скальный коридор шириной 10-15м. Высота стен до 5м. Течение спокойное. В конце коридора на правом повороте порог с падением 5м на 50м длины. На входе в центре камень, за ним горка. Жёсткий вал и хаотичные сливы.

Порог 3.14 - IV-V к.с. Перед ним почти сухое устье р.Равузор, которая полностью разбирается на орошение. Впереди справа 100м стена, на левом повороте два последовательных, более чем метровых, слива с закрученным валом. В центре второго – мощная бочка. На выходе зона метровых валов.

Преп.3.15 – три шиверы. Отдельные камни, сливы, бочки, вал до метра. Проходы узкие.

Преп.3.16 – короткий слив под глыбой левого берега. На выходе слева зуб. За сливом река входит в короткий скальный каньон, в нём новый автомост.

Шивера 3.17 – на 142-м км, аналогична предыдущим. Проходы 3-5м.

Преп.3.18 IV-V (V) к.с. – порог “Пинач” длиной 400м. Образован размывом селевого выноса р.Пинач. Правый берег – осыпной отвес, левый – конус выноса, который река огибает. Порог начинается на правом повороте двумя центральными камнями. Основная струя уходит влево, где проходит через ряд гряд. Более чистая струя справа. В средней части порога навал на центральный камень, правее обливные камни. На левом повороте в струе бочки, обход которых у правого берега осложнён камнями. Далее до правого поворота метровый жёсткий вал и бочки. Заходили по центру, затем смещались вправо, перед камнем в средней части влево и вновь вправо. Далее – по центру.

Порог 3.19 имеет длину 20м. На плавном повороте гряда из глыб. Слив крутой. Заканчивается бочкой и зоной валов. Более пологий “галстук” слева.

Преп.3.20 IV-V (V) к.с. – порог “Качели” длиной 100м. После разлива Фандарьи (перед правым поворотом) струя собирается под правым берегом и, разогнавшись, образует мощные бочки перед левым поворотом. В левой части струи камни. Заход рядом с ними, затем влево от бочек.

Шивера 3.21 имеет длину 400м. Следует за порогом. На входе надводные камни. Впереди справа видны сады в устье р.Яфч.

Третий участок длиной 4 км - от р.Яфч до р.Чоре – имеет уклон 12,4 м/км. Узкое ущелье в конце участка переходит в каньон. Здесь находится часть самых сложных порогов Фандарьи, требующих разведки. Правый склон почти на всём протяжении нависает стеной. Левый более полог, по нему проходит дорога. В узких местах при строительстве дороги русло было завалено камнями, образовавшими искусственные пороги.

Порог 3.22 IV-V (V) к.с. начинается левым поворотом, крутой горкой с тремя грядами более чем метровых сливов. Правая часть русла забита надводными камнями, в левой же есть чистая струя, бьющая в средней части в надводный камень. Здесь нужно пересечь струю налево в зоне более чем метровых жёстких валов. Заканчивается порог за люлькой перед стеной правого берега.

Преп.3.23 IV-V (V) к.с. – порог-шивера. Практически без разрыва преп.3.22 переходит в 3.23. Основная струя, раскачивающая 1,5м валы, вначале устремляется к конгломератному обрыву слева, затем поворачивает направо к скальной стене, бьёт в большой камень и уходит влево к понижающемуся берегу, затем вновь устремляется в центр, сваливается с плиты, образуя мощную яму с бугром навала на плиту. Четырежды пересекали струю через мощные валы и ямы.

Порог 3.24 IV-V (V) к.с. начинается в 100м ниже преп.3.23 на прямом участке реки. В пороге две ступени. В 1-ой ступени ворота, образованные глыбой в центре и двумя береговыми камнями. Левые – 8м, правые – 10м. Во 2-ой ступени, через 20м, подводный камень в центре, рядом слева ещё один подводный камень, за ним яма. В 15м ниже большая глыба перегородила слева более половины русла. Почти вся струя бьёт в неё и отражается в подводный камень справа за глыбой. Разведка по дороге. В последней части 2-ой ступени необходимо зайти впритирку к глыбе, чтобы за ней уйти влево.

