Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь 

Фрагменты ОТЧЕТа

Владимира Лысенко

о водном путешествии пятой категории сложности

по р.р.Серлиг - Ожу - Бий-Хем - Улуг-Хем (Западный Саян, Тува)

в мае 1984г.

Маршрутная книжка 0-53-84,

выдана Новосибирской МКК.

Руководитель группы

Лысенко В.И.

Новосибирск, 1984

 



Фото1
Фото2
Фото3
Фото4
Фото5
Фото6
Фото7
Фото8
Фото9

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Справочные сведения о путешествии………………………………………………………….4
  2. Сведения о районе путешествия………………………………………………………………..5

2.1. Рельеф………………………………..…………………………………………………………5

2.2. Климат……………………………..…………………………………………………………….6

  1. Гидрологическая характеристика района………………………………………………….6
  2. Типы ландшафтов, флора и фауна………………………………………………………..7
  3. Население……………………………………………………………………………………..8

  1. Характеристика маршрута и его туристское освоение………………………………………9

  1. Гидрологические характеристики р.Ожу и всего маршрута………………..…………..9
  2. Туристское освоение реки Ожу……………………………………………………………...9
  3. Сведения о заходе на маршрут и выходе с него…………………………………….…12

  1. Состав группы…………………………………………………………………………………….13
  2. Организация путешествия………………………………………………………………………14
  3. Техническое описание маршрута………………………………………………………………16
  4. График движения…………………………………………………………………………………27
  5. Обеспечение безопасности на маршруте…………………………………………………….29
  6. Итоги путешествия, выводы и рекомендации………………………………………………..31
  7. Картографический материал……………………………………………………………………32

10.1. Лоция р.р.Серлиг и Ожу………………………………………………………..…………33

10.2. Лоция р.Бий-Хем…………………………………………………………………………...36

10.3. Лоция р.Улуг-Хем……..…………………………………………………………………..39

10.4. Условные обозначения на схемах препятствий………………………………………40

10.5. Схемы препятствий на маршруте……………………………………………………….41

11. Приложения…………………………………………………………………………………………48

11.1. Средства сплава…………………………………………………………………………..48

11.2. Список группового снаряжения…………………………………………………………..49

11.3. Список личного снаряжения…………………………………..………………………….50

11.4. Ремонтный набор…………………………………………..……………………………...51

11.5. Продукты питания……………………………………………….…………………………52

11.6. Медицинская аптечка……………………………………………….…………….……...53

11.7. Весовые характеристики груза……………….…………………………….…………...55

11.8. Смета расходов……………………………….………………………………….…….…56

11.9. Список литературы………………………….………………………………………..…..56

12. Фотографический материал (87 фотографий)……………………………………………..…57

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ.

  1. Организатор путешествия - Институт теоретической и прикладной механики СО АН СССР.
  2. Район путешествия - Западный Саян, Тува.
  3. Время путешествия - с 18 мая по 6 июня 1984г.
  4. Вид туризма - водный.
  5. Категория сложности - пятая.
  6. Средства сплава - катамаран-двойка и вёсельный плот на поперечных гондолах (чекстер).
  7. Число участников - семь.
  8. Нитка маршрута: г.Новосибирск - г.Кызыл - п.Туран - заимка Кунаева (р.Серлиг) - сплав по р.р.Серлиг, Ожу, Бий-Хем и Улуг-Хем - п.Шагонар - г.Кызыл - г.Новосибирск.
  9. Продолжительность путешествия - 20 дней,
  10. из них: подъезд и отъезд - 3 дня,

    сплав по р.Серлиг - 0,5 дня,

    сплав по р.Ожу - 8,5 дней,

    пешая разведка “Каньона” - 1 день,

    сплав по р.Бий-Хем - 1,5 дня,

    сплав по р.Улуг-Хем - 3,5 дня,

    постройка - 1 день,

    дневка - 1 день.

  11. Протяженность маршрута - 330 км,

в том числе: сплава по р.Серлиг - 9 км,

сплава по р.Ожу - 58 км,

пешей разведки - 40 км,

сплава по р.Бий-Хем - 85 км.

сплава по р.Улуг-Хем - 135 км.

1.11. Маршрутная книжка - 0-53-84, выдана Новосибирской зональной МКК 12 апреля 1984г.

  1. Шифр ЗМКК - 5555343А(2А).

2. СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ.

Западный Саян - горная система, расположенная в пределах Южной Сибири, на юге Красноярского края и севере Тувы. Начинается в верховьях р.Малый Абакан (к востоку от Телецкого озера) и протягивается на северо-восток на расстояние около 600 км до стыка с Восточным Саяном в истоках р.р.Казыр и Уда.

2.1. Рельеф.

Западный Саян - система сравнительно узких плоских и островерхих хребтов, разделенных густой речной сетью, принадлежащей бассейну Енисея. В центральной части Западный Саян довольно круто обрывается на север к обширной Минусинской котловине, а у подножия его южных склонов располагается обширная Тувинская котловина. На южном склоне Западного Саяна, между хребтами Мирским и Куртушибинским, находится Усинская котловина, а у подножия южного склона Куртушибинского хребта - котловина Турано-Уюкская.

Главный (водораздельный) хребет Западного Саяна в своей западной части (до глубоковрезанной долины Енисея) характеризуется типичным альпийским рельефом с высотами 2800-3000м. К югу от него располагается высшая точка Западного Саяна - г.Кызыл-Тайга (3121м), а у основания его гребневой части - высоко поднятое (1500-2000м) Алашское плато. Восточнее долины Енисея высоты водораздельного хребта снижаются почти до 2000м (максимум 2263м) и рельеф приобретает в основном среднегорный характер (исключение составляет центральная часть Ойского хребта с примыкающим к нему Араданским хребтом, а также хребет Ергаки, имеющие альпийский рельеф). В западной части от водораздельного хребта отходят две ветви: северо-восточная (хребты Кантегирский, Сабинский, Джебашский и Борус) и юго-восточная (хребты Хемчикский и Куртушибинский).

2.2. Климат.

Климат - резко континентальный, с продолжительной и холодной зимой (средняя температура января -280-340С), коротким и прохладным (в горах) летом - в горах средняя температура июля 10-120С, а погода - неустойчивая. В межгорных котловинах лето теплое (средняя температура июля до 200С, максимальная 38-400С). В горах понижение температуры на 0,4-0,50С на каждые 100м подъема. Осадки выпадают главным образом летом. Количество их сильно изменяется в зависимости от высоты местности и ориентации склонов от 400-500 мм в год в северных предгорьях до 1000-1200 мм на северных склонах, открытых в сторону влажных воздушных потоков; на южных склонах, находящихся в “дождевой” тени и в межгорных котловинах, их количество - соответственно 400-500 мм и 300-350 мм. Солнечная погода стоит 2400 часов (206 дней) в году.

2.3. Гидрологическая характеристика района.

Речная сеть принадлежит бассейну Енисея, пересекающего Западный Саян в узком глубоко врезанном ущелье. Все реки имеют типичный горный характер, однако речные долины или те их участки, которые совпадают с простиранием коренных пород, имеют более пологие формы, нежели долины рек, прорезающих горные хребты в поперечном направлении; последние обычно характеризуются большой крутизной и скалистостью склонов. Наиболее значительны и полноводны реки северных склонов - Абакан, Кантегир, верховья р.Амыл; реки южных склонов - верховья Алаша и Ак-Суга (левые притоки Хемчика), а также р.р.Ус, Уюк, Ожу, Сыстыг-Хем (правые притоки Бий-Хема) - обычно короче и менее многоводны. Питание рек главным образом за счет таяния снегов (вторая половина мая - начало июня) и дождевое (июль-август). Вскрываются реки в конце апреля - начале мая, замерзают в конце октября - начале ноября.

2.4. Типы ландшафтов, флора и фауна.

Основными типами ландшафтов являются: горно-таежные, занимающие почти все северные склоны и верхнюю часть южных склонов Западного Саяна; горные лесостепные, особенно характерные для южных склонов хребтов; высокогорные, приуроченные к вершинным частям хребтов, поднимающихся выше границы леса.

На севере Западный Саян окаймлен полосой ландшафтов сосново-березовой лесостепи Минусинской котловины, сменяющихся в предгорьях поясом светлохвойных (лиственничных) и лиственных (из березы и осины) лесов на горных серых лесных, реже дерново-подзолистых, почвах. На высотах от 800-900 до 1500-1800м на северных склонах хребтов, имеющих, как правило, типичный среднегорный облик, господствует темнохвойная тайга из кедра, пихты и ели (последняя главным образом по долинам рек) со сплошным моховым покровом на горно-таежных почвах. У верхней границы таежные леса постепенно редеют и переходят в кедровое и лиственничное редколесье. Выше 2000м - альпийские луга.

Большую часть склонов, обращенных к Тувинской котловине, занимают горные лесостепные ландшафты: на южных склонах на каштановых почвах развиты горные степи, а на северных склонах - светлые лиственничные парковые леса на серых лесных почвах. Только в средней части южного макросклона Западного Саяна появляются сплошные светлохвойные лиственничные леса, выше сменяющиеся полосой кедрово-лиственничных и кедровых лесов на горно-таежных почвах, поднимающихся до высоты 2000-2200м.

Эти различия сказываются и на составе животных, обитающих на северных и южных склонах Западного Саяна. На северных склонах обычны белка, заяц-беляк, лисица, колонок, косуля, марал, лось, бурый медведь, а из птиц - рябчик, глухарь, дятлы, кедровка и др.; на южных склонах, кроме них, обитают многие степные виды (длиннохвостый суслик, степной конек, полевой лунь и многие др.), отсутствующие в темнохвойной тайге. В межгорных котловинах количество степных видов заметно увеличивается. Высокогорные ландшафты менее разнообразны. Они характеризуются суровыми климатическими условиями, продолжительной и холодной зимой, коротким и холодным летом. Наряду с различными вариантами горной тундры, господствующей на выровненных участках, в Западном Саяне развиты заросли кустарников, альпийские и субальпийские луга на горно-луговых почвах, чередующиеся с каменными россыпями и курумами, нередко почти совсем лишенными растительности. Животный мир состоит как из чисто высокогорных видов (алтайская пищуха, белая и тундряная куропатки и др.), так и из видов горно-таежного пояса (бурундук, горностай, колонок, ласка, соболь, бурый медведь, лось и др.).

Непосредственно на берегах Ожу нам встретились лиственница, ель, пихта, береза, кедр, кустарник. Летом бывает ягода: смородина, малина, голубика, брусника, костяника. По рассказам местных охотников, на правом берегу Ожу уже несколько лет живет медведь - его следы мы встречали довольно часто.

3. ХАРАКТЕРИСТИКА МАРШРУТА И ЕГО ТУРИСТСКОЕ ОСВОЕНИЕ.

3.1. Гидрологические характеристики р.Ожу и всего маршрута.

Река Ожу, так же, как и её правый приток р.Серлиг, берет свое начало в Куртушибинском хребте в Западном Саяне. Далее течет по равнинному участку, а затем пересекает хребет Булдырган. Здесь расположены наиболее сложные препятствия Ожу. Они тянутся до самого её устья.

Перепад высот на последних 31 км Ожу - 336 м, т.е. средний уклон на этом участке 10,9 м/км. На последних 10 км средний уклон 23 м/км, местами до 80 м/км (оценка В.П.Лисянченко).

Средний уклон Бий-Хема (на участке сплава) - 1,1 м/км.

Скоростные характеристики маршрута:

участок расстояние чистое время средняя скорость

(км) сплава (час.мин) (км/час)

1. р.Серлиг 9 3 3

2. р.Ожу: устье Серлига - ферма 11 2.10 5,1

3. - порог 7 17 3.25 5

4. - порог 9 6 1 6

5. - до “Каньона” 14 2 7

6. “Каньон” 10 0.55 11 км/час

7. р.Бий-Хем 85 11 7,7

8. р.Улуг-Хем 135 26 5,2

Всего: 287 км 50 час

3.2. Туристское освоение реки Ожу.

До мая 1984г. река Ожу была пройдена только двумя туристскими группами. В начале мая 1981г. первопрохождение Ожу совершила группа туристов из Кызыла под руководством А.А.Малышева. Сплав ребята начали от автомоста через р.Серлиг - правого притока р.Ожу (схема на рис.1). Шли на плоту на поперечных гондолах. Вот как описывает этот поход сам Малышев: “Вода после похолодания резко упала, вылезло несметное количество камней, так что пришлось поработать гребями - будь здоров! Последний каскад порогов перед устьем (около 10 км) пришлось идти без разведки с ходу (чего никому другому не советую!!!), так что после того, как удалось всё-таки выбраться на камни у берега, два дня ушло на ремонт плота - каркас из ели разбило вдребезги”.

В июле-августе 1981г. пешую заброску на 31 км от устья Ожу вдоль реки с дальнейшим сплавом по Ожу на катамаранах совершила группа из Новокузнецка под руководством В.П.Лисянченко. Сплав проводился в среднюю воду. Это следует из фотографий в отчёте Лисянченко и из письма Малышева: “После сплава по Ожу, Лисянченко присылал мне фотографии, так что с уверенностью могу сказать, что вода была средняя. В большую воду - свободный проход с левой стороны от острова (в пороге 33 “Залом - В.Л.), а на их фото страхующие прохождение порога стоят на камнях в ложе этой протоки. В большую воду уровень воды выше сантиметров на 50, как минимум. Лето в Туве, как правило, засушливое, дожди идут редко и кратковременно, так что от них вода до максимального уровня не поднимается”.

Группа Лисянченко при сплаве по Ожу сделала три обноса из-за заломов в реке, причем один из них - в самом сложном в среднюю воду (по оценке Лисянченко) пороге “Залом”.

И, наконец, в мае 1983г. (с 14-го числа) ещё раз совершила сплав по Ожу группа А.А.Малышева из Кызыла. На этот раз она шла на плоту с 12 поперечными гондолами. Сплав начали (как и в первый раз) от автомоста через р.Серлиг, где расположена так называемая “заимка Кунаева”. Вот что пишет об этом походе сам Малышев: “На этот раз угадали на пик подъёма воды. Камней практически не было. Последние 8 км до устья выбирались пешком. Перепад высоты на последнем участке 40 м/км. Ширина реки 20-40м, скорость до 30 км/час. В большую воду здесь мощнейшие сливы, бочки и прижимы”.

Таким образом, до нашего похода оставался непройденным в большую воду самый сложный участок маршрута по Ожу - последние 10 (по оценкам Малышева, 8) километров, так называемый “Каньон”.

К сожалению, т.к. оба похода группы Малышева были неофициальными, отчётов по ним нет.

3.3. Сведения о заходе на маршрут и выходе с него.

Активная часть маршрута начинается от заимки Кунаева вблизи автомоста через р.Серлиг (Стерлык). Здесь проходит дорога Туран-Хут. Сюда мы добрались из Турана на попутной машине. В выходные дни движения на этой дороге практически нет. Однако сначала в Туране нужно стать на учет в Туранском лесхозе на предмет пожарной безопасности (его власть распространяется вплоть до Кызыла). Туристам будет выдана специальная памятка-удостоверение за подписью инженера по охране и защите леса. Стать на учет необходимо и по той причине, что в самом начале дороги Туран-Хут стоит контрольно-пропускной пункт вышеуказанного лесхоза, и без описанной выше памятки-удостоверения на Серлиг (до него около 40 км) туристов не пускают.

Районный центр Туран находится на трассе Кызыл-Абакан. В принципе из Кызыла в Туран (70 км) ходят рейсовые автобусы (около 4 раз в день, стоимость билета 1руб.50коп.). Но мы из Кызыла добирались на попутных машинах, т.к. в день нашего прилёта в Кызыл свободных билетов на автобус до Турана не было, так же, как и на первую половину следующего дня.

В Кызыл из Новосибирска самолёты делают 2 рейса в день (отправление рейса 622 - в 08.15москов., рейса 642 - в 14.45).

Выход с маршрута еще проще. Из райцентра Шагонар в Кызыл в день ходит несколько автобусов и “Заря”.

4. СОСТАВ ГРУППЫ.

1. Лысенко Владимир Иванович (руководитель, капитан катамарана), максим. турист. опыт:

IV-Р(Тимптон),V-У(Катунь),V-У(Чуя,Урсул,Катунь),V-Р(Иолдо,Н.Кураган,Катунь).

2. Байбородин Сергей Иванович (зам.рук.,капитан плота): III-Р(Сисим),IIIусл-Р(Песчаная), IV-У(Тимптон),V-У(Чуя,Урсул,Катунь),V-У(Иолдо,Н.Кураган,Катунь).

3. Какоткин А.Ф.(матрос катамарана). 4. Клочков А.В. 5. Медведев А.Е. 6. Журавлев С.И.

7. Арефьева С.А

5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ.

6. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА.

Сплав по р.Серлиг (местные жители чаще её называют Стерлык) начинается от так называемой “заимки Кунаева” в месте пересечения Серлига автодорогой Туран-Хут. В 100м от заимки протекает Серлиг, и избу на заимке желательно использовать для первой ночевки. Нам, к тому же, не повезло с погодой - в день строительства выпал снег, и температура воздуха (даже днем) опустилась ниже нулевой отметки. Впрочем, через день такое безобразие прекратилось. Леса для строительства вблизи заимки Кунаева вполне хватает.

До впадения в Ожу нам предстояло пройти по Серлигу около 9 км. Сплав занял 3 часа. Река в спортивном отношении несложная, встречаются лишь слабые перекаты. Зато есть пара завалов, в которые угодить нежелательно. Один из них - на резком левом повороте за полкилометра до впадения в Ожу. Серлиг большей своей частью течет среди кустов. Во время нашего сплава попадались снег и наледи на берегах (фото 4).

От устья Серлига до фермы на левом берегу около 11 км. Скорость реки около 5 км/час. Сначала встречаются “двоечные” перекаты. Затем река начинает сильно петлять. Перед фермой на левом берегу ещё избушка. На самой ферме - изба с действующей печкой. Здесь можно переночевать.

К сожалению, с этого места мы перестали доверять лоции Лисянченко, по которой следовало, что от устья Серлига до избы (фермы) не более 3 км вместо действительных 11 км (из-за этого мы лишних 1,5 часа сплава были вынуждены внимательнейшим образом вглядываться в кусты левого берега и придумывать разные версии относительно того, куда делась изба). Как потом окажется, лоция Лисянченко соврёт и в будущем - до первого сложного порога “Желанный” от устья Серлига окажется не 6 км, а 28. Эти, а также ряд других неточностей в лоции Лисянченко, вынудили нас пользоваться ею лишь как приблизительной и вынудили нас составить новую лоцию р.Ожу. В то же время краткое описание Малышева полностью соответствовало действительности. К сожалению, т.к. мы составляли лоцию во время сплава и во время разведки по берегу, то линейный и угловой масштабы её несколько “плавали”, за что последующие группы, надеемся, нас простят.

От фермы примерно 1 км до препятствия 1 - шиверы II-III к.с. Ещё через 0,5 км - порог 2 “Мельница” (фото 6, 7). Он расположен на месте бывшей мельницы. Состоит из 3-4 ступеней. Порог III-IV к.с. В нём “бочка” высотой 0,7м. Проходили в целом по центру русла, но чаще - ближе к левому берегу.

Затем примерно 12 км (при скорости реки около 7 км/час) идёт ряд “троечных” и “двоечных” шивер 3 вперемешку со спокойными участками.

Далее после локального поворота налево и большого поворота направо пошёл ряд (порядка 10-12 штук) шивер 4 III-IV к.с. Среди них - порог-шивера А и порог-шивера Б. Они проходятся по основной струе, в целом - по центру.

Шивера-порог 5 (фото 8, 9) является препятствием IV к.с.

Затем, после маленькой слабой (III к.с.) шиверы 6, идёт мощная шивера, вырождающаяся постепенно в порог 7 “Желанный” V к.с. Очень много обливных камней, а также полуобливных. Сливы и бочки высотой 1м. Порог проходится по центру.

После этого около 5 км идёт система шивер 8 (фото 10-15) IV-V к.с. Мощная вода. Ямы и сливы до 1м.

Затем, сразу за правым поворотом, перед и на левом повороте - порог 9 (фото 16-20) V к.с. В конце порога на правом берегу скала (в конце левого поворота). 4 ступени. Порог - сложный. Ямы и сливы - до 1-1,3м. В 4-той ступени - большой камень. Проходили по центру. Осуществить разведку проще по правому берегу.

Шивера 10 - слабая, III к.с.

Порог 11 - IV к.с. В русле - остров с деревьями. Проходится правой протокой.

Шивера 12 - средняя (даже, скорее, слабая), III к.с. Отличный ориентир - высокая песчаная стенка на левом берегу.

Порог 13 (фото 21-24) - IV-V к.с. Около 4 ступеней. Большой камень в 3-ей ступени проходили как слева (чекстер, фото 22-23), так и справа (катамаран). Разведка - по правому берегу. В месте порога 13 в Ожу справа впадает мелкая речка-ручей Глухариная 2-ая.

Далее следует мощная шивера-порог 14 (около 6 ступеней). Сливы 1-1,3м, бочки 1-1,3м.

Через примерно километр идет порог 15 в протоках галечного острова (фото 25-26). Проход - в правой протоке. Здесь есть ворота, образованные двумя большими камнями. Разведка и страховка - с правого берега.

На правом повороте (левый берег крутой, но не скальный) - порог 16 (фото 27-28) V к.с. Справа - большие валуны на берегу и в русле. В пороге - два мощных слива, первый - возле правого берега (фото 28). Проходили ближе к правому берегу. Перед порогом-шиверой 17 пристали к правому берегу. Разведка - по правому берегу. Страховка сразу за порогом (на правом берегу) - обязательна. Ориентиры порога 16: перед ним - небольшая скала на правом берегу, сразу после него - на левом.

Порог-шивера 17 (фото 29-31) начинается водопадными сливами через камни высотой 1-1,5м в центре и в правой части русла. Однако эти сливы - с обратным валом. Слева - вал 1,5м, и проходить нужно именно здесь. Это - 1-ая ступень (фото 29, 30). Порог-шивера 17 имеет 4 ступени. Вторая - с очень большим камнем в русле. В 4-ой ступени (фото 31) - косой вал и слив 1,3-1,5м. На выходе - небольшой прижим в скалу правого берега. Порог проходится так: заход - в левой части (половине) русла мимо мощного водослива (он остаётся справа по ходу), затем нужно идти по центру и далее - в правой половине русла. Разведка - по правому берегу. Страховка (с правого берега) - обязательна. Её желательно организовать в два этапа - первый после 1-ой или 2-ой ступени, а второй - в конце порога перед самой скалой.

Далее следует шивера 18 - слабая, III к.с.

Шивера 19 - III-IV к.с., проходится слева.

Шивера 20 - IV к.с. В целом идётся по центру.

Шивера 21 - IV к.с. В русле - каменистый галечный остров. Проход - левой протокой. Много камней.

Далее река ускоряется до 10-12 км/час. Вскоре в русле появляется остров длиной около 200м, заросший лесом. Здесь начинается шивера 22 IV к.с. Проходится правой протокой в левой половине её русла. На правом берегу - берёзовая роща.

Затем следует шивера 23 III к.с. с галечным осередком в русле.

В конце шиверы 24 IV к.с. на левом берегу - осколки скал. Здесь необходимо обязательно пристать к правому берегу для разведки сложного порога 25.

Порог 25 “Интеграл” (фото 32-35) - V к.с. Сливы 1,5м. Косой вал 1,5м. Бочки 1,5м с обратным валом. В пороге 5 ступеней. В конце порога на правом берегу - скала (на левом повороте) (фото 34-35). Это - начало “Каньона”, самого опасного участка Ожу. Порог 25 проходится в целом по центру. Разведку порога и страховку экипажей в первых 4 ступенях легко осуществить с правого берега. Так сделали и мы. Однако для страховки идущего первым экипажа катамарана в 5-ой ступени пришлось посылать участников вперед за скалу. Это потребовало определенного времени, т.к. в этом месте (выше скалы) по правому берегу передвигаться тяжело из-за поваленных деревьев. Первый экипаж, прошедший пятую ступень порога 25, сразу же пришвартовался к левому берегу и оттуда эффективно страховал прохождение всего порога 25 вторым экипажем. Возможно осуществление разведки и страховки порога 25 сразу с левого берега.

За порогом 25 долина Ожу сильно сужается и становится шире только за 2-2,5 км до устья.

Порог 26 (фото 36, схема 1) - V к.с. Это первый порог “Каньона”. Правый берег - скала. Мощный вал. Слив 1,5м. В пороге - 4 ступени. Три - сложные, четвёртая - попроще. Локальную разведку порога 26 провели по левому берегу и поставили мощную страховку перед шиверой 27 на левом берегу.

Здесь уместно будет заметить, что в связи с ненадёжностью лоции Лисянченко и (хоть очень кратким, но душераздирающим) описанием “Каньона” в большую воду Малышевым, руководитель группы с одним из участников, начиная с шиверы 24, совершили в течение одного дня 22хкилометровый пеший переход по тропе правого берега до устья Ожу, при этом составляя новую лоцию. Естественно, имея эту лоцию и увидев заранее все препятствия “Каньона”, сплавляться в “Каньоне” в психологическом плане нам было значительно проще.

Шивера 27 - IV к.с. Проходили её по центру, ближе к левому берегу.

Порог 28 (фото 37-43) - V к.с. Более 5 ступеней. Находится на правом повороте. Мощные сливы. Вал 1,5м. Бочки 1,5м. Очень сложная линия движения. Заходили по центру (фото 37), а проходили у левого берега (фото 39-43). В конце порога на двух ступенях обливные плиты перегораживают середину русла. На левом берегу - курумник (осыпь из больших камней). Разведка и страховка - с левого берега. Обязательная. Страховка в двух местах - после 3-й ступени и в конце порога.

Шивера-порог 29 - IV к.с.

Порог 30 (фото 44-45, схема 2) - V к.с. Левый берег - скалы, правый - крупные камни. Ширина реки 10м. Косой вал 1,5м. Бочки 1,5м. Скорость в пороге - около 15 км/час. В пороге - 3 ступени-слива через всю реку на расстоянии 3-5м друг от друга. Проходили у правого берега. Страховка за порогом - обязательна.

Порог 31 (фото 46-50, схема 3 заимствована у Лисянченко) - V к.с. Пять ступеней. Слив 1,5м. Через 100м после начала в центре русла торчит здоровый зуб (обходится и справа, и слева). В середине порога (на самом повороте) - куча обливных камней. Вода кипит. Вал и сливы - около 1м.

Порог 32 (фото 51-52, схема 4) - V к.с. Расположен на правом повороте. В правой половине русла - остров с деревьями. Катамаран шёл правой протокой (мелкой), плот - левой. На выходе из левой протоки - куча огромных камней. Страховка и разведка - с правого берега. В среднюю воду у Лисянченко здесь был первый обнос катамаранов из-за залома.

Порог 33 “Залом” (фото 53-54, схема 5 - в среднюю воду и фрагментами - в большую) - V к.с. В русле - очень длинный остров. Лучше сплавляться правой протокой (основной). Заход у правого берега, затем идти по центру. Выход из порога (в конце острова - фото 53, 54, немного далее - схема 5) - особенно опасный. Здесь река круто падает вниз. Вода в конце порога бурлит. Левая протока в нашу воду была проходима. Это - признак большой воды (у Лисянченко в среднюю воду уровень воды был почти на метр ниже, и левая протока была очень мелкой). В пороге вал 1,5м, бочки 1,5м. Разведка и страховка (в конце порога) - с правого берега. В среднюю воду, по оценкам Лисянченко, этот порог - самый сложный на Ожу, даже при условии того, что первое из двух самых сложных препятствий этого порога (слив в конце острова - фото 53, 54) группа Лисянченко не проходила, т.к. прямо перед ним был залом (схема 5) (катамараны обносились до самого конца острова).

Порог 34 (фото 55) - IV-V к.с. В целом движение по центру.

Порог 35 (схема 6) - сложный порог V к.с. Расположен на правом повороте. Левый берег - каменная стенка. Куча камней. Плот проходил по центру со сдвигом влево (левее большого камня в русле). Катамаран прошёл у самого осередка слева от него. Разведка порога обязательна. Разведка и страховка (в конце порога) - только с правого берега. Здесь был третий обнос в группе Лисянченко.

Порог 36 - IV-V к.с. Проход сначала по центру, выход - правее.

Порог 37 - V к.с. Идти сначала по центру (в начале порога справа расположен водопадный слив 1,5м), затем - у правого берега (по центру бочка 1,5м).

Порог 38 (схема 7) - V к.с., опасный. Расположен на левом повороте. Сливы 1,5-2м. Состоит из двух ступеней. 1-ая ступень представляет собой слив 1,5-2м (в центре 1,5м, у правого берега 2м) через всю реку. В этом месте на правом берегу - скала. Проход и первой, и второй ступени для катамарана - только у самого левого берега. Плот проходил немного ближе от центра к правому берегу. Разведка возможна с обоих берегов. Мы её проводили по правому берегу. Смотреть порог - обязательно. Страховка - в конце порога с правого берега.

Порог 39 (фото 57) - V к.с. Расположен перед резким правым поворотом. В центре русла - осередок. Проходили левой протокой, но возможно прохождение и правой. Разведка и страховка по правому берегу - обязательны, т.к. после порога 39 нужно обязательно зачалить к правому берегу перед порогом 40 “Горло”.

Порог 40 “Горло” (фото 58-61, схема 8) - V к.с., самый сложный порог на Ожу в большую воду. Расположен на правом повороте. Левый берег - скальная стенка с небольшим карманом. Правый берег - средние и крупные валуны, выходящие в воду. Ширина русла в самом узком месте 3-4м. В пороге два слива, особенно мощный второй (через огромный обливной зуб) - высотой 2,5м. Ориентир при прохождении - небольшой обливной зуб у правого берега, к нему нужно проходить как можно ближе. Порог проходится у самого правого берега. Идти нужно, всё время подгребая вправо. На выходе - прижим к левому берегу. Порог 40 “Горло” в большую воду для катамарана-двойки чрезвычайно опасен. Поэтому мы проходили его только на плоту. Разведка и страховка - с правого берега. С берега обязательна двойная страховка. Впрочем, благодаря совершенно спокойному участку 40м сразу за порогом, при двухступенчатой страховке проблемы “вылова” перевернувшегося судна никогда не будет. Нужно отметить, что порог “Горло” является самым сложным порогом на Ожу лишь в большую воду. При средней воде порог заметно упрощается и (по оценке как Лисянченко, так и Малышева) уже не является самым сложным.

Шивера 41 - V к.с. Сначала по центру, затем правее.

Порог-шивера 42 (фото 62) - V к.с. Начинается на левом повороте у скалы на правом берегу. Идти в целом по центру. Огромное количество сливов, бочек высотой 1м (около 20 ступеней). Сплошной слалом. Скорость реки около 12 км/час. Перед правым поворотом пристать к правому берегу.

Порог 43 (фото 64-67) - IV-V к.с. Расположен на правом повороте реки. Левый берег - скальная стенка. В пороге сливы 1,2м. Состоит из двух ступеней. В 1-ой ступени в центре русла - камни и мощный слив, поэтому проходить нужно либо слева, либо справа от них, но проход справа спокойней. Во 2-ой ступени в центре - надводные камни. Возможно прохождение как слева, так и справа от них. Обе ступени проходили у правого берега. Разведка и страховка - с правого берега.

Порог 44 (фото 68-74) - отличный порог V к.с. Длинный. Несколько ступеней. Сливы 1-1,5м. В целом шли в правой половине русла. Разведка и страховка - с правого берега.

Шивера-порог 45 “Выходная” (фото 75-83) V к.с. - мощнейшая, куча обливных и полуобливных камней. Длина - около 300м. Заметен большой перепад высот. Сливы 1м (есть один слив 1,5м у правого берега - фото 76-78, 80, - который нужно проходить). Наиболее чистое прохождение такое: заход и прохождение основной части шиверы-порога - у правого берега, в конце - выход в левую часть русла. Разведка - по правому берегу. Страховка - с правого берега, за 1,5метровым сливом, а также - уже на Бий-Хеме.

И вот мы впадаем в Бий-Хем. Самый счастливый момент маршрута. Делаем дневку. Затем объединяем чекстер и катамаран в один плот на шести поперечных гондолах и начинаем сплав по Бий-Хему. После Ожу он прост. Из препятствий встречаются лишь слабые перекаты II к.с. На перекатах вал 0,4 м. В русле попадаются одиночные камни. Бий-Хем течет среди гор. Лишь перед Кызылом горы уменьшаются.

Скорость Бий-Хема на этом участке - около 8 км/час. 85 километров между устьем Ожу и Кызылом преодолеваются за 11 часов.

Перед самым Кызылом Бий-Хем и Ка-Хем образуют Улуг-Хем (Верхний Енисей), по которому нам предстоит плыть дальше. В Кызыле с воды хорошо видны памятники: Красным партизанам (1919г.) и “Центр Азии” (к сожалению, в момент посещения нами Кызыла он был разрушен - собирались делать новый памятник). В Кызыле можно быстро дозакупить продукты (это нужно планировать, чтобы не таскать с собой лишние килограммы).

После Кызыла Улуг-Хем течет по центральной котловине Тувы на запад. Река расширяется, образует множество проток среди островов разного размера. Ориентироваться в протоках сложно. На берегах есть знаки судовой обстановки, по ним можно определить основной фарватер реки. В 33 км от стрелки Бий-Хема и Ка-Хема в Улуг-Хем вливается левый приток Элегест. В его устье расположен пос.Усть-Элегест. Ниже поселка снова многочисленные острова. За пос.Сыпучий (62 км от стрелки) над рекой возвышается гора Кызыл-Джилан (справа по течению). На 73 км - пос.Баян-Кол. Вблизи переката “Сорок Енисеев” на правом берегу - красивые пикообразные горы. После переката “Сорок Енисеев” перед горой Инитал (справа) река на протяжении почти 10 км течет в одном русле, затем опять идут острова. В 20 км от Шагонара над левым берегом поднимаются белые скалы трёхглавого Хайыракана. Красивые, остроконечные вершины. Вообще же, горы то подпирают реку, то отступают от неё.

Многочисленные препятствия (их до Шагонара 41 шт.) на Улуг-Хеме представляют собой лишь слабые перекаты максимум II к.с. Ничем особо сложным себя не проявил и всесоюзно-известный перекат “Сорок Енисеев” - тоже “двойка”.

По ходу сплава у нас были опасения относительно того, сумеем ли мы достичь Шагонара на своем плоту без гребли “на галерах”, т.к. в соответствии с административно-территориальной картой Тувинской АССР 1983г., Шагонар находился на берегу Саяно-Шушенского водохранилища в пяти километрах от впадения в него Улуг-Хема. Однако в начале июня 1984г. уровень этого водохранилища был очень низкий, и оно начиналось лишь от устья Хемчика.

Пос.Шагонар (Старый Шагонар) - столица Улуг-Хемского района. Никаких достопримечательностей (кроме здания райкома партии и райисполкома) мы в Шагонаре не обнаружили. Зато есть столовая, почта и гостиница.

В заключение установим градацию препятствий, встретившихся на маршруте (будем рассматривать лишь препятствия, превышающие по сложности стандартную III к.с.). В большую воду на Ожу (май, паводок) препятствий III-IV к.с. встретилось 3 шт. (No.2, 4, 19), IV к.с. - 8 (No.5, 11, 20-22, 24, 27, 29), IV-V к.с. - 7 ( No.8, 13-15, 34, 36, 43), V к.с. - 20 препятствий (No.7, 9, 16-17, 25-26, 28, 30-33, 35, 37-42, 44-45). Самые сложные препятствия 26, 28, 30, 31, 32, 33, 35, 37, 38, 40 (причем последнее - самое сложное). Пройденный в большую воду маршрут значительно превосходит по количеству “пятёрочных” препятствий стандартный маршрут V к.с. по Чуе, Урсулу и Катуни. В среднюю воду на Ожу (летом в период дождей и в мае не в паводок) количество “пятёрочных” препятствий на маршруте заметно сокращается (по оценкам Лисянченко, примерно до 13). В малую воду Ожу мелеет и спортивного интереса для сплава не представляет. Поэтому полный маршрут по Серлигу, Ожу, Бий-Хему и Улуг-Хему рекомендуется проводить лишь в мае. А летом последние 10 км Ожу (“Каньон”) следует рассматривать как добавку к какому-нибудь солидному маршруту типа: Бий-Хем - Баш-Хем - Улуг-О - Бий-Хем - Ожу - Бий-Хем.

9. ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ, ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ:

1. Впервые пройден в большую воду “Каньон” на Ожу.

2. Непроходимых препятствий на всем маршруте не было.

3. Самое сложное препятствие маршрута - “Каньон” на Ожу, самый сложный порог в большую воду - “Горло” (в среднюю воду, по оценкам А.А.Малышева и В.П.Лисянченко, он не является самым сложным). Самый же сложный (по оценке Лисянченко) в среднюю воду порог “Залом” ничем особенным в большую воду не отличался от ряда подобных ему по сложности порогов.

4. Скорость течения Ожу не является рекордной (в сложных препятствиях 10-15 км/час, максимум 20 км/час), что упрощает прохождение препятствий и организацию страховки.

5. Упрощает организацию страховки и то обстоятельство, что настоящих каньонных участков (с отвесными скалами на обоих берегах) на Ожу нет - отвесные стенки имеют место лишь на одном каком-нибудь берегу.

6. Основными препятствиями на Ожу в большую воду являются 1-2метровые сливы.

7. Пройденный в большую воду на Ожу маршрут значительно превосходит по количеству “пятёрочных” препятствий стандартный маршрут V к.с. по р.р.Чуя, Урсул, Катунь.

В среднюю на Ожу воду (летом в период дождей и в начале мая до паводка) количество “пятёрочных” препятствий на маршруте заметно сокращается (по оценкам Лисянченко, примерно до 13).

В малую воду летом, не в период дождей, Ожу мелеет и спортивного интереса для сплава не представляет.

8. Вследствие пункта 7, полный маршрут по Серлигу, Ожу, Бий-Хему и Улуг-Хему рекомендуется проводить лишь в мае. А летом последние 10 км Ожу (“Каньон”) следует рассматривать как добавку к какому-нибудь солидному маршруту типа: Бий-Хем с верховьев - Баш-Хем - Бий-Хем - Улуг-О - Бий-Хем - Ожу - Бий-Хем.

Комментарий автора в 2001г.: Конечно, в настоящее время особого смысла заканчивать маршрут в Шагонаре нет (мы это делали лишь для того, чтобы “вложиться” в требовавшийся в 1984г. для “пятёрки” километраж). А вот вторая половина пункта 8 остаётся актуальной и поныне, причем для любого уровня воды.

Нынешние координаты В.Лысенко:

т.(3832)339112,

gaponov@itam.nsc.ru


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |