Главная  |  Клуб  |  Лента  |  Блоги  |  Галерея  |  Форум  |  Фото  |  Видео  |  Тексты  |  Снаряга  |  Погода  |  Связь 


р. Видлица

02/05/2004-06/05/2004

 

Дневник-описание

 

Маршрут: Москва-Петрозаводск-Ведлозеро (мост ч/з р. Нялма)-р.Видлица-Ладожское озеро (дер. Видлица)-Лодейное Поле-Москва

Сплавной маршрут: р. Нялма-оз.Ведлозеро-р.Видлица-оз.Ладожское, общая длина маршрута 78 км.=13 км (Нялма+Ведлозеро)+65 км (Видлица)

Категория сложности: II, с учетом пешей заброски по зимнику в позднюю весну II+

 

Экипажи

 

КНБ Маринка-2

Щука-3 (модернизированная, индпошив)

Сергей isv (Терминатор-2)

Аркадий (моя, однако)

Сергей psv (Раскольников-Гамлет)

Анатолий Михайлович (мой отец)

 

Заброска-выброска.

 

Связь.

 

По всей Карелии хорошо работает Мегафон, в крупных поселках Ведлозеро и Видлица брал МТС (40-60% приема)

 

Режим питания

 

Все каши – гречка/рис/пшеничная/пшено в варочных пакетах (быстрее обычной и гораздо удобнее)

Мясо/творог/ягоды/масло слив./омлеты/супы – сублиматы пр-ва Гала-Гала (гораздо вкуснее и лучше, чем у НордТрека, но сравнительно дороже). Очень удобно, значительно экономит время на собственно готовку. Брал это хозяйство с некоторым скепсисом, но результатом более чем доволен.

 

Общее описание.

 

Ссылка на гидрологическое описание бассейна рек дает четкое представление об особенностях и характерных чертах рек этого региона, включая р.Видлица и оз. Ведлозеро. Ряд отчетов также достаточно подробно описывает выбранный нами маршрут. На первомайские обычно озера вскрываются ото льда, но в нашем походе этого не случилось. На Ведлозере виднелись забереги шириной от 0,5 до 5 метров, а местами лед стоял вплотную к берегу, плюс ко всему водитель не совсем четко идентифицировал Нялму и мы проскочили мост (чего Господь не приводит, все к лучшему ), поэтому во избежание тяжких волоков и обносов ледяных полей на озере было принято решение добираться до пос. Койвусельга (на трассе левый поворот с указателем и жутко-жутко разбитая лесовозами и тракторами грунтовка протяженностью 13 км). Общее увеличение дальности заброски составило еще около 40 км. Из поселка к реке ведет зимник (около 2.5 км) к месту впадения в р. Видлица мелкой речушки Сюряоя. Это сокращает маршрут на проход по озеру в 12,5 км и 2,5 км собственно по реке. Из общих особенностей на реке – много топляков, либо чуть прикрытых водой, либо едва над ней выступающих (это в большую воду, а в малую и среднюю эти препятствия должны быть видны хорошо). Карта маршрута.

День первый 02/05/2004

Настроения и тревоги. Еще подъезжая к Петрозаводску, с тревогой поглядывали в окно поезда на нерастявшие сугробы и замерзшие озера. Тешили себя мыслью, что почти на 100 км южнее Ведлозеро должно бы и вскрыться ото льда. Поезд прибыл точно по расписанию, на вокзале уже ждал водитель Дмитрий с м/автобусом. Быстро загрузились, на привокзальной площади закупили бутылочку бальзама «Карельский» и двинули в путь. Все более и более встревоженно поглядывали на сугробы и мелкие и не очень нерастаявшие озера. МТС довольно долго цеплялся за сеть. Ведлозеро встретило суровым льдом, все надежды на старт ч/з Нялму угасли, да в общем-то мы и мост проскочили и разворачиваться не стали. Свернули на грунтовку и со скоростью 10-15 км/час преодолели 13 км участок до пос. Койвусельга. Водитель доставил нас до начала зимника, выводящего к реке (в этом месте зимник пересекала р.Кивиоя и проехать вброд не вышло). Выгрузились, рассчитались за проезд (1700 р за 148 км), двое из нас (Сергеи) загидрились и перетащили вещи,

                                   

остальные перебрались на другую сторону по поваленной ели. Нацепили на себя рюкзаки и двинулись к реке пока под шутки и прибаутки. Уже на первом километре пути постоянные спуски и подъемы и обпрыгивания луж и грязи нас измотали. Последний километр пути к реке осложнялся глубокими снежными наносами, насыщенными водой. В общем к воде вышли изрядно уставшими и сурово пропотевшими. В 12:30 начали подготовку к сплаву. В 15:00 встали на воду. Температура воздуха около 11°С, воды около 7,5°С. Вода уже/еще почти в берегах, все низинки подтоплены, все северные/теневые участки берега нависали снежными пластами, от них ощутимо тянуло холодом, облачность постепенно расходилась. Все обозначенные на карте порожки представляют собой систему из двойных перекатов/шивер, и т.к. вода большая, растекалась очень широко, то собственно рукава и струя плохо читались. На некоторых из этих шивер потерлись/посидели на камнях (в среднюю воду были бы очевидны мели).

Интересен порожек недалеко от места впадения р. Кивиоя. Во второй ступени яркий слив в правом рукаве с перепадом 1,5 м и сильным прижимом к правому берегу, при невнимательности экипажа может быть чревато оверкилем (в малую воду бульник на выходе, в большую и среднюю - низко нависшие ветви). Все идется сходу по струе и без просмотра (последний порожек можно и посмотреть, т.к. говорят, что в малую и среднюю воду через левый и средний рукав низко над водой проходит трос). Далее до озера Кинеярви длинный и утомительный плес. Горловина, соединяющая озеро и реку открыта, но к заветной стоянке на втором острове не подойти – лед. Далее по левую сторону оставили хутор Каппой (были люди, м/б просто рыбаки) и зачалились на правый берег к заброшенному хутору Кужей (2 полуразваленных дома, отличный туалет-кабинка и много дров в дровниках  у домов). Абсолютно пустынно, на берегу валяется полусгнившая лодка. По оставленным следам видно, что либо зимой, либо летом здесь бывают люди. Ставим лагерь, время 18:00, пройдено 13 км (с учетом курсирования у островов озера Кинеярви).

День второй 03/05/04

Подъем в 9:00, небо абсолютно чистое, температура воздуха достаточно быстро разгоняется до 12°С (ночью были заморозки, на палатке иней). С 10:00 до 11:30 свернули лагерь, загермились и встали на воду. Все порожки, отмеченные на карте, имеют место быть. Стиль прохождения не изменился – по струе, просмотр с наплыва. Пороги несколько меняют характер - шиверистые участки исчезают, струя явно выражена, пороги начинаются сливами с перепадом до 1м валами по 0,5-0,7 м, струя изгибается от берега к берегу и завершается валами и бочечками по 0,3-0,4 м.

                           

Перекус с 14:30 до 15:30. Сняли с руки первого клеща (и, к счастью, единственного), пустили его в самостоятельный сплав по Видлице. В дер. Большие Горы народу немного (праздники) в центральном пролете моста арматурина, соединявшая пролеты, перепилена и отогнута к опорам, проход чистый. После деревни идут три порога (на карте два), вероятно, один из них (первый) двухступенчатый. Между первым и вторым расстояние около 500 м (по ощущениям оба порога сливаются в один). В ожидании второго порога оказались на меандровом участке реки и поняли, что собственно все сегодняшние пороги уже прошли (сходу по струе). В 18:00 встали лагерем на пригорке (спуск к воде не очень удобный, но полянка ровная, есть кострище), пройдено 26 км. Разбили лагерь, поужинали. Дрова очень сырые, плохо горят, много дыма, вода в реке цвета хорошо заваренного чая, топили для питьевых нужд снег, которого здесь много.

День третий 04/05/04

Подъем в 9:00, небо безупречно чистое, на закрытом от ветра пространстве нагревает до 16°С (ночью были заморозки, на палатке опять иней). Долго грели воду/топили снег, дрова очень плохие. С 10:45 свернули лагерь, встали на воду в 12:20. В пятистах метрах поджидает очередной порог. С этого дня шиверных участков не было вообще, приятная сильная струя отражается от берегов, валы 0,6-0,7 м. Т.к. все идем сходу, то снимаем друг друга только по выходе из порога. Далее к берегу примыкает дорога (висит знак «кирпич») и долго идет очень близко. В месте, обозначенном на карте тремя засечками порогов (р-н Везикко), на самом деле очень веселый и шустрый трек (сильная струя, отражающаяся от берегов, небольшие валы 0,3-0,4 м) продолжительностью более 2 км (на всем пути приличный перепад высот), который проходит и под мостом (по центру) и успокаивается за островом метрах в 700 от моста. В 14:30 перекус, пройдено около 12 км. В 15:30 продолжили сплав, через пару поворотов показался первый дом Верхней Видлицы. Далее веселый участок между дер. Верхняя Видлица и дер. Гавриловка. Мы насчитали 5 порогов, идущих друг за другом практически без разрывов. Все пороги проходятся по струе без просмотра, валы 0,5-0,6 м есть и косые. Далее между Гавриловкой и Видлицей река сильно петляет (до головокружения ), вода спокойная, но гребля изматывает. Проходим все мосты (автомобильный, пешеходный, железнодорожный), далее Ладожское озеро. Ладога встретила ледяными полями и очень свежим/холодным ветерком, почувствовали себя челюскинцами. Солнце светит прямо в лицо. Время выхода в озеро 18:30. Огибаем пару мысов справа, дикая мель – даже Щука цепляет днищем. Между вторым и третьим мысами большой дугообразный залив общей протяженностью около 2 км. Выбираем место для лагеря (хотим дневать). Красота – Ладога, 300 м ровный песок, далее хороший сосняк,

   

хотя и деревня близко (около 1 км). Встали лагерем в 19:30. Ритуальное купание в Ладоге (по правде только окунание), водичка супербодрит (температура около 4°С). Ужин, уничтожается бальзам «Карельский», светлая ему память.

                       

День четвертый 05/05/04

Ленивый подъем в 9:30. Дров навалом (сухих и качественных). Завтрак. Проверка и проклейка байдарок, просушка вещей. Работает связь (МТС прием 60%). Пообщались с родными, договариваемся о выброске с местными по телефону!!! Вообще-то неадекватная реакция, у 4 разных извозчиков находятся какие-то причины не ехать, с одним из них договариваемся на 06/05/04. Днем по заявкам (многочисленным) принца Датского варим суп (не сублимат), дрыхнем. Ужин. Съемка пейзажей. Болтовня у костра. Оба Сереги вытаскивают свои пенки и спальники, собираются спать вне палатки.

День пятый 06/05/04

Ленивый подъем в 9:30. Завтрак. Собираем вещи, пакуем рюкзаки. Идем на разведку в деревню. В километре вышли на авт. остановку на трассе Сортавала-Олонец, рядом ж/д переезд, до станции еще 400 м. Поезд Питкяранта-Лодейное Поле идет в 19:40, билеты в вагоне, прибывает в 22:40, т.е. успеть можно только на пассажирский Мурманск-Москва, пропуская скорые Мурманск-Москва и Петрозаводск-Москва. В 17:20 покидаем на извозчике дер. Видлицу, В 19:00 прибываем в Лодейное Поле. В 21:45 прибывает петрозаводский поезд. На утро 07/05/04 в 8:55 мы в Москве. Поход окончен.

Лирическое отступление

 

Щука-3 (модернизированная, индпошив), нареченная Fish-ка v 1.02

Имея опыт эксплуатации этого плавсредства, особенно после прошлогоднего сплава по р. Пистайоки в период половодья, загорелся идеей многое доделать (именно доделать, а не поменять). Зимой вступил в длительную переписку с Михаилом Чернецким (КБ «Сталкер»). Определил главные направления доделок:

1)      Заменить тканевую деку на тезовую. Это необходимо для быстроты просушки (в разы быстрее сохнет), гидроизоляции (элементарно промазывается боковой шов и устраняется постоянная изнуряющая на категорийной воде протечка, когда в байдарку набиралось до двух ведер воды и внутри становилось холодно, мокро и неприятно)

2)      Нашить вязочные петли для шнуровки внешней рамы (ну просто убиваются все скоростные и маневровые ходовые качества в крупных валах от 1,5 м и бочках от 1,0 м)

3)      Заменить тезу днища на менее яркую (желтая ну как маяк  демаскирует любую скрытную стоянку) и более прочную (ткань типа Viniplan 850 г/м.кв. с сеткой двойного плетения)

4)      Нашить бедренные упоры фабрично (сильно помогали матросу на Пистайоки в валах 2,0-2,5 м не вылетать из байдарки)

5)      Купить собственно разборную раму (три отрезка по 1 м и вкладыши или наружные муфты)

 

Михаил долго предлагал оставить все как есть или сделать все это своими руками, но в итоге мы договорились – пошить Щуку из моих материалов и пришить шнуровочную змейку от его же катамаранов на прямом участке выкройки (около 3 м в длину). Хотя мне конструкция шнуровочной змейки от Чернецкого кажется заметно хуже, чем от Красного Солнышка, Рафтмастера и прочих. Но на безрыбье и сам, как говориться, раком станешь. Запросил размеры заготовок под выкройки (на деку – 5,4м х 0,95м, на днище – 5,6м х 1,15м). Закупил материалы (на деку – Ferrari 550 г/м.кв. серого цвета, на днище – Viniplan-6770 850 г/м.кв. сетка двойного плетения, шаг 120, синего цвета). Пошив занял около 1 месяца, принимал изделие у Михаила дома, он предупредил, что забыл дать указание швее сделать поправку на материал деки (Ferrari против ткани с накатанной пленкой) и при надувании будет отчетливая закаяченность носа и кормы (т.к. Ferrari в отличие от стандартной ткани не тянется). Попутно купил у Михаила его новое изделие –чехол для лыж/весел (оказалась очень удачная штука, вмещает три разборных весла TNP и раму на Щуку).

В Красном Солнышке купил трубы Д16Т 35*1,5 шесть отрезков по 1м на раму и трубу Д16Т 30*1,5 пять отрезков по 20 см на вкладыши. Получился внутренний диаметр рамы 32 мм, а внешний вкладыша только 30. Поиск диаметров 31 и 32 для Д16Т ничего не дал (в том числе и через Александра Додонова). Поэтому купил термоусадочную трубку 38*0,5 и после обработки вкладышей получил внешний диаметр 31,3, оставшийся зазор убрал прокладкой ленточки из резинокапрона от ЯРТ.

Испытал сборку/разборку перед походом у себя на даче. Да! Выворачивать стало не пример труднее. Но днище стало и толще и глаже. Промазал клеем «Уран» боковой шов – загерметизировал Fish-ку. Вставил баллоны, надул. Да! Нос и корма заметно закаячены, Да, еще одна проблема! Чернецкий, видимо, сместил выходы сосков на байдарке и теперь в корме баллон свернут со значительным запасом, а в носу пусто, хотя соски выходят теперь на всю длину и малейший перекос баллона просто работает на их отрыв. Это плохо. Рама прикрутилась неплохо (но не так плотно и правильно, как было бы со шнуровочной змейкой стандартной для остальных производителей) теперь без проблем можно поднять байдарку за носовую и кормовую ручки с грузом в центральном очке и она при этом не сложится пополам.

 

Что показали полевые/водные испытания?

 

Вывод по Щуке вцелом. Байдарка рулит, но доделывать ее необходимо обязательно (может быть вскорости и фабрично!?)

 

Примечания

 

Многие источники указывают длину маршрута около 100 км и даже больше (до 120 км). На самом деле длина маршрута была измерена по карте с координатной привязкой и, впоследствии, подтверждено данными GPS

http://www.skitalets.ru/water/karelia/lad_sisoev2004/index.htm.

http://www.skitalets.ru/water/karelia/loimola_sisoev2003/index.htm, http://www.veslo.ru/2001/othet/vidlica.html, http://georg.pnpi.spb.ru/~georg/water_holiday/Tukavin/Vidliza_2002/, http://georg.pnpi.spb.ru/~georg/water_holiday/Tukavin/Vidliza_1998/

 


   TopList    Яндекс.Метрика
Лента |  Форумы |  Клуб |  Регистрация |  События |  Слеты |  Маршруты (Хронобаза) |  Фото |  Хроноальбом | --> Видео |  Радио Статьи |  Лодки |  Турснаряжение |  Тексты |  Отчеты |  Худ. литература |  Марфа Московская |  Марфа - рассказы |  Заброска |  Пойду в поход! |  Карты |  Интерактивная карта |  Погодная карта |  Ссылки |  Поиск |  Реклама |  Белая Сова |  База |