Порог 3.25 “Сибирь” - VI к.с., весьма опасный. Расположен в каньоне. В завале из острых камней Фандарья падает с 2,5-3м высоты и через 10м упирается в большой подводный камень. Далее мощные котлы. Жёсткий вал, мощные сливы. За сравнительно коротким завалом река метров 400-450 идет в каньоне. В конце каньона ещё один водопад 2-2,5м с очень сложным входом. Впрочем, на протяжении всего порога сложная линия движения, причем она меняется при изменении уровня воды в реке. При прохождении порога были близки к перевороту.

Порог 3.26 - IV-V (V) к.с. В 200м ниже преп.3.25 перед левым поворотом справа камни, ниже на повороте водопад 1,2м веером через всё русло, в левой части без котла. Дальше проход между камней, и центральная продольная гряда оттесняет струю на запирающий камень, стоящий в 70м ниже.

Порог 3.27 IV-V (V) к.с. состоит из четырёх ступеней. В 1-ой ступени в 120м ниже запирающего камня препятствия 3.26 на прямом участке глыба слева перегородила две трети русла. Перед ней горка с жёстким валом и бочками. Центральный проход выбрасывает на плиту, за ней бочка, в правом проходе – слив, жёсткий вал, прижим к стене. Во 2-ой ступени, в 40м ниже, гряды камней через всё русло. В конце ступени по центру и справа – бочки. В 3-ей ступени, через 25м, струя упирается в очередную гряду. Часть струи уходит вправо, часть влево. В последней навал на струю и бочка. В 4-ой ступени струя смещается к правому берегу и раскачивается метровым валом.

Порог 3.28 начинается сливом 0,8м между плит в 30м ниже 4 ступени порога 3.27 перед правым поворотом, ниже слива справа камень. Струя уходит под левый берег, где через 40м наваливается на большой камень. Проходы с обеих сторон камня. За ним горка с бочками и валом. За левым поворотом под правой стеной крутой слив.

У 147-го км в 400м перед мостом наиболее удобный подъём на дорогу.

Преп.3.29 IV-V к.с. - метровый слив водопадного типа в 20м выше моста на входе в узкий каньон.

Четвёртый участок Фандарьи - от р.Чоре до р.Кумарх (155-ый км) - протяженностью 8 км имеет уклон 13 м/км. Река прорывает Зеравшанский хребет, образуя сложный участок в узком ущелье-каньоне. За устьем р.Чоре дорога переходит на правый берег и поднимается на 50-100м. Участок требует разведки.

Преп.3.30 VI к.с. - каньон “Пулля-Муля” длиной 300м. Крутым левым поворотом начинается скальная щель. За вторым мостом слева в узком каньоне впадает р.Чоре. Первые 150м каньона технически очень сложны, а затем следует тяжелый подъем по правому берегу судна из каньона для обноса следующего далее “непрохода” - дальше за пологим левым поворотом Фандарья сваливается под левую стену в узкий канал из коренных пород, закрытый на выходе глыбой и исчезает под ней. Ниже, в месте короткого затишья, можно спустить на верёвках судно для прохождения следующего бурного канала с большим перепадом высоты. За ним вновь короткое затишье перед скальным коридором. Ширина коридора 5-7м, течение спокойное.

Порог 3.31 IV-V к.с. имеет длину 20м. На правом повороте сдвоенный слив 1,2м, на выходе сброс с обливного камня.

Порог 3.32 V (или V-VI) к.с. длиной 200м начинается крутой горкой с овальной глыбой в конце перед правой конгломератной стеной с гротом. Проход справа узкий с разворотом, на выходе в струе камень. Заход вправо ограничен камнями. Ниже зона валов.

Порог 3.33 V-VI к.с. - длиной 70м. За зоной валов протяженностью 60-70м расположен крутой левый поворот. В его начале справа - опора ЛЭП, в 50м выше центральная глыба делит реку на две части. Правая на выходе закрыта надводными камнями. Слева косой проход шириной 4м с навалом воды на выступ стены. Ниже - камень по центру, слева слив 0,5м, справа жёсткий вал и навал струи на скальный выход, узким ребром оттеснивший реку в пятиметровый проход с прижимом к левой стене и сливом. За ребром справа улово. Здесь можно подняться на автодорогу.

Преп.3.34 - порог V (или V-VI) к.с. на 149-ом км. За уловом в конце предыдущего порога - зона жёстких валов. Слева подходит стена. В сужении надводный камень. Справа проход шириной 4м с бочкой и валом, струя уходит к стене и наваливается на камень.

После небольшого расширения река входит в очередной каньон длиной 100м, который захватывает правый поворот. В каньоне до поворота препятствий нет.

Порог 3.35 IV-V (V) к.с. состоит из двух ступеней. В первой - на правом повороте навал на надводный камень, за поворотом справа два надводных камня, за ними бочка и вал до 1,2м. Во второй ступени слив и за ним горка с бочкой в центре.

Порог 3.36 IV-V (V) к.с. имеет длину 50м. Перед левым поворотом правая стена выполаживается. Справа бочка, затем слева. Ниже слив 0,8м с бочкой между больших камней. За ним струйный вал и прижим к центральному камню, от которого основной поток уходит влево.

Порог 3.37 V (или V-VI) к.с. длиной 50м начинается глыбами в русле на левом повороте. Проход от правого берега в центральный узкий слив и дальше под левую стену. Под стеной крутой слив с бочкой. Ниже проход 4м между камнем и стеной. За ним справа улово. За уловом 40м зона валов и прижим к глыбе, перекрывшей две трети русла, проход справа и швартовка направо.

Преп.3.38 - порог V (или V-VI) к.с. на 150-м км протяженностью 70м. Начинается через 40м затишья грядой камней. Проходы широкие. За ней на правом повороте 60м горка разгоняет струю, бьющую в центральную глыбу. Слева слишком узкая щель, справа перед глыбой камень. У берега чистый 4м проход. Ниже последовательный навал на три квадратных камня, стоящих друг за другом и поворачивающими струю на 900.

Преп.3.39 - ущелье, переходящее местами в каньон, протяженностью 0,5 км. Здесь два ключевых места. Первый - перед левым поворотом. В русле глыба. Проход шириной 6м справа. Второе ключевое место - в середине ущелья. Береговые камни сдавили реку до 15м. В центре глыба из конгломерата. Правый проход ниже перекрыт такой же глыбой. Слева ворота 3м.

На входе в порог 3.40 IV-V (V) к.с. глыбы коренной породы слева и коренной выход справа образуют центральный ровный слив. За ним бочка и вал. В 20м ниже в струе камень. Основной поток уходит влево и рассыпается в обливных камнях. Слева заход в узкий канал, обходящий вторую ступень.

В пороге 3.41 длиной 50м на прямом участке камни справа оттесняют реку влево. Через 130м сильный навал на центральный камень, проход справа. Ниже струя через гряду смещается под левую стену.

Преп.3.42 IV-V к.с. - камни в русле на протяжении 30м. Под левой стеной крутая 30м горка с бочками и валом. Проход по левой кромке струи.

Преп.3.43 - камень в русле. Справа на 151-м км дороги устье р.Хушу (с узкой долиной). Перед ним у правого берега глыба. Слева под стеной с выступами в струе бочки.

Порог 3.44 IV-V к.с. длиной 50м начинается в 150м ниже устья р.Хушу за пологим правым поворотом, где русло пересекает гряда из глыб. Струя последовательно наваливается на каждую. Проход у правого берега слишком узок. В следующем проходе сильный навал. На входе в третий - ворота шириной 5м через обливную часть плиты и навал на левый камень.

Преп.3.45 - порог “Перья” IV-V к.с. длиной 80м. Перед крутым левым поворотом справа стенка, в русле поперечная гряда. Слева из-за малой воды прохода нет. В центре 3,5метровые ворота, развёрнутые вдоль потока, в которых сильный навал на левый камень. У правого берега более широкий проход, но струя проходит мимо. Ниже остроконечные скалы образуют мешок, выход влево с пересечением струи.

Порог 3.46 - IV-V (V) к.с. длиной 50м. Через 150м от “Перьев” на прямом участке разгонная шивера. Перед правобережной скалой слева камень с навалом воды на вершину. Левее 2,5м проход. Справа крутая горка с бочками и торчащими обливными камнями. Чистый проход вдоль камня. Ниже зона валов. Через 150м в каньоне глыбы образуют длинный центральный слив. Разведка возможна по правому берегу.

Преп.3.47 - слив высотой до 1м с бочкой.

Порог 3.48 V-VI к.с. длиной 120м имеет две ступени. 1-ая ступень: в 200м ниже слива 3.46 на 152-м км русло перекрыто камнями. Проход под левым берегом через ворота, расположенные вдоль потока. На входе слева обливной камень. Ниже в струе вал и бочки.

В 100м ниже во второй ступени на пологом левом повороте - крутой слив с бочкой. Впереди правый берег поднимается стеной. С противоположного склона круто падает приток.

Порог 3.49 расположен между скальными стенками за устьем левого притока на плавном правом повороте. На входе камни слева перегородили русло. Справа 4м проход со сливом 1,2м. Ниже вал, струя уходит под левую скалу. Справа остров и большой камень. За камнем швартовка направо.

Преп.3.50 - водопад V-VI к.с. (его сложность меняется в зависимости от уровня воды). Находится (через 70м после конца предыдущего порога) на крутом правом повороте. Слева - стена, справа - осыпь. Перед поворотом слева глыба, под ней водопадный слив высотой (в зависимости от уровня воды в реке) от 1 до 2м с боем в правую стену. За водопадом струя разворачивается на 900 с сильным навалом на левый берег и падает с очередного слива. Дальше слабый прижим к правой стене.

Порог 3.51 - IV-V (V) к.с. За водопадом на прямом участке шивера с валом 0,5м. Ключевой участок - перед левым поворотом: русло забито камнями, основная струя проходит справа, в ней бочки и вал. Река входит в каньон, и основной поток смещается под правую скалу. Разведка возможна слева.

Преп.3.52 - слив V-VI к.с. (сложность зависит от уровня воды в реке). В 50м ниже на левом повороте обвал правой стены сдавил реку до 7м. На 30м участке крутой 1,2м слив с бочкой и сбойным валом. Проходили по центру.

Преп.3.53 IV-V (V) к.с. - каньон. Перед входом справа по стене струится ручей. В расщелинах буйная зелень. Разведку можно проводить как слева по осыпи от водопада, так и справа по скальной плите. На входе в каньон в центре камень, проход справа по крутой горке с бочками вдоль правой стены. Протяженность каньона 80м, высота стен до 60м. Течение спокойное. На выходе в центре глыба. Проход слева не просматривается, справа в струе зуб. Смещение струи вправо. Проходили между глыбой и зубом.

Преп.3.54 - сливы. Первый - за выступом скал у правого берега, второй - в 100м ниже. За поворотом налево ещё два слива на расстоянии 20м. На правом повороте - последний слив.

Преп.3.55 длиной 80м - “корыто”, расположено на левом повороте. Здесь стены ущелья раздвинулись, оголив плоское дно, в левой части которого узкий желоб шириной до 8м. На входе в “корыто” крутая горка с валом и прижимом к левой стене. Заходили из-под правого берега. На выходе из “корыта” на левом повороте центральный обливной камень. Проход слева.

Порог 3.56 - струйный, с небольшим валом, начинается в 150м ниже “корыта” на правом повороте.

В 300м ниже аналогичный струйный порог 3.57 переходит в протяженную лёгкую шиверу, которая заканчивается на 155-м км автодороги в устье р.Кумарх.

Дальше Фандарья спокойно течет по дну завального водохранилища до слияния с Матчей.

4. Река Зеравшан.

Образуется при слиянии Матчи и Фандарьи.

Первый участок длиной 30,5 км - от места этого слияния до р.Нарге-Сай - имеет уклон 3 м/км.

Река глубоко прорезает обширную террасу и местами сжата скальными выходами. Кроме Айнинского оползня (препятствия 5.1-5.3) и порога “Дар-Дар”, всё остальное проходится с ходу.

Айнинский оползень растянулся на 1100м.

Преп.4.1 – входная шивера IV-V (V) к.с. длиной 500м. В 150м ниже слияния Матчи и Фандарьи на крутом правом повороте в русле множество камней, в которых теряется левая часть реки, справа более крупные камни. Проход по центр с некоторым манёвром. За поворотом река смещается под правый берег и раскачивается валом до 1,2м. В середине прямого участка справа мощная бочка. За левым поворотом перед входом в каньон река успокаивается.

Преп.4.2 V (или V-Vусл) к.с. каньон длиной 150м. Высота стен до 30м. На входе мощный, высотой до 1,8м, слив с бочкой. В левой, более пологой, части слива находится зуб. Ниже струя смещается под правую стену. Через 50м справа проход 8м между левым камнем и стеной. Ниже, на пологом правом повороте, слева торчит скала в форме пальца, справа глыба, правее её слив 1,5м водопадного типа. Сильная струя через 30м наваливается на треугольный камень, стоящий справа. Заходили по центру ближе к левому берегу, затем отрабатывали влево от стены и перед поворотом шли через водопадный слив для выхода на правую кромку струи. Швартовались на левый берег.

Преп.4.3 V (или V-Vусл) к.с. – стометровый коридор. В 200м ниже препятствия 4.2 на правом повороте сильный прижим к левой стене. За ним слева вал 1,2м перед входом в короткий скальный коридор шириной до 10м. На входе в коридор слив 1,2м с последующим сбойным валом 2м. В 50м ниже навал на выступ правого берега с водяной подушкой. За ним справа отходит ребро. Ниже шивера с сильной струей. Заходили в коридор слева, что позволило скатиться с главного вала влево, минуя прижим.

Преп.4.4 – сужение перед кишлаком Хущикент. Вначале слабый прижим к левой стене, затем сильный к правому камню, стоящему в скальном сужении. За сужением правый поворот. По красным скалам проходит автодорога.

Преп.4.5 – сильный прижим к левой скале. Шивера с метровым валом.

Преп.4.6 – валы возле к.Искадар.

Преп.4.7 – шивера и прижим. Шивера сразу за р.Искадар, после поворота налево – прижим к левому берегу.

Шивера 4.8 – за автомостом за ручьем Заравад (впадающим слева). За к.Заравад – ещё одна шивера с валом до метра.

Преп.4.9 – прижим в конце шиверы на крутом левом повороте. За прижимом приток Маргузон. За ним узкий скальный коридор длиной 20м, проход чист.

Преп.4.10 – порог “Дар-Дар” V (или V-Vусл) к.с. Левый поворот, справа крутая 100м осыпь, над ней маленький кишлак Чашма. Слева выходы скальных пород высотой до 30м. В пороге две ступени. В 1-ой ступени под левобережной скалой примерно в середине прямого участка жёсткий вал 1,2м в центре, струя смещается влево. За скалой река успокаивается, здесь возможна левая швартовка. Во 2-ой ступени в 50м ниже 1-ой ступени в русле глыбы и большой перекат. На входе центральная глыба делит поток на две четырёхметровые струи. Правая отбрасывается следующей глыбой под стену в узкую щель и ниже перекрывается грядой. Левая проходит слив 1,2м сложной формы и, пройдя далее через обливные плиты с бочками, наваливается на центральную глыбу гряды. Основной свал вправо в щель 3м между камнями с боем в правый из них. В левом проходе метровый слив водопадного типа с сильным прижимом к левобережному камню. За ним поток смещается под правый берег, где проходит через очередную гряду сливом 1,2м, более пологим в правой части. Первую ступень проходили слева, вторую – вначале вдоль левого берега, а на выходе уходили вправо.

Прошли мимо устья левого притока р.Кунсу.

Преп.4.11 – каньон возле столб а “17 км”. За поворотом в скальном сужении до 15-25м автомобильный мост на Хайрабад. На входе прижим к левому берегу, перед ним у правого берега бетонная стена. Левая стена выдаётся тремя рёбрами. Навалы слабые.

Собственно, здесь заканчивается спортивная часть маршрута.

Преп.4.12 – прижим к левой скале на правом повороте, ниже зона метрового вала.

Преп.4.13 – “многошиверка”. В середине участка слева выступает скала. За ней на левом повороте вал до 1,2м.

Второй участок Зеравшана – от р.Нарге-Сай до п.Колхозчион. Долина постепенно расширяется, горы отходят и выполаживаются. Вначале река течет в ущелье, местами стиснутая каньонами, затем растекается в широком ложе, делится на рукава и вновь собирается, прорываясь в скальных конгломератных каньонах. Все препятствия проходятся с ходу.

В посёлке Колхозчион базар, почта, несколько магазинов и остановка автобуса на Пенджикент. Сплав можно закончить у моста, возле которого Зеравшан собирается в одно русло перед очередным конгломератным каньоном. Слева наверху чайхана и остановка автобуса.

Комментарий автора в 2001г.: Маршрут очень приятный и интересный, проходит по рекам, имеющим совершенно разный характер, что придает дополнительный интерес к такому путешествию. Также важно отметить, что вдоль всего описанного маршрута проходит автодорога, что резко облегчает подъезд к нему и отъезд.

Нынешние координаты В.Лысенко:

т.(3832)339112,

gaponov@itam.nsc.ru


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |